что такое предшествующий фактор в педагогике

Фактор педагогический

Смотреть что такое «Фактор педагогический» в других словарях:

ФАКТОР — – 1) причина, движущая сила какого либо изменения, явления; 2) в педагогике активный элемент воздействия на педагогический процесс [24, c. 158; 82, c. 846] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Воспитательный (педагогический) потенциал семьи — особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка. К воспитательному потенциалу семьи относятся: социально культурный фактор – своеобразие… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Ярославский педагогический вестник — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/3 декабря 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

Суворов, Александр Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Суворов, Александр Васильевич. Александр Васильевич Суворов Суворов А. В. за компьютером Дата рождения: 3 июня 1953(1953 06 03) (59 лет) … Википедия

Кобылянский, Виктор Аполлонович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кобылянский. Виктор Кобылянский Дата рождения: 20 июля 1942(1942 07 20) Место рождения: с. Кудеча, Могочинский район, Забайкальский край, РСФСР Дата смерти … Википедия

Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

Головко, Вячеслав Михайлович — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Советская психология в 1920—1930 годах — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание … Википедия

Allium test — Содержание 1 История метода «Allium Test», преимущества перед другими методами и перспективы … Википедия

Советская психология в 1920-1930 годах — Содержание 1 Процессы 2 Дисциплины 3 Научные съезды … Википедия

Источник

Термин «адаптация» в переводе с латинского языка означает «прилаживание», «приспособление». Что он подразумевает собой? В общем смысле данное понятие означает приспособление организма, а также всех его функций, клеточек и органов к изменившимся условиям среды.

Адаптационные процессы жизненно необходимы человеку. Они позволяют сохранить сбалансированную деятельность органов, систем и психической организации личности в случае меняющихся жизненных условий.

Определение

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике Вам будет интересно: Правильно ставим ударение в «позвонишь», «позвонят», «позвоним»

Социальная адаптация

Что подразумевает собой процесс приспособления индивида к окружающей среде? Это не только возможность успешного функционирования его организма в изменившихся условиях. Понятие адаптации в психологии означает способность человека к его дальнейшему социальному и личностному развитию. Под этим подразумевается:

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике Вам будет интересно: Аналитический и синтетический языки: понятие, отличия, примеры

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике

Уже с первых дней своего появления на свет человека окружают другие люди. Общение с ними позволяет включить его в социальное взаимодействие. Самые первые представления о межличностных связях все люди приобретают еще до того, как осваивают речь. Именно в процессе взаимоотношений с окружающими всем нам удается получить свой первый социальный опыт, который в последующем становится неотъемлемой частью личности. Стоит отметить, что социализация не способствует индивидуализации. Ее человек приобретает субъективно, переживая ситуации, которые оставляют тот или иной след в его психике.

Цель адаптации

Процесс социализации представляет собой становление и формирование личности посредством овладения социальным опытом. Но в то же время если рассматривать адаптацию в психологии это один из определяющих и ведущих механизмов социализации личности. При этом основной критерий успешности данного процесса заключен вовсе не в степени конформизма и приспособленчества. Исходя из определения социальной адаптации в педагогике, это обретение человеком уверенности и независимости, раскрепощенности и самостоятельности, незакомплексованности и инициативности.

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике

Основной целью данного процесса является вовсе не унификация личности. Человек не должен становиться послушным исполнителем чужой воли. Для успешного осуществления стоящих перед ним целей он обязан стремиться к самореализации и к развитию своих способностей.

Самосознание

Стоит иметь в виду, что самосознание, проявляющееся в ходе адаптации, является процессом контролируемым. Оно определяется динамикой приобретения социального опыта исходя из условий расширения общения и диапазона деятельности.

Несмотря на то что самосознание считается одной из самых глубоких интимных характеристик человеческой личности, только оно способствует постоянной коррекции представления человеком о себе в сравнении с тем мнением, которое существует о нем у окружающих. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.

Виды адаптации

Благодаря процессу приспособления организм начинает оптимально функционировать в необычной для него обстановке. При этом ученые выделяют два вида адаптации. Первый из них – биофизиологический, а второй – социально-психологический. Нас интересует второй из них. Он и рассматривается в качестве адаптации в педагогике. Это не что иное, как механизм, с помощью которого люди приобретают определенный социально-психологический статус, а также овладевают теми или иными социально-психологическими ролевыми умениями. Он «включается» в тот период, когда человек пытается достигнуть гармонии между внешними и внутренними условиями своей деятельности и жизни. Результатом этого является повышение адаптированности личности. Другими словами, человек становится более приспособленным к новой деятельности и к условиям жизни.

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике Вам будет интересно: Что такое возможность? Классификация возможностей

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике

Если рассмотреть определение адаптации в педагогике, то это не что иное, как процесс взаимодействия индивида с социальной средой, во время которого человек сталкивается с различными проблемными ситуациями в области межличностных отношений. Это позволяет личности освоить нормы и механизмы социальных установок и поведения, а также приобрести черты характера, имеющие значение для своего нормального существования в обществе.

Что же такое адаптация в педагогике? Это, по определению, каждый из этапов преодоления индивидом проблемных ситуаций. Ведь при этом человеком используются механизмы и навыки поведения, которые приобретены им на предыдущих этапах своей социализации и развития. Одновременно с этим им открываются новые способы решения задач, планы и программы внутренних психологических процессов.

Важный вклад разработку данного понятия в его широком понимании внес Ж. Пиаже. Он считал, что адаптация в психологии и педагогике – это один из самых главных процессов, благодаря которым происходит интеллектуальное развитие ребенка. При этом он выделил две составляющих данного механизма. Это аккомодация и ассимиляция. Первая из этих двух составляющих представляет собой перестройку умственной активности. Цель подобного процесса заключается в возможности усвоения вновь поступающей информации. Что касается ассимиляции, то она считается присвоением внешнего события с преобразованием его в мысленное. Говоря другими словами, адаптация в педагогике – это, во-первых, приобретение навыков, умений и знаний, мастерства и компетентности. Во-вторых – изменение психической организации человека, затрагивающей личностные (эмоции, целеполагание, мотивации и т.д.), а также когнитивные (перцептивные, сенсорные и др.) процессы.

Поступление в детское дошкольное учреждение

Малыши растут. И вот наступает время, когда родители отдают их в детские дошкольные учреждения. Здесь ребенку предстоит пережить первую значительную встречу с незнакомой для него социальной средой. От благополучного протекания данного периода напрямую будет зависеть овладение ребенком учебной деятельностью, его комфортность пребывания в детском учреждении, а также здоровье. Непосредственное влияние на данный процесс оказывают различные группы факторов. Рассмотрим их подробнее.

Физиологические факторы

К данной группе относят биологические особенности ребенка определенного возраста. Это его физиологические и анатомические показатели, состояние здоровья, уровень трудоспособности и утомляемости. Сюда же можно включить и некоторые особенности, которые наблюдаются у индивида в функционировании той или иной системы организма. Некоторые ученые полагают, что на процесс адаптации влияет и такой фактор, как наследственность.

В качестве индивидуальных особенностей, которые рассматриваются при адаптации в психологии личности, учитывается тип нервной системы, а также наличие способности приспособиться к изменению привычного окружения. Данные факторы, как правило, и являются причиной тех различий, которые имеют место между процессами привыкания к ДОУ у разных детей.

Еще один немаловажный показатель, который влияет на социальную адаптацию, это в педагогике не что иное, как возраст ребенка в момент его поступления в дошкольное учреждение. По мнению ученых, хуже всего приспосабливаются к изменившимся условиям дети от 5 до 20 месяцев.

На эффективность протекания адаптационных процессов имеет влияние и пол ребенка. Согласно мнениям исследователей, к новым условиям лучше всего приспосабливаются девочки. Мальчишкам же намного сложнее принять изменения в окружении.

Индивидуально-психологические факторы

В данную группу входит уровень развития интеллекта ребенка, его самооценки, эмоциональное состояние, а также устойчивость тех или иных черт характера. По мнению ученых, поступление в ДОУ приводит к эффективному заострению свойственного ребенку темперамента. При этом наибольший дискомфорт ощущают дети-флегматики. Наиболее быстро адаптируются к изменяющемуся окружению холерики.

Помимо этого, адаптация в педагогике – это механизм, на который оказывают влияние:

Социально-психологические факторы

Наличие перечисленных выше факторов позволяет детям максимально результативно наладить контакты в новом для них межличностном взаимодействии.

По мнению некоторых исследователей, главный критерий, по которому можно определить уровень социальной адаптации в педагогике, это не что иное, как отсутствие у ребенка постоянных нарушений в его поведении, которые граничат с неврологическим нарушением. Если такая ситуация все же имеет место, то можно говорить о том, что происходит дезадаптация малыша. Он пока не смог приспособиться к новым для него условиям ДОУ.

Типы социально-психологической адаптации

Рассматривая понятие адаптации в педагогике, можно говорить о существовании следующего:

По мнению некоторых психологов, регрессивный тип приспособления к новым условиям не позволяет индивиду самореализоваться и проявить данные ему природой творческие способности. Социализация личности возможна только при прогрессивной адаптации. В противном случае у ребенка выработается склонность к систематическим нарушениям норм поведения, что станет причиной возникновения новых проблемных жизненных ситуаций, приспособиться к которым не позволит отсутствие полученного опыта.

Проблемы адаптации

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике Вам будет интересно: Боснийский язык: история развития и особенности

Процесс приспособления детей к новой для них среде в 4-5 лет практически не имеет никаких различий. Однако если рассматривать для старших дошкольников социальную адаптацию в психологии и педагогике – это механизм, значительно расширяющий уровень возникающих проблем при освоении ребенком нового для него жизненного пространства. Все дело в том, что в шесть лет дети уже достаточно близки к переходу в новое для них учреждение образования. Это приводит к изменению у них социального статуса, что и увеличивает проблемы с адаптацией. Связано это может быть и с развитием у ребенка психического аппарата. Чаще всего в этом случае учителя отмечают отсутствие внимания, гиперактивность и агрессивное поведение учащегося.

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике

Проблема школьной адаптации в педагогике – это тема далеко не новая. При этом на сегодняшний день можно говорить о том, что ее актуальность выросла во много раз. Виной тому стали глобализация и мобильность, политические и экономические изменения, новые подходы к устройству системы образования и т.д.

Поступление в школу, обучение в ней, а также переход из класса в класс требуют от детей особых усилий. Однако наиболее остро вопрос адаптации ребенка стоит именно при переходе в новое для него учреждение образования. Вызвано это следующим:

Школьная адаптация в педагогике считается процессом, во время которого ребенок усваивает и принимает для себя новую для него социальную ситуацию, осваивает свой новый статус учащегося и обретает навыки в новых системах взаимодействия («ребенок – сверстник», «ребенок – учитель»). При этом у маленького человека начинают вырабатываться новые особенности поведения.

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике

Если рассматривать понятие школьной адаптации в психологии, то стоит отметить, что его характеризуют следующие критерии:

Социальная адаптация при этом предполагает умение ребенка:

Немаловажным аспектом явится умение поддерживать контакты со сверстниками и давать адекватную оценку, как себе, так и другим.

В процессе адаптации к школе немаловажным является и физическая подготовка организма, ведь на ребенка сваливается довольно внушительная нагрузка. Его организм начинает работать на пределе. Это вызывает опасность переутомления.

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике

Помимо этого школьная адаптация в педагогике рассматривается и с психологической точки зрения. Степень быстрого привыкания к новым условиям во многом зависит от готовности ребенка к поступлению в школу, то есть от его:

Важны при этом также способности к переработке информации и запоминанию.

Адаптация школьников при отклонении в развитии

Согласно имеющимся данным, более 80% современных детей испытывают трудности в обучении из-за тех или иных отклонений в здоровье. Именно поэтому рассматривается адаптация и в специальной педагогике. Это позволяет решить проблемы ребенка, имеющего особенности в развитии, и устранить его изолированность от общества, в котором он растет и живет.

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике

Нарушения социальной адаптации влияют на отношение детей к их окружению. Они становятся тревожными и угрюмыми, подавленными и обидчивыми. В итоге у них формируется замкнутость. Дети начинают избегать широкого круга общения. Они замыкаются в «четырех стенах», где у них может возникнуть скрытая (маскированная) депрессия.

Взрослея, ребенок, обладающий ограниченными возможностями, начинает осознавать, что он не такой как все. Это способствует формированию заниженной самооценки, социальной пассивности и сужению рамок активной деятельности.

Адаптация в коррекционной педагогике – это, прежде всего, психологическая реабилитация детей, испытывающих трудности в обучении. Она может представлять собой снятие нервного напряжения. Помимо этого, педагог должен стремиться провести коррекцию самооценки своего воспитанника, развивать его память и психические функции, воображение и мышление, внимание и преодолевать пассивность. Одновременно с этим понадобится формировать у ребенка ответственность и самостоятельность, активную жизненную позицию, помогать преодолевать ему отчужденность и развивать коммуникативные навыки.

Источник

Что такое предшествующий фактор в педагогике

что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть фото что такое предшествующий фактор в педагогике. Смотреть картинку что такое предшествующий фактор в педагогике. Картинка про что такое предшествующий фактор в педагогике. Фото что такое предшествующий фактор в педагогике

Социология явилась одной из первых сфер, где факторный подход нашел свое глубокое и широкое применение еще в конце XIX в. Под факторами в науке понимают причину, движущую силу развития [4, с. 26], причинную обусловленность изменений в социальной сфере жизнедеятельности человека или общества. В настоящее время факторный подход активно используется во всех отраслях науки наравне с системным и историческим подходами.

Факторы имеют безусловную значимость для образования личности. В то же время они выступают инструментом удовлетворения образовательных потребностей, прежде всего, познавательных. Это сближает их с ценностями. Вместе с тем потребность, в их числе и познавательная, не является ценностью. Ценностью является то, что удовлетворяет потребность (В.П. Тугаринов). В педагогике широко используются три группы факторов: социальная среда, наследственность, воспитание. Данные факторы удовлетворяют потребности в организации эффективного педагогического процесса, в этом смысле представляют собой безусловную педагогическую ценность, точнее, значимость. Вместе с тем данные факторы являются движущей силой, причиной, средством удовлетворения образовательных потребностей личности. Они значимы для образования. Наблюдается диалектическая взаимосвязь между ценностью и значимостью факторов в образовании личности. Возникает необходимость более подробно рассмотреть, что такое факторы, их функции, образовательные возможности факторного подхода; социально-педагогические условия и средства реализации факторов в образовании личности.

Понятие «фактор», «теория факторов» нашли свое обоснованное применение в математике. М. Вебер, в конце ХIХ века ввел в социологию понятие «факторный подход». «Фактор» (factor) как понятие в переводе с латинского языка означает свершившееся, сделанное. В социологии, да и в педагогике, факторы рассматриваются как причина, как движущая сила образования и развития личности. Так, Ф.Ф. Королев [6] выделяет социальный, наследственный и воспитательный факторы в образовании личности. Без наличия движущих сил немыслимо ни воспитание, ни обучение, ни образование. Данный факт свидетельствует, что к образованию личности необходим факторный подход, который выступает, во-первых, как принцип, требующий учета влияния всех причин на образование и развитие личности; во-вторых, факторы выступают как способы образования и развития личности.

В науке выделяется бесчисленное множество факторов, влияющих на развитие естественных и общественных процессов. На развитие социума влияют экономические, социально-политические, социально-культурные, природно-географические и многие другие факторы. Данное утверждение следует отнести и к педагогическим факторам.

Важнейшую роль в образовании и развитии личности принадлежит рефлексивной деятельности человека. Этот факт вызывает необходимость обратиться к человеческому фактору. Человеческий фактор в социологии, социальной педагогике и психологии рассматривается в широком и узком смысле: в широком смысле как комплекс факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность свершения процесса на основе потребностей, мотивации, ценностных предпочтений; в узком смысле, факторы отражают связь человека с конкретными технологиями, используемые в процессах различного уровня, протекающие в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Использование факторного подхода в педагогике связано с выяснением причин, условий и средств, способствующих образованию и развитию личности. Значимость факторного подхода в образовательной подготовке специалиста возрастает по мере развития рефлексивной сферы личности. Дело в том, что сам образовательный процесс основывается на рефлексии, самообразовании, взаимодействии личности со средствами образования, осуществляется в определенном социально-культурном пространстве.

Рефлексия позволяет личности регулировать свою активность, находить пути решения возникающих проблем, побуждает к исследовательской, творческой деятельности. В процессе рефлексии ценность, осмысленная личностью, является выражением его переживаний [2; 3]. Целесообразно использование разных форм (коллективных и индивидуальных) и типов (коммуникативной, личностной, интеллектуальной и т.д.) рефлексии [5]. Рефлексия носит деятельностный характер. Ядром социокультурной рефлексии выступает самоконтроль, самоанализ, самокоррекция культуры нравственных отношений, руководство нравственными ценностями в своей жизнедеятельности [5, с. 21-22].

Процесс образования выступает как двусторонний процесс. Один его аспект отражает взаимодействие личности с субъектами и средствами образования; другой – внутреннюю рефлексивную деятельность личности, связанную с осмыслением сущности явлений, отношений к получаемым знаниям, к себе, результатами своей деятельности, ее оценке. Возникает необходимость выделения внешних и внутренних факторов.

Анализ педагогической теории и практики образования показывает, что к внешним факторам образования следует отнести: образовательный стандарт; компетентность, профессиональное мастерство и взаимодействие членов педагогического коллектива в образовательном процессе; гражданскую направленность коллектива преподавателей и студентов; престижность конкретной профессионально-образовательной деятельности, ее ценность для подготовки специалиста и развития личности; статус личности, психологический климат в студенческом и педагогическом коллективах.

Образование личности немыслимо без включения в педагогический процесс внутренних факторов, носящие психолого-педагогический характер. В психологии к ним относят интеллектуальный, эмоциональный, волевой и действенно-практический.

Интеллектуальный фактор связан с развитием творческого мышления, овладением знаниями, умениями мыслительной и предметно практической деятельности, представляющий значимость для образования личности, включает в себя: развитие творческого мышления, нестандартного подхода к решению познавательных проблем; развитие научных, профессионально-познавательных интересов и потребностей личности и др.

Эмоциональный фактор выступает средством формирования позитивного отношения к ценностям образования, включает в себя: ценностное отношение к профессионально-познавательной деятельности; установление доверительного общения между субъектами образовательного процесса; формирование эмоционально-ценностного отношения к целям образования, включение их в структуру личности; устойчивую эмоциональную установку на познавательную деятельность личности.

Волевой фактор связан с приложением личностью определенных усилий для придания учебной деятельности эффективности, включает в себя: актуализацию и активизацию профессионально-познавательной деятельности студентов; преодоление познавательных трудностей; регуляцию познавательных возможностей в системе межличностных отношений участников процесса образования; самопобуждение студентом своей образовательной деятельности на организацию познавательной самостоятельности.

Действенно-практический фактор образования личности связан с формированием умений и навыков познавательной и предметно-практической деятельности, удовлетворением духовных потребностей, включает в себя: формирование познавательных умений и навыков, выступающих как инструментальные ценности; включение студентов в самостоятельную познавательную деятельность; ценностные ориентации студентов на познавательные ценности, формирование установки на реализацию студентами результатов теоретической подготовки в практической деятельности и др.

Кроме того, к внутренним факторам образования личности следует отнести развитие рефлексивной сферы личности, включающей самосознание и самоорганизацию и самообразование. Самосознание выступает как рефлексивный процесс, подчиненный познанию личностью собственного, внутреннего состояния, осмысления того, как тебя понимают другие [4]. Самосознание, как отношение к себе, выступает базой отношения к себе, самоорганизации, ценностных ориентаций, нацеленных на самообразование личности. В функциональном плане развитие самосознания позволяет личности ориентироваться в ценностях образовательной деятельности; формировать установку на ценности познавательной деятельности; отношение к себе как определенной ценности. Все это способствует переводу образования в самообразование. Развитие самосознания, осознание самооценки связано с самоорганизацией, без которой невозможно формирование самостоятельности и развитие творческого потенциала личности. Самоорганизация означает способность личности определить цель своей деятельности и выбрать средства для ее достижения, спланировать свою деятельность и адаптировать себя к конкретной деятельности [4].

Самоорганизация выступает фактором по отношению к самообразованию личности. Самообразование непосредственно связано с такими рефлексивными процессами, как самовоспитание и самообучение, самоконтроль и самооценка. Самообразование является основным условием реализации творческих сил человека и готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности.

Следует обратить внимание на социально-культурные факторы образования и развития личности: нравственный, эстетический, правовой, политический, экологический факторы образования личности, выступающие и как ценности воспитания. Ведущими в системе социально-культурных факторов выступают нравственно-эстетические факторы образования.

Нравственное воспитание, как фактор и ценность, в образовании личности выполняет важные функции: ценностно-ориентировочную, регулятивную, мотивационную. Следует учесть, что нравственные ценности занимают приоритетное место в образовании личности. На соблюдении нравственных принципов отношений основывается вся культура межличностных и общественных отношений, не позволяющая миру превратиться в хаос. Проблемы нравственного воспитания органически связаны с эстетическими проблемами. Органически связаны между собою ведущие категории нравственности – добро и эстетики – прекрасное. Добро всегда прекрасное, оно не бывает безобразным. Это вызывает педагогический процесс образования личности основывать на принципах нравственности, но и принципах эстетики.

В философии выделяют три группы эстетических ценностей: базовые, дополнительные и синтетические. К базовым ценностям относят красоту и связанные с ней такие ценности, как «изящное» и «грациозное». К дополнительным ценностям относят «прекрасное и величественное», «прекрасное и трагическое», «возвышенное и комическое». К синтетическим относят ценности, которые объединяют эстетические ценности: «возвышенное с прекрасным», «трагическое с комическим» [9]. К эстетическим ценностям, имеющим выход на образование личности, следует отнести: идеал эстетического развития, как цель эстетического образования личности, непосредственно связан с нравственным идеалом; категориальный аппарат эстетической культуры, исходя из принципа «красота должна господствовать в мире»; ценностное отношение к эстетической культуре, как фактор образования личности; личностные качества, как результат эстетического образования; систему взглядов и установок, ценностных ориентаций на ценности эстетической культуры и образования личности.

Результатом использования эстетического потенциала культуры выступает образованность личности, проявляющая в форме: идеала развития духовной и физической красоты человека; образованности, отражающей интеллектуальное развитие личности, красоту мыслительной деятельности, выраженной в логике и убедительных суждениях; ценностных отношений к культуре, развитию личностных качеств, свидетельствующих об организации жизнедеятельности человека по законам красоты и нравственности; ориентации личности на ценности культуры отношений.

Следовательно, связь нравственных и эстетических ценностей в образовании личности проявляется при формировании: сознания (ценностная ориентированность на категории культуры); отношений (характер социальной культуры отношений личности); поведения (руководство ценностями) в деятельности и жизненной практике. Для реализации факторов необходимо наличие условий социального, педагогического и психологического характера. Факторы логически связаны с условиями, между ними существует диалектическая взаимосвязь. Более того, они связаны взаимопереходами. Их различают по выполняемым функциям. Факторы выступают в функции движущей силы, а условия, в качестве среды, обстоятельств, в которых реализуются факторы.

Процесс образования личности выступает как двусторонний процесс, основывается на взаимодействии участников процесса, взаимосвязи и взаимодействия внешних и внутренних условий. Анализ процесса профессиональной подготовки студентов и педагогической литературы показывает, что к внешним условиям образования личности следует отнести [5]: осознание коллективом преподавателей требований, предъявляемых к образованию и профессиональной подготовке студентов; подготовленность преподавателей осуществлять образовательную подготовку студентов на методологическом, теоретическом и практическом уровнях; умение педагога определить степень подготовленности студентов к самостоятельной познавательной деятельности; наличие у педагога умений осуществлять личностно-ориентированное обучение студентов; наличие критериев и средств получения информации об уровне развития познавательных потребностей и самостоятельности личности студента.

Эффективность внешних условий повышается при сочетании с внутренними условиями. Анализ практики и результатов исследования показывает, что к внутренним условиям образования личности следует отнести: осознание учащимися необходимости развития своих познавательных потребностей; формирование установки на активную познавательно-образовательную деятельность; ценностные ориентации студентов в сфере образовательно- познавательной деятельности; актуализация ценностей познавательной деятельности; коррекция цели образования на развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов; формирование познавательной направленности личности на ценности образования.

Практика показывает, что успехи образования личности зависят от управленческой деятельности, связанной с выбором условий, которые зависят от обстоятельств, например, от ценностных ориентаций и установок студентов в сфере образования. Для реализации факторов необходимы условия и средства. Средства, по мнению С.И. Ожегова, выступают в двух значениях: как прием, способ достижения цели, и как предмет, орудие для совершения действий [8, c. 758]. Н.Л. Коршунова, обстоятельно изучавшая связь средств и условий, пришла к выводу, что между ними существует органическая связь. Средства конкретны, соотносимы с целью и носят реальный характер. Условия стоят на более высокой иерархической ступени, чем средства, и являются более абстрактными. Вместе с тем следует заметить, если средства носят обобщенный характер, выступают в форме комплекса, в этом случае они выполняют функцию условий [7, c. 9]. Таким образом, под «условиями» в педагогике следует понимать «все то, от чего зависит другое…» [9, c. 469], прежде всего, среду, без которой не может существовать процесс и явление. Под «средством» необходимо рассматривать «все то, что необходимо для достижения цели» [1, с. 291].

В процессе образования реализуется целый ряд целей: воспитание гражданина-патриота; подготовка компетентного профессионала; всестороннее развитие личности; интеллектуально-нравственное воспитание личности; физическое развитие личности; развитие творческого потенциала личности; формирование самостоятельности и т.д. Для реализации этих целей используются: методический комплекс; деятельность педагогического коллектива; техническое обеспечение образовательного процесса; средства коммуникации; учебно-познавательная деятельность учащихся; приемы учебно-познавательной деятельности; инструментальные ценности познавательной деятельности и т.д. Таким образом, эффективность педагогического процесса образования обусловливается наличием комплекса социальных, социально-культурных, социально-педагогических, психолого-педагогических факторов и соответствующего комплекса условий их реализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *