что такое pride month в америке
Что такое Месяц гордости?
Каждый год, 1 июня, начинается Pride Month или Месяц гордости. В этот месяц по всему миру проходят прайды, фестивали, митинги и другие мероприятия, которые привлекают внимание к проблемам ЛГБТ+ сообщества.
Во многих странах ЛГБТ+ люди до сих пор не могут держаться за руки на улице, не могут публиковать фотографии со своим любимым человеком, не могут быть полностью открытыми даже со своими родителями, не могут вступать в брак. Этот список «не могут» можно продолжать еще очень долго. Но они могут преследоваться законом, могут сесть в тюрьму из-за своей “нетрадиционной” ориентации, могут подвергаться насилию. Такой список, к сожалению, тоже можно продолжать очень долго.
Месяц гордости — это еще одна возможность напомнить о том, что миллионы людей по всему миру всё ещё сталкиваются с дискриминацией. Это возможность громко заявить о том, что права человека нарушаются.
Сегодня мы решили ответить на несколько вопросов, связанных с Месяцем гордости.
Почему Месяц гордости проходит в июне?
Но в ту ночь, 28 июня, когда начались очередные аресты, посетители, сотрудники и жители окрестностей оказали сильное сопротивление полиции. Они решили не расходиться по домам, а остались у бара, после чего начались столкновения, которые повторились и в следующую ночь.
Именно эти события и стали началом массового движения за права ЛГБТ+ сообщества. Ровно через год, 28 июня 1970, в Гринвич-Виллидж отметили первую годовщину стоунволлских бунтов — «День освобождения Кристофер-стрит». Это был первый в истории прайд.
Почему радужный флаг — символ ЛГБТ+ сообщества?
Радуга — символ надежды и разнообразия.
Идея сделать радугу символом ЛГБТ+ сообщества принадлежит гражданскому активисту и художнику Гилберту Бейкеру. Флаг был придуман специально для гей-прайда в Сан – Франциско 1978 года.
Радужный флаг — объект, который исторически олицетворял надежду. Первоначальный флаг был восьмицветным, и каждый цвет представлял что-то свое:
Желтый = Солнечный свет
В следующем году появился уже шестицветный флаг, который широко используется сегодня, частично из-за отсутствия в то время некоторых цветов ткани.
Зачем это «выпячивать»? (Как говорят некоторые)
Прайд — это способ показать, что ЛГБТ+ люди существуют, ведь во многих странах им приходится скрывать свою сексуальную ориентацию. Это демонстрация солидарности с представителями ЛГБТ+ сообщества. Это эффективный способ обратить внимание на проблемы, с которыми они ежедневно сталкиваются. Это борьба за базовые права!
Такая «гордость» нам не нужна: россияне отрицательно отреагировали на ЛГБТ-акцию «месяц прайда»
Пикеты у посольств Британии и США в Москве. Реакция на фасадную пропаганду гомосексуализма. Кто еще присоединился к месяцу прайда? Из корысти.
«Каждый день десятки ребят заказывают суши на сотни тысяч рублей с оплатой наличными по неверным адресам. Суши тухнут, курьеры теряют время, повара переводят продукты зря». Цитата из поста в «Фейсбук» петербуржского блогера Алексея Ларкина.
Блогер рассказал о своеобразной борьбе российской общественности с популярной сетью ресторанов. Которая внезапно решила присоединиться к «месяцу прайда». Поменяла аватар в соцсетях на шестицветную радугу, символ так называемого ЛГБТ-движения. А всем несогласным, как утверждается, откровенно хамит в своём «Инстаграм»-директе.
Кстати, в комментариях к публикации Ларкина ещё и копия депутатского запроса в прокуратуру — с требованием оценить всё это на предмет возможной пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Ну а вообще-то — налицо очевидная попытка вписаться в зарубежные тренды.
Вот хотя бы, по примеру немецких автоконцернов, синхронно перекрасивших свои логотипы аналогичным образом. И множества других крупных международных компаний, чьими стараниями сейчас впору говорить о глобальном наступлении нетрадиционной повестки.
Жизнь этого черного уже вряд ли что-то значит. Игрок канадской команды по американскому футболу, Кристион Джонс, начал утро воскресенья с твита с таким текстом: «мужчина не должен быть с мужчиной, женщина не должна быть с женщиной». К вечеру того же дня атлет, выступавший на позиции кик-возвращающего, узнал, что твит – не воробей и вместе с ним нельзя поймать стремительно погибающую спортивную карьеру. Представители ЛГБТ-сообщества потребовали у клуба «Эдмонтон Эскимос» разорвать контракт со спортсменом, который посмел испортить им праздничное настроение по случаю так называемого Месяца гордости.
«Они теперь пытаются меня уволить! Черный мужчина, который высказывает свое мнение в Твиттере, многим отвратителен. Люди понимают: я не переживаю, если меня уволят за то, что я стою на своем. Мнение должно быть обязательно», — ответил Джонс.
Радужная диктатура в так называемый прайд чувствует себя не менее сильной, что и известное своей категоричностью движение «Блэк Лайвс Мэттер». Например, в Калифорнии требуют, чтобы аэропорт в округе Ориндж переименовали. Пока что он носит имя звезды вестернов Джона Уэйна. Спустя 40 с лишним лет после его смерти, звезде Голливуда припомнили высказывания о неприязни к геям и лесбиянкам, а по нынешним правилам чтить память такого человека не положено. Как не приходится рассчитывать на поддержку, например, глубоко верующим людям, которые хотят сохранить свои ценности.
«В чем противоречие. Если позиция твоего вероисповедания не оправдывает гомосексуальные связи и отношения, то, выразив позиции своей веры, ты оскорбляешь чувства членов этой группы», — поясняет Григорий Красовский, адвокат.
Прайд в конце минувшей недели добрался и до сердца российской столицы. Здания посольств США и Великобритании в Москве западные дипломаты украсили радужным флагом. Радость от «месяца гордости» многие россияне разделить не смогли. Общественный активист Тимур Булатов написал в полицию заявление на сотрудников дипмиссий. По словам мужчины, уже пришел ответ: ответственных за акцию должны оштрафовать на 50 тысяч рублей. За пропаганду.
«Ну, это правильно, по-моему. У нас правовое государство. И те люди, которые находятся на территории России, они должны соблюдать наш закон. Не какие-то там свои, а именно наш», — считает Тимур Булатов, руководитель организации «Первый нравственный российский фронт».
С теми же идеями и под лозунгом «Наша страна – наши ценности» к зданиям американского и британского посольств на одиночные пикеты вышли православные активисты.
«Очень хорошо, что англичане и американцы увидели, что это не просто позиция государства, а позиция общества. Неприятие такого рода нарочных, насильных непонятных девиаций, которые они сейчас демонстрируют», — заявил Виталий Милонов, депутат Государственной думы России.
В Московском патриархате уже прокомментировали: опасения тех, кто защищает традиции, церковь разделяет, и каждая страна имеет право на неприкосновенность своих ценностей, в том числе тех, что касаются брака и семьи. В общем, если кто-то в России готов в рамках закона защищать то, что ему дорого, извиняться за это ему не придется.
«ЛГБТ-прайды — необходимая России духовная скрепа»
Что такое прайды, зачем они нужны, почему нет «гетеро-парадов», а России необходим ЛГБТ-карнавал, по просьбе «Таких дел» объясняет журналист, открытый ВИЧ-положительный гей и православный верующий Борис Конаков
В июне начинается не только лето, но и «Месяц гордости» (Pride Month): представители ЛГБТ+сообщества собираются по всему миру, отмечая свободу и гордость быть собой. В России прайды проводятся в дикой нервозности и опасности. Это не похоже ни на праздник, ни даже на «Стоунволлские бунты» в США, положившие начало нашей борьбе за права.
Борис Конаков Фото: из личного архива
Мы не успели выдохнуть после советского уголовного преследования гомосексуалов и понять, что нам нужно. Мы, как и все постсоветские люди, жадно глотали свободу и возможности 90-х, наслаждались «сытыми» нулевыми и упустили момент, когда гомофобия стала национальной идеей.
За эти 20 лет выросло мое поколение, для которого отсутствия статьи за «мужеложество» мало, однако протестный потенциал большинства из нас подавлен опасностью преследования уже даже за лайки и репосты. Мы вынуждены по большей части мириться или высмеивать клише о «развращающих гей-парадах» и «загнивающем Западе», терпеливо объясняя вам, почему нам важно «выпячивать».
Но обо всем по порядку.
Откуда взялось название и почему в июне?
Название «Месяц гордости» придумано бисексуальной активисткой из Нью-Йорка Брендой Говард. Ее называли «Матерью Гордости» за организацию первого прайда после «Стоунволлского бунта» в июне 1969 года. Радужный флаг придуман и выполнен в 1978 году художником и дизайнером Гилбертом Бейкером по заказу Харви Милка — члена городского наблюдательного совета Сан-Франциско и первого открытого гея на руководящей должности в США.
Бейкер не копировал радугу досконально (в «традиционной» радуге — семь цветов, а не шесть, как на флаге), но вдохновлялся ей, выражая идею, что внутри сообщества все люди разные. И сейчас есть несколько версий флага, где в том числе есть полоска радуги, посвященная движению Black Lives Matter, и отметка в память о наших ребятах, погибших от пандемии СПИДа.
Что такое «Стоунволлский бунт»? Почему он произошел?
