что такое преференциальная поправка что это
Преференциальная поправка в процедурах закупок
Законодательство Республики Беларусь в части проведения процедур государственных закупок товаров (работ, услуг) предусматривает возможность применения преференциальной поправки к цене предложения участника, т.е. предоставление определенного преимущества отдельным участникам процедуры в виде уменьшения цены их предложения в размере 15 или 25 %%. Таким образом, преференциальная поправка – это предоставление преимущества при оценке и сравнении предложений участников, служащее для оказания поддержки отечественным и «приравненным» к ним поставщикам.
Применение преференциальной поправки при проведении процедур государственных закупок официально устанавливается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 2 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» и разъясняется письмом Министерства торговли Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 14-07/217к1 «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение».
Применение преференциальной поправки
При проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) организаторы имеют право при рассмотрении предложений участников применять следующие преференциальные поправки:
Справочно: понятие «национальный режим» закрепляется в Протоколе о порядке регулирования закупок к Договору о Евразийском экономическом союзе, вступившему в силу с 1 января 2015 года.
Важно: преференциальная поправка применяется к товару, предлагаемому участником процедуры закупки, вне зависимости от того, является ли участник производителем предлагаемого им товара.
Обращаем Ваше внимание, что преференциальная поправка учитывается исключительно при сравнении цен поступивших предложений участников и не учитывается при заключении договора! Соответственно договор с победителем процедуры государственной закупки заключается на основании цены предложения участника без учета применяемой при рассмотрении предложений преференциальной поправки.
Преференциальная поправка не применяется в следующих случаях:
Важно: применение преференциальной заявки имеет заявительный характер, т.е. участнику процедуры закупки, имеющему право на применение к цене его предложения преференциальной поправки, следует заявить о наличии у него такого права с приложением соответствующих документов. В случае незаявления участником права на преференциальную поправку и одновременном предоставлении документов, подтверждающих его наличие (соблюдении условий, указанных в подп. 1.7 Постановления № 778 3 ), организатору при рассмотрении предложений необходимо запросить у участника уточняющую информацию и, в случае ее наличия, следует оценивать предложение с учетом преференциальной поправки. Однако во избежание неопределенности и неприятных ситуаций рекомендуем Вам избегать подобных ситуаций и предоставлять необходимые документы заблаговременно.
Аналогично иным формам и процедурам закупок применение преференциальной поправки распространяется и на проведение электронных аукционов на электронных торговых площадках путем внесения участником необходимой информации в форму на сайте при подаче предложения.
Подтверждение права на применение преференциальной поправки
Важно: конкурсная документация, представляемая участникам процедуры закупки организатором, должна содержать информацию и условия применения преференциальной поправки. В случае отсутствия в документации перечня документов, которые следует предоставлять для подтверждения права на преференциальную поправку, участнику необходимо направить официальный запрос организатору процедуры для получения разъясняющей информации.
Документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки в размере 15%, являются:
Документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки в размере 25% (дополнительно к вышеперечисленным), является справка о списочной численности работников с указанием численности инвалидов, подписанная руководителем организации.
Обращаем Ваше внимание, что не смотря на имеющиеся в сертификатах соответствия и декларациях сведения об изготовителе товара (включая адрес и страну местонахождения изготовителя), данные документы не являются подтверждением права на преференциальную поправку, т.к. вышеуказанные сведения не свидетельствуют о стране происхождения товара. Аналогично ситуация обстоит и с иными документами, подтверждающими качество и безопасность товара, в т. ч. паспортами качества.
Особенности выбора победителя при применении преференциальной поправки
При выборе победителя государственной процедуры закупки в случае возникновения ситуации, когда несколько предложений занимают первое место, победителем признается участник, заявивший свое право на применение преференциальной поправки. В случае если ко всем участникам, предварительно занимающим первое место, применялась преференциальная поправка, то при наличии возможности разделения предмета закупки на части объем товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между данными участниками. При отсутствии такой возможности победителем признается участник, который подал свое конкурсное предложение ранее других.
Напоминаем Вам, что о важных нововведениях и изменениях в строительной отрасли вы всегда можете узнать из нашего раздела «Новости», где содержатся разъясняющие статьи на самые актуальные темы и вопросы строительной сферы.
Ссылки на нормативную литературу и законодательные акты:
Профессионально об актуальном: К вопросу о применении преференциальной поправки при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 12 июня 2018 г.
В Республике Беларусь особенностью закупок товаров (работ, услуг) при строительстве является их отдельное, обособленное от иных сфер закупок регулирование, которое основано на двух основных нормативных правовых актах.
Речь идет об Указе Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 380), которым на двухлетний период с 01.01.2017 до 01.01.2019 установлены особенности осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве в виде применения особых видов процедур закупок и установления порядка их осуществления. В частности, это процедуры подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров, биржевых торгов. Их детальная регламентация осуществляется вторым актом – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», которым утверждено Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение).
Некоторое время действия Указа № 380 и Положения (с 01.01.2017 до 26.02.2018) источник финансирования приобретения товаров (работ, услуг) не имел значения, поскольку указанные выше процедуры закупок при строительстве применялись как при бюджетном, так и ином финансировании.
Тем не менее с 24.02.2018 со вступлением в силу норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абз. 35 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7). Одновременно высказано мнение о том, что даже в отсутствие обязанности применения установленных законодательством требований о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»).
Тем не менее из приведенной нормы абз. 35 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 только при осуществлении закупок с привлечением указанных выше средств должны применяться нормы Указа № 380, Положения.
Как мы отмечали выше, Указом № 380 установлены особенности осуществления закупок при строительстве, соответственно законодательство о государственных закупках не применяется при проведении указанных видов процедур закупок при строительстве (позиция также высказана в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.02.2017 № 04-3-05/1944 «О проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве»).
Таким образом, следует очевидный вывод о том, что нормы законодательства о государственных закупках Республики Беларусь (включая нормы об ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках, в частности чч. 4, 5 ст. 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), а равно как положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, в части установления требований к государственным закупкам для сферы закупок при строительстве не применяются.
В свете изложенного обратим внимание на условия и правила, установленные Указом № 380 и Положением для применения преференциальной поправки.
Так, Указом № 380 установлено, что Совет Министров Республики Беларусь вправе устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур товаров (работ, услуг) собственного производства, а также товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (подп. 1.10 п. 1 Указа № 380).
В развитие данной нормы Советом Министров Республики Беларусь такая преференциальная поправка установлена.
Согласно п. 9 Положения при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:
О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив соответствующие документы.
Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки (п. 9 Положения).
Обращаем внимание на то, что преференциальная поправка в размере 25 % применяется только к товарам собственного производства определенной категории организаций. Несмотря на то, что в подп. 1.10 п. 1 Указа № 380 допускается ее установление и для работ, услуг собственного производства, тем не менее распространяется она только на товары. При этом не имеет значения резидентство участника процедуры закупок, предлагающего товары собственного производства указанных организаций.
Что касается преференциальной поправки в размере 15 %, то она применяется к товарам, работам и услугам происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
При определении круга таких государств важно помнить о том, что законодательство о государственных закупках не применяется для закупок при строительстве, соответственно, и круг таких товаров (работ, услуг), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, не ограничен только происходящими из государств – членов Евразийского экономического союза. Более того, учитывая неприменение законодательства о государственных закупках для закупок при строительстве, очевидно, что и национальный режим не следует рассматривать в свете установленного Договором о Евразийском экономическом союзе.
Тем не менее высказана позиция Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в письме от 20.01.2018 № 04-3-05/959 «О порядке применения преференциальной поправки при проведении процедур закупок при строительстве», в соответствии с которой предложен перечень документов, подтверждающих право на применение преференциальной поправки. При этом также указано на то, что конкурсные документы (документация для переговоров), утвержденные заказчиком (организатором), должны содержать в том числе перечень документов, которые заказчик (организатор) требует для подтверждения права на применение преференциальной поправки.
К таким документам относятся (при применении преференциальной поправки в размере 15 %):
Тем самым преференциальная поправка в размере 15 %, применяемая для товаров, подтверждается документами, выданными Торгово-промышленной палатой Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, то есть государствами – членами Евразийского экономического союза. Что было бы справедливо для сферы государственных закупок (как это осуществлено для государственных закупок в письме Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 20.10.2017 № 14-01-04/425К «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение»), но, полагаем, не может быть применимо для закупок товаров (работ, услуг) при строительстве ввиду неприменения к данным закупкам законодательства о государственных закупках.
Отношения, связанные с обеспечением национального режима для товаров (работ, услуг) вне государственных закупок, регулируются иными международными договорами, Договором о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011). В частности, им предусмотрено, что государства, являющиеся его участниками, должны обеспечить товарам (работам, услугам), происходящим с территории государств-членов, национальный режим в соответствии со ст. III ГАТТ 1994 (ст. 5 Договора о зоне свободной торговли). Речь о том, что товарам с территории любой Договаривающейся Стороны, ввозимым на территорию другой Договаривающейся Стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование (п. 4 ст. III ГАТТ 1994).
Помимо указанного международного договора действуют и иные. Перечень государств, с которыми заключены международные договоры, на основании которых предоставляется национальный режим, приведен на официальном сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (для целей применения национального режима для закупок за счет собственных средств 2 ). И, по нашему мнению, учитывая особенности, установленные Указом № 380, именно к товарам (работам, услугам) происхождения с территории государств, с которыми заключены международные договоры об обеспечении национального режима, кроме Договора о Евразийском экономическом союзе, должна применяться преференциальная поправка в размере 15 %.
Данный пример сопоставления норм Указа № 380, Положения с иными нормативными правовыми актами, нормами международных договоров Республики Беларусь иллюстрирует вариативность толкования соответствующих норм, их неоднозначность, а соответственно, повышает риски для организаторов в процессе правоприменения. Это, в свою очередь, следствие тех особенностей, которые установлены самим Указом № 380 для закупок.
Между тем позволим себе высказать мнение о том, что целесообразность установления таких особенностей не всегда оправданна и, к примеру, законодательство о государственных закупках позволяет учесть особенности данной сферы закупок, «не выводя» их в отдельное регулирование. Это позволит снизить риски выбора сферы законодательства о закупках для заказчиков (организаторов) и обеспечить вытекающий из законодательства о государственных закупках уровень прозрачности процедур, прослеживаемости действий заказчиков (организаторов) и защиты прав и законных интересов участников процедур и иных лиц, а соответственно, и обеспечить эффективность использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. К слову, среди государств – членов Евразийского экономического союза только Республикой Беларусь установлены подобные особенности для сферы строительства. И, что важно, иные национальные и наднациональные системы государственных (публичных) закупок, лучшие мировые практики и стандарты регулирования закупок не делают различий для государственных (публичных) закупок в сфере строительства.
1 ВОПРОС (ООО «БСР»): Организация (подрядчик) получает заказ на выполнение строительных работ от бюджетной организации и заключает договор (неизменная договорная (контрактная) цена) с учетом закупки строительных материалов… (Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Что изменилось в строительстве с принятием Декрета № 7») / О.Г.Костюк // АПС «Бизнес-Инфо».
Амельченя Ю.А.,
доцент кафедры гражданского и хозяйственного
права Академии управления при Президенте
Республики Беларусь, кандидат юридических наук,
доцент, медиатор
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Применение префпоправки при осуществлении госзакупок
В настоящем материале рассмотрены вопросы, касающиеся применения префпоправки в Республике Беларусь: понятие префпоправки, ее размер и порядок подтверждения, оценка комиссией по госзакупкам предложений участников с учетом применения префпоправки при проведении открытого и закрытого конкурсов, процедуры запроса ценовых предложений, электронного аукциона.
1. Понятие префпоправки
Префпоправка рассматривается как предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками (абз. 14 ст. 1 Закона о госзакупках). Исходя из определения префпоправки, она предоставляется на предлагаемый участником товар, работу или услугу при условии того, что представлены соответствующие документы и сделано заявление по форме оператора ЭТП (или приложено отдельно в составе предложения, если проводятся конкурентные процедуры госзакупок, сведения о которых составляют госсекреты). Суть данного преимущества заключается в том, что законодательством установлены особые правила оценки и сравнения предложений участников по критерию «цена». Префпоправка применяется только при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (ч. 1 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395).
Префпоправка не применяется при проведении процедуры закупки из одного источника, даже при условии представления каких-либо подтверждающих документов и соответствующего заявления со стороны потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя). Также префпоправка не применяется при проведении биржевых торгов.
Префпоправка не применяется в отношении (ч. 5 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395):
— части товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки, в том числе его лотом (частью);
— товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение префпоправки одинакового размера.
Если, например, в открытом конкурсе или в процедуре запроса ценовых предложений один из участников заявил о праве на применение префпоправки в размере 15%, а второй — в размере 25%, то префпоправка применяется в размере 15% и 25% соответственно при условии ее подтверждения надлежащим образом.
2. Размер префпоправки и порядок ее подтверждения
Размер префпоправки установлен ч. 1 подп. 1.5 п. 1, а перечень подтверждающих документов — подп. 1.6 п. 1 постановления N 395:
Размер префпоправки | Предмет госзакупки, в отношении которого применяется префпоправка | Перечень подтверждающих документов |
15% | для товаров, происходящих из Республики Беларусь, не включенных в приложение 1 к постановлению N 395 | один из следующих документов: — сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый БелТПП или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее — Правила СНГ), или его копия. Указанный документ заполняется в порядке, определенном Правилами СНГ для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, установленных постановлением МАРТ N 21 ; — сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами, или его копия. Если сертификат продукции собственного производства представлен участником, не являющимся производителем товара, предлагаемого в процедуре госзакупки, то дополнительно представляется документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником (абз. 4 и 5 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395) |
15% | для товаров, происходящих из Республики Беларусь, включенных в приложение 1 к постановлению N 395 | один из указанных выше документов или выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105, или ее копия (далее — выписка) (абз. 6 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395) |
15% | для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь: Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация, не включенных в приложение 1 к постановлению N 395 | сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами СНГ, или его копия (абз. 7 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395) |
15% | для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь: Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация, включенных в приложение 1 к постановлению N 395 | выписка (абз. 8 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395) |
15% | для работ (услуг), происходящих из Республики Беларусь | свидетельство о госрегистрации юрлица или ИП, выданное уполномоченным органом Республики Беларусь, или его копия — для резидентов Республики Беларусь (абз. 9 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395) |
15% | для работ (услуг), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь: Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация | аналогичный документ (т.е. документ, свидетельствующий о госрегистрации юрлица или ИП), выданный уполномоченным органом (организацией) этих государств — членов ЕАЭС, или его копия — для нерезидентов Республики Беларусь (из Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Российской Федерации) (абз. 9 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395) |
25% | для товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников | 1) документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее, чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре госзакупки, с указанием: — общего количества работников; — численности инвалидов; — номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия; 2) сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, или копия (абз. 10 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395) |
Особенность в том, что в графе 1 сертификата формы СТ-1 «Грузоотправитель/экспортер (наименование и адрес)» указывается информация о заявителе — участнике процедуры госзакупки (наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) — для ИП), место нахождения (место жительства) (подп. 1.1 п. 1 постановления МАРТ N 21). Это означает, что в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, префпоправка может быть заявлена только участником процедуры госзакупки, на которого выдан сертификат формы СТ-1. Если сертификат формы СТ-1 выдан не на участника процедуры госзакупки в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, то префпоправка не применяется. Сертификат формы СТ-1, выдаваемый в Республике Беларусь для целей участия в госзакупках, действителен в течение 6 месяцев. В таком сертификате в графе 5 «Для служебных отметок» обязательно должна наличествовать фраза: «Для целей участия в процедурах государственных закупок», также дополнительно делается запись о сроке действия сертификата формы СТ-1: «Действителен по …», который не может превышать 6 месяцев с даты, указанной в графе 12 сертификата формы СТ-1 (подп. 1.5 п. 1 постановления МАРТ N 21). Графа 10 «Количество товара» не заполняется, соответственно, префпоправка в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, применяется независимо от данного параметра (подп. 1.10 п. 1 постановления МАРТ N 21). В отношении сертификатов формы СТ-1 для товаров, происходящих из Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Российской Федерации, срок их действия составляет один год (ч. 2 п. 6.4 Правил СНГ). |
Законодательство требует, чтобы заявление о праве на применение префпоправки подавалось по форме, установленной регламентом оператора ЭТП (абз. 6 ч. 1 п. 2 ст. 34, абз. 3 ч. 2 п. 2 ст. 41, абз. 6 ч. 1 п. 2 ст. 47 Закона о госзакупках).
Применительно к сертификату продукции собственного производства, выдаваемому БелТПП или ее унитарными предприятиями, необходимо руководствоваться Положением N 1520. Так, сертификат собственного производства может быть выдан на несколько наименований продукции, которые в таком случае указываются в приложении к такому сертификату. В отношении работ и услуг выдается отдельный сертификат на каждый их вид (ч. 1 и 2 п. 4 Положения N 1520).
Сертификат собственного производства распространяет свое действие на поименованную в нем продукцию (работы, услуги), произведенную (выполненные, оказанные) в период действия такого сертификата юрлицом, в том числе его обособленными подразделениями, указанными в сертификате (ч. 3 п. 4 Положения N 1520).
3. Действия комиссии по госзакупкам при выборе участника-победителя
Поскольку префпоправка применяется при проведении конкурентных процедур госзакупок (открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений), постольку вопросы ее непосредственного применения разрешает комиссия по госзакупкам (далее — комиссия), в состав функций которой входит оценка и сравнение предложений, определение одного или нескольких (в случае если предмет госзакупки разделен на части (лоты)) участников-победителей (абз. 6 п. 13 Положения N 7).
Следует различать действия комиссии для процедур:
1) открытого и закрытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений;
2) электронного аукциона.
Они будут отличаться в зависимости от порядка проведения процедуры. Рассмотрим последовательно, в чем они состоят.
4. Применение префпоправки при проведении открытого и закрытого конкурсов, процедуры запроса ценовых предложений
При проведении открытого и закрытого конкурсов процедура проводится условно в два этапа, каждый из которых завершается соответствующими протоколами:
1) открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений (п. 5 ст. 35 Закона о госзакупках);
2) оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся (п. 3 ст. 36 Закона о госзакупках).
Во-первых, применение префпоправки осуществляется на втором этапе при сравнении цен, заявленных в предложениях участников, при установлении заказчиком (организатором) в конкурсных документах такого критерия оценки и сравнения предложений стоимостной группы, как «цена предложения» (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 постановления N 449).
Во-вторых, следует проверить, кто из участников, допущенных к оценке и сравнению предложений, заявил о своем праве на применение префпоправки (такое заявление может быть сделано им при подаче предложения посредством функционала ЭТП, и заказчик (организатор) может увидеть соответствующую информацию в «.txt»/».xls» файле, формируемом ЭТП, а также принять во внимание размер заявленной префпоправки).
В-третьих, следует проанализировать представленные участниками документы, подтверждающие право на применение префпоправки. В частности, проверить:
1) сроки их действия (для срочных документов — сертификатов продукции собственного производства, сертификатов о происхождении товара формы СТ-1). Полагаем, такие документы должны действовать на момент подачи предложения;
2) проверить действительность документов:
— сведения о госрегистрации, если представлено свидетельство о госрегистрации субъекта, могут быть проверены посредством портала Единого государственного регистра юрлиц и ИП;
— если представлены сертификаты продукции (работ, услуг) собственного производства и сертификаты о происхождении товара формы СТ-1, выданные БелТПП, — то посредством сервиса проверки сертификатов о происхождении товара;
— если представлены сертификаты о происхождении товаров, выданные Российской торгово-промышленной палатой, — то посредством ресурса;
— если представлена выписка — то посредством ресурса;
3) проверить, соответствует ли предлагаемый участником в предложении товар (работа, услуга) указанному в сертификате продукции собственного производства, сертификате о происхождении товара формы СТ-1, выписке;
4) проверить документы, подтверждающие право на применение префпоправки в размере 25% (абз. 10 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395):
— такой документ должен быть подписан руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, или уполномоченным им лицом;
— он должен быть датирован не ранее, чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре госзакупки. Вариант указания в данном документе фразы «действителен на дату подачи предложения» не может быть принят как надлежащий, поскольку не выполнено требование о конкретной дате выдачи;
— в нем должны быть указаны общее количество работников, численность инвалидов, номера удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроки их действия.
В-четвертых, если о праве на применение префпоправки заявлено, но подтверждающие ее применение документы не представлены или не соответствуют требования к ним, комиссия такое предложение не отклоняет, но оценивает предложение участника без применения префпоправки. Данная позиция сформирована в письме МАРТ N 14-01-10/1505.
Также комиссии следует учесть, кто из участников заявил о праве на применение префпоправки. В частности, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение префпоправки одинакового размера, такая префпоправка не применяется (абз. 3 ч. 5 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395).
В случае если префпоправка документально подтверждена, то механизм ее применения следующий: цена предложения участника уменьшается на 15 или 25%, предложение такого участника сравнивается с другими по цене, уменьшенной на 15 или 25%, ему присваивается определенное количество баллов (в зависимости от условий балльности, указанных в конкурсных документах) (ч. 2 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395). Соответственно, места участников и их предложений ранжируются исходя из рассчитанной таким образом цены.
Если первое место присуждено участнику-«преференциалу», то договор с ним будет заключен по цене его предложения.
О применении префпоправки рекомендуем комиссии указать соответствующую информацию в протоколе оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся (хотя в примерных формах протоколов, содержащихся в постановлении МАРТ N 56, данные сведения отсутствуют, тем не менее для прозрачности процесса оценки и сравнения данная информация может быть отражена).
Аналогичным будет порядок применения префпоправки для закрытого конкурса.
Что касается процедуры запроса ценовых предложений, то алгоритм применения префпоправки такой же, как и в конкурсе, но с тем отличием, что в процедуре запроса ценовых предложений один этап рассмотрения и оценки предложений участников, который завершается протоколом оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания процедуры запроса ценовых предложений несостоявшейся (п. 6 ст. 48 Закона о госзакупках). И критерий оценки, и сравнения предложений только один — цена, соответственно, при оценке и сравнении точно таким же образом осуществляется применение префпоправки, как и в конкурсе, за исключением того, что присвоение баллов не требуется. И также договор с участником-«преференциалом» заключается по цене его предложения.
5. Применение префпоправки при проведении электронного аукциона
При рассмотрении первых разделов предложений комиссии необходимо проверить наличие или отсутствие заявления о праве на применение префпоправки от участников, которое может быть сделано посредством функционала ЭТП. В первых разделах предложений участников документы, подтверждающие право на применение префпоправки, не представляются, они должны быть представлены участником, если он заявляет о применении префпоправки, во втором разделе предложения (абз. 4 ч. 4 п. 2 ст. 41 Закона о госзакупках).
Сделанное участником заявление о праве на применение префпоправки учитывается комиссией при составлении протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам (п. 5 ст. 42 Закона о госзакупках) следующим образом: если хотя бы один участник или все из них заявили о своем таком праве, в протоколе указывается начальная цена электронного аукциона, полученная посредством следующего расчета: ориентировочная стоимость предмета госзакупки, разделенная на 1,15 (1,25) (абз. 2 ч. 3 подп. 1.5 п. 5 постановления N 395). Если какой-либо из участников заявил о праве на применение префпоправки в размере 25%, то независимо от заявлений других участников комиссия при делении использует 1,25.
Справочно
Ориентировочная стоимость предмета госзакупки указывается в аукционных документах и определяется на основании постановления МАРТ N 35.
Также в протоколе открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам должны быть отражены регистрационные номера предложений участников, заявивших о праве на применение префпоправки (абз. 4 ч. 1 п. 5 ст. 42 Закона о госзакупках).
После завершения электронного аукциона оператор ЭТП сформирует протокол торгов с информацией об участниках, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки. Размер ставки для участника-«преференциала» указывается с учетом размера заявленного им размера префпоправки.
Комиссия при рассмотрении вторых разделов предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, анализирует документы, подтверждающие право на применение префпоправки таким же образом, как это имеет место в конкурсе.
Однако если такие документы участниками, заявившими о праве на применение префпоправки, не представлены или по содержанию (оформлению) дефектны, то действия комиссии, по мнению МАРТ, выстраиваются по следующему алгоритму (ч. 7 раздела 4 письма МАРТ N 14-01-10/1505):
— если в первом разделе предложения участником сделано заявление о применении префпоправки, но во втором разделе предложения отсутствуют документы, надлежаще подтверждающие право на применение префпоправки, то в данном случае следует вести речь о том, что участник недобросовестно заявил о праве на ее применение. И так как префпоправка была применена (при определении начальной цены) и повлияла на ход торгов, соответственно, следует квалифицировать действия такого участника как представление недостоверных сведений (абз. 4 п. 4 ст. 44 Закона о госзакупках);
— если, к примеру, документы, подтверждающие право на применение префпоправки, представлены, но они не соответствуют установленным к ним требованиям, то тогда причиной отклонения предложения участника является то, что предложение не отвечает требованиям аукционных документов ко вторым разделам предложений (абз. 2 п. 4 ст. 44 Закона о госзакупках).
Отклонение предложения в двух описанных выше случаях в отличие от действий комиссии при проведении конкурса и процедуры запроса ценовых предложений обусловлено тем, что сделанное участником в первом разделе предложения заявление о праве на применение префпоправки оказало влияние на ход торгов.
В протоколе выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся должно содержаться, соответственно, решение о выборе участника-победителя с информацией о цене договора, в том числе с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, с учетом применения префпоправки, или решение о признании электронного аукциона несостоявшимся с соответствующим обоснованием этого решения (абз. 4 ч. 1 п. 6 ст. 44 Закона о госзакупках).
Договор с участником-«преференциалом» заключается по цене последней ставки данного участника, в том числе с учетом корректировки в соответствии с ч. 4 п. 5 ст. 43 Закона о госзакупках, увеличенной, соответственно, на 15 или 25% (увеличенная на 15 или 25% отражается оператором ЭТП в протоколе торгов).
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex