что такое предметная композиция
КОМПОЗИЦИЯ.
В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.
В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.
Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:
1) поиск темы произведения;
2) определение идеи картины;
3) выбор сюжета;
4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;
5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;
6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;
7) определение изобразительного языка и стилизации;
8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;
9) усиление смыслового и композиционного центров;
10) характер и количество деталей и т. д.
4 основных закона композиции:
Правила композиции:
5). Расположение главного на втором плане.
Приёмы композиции:
+ вертикали и горизонтали;
+ контраста:
+ диагоналей (для передачи движения);
+ статики-динамики;
+ равновесия частей;
+ “золотого” сечения;
+ передачи пространства;
+ передачи впечатления монументальности и т.д.
В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.
1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.
2). Композиция в искусстве Древнего Востока.
3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.
4). Композиция в Древней Греции.
Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.
5). Композиция в эпоху Средневековья.
Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.
6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.
Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто), ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).
Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства
Урок 25. Технология 5 класс (девочки) ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства»
«Композиция». Это слово происходит от латинского слова, которое обозначает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Если говорить о декоративно-прикладном искусстве, то композиция – это расположение изобразительных элементов по определенной схеме так, чтобы выразительность изделия была наибольшей.
Когда создается какое-либо изделие, очень важно учитывать основные правила композиции.
· Передача движения или динамики, покоя или статики;
· Правило золотого сечения, то есть одной трети.
Эти правила уже знакомы вам из уроков по изобразительному искусству.
К приемам композиции относятся:
· Симметрия и асимметрия,
· Равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
К средствам композиции можно отнести:
· Динамика и статика;
· Симметрия и асимметрия;
Статичная и динамичная композиция.
Статичная или замкнутая композиция передает состояние покоя или устойчивости. Для такой композиции характерны линии, которые направлены к центру, также характерно построение по форме квадрата, круга, четкие внешние контуры.
В отличии от статичной, динамичная композиция передает движение, ощущение простора. Основное направлений динамичной композиции – от центра.
Ритмическая и пластическая композиция.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм можно задавать линиями, пятнами цвета, света и тени. Еще его можно создавать чередованием отдельных элементов композиции, например, фигур людей, растений, геометрических фигур.
В русском народном искусстве простейшая форма ритма использовалась и используется очень широко. Примером может быть кайма, которая состоит из орнамента, на салфетке, скатерти, полотенце, узор в центре подноса, шкатулки.
Симметрия и асимметрия.
Симметрия переводится с греческого как соразмерность. При таком принципе построения композиции элементы располагаются правильно относительно плоскости, оси или центра.
Асимметрия – это отсутствие симметрии.
Фактура, текстура и колорит в композиции.
Слово фактура происходит от латинского слова, которое обозначает обработка или строение. Это свойство, которое характеризует внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть гладкая, шероховатая, матовая, глянцевая и так далее.
Текстура, в свою очередь, это рисунок материала, который создала природа. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и так далее.
Для художественной выразительности текстура и фактура играют очень большую роль.
Колорит происходит от латинского слова краска или цвет. Это одно из важных средств эмоциональной выразительности, которое передает все цветовое богатство окружающего мира.
Стилизация – это средство композиции, которое связано с изменением реальной формы фигуры или предмета, ее объемных и цветовых отношений.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечно, постоянно открывая его новые стороны.
Итоги урока. Мы узнали об основах композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Рассмотрели несколько средств композиции.
Композиция в предметной съемке
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь Сахаров, а также фотографы Татьяна Шкондина, Катя Платонова и Виталий Пестов, которые расскажут о различных аспектах композиции в предметной съемке.
Автор: Катя Платонова
1. При построении композиции нужно учитывать, что зритель смотрит фотографию слева направо и сверху вниз, то есть так, как читает и пишет. Соответственно, слева должен находиться меньший или более светлый объект, а справа – больший или более темный. Иначе больший объект перекроет меньший.
Выдержка: 1/125
Диафрагма: f/11
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 mm
Камера: Nikon D4
Объектив: AF Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED VR
Съемка велась с импульсным светом Бронколор
2. В композиции источник света располагать нужно чуть выше снимаемого объекта, так как в повседневной жизни солнце находится выше горизонта, и свет распределяется сверху вниз.
Выдержка: 1/125
Диафрагма: f/11
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 mm
Камера: Nikon D4
Объектив: AF Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED VR
Съемка велась с импульсным светом Бронколор
3. На сознание зрителя можно воздействовать не только светом, но и цветом. Так, оранжевый фильтр на вспышке сразу окрасил жидкость в бокале в теплую тональность и показал, что там налит горячительный напиток. Если бы мы применили синий фильтр, то напиток казался бы прохладительным.
Выдержка: 1/125
Диафрагма: f/11
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 mm
Камера: Nikon D4
Объектив: AF Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED VR
Съемка велась с импульсным светом Бронколор
4. Мы привыкли к динамичной жизни, и поэтому легче воспринимается не застывшая картинка, а движение в кадре.
Выдержка: 1/125
Диафрагма: f/11
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 mm
Камера: Nikon D4
Объектив: AF Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED VR
Съемка велась с импульсным светом Бронколор
5. Любую предметную съемку лучше проводить макрообъективом с фокусным расстоянием от 100 mm, чтобы не допустить перспективных искажений объекта съемки.
Выдержка: 1/125
Диафрагма: f/11
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 mm
Камера: Nikon D4
Объектив: AF Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED VR
Съемка велась с импульсным светом Бронколор
Татьяна Шкондина:
1. Лаконичные, легкие композиции.
Не бойтесь оставлять в кадре много пустого места и «воздуха». Это позволяет добиться ощущения легкости и непринужденности от фотографии.
К тому же подобные фотографии очень легко потом использовать в верстке статей и дизайне.
Выдержка: 1/250
Диафрагма: f/4
ISO: 50
Фокусное расстояние: 85 mm
Камера: Nikon D3X
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 85mm f/2.8D IF
2. Цветовые акценты.
При составлении композиции при съемке блюда важно умело использовать цветовые акценты, чтобы подчеркнуть тот или иной компонент блюда, на который мы хотим обратить внимание зрителя или выделить его по смыслу.
Для этого можно использовать в композиции похожие цвета или, наоборот, контрастные.
Выдержка: 1/250
Диафрагма: f/3.5
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 mm
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED VR
Выдержка: 1/25
Диафрагма: f/4
ISO: 100
Фокусное расстояние: 85 mm
Камера: Nikon D300
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 85mm f/2.8D IF
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/4
ISO: 50
Фокусное расстояние: 85 mm
Камера: Nikon D3X
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 85mm f/2.8D IF
Важно оправданное использование дополнительных компонентов в композиции при съемке блюда или рецепта. То есть надо всегда продумывать то, что вы собираетесь разместить в кадре. Присутствует ли данный продукт в рецепте? Подходит ли по сезону, какие вкусовые ассоциации вызывает?
Например, странно класть картошку, даже если она нам прекрасно подходит по форме и цвету, в кадр с чашкой чая и пирожным.
Выдержка: 1/200
Диафрагма: f/4
ISO: 100
Фокусное расстояние: 85 mm
Камера: Nikon D3X
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 85mm f/2.8D IF
Иногда очень здорово для передачи настроения, фактуры и вкуса показывать на фото самую интересную деталь. Но в этом случае также необходимо строить композицию, продумывая цветовые и световые компоненты.
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/4.5
ISO: 100
Фокусное расстояние: 85 mm
Камера: Nikon D3X
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 85mm f/2.8D IF
5. Сложные, многокомпонентные композиции.
Самый трудоемкий вид композиции – когда каждый элемент должен найти свое место и вписаться в общую идею фото. При съемке сверху проще упорядочить объекты и расположить их наилучшим образом.
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/6.3
ISO: 50
Фокусное расстояние: 50 mm
Камера: Nikon D3X
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Катя Платонова:
1. Так же, как и текст, мы читаем изображения слева направо, благодаря чему ваше «повествование» логично «раскроется» по ходу движения взгляда. А стеклянные предметы будут выглядеть очень эффектно при съемке двумя стрипами на темном фоне.
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/9
ISO: 200
Фокусное расстояние: 70 mm
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
2. Линия ряда домино ведет взгляд от левой части кадра к правой, а размытие справа дает ощущение бесконечной перспективы. Помните, при одинаковом значении диафрагмы вы получите большее размытие на длинном фокусном расстоянии по сравнению с коротким.
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/2.8
ISO: 200
Фокусное расстояние: 70 mm
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
3. Далеко не все любят центральную композицию, но часто она оправданна. Пробуйте комбинировать, на первый взгляд, не связанные друг с другом предметы, может получиться интересно.
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/4
ISO: 200
Фокусное расстояние: 70 mm
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
4. Еще картинка, где центральная композиция работает на все сто: дыра в центре «затягивает». Я обожаю свой AF-S Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G VR, который позволяет взглянуть на предмет с более близкого ракурса, как бы раскрывая его тайную суть.
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/3.5
ISO: 500
Фокусное расстояние: 105 mm
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G VR
5. Центральная композиция с восходящей кривой, которая благодаря направлению и цвету дает ощущение энергии. Съемка велась на длинной выдержке с использованием светящихся палочек из детского магазина.
Выдержка: 10
Диафрагма: f/9
ISO: 200
Фокусное расстояние: 105 mm
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G VR
6. Не бойтесь экспериментировать с фото нестандартных форматов, они могут классно смотреться в интерьере!
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/9
ISO: 200
Фокусное расстояние: 70 mm
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
7. Модель автомобиля направлена вправо, что создает ощущение продолжения движения, в отличие от противоположного направления, ассоциирующегося c прибытием в конечный пункт.
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/4
ISO: 200
Фокусное расстояние: 105 mm
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G VR
1. Какая бы дорогая техника у вас не была, какой бы красивой и нарядной не была модель, как бы правильно не был выставлен свет и богатые декорации, без правильного размещения объектов в кадре шедевр не получится. И наоборот: простая вещь в кадре будет смотреться эффектной и запоминающейся, если она будет располагаться на своем месте и радовать глаз зрителя.
Выдержка: 1/128
Диафрагма: f/9
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2,8G ED
2. Новичкам и любителям рекомендую следовать правилу третей (золотого сечения), если у вас в видоискателе камеры нет сетки, которая визуально делит ваш кадр по горизонтали и вертикали на три равные части. Тогда вам такую сетку нужно держать в голове, либо обращать внимание на точки фокусировки. Обратите внимание: например, на камерах начального уровня, таких, как Nikon D3100, нет сетки в видоискателе, однако точки фокусировки камеры располагаются как раз на нужных нам линиях. Верхние и нижние располагаются на горизонтальных линиях, делящих наш кадр на горизонтальные равные части, а крайние точки будут делить кадр вертикально. Точки фокусировки, которые располагаются посередине (расположение горизонтальное) будут служить нам основой ровного горизонта. Сопоставьте крайние левую и правую точку с горизонтом, и он у вас никогда не будет выглядеть заваленным.
Выдержка: 1/128
Диафрагма: f/9
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2,8G ED
3. Теперь подробнее о золотом сечении. Очень выгодно главный объект съемки располагать в кадре именно на пересечении горизонтальной и вертикальной линий золотого сечения. Практически в любом жанре фотографии при любом сюжете можно применить это универсальное правило.
Для соблюдения правила третей в фотографии следует использовать сетку 3×3. Данная сетка делит кадр на равные части по горизонтали и вертикали. Правило требует, чтобы главные объекты находились на пересечении линий. Человеческое восприятие в основном обращает внимание именно на эти точки, поэтому и фотография в данном случае кажется более эффектной.
Выдержка: 1/128
Диафрагма: f/9
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2,8G ED
4. Нисходящие линии из вершины левого верхнего угла в правый нижний ассоциируются со спокойствием и умиротворением.
Выдержка: 1/128
Диафрагма: f/9
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2,8G ED
5. Восходящие линии ассоциируются с динамикой, движением.
Выдержка: 1/128
Диафрагма: f/9
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2,8G ED
6. Линейная перспектива важна в работе фотографа. Несмотря на двухмерную природу фотографии, чувство объема на снимке влияет на его восприятие. Важно использовать методы работы с перспективой, с помощью которых можно добиться объемного восприятия фотографии. Один из очевидных законов линейной перспективы состоит в том, что объекты кажутся меньше по мере того, как мы от них отдаляемся. Чтобы научиться применять этот закон, достаточно найти место съемки с повторением объектов, например ряд деревьев, столбов или длинную стену.
Чтобы линейная перспектива проявила себя на снимке, нужно подойти к первому объекту в этом ряду очень близко, чтобы он казался огромным на фотографии. Если этот эффект будет достигнут, остальные объекты в повторяющемся ряду будут казаться значительно меньше, что усилит впечатление глубины.
Выдержка: 1/128
Диафрагма: f/9
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2,8G ED