27 июня 1969 года в нью-йоркский гей-бар «Стоунволл-Инн» ворвалась полиция. По тогдашним законам геям нельзя было отпускать спиртное: они считались лицами, нарушающими общественный порядок. Фактически единственное популярное и крупное место в городе, куда попадали исключительно по рекомендации и где люди могли побыть собой, раз в месяц подвергалось плановому рейду. Полиция выбирала будний день, предупреждала владельцев (которые, кстати, не были гомосексуалами и представляли один из местных мафиозных кланов) и наносила визит. Люди переставали обниматься, готовили документы, бармены прятали алкоголь. Полицейские кого-то избивали, брали взятку, уезжали.
«После стольких лет унижений это одновременно пришло в голову всем, кто оказался в ту ночь в том самом месте, и это не являлось организованным протестом… Там находились разные люди, но всех объединяло нежелание мириться с полицейским беспределом. Мы попытались вернуть себе свободу. Мы стали требовать свободу. И мы больше не собирались прятаться в ночи. Как будто что-то витало в воздухе. Это был дух свободы. И мы поняли, что мы станем бороться за нее. И мы не собирались отступать», — вспоминал активист Майкл Фейдер. Кто-то в толпе крикнул: «Gay power!» — и началось.
Были созданы списки гомосексуалов и их окружения, а также подозреваемых в «гомосексуализме». В законодательствах 22 штатов любого гея или лесбиянку могли отправить на принудительное лечение, а кое-где кастрировать или стерилизовать.
Почему это стало важным в борьбе за права ЛГБТ?
Геи, лесбиянки, бисексуалы и транс-персоны стали создавать правозащитные организации, активистские медиа. В 1970 году по всей Америке прошли первые прайды. Уже в 1972 году мы праздновали первую победу — Американская ассоциация психиатров исключила «гомосексуализм» (тогда термин официально считался корректным, потому что ВОЗ исключила гомосексуальность из списка заболеваний лишь в 1993 году) из официального перечня психических расстройств.
«Гей-парады», которыми называют прайды, — это укоренившийся миф «благодаря» андроцентричности общества — взгляда на мир с мужской точки зрения и выдачи мужских нормативных представлений за единые социальные нормы и жизненные модели. Но прайды дают видимость разным людям.
Почему ЛГБТ-прайды возможны в современной России?
Праздник гордости — естественная реакция на трагедию, а российское общество намного толерантнее и эмпатичнее, чем внушает госпропаганда.
Любые карнавалы (carrus navalis — ритуальная повозка с идолами плодородия) — про единение Жизни и Смерти. Сатурналии в честь бога плодородия Сатурна в Древнем Риме — это изобилие напитков, еды, секса. Подобные праздники уравнивали людей. На нем выбирали «короля», и им мог стать кто угодно. Но в конце он должен был погибнуть. Считалось, что это почетно. Его приветствовали прохожие в масках «мертвых», скрывающих Настоящее и Прошлое, уравновешивающих яркие «жизненные» костюмы.
Позже карнавалы в Европе или колонизированной Бразилии ознаменовывали начало Великого поста перед Пасхой — воскрешением. Они допустимы, потому что исторически вписаны в «традиционные ценности».
Термин «карнавализация» введен литературоведом Михаилом Бахтиным: это результат воздействия традиций средневекового карнавала на культуру и мышление Нового времени. Концепция Бахтина разработана тогда, когда не было прайдов, аббревиатуры ЛГБТ, слов «гей», «лесбиянка» или «гомофобия». Однако она четко «ложится» на смысл прайдов как политического, культурного и даже в некоторой степени религиозного явления.
Карнавальное, по Бахтину, противостоит трагическому и эпическому. Когда художественное или жизненное явление (борьба ЛГБТ за свои права) карнавализируется, оно становится современным. Признак карнавала (прайда) — это отражение конечности и незавершенности всего сущего, смесь пародии, развенчания (например, общественных стереотипов) и потенциала обновления (мира без насилия).
Это веселая относительность происходящего, несоответствие между внешним и внутренним (пресловутые «мужики в юбках»), условиями и условностями настоящего и предчувствие возможного иного миропорядка, таящегося за фасадом вещей, ролей, поведений и языка. Когда мы весело «выпячиваем» себя, мы уже сейчас празднуем то, что в условном «завтра» нас перестанут за это бить.
Мы высмеиваем стереотипы с помощью пародии, гротескных образов, что созвучно советскому атеизму. И, на мой взгляд, именно это неосознанно пугает гомофобно настроенную часть российского общества.
«Для мифопоэтической эпохи любой мирской праздник соотнесен с сакральными ценностями коллектива, с его сакральной историей или с прецедентом, который может подвергаться сакрализации, — пишет ученый. — Главный праздник начинается в ситуации, связанной с напряженным ожиданием катастрофы мира. Психотерапевтическая функция ритуала и сопутствующего ему праздничного действа — в снятии этого напряжения, вовлечении участников ритуала и праздника в созидание нового мира, в проверку его связей и смыслов».
Любой праздник — это сложный и многомерный феномен, имеющий культурный и социальный смысл, экзистенциальное, метафизическое измерение. Он укоренен не только в индивидуальном, личностном бытии, но и в бытии социальном и сакральном. Праздник открывает человеку бытие личности, человеческой и божественной, возможность их встречи и совместного, согласного бытия в вечности.
«Итак, если ты будешь праздновать праздники, как я тебе изобразил, и будешь причащаться Божественных Таин, как я тебе указал, то вся жизнь твоя будет одно непрерывное празднество, одна непрестающая Пасха, — прехождение от видимого к невидимому, туда, где престанут все образы, сени [знаки] и символы празднеств, бывающих в настоящей жизни, и где вечно чистые вечно имеют наслаждаться чистейшею жертвою, Христом Господом, в Боге Отце и единосущном Духе, всегда созерцая Его и видимы бывая Им, сопребывая и соцарствуя с Ним, — выше и блаженнее чего ничего нет в Царствии Его» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Почему ЛГБТ-прайды нужны современной России?
Попробуйте представить, как это — десятки лет играть по вашим правилам?
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Вы можете им помочь
Помогаем
Прайд в Сан-Паоло Бразилии
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Кто теперь угнетен? США и Европа годами боролись за права ЛГБТ. Почему это привело общество к расколу и конфликтам?
Равные права для представителей ЛГБТ и признание однополых браков стали главными и наиболее важными достижениями западного общества в борьбе за права уязвимых групп. Но у этих побед оказались неожиданные побочные эффекты: случаи дискриминации гетеросексуалов при найме на работу и растущее число подростков, готовых воспользоваться официальным разрешением на смену пола для несовершеннолетних. Эти явления вызывают определенную тревогу в обществе, но ЛГБТ-активисты не собираются останавливаться на достигнутом, ведь их активно поддерживают государственные институты и крупные корпорации. «Лента.ру» в рамках проекта «Проблемы первого мира» выяснила, как борьба за права ЛГБТ порождает новые ограничения в обществе, почему такая ситуация устраивает государство и бизнес и что происходит с теми, кто не готов отказаться от традиционных взглядов.
«Да, любовь бывает самых разных форм и расцветок — современные семьи отличаются друг от друга. Но большинство из них до сих пор состоит из мамы, папы и детей, и нам не стоит об этом забывать», — с такой речью выступил в парламенте Великобритании консервативный политик Бен Брэдли. Он подчеркнул, что современная политическая повестка игнорирует значимость роли отца для каждой семьи и что меньшинствам государство уделяет куда больше заботы, чем большинству.
По мнению Брэдли, современное европейское общество не просто защищает представителей ЛГБТ-сообщества более эффективно, чем остальное население, — оно уничтожает традиционные роли, забывая об их важности.
Существующие государственные механизмы — на Западе в целом и в ЕС в частности — действительно ориентированы на то, чтобы оберегать от дискриминации любые уязвимые группы, в том числе по сексуальному признаку. Так, агентство ЕС по правам человека особо призывает европейские государства специально обучать силовые ведомства бороться с преступлениями на почве ненависти к ЛГБТ. По мнению представителей агентства, полицейские должны всячески поддерживать жертв таких посягательств, поощрять их обращения в правоохранительные органы по любому такому случаю и тщательно расследовать каждое дело.
Среди стран Евросоюза указанных законодательных норм нет только в Польше, Латвии, Болгарии и Италии. До недавнего времени в этом списке была и Швейцария. В начале 2020 года местное социал-демократическое правительство попыталось ввести уголовное наказание за «язык ненависти к ЛГБТ», но столкнулось с противодействием консерваторов, которые напомнили, что к «языку ненависти» можно отнести не только откровенные угрозы и оскорбления, но и публичные критические заявления. Оппозиция сочла эту инициативу нарушением свободы слова и вынесла законопроект на общегосударственный референдум. Но против уголовной ответственности для гомофобов высказались чуть более 38 процентов населения — этого оказалось недостаточно, чтобы блокировать принятие закона.
Перегибы на местах
Современная психологическая теория утверждает, что представители любых уязвимых групп переживают особый вид стресса из-за давления общества — порицание окружающих сказывается на их физическом здоровье, образе жизни и склонности к ментальным расстройствам. Государства отвечают на эти выводы ожидаемым образом: вводят механизмы «позитивной дискриминации», которая дает представителям таких групп больше преимуществ и возможностей.
Зачастую эта система, созданная ради восстановления справедливости, дает сбой, когда принадлежность к той или иной угнетаемой категории при устройстве на работу оказывается важнее, чем профессиональные навыки и личные качества. В Великобритании, одном из наиболее комфортных для ЛГБТ государств, это удалось доказать через суд. В 2019 году англичанин Мэтью Фарлонг заявил, что не смог устроиться на работу своей мечты — в полицию — только из-за того, что не принадлежал к какой-либо уязвимой группе. По мнению Фарлонга, он получил бы должность, назовись он бисексуалом или геем.
Ливерпульский суд признал, что Фарлонг подвергся дискриминации как белокожий мужчина-гетеросексуал. Вскоре ему предложили должность полицейского. Это стало прецедентом, когда перегиб в борьбе за разнообразие удалось компенсировать.
Как рассказал в беседе с «Лентой.ру» социолог, почетный профессор Кентского университета Фрэнк Фуреди, современная повестка продвигает «аристократизацию» ЛГБТ-сообщества: «Их видят более чувствительными, интересными, умными и в итоге более важными для государства и общества, чем гетеросексуалов, особенно мужчин. Ситуация усугубляется тем, что такое видение активно продвигается в СМИ».
Фарлонгу повезло: ему удалось доказать свою правоту потому, что сам способ оценки кандидатов — без какой-либо специальной методики, просто решением «да или нет» — признали неоправданно примитивным. Но найти такие зацепки удается немногим.
Между тем конфликтных ситуаций, связанных с трудоустройством, со временем станет больше: опросы показывают, что в молодом поколении европейцев доля представителей ЛГБТ-сообщества (по крайней мере тех, кто готов открыто заявить об этом) в два раза больше, чем среди старшего поколения. К ЛГБТ в той или иной степени себя относят 7,6 процента опрошенных в возрасте от 30 до 65 лет.
«Вне всякого сомнения, число людей, отрицающих гетеросексуальные нормы, в ближайшие годы будет расти», — подчеркнул профессор Фуреди.
«Прогрессивный» подход в отношении ЛГБТ практикуют не только государственные органы: подобную политику вводят и крупнейшие компании. В месяц прайда (Pride Month, праздник сексуального разнообразия — прим. «Ленты.ру») сотни западных фирм ставят на аватарки в социальных сетях радужные флаги, СМИ широко освещают проблемы ЛГБТ, в креативных индустриях в игры, фильмы и другой контент стараются добавлять ЛГБТ-персонажей.
Например, в игре The Last of Us 2 повзрослевшую главную героиню Элли Уильямс сделали лесбиянкой, хотя в первой части никаких намеков на ее принадлежность к ЛГБТ авторы не делали. Летом 2019 года глава студии Marvel Кевин Файги объявил, что в ленте «Вечные» покажут первого супергероя-гея, роль которого исполнил чернокожий актер Брайан Тайри Генри. Его персонаж Фастос к тому же оказался настоящим семьянином, у которого есть любимый мужчина и ребенок. Киностудия Sony, в свою очередь, предложила новое прочтение классики: в недавно вышедшем ремейке «Золушки» фея-крестная в исполнении открытого гея Билли Портера предстала в гендерно-нейтральном образе мужчины в женском платье.
Такое повышенное внимание к ЛГБТ-повестке, особенно у крупного бизнеса, отчасти объясняется тем, что ЛГБТ-сообщество составляет сегодня приличную часть платежеспособных потребителей.
Особенно это заметно у мужчин-гомосексуалов: такие семьи обычно богаче, чем обыватели традиционной ориентации. Неудивительно, что некоторые компании видят рыночный интерес в том, чтобы хорошо выглядеть в глазах таких потребителей, а потому стараются всячески замечать и поддерживать сотрудников из числа ЛГБТ, активно транслируя свою толерантность потенциальным клиентам.
При этом, как указывают ЛГБТ-активисты, большинству корпораций нет никакого дела до проблем толерантности. Они лишь используют символику и риторику для коммерческих целей, сигнализируют о поддержке — особенно в июне, в месяц прайда, — но на самом деле никак не помогают ни движению, ни своим сотрудникам из числа «угнетаемых» групп.
Радужные аватарки в социальных сетях, особые июньские предложения и другие пиар-акции не приносят реальной пользы движению. Но и денежные пожертвования ЛГБТ-организациям могут ничего не значить: многие компании, которые занимаются такой благотворительностью, одновременно жертвуют еще больше денег политикам-консерваторам, а те после избрания не только лоббируют их экономические интересы, но и продвигают законы, которые ЛГБТ-сообщество считает дискриминирующими и ксенофобными.
НКО, имеющие многолетний опыт борьбы за права ЛГБТ, понимают, что стремление крупных компаний создать позитивный образ в глазах ЛГБТ-сообщества — не более чем маркетинговая стратегия, а потому пристально следят за тем, чтобы сотрудникам из числа уязвимых групп не на словах, а на деле создавали максимально комфортную среду. Одна из таких организаций — британская Stonewall — уже не первый год продвигает инструменты, с помощью которых работодатели измеряют уровень инклюзивности в своих рабочих коллективах. Stonewall, будучи очень крупным институтом, каждый год составляет список лидеров по дружелюбию к ЛГБТ. Он включает как государственных, так и частных нанимателей. В 2020 году в него вошли банк Citi, юридическая компания Baker McKenzie, оператор мобильной связи Vodafone, а также ряд полицейских департаментов, университетов и даже служба британской внешней разведки МИ-6.
Толерантность без границ
Stonewall, названная в честь исторических столкновений гомосексуалов с полицией в Нью-Йорке в 1969 году, — влиятельная НКО со своими лоббистами в государственных структурах. Она может напрямую воздействовать на принятие политических решений в Великобритании и за рубежом.
Изначально ее основатели видели своей целью лишь свободу самовыражения для ЛГБТ и равенство репрезентации в СМИ, ведь в конце 1980-х годов в королевстве существовали законы о запрете пропаганды гомосексуальности. Активисты смогли добиться их отмены к 2003 году.
Но сейчас, спустя почти два десятилетия, борьба Stonewall за права ЛГБТ приобрела такие формы, что от организации отворачиваются даже те, кто стоял у ее истоков. Так, сооснователь Stonewall Саймон Фэншоу летом 2021 года объявил о разрыве со своим детищем. По его словам, организация действительно помогла решить большую часть проблем ЛГБТ-сообщества в Западной Европе, но затем превратилась в подобие политической партии — непримиримой и догматичной, не приемлющей критику своих позиций.
Разумное несогласие они сразу обзывают ненавистью. Для многих они воплощают абсолютную нетерпимость к спорам и обсуждениям. И это очень опасно
Его утверждения не голословны: активисты открыто давят на тех, кто осмеливается критиковать и даже просто поддерживать критику деятельности организации, добиваются удаления неугодных высказываний с различных платформ.
При этом взгляды, которые так ревностно отстаивают активисты Stonewall, бывают весьма спорными. Взять хотя бы стремление на юридическом уровне отменить не только нормы поведения для мужчин и женщин, но и само понятие биологического пола.
Активисты-трансгендеры и их соратники выступают за систему, при которой единственным критерием пола будет самоидентификация. На практике это значит, что в женские раздевалки фитнес-клубов, в убежища для жертв насилия и в другие пространства, открытые только для женщин, смогут попасть мужчины, считающие или называющие себя женщинами.
Это уже не какая-то маргинальная точка зрения — как выяснилось, ее разделяют весьма уважаемые члены общества. В начале текущего года более 600 академиков из европейских стран, США, Индии и Японии подписали коллективное письмо против присуждения ордена Британской империи профессору Кэтлин Сток из университета Сассекса: ее сочли недостойной награды из-за трансфобии.
А пока академики спорят о юридических формулировках, на социальном уровне достижения ЛГБТ-идеологии продвигают политики и чиновники. Лидер британской Лейбористской партии Кир Стармер в сентябре публично заявил, что «матка есть не только у женщин» (имея в виду трансмужчин), — таким образом он высказал поддержку трансактивистам, требующим «отменить пол».
В минувшем августе в рекомендации для школьных учителей в Шотландии включили тот самый «принцип самоидентификации»: в школе дети могут требовать от преподавателей называть их в соответствии с тем полом и именем, которое они выбрали сами. Это касается и начальных классов, и даже дошколят. До этого похожий закон, распространяющий право на смену пола даже на детей с шестилетнего возраста, приняли в Норвегии.
Правозащитники указывают, что такие действия властей — посягательство на права родителей воспитывать ребенка в собственной системе ценностей. Идеологию, которую продвигают главенствующие в обоих правительствах социалисты, многие называют опасной, но она продолжает собирать сторонников под лозунгами защиты трансгендерных подростков.
Как показали недавние исследования, в последние несколько лет их стало намного больше: медицинские центры по всему миру свидетельствуют, что число несовершеннолетних, сообщивших о гендерных проблемах, выросло десятикратно. Главным образом речь идет о гендерной дисфории — психологическом конфликте из-за несовпадения между гендерной идентичностью и биологическим полом.
Если в начале 2010-х число тех, кто пытался в подростковом возрасте получить блокаторы гормонов (медикаменты, останавливающие возрастные гормональные изменения) или пластическую операцию, исчислялось десятками, то теперь счет идет на сотни.
ЛГБТ-активисты утверждают, что это не последствия транспропаганды, а новый, более прогрессивный взгляд подростков на вопросы гендера. Но с ними не согласны многие психиатры, в том числе из-за негативного опыта тех, кто прошел соответствующее «лечение» в подростковом возрасте и живет с его последствиями.
Ведь если пластические операции вроде удаления молочных желез можно исправить хирургическими методами, то гормональная терапия, особенно в подростковом возрасте, ведет к бесплодию и другим необратимым для организма последствиям. А между тем 10 из 11 исследований показывают, что трансгендерные расстройства (по современной классификации они официально расстройствами не считаются) вскоре после полового созревания происходят у подавляющего большинства юных пациентов, а переход в другой пол не гарантирует улучшения психологического состояния.
Об этом начали говорить и подростки-трансгендеры: в 2020 году 23-летняя британка подала в суд на систему здравоохранения страны из-за того, что в 16 лет врачи помогли ей начать процесс по изменению пола. Из-за гендерной дисфории ей выписали гормоны, из-за которых у нее стало больше волос на лице и теле, начались и другие изменения, но сейчас она пожалела о решении, сделанном в подростковом возрасте, — теперь она осознает, что на самом деле ей требовалось, чтобы специалисты внимательнее отнеслись к определению причин ее расстройства и помогли избежать необратимых изменений в организме. На сторону девушки встали и судьи.
В этом году забили тревогу даже авторы исследований, благодаря которым сторонники современной гендерной идеологии говорят о ней как о научной, и заявили, что необходимо пересмотреть подход к решению гендерных проблем подростков.
По мере накопления клинических и статистических данных у специалистов возникают вопросы, на которые они пока не получили четких ответов. К примеру, почему гендерная дисфория чаще проявляется у подростков, которые ранее подвергались издевательствам сверстников и имели проблемы социального характера, и как объяснить то, что у юных трансгендеров чаще диагностируются синдром дефицита внимания и расстройства аутистического спектра. Не исключено, что гендерная дисфория у подростков — это вовсе не результат их прогрессивных взглядов, а следствие более сложных психологических проблем. Однозначных ответов на эти и другие вопросы нет, что не мешает ЛГБТ-активистам продвигать свои взгляды, а прогрессивным политикам — создавать новые юридические нормы на основе их идей.
Непопулярные ценности
Сегодня публичные персоны стараются избегать заявлений, которые могут быть истолкованы как гомофобные. Однако нормы Cancel culture, в отличие от большинства законов, имеют обратную силу: подвергнуться «отмене» можно даже в том случае, если нетолерантные заявления прозвучали много лет назад. Так, комик Кевин Харт в 2019 году вынужден был отказаться от роли ведущего на церемонии вручения «Оскара», а Netflix разорвала с ним контракт на серию документальных фильмов. Артисту припомнили неприятные для ЛГБТ-сообщества шутки в его выступлениях и в Twitter. Даже то, что эти эпизоды относились к событиям десятилетней давности и Харт с тех пор уже успел извиниться перед всеми, кого оскорбили его слова, не спасло комика от очередной волны критики.
В 2021 году британские лиги футбола и крикета взялись за соцсети своих игроков и тоже обнаружили в них неприемлемый юмор. Несмотря на то что часто речь шла о постах, сделанных еще в подростковом возрасте, спортсменов штрафовали и отстраняли от матчей. Например, защитника футбольного клуба «Мидлсбро» Марка Бола обвинили в том, что в 2012 году, когда ему было 14 лет, он опубликовал в соцсетях гомофобную шутку. Игрок в крикет Олли Робинсон из-за твитов девятилетней давности получил штраф в 3 200 фунтов, был отстранен от восьми матчей и принужден к участию в программах против дискриминации.
Это приводит к политизации языка, которая особенно сильно сказывается на молодых людях, на детях, — они боятся проявлять себя. Им страшно, что за «неправильные» слова их могут наказать
Политика преследуют буквально за цитаты из Библии. Критикуя Евангелическо-лютеранскую церковь Финляндии за поддержку ЛГБТ-парада в финской столице, она процитировала новозаветное «Послание к римлянам». В нем влечение мужчины к мужчине названо неестественным и ложным заблуждением, заслуживающим возмездия. Рясянен не собирается отказываться от своих слов и считает, что пренебрежение к традиционному видению греха и брачной жизни лишает смысла всю христианскую веру и обесценивает саму жертву Иисуса Христа.
Я не буду извиняться перед ними за слова апостола Павла. Я готова до конца защищать свободу слова и свободу вероисповедания
Теперь 61-летней лютеранке грозит крупный штраф и до двух лет тюрьмы, ее допрос в полиции длился более четырех часов без перерыва.
Компания IKEA в 2019 году уволила сотрудника-католика, который возмутился требованием руководства продвигать толерантность к ЛГБТ и процитировал во внутренней переписке «неполиткорректные» библейские цитаты.
В той же Финляндии скандал закончился бы одиночным пикетом или небольшим консервативным митингом, но инцидент произошел в Польше — стране, где католическая вера и традиционные ценности занимают особое место в гражданском обществе и государственной политике. На менеджера, который принимал решение об увольнении, подала в суд прокуратура, а торговую сеть обвинили в ущемлении религиозной свободы и права на выражение своего мнения.
Как и в случае с судом, который подтвердил дискриминацию гетеросексуала Мэтью Фарлонга, польский прецедент — редкое исключение из общего правила. Особый нравственный климат в Польше и соседней Венгрии давно заметили в других странах Евросоюза. Такой подход противоречит принятой в ЕС политике, и в последние несколько месяцев его исполнительные органы усиливают давление на непокорных восточных союзников. В конце августа стало известно, что польские регионы, объявленные зонами без ЛГБТ-пропаганды, могут лишиться европейских субсидий объемом в десятки миллионов долларов.
Сегодня я девочка
Как считает исследователь и гей-активист Джеймс Кирчик, борьба за права ЛГБТ-сообщества на Западе по большей части закончилась их победой. Они законодательно защищены, хотя еще несколько десятилетий назад во многих странах гомосексуализм был уголовно наказуемым деянием: в 1960-х американские полицейские могли арестовать гомосексуалов за публичное проявление чувств, их имена и другую информацию открыто публиковали в журналах, это грозило увольнениями, а то и преступлениями против достоинства, но закон этих людей никак не защищал. Им часто назначали принудительное психиатрическое лечение вплоть до лоботомии.
Но жестокость осталась в прошлом. Сегодня в большинстве европейских стран общество относится к ЛГБТ вполне толерантно: людей не смущают знаменитости и политики негетеросексуальной ориентации или гендерной идентичности. В обществе, где разрешены гей-браки и усыновление геями, каждый год проходят ЛГБТ-парады, а неуважение к ним строго порицается, бороться вроде бы уже не за что.
Но активисты не готовы это признать и, похоже, намерены идти до конца. Теперь на смену правозащитному движению, защищавшему представителей ЛГБТ-сообщества от откровенной дискриминации, пришло воинственное идеологическое течение, цель которого — добиться доминирования своего видения реальности.
Речь уже не идет о защите прав человека в отношении уязвимых групп — эта проблема уже потеряла свою остроту в западном обществе. Теперь все чаще активисты ЛГБТ-движений занимаются поиском врагов и подрывом того самого общественного устройства, которое позволило ЛГБТ чувствовать себя равными в обществе, где большинство составляют гетеросексуалы.
Фрэнк Фуреди пессимистично оценивает шансы молчаливого большинства на противостояние ЛГБТ-повестке. Многие просто опасаются говорить о проблеме открыто, а число тех, кто готов публично высказывать противоположную позицию, по-прежнему относительно невелико, и часто у них нет никакого влияния. Активистов тоже немного, но они постоянно дают о себе знать. Политизированные пользователи собираются в соцсетях вокруг лидеров мнений, которые помогают устраивать массовые сетевые акции: добиваться блокировки несогласных, давить на компании, политиков и других публичных личностей. Благодаря этой деятельности, голоса ЛГБТ звучат громче, чем мнение большинства, и соответствующие темы постоянно находятся в повестке.
По словам Фуреди, борцы за права ЛГБТ-сообщества добились очень большой и важной вещи — изменения языка: «В ряде языков, в том числе английском и немецком, пытаются изобрести новые местоимения для обозначения полов. А недавно ведущий медицинский журнал Lancet предложил называть женщину «тело с вагиной»». Такие веяния, считает Фуреди, угрожают не только правам несогласных, но и развитию науки, особенно медицины: этические правила заставляют ученых воспроизводить заведомо ложные мнения: «Медики знают, что это безумие, но вынуждены подчиняться. В этой ситуации ученые начинают звучать как сторонники теории о плоской земле — особенно в теме трансгендерности и продолжения рода».
Я не знаю, как далеко это зайдет. Если в какой-то момент мы перейдем определенную границу, науку уже нельзя будет называть наукой
В среднесрочной перспективе, в следующие пять-десять лет, влияние ЛГБТ-сообщества станет еще сильнее, поскольку вырастут дети, которых сейчас воспитывают в рамках новой концепции. «Влияние этой идеологии на детей очень сильно: она сбивает их с толку, дезориентирует и подрывает способность понимать разницу между мужчиной и женщиной, понимать, как работает размножение, понимать, кто они есть на самом деле. И если детям внушать, что они сами могут выбирать, кем быть — мальчиками, девочками или кем-то еще, — то при взрослении они потеряют всякую уверенность в себе», — полагает Фуреди.
Он привел пример из собственной практики, когда одна школьница решила, что она мальчик, потому что слышала от учителя, что это возможно, — а следом ее подруги тоже стали считать себя мальчиками или даже лесбиянками. Примерно через полгода все они решили, что на самом деле они все-таки девочки. «Когда у людей возникают заблуждения по самым элементарным вещам, таким как понимание собственного я, это становится идеальным рецептом культурной катастрофы, которая сейчас происходит в Европе и Америке», — поясняет социолог.
«Что будет дальше, я затрудняюсь сказать. Сможет ли общество просто принять новый порядок вещей? Ведь он ставит под вопрос всю предыдущую человеческую культуру. Или же возникнет некое сопротивление? Думаю, пока рано об этом говорить», — заключает эксперт.