что такое прикладной бакалавр
Плюсы и минусы прикладного бакалавриата в сравнении с академическим
Степень бакалавра получают за 4 года, это первая ступень получения углубленного высшего образования. После студент принимает решение либо учиться дальше в магистратуре, либо идти на работу. Тесная связь с предприятиями-партнёрами и упор на практике – вот чем эта форма отличается от остальных. Потому она так важна для современного общества. В статье я расскажу что такое прикладной бакалавриат и чем он отличается от академического.
Что такое прикладной бакалавриат
Недавно в системе образования была проведена реформа, после которой бакалвриат разделили на академический и прикладной. Первый вариант считается традиционной разновидностью высшего образования. У второго направления более узкая направленность, оно делает акцент на практических навыках.
Работодатели более высоко ценят именно тех, кто закончил программы прикладного бакалавриата. Они, по сути, те же теоретики. Главное преимущество – наличие практической подготовки.
Такие студенты получают преимущества:
Работодатели часто делают «заказ» ВУЗу на подготовку определённых специалистов. Затем проходит совместная организация учебного процесса. Предприятие становится местом, где студенты отрабатывают полученные навыки.
После окончания ВУЗа студенты имеют право продолжить работу, законно.
Главное преимущество – наличие практической подготовки
Преимущество – в трудоустройстве, шансах на повышение карьерного роста.
Отличия от академического
Следующие черты называют главными отличиями между формами получения знаний:
На первых этапах обучения программа одинаковая в обоих случаях. Этого времени хватает студентам для принятия окончательных решений.
От специалитета бакалавриат прикладного типа отличается тем, что специальность изучается не так углубленно.
Преимущества и недостатки
Главная особенность – в том, что программа совмещает теоретические аспекты с практическими. Широкий кругозор, много практики – вот что студентов, закончивших учёбу. Они готовы к любой работе.
Программа прикладного бакалавриата совмещает теоретические аспекты с практическими
Из минусов – недостаточное финансирование, из-за чего программа не раскрывается полностью. Не все руководители соглашаются принять участие в программе. Но для них преимуществ у неё тоже больше.
Направления обучения и специальности
Всего специальность бакалавра поддерживается 60 направлениями. Вот лишь некоторые самые популярные:
Кому подходит такая программа
Любой выпускник выбирает программу с интересующей специальностью. Продолжается развитие обучения по дистанционным каналам, для которого тоже нет границ.
Ограничений по возрасту и другим требованиям нет.
Как поступить
Поступление происходит по выбору студента в удобное время:
Схема поступления – такая же, что и для других высших учебных заведений. То есть, студенту предложат выбрать предметы, по которым будут сдаваться экзамены.
В вузе могут назначать дополнительные экзамены при поступлении
Конкретных условий для подготовки бакалавров пока не разработана, потому классическая схема обучения – выбор большинства.
Документы об окончании
Выпускники получают диплом бакалавра, когда курсы заканчиваются. Он подтверждает, что гражданином получено среднее, либо высшее профессиональное образование. В классическом академическом бакалавриате действуют те же правила по окончании.
Особенности
Такие направления разрабатываются, чтобы решать такие значимые задачи:
Колледжи, техникумы и другие высшие учебные заведения в равной степени участвуют в поддержке прикладного бакалавриата.
Линейные менеджеры, менеджеры среднего звена – вот в каких направлениях эта программа показывает самые серьёзные успехи, если верить международному опыту. Дипломный проект предполагает, что студент решает практическую задачу для предприятия, с которым сотрудничает.
Эксперимент по прикладному бакалавриату сейчас проводится примерно 50 высшими учебными заведениями в Москве, Питере, других городах. Планируется, что к 2020 году около 30% учащихся выберет прикладной бакалавриат, сможет его закончить. На академическую разновидность установят более высокие проходные баллы. Поступление будет связано с проблемами.
Студенты готовы решать практические задачи и могут сразу приступать к работе
Когда обучение заканчивается, студенты получают степень бакалавра по определённой специальности. Дополнительно выдают диплом, подтверждающий наличие высшего профессионального образования. После этого гражданина считают квалифицированным специалистом, который может начинать работу без проблем.
Диплом выдаётся после защиты проекта и сдачи выпускных экзаменов. Единственная проблема – отсутствие единых разработанных стандартов. Потому на бумаге прикладной бакалавриат часто похож на академический, другие подобные виды обучения.
Бакалавриат
Многие вузы нашей страны давно перешли на систему двухуровневого образования. Она заключается в том, что студент, отучившись 4 года в университете, получает диплом бакалавра и может пойти с ним либо на работу, либо в магистратуру, которая длится два года. Обучаясь по магистерским программам, студент расширяет свои знания в выбранной области и в дальнейшем имеет шанс поступить в аспирантуру, заняться научной деятельностью.
Вам будет интересно: Риторические вопросы: примеры, теория
Программа бакалавриата длится четыре года. Поступление происходит на базе среднего полного образования, то есть после 11 класса. Если студент поступает на базе среднего специального образования, то в некоторых случаях срок обучения в вузе может сократиться до 3 лет. После окончания обучения выпускник получает степень бакалавра и соответствующий диплом, который вполне может претендовать на вакансии, где необходимо высшее образование. В 2010 году произошло разделение на программы прикладного бакалавриата и академического бакалавриата.
Суть прикладного бакалавриата
Главной целью данной программы является подготовка кадров, которые после окончания института смогут приступить к работе без дополнительных стажировок и курсов повышения квалификации. Многие работодатели, заинтересованные в таких кадрах, помогают разрабатывать учебные планы вместе с институтами.
Направления специальностей
В настоящий момент существует около 60 направлений, по которым разработан стандарт прикладного бакалавриата. Ежегодно студенты поступают на данные учебные программы. Наиболее популярные специальности у абитуриентов:
Также в число прикладных специальностей вошла химия, хореография, информатика, туризм, менеджмент и другие направления.
Более 40 вузов по всей стране поддержали программу прикладного бакалавриата и активно ее внедряют.
Плюсы прикладного бакалавриата
Данная система получения высшего образования давно эксплуатируется в Европе. У нее есть свои существенные плюсы.
Во-вторых, после окончания университета, выпускник может сразу идти работать. Если ему потребуется повышение квалификации, или он сам решит расширить свои знания в изучаемой области, от он может поступить в магистратуру. Такой принцип придает получению знаний в высших учебных заведения осознанность.
В-третьих, прикладной бакалавриат выпускает специалистов, которые имеют квалификацию по выбранной специальности. На рынке труда сейчас дефицит кадров с опытом работы, и многие работодатели скорее примут человека, имеющего представление о профессии, чем выпускника без прикладных знаний.
Что такое прикладной бакалавриат
Разделение на академический и прикладной бакалавриат появилось в России сравнительно недавно – в 2009 году. Такое решение было предложено Минобрнауки в качестве эксперимента для диверсификации подготовки специалистов на первом уровне высшего образования. С этого момента студенты бакалавриата вузов РФ могут осваивать некоторые профессии по практико-ориентированному и теоретическому направлению.
Виды бакалавриата
Несмотря на то что образовательный эксперимент проходит уже без малого десять лет, не всем абитуриентам понятно, чем отличается прикладной бакалавриат от академического, поэтому остаются сомнения: стоит ли на него поступать и будет ли цениться диплом после окончания учебы. Давайте разбираться.
Академический
Главная цель академического бакалавриата – дать студентам глубокие теоретические знания в конкретной области профессиональной деятельности, подготовить их к научно-исследовательской работе. Выбирая при поступлении любую из его программ, абитуриент может ориентироваться на продолжение учебы по специальности и получение степени магистра.
Академический бакалавриат – это классический вариант высшего образования.
Прикладной
По задумке Минобрнауки прикладной бакалавриат – это учебная программа, направленная на практическую профподготовку. Базой этого уровня стало сочетание ФГОС СПО, максимально нацеленных на овладение утилитарными аспектами производственных специальностей, и стандартов высшего образования, ориентированных на глубокую теоретическую подготовку.
Задача прикладного бакалавриата состоит в том, чтобы вместе с дипломом об окончании института или университета выпускник получил исчерпывающий всесторонний набор не только знаний, но и навыков, необходимых для того, приступить к работе по специальности без дополнительных стажировок.
Если речь о технических направлениях, то выпускники с квалификацией прикладного бакалавра позиционируются как профессионалы высокого уровня – инженеры, обладающие ценными навыками рабочего. В процессе обучения основной упор делается на производственную практику, что способствует повышению востребованности молодых специалистов на рынке труда. По планам Минобрнауки к 2020 году около 30 % выпускников вузов будут получать степень прикладного бакалавра.
Направления и специальности
Получить квалификацию прикладного бакалавра можно по 60 направлениям, среди которых есть такие популярные у абитуриентов, как:
С 2015 года апробировалась еще одна программа прикладного бакалавриата по специальности «сестринское дело». Но в 2018 году прием на нее прекращается.
В чем разница
Обучение на программах прикладного и академического бакалавриата имеет одинаковую продолжительность – 4 года. По окончании выпускники получают равноценные дипломы о высшем образовании, но практикам в дополнение выдается документ о СПО, если учеба была организована на базе колледжа или техникума. Есть еще несколько принципиальных расхождений.
Отличия прикладного и академического бакалавриата:
На протяжении первых семестров обучение академических и прикладных бакалавров проходит по одинаковой программе. Это позволяет студентам определить приоритеты и сделать осознанный выбор перспектив.
Список вузов с прикладным бакалавриатом
Предполагается, что, освоив четырехлетнюю программу практико-ориентированного бакалавриата, студенты станут ценными инженерными, техническими, социальными работниками с фундаментальной теоретической подготовкой высшего образования. Дефицит таких специалистов сейчас налицо, и их востребованность не вызывает сомнений. Поэтому решать, что лучше – прикладной или академический бакалавриат, практика или теория – только абитуриенту, опираясь на собственные представления о том, как должна сложиться карьера после окончания вуза.
P. S. В марте 2018 года Минобрнауки изменениями в приказе № 1061 утвердило новый список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него исключены формулировки «академический» и «прикладной» бакалавр.
В предыдущей редакции предлагалось делать записи в вузовских дипломах с уточнением академический или прикладной бакалавриат окончил выпускник.
В актуальной версии приказа бакалавров унифицировали.
Конкретного документа, официально объявляющего о завершении эксперимента с делением бакалавров на прикладников и академистов, редакции не удалось найти. Но ведущие вузы страны уже корректируют формулировки на своих сайтах.
Перейти же на страницу факультета прикладного бакалавриата РЭУ имени Плеханова не получается.
А в интервью «Независимой газете» в январе 2017 министр тогда еще единого Минобрнауки Ольга Васильева отметила:
«Спорным моментом является и прикладной бакалавриат. Сегодня нет единого мнения насчет необходимости его повсеместного введения. Например, для педагогов».
В 2019-м Ольга Юрьевна уже не вершит судьбы высшего образования (она возглавила Минпросвещения, курирующее детсады, школы и ссузы), но ведь в интервью она озвучила не свою собственную точку зрения. Да и в законе об образовании нет ни одного упоминания о прикладном или академическом бакалавриате, так что, скорее всего, эксперимент если и не окончен, то вошел в стадию анабиоза.
Что такое прикладной бакалавриат и в чем его отличие от академического
На первом уровне высшего образования есть разные виды программ: классический академический и экспериментальный прикладной бакалавриат.
Что значит «прикладной бакалавриат»
Идею учить в университетах профессионалов, без всякой дополнительной подготовки готовых сразу же после выпуска работать на производстве, в 2009 году предложило правительство. Концепцию эксперимента Кабмин представил в постановлении № 667. Более детально она изложена в приказе Минобрнауки № 423.
Суть эксперимента состояла в том, чтобы объединить программы СПО (среднего профобразования) и ВО (высшего образования) для того, чтобы за четыре года подготовить профессионала, хорошо подкованного теоретически и отлично обученного практически. Из уровня СПО в учебные планы включалась прикладная подготовка, от бакалавриата – академическая (то есть теория). Стажировкам и практике на производстве отводилось не меньше 50 % всего учебного времени – фактически в стенах вузов прикладные бакалавры проводили два года и столько же – на предприятиях и в организациях.
Прикладной бакалавр – по определению Минобрнауки, это образовательная квалификация, которую присваивают выпускникам основных образовательных программ уровня бакалавриата, разработанных с целью дать студентам компетенции для решения технологических задач в разных сферах социально-экономической деятельности. Сразу же после окончания вузов прикладные бакалавры готовы работать на производстве по полученной специальности.
Обучение в прикладном бакалавриате строилось по ФГОС высшего образования и с учетом профстандартов специальностей и направлений СПО и ВО. При этом программы вузы формировали при обязательном участии работодателей – они решали, к каким именно видам профессиональной деятельности надо готовить будущих выпускников (проще говоря, чему конкретно учить), и предоставляли базу для производственной практики.
Направления прикладного бакалавриата
Технологии взаимодействия колледжей, вузов и предприятий-работодателей при подготовке студентов в прикладном бакалавриате отрабатывались по 12 направлениям, в основном инженерным:
Для гуманитариев программы прикладного бакалавриата высшие учебные заведения разрабатывали в четырех укрупненных группах специальностей:
В общей сложности по этим 12 укрупненным группам дипломы прикладных бакалавров могли получить студенты, изучавшие 60 профилей. Среди них были пользующиеся популярностью у абитуриентов реклама и PR, гостиничное дело, юриспруденция, туризм, бизнес-информатика, нефтегазовое дело, дизайн архитектурной среды и другие.
На начальном этапе в эксперименте участвовали 44 вуза, среди которых были ведущие университеты страны: МИФИ, МИСиС, РАНХиГС, УрФУ им. Ельцина, РГСУ, НГТУ им. Алексеева, КНИТУ-КАИ (Казань). В 2013 году Минобрнауки выделило бюджетные места для приема на учебу прикладных бакалавров уже 80 вузам.
Различия прикладного и академического бакалавриата
Оба вида бакалавриата – это полноценное высшее образование. «Академистов» и «прикладников» готовили по программам, полностью соответствующим ФГОС ВО. Разница заключалась в том, что в вариативной части программ у прикладных бакалавров было больше практики, а у академических – теории, поэтому по одному и тому же направлению подготовки университеты и институты выпускали специалистов, готовых к выполнению разных профессиональных задач.
Сравнение программ прикладного и академического бакалавриата
Высшее, первого уровня
Высшее, первого уровня
Срок обучения (очно)
В основном очно – заочных и очно-заочных программ крайне мало из-за особенностей подготовки: много практики
Очно, заочно, очно-заочно
240 зачетных единиц
240 зачетных единиц
Удельный вес по ФГОС подготовки к разным видам профессиональной деятельности (в среднем по программам одних и тех же направлений, например, для дизайнеров архитектурной среды)
Прикладной бакалавриат — прогресс неостановим. Но о нём все равно можно будет забыть
Намедни (в конце прошлого года) мы отметили десятилетний юбилей весьма интересного, весьма предсказуемого в текущих реалиях, и по моему мнению, давно востребованного, события, связанного с началом проведения эксперимента в системе высшего профессионального образования облаченного в форму постановления правительства РФ, а затем и в виде приказа от 16 октября 2009 года о реализации которого можно ознакомиться по ссылке: Приказ о постановлении «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования»
Тема достаточно старая, и на удивление, мало упоминаемая сейчас (об этом еще поговорим), поэтому наберусь мужества напомнить вам о данном «старовведении», ответив на вопрос: Что же такое прикладной бакалавриат? Согласно той самой реформе, было принято разделение бакалавриата на академический и прикладной.
Их основная разница состоит в том, что первые получают «традиционное» высшее образование, а вторые – обучаются практическим навыкам и имеют более узкую направленность. Подразумевалось (безо всех указаний), что в глазах работодателей «прикладники» чаще всего ценятся более высоко, так как, по сути, они те же «академики» (теоретики), но уже подготовленные к профессиональной деятельности. Подразумевается возможность схемы целевого набора, когда работодатели готовят заказ на определенных специалистов в ВУЗ/ССУЗ, а затем совместно с ним участвуют в учебном процессе, предоставляя студентам собственное производство как место для отработки полученных знаний. После завершения обучения, студенты имеют возможность продолжить работу на этом предприятии на законных основаниях. Поэтому такие выпускники всегда трудоустроены и имеют больше шансов для карьерного роста.
Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.
Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом (невероятная должность из девятнадцатого века, живущая и по сей день), нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются. Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.
Такими словами описывал общую специфику прикладного бакалавриата руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Владимир Блинов еще пять-семь лет назад.
То есть, по сути, выпускники, проходящие программу прикладного бакалавриата по ряду направлений (укрупненных групп) получают все тот же диплом бакалавра, когда образовательные курсы заканчиваются. Он подтверждает, что гражданином получено среднее, либо высшее профессиональное образование. В классическом академическом бакалавриате действуют те же правила по окончании. Но в чем тогда подразумевается конкретные преимущества данного бакалавриата, который проводят в пятидесяти ВУЗах РФ?
Такие направления разрабатываются, чтобы решать такие значимые задачи:
Но что же мешает внедрить повсеместно прикладной бакалавриат до сих пор? Не забываем, что по сути он применим и в системе среднего профессионального образования и может конкретно его поддержать. Объясняется это очень просто — существуют формализации реформирования среднего профессионального образования, в которых наиболее интеллектуально-емкие направления обучения (например, все понятная нам всем на Хабре группа 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника») могут получить ряд привилегий, обзаведясь следующим сценарием проф. обучения:
Например: поступление в колледж после 9ого класса на специальность 09.02.01 «Компьютерные сети и комплексы» с нормативным сроком обучения в 4 года с присвоением квалификации «техник по компьютерным системам» с последующим получением высшего образования в виду потери престижности среднего проф. образования по не очень внятным причинам. Однако, в связи с недавними изменениями в системе высшего профессионального образования, выпускнику колледжа становится не так легко поступить в ВУЗ по специальности. Во-первых, постоянно ужесточаются требования к вступительным испытаниям, ожидается навязчивое замещение ЕГЭ, во-вторых о поступлении на «3-ий курс нормативной формы обучения ОКУ Бакалавр», как это было раньше, можно забыть. Казалось бы — наш случай: перенаправлять проф.ориентированных молодых людей на продолжение относительно узконаправленного (профильного) обучения в рамках прикладного бакалавриата. Например, в рамках еще двух лет обучения. В итоге студент получит 6-летний цикл базового обучения, и сможет дать фору (при должном уровне прилежности) выпускникам академического бакалавриата, в котором лишь два-два с половиной года обучения связано с спецификой специальности.
К тому же, даже в обход данной схемы, никому не помешает уточнение квалификации, что подразумевает как СПО (среднее профессиональное образование), так и прикладной бакалавриат в ВПО. Четко прописанное и регламентированное название полученной квалификации, как это было со специалитетом, дополнительно завершает проф.ориентацию готового выпускника. Чтоб не было зазорно говорить традиционное «бакалавр по информационным системам и технологиям», а писать «инженер по распределенным системам»/«инженер баз данных и баз знаний»/ «инженер системотехник». Магистратуру в таком случае трогать не стоит — там все абсолютно логично, совершенно иной уровень.
Честно говоря — я так и не понимаю, почему за десять лет данная методология обучения и проф.ориентации не снискала должной популярности и находится в состоянии недооформленной жизни. Я долго искал новый материал по этому поводу — однако какой-либо внятности по этому поводу продемонстрировать не могу. Один сумбур. Очень напоминает всю эту кашу с проф. образованием наших IT-специалистов, которые по итогу (как и я, собственно говоря), не очень понимают свое профессиональное предназначение, в виду непродуманности ряда очевидно элементарных вещей. Неужели за десять лет нельзя было дать внятную формализацию, объяснив ее будущим абитуриентам? Я узнал о прикладном бакалавриате, когда на него поступил, т.е буквально пару недель назад. Причем, даже не в РФ. Не путайте прикладной бакалавриат с прикладной математикой или химией… Это не одно и тоже, что тоже путает.
А ведь посудите сами, ведь есть же острая нужда не только в рамках определения дифференциации во внутреннем делении (своем, особом) между теми же Сomputer science/ и даже Сomputer arts (пускай будет так, хоть и это неправильно). Профилей подготовки по укрупненной группе 09.00.00 более ста: здесь и 3D-моделлирование, и специализированные компьютерные системы (по отраслям) и встроенные системы) и тому подобное
Но, в лучшем случае профиль будет отражен на бумаге (на дипломе) и выражен одним-двумя междисциплинарными модулями, а другое дело дать весь вариативный компонент по выбору студента/учебного заведения (а это приличная часть нагрузки) на конкретный профиль работы.
Недостаточно сделать двенадцать лабораторных по С++, чтоб разбираться в нем, и недостаточно знать в теории компоненты 1С для бизнеса. Этому нужно посвящать семестры.
И ведь черт побери, это выгодно — и ССУЗы спасти, и ребятам выпускникам дать поработать с актуальными инструментами вдоволь, и обозначать правовую сторону вопросу не эфемерным статусом «бакалавра», а и внятной квалификацией (опять же повторюсь).
В чем же проблема, кто может объяснить? Хорошая же идея, хоть и сыровата несмотря на возраст. Довольно простая в своем смысле. Адаптивная как пластилин. Надеюсь, что прогресс неостановим. Работать всё равно ничего не будет… Дню памяти Ильи Сегайловича посвящается.