что такое принцип удовольствия по фрейду
Что такое принцип удовольствия по фрейду
Психология
Принцип удовольствия и принцип реальности
По мнению Фрейда, психический аппарат имеет тенденцию поддерживать возбуждение на самом низком или, в крайнем случае, на постоянном уровне. Работа психического аппарата направлена на то, чтобы поддерживать возбуждение на низком уровне. Все, что содействует увеличению напряжения (возбуждения), должно рассматриваться как неудовольствие.
З.Фрейд, однако, отрицает абсолютное господство принципа удовольствия в психической жизни. Он утверждает, что в психике существует выраженная тенденция к господству принципа удовольствия, но этому противостоят другие внутренние и внешние силы и условия.
Для самосохранения организма принцип удовольствия оказывается не только не полезным, но в значительной степени вредным и опасным. Под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип заменяется «принципом реальности».
Влечения «Я» подчинены принципу реальности. Принцип удовольствия, однако, еще длительное время господствует в психике и часто берет верх над принципом реальности (даже во вред всему организму).
Психоаналитическая концепция структуры личности
Организацию психической жизни индивидуума можно представить в виде структуры, компонентами которой являются такие инстанции как Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).
На новом этапе эволюции психоанализа Фрейд объяснял чувство вины у невротиков влиянием Сверх-Я. Аналогично объяснялся и феномен тревожности. Фрейд различал три вида тревожности:
1) тревожность, вызванная реальностью;
2) тревожность, обусловленная давлением со стороны Оно (Id);
3) тревожность, обусловленная влиянием (давлением) со стороны Сверх-Я (Super-Ego).
«Популярное изложение»: Работа Зигмунда Фрейда. «Положение о двух принципах психической деятельности»
Зигмунд Фрейд считал, что человеком руководят два принципа: принцип реальности и принцип удовольствия/не удовольствия. В этой статье Concepture популярно разбирает «Положение о двух принципах психической деятельности».
Принцип Удовольствия/ не удовольствия
Венцом таких бессознательных процессов является принцип удовольствия, в соответствие с которым чаще всего стремится существовать наша психика. А от переживаний, которые несут нам неудовольствие психика старается избавляется посредством вытеснения [один из защитных механизмов, засчет которого, как считают психоаналитики, наше сознание избавляется от нежелательных мыслей, желаний, потребностей].
Если задуматься, возникает законный вопрос, как же человек жил в суровом мире, руководствуясь лишь выше указанным принципом? Фрейд дает такой ответ: наше состояние психического покоя начинает нарушаться «властными запросами внутренних потребностей». Вызываемые подобными запросами противоречия, а они истекают из реальности, создают у человека первую структуру предсознания – воображение.
Человек, пытаясь сохранить состояние психического покоя, удовлетворяет данные запросы посредством галлюцинаций [в редуцированной форме мы и сейчас некоторые наши самые сокровенные желания удовлетворяем посредством снов, а они есть ничто иное, как разновидность галлюцинаций]. Но, как не трудно догадаться, подобный способ оказывается не эффективным, и психический аппарат, сталкиваясь с реальностью, вынужден выработать новый способ функционирования.
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению принципа реальности, давайте чуть подробнее остановимся на том, как же все-таки функционирует принцип удовольствия и почему он вообще возник? В качестве примера давайте рассмотрим состояние грудного ребенка, который при длительном раздражении выражает свое неудовольствие криком (моторной реакцией), а затем получает галлюцинаторное удовлетворение потребности в виде из ниоткуда взявшейся груди.
Если пытаться экстраполировать этот пример на жизнь проточеловека, то можно сказать следующее: он, находится в состоянии бессознательного воображения и пребывает в комфортных внешних условиях, а при возникающем затруднении – начинает хаотичные поисковые операции и получает галлюцинаторное удовлетворение через из ниоткуда берущуюся пищу. Так вот, принцип реальности начинает формироваться тогда, когда внешние условия перестают отвечать хаотичным запросам проточеловека. Другими словами: меняется климат и ему становится необходимо резко приспосабливаться, а галлюцинаторный способ в таких условиях перестает давать должный результат.
В итоге принцип удовольствия\ не удовольствия отвечает за наш психический комфорт и сознательную стабильность, не давая нежелательным бессознательным тенденциям прорываться на поверхность сознания и вытесняя их. Также он позволяет нашей психике не отказываться от бессознательных тенденций полностью, сохраняя наш душевной покой, пользуясь рядом механизмов (воображение, сны, мечты), удовлетворяющих наши желания опосредованно.
Принцип Реальности
Теперь рассмотрим, что же из себя представляет принцип реальности. Как уже было сказано выше, психике, столкнувшейся с новыми условиями необходимо вырабатывать адекватный способ приспособления к реальности. Принцип реальности основывается уже не на том, что приятно, а на том, что действительно есть. В общем и целом, появление принципа реальности повлекло сильные изменения. Возросшее значение внешней действительности приводит к увеличению роли органов чувств, как тех элементов, которые помогают точнее в ней ориентироваться.
Благодаря возникновению принципа реальности появляется функция внимания. Она позволяет время от времени обследовать окружающую среду, чтобы быть осведомленным об условиях на случай, если вдруг возникнет потребность. Также в рамках принципа реальности у человека возникает «система отметок» – память.
В противовес вытеснению – основному механизму принципа удовольствия – формируется «беспристрастное суждение»; нечто, что позволяет определить, носит ли представление реальный характер или воображаемый (галлюцинаторный). Задержка моторной реакции на возникающую потребность компенсируется функцией мышления, дающего способность помыслить конечный результат отсроченного удовлетворения и помогающее создавать сложные комплексные действия.
Вот как сам Фрейд описывает значимость мышления для принципа реальности: «Первоначальное мышление было, вероятно, бессознательным, отличаясь от простого представления тем, что оно поднималось над ним и обращалось к отношениям между впечатлениями от объектов».
Также с формированием принципа реальности у человека формируется сознание, как тот плацдарм, который разделяет сферы реального и галлюцинаторного, позволяя отделять полезные потребности и желания от бесполезных. Но подобный раскол приводит к одному любопытному эффекту. Так как наша психика старается существовать по «экономическому принципу сбережения», в отделенной от реальности бессознательной сфере возникает новый тип мышления, подчиненный только принципу удовольствия – фантазирование, которое не требует особой затраты энергии.
Вот что по этому поводу пишет Фрейд: «В результате устанавливается более тесная связь, с одной стороны, между половым влечением и фантазией, с другой, между влечениями «Я» и деятельностью сознания. Эта связь оказывается, как у здоровых, так и у невротиков».
Итак, принцип реальности позволяет нам действовать рационально и последовательно, отделяя на сознательном уровне бессознательные галлюцинаторные способы удовлетворения потребностей от реальных.
Связь между двумя принципами
В действительности, конечно же, формирование принципа реальности происходит не мгновенно, а постепенно. Если говорить о сознательных и личных потребностях, то они формируются под воздействием данного принципа. А если же мы говорим о сексуальных влечениях, то на ранней своей стадии они аутоэротичны и сильно подвержены влиянию принципа удовольствия.
Наличие принципа реальности не означает уход от первого принципа, а лишь дает новые (отсроченные) пути удовлетворения потребностей. Воспитание в этом смысле направленно на попытку воспитать в ребенке чувство реальности и подавить в нем галлюцинаторные механизмы удовлетворения потребностей.
Тонкая связь двух принципов ярче всего выражается в искусстве, в нем же и преодолевается. Художник уходит от реальности, так как не способен отказаться от собственных влечений, и дает волю своим эготическим потребностям. Но он не уходит в мир фантазирования целиком, потому что, благодаря своим талантам, «преображает фантазии в новый вид действительности, который принимается человечеством как ценное отображение реальности».
