что такое прелатура ватикана

Opus Dei – очередная «лавочка» Ватикана

«Будь непреклонен в своей доктрине и своём поведении, но гибким по форме. Как стальной кулак в велюровой перчатке».

Хосемария Эскрива де Балагер, основатель ордена Opus Dei

Начиная с 2007 г. на территории России открыто действует один из самых закрытых орденов Ватикана Opus Dei. Его представительство открыто в Москве с благословения епископа Хавьера Эчеварриа. В Санкт-Петербурге ведётся работа, хотя центр ещё не создан. Как заявил тогда, 14 лет назад, член регионального руководства этой организации уроженец Парижа нумерарий Александр Дианин-Хавард, его организация уже работала в нашей стране в течение 15 лет, предшествовавших получению официального статуса. Любопытно, что так как речь идёт о религиозной организации, орден не подпадает под действие Федерального закона об «иноагентах» (ФЗ от 28.12.2012 №272‑ФЗ и от 30.12.2020 №481‑ФЗ), хотя, несомненно, именно таковым и является.

Официально Opus Dei не скрывает ничего. Вот только стать его членом и тем паче разобраться в политических хитросплетениях вокруг структуры, зародившейся почти век назад — в 1928 г. в Испании, весьма и весьма затруднительно без должной профессиональной подготовки и допуска к знаниям «из спецхрана».

Любопытно, что Opus Dei не знает ни одного случая утечки информации. Ни один член этого ордена не выдал тайн, к которым был приобщён. С одной стороны, это, казалось бы, свидетельствует об искренности и рвении служителей. Хотя, по словам того же Дианина-Хаварда, около 20–30% членов «Дела» не продлевают договор с ним и уходят в большую жизнь. А потом годами молчат. С точки зрения методологии чем меньше у организации утечек, тем она тоталитарнее.

Можно ли верить в чистоту миссии «Дела» на территории России?

Ватикан призван править миром

Начиная с момента своего «учреждения» (начавшегося с убийства последнего Меровинга Хильдерика III в 754 г. Пипином Коротким, подарившим в 756 г. папе Стефану II Римскую область, и создания в дальнейшем Западной Римской империи) и в течение всей своей истории Ватикан — это бесконечная череда интриг, направленных на одну весьма неблагородную цель — активную борьбу за власть на земле. В отличие от Русской православной церкви — и, кстати, большинства других вероисповеданий — католический мир возглавляет именно что светское государство, глава которого — понтифик, «наместник Бога» — носит с древних времён только один законный титул: епископ Рима. Именно поэтому эта «должность» по‑прежнему сохраняется в длинном перечне определений главы всей Западной христианской церкви.

В наши дни одним из непреходящих императивов для «Святого престола» по‑прежнему остаётся упорная борьба со схизматиками, коими наши оппоненты почитают весь православный, по преимуществу славянский, мир. Фактически в течение четырёх веков — с XVI по XX — это было одной из первостепенных задач ордена иезуитов. Такие имена, как Игнатий Лойола и Антонио Поссевино, вписаны золотыми буквами в анналы папской истории. И ничего удивительного тут нет. Освоение восточноевропейских пространств — вполне логичная задача для тех, кто избрал своим девизом Austriae est imperare orbi universo (что в переводе с латыни означает «Запад да будет править всем миром»).

Папа римский никогда не гнушался выступать гарантом раздела зон влияния в той или иной стране мира. Так, в 1506 г. Юлий Второй акцептовал раздел сфер влияния между Испанией и Португалией в Атлантике. Договор был официально назван Тордесильясским по географической локации, где он был подписан. Папа издал соответствующую буллу. Этим нормативным актом Ватикан одобрил вечную власть Испании и Португалии над внеевропейскими государствами.

Подобных примеров достаточно много. Поэтому не приходится сомневаться в общей агрессивной и жёсткой направленности политики римского понтифика, к слову, всегда привязанной к «злобе дня». Так, папа римский молчаливо одобрил поход гитлеровских полчищ на Восток. Не возражал он и против массовой резни сербов в Хорватии, учинённой при прямом участии католических священников.

Одним из самых страшных эпизодов Второй мировой является убийство сербских детей в городе Баня-Лука 7 февраля 1942 г. Точное число жертв неизвестно. Детей обезглавливали специальным ножом. Во главе усташей стоял Мирослав Филиппович, священник, воспитанник францисканского монастыря Петричевац.

Пожалуй, один из самых маститых исследователей тайной политики Ватикана Ольга Четверикова следующим образом отозвалась о поддержке фашистов со стороны «Святого престола»:

А «хорватский Гитлер» Анте Павелич вполне благоденствовал после войны, причём в его судьбе Ватикан принял самое тёплое и непосредственное участие. Невообразимо представить себе РПЦ, замешанную в подобных злодеяниях. Но Ватикану, похоже, закон не писан.

Путь: от основателя к планетарной организации

И вот именно в первую половину страшного XX века был призван ко служению Господу основатель Opus Dei, католический святой Хосемария Эскрива.

Хосемария Эскрива (9.01.1902–26.06.1975) стал священником в 23 года. Спустя всего три года — 2 октября 1928‑го — молодой человек основывает Opus Dei («Дело Господне», лат.). На сегодня организация насчитывает около 80 тысяч человек 87 национальностей. Эскрива — автор программного труда «Путь» и многих других духовных произведений. Он — почётный академик Папской римской теологической академии и главный канцлер Наваррского и Пьюрского университетов.

Важным этапом в становлении ордена стало революционное решение рукополагать мирян, наиболее достойных представителей паствы «Дела», в рамках деятельности Священнического общества Святого Креста, одной из «дочерних организаций» ордена.

Такое смешение клира и прихожан не практиковалось ранее ни одним из орденов. Но именно оно соответствует краеугольной доктрине Opus Dei — обо́жение человека может происходить в миру. То есть, согласно учению «Дела», нет особого отличия между мирянами и священниками. Все христиане — народ Божий, призванный ко служению на равных началах. Казалось бы, похвальная мысль. Однако на деле такой подход позволил «Делу» поставить себе на службу людей, явно далёких от сана. Кроме того, Opus пошёл ещё дальше и стал принимать в свои ряды иноверцев. Такой трактовки Священного Писания не допускали даже самые смелые протестанты. Естественно, поле деятельности ордена ещё более расширилось. Но всё это делалось и делается с благословения римского понтифика, личной прелатурой которого орден и является. Кроме того, в 1947 г. буллой Пия XII (обрела юридическую силу 16 июня 1950 г.) Opus Dei становится первой секулярной, то есть мирской, организацией католического мира.

К сожалению, в этом мире под флёром божественного нередко скрывается жёсткая логика спецслужб. Приобщённые к Богу миряне с образованием выше среднего — это отличный материал для подготовки разведчиков и аналитиков. Так, даже иезуиты, конкуренты и в чём‑то предшественники Opus Dei, принимают в свои ряды людей с высшим образованием, подтверждённом дипломами, не менее 12 лет. Кроме того, любой католический священник даёт обет безбрачия и нестяжательства (иначе — добровольной бедности). В результате получаем фанатично преданных идее, лишённых привязанностей на земле высококлассных специалистов, присутствующих практически в любом государстве земного шара. Эти люди готовы в любой момент умереть за веру. Они неподкупны (так как не могут копить денег) и преданы «Святому престолу». Есть, правда, у «Дела» и некоторое отличие от других орденов Ватикана: члены этой организации имеют право на заключение брака.

Структура же Opus Dei — военная до мозга костей. Вот как он устроен. «Сотрудники» «Дела» образуют следующие группы:

— нумерарии — живут общинно при соблюдении обета безбрачия; весь заработок перечисляют ордену (20%);

— аггрегати — штатные сотрудники, холосты; перечисляют часть заработка (25%);

— супернумерарии — живут в миру. Могут заключать брак (50%);

— нумерарии-священнослужители — высшая иерархия Opus Dei. Любой посвящённый обязан платить своеобразную «десятину» на поддержание организации;

— привлечённые внештатные сотрудники, формально не входящие в орден.

Справка

Opus Dei — персональная международная прелатура понтифика. Полное наименование — «персональная Прелатура Святого Креста и Opus Dei», или же сокращённо — Opus Dei. Одновременно с образованием «Дела» учреждено и «Священническое общество Святого Креста» на правах ассоциации священнослужителей. Это де-факто филиал прелатуры. Организация подчиняется каноническому законодательству, Апостольской конституции Ut sit от 28.10.1982 и собственному уставу (так называемый «Кодекс собственного права Opus Dei»).

В победное шествие «Дела» по планете вписаны следующие вехи: 1946 г. — учреждение отделений Opus Dei в Италии, Португалии и Соединённом Королевстве; 1947 г. — открываются дома ордена в Ирландии и Франции; 1949 г. — Opus перешагнул Атлантику и обустраивается в США и Мексике; 1950 г. — орден продолжает распространяться по Латинской Америке, дойдя до Чили и Аргентины, а чуть позже и до Венесуэлы и Колумбии. В 1952‑м появляется отделение в Германии (не следует забывать, что не все немцы протестанты — та же Бавария исповедует католицизм, хотя, как и было сказано выше, Opus готов работать и с иноверцами).

«Дело Господне» умеет не только призывать к служению, но и ковать молодые кадры: в 1952‑м трудами Хосемарии открывается Наваррский университет в Памплоне (по некоторым данным, даже муниципалитет этого города находится под контролем Opus Dei). А в 1953‑м для женщин — членов ордена учреждается колледж Святой Марии поблизости от летней резиденции папы — в городке Кастель-Гондольфо.

«Ватикан-2» развернул священника к Богу спиной

В кругах историков Католической церкви существует версия, что Opus Dei оказал существенную поддержку процессу глубокой реформы церковного канона и самой сути веры. Речь идёт о знаменитом «Ватикане-2».

В период с 1962 по 1965 год в одном из пределов базилики святого Петра шли заседания XXI Вселенского собора католического мира.

На этом собрании высших церковных иерархов Западной церкви было определено, что отныне священник должен служить не лицом к алтарю, а лицом к верующим, которые тем самым признаются ровней клирика. И всё бы ничего, но тем самым пастырь поворачивается к Богу, то есть Престолу… спиной.

Также отход от традиции заключался в отказе от служения на латинском языке в пользу национальных языков и общем сокращении всей литургии.

Как известно, церковь испокон веков категорически запрещала менять хотя бы букву в священных текстах и уж тем более последование к Евхаристии. Но свершилось. И тем самым, произведя отход от собственного канона, имеющего общие глубинные корни с православием, католицизм сам уподобился секте. Многие усматривают в этом разрушительную работу нового учения Хосемарии Эскривы, который, в частности, по информации Е.А. Пазухина, хоть и не принимал участия в Соборе, но в течение трёх лет его проведения был духовником многих присутствовавших на нём высших церковных иерархов.

Opus Dei не только стирает грань между священством и мирянами, не только принимает в своё лоно все религии (что отдаёт самым настоящим экуменизмом), но и не запрещает своим членам быть масонами. Согласно некоторым сведениям, не без участия представителей «Дела» в 1983 г. из канонического кодекса был изъят акт №2335. Это правило запрещало католикам становиться масонами под страхом наложения епитимьи вплоть до отлучения. Действовал канон более двух столетий. Новый подход существенно упростил работу «Дела» с финансовыми структурами как в Старом Свете, так и за океаном. И — что не менее важно — доступ к знаниям членов лож позволил расширить планетарный информационный охват.

Старинная мудрость гласит, что миром владеет тот, кто владеет информацией, которая стоит дороже денег. Став владельцем такого количества открытых и закрытых ресурсов, орден превратился в незаменимый инструмент для «Святого престола». Помимо информации, второй важнейшей составляющей власти являются финансы.

И тут Opus Dei сумел занять господствующие позиции. Речь идёт о банковской системе Ватикана, невидимой, могущественной — неосязаемой для простого обывателя, но от этого не менее действенной в тайных сферах «мировых денег».

«Деньги — нерв войны»

Так когда‑то говорил Луи Бонапарт. И став папской прелатурой, то есть получив всю полноту исполнительной власти, Opus Dei устремился к финансовым вершинам.

Согласно исследованиям, проведённым ассоциацией бывших членов Opus Dei (ODAN), эта организация чётко подпадает под определение тоталитарной секты, причём секты, добившейся немалых успехов в области экономики. Некоторые аналитики считают, что быстрый рост внутреннего валового продукта в Испании периода 60–70‑х годов ХХ века напрямую связан с деятельностью промышленников, близких к «Делу».

В результате долгих усилий Opus Dei устанавливает постоянный контроль над Банком Ватикана (ИДР). Многие историки Ватикана связывают этот процесс с воцарением Иоанна Павла Второго, ещё со времён «Ватикана-2» симпатизировавшего ордену.

Механизм общения понтифика с «Делом» подробно раскрывает Ольга Четверикова:

«Друг Войтылы и его соотечественник прелат Римской курии Анджей Мария Дескур был близок к двум ключевым фигурам Опус Деи — Альваро Портильо, ставшему главой ордена после смерти Эскрива в 1975 г., и Хулиану Эррансу Касадо, который после избрания Войтылы папой станет кардиналом и одним из важнейших должностных лиц Ватикана. Именно Дескур и познакомил Войтылу с Портильо».

Официальное название Банка Ватикана — «Институт по делам религий» (ИДР, Istituto per le Opere di Religione). В свою очередь, роль Минфина играет администрация владения Апостольского престола (АВАП). Объём активов составляет более 3 миллиардов евро. Череда громких скандалов в 2009–2010 гг. выявила связь тогдашнего руководителя банка Этторе Готти Тедески с Opus Dei. Италия возбудила против банкира уголовное дело. Отмыванием грязных денег в «налоговом парадизе» Ватикана занимались, в частности, Роберто Кальви (убит) и Пол Марцинкус. Они замешаны в отмывании денег через одну из дочек ИДР — «Банко Амброзиано» (неофициальное название — «Банк священников»).

Немаловажно отметить, что и после ухода Тедески от дел ИДР остался, по сути, подконтролен «Делу». Жена руководителя Банка Ватикана Палома О’Шеа является супернумерарием ордена.

После отмены запрета для католиков на общение с масонами получилась интересная триада: ИДР тесно сотрудничал в 60–70‑е годы ХХ столетия с масонами, в то же время находясь под контролем Opus Dei. А те, в свою очередь, «сливали» разведданные из центра католического мира и щедро ссуживали деньгами американские спецслужбы. В частности, этому увлекательному роду деятельности фактически открыто предавались неофашистская масонская ложа Р-2 и работающая в спарке с ней Открытая ложа Англии. Так, в апреле 1967 г. был щедро профинансирован переворот «чёрных полковников» в Греции.

И вот по этому‑то поводу и возникает снова вопрос, насколько деятельность такой «замечательной» организации, как орден, должна приветствоваться на территории России. Да, ничего официально запретного он не делает — лишь собирает общие сведения, анализирует, ведёт миссионерскую деятельность… Вот только сами католики уже очень давно изобрели любопытную пословицу: «Темнее всего под пламенем свечи». Имеется в виду, что самое тайное находится порой у всех на виду. Только люди этого не видят.

Впервые россияне узнали о существовании Opus Dei более 40 лет назад: в 1980 г. об ордене поведал своей пастве отец Александр Мень. Книга Хосемарии Эскривы «Путь», эта хрестоматия работников «Дела», переведена на русский язык в 1992 г.

Неслучайно руководитель российского отделения ордена, отец Хосе-Антонио Сеновилья, под эгидой которого работает российское отделение «Дела», как‑то раз сказал в интервью, что Opus Dei, мол, не намерен заниматься в нашей стране активной пропагандой. Далее католический священник уточнил: «Мы работаем с каждым человеком лично».

Иными словами, в России обустроилась одна из мощнейших разведок мира, обладающая также большими финансовыми возможностями и сектантским методом воздействия на неокрепшие умы.

Заглянуть в бездну.

В своё время, работая в Марселе и выполняя соответствующее поручение, я вошёл в непосредственный контакт с местным представительством Opus Dei. Тогда‑то, ознакомившись с основополагающим трудом основателя «Дела» Хосемарии Эскривы, я на деле узнал, что такое три «золотых» правила Opus Dei — святость повседневного созидательного труда; созерцательная жизнь без отказа от мира; проповедь Благой Вести.

По сути, это означает ежедневную молитву по 3–4 часа, добровольно-обязательное присутствие на молитвенных воскресных собраниях членов ордена, регулярную неформальную исповедь перед духовником ордена. Неудивительно, что у такой структуры не бывает проколов: трудно представить себе разведчика — даже такого, как легендарный герой книги «Щит и Меч» Александр Белов, — который был бы способен противостоять ежедневному взлому сознания профессионалами экстра-класса. Рано или поздно, но человек обязательно проникнется «правотой» доктрины и начнёт защищать её как свою наивысшую ценность. Произойдёт перековка сознания.

Тогда я заглянул в бездну и… отошёл, поняв невозможность изучить деятельность этой организации, не потеряв себя самого. Но бездна также заглянула и в меня. Спустя годы, когда я приехал на переговоры в Рим, меня в толпе нашёл неприметный человек, который сказал всего лишь несколько слов:

«Если вы когда‑нибудь передумаете, мы по‑прежнему открыты для вас. Мы подождём».

Что ж, не секрет, что Ватикан умеет ждать и получать своё.

В этой связи и возникает вопрос: не пора ли рекомендовать нашим правоохранителям разделить позицию американской организации ODAN, признав орден самой что ни на есть сектой. А так как деятельность сект — тем более «иноагентов» — не приветствуется в нашем Отечестве, то далее мы могли бы в полном соответствии с законом прикрыть лавочку.

Именно так — «лавочкой» — называли когда‑то иезуиты свои отделения за рубежом.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

ОПУС ДЕИ

17-12-2010, 10:38 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (13 424)что такое прелатура ватикана. Смотреть фото что такое прелатура ватикана. Смотреть картинку что такое прелатура ватикана. Картинка про что такое прелатура ватикана. Фото что такое прелатура ватиканачто такое прелатура ватикана. Смотреть фото что такое прелатура ватикана. Смотреть картинку что такое прелатура ватикана. Картинка про что такое прелатура ватикана. Фото что такое прелатура ватикана

В современном стремительно меняющемся мире неизбежные трансформации претерпевают и традиционные институты мировых религий. Они по-своему реагируют на процессы глобализации и секуляризации. Порой эта реакция принимает достаточно радикальные формы, что можно видеть на примере распространения исламского фундаментализма.

Однако не только ислам пытается найти ответ на вызовы времени. Протестантизм, православие, католицизм, иудаизм, буддизм — все занимают круговую оборону, а иногда переходят и в наступление. Одной из первых стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач католическая церковь. Чтобы поддержать единство церкви и дать новый импульс ее развитию, Ватикан ищет опору в консервативных организациях и распространяет их влияние по всему миру.

Католицизм остается мощной политической организацией. Святой престол — активный игрок на мировой сцене, в распоряжении которого огромные богатства и изощренные рычаги влияния, выстраивавшиеся на протяжении всей истории западноевропейской цивилизации. То, какую политику будет проводить Ватикан — неминуемо окажет влияние и на весь мир. Однако определить направление грядущих изменений непросто, ведь даже сокровища ватиканской библиотеки, по слухам, содержащие неизвестные рукописи древнегреческих философов и еврейских средневековых мудрецов, так до сих пор и не открыты внешнему миру — тем более остается тайной внутренняя жизнь Святого престола.

Однако можно сказать с уверенностью: мозгом и сердцем современного католицизма является «Божье Дело«, по латыни — «Опус Деи«.

Организация эта достаточно известна — не в малой степени выдвигаемыми в ее адрес обвинениями. Во времена Франко, основанный в 1928 году орден, достиг максимального расцвета и, выйдя за границы Испании, получил статус личной прелатуры Папы. С тех пор и пошла молва о том, что «Опус Деи» — реинкарнация Ордена Иезуитов образца XVI века, ультраконсервативная структура, с помощью которой Ватикан оказывает влияние на мировую политику.

«. или право имею?»

В 30-х гг. прошлого века основатель «Опус Деи» написал «Духовные размышления». Труд, получивший название «Camino» («Путь»), содержал 999 максим и был издан на тридцати четырех языках тиражом более трех миллионов экземпляров.

Максима шестнадцатая отражает одну из главных особенностей сознания того, кому посчастливилось быть принятым в орден: понимание своей принадлежности к элите, стремление стать руководителем. «Разве ты можешь быть рядовым? — вопрошает Балагер. — Ты ли стадный человек? Ты родился, чтобы стать вождем«.

Впрочем, тяга к лидерству не исключает железной дисциплины, обусловленной шестьсот семнадцатым постулатом, который гласит: «Повинуйтесь, как повинуется инструмент в руках артиста, не останавливающийся над тем, чтобы размышлять«. Заведенный в «Опус Деи» порядок предусматривает умерщвление плоти. Член ордена обязан ежедневно по два часа носить вериги — густо утыканную гвоздиками металлическую цепь, закрепляемую на бедре с помощью крючка. Вериги врезаются в тело, особенно когда человек сидит, и оставляют на нем кровавые раны, однако еще большие мучения причиняет веревочный хлыст, которым стегают себя по ягодицам до появления крови.

Самобичевание применяется в обязательном порядке раз в неделю, в назначенный наставником день «бдения и жертв» (как правило, по субботам). Имеются и другие способы «умерщвления плоти»: мгновенно вставать с постели среди ночи; сидеть, не опираясь на спинку стула; есть именно то, что не любишь.

Непосредственно «святые бдения» включают в себя ежедневные мессу и причасти, две получасовые молитвы, полуденную и вечернюю молитвы — и, наконец, специальные молитвы, текст которых хранится в тайне. «Нумерарии должны умереть выжатыми как лимон«, — говорил Эскрива де Балагер.

Завет основателя ордена: «Молодые люди отдают все, что у них есть, и самих себя без остатка» воспринимается буквально: подавляющее число членов «Опус деи» завербовано среди несовершеннолетних. Для них создана изощренно суровая система «духовной помощи», — отдаление от родителей, постоянный взаимный контроль над поступками и даже мыслями.

Итальянский журнал «Панорама» опубликовал рассказ о восьмилетнем пребывании в ордене итальянской девушки по имени Эва Сичильяно.

Когда Эве было 12 лет, она стала ездить в культурно-религиозный центр ордена, состоявший из нескольких комнат, молельни и постоянной часовни. Эву учили там игре на гитаре, домоводству и живописи на стекле. Одновременно ее приобщали к религиозным медитациям и беседам о богоматери ио жизни Эскривы де Балагера. Почти каждую неделю Эва исповедовалась священнику — члену «Дела божьего».

Затем на пасху 13-летняя девочка две недели провела в международном общежитии в Кельне, в красивом особняке на улице Ашенерштрассе. Вместе с ней там было еще 15 итальянок, 30 испанок и представительницы десятка других стран под строгим присмотром взрослых членов ордена, которые знакомили девочек с трудами Балагера.

В следующем году, во время поездки в Рим произошел коренной поворот в жизни 14-летней Эвы. На Пасху отмечается большой ежегодный праздник кандидатов в члены «Опус Деи»: сотни юношей и девушек со всех стран мира собираются на коллективные встречи с беседами и песнопениями, их принимают руководители ордена и сам Папа.

Когда ей исполнилось четырнадцать с половиной лет, Эва направила письмо главе «Опус Деи» с просьбой принять ее в «нумерарии» — полноправные члены организации. Этот акт называют «питар» (по-испански «свисток»). Вместе с другими будущими нумерариями Эва дала обет бедности, целомудрия и послушания. А через пять лет — обет верности, в знак чего выдается кольцо, которое члены организации носят на левой руке.

Самостоятельно вступить в орден невозможно: для этого требуется приглашение от одного из активистов организации. Процесс вовлечения и регламент членства в «Опус Деи» для посторонних является абсолютной тайной.

Официально орден объединяет свыше 85 тыс. человек, с учетом же тайных членов и членов из числа мирян в организации состоят сотни тысяч, которые разделены на три ступени.

Стоящие на первой из них (нумерарии) являются полными членами организации, соблюдают все обеты и правила ордена, а следующие две категории (аггрегати и супернумерарии) относятся к «апостолату» (правоверным мирянам).

«Нумерарии» соблюдают обет безбрачия и часто живут в общежитиях, исключающих контакты между мужчинами и женщинами. Как правило, по профессии эти люди преподаватели, адвокаты, врачи, промышленники, банкиры, политические деятели, журналисты и священники, с высоким образовательным уровнем (по меньшей мере, два года учебы на философском и четыре года на теологическом факультетах). Они отчисляют в пользу организации весь свой заработок, получая в обмен деньги на карманные расходы. Нумерирарии могут принимать и священнический сан.

«Аггрегати» могут жениться, но своих детей они обязаны отдавать учиться в поддерживаемые орденом школы. Им запрещено раскрывать свою принадлежность к «Опус Деи». Отчисляют в пользу ордена часть своего заработка (как правило, одну треть). «Супернумерарии» состоят в браке и посещают обычные места молений.

Секретная статья 202 провозглашает целью деятельности правоверных мирян государственную и общественную службу, «особенно руководящую». Бывшая руководительница женской организации «Опус деи» Мария Аугустиа Морено: «Наша цель состоит также и в том, чтобы проникнуть на университетские факультеты и кафедры и в государственные учреждения. Тогда мы окажемся в состоянии присваивать нашим людям докторские степени, награждать орденами, обеспечивать их карьеру, что привлечет к нам новых представителей элиты».

Руководит орденом прелат, которого пожизненно назначает лично Папа. Главными заместителями являются ведающий духовным руководством префект, и выполняющий обязанности министра иностранных дел прокуратор — все они обязательно духовного звания. В сан посвящены также представители прелата в разных странах — генеральные секретари и викарии. С 20 апреля 1994 г пост прелата занимает епископ Хавьер Эчеварриа, родившийся в Мадриде 14 июня 1932 г.

Благодаря принятой в ордене системе психотехник выковываются уникальные кадры, совмещающие в себе абсолютную готовность выполнять распоряжения руководства и одновременно инициативные, имеющие при этом высокое образование и занимающие высокое положение в обществе.

Святой Престол не замедлил воспользоваться этим мощным орудием. 2 февраля 1942 г. папа Пий XII издал энциклику «Provida Mater Ecclesiae» (» Попечением матери церкви»), юридически признающую организации мирян, которые, соблюдая монашеские обеты, не носят сутану и не живут в монастырях, а в 1950-м полностью одобрил деятельность «Опус Деи». 32 года спустя Иоанн Павел II предоставил этой организации статус своей персональной прелатуры, то есть отныне члены ордена не подпадают под юрисдикцию церковных руководителей тех местностей, где они проживают, но находятся в личной юрисдикции Папы.

Накануне конклава кардиналов, который должен был избрать преемника Иоанна Павла I, краковский епископ Кароль Войтыла посетил один из ватиканских склепов, где распростерся на плите из зеленого мрамора с надписью «Хосе Мария Эскрива де Балагер» — на могиле основателя организации, всецело соответствующей представлению польского кардинала об истинном лице католицизма. Без поддержки «Опус Деи» Войтыла не смог бы стать Папой, а без поддержки Иоанна Павла II «Опус Деи» не смог бы занять столь высокое положение в средоточии католической власти.

Подобно изуитам прежних времен, орден контролируют финансы Ватикана, и обеспечивает силовое прикрытие, стратегическое планирование и интеллектуальные разработки стратегического характера. «Опус Деи» владеет восемнадцатью университетами; более того, несколько лет назад Иоанном Павлом II был учрежден и передан под начало ордена новый центр католического образования — Папский университет Св. Креста в Риме, в котором обучается около полутора тысяч студентов из 65 стран. Члены ордена работают почти в 500 университетах и других высших учебных заведениях пяти континентов, более чем в 600 газетах и журналах, на 52 радио- и телевизионных станциях, в 38 информационных агентствах, в 12 кинокомпаниях, входят в правительства, руководства спецслужб, банков и корпораций.

Согласно самым осторожным подсчетам, одно только итальянское «казначейство» организации может рассчитывать, по меньшей мере, на 50 млрд. лир в год, что гораздо больше суммы, собираемой Ватиканом во всем мире с помощью кампании «обол святого Петра». А ведь в казну «Опус Деи» поступают также наследства, пожертвования, всевозможные подаяния! Нумерарии обязаны завещать в пользу ордена все свое имущество. Вокруг «Опус Деи» существует огромное число «вспомогательных обществ», как их именуют в уставе ордена, в том числе учебно-академических и финансовых. Причем в официальных названиях этих обществ ничто не указывает на связь с орденом.

Активными проводниками политики Ватикана являются специально подготовленные священники, состоящие военными капелланами вооруженных сил ряда стран НАТО. Согласно недавнему Папскому декрету, епископы с воинскими нашивками, хотя у них и нет епархии, обладают абсолютной духовной властью над кадровыми военнослужащими и рядовыми, а также над членами их семей и даже могут создавать свои семинарии.

Испания: международные кредиты в обмен на усиление влияния «Опус Деи»

Весьма показательна история ордена в Испании. Здесь в 50 — 60-е гг. «Опус Деи» смог занять главенствующие позиции на политической сцене, заменив фашистскую фалангу в качестве основной закулисной силы режима.

После второй мировой войны Испания, будучи союзником стран «Оси», оказалась в международной изоляции. Ее экономика представляла собой замкнутую систему, несмотря на отдельные экономические и торговые соглашения с США и Великобританией. В 1957 году ведущие страны Европы заключают знаменитые римские соглашения, положившие начало европейскому сообществу. Франкистская Испания не была принята в число объединившихся стран. Ее экономика далеко отставала от уровня Франции, Германии и даже Италии. Франко понимал, что для выживания его режима Испания должна добиться вхождения в европейское экономическое и политическое пространство — и решил использовать международные связи «Дела Божьего».

В том же 1957 году было сформировано правительство, в которое впервые вошли два министра из «Опус Деи». Они заняли ключевые экономические посты: «Нумерарио» А.Ульястрес стал министром торговли, а «супернумерарио» М.Наварро Рубио — министром финансов. И уже в 1958 году Испания вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития и Международный валютный фонд.

После сложных переговоров испанское правительство получило кредиты на сумму 418 млн. долларов. Они предназначались для осуществления программы либерализации экономики, вошедшей в историю как «план стабилизации и развития». Его основной задачей выдвигалось подготовка вступления Испании в европейское экономическое сообщество, а одним из главных авторов плана был член испанского правительства, нумерарио «Опус Деи» Лауреано Лопес Родо.

Члены ордена входили во все правительства Испании до 1973 года, занимая там ключевые посты. С 1992 года присутствие ордена в составе практически всех испанских кабинетов возобновилось.

С начала 70-х влияние организации стремительно распространилось в мире, и особенно заметно — на Американском континенте.

Сильные позиции орден имел в Чили, где его поддерживал генерала Аугусто Пиночет, а один из богатейших людей страны, Крусат, контролировавший «Банк де Сантьяго» и около 250 компаний, в 70-е гг. ежемесячно выделял по 2 млн. долл. на финансирование структур организации. Бывший перуанский президент Альберто Фухимори, покинувший страну из-за обвинений в коррупции, сотрудничал с представителями ордена. Влияние ордена велико и в Мексике.

Не менее полусотни центров ордена открыто и в США — там «Опус Деи» стал особенно усиливаться в годы Рональда Рейгана, когда члены ордена появились и в Белом доме, и в средних и высших эшелонах Пентагона. При администрации Клинтона влияние ордена также расширялось, хотя и медленнее.

Впрочем, далеко не все в католической церкви довольны стремительным возвышением «новых иезуитов».

Накануне канонизации Балагера в Ватикан пришло письмо от группы бывших членов «Опус Деи», обвинивших Эскриву во вспыльчивости, заносчивости и пристрастии к роскоши. Испанские журналисты пролили свет на финансовые операции рыцарей церкви, и на связь ордена с Кларой Кальви, вдовой «божьего банкира» и масона Роберто Кальви, главного действующего лица знаменитого итальянского политического скандала. Лондонская «Times» опубликовала фотографию кожаной плетки, которой адепты истязают свои грешные ягодицы. В ФРГ были опубликовали целые серии разоблачительных статей и книг, написанных бывшими нумерариями. Все это — показатель серьезной внутренней борьбы за будущую идеологию Церкви, за ее геополитическую концепцию.

В последнее время Ватикан охвачен серьезными идеологическими разногласиями: часть отцов церкви выступают за далеко идущие реформы и послабления, другие придерживаются консервативных взглядов. «Либералов» до недавнего времени возглавлял 74-летний архиепископ Милана Карло Мария Мартини. Однако сейчас он, похоже, вынашивает идею отойти от дел и удалиться на Святую землю, и его место занимает 64-летний епископ Майнца Карл Леман, вот уже 14 лет возглавляющий Германскую епископальную конференцию. Возведен в кардинальский сан Леман был совсем недавно. С 1983 года он занимает пост руководителя «кардинальского» диоцеза, но, тем не менее, на трех последних консисториях был обойден кардинальской шапочкой.

Сложилась скандальная ситуация: немецкие епископы три раза подтверждали мандат Лемана на руководство национальной конференцией, то есть на сан кардинала, а Папа столь же упорно не хотел вводить его в Кардинальскую коллегию. Причиной того, что лидер богатейшего и влиятельнейшего объединения европейских епископов впал в немилость Святого престола,— либеральная позиция абсолютного большинства германских пастырей по проблемам семьи, разводов, повторных браков, абортов и применения противозачаточных средств.

Стан консерваторов возглавляет 78-летний Кардинал Йозеф Ратцингер, с 1977 г. — архиепископ Мюнхенский и кардинал, а с 1981 г. и поныне — префект Конгрегации вероучения Ватикана. До сравнительно недавнего времени церковной политикой руководили модернисты, но проводимые ими реформы подорвали внутрицерковную дисциплину и, как следствие, финансовую базу и политическое могущество Церкви. В ней, к тому же, стали набирать силы и совсем крайние реформаторы, например, толки харизматов, учения которых практически выходит за рамки католицизма. Сейчас Иоанн-Павел 11 пытается поддержать консерваторов, противостоять либеральным тенденциям, считая, что дальнейшее следование по пути, предложенному «реформаторами», вызовет необратимые изменения.

Опора консерваторов — Восточная Европа, оплот либералов — Германия. Крепки их позиции и в США,Латинской Америке, Азии и Африке, так что консерваторы удерживаются с трудом. Все эти разногласия давно приняли опасный характер для дальнейшей судьбы всей Католической Церкви. Однако для того, что бы повести Церковь в нужном направлении, при этом сохранив ее единство, консервативному крылу необходимо мощное основание. Остановить дальнейшее расползание можно, только придав Церкви новый импульс и новый смысл существования, связав ее судьбу с какой-то мощной силой. В существующих условиях напрашивающимся вариантом является превращение Ватикана в опору и духовное сердце Объединенной Европы.

Ватиканская пропаганда упорно — и небезуспешно — пытается сделать из Папы духовный символ всех «людей доброй воли», именно этой цели служат его бесконечные поездки. Римский Папа как духовный эталон, ведущая идеологическая сила эпохи — вот цель Понтифика и поддерживаемого им консервативного крыла, суть выработанной «Опус Деи» стратегии.

Такое превращение выгодно и Европе, ведь без единого духовного, идеологического и организационного стержня поддерживать прочное объединение затруднительно. Как уже говорилось, главным бастионом консервативного крыла являются католические приходы Восточной Европы и западной части бывшего СССР — а значит, и исторически связанные с католическими фундаменталистами местные националистические движения. Однако здесь усилению католических позиций препятствует влияние православной церкви и России. Поэтому Ватикан объективно заинтересован в уходе Москвы из Восточной Европы и Украины-Белоруссии-Прибалтики.

Однако ватиканская дипломатия никогда не идет напролом, а стратеги «Дела Божьего» стараются не оставлять своих подписей под принимаемыми Папой решениями — и вполне возможно, что дипломаты ордена могут для смягчения сопротивления России их курсу, в качестве «компенсации» за разработанную ими же стратегию, предложить руководству РФ свои связи и влияние в американской администрации и свое содействие в деле установления контактов между РФ и ЕС по модели, испробованной во времена Франко.

Превращение «Опус Деи» в движущую силу католического мира стало возможным потому, что постепенно стал меняться идеологический климат на планете. Как заметил в связи с канонизацией Балагера московский православный публицист Егор Холмогоров, до последней трети ХХ века в мире набирали силу процессы секуляризации и либерализации, однако в последние десятилетия маятник качнулся в другую сторону — происходит духовная милитаризация мировых религий. Внутри них вызревают силы, ориентирующиеся на реальный успех своего дела не только в вечности, но и «в веке сем».

В исламе эта тенденция приобрела форму исламского фундаментализма, с его ориентацией на мусульманскую умму как воинское объединение. В католичестве — форму полутайного ордена, избравшего путь стремления к светскому доминированию и активного участия в политической жизни, как к средству для воплощения духовных задач христианства. В православии также происходит «духовно-милитаристское» брожение, хотя оно и не приняло еще четкие организационные формы.

Такие процессы идут и в России, и на Украине, и в Сербии, и в Греции. Протестантизм переживает эпоху бурного роста харизматических и активистских течений. Во многих, удаленных друг от друГа регионах, таких как Белоруссия и Латинская Америка, протестанты вытесняют старые конфессии, постепенно становясь главной религиозной силой региона. В Латинской Америке в последние десятилетия на основе африканских, индейских и христианских элементов сложились новые религиозные системы, ставшие не только духовным, но и политическим фактором — например, религии Канбомбле, Макумба, Умбанда и Кимбанда в Бразилии.

Вокруг Тибетского ламаизма начинает чувствоваться возможность вызревания воинственного и экспансивного буддизма. В рамках иудаизма также назревает революция, сравнимая с появлением хасидского движения в середине восемнадцатого века. На этот раз в иудаизме можно ожидать появления движений, стоящих на позициях сугубой религиозной ортодоксии, одновременно эсхатологических и нацеленных на духовную и светскую экспансию. Причем стремящихся, как это было в последние столетия до распространения христианства, выйти за пределы еврейского народа. В самых неожиданных точках, как перуанские Анды или индийский штат Мизорам на границе с Бирмой, местные племена в массовом порядке переходят в ортодоксальный иудаизм.

Новые времена, грозные и неожиданные, уже стоят на нашем пороге. Наступивший век не будет похож на ушедший — и католическая церковь первой из мировых религий стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач.

(Указанный документ не является материалом НАМАКОН)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *