что такое прикладная деятельность

ПРИКЛАДНОЙ

Смотреть что такое «ПРИКЛАДНОЙ» в других словарях:

прикладной — См … Словарь синонимов

прикладной — ПРИКЛАДНОЙ, ая, ое. Имеющий практическое значение, применяемый на практике. Прикладные науки. Прикладная лингвистика. Прикладная математика. Прикладные знания. Прикладное искусство (художественное изготовление бытовых предметов, утвари). II.… … Толковый словарь Ожегова

ПРИКЛАДНОЙ 1 — ПРИКЛАДНОЙ 1, ая, ое. Имеющий практическое значение, применяемый на практике. Прикладные науки. Прикладная лингвистика. Прикладная математика. Прикладные знания. Прикладное искусство (художественное изготовление бытовых предметов, утвари).… … Толковый словарь Ожегова

ПРИКЛАДНОЙ 2 — см. приклад 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

прикладной — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN appliedappl … Справочник технического переводчика

прикладной — ая, ое. 1. к Приклад (2 зн.). П ое сукно. П ая фурнитура. 2. Имеющий практическое значение, применяемый на практике. П ая технология. П ые науки. П ые знания. Заниматься прикладной математикой. Специалист по прикладной лингвистике. П ое искусство … Энциклопедический словарь

прикладной — а/я, о/е. 1) к приклад 2) П ое сукно. П ая фурнитура. 2) Имеющий практическое значение, применяемый на практике. П ая технология. П ые науки. П ые знания. Заниматься прикладной математи … Словарь многих выражений

Прикладной — I прил. 1. соотн. с сущ. приклад I, связанный с ним 2. Свойственный прикладу [приклад I], характерный для него. II прил. 1. Имеющий чисто практическое значение, не теоретический. 2. Вспомогательный, не самостоятельный. III прил. устар.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Прикладной — I прил. 1. соотн. с сущ. приклад I, связанный с ним 2. Свойственный прикладу [приклад I], характерный для него. II прил. 1. Имеющий чисто практическое значение, не теоретический. 2. Вспомогательный, не самостоятельный. III прил. устар.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Прикладной — I прил. 1. соотн. с сущ. приклад I, связанный с ним 2. Свойственный прикладу [приклад I], характерный для него. II прил. 1. Имеющий чисто практическое значение, не теоретический. 2. Вспомогательный, не самостоятельный. III прил. устар.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Декоративно-прикладная деятельность

Что мы знаем о декоративно-прикладном искусстве

В жизни человека декоративно-прикладное искусство занимает большое место. Как в настоящее время, так и в далеком прошлом люди стремились украсить свой быт.

К области декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т. д.

Специфика произведения декоративно-прикладного искусства состоит в том, что сюжетные мотивы не имеют самостоятельного значения и тесно связаны с декоративными задачами; их трактовка обусловлена назначением вещи, особенностями материала, техники.

Так, рассматривая старинную прялку, мы воспринимаем ее в единстве с декоративным узором, которым она украшена. В этом узоре можно увидеть сочетание растительных элементов с изображением сказочных птиц, животных. Всматриваясь в этот узор, в сказочный затейливый мир, который изобразил мастер, мы в то же время представляем себе убранство русской избы, дорисовываем воображением, как эта прялка гармонировала с другими предметами быта: с расписной изразцовой печью, с вышитыми полотенцами и т. д.

Предметы декоративно-прикладного искусства разделяют на имеющие непосредственно утилитарное назначение (мебель, домашняя утварь, одежда, посуда), где декоративно-художественное начало подчинено целевому назначению вещи, и такие, где это начало будет ведущим (декоративные ткани, ковры, ювелирные изделия и т. д.).

Однако даже в предметах утилитарного характера, согласовывая художественное оформление вещи с ее практической функцией, мастера достигали этого не только украшениями, но и художественной выразительностью самой формы (илл. 31).