Таким образом, можно сказать, что между двумя принципами существует тонкая диалектика и взаимопроникновение. Человек, если верить психоанализу, достигает баланса в удовлетворении отсроченных потребностей в реальности, корнями своими уходящими в наши фантазии. И здоров человек настолько, насколько способен применять эти принципы функционирования психики в правильных пропорциях. Если же доминирует принцип удовольствия, бессознательное затопляет сознание, что приводит к психозу. Если доминирует принцип реальности, и сознание слишком жестко репрессирует сферу бессознательного, то возникает невроз.
Рекомендуем прочесть:
1. З.Фрейд – «Положение о двух принципах психической деятельности».
Что такое принцип удовольствия по фрейду
Нем.: Lustprinzip. — Франц.: principe de plaisir. — Англ.: pleasure principle. — Исп.: principio de placer. — Итал.: principle di piacere. — Португ.: principle de prazer.
• Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом —избежать неудовольствия и достигнуть удовольствия. Поскольку неудовольствие связано с возрастанием количества возбуждения, а удовольствие — с его ослаблением, постольку принцип удовольствия — это экономический принцип.
• Мысль о том, что удовольствие — регулятивный принцип функционирования психики, принадлежит не Фрейду. Фехнер, чьи идеи, как известно, сильно повлияли на Фрейда, выдвинул «принцип удовольствия от действия» (la). В отличие от обычных гедонистических учений, он имел в виду не удовольствие как цель человеческого действия, а обусловленность наших поступков в данный момент удовольствием или неудовольствием от представления о совершаемом действии или его последствиях. Фехнер отмечал также, что эти побуждения могут и не улавливаться сознанием: «Вполне естественно, что если наши побуждения скрыты в бессознательном, то это относится также к удовольствию и неудовольствию» (1b, а).
Эта актуальность побуждений лежит и в центре фрейдовской концепции: психический аппарат* стремится избегать неприятного напряжения или устранять его. Стоит отметить, что поначалу этот принцип именовался «принципом неудовольствия» (2а): побуждением к действию служит испытываемое в данный момент неудовольствие, а вовсе не перспектива будущего удовольствия. Речь идет о механизме «автоматического» регулирования (2b).
Идея принципа удовольствия почти не изменялась на протяжении всего творчества Фрейда. А вот место этого принципа среди других теоретических положений было для Фрейда проблемой, и он предложил несколько вариантов ее решения.
Что же касается действующего здесь механизма, то у Фрейда мы находим несколько подходов к этой проблеме. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (Jenseits des Lustprinzips, 1920) Фрейд призывал различать неудовольствие и чувство напряжения, поскольку существуют и приятные напряжения: «Не следует ли соотнести чувство напряжения с абсолютной величиной нагрузки, а подчас и с ее уровнем, тогда как шкала удовольствие — неудовольствие укажет нам на изменение нагрузки в единицу времени» (4а). В следующей его работе во внимание принимался также и временной фактор, ритм этого процесса, причем вновь подчеркивается качественный аспект удовольствия (5а).
Несмотря на все сложности, связанные с поиском эквивалентов между количественными и качественными аспектами удовольствия « неудовольствия, очевиден интерес психоаналитической теории к экономическому истолкованию этих состояний, позволяющий определить основу как бессознательных инстанций личности, так и ее сознательных сторон. Говорить о бессознательном удовольствии, связанном с явно болезненным симптомом, вряд ли имеет смысл с психологической точки зрения. Фрейд исходит из психического аппарата и происходящих в нем энергетических изменений. Тем самым в его распоряжении оказывается модель, позволяющая ему рассматривать каждую подструктуру как управляемую тем же самым принципом, что и психический аппарат в целом. Он оставляет в стороне трудный вопрос об определении для каждой из этих подструктур путей и случаев возрастания напряжения как причины чувства неудовольствия. Однако эта проблема прямо ставится — применительно к Я — в «Торможении, симптоме, страхе» (Hemmung, Symptom und Angst,1926) (концепция сигнала тревоги* как побуждения к защите).
