что такое приватизация предприятия

Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О приватизации государственного и муниципального имущества

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

(В редакции федеральных законов от 27.02.2003 № 29-ФЗ, от 09.05.2005 № 43-ФЗ, от 18.06.2005 № 60-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 17.04.2006 № 53-ФЗ, от 27.07.2006 № 155-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 24.07.2007 № 212-ФЗ, от 08.11.2007 № 261-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 13.05.2008 № 68-ФЗ, от 22.07.2008 № 159-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 24.07.2008 № 161-ФЗ, от 07.05.2009 № 89-ФЗ, от 31.05.2010 № 106-ФЗ, от 22.11.2010 № 305-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 201-ФЗ, от 18.07.2011 № 214-ФЗ, от 18.07.2011 № 220-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 244-ФЗ, от 02.11.2013 № 291-ФЗ, от 27.05.2014 № 137-ФЗ, от 28.06.2014 № 194-ФЗ, от 21.07.2014 № 259-ФЗ, от 21.07.2014 № 265-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 29.06.2015 № 180-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ, от 03.07.2016 № 366-ФЗ, от 03.07.2016 № 367-ФЗ, от 01.07.2017 № 155-ФЗ, от 31.12.2017 № 505-ФЗ, от 31.05.2018 № 122-ФЗ, от 29.06.2018 № 171-ФЗ, от 06.03.2019 № 20-ФЗ, от 01.04.2019 № 45-ФЗ, от 02.08.2019 № 301-ФЗ, от 31.07.2020 № 293-ФЗ, от 01.07.2021 № 273-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (В редакции Федерального закона от 18.06.2005 № 60-ФЗ)

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами (или) иными нормативными правовыми актами. (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

3. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

(Пункт в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации

1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (В редакции Федерального закона от 31.05.2010 № 106-ФЗ)

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган испол

Источник

II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья 13. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий

2. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия. Заявка рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить согласно статьям 15, 32 и 33 Закона Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия.

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 14. Порядок рассмотрения заявок на приватизацию

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Отказ в приватизации государственного или муниципального предприятия возможен только в следующих случаях:

— лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;

— имеется законодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;

— предприятие включено в установленный Государственной, республиканской или местной программой приватизации перечень объектов (групп объектов), не подлежащих приватизации;

— указанное в заявке предприятие было приватизировано ранее.

(абзац введен Законом РФ от 05.06.92 N 2930-1)

3. В случае принятия решения о приватизации создается комиссия по приватизации предприятия и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать трех месяцев со дня подачи заявки.

Срок разработки плана приватизации может быть продлен по решению Госкомимущества России, но не более чем до шести месяцев.

Комиссия по приватизации обязана рассмотреть проекты планов приватизации, представленные заявителями.

(п. 3 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Комиссия по приватизации рассматривает план приватизации предприятия и направляет его на согласование местному Совету народных депутатов или уполномоченному им представителю, а также трудовому коллективу предприятия. Если Совет народных депутатов и трудовой коллектив предприятия в недельный срок с момента получения плана приватизации не приняли соответствующего решения, план считается согласованным. Срок согласования плана приватизации Советом народных депутатов и трудовым коллективом может быть продлен по их просьбе, но не более чем до двух недель. План приватизации утверждает соответствующий комитет по управлению имуществом.

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Приватизация объектов и предприятий, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, осуществляется по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1, Федерального закона от 17.03.97 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. План приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.

При приватизации не допускаются слияние, присоединение предприятий, а также лишение предприятия статуса юридического лица (за исключением случаев его ликвидации с последующей продажей его активов).

(абзац введен Законом РФ от 05.06.92 N 2930-1)

7. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом окончательное решение о доработке плана, способе и порядке осуществления приватизации принимает соответствующий Совет народных депутатов или уполномоченный им орган.

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае отклонения местным Советом народных депутатов плана приватизации предприятия, находящегося в собственности Российской Федерации, комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации окончательное решение принимает Госкомимущество России.

9. В случае принятия плана приватизации предприятие включается соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов, акционирования.

Статья 15. Способы приватизации государственных и муниципальных предприятий

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Госкомимуществом России.

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Приватизация имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, заключенному до вступления в силу Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», осуществляется следующими способами:

— в соответствии с договором аренды, если размеры, сроки, порядок и иные условия внесения выкупа установлены договором аренды с предоставлением трудовому коллективу арендного предприятия всех льгот, предусмотренных для трудового коллектива государственного и муниципального предприятия;

— путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащих государству, местным Советам народных депутатов, если такое решение принято общим собранием (конференцией) арендаторов.

Арендаторам предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, не имеющим права на выкуп арендованного имущества в соответствии с условиями договоров аренды, заключенных с ними до вступления в силу Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», такое право может быть предоставлено в случае согласия членов коллектива арендаторов на выделение в процессе приватизации отдельных структурных подразделений.

Порядок предоставления права на выкуп и преобразования арендного предприятия в акционерное общество определяется положением о порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду, утверждаемым Госкомимуществом России.

В остальных случаях арендатор имущества государственного или муниципального предприятия, признаваемый покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, может получить право на приобретение арендованного имущества только в порядке, установленном статьями 20, 21, 24 настоящего Закона.

(п. 2 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия по приватизации учитывает:

— мнение трудового коллектива предприятия;

— предложения покупателей, поданные в соответствующий комитет по управлению имуществом вместе с заявкой на приватизацию;

— отраслевые особенности объекта приватизации;

— оценку его уставного капитала;

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

— мнение представителя фонда имущества.

(п. 5 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Российский фонд федерального имущества, фонды имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения) ежегодно в месячный срок после утверждения Государственной программы приватизации заключают с Госкомимуществом России и соответствующими комитетами по управлению имуществом соглашения, определяющие порядок передачи приватизируемых предприятий, долей (паев, акций) в их капитале, активов ликвидируемых и ликвидированных предприятий, оформления необходимой для этого документации, порядок и нормативные сроки продажи объектов приватизации (в том числе по группам), порядок взаиморасчетов и устанавливающие взаимную ответственность сторон.

Указанными соглашениями могут определяться также правомочия комитетов как представителей фондов имущества.

(п. 6 введен Законом РФ от 05.06.92 N 2930-1)

7. Акционерные общества закрытого типа (товарищества с ограниченной ответственностью), часть уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа. Порядок и сроки преобразования определяются Государственной программой приватизации.

(п. 7 введен Законом РФ от 05.06.92 N 2930-1)

Статья 16. Подготовка предприятия к приватизации

1. Подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов).

2. В ходе подготовки к приватизации предприятия определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если указанные объекты включаются в состав имущества, подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любой вариант их использования, не противоречащий требованиям законодательства Российской Федерации, условиям договора между продавцом и покупателем и коллективного договора.

Статья 17. Определение начальной цены приватизируемого предприятия

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества может производиться только в соответствии с методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждаемыми Госкомимуществом России.

Статья 18. Информация о приватизируемых государственных и муниципальных предприятиях

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о приватизируемом предприятии:

— площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;

(см. текст в предыдущей редакции)

— наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий;

— нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);

— обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

— балансы предприятия за последний год;

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

— укрупненная номенклатура выпускаемой продукции;

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

— среднесписочная численность работников.

(абзац введен Законом РФ от 05.06.92 N 2930-1)

По представлению Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов публикуются сведения о доле продукции (работ, услуг) приватизируемого предприятия на соответствующем товарном рынке.

(абзац введен Законом РФ от 05.06.92 N 2930-1)

Форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных определяет Госкомимущество России.

3. Приватизация проводится под общественным контролем работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных организаций (объединений) и народных депутатов.

Статья 19. Формы платежа

1. Оплата стоимости приобретаемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может производиться единовременно или в рассрочку.

2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку.

Арендная плата за пользование имуществом государственных и муниципальных предприятий не может засчитываться в качестве платы за приобретение имущества в собственность.

3. Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятия по конкурсу.

Статья 20. Приобретение государственных и муниципальных предприятий по конкурсу

1. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных (в том числе находящихся в стадии ликвидации) предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом.

(п. 1 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Общий порядок проведения конкурса регулируется положением, которое утверждается Правительством Российской Федерации. В указанном положении определяются условия участия покупателей в конкурсе, порядок рассмотрения их предложений, а также процедуры утверждения принятого решения и оформления прав собственности на предприятие.

Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.

При приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее двух недель.

(п. 2 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Конкурсная комиссия определяет условия, порядок и сроки проведения конкурса.

5. Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже чем на 30 процентов. В случае, если в ходе конкурса предприятие не было продано за такую цену, оно снимается с конкурса. Комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия.

(п. 5 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Преимущественным правом на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел народностей Севера и малочисленных народов пользуются коренные жители. Приватизация таких предприятий производится по их остаточной стоимости.

Статья 21. Приобретение государственных и муниципальных предприятий на аукционе

1. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий.

При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления прав собственности регулируются Положением, которое утверждается Советом Министров Российской Федерации.

4. Цена покупки предприятия на аукционе определяется в ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на 30 процентов от начальной цены. В случае, если предприятие не продано за такую цену, оно снимается с аукциона. В этом случае комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия и (или) его начальную цену.

(п. 4 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 22. Приобретение покупателями акций открытых акционерных обществ

2. После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества.

3. Фонд продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со статьей 23 настоящего Закона в течение месяца после учреждения общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия, образованный в соответствии со статьей 25 настоящего Закона, а также обменена на акции инвестиционных фондов. Реализация акций осуществляется в соответствии с положением о продаже акций в процессе приватизации, утверждаемым Госкомимуществом России.

(п. 3 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 23. Льготы работникам приватизируемых предприятий по приобретению их акций

1. Работники государственных или муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой Государственной программой приватизации. Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях.

Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, предоставляется на три года с момента регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 15 процентов номинальной стоимости акций.

(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию или выработавших на приватизируемом предприятии трудовой стаж не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин и уволенных по собственному желанию, сокращению штатов или численности, а также лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии.

(п. 2 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственной программой приватизации могут быть установлены дополнительные льготы работникам отдельных предприятий или групп предприятий (отраслей).

(п. 3 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 24. Приобретение государственных и муниципальных предприятий их работниками по конкурсу (на аукционе)

1. Для участия в конкурсе (аукционе) по приобретению государственного или муниципального предприятия в качестве покупателя члены трудового коллектива в соответствии с Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» могут учредить товарищество (акционерное общество) либо заключить договор о совместной деятельности.

(п. 1 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если товарищество (акционерное общество или участники соответствующего договора о совместной деятельности), принимающее участие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то при покупке предприятия (подразделения) оно имеет право на рассрочку платежа, а также на использование части остатков средств фондов экономического стимулирования, пропорциональной численности работников, вошедших в товарищество (акционерное общество), заключивших договор.

(п. 2 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Указанное товарищество (акционерное общество, участники договора о совместной деятельности) при приобретении государственного или муниципального предприятия имеет право на рассрочку платежа. Рассрочка не может превышать трех лет, а сумма первоначального взноса не может быть меньше 25 процентов цены, за которую приобретено предприятие.

(п. 3 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если указанное товарищество (акционерное общество) и другие покупатели предлагают равные конкурсные условия, приоритет в приобретении предприятия имеет данное товарищество (акционерное общество).

Статья 25. Приобретение акций (паев) из фондов акционирования работников предприятий

1. Работники акционерных обществ (товариществ) имеют право приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятий (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия в соответствии с планом приватизации.

(п. 1 в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о формировании ФАРП принимается на основе соглашения с покупателем.

Размеры ФАРП не могут превышать 10 процентов от уставного капитала предприятия.

При продаже имущества и нематериальных активов ликвидированных предприятий ФАРП не образуется.

3. Невыкупленными акциями ФАРП и выручкой от продажи акций (паев) владеет соответствующий фонд имущества или назначенный им представитель. Свободные средства ФАРП расходуются исключительно на приобретение акций (паев) данного акционерного общества (товарищества). Акции (пай), не выкупленные у ФАРП, не дают права решающего голоса.

Статья 26. Социальные гарантии работникам приватизируемых государственных и муниципальных предприятий

1. Предприятия, приобретенные покупателями по конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшим до приватизации коллективным договором.

2. Не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем прав собственности на приватизированное государственное или муниципальное предприятие или преобразования его в акционерное общество (товарищество) его руководитель обязан заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение.

3. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.

4. Высвобождение работников приватизированных предприятий и их трудоустройство регулируется законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде и занятости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *