что такое пресвитер в православии
Пресвитер (греч. старейшина, глава общины, старик, предок, священник, лат. presbyter) — каноническое название второй степени христианского таинства священства; в церковных и государственных документах в России под этим термином подразумевался священник или иерей (Википедия).
1) История слова-понятия
Понятие «ИЕРЕЙ» истолковывают из греческого языка – «жрец», момент появления слова фиксируется в Деяниях апостолов (14:13), где описывается сцена исцеления хромого апостолом Павлом в городе Листра, увидев исцеление хромого, жители приняли Павла и Варнаву за богов, а жрец (иерей) собирался вознести им жертву, как богам. Православная Энциклопедия фиксирует возникновение понятия в христианской среде – «к IV веку», таким образом, связь термина «иерей-священник» с Деяниями апостолов сомнительна, до IV века слово не содержало понятие – священник, его не было в речевом обороте христиан.
В IV веке христианская церковь стала государственной, соответственно изменилась религиозно-политическая лексика, священники в это время вели активную миссионерскую деятельность – они были учителями, а не жрецами. В иврите есть корень ЙР, ЙАРА обучать, указывать, разъяснять; второй корень ЙИРА почитание, идол, страх (богобоязненный); от него образовано понятие БЕЙТ ЙИРА (йиереа, если читать все знаки) церковь (дом почитания (Бога)); маловероятно, чтобы христиане IV века искоренявшие язычество использовали языческую терминологию.
Православная Энциклопедия считает, что во времена апостолов пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28; 1 Пётр., V, 2; Тит., I, 5, 7; 1 Тим., III, 1, 2, 7; V, 17 и др.) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов «епископ» и «пресвитер» для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле. Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями).
Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий апостольских и творений св. отцов II и III вв., были следующие: 1) преподание благословения верным; 2) председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа; в его присутствии пресвитер занимал второе место; 3) оказывание поучений с благословения епископа, которому это право принадлежало главным образом; 4) совершение таинств и священнодействий.
2) Существующая этимология
* Библейская энциклопедия. Арх. Никифора (1891)
* Словарь иностранных слов русского языка
ПРЕСВИТЕР — (греч. presbyteros, от presbys старик). Священник, иерей; старший церковный служитель: приходский священник, пастор (лютер.).
* Большой Энциклопедический словарь
ПРЕСВИТЕР — (греч. presbyteros букв. старейшина), в раннехристианской общине лицо, управлявшее ее делами; с образованием христианской церкви священнослужитель. В протестантизме избираемый из мирян руководитель общины, правящий ею совместно с пастором.
* Этимология по Википедии
Пресвитер – слово греческого (?) происхождения; пресвитер – старик, старейшина; первоначально, глава церковной общины, пользующийся всеми религиозными и юридическими правами должностного лица.
3) Терминология иврита
ПРЕ+СВ+ИТЕР (pre+sb+yter) = ивр. ПЕЕР прославлять (ЛХАХЕН ПЕЕР – занимать почетную должность, высокий пост) + САВ старец, старик; САБА (арам.) старик, дедушка + АТАР место, локализация; МАРА ДЕАТРА городской раввин (один корень в слове).
Таким образом, очевидно, что понятие «ПРЕСВИТЕР» не имеющее на сегодняшний день связи смысла и графики, может быть истолковано как – занимающий высшую должность (прославленный, известный) + старейшина + в данном месте (город, поселение, район); авторитетный старейшина определённого района (города).
В традиционном иудейском обществе правом на сбор людей и проведение в их среде определенных идеологических мероприятий пользовались СТАРЕЙШИНЫ, в Иудее их называли ЗАКЕНИМ (ивр. закен старейшина, мудрец). Перед апостолами христианской общины встала проблема пропаганды нового учения, молодость их служила серьёзным препятствием для политической работы среди населения. Традиция ограничивала деятельность молодых людей, считалось, что младший в обществе должен говорить только с разрешения старших: «пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости» (Иов 32:4-7).
ПРЕСВИТЕР
Пресви́тер (πρεσβύτερος, presbyter)
Во времена апостолов пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28; 1 Петр., V, 2; Тит., I, 5, 7; 1 Тим., III, 1, 2, 7; V, 17 и др.) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов «епископ» и «пресвитер» для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле. Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями). В смысле возраста, пресвитерами называли себя даже апостолы Петр (1 Петр., V, 1) и Иоанн (2 Иоан., I, 1; 3 Иоан., I, 1). Вероятно, к епископам и пресвитерам относились одинаково и другие нарицательные названия, присваиваемые в книге Деяний и в Посланиях апостольских лицам, стоявшим во главе той или другой церковной общины: пастыри (ποιμένες — Ефес., IV, 11), вожди (ήγούμενοι — Евр., XIII, 7, 17, 24), предстоятели (προεστόμενοι, praepositi, antistites — 1 Сол., V, 12; Римл., XII, 8), председатели (προέδροι, praesidentes), иереи (ιερεύς).
В храме епископ восседал на седалище возвышенном (tronus celsus), пресвитеры — на седалищах, стоявших ниже (tronus secundus). Если при епископе служили несколько пресвитеров, то они образовывали около него полукруг (corona ecclesiae, spiritualis corona, circuli presbyterii). В римских катакомбах найдены фресковые изображения таких coronae ecclesiae, относящиеся к древнейшему времени. При посвящении нового пресвитера пресвитеры во время руковозложения епископского имели право возлагать на него свои руки (соб. карф. IV). Корпорация пресвитеров при епископе называлась пресвитерий (πρεςβυτέριον, presbyterium, πρεςβύτειον, συνεδρον του πρεςβυτερίον, senatus ecclesiae, senatus Christi, consiliarii episcopi, consilium ecclesiae). В средние века на Западе пресвитерий заменен капитулом.
На соборах пресвитеры занимали места во втором ряду, позади епископов (подписи их имеются на многих соборных актах). На Западе без собора пресвитеров епископ не постановлял ничего, относящегося к церковной дисциплине (Карфаг. соб., IV, 22, 23; соб. Толедский, VI). В отсутствие епископа, а также по его смерти или по удалении его с кафедры до назначения ему преемника пресвитерий исправлял его обязанности (кроме посвящений — см. посл. Киприана, V, Х и XXI, послание Игнатия к антиохийцам).
Терминологически, в смысле обозначения именно второй степени священства с ее специальными обязанностями, название πρεςβύτερος в первый раз встречается в Деяниях апостолов, XIV, 23, при рассказе о поставлении апостолом Павлом через рукоположение пресвитеров во все церкви Дервии. Листры, Иконии и Антиохии. Затем в посланиях к Тимофею и Титу говорится о рукоположении пресвитеров епископами, каждым в своей епархии (1 Тим., V, 17, 19, 22; IV, 14; 2 Тим., 1, 6).
В избрании пресвитеров принимала участие и паства, т. е. миряне. Климент Римский и Игнатий замечают, что поставление пресвитеров «совершалось с согласия всей церкви» (т.е. прихода, для которого они избирались). Климент Александрийский упоминает об избирательном списке кандидатов на пресвитерство (έκλογή), составлявшемся паствой. Участие ее в выборе пресвитеров совершалось столь чинно, что император Александр Север (III в.) ставил выборы кандидатов на пресвитерство в христианских общинах в пример для выбора гражданских чиновников. Лаодикийский собор (IV в.) отменил участие паствы в выборе пресвитеров [1]. Участие мирян в избрании кандидатов на пресвитерство не означало участия их в посвящении их; оно было только свидетельством о их достоинствах и качествах; благодать, характеризующую пресвитерство, преподавало лишь руковозложение епископа.
По мнению протестантских ученых, пресвитер и епископ имели сначала одну и ту же степень и достоинство; различие между ними появилось лишь в III в.; название «пресвитер» указывает на достоинство, а «епископ» — на должность, совмещенные в одном лице. Это мнение имело свои зачатки еще в IV в., но тогда же было отвергнуто Церковью. Чем дальше, тем подробнее выясняется в учении церкви и в творениях св. отцов значение пресвитерства как второй степени священства. Отцы церкви IV-го и последующих веков (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов и др.) в своих творениях подробно разработали богословское учение о священстве.
См. также
Литература
Ссылки
[1] см. Павлов, «Об участии паствы в делах церкви», Казань, 1866
Степени священства
В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).
Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.
Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.
Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).
Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.
Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.
За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.
Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.
Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.
На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.
Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.
Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.
Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».
К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»
Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.
Кто такой пресвитер в православной церкви?
Священнослужители в церкви наделены даром от Святого Духа, который дает им право совершать те или иные Таинства, вести службы и различные духовные дела, читать проповеди, наставлять прихожан на путь духовности. Пресвитер или иными словами священник стоит на втором ранге священства после епископа, а другие церковные чины, которые ниже его по статусу выполняют свои обязанности в храме только после его благословения.
История
Название в переводе как «старец», «священник» по священному Писанию Самого Господа (Евр. 5, 6; 10, 21). На иерейскую степень в праве избираться только самые опытные и мудрейшие священнослужители. Второе название пресвитера – это «отец» потому, что он может на духовном уровне возродить христиан и подарить им христианское воспитание.
Некоторые ученые считают, что до III века пресвитер и епископ имели одинаковую степень в церкви, а позднее между этими чинами появились различия. Звание «пресвитер» определяет достоинство, а «епископ» — должность. Это мнение имело начало развивать свои зачатки еще в IV в., но сразу же его отвергла христианская Церковь.
В православии пресвитерское звание сохранило свои традиционные обычаи со времен апостолов. Во 2 правиле Святых апостолов говорится, что стать пресвитером имеет право только церковный епископ.
Дионисий Ареопагит говорил: о пресвитерском чине, что Посвящаемый должен преклониться перед алтарем, встав на оба колена, он имеет на голове своей десницу епископа, и после этого освящается святыми призываниями, запечатлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих.
О чине
С греческого языка наименование чина переводится как старец, старейшина или церковный староста. Чин свидетельствует о степени священства, которая превышает диаконскую и уступает епископской. Пресвитер занимает вторую ступень в общей священной иерархии (священноначалии).
Свои полномочия священник получает от епископа. Человек, получивший данный чин имеет право совершать все священнодействия, кроме:
Правительственные пресвитерские степени – это протопресвитер и протоиерей. В церковном кругу его могут называть иерей или священник. Пресвитер наставляет людей, обучает их догмам благости, чести и веры. Для посвящения в этот чин требуется Таинство Хиротонии.
Пресвитерская степень также соответствует возрастным канонам – священник должен достичь 30 лет. Это связано с тем, что Иисус Христос начал учить людей в этом возрасте. Как и остальные служители православной церкви он не может связать себя брачными узами после возведения в степень священнослужителя.
В православном храме
Христианские служители, находящиеся ниже по рангу, могут осуществлять церковные обязанности после благословения священника. Если опираться на 39 Правило апостолов, то можно отметить, что: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их» (Ап. 38, 40, 41; VII Всел. 12; Лаод. 57; Карф. 6, 7, 33).
Таинство посвящения человека в пресвитерскую степень происходит только из диаконского чина, когда кандидата поддерживают диаконы. Святой Симеон Солунский толковал, что диакона доводят до Священных диаконских дверей равночинные ему, показывая тем самым, что он пока еще к их чину принадлежит.
Кто может стать пресвитером?
По правилам православной церкви необходимо, чтобы у пресвитера было богословское образование. Это может быть свидетельство об окончании курсов богословского образования в семинарии или академии духовенства.
В исключительно редких случаях допускают к церковным обязанностям данного чина лиц, не окончивших курс: к ним относятся благонадежные диаконы или светские лица, доказавшие свои знания в богословии на экзаменах у архиерея.
Кандидат должен показать свое безупречное поведение и знания. Если у человека есть телесные недостатки, то он может быть допущен к чину. Исключение составляют неизлечимые болезни, например, глухота или слепота, так как они препятствуют правильному исполнению обязанностей священника. Находящиеся в действии с 1869 года правила гласят, что пресвитером может стать овдовевший или неженатый человек, заявивший, что навсегда останется безбрачным.
Пресвитер
Пресви́тер или священник (греч. πρεσβύτερος – старец, старейшина) – 1) степень священства, превышающая диаконскую и уступающая епископской; 2) лицо, обладающее этой степенью.
Пресвитер есть вторая ступень в священной иерархии (священноначалии).
Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира.
Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.
Для посвящения в пресвитеры требуется таинство хиротонии. Каноны определяли возраст для пресвитерской степени не меньший 30-тилетнего, поскольку Сам Иисус Христос начал учить в 30 лет. Пресвитеру, как и всем священнослужителям, запрещают вступать в брак после возведения в священнослужительскую степень.
Пресвитер также именуется иереем или священником. Правительственные степени пресвитера – протоиерей и протопресвитер.
«1. История установления чина
В буквальном переводе слово «пресвитер» (πρεσβυτηροζ) означает «старец». Это наименование второй степени священства апостолы заимствовали из Ветхозаветной Церкви, называя так самих себя и рукополагаемых ими христианских пастырей ( 1Петр. 5, 1 ; 2Ин. 1 ). Само название говорит о том, что на иерейскую степень избирались наиболее мудрые и опытные люди. Но чаще пресвитер называется в Писании «священником» или «иереем» (ιερευζ), как именует Писание Самого Господа ( Евр. 5, 6; 10, 21 ), так и всех верующих, освященных во Иисусе Христе (Ап. 1, 6). Пресвитер имеет еще название «отец», потому что он Таинствами и учением духовно возрождает верующих и дает им православное воспитание.
Чин посвящения во пресвитера сохраняется в Православной Церкви с апостольских времен. Во 2‑м правиле святых апостолов постановлено, что рукополагать во пресвитера должен один епископ. В Постановлениях Апостольских чин пресвитерского посвящения предписывается совершать возложением рук святителя на главу посвящаемого с молитвою (Кн. 8, гл. 14). У Дионисия Ареопагита о посвящении пресвитера говорится следующее: «Посвящаемый, преклонив оба колена пред алтарем, имеет на главе своей десницу епископа и таким образом освящается святыми призываниями, запечатлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих».
2. Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера
Полагание воздуха на главу посвящаемого на Херувимской песни
Передача воздуха диакону
Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко»
Троекратное хождение ставленника вокруг престола при пении тропарей
Преклонение колен пред святым престолом
Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…»
Облачение в епитрахиль, пояс, фелонь, вручение креста и служебника с возгласом: «Аксиос»
Приветствие сослужителей целованием
Преподание новопоставленному иерею части Святого Агнца после пресуществления Святых Даров
Возвращение части святого Агнца архиерею
Причащение Святых Таин
Чтение заамвонной молитвы
3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера
Святой Симеон Солунский называет пресвитерский чин «совершительным», потому что иерей, совершая Таинства, не может преподать благодать Священства другим: он «крещает и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину» (Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 262). Пресвитеру подчинены диакон и церковнослужители, которые выполняют свои обязанности в храме только по его благословению.
Хиротонисуемый во пресвитера избирается из диаконского чина. Поддерживаемый диаконами, то есть тем чином, к которому сам принадлежал, – по толкованию святого Симеона Солунского, – он доводится ими до священных врат алтаря и таким образом показывает, что он еще диакон, поддерживаемый равночинными ему. Когда же достигнут врат, то он оставляется диаконами, потому что становится выше чина их, и принимают его двое высшие из пресвитеров, потому что он вступает в их чин».
В тайносовершительной молитве архиерей объявляет всенародно имя хиротонисуемого и степень, на которую он возводится, и приглашает всех верующих к сугубой молитве о рукополагаемом.
В первой молитве о рукополагаемом архиерей молит безначального и бесконечного Бога, удостоившего принявшего звание пресвитера, «священнодействовать слово Его истины», благоволить проручествуемому от него «подъяти великую сию благодать Святаго Духа» для непорочного жительства и неуклонной веры и показать его совершенным, благоугождающим и достойно жительствующим, сознавая дарованную ему великую честь священства.
Вторая молитва представляет собой как бы завершение и окончание совершительной молитвы. В ней изображается образ пастырского деяния: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого Домостроительства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благодатию Христовой через пастыря, и указывается пять благодатных сил, пять действований в Священстве:
1) предстоять Жертвеннику Искупления, отдавая свою собственную жизнь как жертву;
2) проповедовать Евангелие Царства Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя мира;
3) благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни;
4) приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию – бескровную жертву славословия и благодарения Господа;
5) являть миру Божие отцовство (в ознаменование этого священник получает именование «духовный отец»), крестить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту. После прочтения молитв архиерей подает рукоположенному священническую одежду – епитрахиль, пояс и фелонь – и вручает ему Служебник – книгу, являющуюся руководством для совершения священнодействий.
Епитрахиль, по выражению Иоанна Златоуста, знаменует духовное помазание. Пояс, который стягивает подризник (в звании диакона называемый «стихарь»), означает духовную готовность и способность к богослужению. Фелонь, обычно называемая «ризою», есть одежда правды и радости, согласно изречению, которое произносит священник, облачаясь в ризу ( Пс. 131:9,16 ). Целование архимандритов и всех сослужителей «в рамена» выражает приветствие новопоставленного при вступлении в чин иерейский и союз апостольской любви».