что такое правовое положение организации

Что такое правовое положение организации

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

(в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учредительные документы и символика НКО приводятся в соответствие с требованиями закона при первом изменении учредительных документов (ФЗ от 21.07.2014 N 236-ФЗ).

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

Источник

Правовой статус

что такое правовое положение организации. Смотреть фото что такое правовое положение организации. Смотреть картинку что такое правовое положение организации. Картинка про что такое правовое положение организации. Фото что такое правовое положение организации

что такое правовое положение организации. Смотреть фото что такое правовое положение организации. Смотреть картинку что такое правовое положение организации. Картинка про что такое правовое положение организации. Фото что такое правовое положение организации

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Что такое правовой статус

Правовой статус это правовое положение объекта, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.

В структуру правового статуса входят следующие элементы:

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Структура правового статуса

Виды правовых статусов

Таким образом, правовой статус имеет четкую структуру и виды. Правовой статус личности на современном этапе становления и развития государственности в России является сложной, собирательной категорией, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими. Безусловно, негативным моментом является нестабильность, изменчивость правового статуса личности, что приводит в итоге к чувству неуверенности у граждан в завтрашнем дне, ведь со стороны государства нет четких и надежных гарантий реальной защиты прав и свобод.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Источник

ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем

Закон делит организации не по видам деятельности — ООО и АО могут заниматься одним и тем же, но по-разному управлять компаниями и получать прибыль. В чем разница — в нашей статье.

что такое правовое положение организации. Смотреть фото что такое правовое положение организации. Смотреть картинку что такое правовое положение организации. Картинка про что такое правовое положение организации. Фото что такое правовое положение организации

Организации бывают коммерческими и некоммерческими

Все правовые формы организаций сначала делятся на коммерческие, некоммерческие, а потом на все остальные. Всё крутится вокруг денег: кто и сколько вкладывает, что получает, с кем делится.

Виды правовых форм — в общероссийском классификаторе

Вот основные коммерческие организации:

Некоммерческих организаций больше, вот некоторые примеры:

Еще бывают формы для физлиц — ИП, крестьянские хозяйства, нотариусы и адвокаты. Мы остановимся на коммерческих формах — там деньги и всё, что мы так любим.

Товарищества полные и на вере

Товарищество — это как компания друзей, которые скидываются на новый велосипед. В товарищества вкладывают деньги, автомобили, недвижимость, а если денег нет, но есть идеи, опыт и желание, всё равно можно стать участником. Товарищество как бы промежуточная форма перед ООО.

Максимальное количество участников

От двух до бесконечности

Уставной капитал

Любой, складывается из взносов участников

Ответственность

Субсидиарная. Отвечают имуществом товарищества, если недостаточно — личным имуществом каждого участника

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Полные товарищества состоят из предпринимателей и компаний, которые вносят свои деньги, а затем работают, чтобы получить прибыль. Если что-то пойдет не так, товарищество будет отвечать своими деньгами, а участники — личным имуществом.

Товарищество на вере работает немного иначе: есть участники товарищества, а есть вкладчики. Товарищество работает ради прибыли всех, вкладчики только дают деньги. Если что-то пойдет не так, товарищество отвечает всем имуществом, вкладчики отвечают только вкладами.

Бухгалтеры с ИП Иванов, Петров и Ершов объединились и создали бухгалтерскую фирму «Ершов и Ко». Они внесли свои вклады и вместе ведут бухгалтерии клиентов. Если фирма обанкротится, у бухгалтеров не отнимут дома и машины, чтобы покрыть долг — только вклады.

Заниматься товарищества могут чем угодно, это удобная форма, если нужно быстро собрать деньги на развитие дела или найти партнеров. Есть и риски — каждый участник товарищества занимается предпринимательской деятельностью наравне со всеми, поэтому рискованное решение одного повлияет на всех.

Общества с ограниченной ответственностью

Общества с ограниченной ответственностью — распространенная форма собственности. В такие компании несложно найти опытного бухгалтера, разобраться в нюансах налогов и отчетностей. В ООО может быть один учредитель, а может десять, но не больше 50 участников.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

От 10 000 рублей до бесконечности

Ответственность

В размере уставного капитала. В случае недобросовестности учредителя долги могут списать с финансового директора и бухгалтера

Какие налоги платят

На общей системе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог: налог по своей системе налогообложения, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

У ООО обязательно должен быть уставный капитал, который складывается из денег учредителей. Каждый может внести разную сумму или вложить свое имущество, это и будет его долей. Если что-то пойдет не так, соучредители отвечают своими долями и по административному кодексу, а гендиректор и главный бухгалтер могут получить уголовную ответственность.

Проблема ООО — бюрократия. Чтобы принять решение, каждый раз нужно собирать учредителей, и делать это по уставу и законам. На каждое действие — по десять документов, а если участники не могут договориться — приходится идти в суд.

С другой стороны, это еще и плюс — деятельность компании четко регламентирована, поэтому проще принимать решение и работать.

Акционерные общества

Акционерные общества делятся на публичные и непубличные, раньше их еще называли открытые и закрытые. Публичные теперь называются ПАО, непубличные просто АО. В таких обществах всё, как и в ООО, только вместо долей — акции.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

От 100 000 рублей для ПАО и 10 000 рублей для АО до бесконечности

Ответственность

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Могут быть на упрощенке, тогда НДС и налог на прибыль заменит налог по своей системе налогообложения

Акционерные общества нужны, чтобы с помощью акций привлекать деньги. Эта форма собственности предназначена для среднего и крупного бизнеса. Преимущество такого общества перед ООО — практически нет ответственности, если возникнут долги, а еще в любой момент можно сменить собственников без изменения документов.

Открытое акционерное общество такое же, как закрытое, только в открытом акции могут покупать все желающие, а в закрытом — сначала акционеры, а потом обычные люди и другие компании.

Основная проблема акционерных обществ, как и ООО — нет «живых» денег. ИП может делать с прибылью что угодно — может развивать бизнес, может купить вагон шоколада и нырять в него. Деньги же ООО и АО не принадлежат учредителям, они могут получать только зарплату или дивиденды. Вторая проблема — бюрократия и регламенты, как и в ООО.

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства — это почти те же акционерные общества, только вместо акционеров партнеры. У них нет акций, но есть вклады участников, которые идут на развитие и получение прибыли.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

Любой, складывается из вкладов участников

Ответственность

Партнерство отвечает имуществом, не отвечает за своих участников

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Хозяйственные партнерства не могут выпускать ценные бумаги и давать рекламу в СМИ и на билбордах — им нельзя рекламировать себя. В таком партнерстве не может быть больше 50 человек.

Каждый участник партнерства вносит свой денежный вклад на развитие, но каких-либо лимитов нет — как договорятся, столько и вносят. Если что-то пойдет не так, отвечать личным имуществом они не будут, только суммой вклада.

Хозяйственные партнерства подходят консультантам, стартапам, инновационным и научным видам бизнеса. Такие партнерства могут спокойно работать в тени и не опасаться, что кто-то позаимствует их разработки — информацию о них не вносят в реестр юридических лиц.

Есть и риски — в законодательной свободе. Если между партнерами возникнет спор по вопросам, о которых не писали в уставе, государство никак не сможет помочь.

Фермерские хозяйства

Фермерские хозяйства — это союз уже не друзей или партнеров, а родственников. В таком хозяйстве есть глава — его основатель, он лично участвует в бизнесе, а также бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры, муж или жена.

Максимальное количество участников

Родственники — не больше, чем из трех семей

Люди, которые не являются родственником главе хозяйства — не больше пяти человек

Уставной капитал

Ответственность

Субсидиарная. Участники отвечают своим имуществом и отвечают друг за друга

Какие налоги платят

Единый сельскохозяйственный налог. Не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Можно работать на упрощенке или общей системе

Хозяйство создает один человек, остальные вступают в него. Если члену семьи исполнилось 16 лет, он тоже может присоединиться к хозяйству.

Цель хозяйства — заработать на сельскохозяйственной отрасли. Можно разводить коров или индеек, выращивать пшеницу, арбузы и огурцы, завести пасеку.

Фермерские хозяйства подходят жителям сельских территорий, у которых есть большие семьи. Все члены хозяйства лично участвуют в его работе и объединены соглашением. Всё имущество хозяйства — совместная собственность участников, если о другом не написали в соглашении.

Если человек хочет выйти из хозяйства, то получает компенсацию его части.

Жена жителя Нижних Лапок устала от посевов и хочет уйти в криптотрейдинг. На старте она вложила 50 000 рублей на строительство теплиц и трактор, который стоил 100 000 рублей. Жена по закону не может потребовать часть земли или забрать трактор, но может получить компенсацию равную ее вкладу — то есть, 150 000 рублей.

Есть и риски — если создать фермерское хозяйство, нельзя привлечь наемного директора в случае проблем с бизнесом. А еще компенсацию можно прождать год — это долго, если решил вложиться в крипту уже завтра. Даже если уже вышли из фермерского хозяйства, выдохнуть можно будет только через два года — всё это время бывший участник несет ответственность в размере доли.

Производственные кооперативы

Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.

Максимальное количество участников

Источник

Что такое правовое положение организации

Статья 3. Правовое положение Государственной компании

1. Государственная компания является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.

4. Государственная компания имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.

Требования, установленные в соответствии с ч. 5 ст. 3, не применяются к уполномоченным банкам при открытии отдельных счетов для расчетов по гособоронзаказу (ФЗ от 29.07.2017 N 267-ФЗ).

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 267-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Государственная компания вправе заключать договоры банковского счета, банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» в случае, если это предусмотрено Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 470-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Государственная компания вправе открывать банковские и иные счета, заключать договоры банковского вклада (депозита) в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи, в случае включения таких кредитных организаций в перечень кредитных организаций, размещенный для указанных целей Банком России на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

Ч. 5.3 ст. 3 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 469-ФЗ) распространяется также на банки, для которых до 28.12.2019 утверждены планы участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению их банкротства и гарантирована непрерывность их деятельности в течение срока реализации планов.

5.3. В течение срока реализации утвержденного Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 5.2 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, Государственная компания вправе открывать в таком банке банковские и иные счета, заключать с ним договоры банковского вклада (депозита) вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи требованиям при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка. При этом в случае установления Правительством Российской Федерации лимитов размещения средств Государственной компанией в кредитных организациях в соответствии с частью 5 настоящей статьи указанные лимиты в отношении такого банка определяются на последнюю квартальную отчетную дату, предшествующую дате утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства такого банка.

(часть 5.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 469-ФЗ)

Ч. 5.4 и 5.5 ст. 3 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 469-ФЗ) распространяются также на банки, для которых до 28.12.2019 утверждены планы участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению их банкротства и гарантирована непрерывность их деятельности в течение срока реализации планов.

5.4. В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 5.2 настоящей статьи, на дату утверждения Советом директоров Банка России указанного плана, такой банк не исключается из указанного перечня при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

(часть 5.4 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 469-ФЗ)

5.5. В случае, если банк, включенный в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 5.2 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из указанного перечня до дня принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана, такой банк включается Банком России в указанный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия этого решения.

(часть 5.5 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 469-ФЗ)

6. Государственная компания создается без ограничения срока ее деятельности.

7. Учредителем Государственной компании выступает Российская Федерация. Права и обязанности учредителя Государственной компании осуществляет от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

8. Государственная компания вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы и соответствующую целям, ради которых она создана, лишь постольку, поскольку это служит достижению этих целей. После уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, доходы Государственной компании, полученные в результате такой деятельности, направляются на достижение целей, установленных настоящим Федеральным законом.

9. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Государственной компании, а Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации.

10. Государственная компания несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей на праве собственности имуществом, за исключением имущества, которое изъято из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.

11. Деятельность Государственной компании регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

13. На Государственную компанию не распространяется действие Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Источник

Некоммерческие организации

1. Институт юридического лица является прежде всего гражданско-правовым оформлением правосубъектности коммерческих организаций при осуществлении ими хозяйственной деятельности, участия в имущественных отношениях, в товарном обороте. Однако и другие организации, не занимающиеся специально хозяйственной деятельностью, а осуществляющие социально-культурные, управленческие и иные общественно полезные функции, — организации, деятельность которых направлена на осуществление некоммерческих целей (некоммерческие организации), для своей нормальной работы нуждаются в том, чтобы участвовать в имущественных отношениях. Им также необходимо владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, совершать определенные действия (в том числе хозяйственные операции), т.е. приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, что обусловливает необходимость признания таких некоммерческих организаций юридическими лицами.

Главное отличие в правовом положении всех таких организаций от коммерческих состоит в том, что коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом, а для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер.

Некоммерческими организациями называются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками ( п. 1 ст. 50 ГК).

Специфика деятельности организации должна определять объем ее правоспособности. Поэтому закрепление того, является организация коммерческой или некоммерческой, помогает четко определить, какие формы юридических лиц могут иметь общую правоспособность, а какие — специальную. Основное гражданско-правовое последствие признания организации некоммерческой заключается в наделении ее специальной правоспособностью ( п. 1 ст. 49 ГК).

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций исчерпывающе поименованы в ГК ( п. 3 ст. 50 ГК). Предусмотрены следующие формы некоммерческих организаций:

— товарищества собственников недвижимости;

— общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

— автономные некоммерческие организации;

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ ( ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

В уставе некоммерческой организации, помимо тех сведений, которые должны содержаться в уставе всякого юридического лица, должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Цели, ради которых создано юридическое лицо, род его деятельности, как они определены в его уставе, предопределяют не только то, какое имущество эта организация может иметь, но и то, в какие отношения может вступать, какие договоры она может заключать.

Однако необходимо разграничивать предмет уставной деятельности некоммерческой организации и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия такой организации могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Одной из форм реализации гражданской правоспособности некоммерческих организаций является их деятельность, приносящая доход.

Некоммерческие организации могут заниматься приносящей доход деятельностью лишь постольку, поскольку она служит достижению их целей и соответствует этим целям, ради которых они созданы, и предусмотрена уставом ( п. 4 ст. 50 ГК). Такой деятельностью могут быть производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика ( ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Полученный доход должен использоваться некоммерческой организацией для покрытия расходов, связанных с той некоммерческой деятельностью, которая осуществляется для достижения целей, ради которых существует юридическое лицо. Обусловлено это недопущением отклонения деятельности некоммерческой организации от ее основной цели.

Исходя из того что некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, законом могут быть установлены ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм и видов ( п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях), а также на отдельные виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации.

2. Некоммерческие организации являются либо корпоративными юридическими лицами (корпорациями), где участники юридического лица являются членами такой корпорации, либо унитарными юридическими лицами, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства ( ст. 65.1 ГК).

Корпоративными некоммерческими организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками ( п. 1 ст. 50 и ст. 65.1 ГК), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Большая часть всех некоммерческих организаций относится к корпорациям.

Некоммерческие корпорации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), адвокатских палат, адвокатских образований, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Признаки некоммерческой корпорации:

1) основная цель организации не связана с извлечением прибыли;

2) организация не распределяет полученную прибыль между участниками;

3) учредители (участники) приобретают право участия (членства) в ней, обладают корпоративными правами и несут корпоративные обязанности, предусмотренные ст. 65.2 ГК;

4) учредители (участники) формируют высший орган некоммерческой корпорации в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК.

Все некоммерческие корпорации являются собственниками своего имущества, в том числе того, что передано членами корпорации в качестве имущественных взносов.

3. Потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов ( п. 1 ст. 123.2 ГК).

Гражданский кодекс определяет примерный (неисчерпывающий) перечень видов потребительских кооперативов, к которым относятся жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы ( п. 3 ст. 50 ГК).

Все указанные некоммерческие корпорации объединяет общее — целью создания, в отличие от производственных кооперативов, создаваемых для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участников, является удовлетворение материальных и иных потребностей их членов, а различает то, удовлетворение каких именно материальных и иных потребностей преследуют граждане и (или) юридические лица, участвующие в создании того или иного кооператива, — в жилье, садоводстве или огородничестве и т.д.

В настоящее время деятельность различных видов потребительских кооперативов регламентируют Закон о потребительской кооперации, Закон о сельскохозяйственной кооперации, Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Закон о кредитной кооперации, Закон о ЖНК, ЖК ( разд. V «Жилищные и жилищно-строительные кооперативы»).

Члены потребительского кооператива не обязаны лично участвовать в его делах, но должны вносить вклады в имущество кооператива. С этой точки зрения потребительские кооперативы сравнивают с объединениями капиталов, тогда как производственные кооперативы ближе к объединениям лиц.

В создании потребительского кооператива в качестве его учредителей (членов) могут выступать как граждане, так и юридические лица (коммерческие или некоммерческие), если специальных ограничений не предусмотрено федеральным законом в отношении какого-либо из видов кооператива. Минимальное число учредителей также может быть установлено специальным законом в отношении отдельных видов кооперативов. Граждане или юридические лица могут одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности.

В уставе потребительского кооператива должны быть указаны:

— сведения о наименовании с указанием на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив», сведения о месте нахождения;

— предмет и цели деятельности кооператива;

— порядок вступления в члены кооператива;

— порядок выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;

— размер и порядок внесения паевых взносов, меры ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

— состав и компетенция органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

— порядок покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Возможно осуществление потребительским кооперативом и деятельности, приносящей доход, например сдача в аренду неиспользуемого имущества, оказание услуг. По решению общего собрания членов кооператива доходы, полученные от такой деятельности, подлежат расходованию на общие нужды.

Управление потребительским кооперативом: по общему правилу высшим (волеобразующим) органом потребительского кооператива (как корпорации) является общее собрание его членов (участников). Каждый член потребительского кооператива, принимая участие в управлении делами кооператива, независимо от размера паевого взноса обладает лишь одним голосом. Общее собрание правомочно принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся деятельности кооператива, и обладает исключительной компетенцией при рассмотрении целого ряда вопросов, определенных законом ( ст. 65.3 ГК) и уставом кооператива. Общее собрание образует другие органы кооператива, прежде всего исполнительные (волеизъявляющие) органы. В качестве постоянно действующего коллегиального исполнительного органа в потребительском кооперативе, как правило, создается правление. Единоличным исполнительным органом является председатель.

Права и обязанности членов потребительского кооператива: независимо от вида потребительского кооператива и правового положения его членов они в полной мере обладают правами и обязанностями участников некоммерческой корпорации ( п. 1 ст. 65.2 ГК).

Член потребительского кооператива вправе в любое время выйти из его состава, получив стоимость своего пая, а в случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива, также иные выплаты. Член кооператива также может по общему правилу произвести отчуждение своего пая и таким образом выйти из состава кооператива. Пай может перейти по наследству.

Член потребительского кооператива несет обязанности по уплате вступительного, паевого и иных (целевых, дополнительных) взносов. Одной из важнейших обязанностей членов кооператива является необходимость покрыть образовавшиеся убытки, возникшие в результате деятельности кооператива, за счет дополнительных взносов. В случае невнесения или неполного внесения дополнительного взноса каждый член кооператива солидарно несет субсидиарную ответственность по долгам кооператива в размере неуплаченных сумм и только при недостаточности имущества кооператива ( ст. 123.3 ГК).

Законом установлены ограничения на возможности преобразования (изменения организационно-правовой формы) потребительского кооператива ( п. 3 ст. 123.2 ГК). Потребительский кооператив может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Еще меньше вариантов быть преобразованными у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые могут преобразоваться только в товарищество собственников недвижимости (жилья). При этом утрачиваются паевые отношения, а члены становятся собственниками не только жилых и нежилых помещений, но также общего имущества.

Следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что поскольку право собственности наряду с членами жилищных и жилищно-строительных кооперативов, полностью выплатившими паевой взнос, возникает у членов дачного и гаражного кооперативов (этот перечень неисчерпывающий) ( п. 4 ст. 218 ГК), то такие кооперативы также могут преобразовываться в товарищества собственников недвижимости.

4. Общественная организация — это добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей ( п. 1 ст. 123.4 ГК).

Таким образом, общественные организации представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.

В зависимости от целей объединения граждан, вида интересов и потребностей, удовлетворения которых граждане хотят достичь таким объединением, к общественным организациям закон относит следующие виды объединений: политические партии, профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления ( п. 3 ст. 50 ГК). Перечень видов не является исчерпывающим.

Всякая общественная организация является собственником своего имущества, в том числе переданного ей учредителями (участниками, членами) в качестве вступительных и членских взносов и по другим основаниям.

Общественные организации по общему правилу создаются по инициативе не менее чем трех граждан. Другой количественный критерий для учредителей общественной организации может быть предусмотрен федеральными законами об отдельных видах общественных организаций.

Помимо сведений, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественной организации должен содержать сведения о предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Управление в общественной организации: высшим (волеобразующим) органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом организации. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, которые решает высший орган любой корпорации, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

Из числа своих членов общественные организации могут избирать постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, президиум, правление и пр.), при этом обязательно образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.).

Общественные организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) не имеют имущественных прав и не отвечают по обязательствам организации.

Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд ( п. 4 ст. 123.4 ГК).

Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения ( п. 1 ст. 123.7-1 ГК).

Представляется, что общественное движение (как юридическое лицо) в действительности лишь один из видов общественных организаций, отличающийся от других лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения.

5. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных имеющих некоммерческий характер целей ( п. 1 ст. 123.8 ГК).

Союзы как вид юридического лица — одна из классических форм.

Некоммерческие организации в организационно-правовой форме ассоциаций или союзов создаются на добровольной, договорной основе объединяющихся лиц либо в установленных законом случаях основываются на обязательном членстве объединяющихся лиц (как юридических лиц, так и граждан).

ГК приводит примерный (неисчерпывающий) перечень разновидностей различных некоммерческих объединений, которые относятся к ассоциациям или союзам. В форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов; профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях и защитой трудовых прав (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.); саморегулируемые организации и их объединения.

Прямо отнесены к ассоциациям (союзам) некоммерческие партнерства, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные и нотариальные палаты ( п. 3 ст. 50 ГК).

Перечисленные виды некоммерческих организаций не признаются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц, а являются лишь разновидностями в рамках одной организационно-правовой формы — ассоциаций (союзов). На сегодняшний день ассоциациями (союзами) является достаточно широкий круг некоммерческих корпораций с самыми разными целями некоммерческого характера, участвовать в которых могут одновременно как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях.

В зависимости от целей деятельности ассоциации (союзы) могут быть классифицированы на несколько групп: во-первых, созданные для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов участников таких объединений (членов корпорации); во-вторых, для достижения общественно полезных целей (т.е. цели ставятся не «узко корпоративные», а направленные на благо неопределенного круга лиц, всего общества или его отдельных групп); в-третьих, создаваемые для иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Имущество ассоциации или союза первоначально формируется за счет вступительных взносов учредителей, но и в дальнейшем одними из основных поступлений в имущество ассоциации (союза) должны все-таки быть регулярные поступления от участников (членов) корпорации, порядок внесения которых должен быть определен уставом организации.

Права и обязанности членов ассоциаций и союзов, независимо от вида самой ассоциации (союза) и правового положения ее участников, являются корпоративными ( п. 1 ст. 65.2 ГК). В том числе у них есть право участвовать в управлении делами объединения и обязанность нести субсидиарную ответственность по долгам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена уставом ( п. 3 ст. 123.8 ГК).

Помимо этого, член ассоциации и союза имеет право безвозмездно пользоваться их услугами (в том числе по защите общих имущественных интересов). Услуга, оказываемая члену ассоциации (союза), должна носить некоммерческий характер, осуществляться в процессе основной целевой деятельности объединения и соответствовать предмету и целям его деятельности.

Наряду с общекорпоративными обязанностями члены ассоциации (союза) обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза) при наличии соответствующего легитимного решения органа ассоциации (союза).

Прекращение членства в ассоциации и союзе возможно либо добровольное (выход), либо принудительное (исключение).

Особенности управления в ассоциациях и союзах вытекают из корпоративной природы и некоммерческого характера их деятельности.

Высшим органом управления ассоциации (союза) является общее собрание ее членов. Если число членов ассоциации (союза) достаточно велико (более 100), высшим органом могут являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый уставом в соответствии с законами об отдельных видах ассоциаций (союзов). Компетенция такого органа и порядок принятия им решений также определяются в соответствии с ГК законом и уставом корпорации ( п. 1 ст. 65.3 ГК).

Как в любой корпорации (кроме хозяйственных товариществ), от имени ассоциации (союза) права и обязанности юридического лица осуществляет исполнительный орган ( ст. 53 ГК).

Реорганизация ассоциации (союза) может быть осуществлена по решению общего собрания членов ассоциации или союза (съезда, конференции или иного представительного органа). Ассоциация (союз) может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд ( п. 4 ст. 123.8 ГК).

Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов установлены законами об этих видах некоммерческих организаций.

6. Товарищество собственников недвижимости — это добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами ( п. 1 ст. 123.12 ГК).

Наиболее регламентированы в законодательстве правовое положение и деятельность двух видов товариществ собственников недвижимости: это товарищества собственников жилья (им посвящены ст. 291 ГК и соответствующий раздел ЖК) и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества.

Товариществом собственников жилья признается добровольное объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме ( п. 1 ст. 135 ЖК).

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Товарищество собственников недвижимости близко по своим целям и другим признакам некоммерческих корпораций к потребительскому кооперативу, но имеет свои особенности, что позволяет выделить его в отдельную организационно-правовую форму. Одним из самых главных отличий товариществ от потребительских кооперативов является то, что в товариществах собственников недвижимости нет паевых правоотношений. В кооперативах средства паевого фонда являются средствами юридического лица и имеют строго целевое назначение. А члены товариществ собственников недвижимости являются собственниками недвижимого имущества. Кроме этого, у членов товарищества собственников недвижимости нет имеющейся у членов кооператива обязанности покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов.

По общему правилу общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности (иное, однако, может быть предусмотрено законом). Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом.

Доля в праве общей собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на помещение или земельный участок.

Управление в товариществе собственников недвижимости: высшим органом управления товарищества является общее собрание его членов (участников). Создаются также единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

7. Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее — Закон о казачестве), добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы ( п. 1 ст. 123.15 ГК).

Казачье общество характеризуется следующими признаками:

— это объединение исключительно граждан РФ;

— цели объединения — сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также возрождение российского казачества, защита его прав;

— члены казачьих обществ добровольно принимают на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Управление казачьим обществом осуществляется общим (учредительным) собранием, конференцией, съездом (кругом) казачьего общества (высшим органом управления), атаманом казачьего общества (единоличный исполнительный орган), а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

По сути, казачьи общины — это разновидность общественной организации.

Так же как и общественная организация, казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

8. Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признакам в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры ( п. 1 ст. 123.16 ГК).

К коренным малочисленным народам Российской Федерации закон, в частности, относит народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями ( ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

Признаки, присущие данному виду некоммерческой корпорации: это объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам; принципы объединения — кровнородственный и (или) территориально-соседский; цели объединения — защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.

Община коренных малочисленных народов по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

По сути, общины коренных малочисленных народов с точки зрения их гражданской правосубъектности и внутренних (корпоративных) отношений не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов.

9. Адвокатскими палатами признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре ( п. 1 ст. 126.16-1 ГК).

Адвокатские палаты создаются в виде адвокатских палат субъектов Российской Федерации (объединяют на обязательной основе всех адвокатов одного субъекта Российской Федерации) и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации).

Правовое положение и деятельность адвокатских палат определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Адвокатскими образованиями как юридическими лицами являются некоммерческие корпорации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности ( п. 1 ст. 123.16-2 ГК).

Адвокатские образования как юридические лица могут создаваться в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации и, в отличие от адвокатских палат, являются добровольными (а не на основе обязательного членства) объединениями граждан на профессиональной основе для непосредственного осуществления адвокатской деятельности, т.е. квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе в целях защиты прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Выделение адвокатских палат и образований в самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций с точки зрения концептуальной представляется необоснованным.

10. Фондом как юридическим лицом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов учредителей для достижения социальных и общественно полезных целей ( п. 1 ст. 123.17 ГК).

Среди всех разновидностей некоммерческих организаций, предусмотренных российским гражданским законодательством, фонды (наряду с союзами) являются наиболее классической организационно-правовой формой.

Фонд как юридическое лицо обладает следующими признаками:

1) это некоммерческая организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а имеющая некоммерческие цели; 2) фонд является унитарной организацией и учреждается на основе добровольных имущественных взносов учредителей не на условиях членства (фиксированного участия) ( ст. 123.17 ГК).

Отличительной особенностью фонда является то, что фонд — не объединение лиц, а объединение имущества для достижения социальных и общественно полезных целей в широком смысле.

Фонд может преследовать благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Если точнее, то фонды создаются для материального обеспечения достижения указанных целей, и поэтому их деятельность носит строго целевой характер, определяемый специальной правоспособностью ( п. 1 ст. 49 ГК).

Термин «фонд» является многозначным. В законодательстве предусмотрены различные виды юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций), в названии которых используется термин «фонд», но которые таковыми по своей правовой природе и содержанию не являются. Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд может создаваться в форме акционерного общества, т.е. является коммерческой организацией. Нельзя относить к фондам организации, созданные государством для управления различными внебюджетными фондами и являющиеся по существу учреждениями: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Не относится к фондам и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, являющийся государственной корпорацией ( ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

Существенным для деятельности фонда является необходимость формирования учредителями имущественной основы для достижения целей фонда, поскольку именно и прежде всего за счет этого имущества фонд может и должен осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых он создан.

Имущество, которое передано фонду его учредителями, является собственностью самого фонда. Такой же режим установлен законом и в отношении имущества, приобретенного по иным основаниям ( ст. 213 ГК).

Источниками формирования имущества фонда могут быть в том числе различные добровольные имущественные взносы и пожертвования как граждан, так и организаций, не являющихся его учредителями (благотворители, спонсоры и др.); выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам); доходы, получаемые от собственности.

Исходя из специальной правоспособности фондов законом могут быть установлены ограничения на их приносящую доход (предпринимательскую) деятельность. Так, благотворительные фонды не вправе учреждать хозяйственные общества совместно с другими лицами, т.е. могут выступать только в качестве единственного участника ( п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Фонды, как и другие некоммерческие организации, не могут выступать коммерческими представителями ( ст. 184 ГК), финансовыми агентами ( ст. 825 ГК), доверительными управляющими ( ст. 1015 ГК), не могут быть стороной договора коммерческой концессии ( ст. 1027 ГК) и договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности ( ст. 1041 ГК).

Фонд может быть учрежден как гражданами, так и юридическими лицами, а также публично-правовыми образованиями.

Отдельные законы о некоммерческих организациях различных видов определяют круг возможных учредителей соответствующих фондов путем императивных установлений или запретов. Так, органы государственной власти и местного самоуправления не могут выступать учредителями благотворительных фондов ( ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).

Поскольку фонд — организация, не имеющая членства, состав его учредителей в дальнейшем не может меняться. Для обладания статусом учредителя фонда имеет значение лишь факт нахождения в их составе на момент учреждения фонда.

Управление фондом: должны быть образованы высший коллегиальный орган, а также единоличный и (или) коллегиальный исполнительный органы. Кроме того, в фонде должен быть создан надзорный орган за деятельностью фонда и использованием его средств — попечительский совет, который, имея достаточно широкие полномочия, при этом осуществляет свою деятельность исключительно на общественных началах.

Фонд, независимо от формы реорганизации, не может быть реорганизован ( п. 3 ст. 123.17 ГК). Напротив, фонд может быть создан в результате преобразования практически любой некоммерческой организации: частного учреждения, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, ассоциации или союза.

Для фонда предусмотрены дополнительные, по сравнению с другими видами юридических лиц, основания ликвидации. Так, фонд может быть ликвидирован, если его имущества недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, а также если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, или в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом.

Ликвидация фонда происходит в особом порядке: только на основании решения суда по заявлению заинтересованных лиц. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество фонда направляется в соответствии с уставом на цели, для достижения которых он был создан, и (или) на благотворительные цели.

11. Учреждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера ( п. 1 ст. 123.21 ГК).

Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.

В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).

Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.

Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно ( ст. 298 ГК).

В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.

12. Автономная некоммерческая организация (АНО) — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности ( п. 1 ст. 123.24 ГК).

В форме автономной некоммерческой организации могут создаваться учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в различных областях общественно полезной деятельности. На практике данная организационно-правовая форма получила очень широкое распространение, что свидетельствует о ее жизнеспособности и востребованности.

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях соучредительства, а также публично-правовые образования (если в отношении их такое участие не запрещено законом). Автономная некоммерческая организация также может быть создана одним лицом.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Автономная некоммерческая организация очень близка по своей природе к фонду, также является унитарной, создается по такому же принципу, но в сравнении с фондом с более узкими целями — предоставление услуг в сферах некоммерческой деятельности.

Гражданский кодекс устанавливает, что любой из учредителей может по своему усмотрению выйти из их состава, а также по решению учредителей в состав учредителей автономной некоммерческой организации могут быть приняты новые лица, что несвойственно для других унитарных некоммерческих организаций, в которых нет отношений членства.

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом.

В ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы) с закреплением его компетенции в уставе и должен быть назначен единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.).

Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

13. Религиозная организация — являющееся унитарной некоммерческой организацией добровольное объединение граждан Российской Федерации или постоянно проживающих на ее территории иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица ( п. 1 ст. 123.26 ГК).

Религиозной организацией признаются три вида создаваемых в целях совместного исповедания и распространения веры объединений: добровольное объединение граждан (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением организация и (или) руководящий или координирующий орган.

Местная религиозная организация может быть создана не менее чем 10 гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

Особенностью правового режима религиозной организации является то, что на принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов.

В законе установлен запрет на преобразование религиозной организации в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

14. Организационно-правовая форма публично-правовой компании поименована ГК в закрытом перечне некоммерческих организаций ( п. 3 ст. 50 ГК) и отнесена законом к унитарным некоммерческим организациям ( п. 1 ст. 65.1 ГК).

Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями, созданная на основании федерального закона или решения Правительства РФ.

Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.

В ГК отсутствует упоминание о такой организационно-правовой форме, как государственная корпорация. Ею признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций ( ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

Название «государственная корпорация» не отражает сути такой организации. Как следует из ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, по своей природе государственная корпорация не является корпоративным образованием, поскольку не имеет членства, но, напротив, имеет унитарную структуру.

Главная особенность правового статуса государственных корпораций состоит в том, что он каждый раз полностью определяется специальным федеральным законом.

Примерами созданных специальными федеральными законами государственных корпораций являются ныне действующие Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *