что такое приемка детского сада
В два клика
Что в нем появилось нового? Документ закрепляет правило: дети, чьи братья и сестры уже ходят в конкретный детский сад, получают в нем преимущество при зачислении.
Вторая поправка говорит о том, что прием в государственный или муниципальный детсад проводится по направлению местного органа управления образованием с использованием региональных информационных систем.
Как рассказали в министерстве просвещения, такие системы содержат информацию как о детях, уже посещающих детсады, так и о тех, кому еще только предстоит получить место. Вся статистика стекается на федеральный уровень.
Министр просвещения Сергей Кравцов:
— У родителей не должно быть проблем с устройством детей в детские сады. У каждого родителя есть возможность проконтролировать процесс предоставления места через региональные информационные системы. Данные о потребности мест поступают на федеральный уровень, чтобы в итоге у нас было четкое понимание для принятия решений по строительству новых детских садов. Эта работа на всех уровнях направлена на реализацию задачи нацпроекта «Демография»: обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет по итогам 2021 года.
Приемка-2020: какие новые требования выполнить школе и детскому саду
Подготовьте к приемке новый документ – план профилактических мероприятий в условиях коронавируса. Образцы плана для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – особенности новых форматов приемки – дистанционного и заочного, новое направление контроля и чек-листы для самопроверки.
Юлия Патееваюрист-редактор Системы Образование
РЕКОМЕНДАЦИИ
Приемка-2020: какие новые требования выполнить школе и детскому саду
Когда пройдет приемка
Приемка пройдет по графику органа власти. В нем указаны дата или период, когда межведомственная комиссия оценит готовность организации к учебному году. Возможные сроки – с начала июня по 20 августа (п. 3 рекомендаций к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). Смотрите график на сайте регионального или местного органа власти. На сайте Генпрокуратуры или контролирующих органов его не размещают.
В каком формате пройдет приемка
Приемка может пройти в очном, заочном и дистанционном форматах. Если в регионе благоприятная эпидситуация по COVID-19, приемку проведут очно, если нет – дистанционно или заочно. Формат определит региональный или местный орган власти и укажет в своем нормативном акте (подп. 3.1 п. 3 рекомендаций к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). В таблице – особенности каждого формата приемки.
Особенности форматов приемки
Формат
Особенности
Нормативный акт
Межведомственная комиссия приедет в образовательную организацию, обследует ее и проверит документы. Члены комиссии вправе:
Комиссия проведет приемку с применением средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Члены комиссии обладают теми же правами, что и при приемке в очном формате
Комиссия запросит пакет документов, которые подтвердят готовность или неготовность детского сада и школы к началу учебного года
Кто проведет приемку
Приемку проведет межведомственная комиссия. Состав определит региональный орган исполнительной власти в сфере образования, а утвердит руководитель этого органа или органа местного самоуправления (п. 3.1 рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). В комиссию могут войти представители органа власти, которому поднадзорны школа и детский сад; органов контроля – ГИТ, МЧС, МВД, Роспотребнадзора; коммунальных служб по направлениям энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; профессиональных служб и их объединений.
Для школ и детских садов, расположенных в разных муниципальных районах и городских округах, численность и состав межведомственной комиссии могут быть разными. Это связано с тем, что Минпросвещения не устанавливает к ним требований (письмо Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03).
Какие документы и сведения представить комиссии
Представьте комиссии документы о готовности детского сада и школы к новому учебному году. Конкретного перечня нет – комиссия определит его индивидуально. При этом обязательно запросит план мероприятий по профилактике коронавируса и две справки. План надо разработать из-за сохранения угрозы заболевания в новом учебном году (письмо Минпросвещения от 03.06.2020 № ВБ-1194/03). Требований к структуре и содержанию документа нет, поэтому составьте его в свободной форме. Например, в виде таблицы с тремя графами: наименование мероприятия, срок, исполнитель. Мероприятия формулируйте совместно с медработником и завхозом на основе рекомендаций Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24. О том, как выполнить требования ведомства, читайте в рекомендации. Используйте готовые образцы плана.
Образцы планов мероприятий по профилактике COVID-19
ДЕТСКИЙ САД
ШКОЛА
Заполните справку о состоянии деятельности образовательной организации. Используйте форму из приложения 3 к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03. Внесите в нее сведения о численности обучающихся, работников, вакантных местах и обеспечении детей горячим питанием. Указывайте сведения по состоянию на 1 сентября 2020 года. Скачайте готовый образец справки.
Образцы справок о состоянии деятельности
ДЕТСКИЙ САД
ШКОЛА
Поручите бухгалтеру подготовить справку о средствах, которые потратили на подготовку к 2020/21 учебному году (п. 5 приложения 4 к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). При необходимости предварительно перераспределите средства или уточните информацию о финансах у учредителя. Смотрите готовый образец.
На какие вопросы отвечать в ходе приемки
В ходе приемки отвечайте на вопросы, которые позволят оценить готовность образовательной организации к новому учебному году. В 2020-м комиссия задаст вопросы по восьми направлениям. Семь из них Минпросвещения продублировало с прошлого года и добавило одно новое – санитарное и медицинское обеспечение (письмо от 11.03.2020 № ВБ-593/03). Вопросы по каждому направлению – в чек-листах. Используйте их для самопроверки и подготовки к приемке.
Чек-листы для приемки и самопроверки детского сада и школы
1. Территория
2. Здание
3. Помещения
4. Условия для обучения
5. Гигиеническое состояние
6. Безопасность в случае ЧС и пожара
7. Защищенность от терактов
8. Санитарное и медицинское обеспечение
СИТУАЦИЯ
Есть ли способы подготовиться к приемке
Какие результаты приемки получить
После приемки получите устное заключение комиссии о готовности или неготовности вашей организации к началу учебного года. Так как приемка не относится ни к одному виду проверки, а Минпросвещения не требует письменно оформлять решение комиссии, составлять акты и иные документы не будут.
Однако государственные органы власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно утвердить форму акта и других документов.
«Приемка» детского сада
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как происходит «приемка» детского сада? Сколько человек может прийти, из какого учреждения, что имеют право осматривать? Чем грозит приемка, если в саду не все соответствует нормам? Имеют ли право родители присутствовать?
Нас это не должно касаться, но вот касается: приближение приемки 2 раза в год мы чувствуем по нервозному состоянию воспитателей и по просьбам купить-покрасить-помыть.
Отвечает Владимир Коржов, юрист:
Из вопроса о «приемке» неясно, кто конкретно 2 раза в год осуществляет контрольные мероприятия (если таковые имеются) в ДОУ. По логике вещей – это происходит при посещении ДОУ представителями его учредителя – муниципального (государственного) органа образования.
Целесообразно все вопросы о такой «приемке» в письменном виде адресовать такому учредителю (или другому инициатору «приемки»), который:
Практический совет — с целью недопущения злоупотреблений Вашей помощью поговорите с заведующим ДОУ о вопросах нуждаемости ДОУ и при действительном наличии таковых также обращайтесь с письменным заявлением к учредителю о недостаточности финансирования ДОУ. В исключительном случае (Вы же помогаете близким, когда у них идет подготовка к встрече гостей) можно приобрести для ДОУ конкретные товары (не рекомендуется давать на руки деньги – это может повлечь соответствующую бесконтрольную поборническую склонность любого человека, в том числе и работников ДОУ).
Что нужно знать воспитателю о своих правах? Отвечаем на популярные вопросы
Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.
Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?
Обязательно ознакомьтесь с этими документами:
Подходит для действующих специалистов
За что несет ответственность воспитатель?
За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.
Разбираем типичные ситуации
Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?
Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.
Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.
Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?
От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:
Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.
Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?
Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.
Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.
Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?
Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.
Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?
Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.
Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.
Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?
Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.
Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?
Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.
Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?
По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.
Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?
Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:
Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.
Рекомендуем вам пройти программу повышения квалификации по:
Подготовка детского сада к новому 2020-2021 учебному году
Каждый год все дошкольные образовательные учреждения проходят один, очень важный и ответственный экзамен – приемку учреждения к новому учебному году. Но не все знают, какой это невероятный, творческий и очень важный труд. Весь коллектив работает, вкладывая свою частичку души. А сколько работы сделано!
Во всех группах детского сада обновлена развивающая предметно-пространственная среда. Созданы центры STEM-образования, природные уголки трансформированы в центры экспериментирования, а также экологические центры.
Все математические центры групп пополнены новым дидактическим игровым материалом. С целью обеспечения вариативности образования через дополнительные общеразвивающие образовательные программы приобретены конструкторы LEGO, ТИКО-конструкторы.
Изменен подход к созданию предметно-развивающей среды на территории детского сада. На прогулочных участках организованы центры экспериментирования с водой и песком, природным материалом, сенсорные дорожки, экологические тропы, метеостанции. Изготовлены новые игровые элементы.
На участке детского сада по адресу: ул.Королева,22-а. демонтировано старое игровое оборудование.
Проведен косметический ремонт музыкального зала с заменой штор и пошивом нового ламбрекена для сцены (ул.Королева,22-а).
Проведен косметический ремонт в кабинете музыкального руководителя с установлением металлических стеллажей в соответствии с нормами пожарной безопасности (ул.Горняков,31).
Во всех группах детского сада по адресу: ул.Горняков,31 произведена замена штор. Обновлены театральные зоны групп, а также изготовлены новые передвижные театральные ширмы (гр.№ 1, гр. № 4, ул.Горняков, 31).
Для комплектования группы детей в возрасте с 1 года приобретены кровати, соответствующие санитарным нормам СаНПиН, а также стулья, горшечница и детская ванна. Обновлена предметно-развивающая среда группы с учетом возраста детей, а это значит, что у детей в возрасте с 1 года в детском саду появятся новые пирамидки, куклы, машинки, сенсорные развивающие игры, передвижные мобили.
Также в группу малышей с 2 до 3 лет по адресу: ул.Королева,22-а приобретены кровати в соответствии с санитарными нормами, новые элементы игровой мебели.
А в группу малышей с 2 до 3 лет по адресу: ул.Горняков, 31 приобретены детские столы, соответствующие санитарным нормам СаНПиН.
Произведена замена деревянных оконных конструкций на пластиковые окна (полностью в музыкальном зале, в приемной гр. № 4 по адресу: ул.Горняков,31, в спальне, в медицинском кабинете по адресу: ул.Королева,22-а).
Во всех группах детского сада, а также входных группах обоих зданий, на всех прогулочных участках, на лестничных маршах обоих зданий проведены лакокрасочные работы.Покрашены все шкафчики в раздевалках, защитные экраны радиаторов отопления, оконные рамы и подоконники, все спортивные и игровые элементы на территории детского сада, а также на пищеблоках и складах учреждения по адресу: ул.Королева,22-а, ул.Горняков,31.
Полный косметический ремонт (групповая комната, приемная, умывальная) произведен в группе № 2 (ул.Горняков,31), а также в группе № 3 (ул.Королева,22-а).
Проведен полный косметический ремонт пищеблока и склада по адресу: ул.Горняков,31.
Администрация детского сада выражает благодарность всем, кто принимал участие в подготовке детского сада к открытию.