Другая проблема, связанная с предыдущей, — это проблема отношения между удовольствием и постоянством. В самом деле, даже если согласиться с существованием экономического, количественного аспекта удовольствия, вопрос остается открытым: обусловлено ли то, что Фрейд называет удовольствием, постоянством энергетического уровня или сведением напряжений к минимуму? Подчас кажется, что, уподобляя принцип удовольствия принципу постоянства, Фрейд выбирал первый подход. Однако, если учесть все теоретические утверждения Фрейда, особенно в «Наброске научной психологии»(Entwurf einer Psychologie, 1895) и в «По ту сторону принципа удовольствия», нельзя не заметить, что принцип удовольствия скорее противоположен сохранению постоянного энергетического уровня, независимо от того, идет ли речь о свободной энергии, об энергии связанной* или же о поднятой самим Фрейдом проблеме: не находится ли принцип удовольствия во власти влечения к смерти? (4b,5b). Подробнее эта проблема обсуждается в статье «Принцип постоянства».
Спорный воппрс психоанализа — что же собственнЪ находится «по ту сторону принципа удовольствия» — не может быть осмысленно поставлен, покуда не выявлена проблематика, требующая ввода таких понятий, как удовольствие, постоянство, связывание, полное устранение напряжений. Фактически Фрейд вводит принципы или силы влечения, выходящие за рамки принципа удовольствия, лишь тогда, когда принцип удовольствия в его трактовке сближается с принципом постоянства. Если же принцип удовольствия толковался как полное устранение напряжения (принцип Нирваны), то тогда Фрейд подчеркивает основополагающее значение принципа удовольствия (см. особенно: Влечение к смерти).
Принцип удовольствия возникает в психоаналитической теории, как правило, вместе с принципом реальности. Так, выявляя два принципа функционирования психики, Фрейд исходит прежде всего именно из этих двух опорных моментов. Поначалу влечения стремятся лишь к разрядке, к удовлетворению кратчайшим возможным путем. Постепенно они постигают природу реальности, ибо лишь этот процесс «обучения» помогает им, несмотря на все окольные пути и отсрочки, достичь желаемого удовлетворения. По этой несколько упрощенной картине можно судить о том, как проблема отношения между удовольствием и реальностью обусловлена пониманием удовольствия в психоанализе. Если под удовольствием понимать удовлетворение потребности (образец здесь — удовлетворение влечений к самосохранению), тогда противопоставление принципа удовольствия принципу реальности не дает ничего существенно нового, особенно если признать, что живой организм обладает естественным равновесием и установками, в силу которых удовольствие, подчиненное, правда, адаптативным функциям, становится направляющим принципом жизни. Однако психоанализ придает принципу удовольствия решающее значение в ином контексте — в связи с такими процессами (опыт удовлетворения) и явлениями (сновидение), «нереалистичность» которых очевидна. И тогда эти два принципа предстают как полностью антагонистичные: выполнение бессознательного желания (Wuncherf?llung) отвечает иным требованиям и соответствует иным законам, нежели удовлетворение (Befriedugimg) жизненных потребностей (см.: Влечения к самосохранению).
Что такое принцип удовольствия по фрейду
Общее впечатление от прочитанного текста с интригующим названием «По ту сторону принципа удовольствия» неоднозначное. С одной стороны, текст было читать приятно, получалось погружаться в него, было большое любопытство. С другой стороны, текст сложный, периодически возникало чувство потерянности, некоторой бессвязности. При повторном прочтении открывала много нового: слова, мысли и идеи, которым не придала значение сразу.
Принцип удовольствия был господствующим в психоаналитической теории. Только в 1920 году, в работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд заглядывает, пытается разгадать и, на мой взгляд, разгадывает загадку, есть ли что-то ещё, какова обратная сторона?
Принцип удовольствия реализуется через влечение к жизни (эрос). Причем принцип удовольствия и принципа неудовольствия – это две части одного и того же принципа. Работа этого принципа заключается в том, чтобы уменьшить количество напряжения в психическом аппарате. Считалось, что «неудовольствие способствует повышению, а удовольствие понижению этого количества». Но эта пропорциональность прослеживается не везде, самый яркий пример сексуального возбуждения – повышение напряжения не связано с неудовольствием в этом случае. Принцип удовольствия описывается Фрейдом через экономический подход (количество напряжения).
Принцип константности заключается в том, что принцип удовольствия стремится на максимально более низкий, но постоянный уровень.
От формулировки господства принципа удовольствия Фрейд переходит к другой – «…тенденция к господству принципа удовольствия», то есть в психике есть сильное стремление к реализации принципа удовольствия, но оно не всегда реализуется. И, следовательно, остается место для чего-то еще. То есть появляется некое допущение того, что что-то есть по ту сторону.
Под влиянием стремления человека к самосохранению принцип удовольствия сталкивается с принципом реальности, который откладывает возможности удовлетворения, ищет окольные пути удовлетворения, терпит временное неудовольствие. Принцип реальности является торможением принципа удовольствия. Это так же позволяет говорить о том, что не только принцип удовольствия правит душевной жизнью человека.
Мы сталкиваемся с конфликтами и расщеплением психического аппарата. То, что для одной части психика удовольствие, для другой – неудовольствие. Источник удовольствия превращается в принцип неудовольствия.
Эти три принципа имеют один вектор. Цель их в уменьшении напряжения в психике.
Позволяет заглянуть по ту сторону принципа удовольствия анализ пациентов с травматическим неврозом. Привлекают внимание их сновидения, в которых воспроизводится травматичное событие. Поскольку, в психоаналитической теории, сновидения – есть ни что иное, как исполнение желаний, то мы сталкиваемся с тем, что пациент с травматическим неврозом стремится к тому, чтобы снова прожить травму, вернуться к ней. А это так же противоречит принципу удовольствия, ведь травма связана с негативными переживаниями.
Фрейд предлагает так же обратиться к изучению функционирования психического аппарата в его наиболее ранних нормальных формах деятельности, имея ввиду игру детей.
В тексте приведены наблюдения за навязчивыми повторяющимися действиями ребенка, которые оказались игрой и доставляли ребенку удовольствие. Одно из описаний – забрасывание игрушек и различных предметов, какие попадали полуторогодовалому ребенку в руки, под кровать, в угол комнаты так, что их разыскивание становилось нелегкой задачей для матери. При этом он издавал звук, который напоминал матери и другим наблюдателям слово «Прочь!». Другое описание – игра с деревянной катушкой, которая заключалась в том, что ребенок забрасывает катушку на нитке так, что перестает ее видеть. Потом тянет за нитку и, когда она появляется в поле зрения, он радостно ее встречает, издавая звуки, похожие на слово «Тут!». Фрейд обратил внимание, что ребенок забрасывает катушку чаще, а возвращает ее не всегда. Ребенок испытывает неудовольствие в части этой игры, но все равно играет ее, повторяя именно забрасывание, а не возвращение. И, наконец, игра с зеркалом: ребенок то прячется, то снова видит себя в зеркале, повторяя это действие снова и снова.
Таким образом, ребенок в описанных играх проживает уход матери, к которому он относился спокойно, безразлично (что не характерно для маленьких детей). Забрасыванием игрушек, ребенок как бы мстил матери, проявлял агрессию, он становился активным, имеющим некую власть над ситуацией. Но при этом он получал удовольствие от самого процесса игры, повторяя снова и снова символический уход матери. Так же, как и пациенты с травматическим неврозом, он повторяет травму.
Но, ни один из сюжетов не говорит о том, что что-то есть по ту сторону удовольствия, они лишь являются частицами единого целого, позволяют нам пока только догадываться и предполагать. Фрейд как будто ищет что-то равнозначное принципу удовольствия.
Далее Фрейд обращается к клинической практике, говоря о том, что пациент не может вспомнить все вытесненное. Он не вспоминает самого главного, а воспроизводит в анализе, в том числе с помощью переноса, проживая это с фигурой психоаналитика, повторяя негативные ситуации и переживания.
Итак, мы видим, что сквозь сны, детскую игру, клинический психоаналитический сюжет происходит повторение травматического опыта. Это все говорит о том, что в психической жизни есть тенденция к навязчивому повторению.
Как бы собрав по кусочку все эти данные, Фрейд приходит к выводу о том, что принцип навязчивого повторения является первоначальным и элементарным принципом, он не менее господствующий, чем принцип удовольствия, и именно он находится по ту сторону удовольствия.
Психика подвергается раздражению, идущему от внешнего мира и от внутреннего. Внутренним раздражением являются влечения, которым противостоять невозможно, реакцией на это раздражение является удовольствие и неудовольствие. Внешним же раздражителям психический аппарат противостоит посредством защит. Раздражения, идущие извне, которые являются достаточно сильными, чтобы проломать защиту, мы называем травматическими. То есть понятие травмы включает в себя понятие разрушения защиты от раздражения. Внешняя травма приводит в движение защитные средства психики, принцип удовольствия при этом остается бессильным. Психический аппарат оказывается переполненным большим количеством раздражения. Возникает задача обуздать это раздражение, и прекратить его. Примером прорыва защиты на телесном уровне может быть физическая боль.
Травматический невроз – есть следствие прорыва защиты психического аппарата от раздражения. Страх является основной составляющей линии защиты от раздражения. При отсутствии страха, защиты слабее, травма сильнее. Если рассмотреть с этой точки зрения сновидения травматических невротиков, то, можно предположить, что сновидения справляются с раздражением, идущим извне с помощью развития страха, отсутствие которого и стало причиной возникновения травматического невроза (а не представляют собой исполнение желания).
Через размышления о внутренних раздражениях (влечениях) Фрейд приходит ко второй теории влечений – влечения к жизни (эрос) и влечения к смерти. Именно они являются самыми важными и самыми темными элементами исследования психики. Эти процессы, протекают в бессознательном, как и сновидения, и они «первичны», в отличие от «вторичных» процессов, протекающих в бодрствующем состоянии.
Фрейд говорил о том, что неживое появилось раньше чем живое за счет внешних раздражений и отклоняющихся факторов; влечение к жизни – отклоняющиеся, окольные пути к смерти. Получается, что влечение к жизни – оборотная сторона влечения к смерти.
Как же эти влечения соотносятся с принципом навязчивого повторения? Принцип навязчивого повторения в психической жизни детей связан с удовольствием, точнее сказать неудовольствием, так как ребенок стремится повторять именно неприятные переживания снова и снова. Во взрослой жизни эта черта характера сходит на нет: мы получаем в большей степени удовольствие при первом просмотре фильма или чтении книги, не стремимся повторить тут же снова. И навязчивое повторение нас может преследовать во снах, повторении одной и той же песни, разыгрывания отношений, о чем уже упоминалось в эссе.
Подводя итоги рассуждений, стоит резюмировать, что влечение к смерти является доминирующим влечением. Принцип удовольствия находится в подчинении влечения к смерти. Много процессов в психической жизни существуют независимо от принципа удовольствия, а стремление к смерти присуще всем процессам, даже, казалось бы, противоположным, связанными со стремлением к жизни.
Фрейд и раньше писал о таких составляющих влечения к смерти, как природной агрессии человека, о садизме и мазохизме, но сформулировал это именно, как влечение к смерти только в тексте «По ту сторону удовольствия».