что такое прикладная деятельность. Смотреть фото что такое прикладная деятельность. Смотреть картинку что такое прикладная деятельность. Картинка про что такое прикладная деятельность. Фото что такое прикладная деятельность
Илл. 31. Посуда. Декоративная роспись

Вспомним, например, ковш, сделанный мастерами Хохломы,- как удачно художник нашел для него форму, напоминающую утку, как красиво сочетается роспись из листьев, веточек, ягод на золотистом фоне с причудливой формой ковша (илл. 32).

что такое прикладная деятельность. Смотреть фото что такое прикладная деятельность. Смотреть картинку что такое прикладная деятельность. Картинка про что такое прикладная деятельность. Фото что такое прикладная деятельность
Илл. 32. Ковш. Хохлома

В своем развитии декоративно-прикладное искусство было тесно связано с народным бытом, с украшением необходимых для жизни человека вещей. В результате этого возникли своеобразные стили, характеризующиеся простым ритмом рисунка и яркой, звучной расцветкой. Строгая геометрическая резьба (геометрический стиль) на северных прялках-копылах и форма чаш, запечатлевших образ сказочной птицы, дополнялись богатством и пышностью растительных, фантастических орнаментов, раскинувшихся на поверхности деревянной утвари и посуды. Так возник «травной» стиль (узоры из трав, листьев, цветов), который сочетается с более древними мотивами: львами, барсами, птицами-сиренами, фантастическими животными («тератологический» стиль).

Орнаментом называется узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических и растительных элементов.

По построению выделяют разные виды орнаментов: орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры), розеты (орнаменты в круге) и сетчатые орнаменты, заполняющие поверхность предмета сплошным узором.

Художники современного прикладного искусства в своих поисках новых форм предметов быта так же, как и мастера прошлого, нередко отталкиваются от реальных форм природы. Однако все эти предметы лишь отдаленно напоминают взятые в основу образы животных, птиц.

Воображение и талант художника направлены не к тому, чтобы скопировать их форму, а чтобы преобразовать ее, подчинить назначению данного бытового предмета. Поэтому, рассматривая кофейный сервиз, называемый «Птица», вы только частично находите отдельные признаки птицы, никакого натуралистического сходства нет.

В основе многих современных удобных красивых предметов быта лежат геометрические формы: цилиндр, шар, пирамида и т. д. Например, ваза может иметь форму шара со срезанной частью или же форму усеченного конуса. Наряду с этим создаются изделия более свободной формы.

Если в произведениях народного прикладного искусства орнамент заполняет всю поверхность формы, то сейчас в декоративных композициях все чаще сохраняется пустое пространство. Чаще всего, удачно найдя форму предмета, художник украшает ее цветом или создает очень простой по композиции узор. Элементы современного декоративного узора состоят из пятен, линий, полос, мазков, точек, которые создают интересную колористическую (цветовую) гамму. Часто узор выполняется асимметрично, еще больше подчеркивая выразительность формы.

Современный орнамент характеризуется крупными формами, яркостью цвета, обобщенностью; многие его элементы конкретны, берутся из окружающей жизни (например, машины, дома, игрушки) и превращаются в ритмически построенный узор. Орнаментальный и сюжетно-тематический узоры встречаются на украшениях (серьгах, ожерельях), на коврах и декоративных тканях.

Итак, условность изображений, их геометризация, стилизация, превращение форм реальных предметов в орнамент, широкое использование в орнаменте чисто геометрических форм наряду с растительным,- вот основной метод, который умело используется в современном декоративно-прикладном искусстве.

Зная основные закономерности декоративно-прикладного искусства прошлого и современного, каждый взрослый в большей или меньшей степени сможет овладеть доступными способами украшения бытовых вещей.

Понятно, что много готовых изделий предназначено сделать ваше жилище более уютным, нарядным. Но часто возникает желание своими руками создать предметы декоративно-прикладного характера, которые могут украсить ваш быт и быт ребенка. Если эту работу вы сможете не только выполнить сами, но и привлечь к ней ребенка, то такое совместное творчество окажет большое влияние на его эстетическое развитие и доставит ему большую радость.

Возникает вопрос: как же людям, которые не проходили курса обучения народным ремеслам, не знают способов обработки материалов, приобщиться к этой интересной деятельности?

