что такое прецедент uml
Диаграмма прецедентов (вариантов использования) UML
Диаграмма прецедентов (вариантов использования) UML
Для чего используется техника креативности
Определить функциональные требования к системе.
Описать типичные взаимодействия между пользователями системы и самой системой и предоставить описание процесса её функционирования.
План действий
В разделе «Описание» изучите основной набор символов диаграммы прецедентов, необходимый для того, чтобы уметь читать диаграммы.
После ознакомления с другими разделами («Пример», «Применение») вы можете попробовать свои силы в самостоятельном составлении диаграмм прецедентов.
Замечания (описание)
Термин | Изображение | Описание |
---|---|---|
Сценарий | Вся диаграмма вариантов использования (ВИС) | Сценарий (scenario) – это последовательность шагов, описывающих взаимодействие пользователя и системы. |
Актер | Актер (actor) представляет собой некую роль, которую пользователь играет по отношению к системе. | |
Прецедент | Обозначает выполняемые системой действия (могут включать возможные варианты), приводящие к наблюдаемым актёрами результатам. | |
include (включает) | Сложный шаг в прецеденте можно представить другим прецедентом. В терминах языка UML мы говорим, что первый прецедент включает (includes) второй. | |
Граница системы | Позволяет обозначить границы систем или подсистем. |
Как применять технику креативности
Прецеденты представляют собой ценный инструмент для понимания функциональных требований к системе. Первый вариант прецедентов должен составляться на ранней стадии выполнения проекта. Более подробные версии прецедентов должны появляться непосредственно перед реализацией данного прецедента.
Большая опасность прецедентов заключается в том, что разработчики делают их очень сложными и застревают на них. Обычно чем меньше вы делаете, тем меньший вред можете нанести. Если у вас немного информации, то получится короткий, легко читаемый документ, который явится отправной точкой для вопросов. Если информации слишком много, то вряд ли кто-то вообще будет ее изучать и пытаться понять.
Как научиться
Здесь мы попытались предоставить как можно более простой способ изучения диаграммы вариантов использования системы языка UML.
Как и многие другие языки он использует для описания набор знаков. Смысл этих знаков вы найдете в таблице в разделе «Замечания (описание)». Каждый знак имеет свое наименование (термин) и написание. Также каждый термин снабжен кратким пояснением, чтобы быстро уяснить его основную суть.
Далее мы бы рекомендовали перейти в раздел «Пример», чтобы попробовать свои силы в чтении разных диаграмм. Затем стоит изучить раздел «Применение», так как, хотя и количество типов диаграмм в UML невелико, максимум преимуществ от их использования вы сможете получить только если будете применять нужные диаграммы по назначению.
Пример использования
Прецеденты – это технология определения функциональных требований к системе. Работа прецедентов заключается в описании типичных взаимодействий между пользователями системы и самой системой и предоставлении описания процесса ее функционирования. Вместо того чтобы описывать прецеденты в лоб, я предпочитаю подкрасться к ним сзади и начать с описания сценариев. Сценарий (scenario) – это последовательность шагов, описывающих взаимодействие пользователя и системы. Поэтому при наличии онлайнового магазина, основанного на веб-сайте, мы можем использовать сценарий «Покупка товара» (Buy a Product), в котором происходит следующее.
Покупатель просматривает каталог и помещает выбранные товары в корзину. При желании оплатить покупку он вводит информацию о кредитной карте и производит платеж. Система проверя ет авторизацию кредитной карты и подтверждает оплату товара тотчас же и по электронной почте.
Подобный сценарий описывает только одну ситуацию, которая может иметь место. Однако если авторизация кредитной карты окажется неудачной, то подобная ситуация может послужить предметом уже другого сценария. В другом случае у вас может быть постоянный клиент, для которого проверка информации о покупке и кредитной карте не обязательна, и это будет третий сценарий.
Так или иначе, но все эти сценарии похожи. Суть в том, что во всех трех сценариях у пользователя одна и та же цель: купить товар. Пользователь не всегда может это сделать, но цель остается. Именно цель пользователя является ключом к прецедентам: прецедент представляет собой множество сценариев, объединенных некоторой общей целью пользователя.
В терминах прецедента пользователи называются актерами. Актер (actor) представляет собой некую роль, которую пользователь играет по отношению к системе. Актерами могут быть пользователь, торговый представитель пользователя, менеджер по продажам и товаровед.
Актеры действуют в рамках прецедентов. Один актер может выполнять несколько прецедентов; и наоборот, в соответствии с одним прецедентом могут действовать несколько актеров. Обычно клиентов много, поэтому роль клиента могут играть многие люди. К тому же один человек может играть несколько ролей, например менеджер по продажам, выполняющий роль торгового представителя клиента. Актер не обязательно должен быть человеком. Если система предоставляет некоторый сервис другой компьютерной системе, то другая система является актером.
Прецеденты считаются важной частью языка UML. Однако удивительно то, что определение прецедентов в UML довольно скудное. В UML ничего не говорится о том, как определять содержимое прецедента.
Все, что описано в UML, – это диаграмма прецедентов, которая показывает, как прецеденты связаны друг с другом. Но почти вся ценность прецедентов как раз в их содержании, а диаграмма имеет ограниченное значение.
Содержимое прецедентов
Не существует стандартного способа описания содержимого прецедента; в разных случаях применяются различные форматы. На рис. 9.1 показан общий стиль использования. Вы начинаете с выбора одного из сценариев в качестве главного успешного сценария (main success scenario). Сначала вы описываете тело прецедента, в котором главный успешный сценарий представлен последовательностью нумерованных шагов. Затем берете другой сценарий и вставляете его в виде расширения (extension), описывая его в терминах изменений главного успешного сценария. Расширения могут быть успешными – пользователь достиг своей цели, как в варианте 3a, или неудачными, как в варианте 6a.
В каждом прецеденте есть ведущий актер, который посылает системе запрос на обслуживание. Ведущий актер – это актер, желание которого пытается удовлетворить прецедент и который обычно, но не всегда, является инициатором прецедента. Одновременно могут быть и другие актеры, с которыми система также взаимодействует во время выполнения прецедента. Они называются второстепенными актерами.
Каждый шаг в прецеденте – это элемент взаимодействия актера с системой. Каждый шаг должен быть простым утверждением и должен четко указывать, кто выполняет этот шаг. Шаг должен показывать намерение актера, а не механику его действий. Следовательно, в прецеденте интерфейс актера не описывается. Действительно, составление прецедента обычно предшествует разработке интерфейса пользователя.
Расширение внутри прецедента указывает условие, которое приводит к взаимодействиям, отличным от описанных в главном успешном сценарии (main success scenario, MSS), и устанавливает, в чем состоят эти отличия. Расширение начинается с имени шага, на котором определяется это условие, и предоставляет краткое описание этого условия.
Следуйте этому условию, нумеруя шаги таким же образом, что и в главном успешном сценарии. Заканчивайте эти шаги описанием точки возврата в главный успешный сценарий, если это необходимо.
Структура прецедента – это отличный инструмент для поиска альтернатив главного успешного сценария. На каждом шаге спрашивайте:
«Что может еще произойти?» и в частности «Что может пойти не так?»
Обычно лучше сначала изучить все возможные условия расширения, чтобы потом не увязнуть в трясине работы над последствиями. Таким образом, вы, возможно, обдумаете больше условий, что приведет к меньшему количеству ошибок, которые потом пришлось бы отлавливать.
Сложный шаг в прецеденте можно представить другим прецедентом. В терминах языка UML мы говорим, что первый прецедент включает (includes) второй. Не существует стандартного способа показать в тексте включение прецедента, но я думаю, что подчеркивание, которое предполагает гиперссылку, работает прекрасно, а во многих инструментах действительно будет гиперссылкой. Так, на рис. 9.1 первый шаг включает шаблон «просматривает каталог и выбирает товары для покупки».
Включенные прецеденты могут быть полезными в случае сложных шагов, которые иначе загромождали бы главный сценарий, или когда одни и те же шаги присутствуют в нескольких сценариях. Однако не пытайтесь разбивать прецеденты на подпрецеденты и использовать их для функциональной декомпозиции. Такая декомпозиция – хороший способ потерять много времени.
Наряду с шагами сценария можно вставить в прецедент дополнительную общую информацию.
• Предусловие (pre-condition) описывает действия, обязательно выполняемые системой перед тем, как она разрешит начать работу прецедента. Это полезная информация, позволяющая разработчикам не проверять некоторые условия в их программе.
• Гарантия (guarantee) описывает обязательные действия системы по окончании работы шаблона ответа. Успешные гарантии выполняются после успешного сценария; минимальные гарантии выполняются после любого сценария.
• Триггер (trigger) определяет событие, инициирующее выполнение прецедента.
При рассмотрении дополнительных элементов относитесь к этому скептически. Лучше сделать слишком мало, чем слишком много. Кроме того, приложите максимум усилий, чтобы сделать прецедент кратким и легким для чтения. Я убедился, что излишне подробный прецедент, который трудно читать, скорее приведет к провалу, чем к достижению цели. Не обязательно записывать все детали; устное общение часто бывает очень эффективным, особенно во время итеративного цикла, когда необходимые условия быстро выполняются запущенной программой.
Степень детализации, необходимая в прецеденте, зависит от уровня риска этого прецедента. Часто детали нужны в начале только немногих ключевых прецедентов, другие можно конкретизировать непосредственно перед их реализацией.
Диаграммы прецедентов
Как было сказано, язык UML умалчивает о содержимом прецедента, но предоставляет формат диаграммы, позволяющий его отображать (рис. 9.2). Хотя диаграмма иногда оказывается полезной, без нее можно обойтись. При разработке прецедента не стоит прилагать много усилий для создания диаграммы. Вместо этого лучше сконцентрироваться на текстовом содержании прецедентов.
Лучше всего обдумывать диаграмму прецедентов с помощью графической таблицы, показывающей их содержимое. Она напоминает диаграмму контекста, используемую в структурных методах, поскольку она показывает границы системы и ее взаимодействие с внешним миром. Диаграмма прецедентов показывает актеров, прецеденты и отношения между ними:
• Какие актеры выполняют тот или иной прецедент
• Какие прецеденты включают другие прецеденты
В языке UML помимо отношения «include» (включает) есть и другие типы отношений между прецедентами, например отношение «extend» (расширяет). Настоятельно рекомендуем его избегать. Слишком часто разработчики целыми командами надолго погружались в рассмотрение различных отношений между прецедентами, понапрасну растрачивая силы. Лучше уделяйте больше внимания текстовому описанию прецедента; именно в этом заключается истинная ценность этой технологии.
Прецеденты и возможности (или пожелания)
Во многих подходах возможности системы применяются для описания требований к системе; в экстремальном программировании (Extreme Programming) возможности системы называются пожеланиями пользователя. Общим является вопрос о том, как установить соответствие между возможностями и прецедентами.
Использование возможностей – это хороший способ разделения системы на блоки при планировании итеративного процесса, в результате чего каждая итерация предоставляет определенное количество возможностей. Отсюда следует, что хотя оба приема описывают требования, их цели различны.
Описать возможности можно сразу, но многие специалисты считают более удобным в первую очередь разработать прецеденты, а уже затем сгенерировать список возможностей. Возможность может быть представлена целым прецедентом, сценарием в прецеденте, шагом в прецеденте или каким либо вариантом поведения, например добавление еще одного метода вычисления амортизации при оценке вашего имущества, который не указан в описании прецедента. Обычно возможности получаются более четко определенными, чем прецеденты.
Подписывайтесь на новости сайта, форму подписки вы можете найти в правой колонке сайта.
Если вы хотите научиться работать на фрилансе профессионально, приглашаем на курс «Как зарабатывать на фрилансе».
Что находится между идеей и кодом? Обзор 14 диаграмм UML
Тебе пришла крутая идея продукта, но ты не хочешь увязнуть в коде и потерять целостную картинку из-за мелких деталей? Ты вот-вот присядешь за то, что крякнул корпоративный сервер и тебе нужно набить что-то крутое и айтишное?
Этот цикл статей будет посвящен полезному, но порой ускользающему от молодой поросли знанию — диаграммам UML. И начну я его с обзора существующих диаграмм, поговорим немного об истории и зачем диаграмм должно быть так много.
UML — это сокращение от Unified Modeling Language, и, как мы знаем, он является стандартизированным языком моделирования, состоящим из интегрированного набора диаграмм, разработанных, чтобы помочь разработчикам систем и программного обеспечения в определении, визуализации, конструировании и документировании артефактов программных систем, а также, к примеру, для бизнес-моделирования.
UML представляет собой набор лучших инженерных практик, которые доказали свою эффективность в моделировании больших и сложных систем и является очень важной частью разработки объектно-ориентированного программного обеспечения.
UML использует в основном графические обозначения, чтобы выразить дизайн программных проектов. Использование UML помогает проектным группам общаться, изучать потенциальные проекты и проверять архитектурный дизайн программного обеспечения.
Происхождение UML
Цель UML — предоставить стандартную нотацию, которая может использоваться всеми объектно-ориентированными методами, а также выбрать и интегрировать лучшие элементы нотаций-предшественников. UML был разработан для широкого спектра приложений. Следовательно, он предоставляет конструкции для широкого спектра систем и видов деятельности (например, распределенных систем, анализа, проектирования и развертывания систем).
UML не возник на пустом месте, ему предшествовали несколько значимых событий, личностей и методологий. Например:
К 1995 году создатель OOSE, Ивар Якобсон, также присоединился к Rational, и его идеи (в частности, концепция «прецедентов») были включены в новый унифицированный метод, который теперь называется Unified Modeling Language.
В противовес всем известной “Банде Четырех”, Команда Румбо, Буча и Якобсона известна как «Три Амигоса».
На UML также повлияли другие объектно-ориентированные нотации:
Почему UML?
По мере того как стратегическая ценность программного обеспечения возрастала для многих компаний, отрасль искала методы для автоматизации производства программного обеспечения, а также для повышения качества и сокращения затрат и времени выхода на рынок.
Эти методы включают технологию компонентов, визуальное программирование, шаблоны и структуры.
Компании также ищут методы для управления сложностью систем по мере увеличения их масштаба.
В частности, они признают необходимость решения повторяющихся архитектурных проблем, таких как физическое распределение, параллелизм, репликация, безопасность, балансировка нагрузки и отказоустойчивость.
Кроме того, разработка под Web хоть и упрощает некоторые вещи, в целом, она усугубляет эти архитектурные проблемы.
Унифицированный язык моделирования (UML) был разработан для удовлетворения этих потребностей.
Основные цели дизайна UML:
Структурные диаграммы показывают статическую структуру системы и ее частей на разных уровнях абстракции и реализации, а также их взаимосвязь. Элементы в структурной диаграмме представляют значимые понятия системы и могут включать в себя абстрактные, реальные концепции и концепции реализации. Существует семь типов структурных диаграмм:
Диаграмма классов
Диаграмма классов — это центральная методика моделирования, которая используется практически во всех объектно-ориентированных методах. Эта диаграмма описывает типы объектов в системе и различные виды статических отношений, которые существуют между ними.
Три наиболее важных типа отношений в диаграммах классов (на самом деле их больше), это:
Ассоциация, которая представляет отношения между экземплярами типов, к примеру, человек работает на компанию, у компании есть несколько офисов.
Наследование, которое имеет непосредственное соответствие наследованию в Объектно-Ориентированном дизайне.
Агрегация, которая представляет из себя форму композиции объектов в объектно-ориентированном дизайне.
Диаграмма компонентов
На языке унифицированного моделирования диаграмма компонентов показывает, как компоненты соединяются вместе для формирования более крупных компонентов или программных систем.
Она иллюстрирует архитектуры компонентов программного обеспечения и зависимости между ними.
Эти программные компоненты включают в себя компоненты времени выполнения, исполняемые компоненты, а также компоненты исходного кода.
Диаграмма развертывания
Диаграмма развертывания помогает моделировать физический аспект объектно-ориентированной программной системы. Это структурная схема, которая показывает архитектуру системы, как развертывание (дистрибуции) программных артефактов.
Артефакты представляют собой конкретные элементы в физическом мире, которые являются результатом процесса разработки.
Диаграмма моделирует конфигурацию времени выполнения в статическом представлении и визуализирует распределение артефактов в приложении.
В большинстве случаев это включает в себя моделирование конфигураций оборудования вместе с компонентами программного обеспечения, на которых они размещены.
Диаграмма объектов
Статическая диаграмма объектов является экземпляром диаграммы класса; она показывает снимок подробного состояния системы в определенный момент времени. Разница в том, что диаграмма классов представляет собой абстрактную модель, состоящую из классов и их отношений.
Тем не менее, диаграмма объекта представляет собой экземпляр в конкретный момент, который имеет конкретный характер.Использование диаграмм объектов довольно ограничено, а именно — чтобы показать примеры структуры данных.
Диаграмма пакетов
Диаграмма пакетов — это структурная схема UML, которая показывает пакеты и зависимости между ними.
Она позволяет отображать различные виды системы, например, легко смоделировать многоуровневое приложение.
Диаграмма составной структуры
Диаграмма составной структуры аналогична диаграмме классов и является своего рода диаграммой компонентов, используемой в основном при моделировании системы на микроуровне, но она изображает отдельные части вместо целых классов. Это тип статической структурной диаграммы, которая показывает внутреннюю структуру класса и взаимодействия, которые эта структура делает возможными.
Эта диаграмма может включать внутренние части, порты, через которые части взаимодействуют друг с другом или через которые экземпляры класса взаимодействуют с частями и с внешним миром, и соединители между частями или портами. Составная структура — это набор взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют во время выполнения для достижения какой-либо цели. Каждый элемент имеет определенную роль в сотрудничестве.
Диаграмма профилей
Диаграмма профилей позволяет нам создавать специфичные для домена и платформы стереотипы и определять отношения между ними. Мы можем создавать стереотипы, рисуя формы стереотипов и связывая их с композицией или обобщением через интерфейс, ориентированный на ресурсы. Мы также можем определять и визуализировать значения стереотипов.
Диаграмма прецедентов
Диаграмма прецедентов описывает функциональные требования системы с точки зрения прецедентов. По сути дела, это модель предполагаемой функциональности системы (прецедентов) и ее среды (актеров).
Прецеденты позволяют связать то, что нам нужно от системы с тем, как система удовлетворяет эти потребности.
Диаграмма деятельности
Диаграммы деятельности представляют собой графическое представление рабочих процессов поэтапных действий и действий с поддержкой выбора, итерации и параллелизма.
Они описывают поток управления целевой системой, такой как исследование сложных бизнес-правил и операций, а также описание прецедентов и бизнес-процессов.
В UML диаграммы деятельности предназначены для моделирования как вычислительных, так и организационных процессов.
Диаграмма состояний
Диаграмма состояний — это тип диаграммы, используемый в UML для описания поведения систем, который основан на концепции диаграмм состояний Дэвида Харела. Диаграммы состояний отображают разрешенные состояния и переходы, а также события, которые влияют на эти переходы. Она помогает визуализировать весь жизненный цикл объектов и, таким образом, помогает лучше понять системы, основанные на состоянии.
Диаграмма последовательности
Диаграмма последовательности моделирует взаимодействие объектов на основе временной последовательности. Она показывает, как одни объекты взаимодействуют с другими в конкретном прецеденте.
Диаграмма Коммуникации
Как и диаграмма последовательности, диаграмма коммуникации также используется для моделирования динамического поведения прецедента. Если сравнивать с Диаграммой последовательности, Диаграмма коммуникации больше сфокусирована на показе взаимодействия объектов, а не временной последовательности. На самом деле, диаграмма коммуникации и диаграмма последовательности семантически эквивалентны и могут перетекать одна в другую.
Диаграмма обзора взаимодействия
Диаграмма обзора взаимодействий фокусируется на обзоре потока управления взаимодействиями. Это вариант Диаграммы деятельности, где узлами являются взаимодействия или события взаимодействия. Диаграмма обзора взаимодействий описывает взаимодействия, в которых сообщения и линии жизни скрыты. Мы можем связать «реальные» диаграммы и добиться высокой степени навигации между диаграммами внутри диаграммы обзора взаимодействия.
Временная диаграмма
Временная диаграмма показывает поведение объекта (ов) в данный период времени. По сути — это особая форма диаграммы последовательности и различия между ними состоят в том, что оси меняются местами так, что время увеличивается слева направо, а линии жизни отображаются в отдельных отсеках, расположенных вертикально.
Зачем в UML столько диаграмм?
Причина этого заключается в том, что можно взглянуть на систему с разных точек зрения ведь в разработке программного обеспечения будут участвовать многие заинтересованные стороны, такие как: аналитики, конструкторы, кодеры, тестеры, контроль качества, клиенты, технические авторы.
Все эти люди заинтересованы в различных аспектах системы, и каждый из них требует разного уровня детализации.
Например, кодер должен понимать проект системы и уметь преобразовывать проект в код низкого уровня.
Напротив, технический писатель интересуется поведением системы в целом и должен понимать, как функционирует продукт.
UML пытается предоставить язык настолько выразительным образом, что все заинтересованные стороны могут извлечь выгоду, как минимум из одной диаграммы UML.