что такое православие 4 класс орксэ
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе
Наталья Толмачева
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе
В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей.Причин тому достаточно много: отказ от прошлого привёл к распаду связи времён, дети плохо знают историю нашей Родины, кризисные явления в обществе и семье, как основной его ячейке. Средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения. Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Нравственные качества нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность. Поэтому в школе необходим предмет «Основы православной культуры».
Основной целью данного предмета является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры.
Для достижения данной цели,учитель решает следующие задачи:
— пробуждение интереса к православным и культурным традициям русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;
— формирование у школьников потребности в приобретении общечеловеческих ценностей, через раскрытие сущности ветхозаветных и христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности;
— знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.
Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств.
На уроках могут быть использованы следующие средства:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных учителем или предложенных учениками;
2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
3) нравственный диалог;
4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;
5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.
Обучение должно быть организовано так, чтобы у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам него самого.Затем эта потребность позволит учителю совместно с ребенком поставить вопрос: для чего и как создавалась православная культура? Опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства создания православной культуры, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.
Именно уроки православной культуры призваны научить детей отличать категории «добра» и «зла», научить поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с ними, и попросту воспитать качества, необходимые для нормальной жизнедеятельности в обществе.
Решая задачи духовно-нравственного воспитания, педагог помогает учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.
Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.
От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Велика роль учителя и в подборе домашнего задания. Так как курс ОРКСЭ является без оценочным, у детей несколько снижается мотивация к обучению. Учитель должен тщательно подходить к отбору видов работы, которые предстоит выполнить ребенку дома. Учителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Без поддержки со стороны семьи изучение такого предмета будет неполноценным и односторонним. Воспитание ребенка в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Многие виды деятельности подразумевают обращение ребенка за информацией к членам своей семьи, особенно при подготовке творческих итоговых работ. Домашние задания должны быть разнообразными, интересными, доступными, четкими, и, конечно, носить творческий характер.
Я считаю, что изучение «Основ православной культуры» должно иметь продолжение и в средней школе. Это будет способствовать непрерывному нравственному образованию и воспитанию школьников.
Главное условие преподавания данного предмета — личность
преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом. Преподаватель должен быть высоконравственным человеком.
К моему большому сожалению данный предмет оказался противоречивым со стороны родителей. Примерно половина родителей отказывается от изучения данного предмета. Родители считают, что для религиозного образования ребенка достаточно воскресных школ или их аналогов в других конфессиях; изучение этого предмета приведет к религиозному культу; религия – личное дело каждого и дети сами разберутся со временем, а на уроках их подталкивают к тому, чтобы сделать «правильный выбор».
Я, как мать, считаю, что в наше такое жестокое время изучение «Основ православной культуры» просто необходимо. Возраст 10 – 15 лет наиболее подвержен давлению времени, одноклассников, окружения. Именно в этом возрасте детская психика особенно не стабильна, дети становятся психически неуравновешенными. Поэтому у нас так часто случаются суициды в этом возрасте. Отсутствие контроля со стороны родителей приводит к принуждению детей посещать сайты с суицидной направленностью. Родители сами не понимают, что они сами виноваты в этом. Родителям просто необходимо как можно больше разговаривать со своими детьми, быть с ними друзьями.
Я думаю, что, если бы в наших школах именно в этот период взросления детей велся этот предмет, у нас в стране была бы совершенно другая картина. Дети бы четко понимали, как надо правильно жить. Ребенок, в котором с детства будут заложены основы веры достойно проживет свою жизнь в любые времена, какими бы тяжелыми они не были. Задача родителей воспитать ребенка в вере и благочестии. Закладывая духовно – нравственные основы жизни, мы даем ребенку шанс достойно прожить свою жизнь, какой бы трудной она не была.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. Поэтому в школе необходимо изучение предмета «Основы православной культуры».
Использование проектной деятельности в знакомстве с традициями православной культуры ля достижения качества образования воспитанников в знакомстве с традициями православной культуры я отдаю предпочтение проектному методу.
Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры «Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры». Ст. воспитатель МБДОУ д/с №32 Жукова Н. Г. Самая большая опасность,.
Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.
Итоговый тест по Орксэ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс Итоговый тест по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») 1. Выбери правильный ответ. Что такое «веды» а) книги, рассказывающие.
Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей» Задачи: Познакомить детей с русскими народными традициями, культурой, бытом. Прививать желание помогать друг другу и стремление радовать.
Конспект занятия по «Основам православной культуры» Тема: Наши помощники : руки и и ноги. Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма занятия: занятие – исследование.
Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Конспет урока Орксэ «Праздники и календари» «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Дата 16 марта 2018 года Класс 4 Тема «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Оборудование.
Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.
Театрализованное представление по основам православной культуры «Пасхальная история» Цель: Приобщение детей к основам православной культуры, обобщение и закрепление знаний дошкольников о празднике Пасха. Задачи: Прививать.
Конспект урока по основам православной культуры «Пасха» Технологическая карта Ф. И. О. Ерик Алла Александровна Должность Учитель начальных классов Модуль Основы православной культуры УМК А. В. Кураев.
Презентация по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» на тему «Православие» (4,5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Православие ОМРК 4 класс
Православие – наиболее распространённая христианская традиция в культуре большинства народов нашей страны.
Оно сохранило и донесло до наших дней свои традиции в богослужениях, молитвах, образе жизни верующих людей, архитектуре.
Православные церкви и монастыри отличаются от других христианских сооружений (католических и протестантских) символами православной веры.
Православный храм можно узнать по форме венчающих его куполов и крестов.
Храмы строятся так, чтобы лица молящихся были обращены на восток, откуда верующие ожидают явление Иисуса Христа.
Православный храм – это место, где совершаются богослужения.
Церковь – это собрание верующих людей.
Монастыри – это обитель, где живут люди, посвятившие свою жизнь служению Богу.
Жизнь православного человека упорядочена определёнными правилами. Утром, вечером, перед едой и после неё, в начале и по окончании любого дела совершается молитва. Сборник молитв- «Молитвослов».
Верующие в своих обращениях к Богу не требуют, не приказывают, а только просят, благодарят, прославляют Бога.
Самые распространенные – молитвы-просьбы. Люди просят для себя и близких прощения, защиты, успеха, здоровья. Даже обидчику православный человек желает только хорошего.
Молитвы во время православного богослужения читаются на церковнославянском языке. Употребление церковнославянского языка в обращении к Богу подчёркивает торжественность момента, особую значимость и особую меру почтения, которое молящийся испытывает к Господу. В церкви или даже дома многие из этих молитв читаются на распев или поются. Важно понимание содержания и смысла молитвы, а не бездумное повторение заученных слов.
Христиане считают, что Главой Церкви является Сын Божий Иисус Христос, а священники, митрополиты, патриарх –это священнослужители – люди, исполняющие волю Бога на земле.
Икона в переводе с греческого языка значит «образ». На иконе может быть изображён Иисус Христос, Богоматерь, святые, которых почитают православные христиане.
Глядя на икону, верующему легче подготовить себя к молитве. Верующие молятся не самой иконе, а тому, кто на ней изображён.
С этим связан старинный христианский обычай: при виде икон молиться, возжигать перед иконами свечи и лампады, помещать иконы на самом видном месте в доме.
Большую роль в жизни православного человека играют церковные праздники.
Праздник Рождества Христова – один из главных праздников всех христиан. В православии он отмечается 7 января.
19 января отмечается праздник – Крещение Господне.
Пасха – Светлое Христово Воскресение – Праздник праздников. Верующие люди воспринимают Пасху как праздник победы жизни над смертью.
Презентацию подготовила учитель начальных классов МКОУ «Глубокинская ООШ» Поникарова Алёна Викторовна Источники: 1. Основы мировых религиозных культур. 4 класс./Под ред.Т.Д.Шапошниковой (Р.Б.Амиров) 2. Фотографии – интернет.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1054852
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: «Христианство на Руси и в России»
Учителя: МБОУ «СОШ №12» НМР РТ
Основы религиозных культур народов России
Христианство на Руси и в России..
Урок открытия новых знаний.
Це ль урока: углубление представлений учащихся о христианстве на Руси и в России, церкви и крещении
-Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; акцентировать внимание на роли князя Владимира в этом событии; узнать о сегодняшнем положении Церкви в России
-Развивающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости; понять, какое значение имело Крещение в жизни целой страны;
-Воспитывающая: интерес к предмету, уважение к верующим людям
Мультимедийный проектор, экран, компьютер, рабочие листы с таблицей
Планируемые результаты урока
Формирование гуманистических и гражданских позиций
Основные причины принятия христианства на Руси; представление о деятельности князя Владимира, о значении данного события в дальнейшей истории страны;
метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Поиск и выделение необходимой информации;
Построение речевого высказывания.( высказывать свою точку зрения; принимать участие в обсуждении проблемы; аргументировать свое мнение)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Поиск и выделение необходимой информации;
Построение речевого высказывания.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Самостоятельная работа, тестирование
Учебник «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. — М: « Русское слово», 2011.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
Учитель включает звон колоколов. — Закройте глаза и представьте то, о чем говориться в стихотворении.
Учитель читает стихотворение на экране (слайд №1)
учащиеся слушают и представляют то, о чем говорится в стихотворении.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Учитель задает вопросы для определения уровня знаний по данной проблеме и руководит выдвижением гипотез учащимися, корректирует их. — О чем это стихотворение? (о Родине, о русской земле)
— Когда нашу родину называли Русью?
Высказывают свое мнение, выдвигают возможные варианты, исходя из личного опыта.
— Где была первая столица Руси?
— Кто первым принял крещение на Руси?
— Знаете ли вы о том, как христианство пришло на Русь?
А хотите узнать? Как думаете какая будет тема нашего урока?
Сегодня на уроке поговорим, как христианство пришло на Русь, какое это имело значение для Руси и какое сегодняшнее положение церкви в России.
Что вы хотите узнать по этой теме?
Дети совместно заполняют первый столбик таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель предлагает прочитать вопросы второго столбика таблицы и составить из них план урока (фиксирует на доске)
Читают вопросы, составляют план, выбирают более точный
Дети совместно заполняют второй столбик таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Учитель показывает слайды презентации (слайды №2-8)
Организует работу в группах
Смотрят презентацию, продолжают заполнять таблицу.(третий столбик)
Организует взаимопроверку в группах
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Учитель проверяет усвоение знаний по слайдам презентации. (слайды №9,10)
Организует инд. раб. по карточкам.
Высказывают своё мнение, выбирают варианты ответов
Несколько человек раб. с инд. карточками.
Организует самостоятельную работу учащихся с информацией учебника; задаёт вопросы по тексту; предлагает выполнить задания, данные в презентации (слайды № 11-13)
Читают текст учебника с пометками
Отвечают на вопросы.
Учитель предлагает ответить на вопросы теста (см. приложение №3)
Индивидуально выполняют задание, осуществляют самопроверку.
Учитель предлагает детям при помощи цвета оценить свою деятельность на уроке в виде луча солнца (на луче: слово-ассоциация с темой урока)
Дает домашнее задание: разгадать кроссворд (см. приложение № 4)
Выбирает луч и оценивает свою деятельность.
Как христианство пришло на Русь?
Кто принял христианство, какова причина принятия
Как распространялось христианство?
Что изменилось с принятием христианства на Руси, как
преобразило христианство Русь?
Вставь слова, пропущенные в тексте:
тест по теме “Христианство на Руси и в России”
1. Укажите дату крещения киевского князя Владимира:
а) 911 г.; б) 988 г.; в) 945 г.?
2. Отметьте неверную причину принятия христианства:
а) необходимость централизации страны;
б) необходимость борьбы с хазарами;
в) стремление укрепить международный авторитет Руси?
3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожие; б) трехбожие; в) единобожие?
4. Первым правителем Руси, принявшим христианств, был (а):
а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?
5. При каком князе произошло принятие христианства на Руси:
а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?
Во что, по мнению А.И.Солженицына наши предки вложили «самое лучшее, самое светлое»…
Что наполнило смыслом жизнь людей?
Какую страну называют Святой?
Чтобы вдали от жилья человек никогда не был один, наши предки строили
Рассказ христианина о своих грехах священнику называется…
После крещения люди старались изменить свою жизнь по учению…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-650894
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.