что такое престол в деревне
Самым торжественным и радостным днем, отмеченным в Календаре Русской православной церкви, является Пасха. Кроме того, годовой цикл включает в себя много различных праздников, разделенных на группы в соответствии с их значением и особенностями. Это дни, отмечаемые всеми православными россиянами. Однако есть и праздники, по случаю которых торжества устраиваются лишь в отдельных храмах. Называются они престольными. Именно о них пойдет речь в данной статье.
Поскольку многие храмы имеют по два-три придела (а порой и более), то, соответственно, и алтарей с престолами в них несколько. В этих случаях престольные праздники проводятся в них не один раз в год, по количеству имеющихся престолов, освященных в честь разных исторических событий и святых. Характерно, что в крупных населенных пунктах, где имеются несколько храмов, в торжествах участвуют одновременно не все жители, а лишь члены одного или нескольких «приходов-именинников».
Молебны в домах прихожан
На Руси с давних пор повелось, что наряду с Пасхой и прочими торжественными днями церковного календаря, главными событиями года являлись престольные праздники. Что это значило для православного люда, можно узнать из описаний торжеств, оставленных их очевидцами и участниками. В сельской местности было принято после окончания литургии обходить крестным ходом все деревни, входящие в данный приход. Совершалось это необычайно торжественно, с иконами и хоругвями, которые несли особо уважаемые люди, именовавшиеся «богоносцами».
В отдельных случаях, особенно если приход был невелик, настоятель церкви вместе со своим немногочисленным клиром еще за несколько дней до начала торжеств посещал дома прихожан и в них служил молебны перед семейными иконами храмовых святых. При этом батюшка окроплял святой водой жилище своего прихожанина, его надворные постройки, колодец, скот и весь принадлежащий ему земельный участок.
Поскольку считалось, что после такого окропления на дом и всех, кто в нем живет, непременно сойдет Божье благословение, то в преддверии храмового праздника было много желающих залучить к себе священника и тех, кто его сопровождал. Было принято заранее выставлять у ворот накрытый белой скатертью стол, на который ставили ковш с приготовленной для освящения водой. Такие визиты, сопровождавшиеся молебнами, были в радость не только хозяевам домов, но и самим священникам, поскольку за труды их одаривали деньгами и продуктами. Когда же батюшка, совершив весь положенный обряд, покидал двор, семья приступала к праздничной трапезе.
Гулять так гулять!
Обязательным элементом православных престольных праздников являлись прием и угощение гостей, среди которых могли быть не только родственники, но и соседи, а порой и совершенно незнакомые люди, случайно оказавшиеся у ворот. Торжества же организовывались с размахом, что, вообще, характерно для русского человека. Недаром говорится: «Гулять так гулять!»
Известно, что вплоть до конца XIX века в России было принято в течение целой недели отмечать каждый из зимних престольных праздников. Что это значит – нетрудно догадаться. Торжества, начинавшиеся в храме под строгое пение церковного хора, скоро перемещались в дома, где за трапезой, сопровождавшейся обильными возлияниями, приобретали более чем свободные черты. На следующий день все повторялось снова, и так продолжалось до конца недели.
Отличие зимних и летних празднеств
Лишь с наступлением XX века количество праздничных дней сократилось до двух или трех. Исключение составил лишь Нижегородский уезд, где вплоть до революции сохранялся обычай начинать торжества в тот день, на который выпал по календарю данный праздник, и продолжать до конца недели, сколько бы дней для этого ни потребовалось.
Но такое веселье даже в прежние времена допускалось только зимой, когда крестьяне отдыхали от полевых работ. В страдную же пору все обстояло иначе. Торжества по случаю престольных праздников, как правило, ограничивались одним днем, а в тех случаях, когда обстоятельства заставляли крестьян торопиться, проходили в сокращенном варианте – с обеда до вечера или с захода солнца до утра. Ничего не поделаешь – хлеб насущный ниспосылал Господь, но выращивать его приходилось самим.
Особенности городских торжеств
В городах престольные праздники устраивались так же торжественно. Крестные хода вначале огибали здание собственного храма, затем территорию прихода и, наконец, направлялись к соседям, если у тех также в этот день имелся престол, освященный в честь данного святого или события. Нередко к «имениннику» двигались процессии из соседних приходов, неся поздравление с престольным праздником.
К этим торжествам готовились еще за несколько дней до их наступления. Обязательно подметали дворы и улицы. В храмах наводили порядок, чистили оклады икон, а по возможности старались подновить резьбу и позолоту на церковной утвари. В храмах Москвы и других крупных городов было принято подсвечивать плошками с установленными на них факелами колокольни и лицевые фасады.
Многодневное веселье
Всеми перечисленными выше делами занимались мужчины, у женщин же в преддверии престольного праздника также было полно забот. В обязанности входила уборка дома, выпечка хлеба и пирогов, а также приготовление всяческих угощений. Пиво обычно варилось в каждом доме, а вино и водку закупали, причем в весьма изрядном количестве, поскольку обычай требовал в эти дни «подносить чарочку» всякому заходящему в избу, будь то прохожий, земляк или просто нищий. Всех надлежало накормить и напоить.
Любопытна и такая деталь: если престольный праздник храма отмечался жителями сразу нескольких деревень, то столы, собранные в складчину, накрывались поочередно в каждой из них, из-за чего торжества могли затянуться на две недели. Об этом известно из хроник, составленных во второй половине XIX века жителями Новгородской, Костромской и Вологодской губерний. Та же картина наблюдалась и в Сибири. Начав общее гулянье в одной из деревень, прихожане после двух – трех дней застолья переходили в другую, а затем в третью и т. д.
Досадные недоразумения
К несчастью, следование этому обычаю далеко не всегда заканчивалось добром. Что это значит? Престольные праздники, особенно проводимые в деревнях, нередко сопровождались крайне неумеренными возлияниями и превращались из религиозных торжеств в банальные пьянки. Это вызывало резкое нарекание со стороны церковных властей, прилагавших усилия для вразумления своей паствы, но бессильных перед устоявшимися обычаями.
Праздничная торговля
Во многих районах России бытовала традиция приурочивать к престольным праздникам ярмарки и базары. Их обычно посещали после церковной службы и последующей трапезы. Особенно распространено это было в Волжской губернии и Сибири. Описания таких ярмарок-праздников можно встретить в произведениях А. М. Горького, Н. С. Лескова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других классиков русской литературы.
С тех пор как на Руси стали торжественно отмечать календарные дни поминовения святых, а также важнейших событий священной и церковной истории, сложилась определенная культура проведения праздничных гуляний. Из года в год было принято устраивать их на одних и тех же местах, которыми обычно являлись церковные площади с примыкающими к ним улицами, околицами, загородными рощами, лугами, высокими берегами рек и т. д.
Большое скопление празднично настроенного народа всегда открывало широкое поле деятельности для разного рода мелких торговцев, товар которых пользовался неизменным спросом. Нарасхват шли дешевые пряники, конфеты, семечки, орехи и всевозможные сорта кваса. Гулянья, в которых принимала участие главным образом неженатая молодежь, часто затягивались до утра и давали повод для тех самых нареканий со стороны духовенства, о которых говорилось выше.
Возрождение традиции
В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.
В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое. Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода. Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.
Престольные праздники у западных христиан
В заключение отметим, что аналогичные праздники существуют и у христиан Западной Европы. Наиболее характерным примером может служить немецкий «Кирмос», также устраиваемый во дни поминовения какого-либо из святых. По форме проведения он весьма близок к своему российскому аналогу. Богослужение также включает в себя крестный ход, маршрут которого пролегает по окрестным деревням. Затем следует обед и танцы. Обычно такие праздники длятся от 2 до 4 дней, сопровождаются всякого рода потешными состязаниями – бегом в мешках, танцами с флагами, рукопашными поединками между парнями и т. д. Их завершающим звеном бывает, как правило, маскарад.
Подобный же пример можно видеть и в Чехии, где престольные праздники носят название «Посвицени», что в переводе означает «освящение». Проводятся они не круглый год, как у нас, а с конца лета и до предрождественского периода, называемого Адвентом. В целом ход торжеств близок к нашему, но его отличительной чертой является обычай посещения кладбищ и совершения на них особой службы по умершим.
Что значит престольный православный праздник и описание храмового события
Церковный календарь пестрит разными православными праздниками, которые являются общими для прихожан любых храмов и всех христиан. Но есть особые религиозные события, история которых уходит в период зарождения христианства, они отмечаются только в отдельных храмах. Это престольные годовые праздники. Их с нетерпением ожидают прихожане и гости храма, к ним готовятся самым тщательным образом. Для того чтобы понять значение престольных торжеств, нужно изучить историю их возникновения и традиции празднования таких событий на Руси нашими предками.
Что означает престольный праздник
Храм Божий – это место обитания Святого Духа, где невидимо присутствует сам Господь и святые, частички нетленных мощей которых покоятся в этом храме. Самое святое место в каждой церкви – престол или придел. Это особый стол внутри алтаря, на котором священник готовит Святое Причастие. Каждый престол основывается в честь какого-либо святого или праздника Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. Храм обычно именуется в честь праздника Господнего, Богородичного или имени святого, в честь которого основан престол.
Храмовый праздник отмечают именно в день того святого, в честь кого был основан престол. В одном храме может быть несколько престолов, тогда и храмовых торжеств также будет несколько. В праздновании обычно активно участвуют прихожане храма, а также гости, которые приезжают на торжество.
История появления
История возникновения таких торжеств уходит корнями к незапамятным временам Крещения Руси. Как только князь Владимир окрестил Русь, повсюду начали возводить храмы и праздновать престольные торжества.
Наши предки очень любили престольные праздники, ждали их весь год, тщательно готовились и отмечали с великой радостью. В этот день в церкви обязательно проводилась служба с молебном, после которой нарядно одетые служители церкви и прихожане торжественно обходили всю деревню с крестным ходом, а впереди несли иконы и хоругви. Люди, которым посчастливилось нести святыни, именовались «Богоносцами», в их числе были уважаемые прихожане, которые отличались благочестивой жизнью и помогали церкви.
Традиции празднования
За несколько дней до торжества было принято проводить молебны в домах прихожан. Люди к этому готовились – делали генеральную уборку, во дворе накрывали белой скатертью стол и ставили туда ковш для святой воды. Батюшка при этом освящал не только жилище, но и двор, конюшни, скот и даже огород. Домочадцы особенно радовались этому событию, ведь таким образом на них сходила Божья благодать. Обряд освящения завершался праздничным застольем.
В самом храме торжество также заканчивалось трапезой. После молебна и крестного хода люди дружно садились за столы. Кроме прихожан храма, в этот день принято было накормить всех желающих. Поэтому на праздник сходились люди из соседних сел. Чтобы всем хватило угощенья, во дворе накрывались огромные столы.
Традиция обязательного застолья после праздничного богослужения связана с гостеприимностью крестьян, которые готовы были поделиться своей радостью с любым прохожим. Угощения готовились совместно, всеми жителями деревни, так же вместе люди накрывали столы и угощали многочисленных гостей.
Наш народ любил и самоотверженно поработать, и как следует отдохнуть. Поэтому храмовый день плавно переходил в храмовую неделю, которую отмечали уже по домам. Кутить и гулять могли 7 дней. А потом так же искренне каялись в церкви на исповеди, такая уж особенность русской души.
Гулять в течение целой недели могли только в холодную пору года, когда крестьяне не были обременены полевыми работами.
Торжества часто сопровождались праздничной торговлей, вот где нарасхват уходили пряники, конфеты, орешки, семечки, разные сорта кваса и пива.
Как празднуют в наше время
Сегодня христианские традиции активно возрождаются, наша жизнь также не лишена празднования храмовых дней. Но проходят такие торжества намного скромнее и спокойнее, чем это было сотни лет назад. В день праздника в церкви обязательно проводится торжественное богослужение, которое заканчивается молебном и крестным ходом, но только вокруг храма. По домам прихожан никто уже не ездит, крестные ходы через все поселение также не проводятся.
После службы и крестного хода, в обязательном порядке накрываются праздничные столы, но теперь уже только на территории храма. Угощать трапезой принято всех, кто пришел в этот день в церковь. Так же, как и в былые времена, в этот день полагается накормить нищих и голодных, поэтому на трапезу собирается много людей.
Почетными гостями прихода в этот день считаются прихожане из других церквей, которые вместе со своими священниками приезжают разделить всеобщую радость с братьями и сестрами во Христе. Трапезничать целую неделю, конечно же, не принято. Праздничный обед ограничивается одним приемом пищи. При этом покушать желательно как можно быстрее, чтобы освободить место за столом для других желающих. После трапезы расходятся по домам.
Сейчас формируется еще одна новая традиция, которая повсеместно пока еще не распространена, но практикуют ее в больших городах. Это проведение культурной программы в день торжества: просмотр православных фильмов, выступления фольклорных коллективов и многое другое.
Глава 8. Деревенские праздники
Раньше, в старину да и в послевоенное время, когда в деревне не было ни телефона, ни радио, ни телевидения, люди находили пути общения между собой. Одним из способов общения были православные праздники.
В каждой деревне отмечали два престольных праздника: зимой-осенью и летом-весной. Например, в одной деревне праздновали Покров (14 октября) и Троицу (весной). В соседних деревнях – Николу (18 декабря) и Иван (7 июля), или Рождество (7 января) и Спас (18 августа). Так по очереди в течение года люди из одной деревни ходили в другую, где проходили престольные праздники, пока не обходили весь приход.
К праздникам люди готовились заранее. Мужики ставили брагу (из картошки, свеклы, зерна), гнали самогон. Раньше такого поголовного пьянства в деревнях не было. Пили, в основном, по праздникам, пили много, по пьянке часто дрались.
Женщины готовили квас. Для этого проращивали зерно, ячмень или рожь. Пророщенное зерно сушили, потом мололи, получался солод. Из солода делали квас, иногда добавляли сушеную свеклу вместо сахара. Квас ставили заранее в специальных деревянных кадках (квасниках) с деревянным краном (затычкой), квас получался очень вкусный, ядреный.
В нашей деревне из солода варили «солодиху» (такая сладковатая похлебка), которую иногда подавали гостям как десертное блюдо.
А в соседней деревне обязательно в праздники подавали «гущу». Ее готовили из гороха (;) и крупных зерен ячменя (;). Ячмень сначала замачивали, затем подсушивали и пестом в ступе долго перемешивали (не толкли), чтобы отделить жесткую оболочку. Сваренные горох и ячмень перемешивали и поливали обязательно свежим льняным маслом, получалось вкусное блюдо. Очень важно, чтобы горох и ячмень были хорошо проварены, но оставались цельными.
К праздникам резали скот, чаще овец. Варили студни.
В наших местах много озер. К празднику договаривались с рыбаками из соседних деревень, расположенных у озера Селигер, чтобы купить свежую рыбу. Рыбу покупали крупную, в основном лещей, язей, судаков, щук, и с рыбой пекли пироги (рыбники). Я помню, что мама в праздник пекла пять-шесть рыбников. К каждой застолице необходимо было подавать рыбник. А таких застолиц за день бывает несколько, а еще нужно оставить и на второй день.
Рыбу клали в пирог целиком с головами. Тесто для пирога делали из ржаной муки или пшеничной, что было вкуснее.
Пирог укладывали посредине стола. Самый авторитетный за столом мужчина разрезал корку (тесто) по периметру пирога, и раскладывал ее рядом. Поворачивать пирог не разрешалось. Самым деликатесным куском считалась голова запеченной рыбы, ее давали самому почетному гостю. К пирогу подавался квас в большой глиняной чашке. В квас крошили свежие или соленые огурцы, иногда клали мелкую сушеную рыбу (снетки, они без костей).
К пирогу наливали и спиртное, как правило, в больших дозах (полстакана или даже целый стакан). Женщины пили немного. Гости быстро хмелели, становились разговорчивыми.
После рыбника подавался студень, затем щи или суп с мясом.
Блюда подавались по очереди в одной или двух общих тарелках, все черпали оттуда ложками. Отдельных тарелок для каждого не давалось (да и не было).
На второе подавались по очереди несколько каш: перловая (из ячменя, приготовленного в домашних условиях), гречневая, пшенная и даже рисовая (хотя рис был редкостью). В каши перед подачей на стол добавляли свежеприготовленное топленое коровье масло.
На десерт подавали солодиху, компот или чай с пирогами. Пироги к чаю пекли с творогом и различными сладкими начинками (яблоки, черника, брусника).
Гостей приглашали в разные семьи, родных и знакомых было много. И люди несколько раз обедали по вышеизложенному распорядку. После войны время было голодное, люди приходили в гости, чтобы хорошо поесть.
В народе ходила такая байка. Одна женщина, несколько раз подряд отобедав, говорила: «Родные мои, четыре раза отобедала, а на пятый, как завязало!».
В первую застолицу приглашали самых близких родственников. Молодежь собирали, как правило, отдельно. Парни и девчата дружили со своими сверстниками из соседних деревень, ходили друг к другу в гости. Гостили два-три дня, а потом расходились по своим домам.
Вечером весь народ собирался в хоровод, и так шли по деревне. Впереди хоровода шел гармонист, рядом с ним в первой шеренге шли парни, следом девчата. Пели песни по очереди, но, как правило, пел кто-то один. Гармонист играл мелодии и новгородские, и тверские. Наша деревня расположена на границе двух областей тверской и новгородской, поэтому и мелодии песен различные.
Новгородские песни протяжные, пели их за два приема.
Тверские песни – в виде частушек. Такую песню поют сразу за один прием.
Хоровод проходил по всей деревне, останавливался около дома, где была большая площадка и лавка. Гармонист садился на лавку, рядом с ним парни и девчонки, остальные становились в круг. Девчата выходили плясать по двое. Сначала одна споет частушку, потом идет плясать, затем поет и пляшет другая. Пели по 8-10 песен, затем их сменяла другая пара. Частушки пели разные и шутливые, и со значением, адресованные своим парням.
Также плясали и парни. Парни часто пели песни «с картинками», т.е. с нецензурными словами.
Вот так до поздней ночи молодежь пела и плясала.
Не обходились праздники и без драк. Причины конфликтов с годами не сильно изменились – кто-то кому-то отказался помочь, когда очень было нужно, кто-то взял больше, чем положено. Парни чаще дрались из-за девчонок. Парни не пускали чужаков из соседних деревень. Дрались и по пьянке, вспоминая прошлые обиды. Часто парни одной деревни дрались с парнями из другой.
Но в обычные дни воли рукам не давали. Ссоры копились, не мешая трудиться. Зато в праздники народ отрывался на всю катушку, позволяя себе от души попраздновать и заодно разобраться с теми, кто насолил.
Зимой молодежь собиралась на посиделки у того, у кого дом побольше. Молодые девчата приходили с какой-либо работой. Кто прял, кто вязал сеть (для рыбаков) и пр. Кто-нибудь из парней играл на балалайке или гармошке, плясали, пели.
Иногда зимой собиралась молодежь в какой-либо деревне на «скоп». Молодежь из соседних деревень извещали заранее.
Вот так жила деревня, молодежь общалась, развлекалась доступным по тем временам способом. Я еще застал после войны такие праздники, когда молодежи в деревнях было много.
Необходимость таких праздников (с охватом нескольких деревень) диктовалась еще и тем, что часто в одной деревне жили люди, связанные друг с другом различными родственными узами. Жениться или выходить замуж за родственников, даже дальних, не полагалось.
В праздники люди посещали церковь. Приход нашей церкви состоял из 8-10 деревень (а может быть и больше). Был свой поп. По праздникам служили обедни, устраивали крестный ход от церкви через кладбище до колодца, где поп «освящал» воду. Народу собиралось много. Одновременно люди навещали могилки своих усопших родственников на кладбище (в Троицу, Казанскую).
После войны отмечали и советские праздники, как правило, 7 ноября. Осенью в деревне работы поменьше, так как урожай уже собран. По всей видимости, правление колхоза проводило праздники с разрешения районного руководства. В праздник устраивалось застолье. Приглашались все члены колхоза и их семьи, включая и детей. Собиралось человек 60-70. Праздник проводился в школе, там было подходящее по размеру помещение. Перед праздником на правлении колхоза распределялись работы по подготовке стола.
Для праздника выделялось зерно (рожь и пшеница), которое выдавалось тем людям, кто умел хорошо печь хлеб. Зерно сушили, размалывали в ручных жерновах и из полученной муки пекли много хлеба и пирогов.
Перед началом трапезы председатель колхоза поздравлял всех с праздником. Потом наш учитель выступал с речью на 5-10 минут, рассказывал о международном положении и о событиях в стране. Затем начинался праздничный обед.
Послевоенное время было не очень «сытное». На такие праздники люди шли охотно, так как можно было вкусно и вдоволь поесть. Мужики выпивали довольно много, женщины тоже не отставали. Ну, и конечно же, ни один праздник не обходился без гармониста, хороших песен и плясок. Других развлечений в деревне не было.
Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание «престольный праздник». Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.
Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм – в честь св. Николая Чудотворца.
Устройство храма
Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:
Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.
Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.
Обычаи и традиции в храмовый день
Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.
После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).
Классификация православных праздников
Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:
Давайте поговорим подробнее о каждой группе.
Классификация по важности
По значимости христианские праздники делятся на:
Великие или большие праздники.
Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.
К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.
Классификация по времени
В зависимости от Пасхи праздничные дни бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.
Неподвижные или непереходящие – это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.
Подвижные или переходящие – это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.
Классификация по месту
Классификация по типу
Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:
Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.
Каждый христианин обязан знать и почитать православные праздники.