В домашних условиях вы не сможете овладеть такими сложными технологическими процессами, как, например, роспись ткани способом «батик» (холодный и горячий) или изготовление гончарных изделий, обжиг их при высокой температуре, покрытие глазурью и т. д. Однако каждому доступны некоторые способы, более простые по технике, при помощи которых вы сможете выполнить немало художественно-декоративных изделий.

В данном разделе мы предлагаем вам ряд советов, указаний к тому, что могут сделать в этой области воспитатели и родители. При выполнении отдельных заданий рекомендуем творчески использовать наши советы, внося в декоративное оформление какого-либо предмета свою инициативу, выдумку.

Какие материалы можно использовать?

Прежде всего назовем материалы, с которыми вы будете работать. Вы постепенно сможете их приобретать и приготовлять.

Подробнее об этих материалах мы расскажем в наших заданиях и советах.

Декоративно-прикладная деятельность тесно связана с другими видами изобразительного творчества: рисованием, лепкой, аппликацией, поэтому навыки, полученные вами в процессе освоения рисунка, лепки, вы сможете использовать и в процессе декоративно-прикладной деятельности.

Поработав над заданиями предметного или сюжетного характера, предлагаемых в 1-м разделе книги (рисование веток, растений, домов, транспорта, животных), вы сможете использовать полученные умения при составлении декоративной композиции. Не переносите полностью в узор нарисованные с натуры предметы со всеми их деталями: форма их может быть обобщена, цвет взят условно. При рисовании узора форме надо придать орнаментальный характер.

Вылепив из глины предметы домашней утвари и загрунтовав их, покрасьте, используя мотивы народного декоративного творчества или элементы современного декоративного искусства. Изделия, созданные вами, могут носить утилитарный характер или служить украшением (детского уголка в семье или детском саду и т. д.).

Какими же способами прикладной деятельности может овладеть взрослый, чтобы, располагая довольно ограниченными возможностями в условиях детского сада, семьи, создать предметы декоративного характера, не лишенные художественных достоинств.

Мы не ставили своей задачей дать полную технологию процесса изготовления того или иного предмета. Тем, кто заинтересуется данным видом деятельности, предлагаем прочитать имеющуюся по этим вопросам литературу (краткий список литературы прилагается в конце книги).

Источник

Прикладные исследования

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле — теоретическое отражение действительности.

По своей направленности, по отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные науки (fundamental science) и прикладные науки (applied science). Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук — применение фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.Деление исследований на фундаментальные и прикладные достаточно условно, так как отдельные результаты фундаментальных исследований могут иметь непосредственную практическую ценность, а в результате прикладных исследований могут быть получены научные открытия.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Некоторые модели человеческого поведения в общественных науках предполагают, что поведение людей может быть описано в предположении, что люди ведут себя как «рациональные» существа (смотри, например, теорию рационального выбора). Во многих экономических моделях полагается, что люди гиперрациональны и никогда не делают чего бы то ни было, что противоречит их интересам. Концепция ограниченной рациональности подвергает эти положения сомнению с целью учесть, что в действительности совершенно рациональные.

Источник

прикладной

Смотреть что такое «прикладной» в других словарях:

прикладной — См … Словарь синонимов

ПРИКЛАДНОЙ — ПРИКЛАДНОЙ, прикладная, прикладное. Такой, который имеет чисто практическое значение, применение, который может найти приложение на практике. Прикладные знания. Прикладные науки. Прикладная механика (в отличие от теоретической). Прикладное… … Толковый словарь Ушакова

прикладной — ПРИКЛАДНОЙ, ая, ое. Имеющий практическое значение, применяемый на практике. Прикладные науки. Прикладная лингвистика. Прикладная математика. Прикладные знания. Прикладное искусство (художественное изготовление бытовых предметов, утвари). II.… … Толковый словарь Ожегова

ПРИКЛАДНОЙ 1 — ПРИКЛАДНОЙ 1, ая, ое. Имеющий практическое значение, применяемый на практике. Прикладные науки. Прикладная лингвистика. Прикладная математика. Прикладные знания. Прикладное искусство (художественное изготовление бытовых предметов, утвари).… … Толковый словарь Ожегова

ПРИКЛАДНОЙ 2 — см. приклад 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

прикладной — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN appliedappl … Справочник технического переводчика

прикладной — ая, ое. 1. к Приклад (2 зн.). П ое сукно. П ая фурнитура. 2. Имеющий практическое значение, применяемый на практике. П ая технология. П ые науки. П ые знания. Заниматься прикладной математикой. Специалист по прикладной лингвистике. П ое искусство … Энциклопедический словарь

прикладной — а/я, о/е. 1) к приклад 2) П ое сукно. П ая фурнитура. 2) Имеющий практическое значение, применяемый на практике. П ая технология. П ые науки. П ые знания. Заниматься прикладной математи … Словарь многих выражений

Прикладной — I прил. 1. соотн. с сущ. приклад I, связанный с ним 2. Свойственный прикладу [приклад I], характерный для него. II прил. 1. Имеющий чисто практическое значение, не теоретический. 2. Вспомогательный, не самостоятельный. III прил. устар.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Прикладной — I прил. 1. соотн. с сущ. приклад I, связанный с ним 2. Свойственный прикладу [приклад I], характерный для него. II прил. 1. Имеющий чисто практическое значение, не теоретический. 2. Вспомогательный, не самостоятельный. III прил. устар.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Прикладной — I прил. 1. соотн. с сущ. приклад I, связанный с ним 2. Свойственный прикладу [приклад I], характерный для него. II прил. 1. Имеющий чисто практическое значение, не теоретический. 2. Вспомогательный, не самостоятельный. III прил. устар.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Что такое прикладная деятельность

Все частные науки объединяются в две группы: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки — это система знаний о глубоких свойствах объективной реальности. Такие науки создают теории, которые объясняют все процессы, происходящие в нашем мире.

Фундаментальные, в свою очередь, подразделяются на:

Прикладные науки — свод знаний, в которых исследования имеют практическую ориентацию. Они обеспечивают разработку новых технологий, т.е. алгоритмов действий для получения желаемого результата.

К таким наукам относятся технические, медицина, педагогика. Также в структуру прикладных наук входят:

Особенности фундаментальных и прикладных наук

Различие фундаментальных и прикладных знаний считается относительным. Первая из них является базой для второй. Это означает, что фундаментальные пополняют либо изменяют знания о закономерностях функционирования и развития природы и общества, а прикладные открывают способы и пути исследования научных идей на практике. Они взаимосвязаны, и, значит, дополняют друг друга.

Фундаментальные знания нацелены на познание объективных законов мира, которые существуют самостоятельно от людей. Целью прикладных дисциплин является разработка способов применения полученных фундаментальной наукой умений для удовлетворения потребностей людей.

Подходы к классификации наук

Все исследования отличаются по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности и т.п., и практически исключают единую классификацию всех наук по одному принципу.

В целом их можно разделить на:

К естественным наукам относятся некоторые знания:

Базой технических наук выступают естественные. Они изучают различные формы и направления развития техники (теплотехника, электротехника, радиотехника).

Общественные науки изучают общество (экономика, социология, политология).

Гуманитарные исследуют духовный мир человека, его отношение к окружающему миру, обществу, себе (педагогика, психология, эвристика).

Между собой каждый вид науки может переплетаться, например, общественные с гуманитарными.

Суть отличий между науками

Рассмотрим, чем же отличаются прикладные науки от фундаментальных. Первые можно представить в виде системы знаний, которые применяются на практике. Они направлены на решение определенных задач. Результаты исследований прикладных наук имеют практическую значимость.

Значение фундаментальных наук очень велико, т.к. они дают общее представление о научной картине мира. Именно здесь создаются теории, концепции, понятия и законы, которые составляют базу прикладных знаний.

Проблема амбивалентности науки

Прикладные науки хоть и созданы облегчить жизнь людям, все-таки имеют и отрицательное влияние. С одной стороны, новые знания открывают что-то новое, неизведанное, дают прогресс, а с другой — становятся причиной появления проблем, оказывая пагубное воздействие на природу и самого человека.

Благодаря им удовлетворяются потребности людей, но портится природная гармония. Они могут отрицательно сказываться на здоровье человека. Такое противоречие может навредить целой системе окружающего мира. Эта амбивалентность поделила ученых-исследователей на два лагеря. Первые считают человека венцом природы, который может делать все, что вздумается. Вторые стараются доказать, что люди должны жить в гармонии с природой.

Соотношение прикладного и фундаментального в науке

Некоторые исследователи отказываются разделять знания на прикладные и фундаментальные. Между ними определенно есть взаимосвязь. Все дело в том, что любая научная сфера начинается с теории, а не с практики. Только в конечном результате она превращается в прикладную область.

Любые научные исследования проходят два этапа. На первом — знания собираются, систематизируются, на втором — на основе полученной информации реализуется практическая деятельность. То есть, человек сначала формирует свои знания и умения, а потом применяет их на практике в определенной области.

Основным отличием двух наук являются свойства их результатов. В процессе прикладных наук ученые могут спрогнозировать результаты, а во время фундаментальных — нет. В первом случае исследования проводятся в пользу потребностей людей, во втором — устоявшиеся теории могут разрушаться, но возникают ценные знания.

Соотношение гуманитарных и социальных наук

Эта предметная сфера научного знания главное внимание уделяет проблемам человека, его жизни. Но мнения исследователей расходятся при включении каких-либо наук только к гуманитарным. Т.е. существуют такие дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но с позиции его жизни в социуме. По мнению большинства ученых, человек не сможет полностью сформироваться и жить без общества. В результате, в ходе решения данного вопроса, возникло объединенное название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как биологическое существо, но и как участника социальных отношений.

Социально-гуманитарное знание в прикладном аспекте

К социально-гуманитарным наукам относится значительное количество дисциплин:

Прикладные аспекты многих из них появлялись со временем, по мере развития общества. Наиболее ярко выражаются в подобном качестве такие дисциплины, как социология, психология, политология, социальная инженерия.

Юридические науки и их роль в развитии прикладного знания

В развитии прикладного знания юридические науки играют важную роль. Поскольку, к фундаментальной дисциплине относится теория государства и права, то она содержит главные понятия, категории, методологию, и является основой для развития сферы юриспруденции в целом. На основе теории государства и права развиваются юридические науки, которые обеспечивают законность во всех сферах научных знаний.

К основным юридическим дисциплинам, формирующим прикладные науки, относятся:

Задачи прикладной науки

В широком аспекте задачи прикладных наук должны выполнять заказы общества, позволяя решить насущные проблемы. Но, как уже упоминалось ранее, такие дисциплины тесно связаны с фундаментальными, и поэтому их задачи состоят в следующем:

В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:

Но все же главной задачей прикладных наук является служение человечеству и его потребностям.

Прикладные задачи гуманитарной науки

Прикладные науки сосредоточены вокруг человека и общества. Они выполняют специфические задачи, обусловленные их предметом. Развитие таких наук можно рассматривать как с практической стороны, так и с теоретической. Практическая значимость гуманитарной сферы охватывает различные отрасли научного знания.

В качестве базы теоретической составляющей выступают:

Сложность такой научной сферы в том, что теоретические законы должны быть направлены на исследование сущности явлений и процессов. Также в таких знаниях используются аппарат математических дисциплин и эмпирические данные. Как правило, эти способы используются в философии, экономике, социологии, в политических и юридических науках.

Список предметов в школе

Прикладные науки в школе делятся на естественные и гуманитарные. К естественным относятся:

В группу гуманитарных наук входят такие дисциплины, как:

Примеры прикладной системы знаний

Нити ДНК уникальны в каждом человеке и находятся в наших клетках, где дают команды, необходимые для жизнедеятельности всего организма. Во время репликации ДНК, они делают новые копии незадолго до деления клетки. На их основе учеными были разработаны методики, позволяющие выявить генетические заболевания, установить отцовство или же определить преступника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *