что такое председатель тос
Что такое председатель тос
Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 556-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ, от 27.12.2018 N 556-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
(п. 7 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
8.1. Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление, что это такое.
Из-за того, что деятельность управляющих компаний не всегда устраивает жильцов, достаточно большое распространение получила форма ТОС. Предлагаем разобраться, что такое территориальное общественное самоуправление и является ли эта форма управления эффективнее, чем привычный ЖКХ.
Что такое ТОС или ТОСы
Аббревиатура ТОС расшифровывается как территориальное общественное самоуправление. Если проще это форма организации населения, при которой все решения, по принципам управления принимаются самостоятельно гражданами. При этом взаимодействие с государственными структурами происходит на основании решений, утвержденных всем коллективом. Структура применяется для непосредственного участия жителей в процессе управления качеством общественной жизни и окружающей среды.
Для утверждения решений по имеющимся вопросам проводятся собрания и конференции среди жителей. Этот вид управления позволяет упростить сотрудничество власти и граждан, поскольку при этом отсутствует инстанции в виде, например, управляющей компании, выполняющую роль посредника. Члены организации занимаются обустройством придомовой территории, дворов и собственного жилья. Они имеют ряд обязанностей и возможность своими силами решать территориальные проблемы.
История ТОС
В СССР не было такого понятия, как самоуправление. Конечно проводились сборы жителей, но территория обслуживалась ЖЭКом. Данный вид управления актуален по сей день. В 1991 году закон «О местном самоуправлении» регламентировал сферу деятельности ЖЭКов. При этом включалась возможность существования народных дружин, помогающих при необходимости данной структуре. Впервые территориальное общественное самоуправление возникло в 1995 году. По закону оно не относится к ЖЭКу и организуется жителями одного подъезда, дома, несколькими домами, селом или районом. В данный момент о существовании органов ТОС знает около 40% населения. Печально, что большая часть людей не знает законодательства своей страны.
Законодательная база
Функционирование территориального общественного самоуправления определяется кроме Конституции РФ, муниципальных актов и устава, Федеральным законом от 06 октября 2003 No131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В нем прописаны главные положения, касающиеся правовой, экономической и территориальной деятельности ТОС. Помимо этого определяются гарантии их выполнения.
Для чего создается
Цели, признаки и задачи создания ТОС следующие:
ТОС по праву считается отличным методом, позволяющим улучшить уровень жизни людей, которые проживают на подконтрольной территории. При помощи самоуправления происходит сплочение различных элементов общества. Кроме того, подобная деятельность благоприятно сказывается на активности граждан, приживающих на территории микрорайона.
Организация ТОС позволяет ускорить реализацию существующих идей. Все граждане могут высказывать свои пожелания, способствующие совершенствованию текущего состояния дел. Изменения внедряются гораздо быстрее, поскольку большая группа лиц заинтересована в этом. С ЖЭУ быстрые изменения организовать более проблематично.
Формы и виды
Территориальное общественное самоуправление организовывается жильцами самостоятельно с формированием органов ТОС. Признаками правомочности собрания считается присутствие более 2/3 граждан, которые были выбраны в качестве делегатов. Положительное решение по вопросу должны принять не менее 50% от всего количества присутствующих делегатов.
Полномочия и функции органов управления
Граждане, входящие в состав этой организации имеют следующие полномочия:
Организация нужна для ведения надзора за выполнением решений, которые соответствуют потребностям жителей. Вся хозяйственная деятельность нуждается в качественной реализации и влияет на уровень благоустройства и развития территории. Важно наличие устава как основного документа. В нем обязательно необходимо прописать:
Органами самоуправления запрещено выдвигать дополнительные требования к содержимому устава. Система территориального общественного самоуправления обособлена от органов местного самоуправления и не включена в их систему.
Кто может участвовать в деятельности ТОС
Принимать участие в процессе функционирования структуры могут:
Как финансируется
Согласно статье 27 ФЗ No131 финансирование ТОС возможно из собственных или привлеченных ресурсов. Формирование собственных ресурсов происходит благодаря внесению взносов местными жителями. Для привлечения средств обращаются к руководителям местного самоуправления.
Финансирование допускается в виде:
По закону о ТОС регистрация осуществляется как юридическое лицо. Это дает право на:
При организации самоуправления возможно пользоваться средствами, полученными как от физических, так и от юридических лиц. Важным пунктом является законность имеющихся источников финансирования.
Границы ТОС
Территория, в границах которой осуществляется самоуправление, устанавливается на основе пожеланий местных жителей. Утверждает его орган, в юрисдикции которого находится поселение. Территориальное общественное самоуправление может быть организовано на основе различных участков:
Государственные органы имеют право с согласия ТОС расширять список территорий, которые могут относиться к образованию.
Как создать территориальное общественное самоуправление
Для создания требуется:
Следует учесть, что на содержание юридического лица требуются расходы. Чтобы организация в рамках нормативных законодательных актов, необходимо выполнить ряд действий.
1. Сбор граждан на предварительное собрание.
Он проводится с гражданами, на территории проживания которых будет проведена организация территориального общественного самоуправления. На собрании необходимо:
2. Согласование организационных вопросов с администрацией города. Выбранная группа активистов отправляется в администрацию, чтобы:
3. Подача заявления в городскую думу
Группа активистов подает заявление об установлении пределов образованного ТОС в городскую думу. Обязательно требуется учесть перечисленные ниже факторы:
Для установления границ инициативная группа должна подать заявление установленного образца. В нем должны присутствовать:
Заявление, выражающее желание жителей на создание территориального общественного самоуправления. Кроме заявления необходимо подать пакет документов, заранее согласованных с администрацией. В нем определяются:
Полный пакет документов подается в городскую думу. После рассмотрения там будет приниматься решение об установлении границ образования. Для полного понимания темы рекомендуем посмотреть видео.
В данной статье разобрано зачем нужен ТОС. Очевидно, что образование представляет собой весьма эффективный метод организации управления, является альтернативой привычным ЖЭК и ЖЭУ в части взаимодействия с властями и развития территории.
Что такое ТОС и зачем он нужен?
Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. В Воронежской области закон о территориальном самоуправлении был принят ещё в 2000 году. Первая статья закона определяет понятие территориального общественного самоуправления (далее ТОС).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).
«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» (часть 1 статьи 27).
ТОСы возникают как «снизу», так и «сверху» Предполагается, что ТОСы возникают там и тогда, где и когда люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или даже своей деревни. Такое тоже бывает, если территории сильно повезет на активного и конструктивного неформального лидера, который вдруг прочитал и понял статью 27 из ФЗ- 131. ТОСы такого типа создаются «снизу», сугубо по инициативе жителей, которым приходится затем уговаривать органы МСУ их зарегистрировать, как и положено по закону, и разрешить взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно. Тосовский труд на благо местного сообщества, преимущественно, волонтерский, причем свои мероприятия тосовцы организуют и проводят полностью сами, власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно-значимых объектов.
Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, а именно к развитию этого участия и призывает, начиная с мая 2014 года, все уровни власти Президент России. В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы МСУ.
ТОСы с юридическим лицом — террорганы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. В этом смысле ТОС — наиболее удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными НПА. Наиболее впечатляющие результаты представлены в сельской местности, когда люди, поняв, что никто им этого не сделает в обозримом будущем, самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д. Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив и т.д. Важно, что, работая инициативно и для себя, тосовцы не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44. Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием, и ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает таким объемом капитала, чтобы предоставить финансовые гарантии. Значит, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее — дорога или клуб. Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть под- шита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.
Для чего нужно общественное самоуправление?
Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.
Как финансируется территориальное самоуправление?
Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.
Очевидная польза ТОС
Потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения.
Для субъекта федерации:
Для муниципального образования:
Для населения самоуправляющейся территории:
Как создать ТОС?
1. Без создания юридического лица (рекомендуемая управлением региональной политики правительства Воронежской области форма)
2. С созданием юридического лица Регистрируется в органах юстиции как некоммерческая организация в соответствии с законодательством РФ. В данном случае необходимо предусмотреть издержки, связанные с содержанием юридического лица.
Этапы учреждения ТОС
1 этап «Предварительное собрание»
Для начала, Вам необходимо провести предварительное собрание среди жителей той территории, на которой вы хотите учредить ТОС. На предварительном собрании вам необходимо обсудить следующие вопросы:
1.Избрать Председателя и секретаря собрания.
2. Информировать Граждан о требованиях Положения «о территориальном общественном самоуправлении» в вашем муниципальном образовании.
3.Проголосовать за создание ТОС.( Самый важный пункт повестки)
4.Избрание инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС
2 Этап « Согласование организационных вопросов с Администрацией города»
Далее инициативной группе необходимо обратиться в Администрацию для согласования границ образуемого ТОСа и предоставлении жителям схемы территории, справки о численности населения, достигшего 16 –ти летнего возраста.( Все эти документы понадобятся для подачи заявления в городскую думу).
3 этап «Подача заявления в городскую думу»
Инициативная группа подает заявление об установлении границ территории деятельности ТОС в городскую думу. Для принятия решения в вашу пользу необходимо соблюсти следующие условия:
Заявление об установлении границ территории деятельности ТОС подписывается инициативной группой. Заявление должно содержать следующие сведения:
1. ФИО
2. Адрес места жительства.
3. Паспортные данные подписавшихся.
3. Подписанное инициативной группой жителей заявление, а также согласованный с Администрацией пакет документов по данному вопросу — описание границ территории и схема территории, на которой планируется ТОС; справка о численности населения, проживающего на соответствующей территории и достигшего 16-летнего возраста, — направляются в городскую думу для принятия решения об установлении границ территории ТОС.
Что такое ТОС и чем они могут быть полезны управляющим организациям
В законе о принципах местного самоуправления есть понятие территориального общественного самоуправления – ТОС. Эти объединения набирают в регионах силу и играют всё большую роль в жизни районов и МКД. В данной статье рассказываем, что такое ТОС, чем они отличаются от ТСЖ и об их взаимодействии с управляющими организациями.
Понятие и основы работы территориального общественного самоуправления приведены в ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 27 № 131-ФЗ, ТОС – самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельной реализации собственных инициатив по вопросам местного значения. В ТОС могут объединиться жители одного или нескольких подъездов МКД, всего дома, жилого комплекса, микрорайона, сельского населённого пункта (ч. 3 ст. 27 № 131-ФЗ).
По своей природе ТОС являются специфической формой участия граждан в местном самоуправлении. Она добровольная и реализуется в соответствии с уставом муниципалитета, таким образом являясь элементом системы местного самоуправления, не может быть ей противопоставлена или подменять её собой (определения КС РФ от 10.04.2002 № 92-О, от 18.12.2003 № 471-О, от 29.09.2011 1048-О-О).
ТОС в соответствии с уставом может регистрироваться как юрлицо или же без образования юрлица – в муниципалитете (ч. 5 ст. 27 № 131-ФЗ). Для создания ТОС нужна группа инициаторов, требования к составу которой зависят от принятых в регионе/муниципалитете правил. Обычно это минимум 3-5 человек старше 16 лет. Они должны подать в муниципалитет заявление о создании ТОС, приложив:
ОМС в случае согласия издаёт постановление о создании ТОС, а инициативная группа имеет 90 дней на то, чтобы разработать устав и для его утверждения организовать конференцию участников ТОС, на которой устав должен быть утверждён. Затем документ для его регистрации направляется в муниципалитет, после чего организация приступает к работе.
На первый взгляд ТОС очень похожи на ТСЖ, которые также объединяют жителей одного или даже нескольких домов, территориально. Однако они разные по своей сути и по цели их создания. В ТСЖ состоят только собственники помещений в МКД, тогда как в ТОС добровольно объединяются граждане, проживающие на территории такого объединения. При этом, если ТСЖ обязательно должно быть зарегистрировано, то ТОС может работать и без образования юрлица. В таком случае объединение может участвовать в муниципальных и региональных конкурсах.
Для получения федеральных грантов ТОС регистрируют как юрлицо. ТСЖ в таких грантах и конкурсах не может участвовать по умолчанию. ТСЖ создаётся для управления собственниками своим домом/группой домов, для надлежащего содержания и ремонта общего имущества. ТОС же является формой самоуправления, элементом муниципальной системы ОМС.
Его главная цель – реализация инициатив входящих в ТОС граждан в любых сферах жизни, а работа ТОС не связана с правом собственности. Если полномочия и зона интересов ТСЖ ограничивается домом/группой домов, то территория ТОС может быть значительно больше: жилой комплекс, микрорайон, сельское поселение.
В ТОС объединяются активные неравнодушные жители дома, комплекса или района, чтобы вместе с органом местного самоуправления реализовывать свои инициативы по улучшению жизни в районе или городе. К вопросам, которыми занимаются ТОС, относятся:
— защита прав и интересов жителей в органах власти и ОМС;
— организация благотворительных акций и праздничных мероприятий;
— содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
— организация клубов и кружков по интересам, воспитательная работа среди детей и подростков, оказание помощи социально незащищённым группам граждан;
— внесение предложений по вопросам использования земельных участков в пределах границ ТОС, установка детских и спортивных площадок, скверов, парковок, организация площадок для выгула собак;
— содействие в проведении мероприятий по санитарному, экологическому, пожарному, жилищному контролю;
— контроль за качеством уборки территории, работой коммунальных и аварийных служб, вывозом ТКО;
— участие в мероприятиях по благоустройству территории;
— оказание помощи при решении вопросов капремонта МКД;
— поддержание в порядке дворов и дорог, участие в охране памятников истории, находящихся в границах ТОС;
— другие вопросы, указанные в уставе объединения/муниципалитета.
Как правило, инициативы ТОС касаются благоустройства территорий, на которых они созданы, а также организации досуга и спортивной жизни, праздничных мероприятий. Иногда ТОС реализуют проекты по модернизации коммунальных сетей, например, водопровода, как это было сделано в Боханском районе Иркутской области. ТОС «Раздолье» разработало проект «Вода-источник жизни» и получило от муниципалитета 125 000 рублей на приведение в надлежащее состояние объекта водоснабжения.
Финансируются проекты и инициативы ТОС за счёт добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от собственной хозяйственной деятельности, а также из средств местного бюджета. Но чаще всего на реализацию своих идей ТОСы получают гранты, участвуя в муниципальных конкурсах.
Некоторые ТОС активно работают в сфере жилищно-коммунальных услуг и благоустройства, в том числе их представители участвуют в проверках содержания и ремонта МКД, помогают жителям домов общаться с РСО и управляющими организациями. При этом деятельность ТОС может быть и на руку организации, которая управляет домом/домами в границах объединения: ТОСы на средства муниципальных или региональных грантов реализуют проекты благоустройства территорий, в том числе придомовых, устанавливают детские и спортивные площадки.
В работе ТОС принимают участие активные жители территории, в том числе многоквартирных домов. Управляющая организация может выявлять таких инициативных собственников и привлекать их к работе по управлению домом, предлагать их в Совет МКД.
ТОС организуют и проводят за свои средства мероприятия и конкурсы. УО могут подключаться к такой работе объединения, предлагать совместные проекты. Члены ТОС следят за состоянием дворов и территорий. Управляющая организация, наладив коммуникацию с такими людьми, может первой получать сигналы о неубранном снеге, сосульках или упавшем дереве, чтобы вовремя принять меры по устранению таких нарушений.
В ТОС жители домов следят за порядком и чистотой в подъездах, работают с правоохранительными органами для борьбы с вандализмом. Такая работа активистов позволяет УО снизить затраты на уборку и текущий ремонт общего имущества.
В практике работающих в России организаций территориального общественного самоуправления есть много примеров того, как инициативы и проекты ТОСа улучшали состояние дворов, территорий, инженерных сетей. В 2017 году в Новороссийске трудовые бригады ТОС принимали участие в бетонировании улиц в рамках проекта «Народная стройка». Финансировались работы за счёт целевых пожертвований (стр. 95 Сборника лучших муниципальных практик по итогам 2018 года).
В Архангельске в 2016 году ТОС «Рассвет» реализовало проект «Сохраним вокруг себя мир»: были оборудованы площадки для раздельного сбора ТКО, выпущены бюллетени и баннеры экологической направленности. В Котласе инициативная группа жителей многоквартирных домов, решив навести порядок во дворе, организовала ТОС «Проспект» и выиграла муниципальный грант на 90 тысяч рублей. Разработанный проект двора с турниками и детской площадкой совместно со своей управляющей организации.
В Белгороде председателей и активистов ТОС пригласили участвовать в региональном Дне открытых дверей в управляющих организациях: там они смогли задать волнующие жителей территории ТОСа вопросы и наладить коммуникацию с УО.
Различные примеры проектов, которые реализуют ТОС на муниципальные средства и гранты, можно найти на сайтах администраций городов и регионов, например, Иркутской области, г. Онега Архангельской области.
ТОС как элемент самоуправления позволяет улучшать условия жизни граждан на территории, используя муниципальные средства и специальные гранты. Управляющие организации и ТСЖ, которым часто не хватает средств на все нужды многоквартирных домов, в том числе на установку детских площадок, благоустройство дворов, могут использовать этот инструмент для решения таких задач. Это возможно, поскольку: ТОС может объединить жителей одного МКД или жилого комплекса для решения общей проблемы, например, по благоустройству.
УО и ТОС могут совместно разработать проект/инициативу на конкурс для получения грантов и наилучшим образом затем его реализовать, не тратя средства, которые перечисляются за содержание жилого помещения в МКД. Организовать ТОС проще, чем, например, товарищество собственников жилья, зато возможностей получить финансирование у него намного больше.