что такое право на забвение и как осуществляется
«право на забвение»
Так называемый законопроект «О праве на забвение» (№ 804132-6) был внесен в Госдуму 29 мая 2015 г. депутатами В.Е. Деньгиным, А.В. Казаковым, О.М. Казаковой и Л.И. Калашниковым.
Проект был разработан в целях создания механизма, ограничивающего по заявлению гражданина, направленному оператору поисковой системы, распространение в сети «Интернет» ссылок на информацию о нем, которая является недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства. По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать более полной и своевременной защите чести, достоинства и деловой репутации граждан.
Позицию интернет-отрасли в диалоге с государственными ведомствами представляла Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). Это некоммерческое партнерство, объединяющее более 150 игроков интернет-рынка и представляющее их интересы.
Комиссией РАЭК по правовым вопросам и представителями поисковых систем была проведена существенная экспертная работа по оценке и предложению изменений некоторых положений законопроекта, а также инициирован и проведен ряд встреч с участием профильных представителей Администрации Президента, Госдумы и Минкомсвязи.
Работа велась в беспрецедентно сжатые сроки, при этом требовалось учесть предложения и пожелания как минимум десяти представителей интернет-отрасли, которые направляли свои предложения и коррективы текста законопроекта в течение недели. Все изменения сводились в единую таблицу поправок и защищались попунктно в ходе рабочих встреч с представителями органов госвласти.
Главное, что следует знать пользователям и интернет-компаниям по поводу этого закона.
1. Речь не идет о введении цензуры. Никакая информация из интернета не удаляется. Прекращается только выдача ссылок. Тот, кто захочет, всегда найдет информацию при более глубоком поиске.
2. Прекращается выдача ссылок на следующую информацию о гражданине:
— информация, распространяемая с нарушением закона, – та информация, которая в принципе не может свободно распространяться, а распространяется только при соблюдении ряда условий. Например, ссылка на скан паспорта заявителя, который появился без его согласия в Интернете;
— неактуальная, в силу последующих событий или действий утратившая значение для заявителя информация. Например, ссылка на то, что заявитель работает (в настоящем времени) в такой-то организации, хотя он давно там не работает.
3. Выдача ссылок прекращается только по запросам пользователей поисковой системы, содержащим имя и (или) фамилию заявителя. Например, при наличии на каком-либо сайте информации «Иванов Иван Иванович отдыхал во Франции» по запросу «Иванов Иван Иванович» ссылки выдаваться не будут, а по запросу «отдых во Франции» – будут;
4. В требовании заявителя, которое он направляет оператору поисковой системы, должны содержаться: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, контактная информация; информация о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению; URL (указатель страницы сайта в сети «Интернет); основание для прекращения выдачи ссылок; согласие на обработку персональных данных.
5. Предусмотрено право оператора поисковой системы направлять заявителю уведомление об уточнении представленных сведений, а также уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего личность.
6. Срок рассмотрения требования заявителя составляет 10 рабочих дней (если не направлено уведомление об уточнении представленных сведений или уведомление о необходимости предоставить паспорт).
7. В случае отказа оператора поисковой системы возможно обращение в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок.
8. Закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
При подготовке законопроекта ко второму чтению были приняты многие поправки, предложенные интернет-отраслью, однако не были учтены два принципиальных предложения отрасли — исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца и продлить срок вступления закона в силу до 1 января 2017 г.
Поскольку не было учтено предложение исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца, надеемся, что данную категорию дел будут рассматривать в порядке упрощенного производства. Для этого потребуется внесение изменений в законопроект № 725381-6, внесенный Верховным Судом и принятый Госдумой в первом чтении. Данным законопроектом предполагается, что дела в гражданском процессе в порядке упрощенного судопроизводства рассматриваются без вызова сторон.
Право белых пятен
Мир полностью погрузился в эпоху цифровых технологий и интернета. С развитием поисковых систем, сетевых СМИ, социальных сетей и накоплением огромного пласта персональных данных право пользователя на защиту частной жизни в сети все чаще становится предметом не только общественных дискуссий, но и судебных споров. Одним из механизмов защиты стало так называемое “право на забвение” или “право быть забытым” (Right To Be Forgotten), вокруг которого в последние годы много шума и дискуссий в разных странах.
Начало было положено, когда в 2014 году Суд справедливости Евросоюза (CJEU — Court of Justice of the European Union) в решении по делу Google Spain против AEPD и М.К. Гонсалеса разъяснил, что субъекты данных имеют право на удаление информации о них из результатов поиска (делистинг, de-listing), если такая информация является “некорректной, нерелевантной или излишней” (inadequate, irrelevant or excessive).
С тех пор Google ввёл в своих отчетах Transparency Report специальный раздел, в котором публикует статистику по применению «права быть забытым» в Европе с публикацией примеров, когда IT-гигант удовлетворяет или отклоняет запросы пользователей по удалению информации о них из поисковой выдачи.
Ну, а само первое подобное дело закрутилось из-за жалобы гражданина Испании Марио Костеха Гонсалес (Mario Costeja González), который был недоволен тем, что в поисковой выдаче Google по его имени выдавалась статья в каталонской газете “La Vanguardia” от 1998 года, в которой говорится о проведении аукциона в связи с его долгами и аресте дома. Он заявлял, что эта информация прямо ущемляла его право на неприкосновенность частной жизни, поскольку с тех пор он погасил все свои долги. По мнению Гонсалеса, данная публикация потенциально могла нанести непоправимый ущерб как его общественному имиджу, так и его бизнесу, предоставляя потенциальным клиентам недостоверную информацию о его финансовом положении. Гонсалес требовал от каталонской газеты удалить или изменить информацию, а от компании Google – убрать её из поисковой выдачи. В итоге дело было передано на рассмотрение Суду Справедливости ЕС, который установил это известный прецедент.
Разрешив данный спор, суд также сформулировал критерии удаления информации из поисковых систем, указав, что в каждом отдельном случае необходимо оценивать ряд обстоятельств:
Право на забвение на международной арене
Право на частную жизнь гарантировано и статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), этот международный договор является одним из основополагающих документов Совета Европы, членом которого также является Россия.
Юрисдикция Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) включает вопросы по толкованию и применению Конвенции. В деле Фон Ганновер против Германии (N 2) (Von Hannover v. Germany N 2, по жалобе NN 40660/08 и 60641/08, Постановление от 7 февраля 2012 г.) ЕСПЧ разъяснил, что при поиске баланса между правом на свободу выражения мнений и правом на частную жизнь в принципе, оба права заслуживают одинакового уважения.
Суд установил ряд имеющих значение обстоятельств при поиске баланса между этими правами:
Международные неправительственные организации также сформулировали рекомендации относительно применения права на забвение. Например, организация “Article 19” в январе 2018 года сформулировала и опубликовала «Глобальные принципы о свободе выражения мнения и неприкосновенности частной жизни» (Global Principles on Freedom of Expression and Privacy), разработанные в сотрудничестве с экспертами со всего мира на основе уже имеющихся документов и рекомендаций международных организаций. Документ также отсылает к другому важному международному документу — «Манильские принципы», которые содержат четкие требования к запросам по удалению контента, а ранее, в 2015 году, “Article 19” опубликовала результаты правового анализа российских норм о “праве на забвение”, соотнеся их с международными стандартами по этой теме.
Один из глобальных принципов, сформулированных организацией “Article 19”, посвящён “праву на забвение” и делистингу. В Принципе N18 “Запросы на удаление из результатов поиска” указан список факторов, которые по мнению экспертов необходимо учитывать при принятии решения об исключения той или иной информации из результатов поиска:
Однако в последние годы мировая правоприменительная практика склоняется к тому, что поисковики должны удалять информацию из результатов поиска не только в национальной домене, но и в доменах по всему миру. Google на этот счет считает, что “никакая страна не должна распространять свои правила на граждан других стран, особенно, когда это касается легального контента”. Дело о правомерности глобального делистинга с участием Google и французского регулятора по защите персональных данных находится сейчас на рассмотрении у Суда справедливости ЕС. Дело началось еще три года назад, когда французский регулятор по защите персональных данных (CNIL) потребовал у Google осуществлять делистинг определённой информации во всех доменах, не только в доменах Европейского Союза. CNIL полагает, что право на забвение фактически не работает ведь пользователи вне Европы все еще видят ссылки в поисковой выдачи, кроме того, существуют технологии, позволяющие обойти фильтрацию.
В целом, наблюдается единообразное отношение ЕСПЧ и Суда справедливости ЕС к механизму применения права на забвение: необходимо оценивать ситуацию на основании критерия общественной значимости, критерия предохранения права на свободу слова, критерия природы и характера спорной информации.
Право на забвение в России
Россия также закрепила в законодательстве право на забвение, несмотря на широкую отраслевую критику и общественный резонанс.
С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон №264-ФЗ, который ввёл в действие действие ст. 10.3 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данная норма позволяет пользователю (заявителю) требовать у оператора поисковой системы удаления из результатов поиска ссылок на страницы сайтов, которые содержат информацию о заявителе, если соблюдается хотя бы одно из нижеперечисленного:
Когда “закон о праве на забвение” только вступил в силу, его исполнение приобретало весьма причудливые формы.
Например, весной 2016 г. Солнечногорский суд Московской области постановил разделегировать домен сайта РИА «ФедералПресс» по жалобе двух предпринимателей, которым не понравилось наличие информации об их бизнес тяжбах и которые не смогли зачистить упоминания своих имён с помощью нового “закона о забвении”.
А председатель одного дачного кооператива, который потребовал от интернет-издания NewsProm.Ru в (в форме простого заявления) удалить ряд опубликованных на данном портале статей, которые, по его мнению, потеряли свою актуальность, вредят его деловой репутации, а также вызывают негативное отношение со стороны собственников земельных участков. Очевидно, что заявитель ошибся, ведь закон о праве быть забытым касается лишь поисковых систем, а не СМИ.
Российская практика по праву на забвение показывает, что чаще поисковые системы отказывают в исключении ссылок из результатов поиска. Как следует из отчета компании Яндекс, по состоянию на конец марта 2016 года Яндекс удовлетворил только 27% от числа всех обработанных обращений, 73% обращений были отклонены (в том числе по 9% — частичным отказом (удовлетворили требования в отношении части ссылок из обращения). Что касается Google, то компания ответила отказом на 56,7% запросов пользователей, а удовлетворила 43,3% обращений (данные Google относятся только к пользователям Евросоюза).
Подобные отказы были ожидаемы и спровоцировали граждан, неудовлетворённых осторожностью поисковиков при реализации делистинга, к подаче заявлений в суды по месту жительства в соответствии с ч. 6.2 ст. 29 ГПК РФ. Соответствующая судебная практика свидетельствует о том, что операторы связи как правило отказывают гражданам правомерно и справедливо, а причиной являются ошибки самих заявителей в толковании и применении ст. 10.3 закона «Об информации».
С учётом судебной практики гражданам-заявителям следует учитывать следующие нюансы реализации “права на забвение”:
Отдельно стоит пояснить логику судов при рассмотрении дел “о праве на забвение”, касающихся удаления информации о судимости заявителя. Данная категория информации указана в ст. 10.3 закона “Об информации” в качестве исключения из правила, а не как одна из категорий информации, которую можно удалить из поисковой выдачи по “праву на забвение”.
Однако некоторые заявители воспринимают данную норму таким образом, будто погашение судимости автоматически делает информацию о судимости и соответствующем судебном деле неактуальной, и поэтому она подлежит удалению из поисковика. Однако это не так, неактуальность необходимо доказываеть дополнительными средствами и доводами.
Например, в деле №2-1479/16 об обжаловании гражданином отказа “Яндекса” прекратить выдавать ссылки, позволяющие получить доступ к тексту приговора в отношении истца, Привокзальный районный суд г. Тулы встал на сторону оператора поисковой системы и поддержал сохранение ссылок на указанную информацию в результатах поиска. Согласно решению от 21 сентября 2016 г. суд пришёл к выводу, что возможность поиска, получения, передачи и распространения сведений о совершении истцом преступления на указанных им страницах должна быть сохранена, в связи с тем, что на данных страницах скопирован текст судебного решения, которое в настоящий момент доступно для просмотра на сайт (т.е. актуальность информации сохраняется).
В российской судебной практике есть и пример с противоположной логикой, когда ссылки на информацию о судимости всё-таки удалялись оператором поисковой системы, и с этим был не согласен распространитель информации.
Например, находится на стадии кассационного обжалования дело по иску общественной организации Центр “Сова”, которая получил от Google два уведомления об удалении ссылок на 2 новостные заметки об уголовных делах осуждённых неонацистов. Неонацисты совершили общественно-опасное преступление (избили ангольца и разметили видео-ролики избиений в сети), и удаление какой бы то ни было информации об этих делах противоречит критерию общественной значимости, поэтому Центр “Сова” намерен добиться восстановления в результатах поиска Google ссылок на свои новостные заметки. Пока это единственный известный судебный процесс, инициированный не гражданином-заявителем, а владельцем сайта и распространителем информации, который не хочет даже частично исчезать из результатов поиска.
Заключение
Появление права на забвение размыло границы между публичным и частным лицами, расширило обязанности последнего по принятию решений, аналогично судебным органам. Правильно сбалансировать столкновение фундаментальных прав: право на частную жизнь, право на доступ к информации и право на свободу слова, представляется сложнейшей задачей.
Очевидно, российскому законодателю следует внести соответствующие дополнения в законодательство, детализировав существенные обстоятельства, которые следует учитывать при принятии решения о применении права на забвение ил отказе от этого, при этом учтя принципы, разработанные международными организациями и судами. Это позволит должным образом расширить возможности по контролю над своими персональными данными, при этом не нарушая других фундаментальных прав, как право на свободу слова и доступ к информации.
Многие существующие законы неизбежно должны были войти в противоречия с современными технологиями, и разрешить этот конфликт может только широкая дискуссия и реформа права.
Как работает право на забвение в интернете
Каждый может потребовать удаления ссылок на информацию о себе в интернете. Мы попросили юристов рассказать, как это работает в России и с какими проблемами сталкиваются поисковики и пользователи.
«Право на забвение» появилось в 2014 году после решения Европейского суда, обязавшего Google удалять из выдачи ссылки на «неточную, заведомо ложную и более неактуальную информацию» по заявлению гражданина ЕС. Всё началось с процесса испанца Марио Костеха Гонсалеса, который ещё в 2009 году потребовал изъять из общего доступа информацию о судебных извещениях 20-летней давности. Через две недели после вступления закона в силу Google открыла онлайн-форму для отправки заявлений. С 2014 по 2018 гг. поисковик получил почти 3 млн запросов. 44% указанных в заявлении адресов были удалены из выдачи.
Как работает право на забвение в рунете
Исключением являются сведения о событиях, содержащие признаки преступлений, сроки давности по которым не истекли, и информация о совершении гражданином уголовно наказуемого деяния, по которому не снята или не погашена судимость.
Заявление необходимо подать оператору поисковой системы. Для удобства каждый поисковик создал соответствующую электронную форму: Яндекс, Google, Mail.ru, Рамблер, Bing.
Заявление рассматривается в течение 10 дней, по истечении которых прекращается выдача ссылок или заявителю предоставляется мотивированный отказ. Часто требования удовлетворяют только частично. Недовольные решением граждане могут обратиться в суд с иском о прекращении выдачи ссылок. Однако, как показывает практика, суд всегда подтверждает обоснованность отказа поисковиков. Об этом нам рассказал Денис Костин, управляющий партнёр группы компаний «Аксиома», директор ООО «Универсальная юридическая контора»:
В судебной практике нет ни одного решения об удовлетворении требований заявителей. Суды, как правило, апеллируют к тому, что заявитель не предъявляет надлежащих доказательств того, что сведения являются не соответствующими действительности. Также есть решения, в которых указано, что оператор поисковой системы не может отождествить заявителя и лицо, в отношении которого распространяется информация. Ссылаются на то, что оператор поисковой системы не может установить соответствие информации действительности, т.е. не предоставляется относимый и допустимый пакет документов. В одном из решений есть мнение, что из диспозиции статьи 10.3 следует, что прекращение выдачи ссылок осуществляется оператором поисковой системы только на информацию, в отношении которой уже установлен факт ее недействительности, незаконности или неактуальности. И оператор не наделен полномочиями по установлению недостоверности или незаконности размещенной другими лицами информации. Я прихожу к выводу, что более эффективным будет не путь того, чтобы идти через заявление к оператору, а всё-таки, наверное, путь подачи искового заявления в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ). При разрешении такого рода дел суды выносят решения о соответствии или несоответствии информации действительности, и, в случае необходимости, требуют удалить ее.
Проблемы применения права на забвения
Одна из главных проблем при использовании «права на забвение» — действие закона только на определённой территории. Например, гражданин страны, входящей в Европейский союз, обращается в Google с просьбой об удалении недостоверной информации. Его заявление удовлетворяют, ссылки не отображаются в поисковой выдаче, но только если использовать Google из страны, входящей в ЕС. В итоге для получения доступа к информации достаточно просто поменять своё местоположение хотя бы с помощью VPN.
Сейчас Европейский союз требует от Google распространения запрета на все страны. То есть если заявление гражданина ЕС будет удовлетворено, то удалённые ссылки не будут показываться ни в одной версии поисковой системы. В Google считают, что такой подход приведёт к навязыванию своих ценностей остальному миру, и категорически отказывается от глобальной чистки выдачи.
Российский закон о «праве на забвение» тоже вызывает у поисковиков вопросы. В марте 2016 года в блоге Яндекса появился пост со статистикой применения нормы и предложениями по доработке. В частности, за три месяца действия закона компания получила 3600 обращений, из которых 27% были удовлетворены. По остальным заявлениям компания составила письменный отказ.
Одна из главных причин большого количества отказов — невозможность определить достоверность, законность и актуальность информации. Однако руководитель аппарата «Правое дело» Урван Парфентьев считает, что поисковик неправильно трактует норму:
Буквальный анализ нормы свидетельствует, что поисковикам дано право только проверить полноту предоставленных заявителем сведений в установленном законом объеме. Также по результатам анализа можно предположить (хотя это прямо не указано в комментируемой статье), что поисковики могут проверить факт осуждения гражданина или наличия судимости по публичным источникам, но не больше. Таким образом, закон не возлагает на поисковик функции проверки достоверности или актуальности информации, как почему-то ошибочно полагают отдельные компании. Им отведена исключительно техническая функция, и заявление субъекта персональных данных для них является достаточной защитой в случае претензий «сетевых анархистов» по изъятию каких-то ссылок из поисковой выдачи.
Проблема в том, что норма сформулирована таким образом, что её можно толковать по-разному. Например, Елена Михалевич, адвокат Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры», считает, что законодатель всё-таки обязал поисковики самостоятельно проверять предоставленные заявителем сведения — по крайней мере, в части отнесения информации к неактуальной или утратившей значение:
Законодатель фактически переложил обязанности по оценке размещенной информации на операторов поисковых систем, как правило, являющихся частыми компаниями. Они должны принимать решение об отнесении информации к утратившей значение для заявителя. При этом им необходимо не только оценивать представленные заявителем доказательства, что информация стала для заявителя неактуальной и утратила для него значение в силу событий или действий заявителя, но и учитывать конституционный принцип гласности и свободы слова, поскольку информация может касаться не только самого заявителя, но и иных лиц, а также иметь общественное значение. При существовании более четких критериев, в том числе [указания того,] какими доказательствами может быть подтверждена неактуальность и утрата значения для заявителя информации, полагаю, что процесс реализации права на забвение был более прозрачным и понятным как для операторов поисковых систем, так и для заявителей.
«Право на забвение» в том виде, в котором его сейчас используют в Европе и России, имеет сразу две большие уязвимости, которые фактически делают его бессмысленным. Кроме территориального ограничения применения проблемой является и доступность материала по прямой ссылке. Об этом говорит и юрист Денис Костин:
Поисковые сервисы фактически не осуществляют распространение информации. Они лишь предоставляют пользователям услуги поиска информации, которая размещается третьими лицами. И указанный факт как раз исключает возложение ответственности на поисковые сервисы (т.е на операторов) за содержание информации. Авторы сайтов самостоятельно, с использованием соответствующих программных средств, определяют уровень доступности размещаемой ими информации, определяют возможность или невозможность индексирования информации поисковыми системами. Это их зона ответственности. Результаты поиска по каждому запросу любого пользователя формируются автоматически. [Поисковики] предоставляют просто список ссылок, который указывает, по каким сетевым адресам в интернете в текущий момент времени может присутствовать информация, релевантная заданному пользователем вопросу.
Таким образом, применение «права на забвение» не предполагает удаления информации с сайтов — для этого есть другие процедуры. Оно лишь обеспечивает удаление ссылок из поисковой выдачи. Это снижает охват, потому что большую часть информации мы получаем из поисковиков, но не решает проблему распространения полностью.
Почему иногда забвение — это плохая идея
Главная опасность — «эффект Стрейзанд», суть которого в том, что попытка скрыть информацию часто приводит к обратному результату — ещё более широкому её распространению. Название этого социального явления отсылает к истории певицы и актрисы Барбары Стрейзанд. В 2003 году она подала иск с требованием взыскать 50 млн долларов с фотографа, который сделал снимок её дома в Майами, и с портала, разместившего фотографию в открытом доступе. До начала судебного разбирательства фото было скачано с сайта 6 раз, при этом дважды его загружали адвокаты Стрейзанд. Спустя месяц у изображения было уже более 400 тысяч просмотров. Иск в итоге был отклонён.
Сразу после появления в России «права на забвение» поисковики стали получать заявления, а СМИ внимательно изучать, кто пытается удалить сведения о себе из общего доступа. Уже в феврале 2016 года Яндекс, Google и «Рамблер Интернет Холдинг» стали ответчиками по иску некого Колупаева П.О. с требованием об исключении из поисковой выдачи нескольких ссылок. Журналисты «Ведомостей» предположили, что это бывший сотрудник УФСКН России по Липецкой области, в отношении которого ранее были заведены уголовные дела. Вместо забвения Колупаев П.О. получил упоминание в федеральной прессе — теперь вы тоже о нём знаете.
За два года были и куда более громкие дела. Бизнесмен Сергей Михайлов, которому приписывают прозвище Михась, судимость и участие в солнцевской группировке, неоднократно обращался в Яндекс и Google с требованием удалить ссылки на материалы «с недостоверной или заведомо ложной информацией». По его словам, сейчас поисковики удовлетворили только 5% запросов. О попытках Сергея Михайлова скрыть информацию первым рассказал«РБК», затем историю подхватили другие СМИ.
Ещё один постоянный заявитель — бизнесмен Евгений Пригожин, которого связывают с созданием «фабрики троллей» и называют «поваром Путина». Он подал уже больше 20 исков с требованием удалить ссылки на материалы, в которых идёт речь о воровстве, незаконном получении госконтрактов и других нарушениях закона.
Впрочем, рядовым гражданам обращение к поисковикам с просьбой об удалении информации вряд ли грозит серьёзным интересом со стороны СМИ. Тот же Колупаев П.О. стал известен, потому что был одним из первых заявителей. Наверняка повлиял и его статус бывшего сотрудника правоохранительных органов. К людям известным и авторитетным же внимание всегда будет выше. При этом общественное мнение часто выражает позицию, что если человек пытается что-то скрыть, значит, это неприятная правда.