что такое праздник обрезания в великолепном веке
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Братоубийство
Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
2. Клетки для шехзаде
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
3. Дворец как тихий ад
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.
4. Садовник с обязанностями палача
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
6. Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
7. Гарем
Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.
Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.
Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.
8. Кровная дань
Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.
К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.
9. Рабство как традиция
Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.
Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.
Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.
10. Массовые убийства
При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.
Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.
По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Малая свадьба» внуков певицы Зейнаб Досталиевой: история и ритуал обрезания
Aзербайджан, Баку, 13 сентября /корр. Trend Life Шахин Джавадсой/
Популярная исполнительница народных и эстрадных песен Зейнаб Досталиева (сестра народной артистки Азербайджана Назпери Досталиевой) сегодня в одном из бакинских ресторанов проведет праздничную церемонию обрезания (малая свадьба) двух своих внуков, сообщает Trend Life со ссылкой на достоверные источники.
На празднике примут участие популярные исполнители, среди которых, мастер мугама, народный артист Алим Гасымов, народная артистка Назпери Досталиева, певец Аслан Гусейнов и другие.
В Священном Коране обрезание не упоминается, но зато есть множество хадисов (преданий) о его необходимости. Сообщается, что некто пришел к пророку Мухаммеду и сказал: «Я принял Ислам». Тогда пророк Мухаммед повелел этому человеку: «Сбрось волосы неверия (то есть побрей голову) и сделай обрезание» (сборники хадисов Ахмада и Абу Дауда). Также аз-Зухрийи передал слова Посланника Аллаха: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый» (сборник хадисов Харба). Вместе с тем присутствуют мнения других исламских богословов, таких как имам Абу Ханифа, которые считают обрезание желательным, но не обязательным.
Еще одним аргументом в пользу утверждения, что обрезание является близким к обязательному действием, является предание о пророке Ибрахиме (Аврааме), который сделал обрезание в восьмидесятилетнем возрасте (сборники хадисов Бухари и Муслима).
Большинство ученых-богословов сходятся на том, что совершить обрезание ребенку нужно до достижения половой зрелости, когда он становится мукаллафом (совершеннолетним) и обязан совершать все возложенные на него обязанности. Однако желательно сделать обрезание в детском возрасте как можно раньше. В сборниках хадисов передается о том, что пророк Мухаммед зарезал овец за Хасана и Хусейна (внуки пророка) и сделал им обрезание на седьмой день после рождения (сборник хадисов Байхаки).
Обрезание в Турции: деликатный рассказ на «острую» тему
Турция – уже как почти 100 лет светская страна, но религиозные традиции и обычаи народ свято чтит. Один из них — сюннет, или обрезание. По этому поводу родители устраивают большой праздник, сравнимый по пышности разве что со свадьбой.
За три года, прожитые в Турции, мне довелось 4 раза побывать на таких мероприятиях: 2 раза в городе и 2 раза в сельской местности. Я хочу рассказать о том, как празднуют sünnet (сюннет), что там происходит, и чем отличается мероприятие в городе от деревенского праздника.
Давняя традиция
Не для кого ни секрет, что всем мусульманам мужского рода в детстве делают обрезание. Это предписано религией: так завещал своим детям пророк Мухаммед. Считается, что не лишившись крайней плоти, мужчина не может быть 100% мусульманином. С медицинской точки зрения такая процедура вполне оправдана — большинство стран с мусульманским вероисповеданием расположены в жарких климатических поясах.
Особых рекомендаций, когда это делать, не существует. По религиозным правилам ребенок должен быть готов к обрезанию морально и физически. Детей заранее готовят к этому: рассказывают о том, что мальчик станет настоящим мужчиной, и как ни странно дети не боятся процедуры. Но скажите, как о своей готовности к обрезанию скажет мальчик 5-7 лет? Естественно, решают родители.
Есть и другие критерии, например сезонность. Чаще всего сюннет делают в начале лета или ранней осенью. Если в семье 2 сына подходящего возраста, то с целью экономии, (на праздник принято приглашать всех родственников и друзей, а это немало) родители делают обрезание обоим одновременно.
Подготовка
За 10 дней до торжества рассылаются приглашения или гостей уведомляют по телефону. Для мальчика находят «кирве», по-нашему, крестного отца. Он будет наставником для ребенка и должен опекать его до совершеннолетия.
В назначенный день ребенка красиво наряжают. Для этого есть установленный традициями белый костюм. Богато украшенный позолотой и стразами плащ-накидка, чалма с перьями, белая рубашка с галстуком-бабочкой или брошью, брюки с лампасами. Наряд завершают расшитые туфли с загнутыми носками. Бывает дополнительный аксессуар – меч в ножнах на ремне, смотрится эффектно 🙂
По традиции принято отправить мальчика на прогулку в компании друзей одногодок, и конечно же в сопровождении взрослых. Кому позволяет достаток, устраивают выездные фотосессии с арендой авто и живыми музыкантами.
После прогулки свершается обряд и обрезание. Приглашается специальный священник, который читает молитву и удаляет крайнюю плоть. Ребенок во время процедуры сидит на руках у крестного. В настоящее время обрезание происходит с использованием обезболивающих средств. А когда-то это делалось на живую, просто жесть!
По окончанию, отец мальчика щедро оплачивает услугу и начинается торжество. Иногда родители делают обрезание и только на следующий день собирают гостей. Делается это для того, чтобы виновник торжества немного пришел в себя и хорошо чувствовал на празднике, ведь он может затянутся до утра.
Торжество по случаю обрезания
Представляя себе, как бы это происходило у нас, если бы так было принято, я вижу огромный стол, заставленный едой, напитками и алкоголем. Здесь же не принято объедаться, а уж тем более не принят алкоголь. Поражает простота, с которой турки организовывают так называемое «застолье». Но с другой стороны это и правильно. Ведь собрались не поесть, а отпраздновать великий день – еще один турок стал настоящим мужчиной и мусульманином.
В условиях города заказывают еду из ближайшего кафе, которое оказывает услуги кейтеринга. На улице возле подъезда, где живет семья, ставят пластиковые стулья в несколько рядов для приглашенных, мужчины отдельно от женщин. В сторонке находится стол раздачи или специализированный фургон. Это может быть привычная нам шаурма, по турецки – донер, лохмаджуны, пироги с мясной или сырной начинкой. Из напитков – айран, вода и конечно «безлимитный» чай. Если мероприятие проводится в помещении, тогда гости сидят за столами. Праздничное меню простое:
Кормят один раз, больше не принято).
После еды — музыка и танцы. Обычно приглашают музыкантов с современным оборудованием и отдельно с народными инструментами: зурной и барабаном. Причем танцуют все, и стар и млад. В горной деревне, куда я была приглашена с мужем его друзьями, турецкие бабушки в шальварах отплясывали так, что молодые могли бы позавидовать.
Постреляем?
Перед началом развлекательной программы, мама мальчика, или ее близкая родственница обходит гостей и собирает подарки. В основном это деньги и ювелирные украшения. Дарят столько, сколько могут, но мало дарить не принято.
Что такое праздник обрезания в великолепном веке
Урогенитальный хирург Меньщиков Константин Анатольевич
Консультация м.Беговая | Операция г.Химки | Адреса и контакты
Религиозные каноны – как ключевая причина обрезания
Во многих странах Востока обрезание является неотъемлемой частью соблюдения религиозных законов. Мужчина, пренебрегающий данной традицией, считается отрезанным от священного завета, а душа его будет отсечена от народа. Поэтому большинство представителей исламского и иудейского вероисповедания обращаются к процедуре циркумцизии.
Современная медицина предлагает правильный подход к обрезанию
Особенности церемонии обрезания у разных народов:
Обрезание в Исламе
В мусульманстве обрезание является синонимом очищения. При этом процедура не является одним из столпов Корана, однако считается негласным законом для мужчин. Основной причиной подобного ритуала является телесная чистота. В Исламе нет фиксированного возраста, когда необходимо проводить циркумцизию.
Возраст зависит от страны, региона и семьи.
Факт: как правило, процесс удаления крайней плоти происходит в поликлинике.
Врач, совершающий обрезание, не обязательно должен быть мусульманином. Однако он должен иметь соответствующее образование.
Обрезание в мусульманстве – особенности:
Обрезание у евреев
Процесс устранения крайне плоти у младенцев является одной из наиболее святых заповедей
в иудаизме. Об этом свидетельствуют данные со времен Второй мировой войны. В этот период обрезание было знаком принадлежности к религии иудаизма и могло привести к смертной казни. Однако даже в это время евреи сохраняли свои традиции.
Циркумцизию должен выполнять специально обученный человек – можль. В случаях необходимости можно обращаться к любому еврею, имеющему медицинское образование. Обязательным компонентом церемонии является наличие сандака – еврея, который держит малыша на руках и придерживает его ноги.
Сегодня вместо зажимов и обоюдоострого ножа используются хирургические инструменты, во время проведения процедуры применяется анестезия, помогающая сделать процесс циркумцизии практически безболезненным.
После операции врач консультирует пациента о процессе заживления и дает дельные рекомендации, позволяющие ускорить регенерацию.
Следует обращаться в специализированную клинику, тем более что религиозные каноны это позволяют.
Особенности обрезания в иудаизме:
Процедура может быть перенесена, в том случае, если младенец заболел. Тогда церемония назначается через 7 дней после полного выздоровления. Основанием для обрезания у евреев считается 17 глава Бытие.
Возрастные несоответствия в «Великолепном веке»
В сериале «Великолепный век» есть не только разные исторические ляпы, но и так называемые возрастные. Я нашла несколько моментов, вызывающих настоящее удивление. И тут дело даже не в историческом несоответствии, а реальной недоработке. Я сейчас расскажу свои наблюдения, а вы напишите в комментариях свои, заметили ли вы эти несоответствия или, возможно, какие-то аналогичные.
Хюррем, будучи беременной Баязетом, а также мать Сулеймана и Махидевран отдыхали в Эдирне, где и появился на свет Баязет. В реальности это случилось в 1525 году, а в сериале в 1526.
На экране нам показывают дату — июль 1526 года, Хюррем с грудным Баязетом возвращается из Эдирне в Топкапы.
В сентябре того же года пленят Изабеллу и в Топкапы возвращается султан Сулейман. Его встречает семья. На руках Хюррем — Баязет, которому месяцев 6, а на руках служанки — шехзаде Селим, которому года 1,5. Тут всё соответствует и истории, и сюжету.
Обратите внимание на шехзаде Мустафу. Тут ему 11 лет по истории и фильму, актёр соответствует киношному возрасту.
Далее, на экране появляется надпись «Май 1529 года», Сулеймана вновь провожают в поход. 3 года прошло, дети должны были заметно подрасти, особенно малыши, но нет. Баязет всё такой же кроха, ничуть не изменился за 3 года Селим, остальные шехзаде и Михримах.
Далее, в сериале обозначено возвращение Сулеймана из похода — ноябрь 1529 года. Дети всё те же.
1530 год — Хюррем возвращается из ссылки, выходит замуж за султана Сулеймана, проходит обрезание шехзаде Мустафы и Мехмеда. Мустафа и Махидевран уезжают. Внешний вид Баязета и Селима совершенно не соответствует их возрасту. Селиму должно быть уже 6 лет, а Баязету — 5. И вот таким мы в последний раз видим Мустафу ребёнка. По истории и по фильму ему здесь 15 лет.
Прошло около 2 лет, на экране появляется надпись «Март 1532» — рождается шехзаде Джихангир, а во дворец приезжает повзрослевший шехзаде Мустафа.
Новорожденный шехзаде Джихангир
Он уже совсем взрослый, а ведь прошло всего 2 года. Мустафе 17 лет. Играет его теперь и в дальнейшем 37-летний актёр Мехмет Гюнсюр. Халит Эргенч, сыгравший в сериале его отца, султана Сулеймана, старше его всего на 5 лет!
А это 1541 год, Хюррем по приказу Хатидже-султан выкрадывают. Это именно 1541 год, в этом году на свет появилась дочь Михримах и Рустема — Айше Хюмашах, а шехзаде Мехмет отправился в Манису, что нам и показали в сериале. Шехзаде Баязету здесь (по истории) 16 лет, шехзаде Селиму — 17, Джихангиру — 9 лет.
Хюррем отсутствовала всего 2 года, и вернулась аккурат к похоронам шехзаде Мехмета (а они были в ноябре 1543 года). Опять-таки зрители удивлены, так как Хюррем теперь играет вместо 30-летней Мерьем Узерли 48-летняя Вахиде Перчин.
Хюррем слишком быстро постарела, а её сыновья очень быстро повзрослели. Прошло 2,5-3 года, и Баязет с Селимом уже такие. Да и Джихангир не подкачал. Это ему (по фильму) 12 лет, так как он родился в 1532 году, а это 1544. Играет шехзаде 22-летний актёр Толга Сарыташ.
Возрастные ляпы были не только такие явные, но и исторические. Их можно было избежать. К примеру, король Лайош. Его нам показали уже зрелым мужчиной, сродни султану Сулейману.
На самом же деле король Лайош был совсем юн. На момент битвы при Мохаче королю Лайошу было всего 20, а султану Сулейману 32 года. Хотя нельзя не отдать должное костюмерам, видно, что они создавали образ короля Лайоша, взяв за основу его исторический портрет.