что такое предикативный словарь в логопедии

Особенности развития предикативного словаря у детей с ОНР и ЗПР

что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть фото что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть картинку что такое предикативный словарь в логопедии. Картинка про что такое предикативный словарь в логопедии. Фото что такое предикативный словарь в логопедии

Особенности развития предикативного словаря

у детей с ОНР и ЗПР

Предикативный (глагольный) словарь – вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке. Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребенка и на становление связной речи. Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребенка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.

Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и у детей с задержкой психического развития (ЗПР)?

При ОНР интеллект ребенка сохранен, что дает ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола. В исследованиях отмечается, что характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:

• выделение существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;

• недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;

• недостаточная активность процесса поиска слова;

• несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;

• неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;

• ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено особенностями развития мышления. Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значения слова в контексте. Установлено, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.

Анализ литературных источников, обобщение опыта приводит к выводу о том, что значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:

• дети с ЗПР значительно отстают от детей с ОНР по уровню сформированности словаря глаголов;

• у детей с общим недоразвитием речи лексическая системность и семантическая структура развиваются одновременно с развитием активного предикативного словаря, что объясняется сохранностью интеллекта;

• у детей с задержкой психического развития накопление словаря опережает развитие семантической структуры и лексической системности, что объясняется сложной структурой дефекта, в том числе и задержкой развития вербально-логического мышления.

Таким образом, при проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.

С учетом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:

• расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);

• уточнение значений слов;

• формирование лексической системности (синтагматических и парадигматических связей).

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция

Источник

Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования интеллекта детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития детей в зависимости от состояния предикативного (глагольного) словаря.

В статье уделяется внимание таким важным проблемам, как влияние предиката на развитие вербально — логического мышления и связной речи, а также формированию лексической системности у детей с учётом представлений о предикате современной лингвистики и психолингвистики.

Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке.

Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружаю​щей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, при​знаками предметов и действий, обогащается его сло​варь. Освоение окружающего мира ребенком проис​ходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальны​ми объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.

Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом.

Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли.

Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью.

Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста.

Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого высказывания, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого.

В теоретической лингвистике придаётся большое значение предикативности. В.В. Виноградов, С.В. Кацнельсон и др. отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.

Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи.

Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.

Для качественного развития словаря ребёнку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Ребёнку необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.

Таким образом, дошкольнику необходимо постичь долгий и трудный процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться полноценной «языковой личностью».

Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с системной речевой патологией и у детей с системной психической патологией?

Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

При ОНР интеллект ребёнка сохранен, что даёт ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола.

Характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:

Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено задержкой развития мышления.

Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значение слова в контексте.

Исследования С.Г. Шевченко показывают, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.

Для детей с ЗПР характерны следующие трудности:

Значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:

Направления логопедической работы по развитию предикативного словаря

При проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.

С учётом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:

Солоцкая Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №6 Красногвардейского района,
г. Санкт- Петербург

Источник

Статья на тему: «Формирование предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр».

что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть фото что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть картинку что такое предикативный словарь в логопедии. Картинка про что такое предикативный словарь в логопедии. Фото что такое предикативный словарь в логопедии

Статься на тему: «Формирование предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр».

В современных условиях изучение и формирование предикативного словаря у дошкольников с ОНР III уровня является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый словарь – номинативный, предикативный, атрибутивный. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико–грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

У детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.В. Серебрякова отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью номинативной, предикативной, атрибутивной лексики. Предикативная лексика – это совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. В данной работе будем рассматривать только глаголы в речи дошкольников с ОНР III уровня, т.к. из всего предикативного словаря глаголы понимаются ими лучше и эти дети чаще используют их в своей речи.

Вопросами формирования словаря, в том числе предикативного, у детей с общим недоразвитием речи III уровня, занимались такие ученые, как Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименкова, С. Н. Сазонова. Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина. Но сегодня не хватает методик по формированию предикативного словаря у детей с ОНР III уровня, а также недостаточно комплексных методик по его исследованию. В имеющихся диагностических методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, О.Е. Грибовой предикативный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя. Поэтому для его обследования отводится совсем небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения предикативной лексики, понять механизмы ее формирования. Сложно подобрать необходимый наглядный материал для обследования и формирования предикативного словаря.

Обязательными элементом дидактических игр являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Мы предполагаем, что работа над новым словом включает следующие этапы: уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова; выделение семантических признаков данного слова; введение данного слова в активный словарь; закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении).

Проблема формирования предикативного словаря в настоящее время занимает важное место в лингвистической и логопедической литературе, потому что именно словарь является показателем высокого уровня умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии ребенка. В это время отмечается значительный рост словарного запаса, который находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.

У детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста отмечаются отличия в формировании предикативного словаря, в сравнении с их нормально говорящими сверстниками. А именно, предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи III уровня обладает определенными особенностями, такими как: недостаточный объём, трудности в понимании и употреблении слов с лексико – грамматическим сходством, ограниченность и однообразие глаголов. Эти отличия в формировании предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мешают полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

Важным средством формирования предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является дидактическая игра, в которой происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности, что важно для них. Использование дидактической игры с целью формирования предикативного словаря происходит в ходе занятий, свободной деятельности, в режимные моменты.

В своей работе мы опирались на исследования Л.С. Выгодского, Р.И. Лалаевой, И.А.Чистяковой, С.Н. Коноваловой. Логопедическое воздействие в целом осуществлялось в рамках методической системы, предложенной Р.Е. Левиной, В.П. Глуховым, Н.С. Жуковской, Г.В. Чиркиной.

Источник

«Особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи «

что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть фото что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть картинку что такое предикативный словарь в логопедии. Картинка про что такое предикативный словарь в логопедии. Фото что такое предикативный словарь в логопедии

Особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребёнка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено связью ребенка с окружающим миром через чувственное восприятие мира и речевой деятельностью взрослых, их общением с ребёнком.

Также развитие лексики во многом определяется социальной средой, в которой находится ребёнок. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения опыта ребёнка формируется словарь ребёнка. Если недостатки словаря не выявлены в дошкольный период, то в условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а иногда и неуспеваемости.

Развитие словаря оказывает большое влияние на развитие компонентов языковой системы и формирование речевой коммуникации ребенка. Словарь является необходимым условием для развития грамматического строя речи, для умения построить связное высказывание.

У детей 5-6 лет игровая деятельность остаётся одной из ведущих, и потому целесообразно ввести в процессы диагностики и обучения игровые моменты, а процесс обучения требует дополнительного усилия со стороны педагога. Процесс освоения предикативного словаря детьми с общим недоразвитием речи остается сложным и медленным процессом.

Нарушения процессов развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи у детей 5-6 лет проявляются в ограниченном словарном запасе, неточном употреблении слов, в смысловых заменах, неумении подобрать антонимы, синонимы, обобщающие слова.

Дети понимают значение многих слов, однако использование их в свободной речи затруднено. У детей наблюдаются трудности при подборе синонимов и антонимов к большинству слов, что объясняется маленьким словарным запасом, неумением выделить в структуре значения слова основной признак, сопоставить слова по существенному признаку. Задания на подбор синонимов и антонимов выполняются детьми при условии активного поиска слова с одинаковым или противоположным значением.

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае, ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов. Таким образом, первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью.

Так же длительное припоминание слов при назывании изображенных на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого также свидетельствует о нарушениях лексики. Это говорит о недостаточно прочном усвоении многих слов. Ребенок вынужден «разыскивать» их в своей памяти. Процесс поиска слова осуществляется медленно, недостаточно автоматизировано, на его течение влияют смысловые и звуковые ассоциации. Поиск нужного слова осуществляется на основе звукового образа слова, что часто приводит к использованию слова близкого по звучанию, но другого значения (например, кисть – куст, паровоз – пароход). Лексические замены часто вариативны, что объясняется преобладанием слухового контроля над произносительными и кинестетическими образами слов. Частые перестановки слогов и звуков в словах детьми свидетельствуют о нарушении структуры слова.

Одной из выраженных особенностей детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов; объём пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи к шести годам не знают многих слов: названий деревьев, животных, ягод, рыб, цветов, птиц, профессий, частей тела, инструментов и т.д. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников.

В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, умываться, купаться, идти, одеваться и т. д.). Значительно сложнее усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Понимание и использование слов носит ситуативный характер. Наиболее распространёнными являются замены слов, относящиеся к одному семантическому слову. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, тигр – лев, оса – пчела, тыква – дыня, мандарин – апельсин, весна – осень, ресницы – брови и др.).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными, например, являются такие замены: высокий – длинный, пушистый – мягкий, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д.

В заменах глаголов наблюдается неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – лезет, воркует – поёт, чирикает – поёт и т.д.).

Таким образом, предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей: ограниченность словаря, трудности его актуализации, неточность употребления слов, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, трудности изменения глаголов по родам и временам, неумение образовывать глаголы единственного и множественного числа, трудности в дифференциации и образовании глаголов совершенного и несовершенного вида, в дифференциации и образовании противоположных по значению глаголов, образованных приставочным способом.

Источник

LV. Грамматический строй речи

что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть фото что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть картинку что такое предикативный словарь в логопедии. Картинка про что такое предикативный словарь в логопедии. Фото что такое предикативный словарь в логопедии что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть фото что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть картинку что такое предикативный словарь в логопедии. Картинка про что такое предикативный словарь в логопедии. Фото что такое предикативный словарь в логопедии что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть фото что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть картинку что такое предикативный словарь в логопедии. Картинка про что такое предикативный словарь в логопедии. Фото что такое предикативный словарь в логопедии что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть фото что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть картинку что такое предикативный словарь в логопедии. Картинка про что такое предикативный словарь в логопедии. Фото что такое предикативный словарь в логопедии

что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть фото что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть картинку что такое предикативный словарь в логопедии. Картинка про что такое предикативный словарь в логопедии. Фото что такое предикативный словарь в логопедии

что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть фото что такое предикативный словарь в логопедии. Смотреть картинку что такое предикативный словарь в логопедии. Картинка про что такое предикативный словарь в логопедии. Фото что такое предикативный словарь в логопедии

Lll. Лексическая сторона речи

Это словарный запас.

Различают пассивный и активный словарь:

— Пассивный словарь – слова понимаемые ребенком.

— Активный словарь – слова используемые ребенком.

— номинативный – имена существительные,

Для оценки состояния пассивного словаря предлагаются инструкции:

— покажи, где собака (номинативный)

— покажи, кто лечит (предикативный)

— покажи красный шар (атрибутивный)

Для оценки активного словаря предлагаются инструкции:

— назови кто (что) это? (номинативный)

— скажи, что делает доктор? (предикативный)

— скажи шар какого цвета? (атрибутивный)

Включает в себя морфологический и синтаксический компоненты.

1. Морфологическая сторона речи – включает функции словоизменения и словообразования.

— Словоизменение связано с изменением грамматического значения слова, при этом его лексическое значение (предметная отнесенность) остается неизменным.

— При словообразовании производное слово имеет другое лексическое значение, по отношению к производящему слову. Словообразование осуществляется различными способами – префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный.

А. Словоизменение имен существительных по числам и падежам:

— образование множественного числа имен существительных в именительном падеже:

Материал: предметные картинки

— образование имен существительных во множественном числе родительном падеже:

платье – много платьев

кукла – много кукол

дверь – много дверей

— изменение имен существительных по косвенным падежам:

Именительный Кто? Что? (есть)

Родительный Кого? Чего? (нет)

Дательный Кому? Чему? (дам)

Винительный Кого? Что? (вижу)

Творительный Кем? Чем? (горжусь)

Предложный О ком? О чем? (думаю)

— употребление существительных с числительными 2 и 5

Б. Словоизменение имен прилагательных (по числам, родам и падежам)

В. Словоизменение глаголов (по лицам, числам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени)

Г. Словообразование имен существительных

— образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами

— образование детенышей животных

Д. Словообразование прилагательных

образование качественных прилагательных

образование относительных прилагательных

образование притяжательных прилагательных

Е. Словообразование глаголов

— образование приставочных глаголов

Синтаксис связан с изучением структуры предложений и словосочитаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *