что такое принцип наглядности в педагогике
Статья на тему: «ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ – ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ»
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ – ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ
Закономерности педагогической деятельности находят свое конкретное выражение в основных положениях, которые определят ее общую организацию, содержание, форм и методов, т. е. в принципах.
В современной науке принципы – это главные, исходные положения определенной теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действий.
Дидактические принципы – это основные положения, которые определяют содержание, организационных форм и методов учебного процесса, соответственно с его общими целями и закономерностями. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основных требований к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге способствуют творчески подойти к построению педагогического процесса [5, с. 198].
Важнейшее организующее положение в процессе обучения и всей целостной педагогической деятельности является принцип наглядности. Это один из самых известных и понятных принципов учебной деятельности, который используется с древнейших времен.
В последние время вновь стала актуальной проблема применения наглядности в учебном процессе. Это объясняется рядом причин.
Существенно увеличилась область применения средств наглядности, усложнился их инвентарь.
Условия применения наглядности в учебном процессе противоречивы. Основной задачей наглядности является базирование развития мышления обучающихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связи школу с жизнью.
Область применения наглядных средств в процессе обучения никем еще точно не определена. Как показывает практика, что наглядные средства применяются как при комплексном, так и при аспектном обучении, расширяясь и углубляясь [1, c. 132].
Наглядность в учебно-воспитательном процессе обеспечивается с использованием различных наглядных средств. Наглядные средства используются но и для понимания ими отвлеченных связей и зависимостей – одно из главнейших положений дидактики, которая основана на методологии диалектического материализма.
Еще Я.А. Коменский в семнадцатом веке обосновал принцип наглядности как важнейший принцип преподавания, вывел «золотое правило дидактики». В соответствии этому правилу к учебному процессу необходимо привлечение всех органов чувств. Он писал: «Если мы хотим насаждать в обучающихся истинных и достоверных знаний, то мы должны стремиться обучать всему с помощью личных наблюдений и чувственной наглядности».
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. По его мнению, органы чувств сами по себе дают нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно ликвидировать беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и сходные предметы снова объединить, т. е. сформировать у обучающихся понятия. Песталоцци говорил: «Я прочно установил высший, главный принцип обучения, признавая наглядность как основой любого познания».
Позднее известный педагог К.Д. Ушинский развил принцип наглядности и охарактеризовал его значение в процессе приобретения обучающимися знаний. Польза наглядности в учебном процессе, как утверждал К.Д. Ушинский, заключается в том, что обучающийся приучается находить связей между словами и предметами. В своих классических работах о значении наглядности в обучении он утверждал, что использование наглядных материалов приучает детей связывать слово с восприятием опыта, при этом формируются представления о форме, окраске, размерах, звуках и т. д. Очень важно, чтобы предмет непосредственно воспринимался учащимися и чтобы под руководством педагога «. ощущения дитяти превращались в понятий, из понятий возникла мысль, и мысль облекалась в слово» [3, с. 137].
В современной дидактике понятие наглядности относится к разным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один вид наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. В ходе изучения природы, например, наиболее целесообразно применение натуральных объектов и изображений, близких к натуре, а на уроках грамматики – условных изображений отношения между словами с помощью дуг и стрелок, путем выделения частей слова различными цветами. Часто появляется необходимость использования различных видов наглядных средств в ходе ознакомления с одними и теми же вопросами.
Является важным целенаправленное использование наглядных материалов, не загромождать уроки их избыточным количеством, ибо это может помешать обучающимся, сосредоточиться и обдумать самые главные, существенные вопросы. Такое использование наглядности в учебном процессе не приводит к успеху, а скорее вредит и усвоению новых знаний, и развитию обучающихся.
Когда учащиеся обладают необходимыми образными представлениями, следует применять их для формирования понятий, для развития отвлеченных мышлений учащихся. Это правило относится кроме средних и старших классов, и к младшим классам. Опираясь на восприятие учащимися младших классов множеств и взаимоотношений между ними, необходимо уже в первом классе последовательно переходить к обобщению наглядных отношений, при этом добиваться их понимания в отвлеченном плане. Например, выполнив умножение и деление на квадратиках или кружочках в пределах двух десятков, нужно перейти к выяснению связи умножения и деления, взаимно обратных отношений между этими математическими действиями [2, c. 12].
В практике обучения применение наглядных материалов сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и наглядных средств, несмотря на их многообразие, имеют несколько основных форм. Одна из форм является то, что при посредстве слова педагог руководит наблюдениями, которые ведут учащиеся, а знания о внешней форме объекта, о его строении, о происходящих процессах обучающиеся получают из объектов, которые они наблюдают. К примеру, на уроках учитель объясняет: «В этой склянке – соль. Рассмотрите ее внимательно. Каких физических свойств имеет это вещество?» – «Соль – белого цвета, соленая на вкус», – отвечает ученик. «Что с ней происходит в воде?», – обращается к классу педагог, проводя опыт. – «Она растворяется в воде», – отвечают учащиеся.
В другой форме сочетания, которая резко отличается от только, что описанной, данные о предметах и процессах обучающиеся получают из устных объяснений педагога, а наглядные средства используются для того, чтобы подтвердить и конкретизировать словесных сообщений. В этом случае, на уроке, изучения той же теме (поваренная соль), учитель сам объясняет ее физические свойства и на опыте показывает эти свойства.
Необходимо отметить, что первая из описанных форм сочетания наиболее эффективна не только для усвоения нового материала, но и для развития наблюдательности, особенно у учащихся младших классов. Превосходство первой формы проявляется тогда, когда проводится подробный анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку при использовании другой формы сочетания требуется меньше времени, можно использовать эту форму, когда осуществляется сравнительно «грубый» анализ объекта.
Знание учителем форм сочетания слова и наглядных средств, их вариантов и сравнительной эффективности способствует творчески применять наглядные средства соответственно данной дидактической задаче, содержанию учебного материала и другим конкретным условиям. Дидактический принцип наглядности является главным в обучении, но его, как и в познавательном процессе, следует понимать шире, чем возможности зрительного восприятия.
Педагогу следует не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих воспитанников. Умение доступно излагать свой предмет, педагогический талант учителя основаны на умении строения учебного процесса в соответствии с закономерностями данного процесса, с главными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.
2. Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. – М., 2003. – 245 с.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 2003. – 425 с.
4. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов, или Как улучшить классно-урочную систему обучения: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с. (Школьное образование).
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3е изд. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Принцип и виды наглядности в педагогике
Принцип в педагогике – это основное положение теорий, учений, мировоззрения, науки, внутреннее человеческое убеждение, которое определяет его отношение к реальности, поведенческие нормы и нормы деятельности.
Его основой служат уже изученные закономерности. Причем принципы логически не выводятся из законов. Закономерности рассматриваются в качестве теоретической базы и формулировки принципов обучения, основных правил педагогической практики.
Педагогические принципы основаны на базе педагогических закономерностей и законов.
Педагогические принципы принимают за базовые идеи, следование которым позволяет наиболее эффективно достигать целей и решать поставленные задачи.
Значение принципа наглядности в педагогике
Принцип наглядности – это главное организующее положение всего целостного процесса педагогического воздействия и обучения.
Коменским было сформулировано золотое правило дидактики, где говорилось о вовлечении всех органов чувств для обучения.
Чтобы познавать окружающую реальность, человек использует все органы чувств в разной степени. Принцип наглядности говорит о формировании у детей понятий и представлений, на которых основываются все чувственные восприятия явлений и предметов. Эмоциональный диапазон и пропускная способность имеющихся органов чувств у каждого человека индивидуальны.
Принцип наглядности ставится на первое место. Еще Константин Ушинский обратил на это внимание во время педагогической деятельности. Он говорил о том, что при большем количестве задействованных органов чувств восприятие проходит быстрее, а информация прочно закрепляется в памяти. Это объясняется тесной связью человеческих органов чувств.
Наглядность для педагогического процесса базируется на законах развития мышления и познания окружающего мира. Известно, что еще с ранних этапов развития ребенок мыслит преимущественно образами, а не понятиями. Если при объяснении материала информация подкреплена сравнениями, аналогиями конкретных фактов, то усвоение происходит намного быстрее.
Наглядность в педагогике – это один из основных принципов в обучении по Коменскому, играющий немаловажную роль. Применение иллюстраций, лабораторно-практических работ, демонстраций, ярких примеров способствуют огромному воздействию на обучающихся и скорости усвоения материала. Наглядность может быть применима на любом этапе педагогического процесса.
Виды наглядности
Наглядность подразделяют на виды по степени возрастания абстрактности:
При использовании наглядности следует помнить о чувстве меры. Совместное применение картинок, изображений с непосредственной творческой деятельностью детей дают высокие результаты при обучении. Педагоги придерживаются принципа вариативности, который необходим для разграничения образов явлений или предметов в сознании ребенка.
Принцип наглядности в педагогике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие педагогических принципов
Принцип представляет собой основное базовое положение теорий, учений, мировоззрения, науки, внутреннее человеческое убеждение, которое определяет его отношение к реальности, поведенческие нормы и нормы деятельности. Основой принципов служат уже познанные закономерности. При этом принципы логически не выводятся из законов. Закономерности служат только теоретической базой для и формулировки принципов обучения и основных правил педагогической практики.
На базе педагогических закономерностей и законов базируются педагогические принципы.
Педагогические принципы — базовые идеи, следование которым позволяет наиболее эффективно достигать целей и решать поставленные задачи.
Значение принципа наглядности в педагогике
Главным организующим положением всего целостного процесса педагогического воздействия и, обучения в частности, является принцип наглядности.
Педагог Коменский, сформулировавший золотое правило дидактики, говорил, что в обучение следует вовлекать все органы чувств.
В познании окружающей реальности человеком и учении участвуют все органы чувств. Принцип наглядности требует формирования у детей понятий и представлений, основываясь на всех чувственных восприятиях явлений и предметов. При этом пропускная способность органов чувств у человека различна. Например, орган слуха пропускает около тысячи условных единиц информации за определенную единицу времени, орган осязания за эту же единицу времени пропустит информации 10000 условных единиц, а орган зрения целых 100000. Соответственно примерно 80% информации об окружающем мире человек получает посредством зрения.
Готовые работы на аналогичную тему
Принцип наглядности, таким образом, можно поставить на первое место с опорой на остальные органы чувств. На это обращал внимание русский педагог Константин Ушинский. Он считал, что чем больше органов чувств принимает участие в восприятии информации, тем прочнее она закрепляется в человеческой памяти. Это объясняется тесной взаимосвязью органов чувств человека.
В педагогическом процессе наглядность основывается на законах развития мышления и познания окружающей действительности, развивающегося от конкретного к абстрактному. Ребенок на ранних этапах развития преимущественно мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и положения легче усваиваются учащимися, когда они подкрепляются в процессе сравнения и проведения аналогий конкретными фактами.
В процессе педагогического воздействия наглядность обеспечивается за счет применения различных иллюстраций, лабораторно-практических работ, демонстраций, использования ярких примеров и фактов из жизни. Особую роль в реализации принципа наглядности играет использование наглядных пособий, карт, схем. Наглядность можно применять на любом этапе педагогического процесса.
Виды наглядности
По степени возрастания абстрактности наглядность подразделяется на следующие виды:
Для исключения сдерживания развития абстрактного мышления детей, при использовании наглядности следует проявлять чувство меры. Огромное значение имеет сочетание наглядности с непосредственной творческой деятельностью детей по созданию наглядных пособий. В использовании наглядности следует придерживаться принципа вариативности для того, чтобы в детском сознании не запечатлелся конкретный образ явления или предмета.
Принцип наглядности в обучении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Современные методики обучения, несмотря на использование инновационных и актуальных методов и средств преподавания, вынуждены соблюдать общие дидактические принципы. К общим дидактическим принципам относятся принципы: научности; последовательности и цикличности; сознательности и усвоения деятельности; доступности содержания; активности и самостоятельности; индивидуализации и коллективности обучения; эффективности учебной деятельности; связи теории и практики; наглядности (содержания и деятельности).
Понятие и виды наглядности
Понятие наглядности неоднозначно. Под наглядностью понимают средство, принцип и метод обучения. В случае метода обучения наглядность сливается с наблюдением, и выступает как метод познания.
Чаще всего под наглядными методами, понимаются такие методы обучения, при которых усвоение учебного материла, происходит с использованием различных пособий и технических средств. В качестве пособий выступают – плакаты, схемы, репродукции и т.д. Технические средства, используемые для наглядности, – это средства мультимедиа (презентации, слайд-лекции и т.п.). Для эффективности наглядные методы необходимо применять совместно со словесным сопровождением.
Различают следующие виды наглядности:
Средства наглядности могут быть использованы преподавателем на любом этапе обучения. Возможно использование как одного средства наглядности, так и нескольких одновременно (комплексно).
Готовые работы на аналогичную тему
Значение принципа наглядности в обучении
Принцип наглядности в обучении способствует тому, что ребенок имеет возможность увидеть предмет или действие в его реальном, действительном виде, в связи с чем, у ребенка формируется правильное представление о нем. Наглядность, способствует усвоению, обобщению и анализу воспринимаемого предмета или действия.
Применение наглядности необходимо не только для создания у ребенка правильных образных представлений, но и для формирования понятия об изучаемом предмете, а также, для понимания связей и зависимостей.
Однако было установлено, что помимо положительного влияния на процесс обучения детей, принцип наглядности может нести и отрицательное воздействие. Это происходит в том случае, когда педагог использует чрезмерное количество наглядных средств, в связи с чем, у ребенка возникает затруднение формирования понятий, так как его внимание отвлечено на наглядные средства. То есть ребенку сложно сосредоточиться на усвоении нового учебного материала, он отвлекается на наглядности.
Еще одним минусом может быть то, что наглядные средства не точно передают свойства или внешний вид предмета. В этом случае у ребенка складывается неверное представление о предмете или действии, которое в последующем сложно исправить.
Таким образом, педагог, при использовании наглядности должен всегда помнить, что наглядность – это не цель обучения, а всего лишь средство.
К функциям принципа наглядности относятся:
Таким образом, принцип наглядности в обучении имеет большое значение, так как способствует усвоению ребенком необходимой информации. При использовании педагогом наглядности, необходимо помнить, что наглядность – это одно из средств обучения и его необходимо использовать в рамках допустимого.
Правила применения принципа наглядности
По возможности все, что можно представить в наглядном виде – представлять. Детям легче воспринимать новую информацию органами чувств.
Не стоит использовать слишком много наглядных средств во время урока, так как можно отвлечь внимание ребенка от темы урока.
При использовании наглядности, необходимо активизировать по возможности весь чувственный опыт детей.
В случае, если педагог использует на уроке несколько наглядностей, то по возможности применять несколько разных форм в комплексе (например: плакат со схемой, макет и иллюстрацию).
Наглядное средство должно полностью соответствовать изучаемому предмету, и не отводить внимание ребенка от темы. Наглядность должна содержать только предмет, его структуру, свойства, характерные черты и т.п.
Прежде, чем выбрать вид наглядности продумать дидактические возможности каждого вида и подобрать оптимальный для темы занятия. При необходимости осуществить словесное сопровождение наглядности.
Использовать наглядные средства как самостоятельный источник знаний для ребенка.
Наглядное средство должно соответствовать возрасту учеников.
Значение и функции наглядности в образовательном процессе
Принцип наглядности — один из ключевых в дидактике — означает, что плодотворность обучения зависит от максимальной вовлеченности органов чувств в освоение учебного материала. Если в процессе обучения дети наблюдают, экспериментируют, измеряют, они получают более качественные знания.
Дидактический принцип наглядности одним из первых в истории педагогики начал обретать научную форму. Уже в школах древних цивилизаций наглядный материал использовался довольно активно. Учителя, излагая материал, во все времена старались иллюстрировать свои слова с помощью рисунков, плакатов, изучаемых моделей и проч. Использовались все доступные средства, которые изменялись вслед за движением научно-технического процесса.
Первым учёным разработавшим логичную теорию наглядности, как принципа дидактики, стал видный чешский педагог Ян Амос Коменский, живший в 17 веке.
В основу познания и обучения педагог поставил чувственный опыт и провозгласил «золотое правило дидактики»:
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию…»
«Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, – говорил учёный, – тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами».
Позднее принципам наглядности уделил в своих трудах немало внимания швейцарский педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци, работавший в конце 18 – начале 19 вв. Он полагал, что сами по себе органы чувств дают нам неупорядоченную информацию о том, что нас окружает. Обучение должно устранить хаотичность в наблюдениях, разделить предметы, а однотипные и схожие предметы снова объединить. Песталоцци говорил: «Я прочно установил высший, главный принцип обучения, признавая наглядность основой любого познания».
Отечественная педагогика в вопросах применения принципа наглядности и сегодня ориентируется на труды Я.А. Коменского и И. Г. Песталоцци.
Сегодня принцип наглядности считается основополагающим в дидактике.
Каковы же основные функции наглядности в процессе обучения?
Наглядность – средство формирования образных компонентов мыслительной деятельности и умения оперировать ими.
Наглядность – средство к пониманию связи научных знаний с жизнью. Например, знания в области естественных наук станут более понятными, если учащиеся будут иметь возможность наблюдать химические, физические и биологические процессы в природе или на производстве. Это поможет школьникам осмыслить связь теоретических знаний с практикой.
Наглядность – средство активизации обучения в конкретных ситуациях. Уроки, на которых применяются различные средства наглядности: иллюстрации, схемы, модели, вызывают больший интерес со стороны школьников.
Наглядность способствует прочности усвоения знаний. Знания, подкреплённые образами, легче запомнить и легче надолго удержать в памяти.
В обучающем процессе наглядность обеспечивают различные изобразительные средства (отдельной строкой стоит выделить схемы и карты), лабораторные опыты, подтверждающие факты из жизни. Наглядность можно и нужно применять на каждом этапе образовательного процесса.
Итак, наглядность – это демонстрация объекта или его принципа действия для того, помогающая учащимся лучше его понять и применить.
Наглядность, которую используют при обучении, можно разделить на следующие группы:
символическую (математические, химические или физические формулы);
объёмную (муляжи, модели, геометрические тела);
изобразительную (схемы, иллюстрации, географические карты, картины, эскизы, чертежи);
динамическую и звуковую (телефильмы, диапозитивы, аудиозаписи).
Правила использования принципа наглядности
Суть принципа наглядности состоит в рациональном и действенном вовлечении органов чувств в восприятие, переработку и усвоение учебного материала.
Принцип наглядности рекомендуется использовать согласно определённым правилам:
Должно быть обеспечено разнообразие видов наглядности в учебном процессе.
Необходимо разумно определять время использования средств наглядности.
Нельзя допускать перегрузку занятия наглядными средствами.
Необходимо использовать средства наглядности, воздействующие на все органы чувств.
Рекомендуется разумно сочетать устное объяснение материала со средствами наглядности.
Весь предыдущий и современный педагогический опыт говорит о том, что идее наглядности отводилось и отводится значимое место в истории дидактики. Меняются системы образования, подходы к обучению, но необходимость применения наглядности в образовательном процессе никем не оспариваются.