что такое праведный гнев

Ложь во спасение, праведный гнев и белая зависть

Ложь во спа­се­ние

Хри­стос одно­значно харак­те­ри­зует дья­вола как родо­на­чаль­ника лжи: когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ).

«Ложъ во спа­се­ние» — иска­жён­ная цитата из 32 псалма: Ложъ конь во спа­се­ние, во мно­же­стве же силы своея не спа­сется ( Пс.32:16–17 ), по-русски: Нена­дё­жен конь для спа­се­ния. (Ложъ — цер­ков­но­сла­вян­ское при­ла­га­тель­ное муж­ского рода, пере­ве­дён­ное в Сино­даль­ном пере­воде как «нена­дё­жен»). Другой пример упо­треб­ле­ния того же слова: Аз же рех во изступ­ле­нии моем: всяк чело­век ложъ ( Пс.115:2 ), то есть опять-таки «нена­дё­жен».

Ложь про­ти­во­есте­ственна и про­тивна спа­се­нию «Ложь заклю­чает двери к молитве. Ложь изго­няет веру из сердца чело­века. Гос­подь уда­ля­ется от чело­века, тво­ря­щего ложь» (свт. Феофан Затвор­ник). Что же каса­ется так назы­ва­е­мой уте­ши­тель­ной лжи, она часто бывает обу­слов­лена неуме­нием или него­тов­но­стью чело­века пред­ста­вить своему собе­сед­нику правду в той мере и в той форме, в кото­рой он спо­со­бен её при­нять. Иногда для этого не достаёт муд­ро­сти или муже­ства. Отсюда и оправ­да­тель­ный анту­раж для слу­чив­шейся лжи: ложь во спа­се­ние, ложь ради спо­кой­ствия или мило­сер­дия и т. д.

Иногда при­хо­дится слы­шать рас­суж­де­ния о том, что ложь бывает необ­хо­дима. Напри­мер, чтобы скрыть кого-либо от врагов или дать чело­веку спо­койно уме­реть. Это лукав­ство.

Лишь чело­веку с огра­ни­чен­ным лек­си­ко­ном неве­домо, что вовсе не обя­за­тельно всегда давать исклю­чи­тельно утвер­ди­тель­ный или отри­ца­тель­ный ответ. Послу­шайте выступ­ле­ния поли­ти­ков: часто их спра­ши­вают об одном, а они отве­чают совер­шенно о другом. Иногда дети задают наивно-бес­це­ре­мон­ные вопросы, но нам ни разу не при­хо­ди­лось слы­шать на них прямой ответ. В любой ситу­а­ции воз­можно укло­ниться от ответа, можно и про­мол­чать или заявить, что вы отка­зы­ва­е­тесь отве­чать. Несо­мненно, лгать проще, но это не реше­ние для хри­сти­а­нина.

Более страшно, когда люди лгут уми­ра­ю­щему, боясь “рас­кон­сер­ви­ро­вать” его душу и совесть на смерт­ном одре. Пусть чело­век погиб­нет для веч­но­сти, лишь бы не нерв­ни­чал и не пере­жи­вал, наде­ясь, что у него ещё есть время…

“Нет ничего сред­него между Исти­ной и ложью, но как нахо­дя­щийся вне света, по необ­хо­ди­мо­сти, будет во мраке, так и немного отсту­пив­ший от Истины, предо­став­лен под­ле­жать лжи, если будем гово­рить правду; и хотя воз­можно ска­зать, что между светом и тьмой есть сере­дина — назы­ва­е­мая вечер­ними и утрен­ними сумер­ками, однако, между Исти­ной и ложью, как бы кто ни ста­рался, не выду­мает нечто сред­нее” — свя­ти­тель Марк Эфес­ский.

Если же нам не хва­тило веры, или мы обрекли себя в ситу­а­цию, когда оста­ётся лишь выбор между боль­шим и мень­шим грехом, то после­дуем совету Аввы Доро­фея: «когда слу­чится такая вели­кая необ­хо­ди­мость укло­ниться от слова правды, то и тогда чело­век не должен оста­ваться бес­пе­чаль­ным, а должен каяться и пла­кать перед Богом и счи­тать такой случай вре­ме­нем иску­ше­ния».

Пра­вед­ный гнев

Из Свя­щен­ного Писа­ния мы знаем, что Хри­стос гне­вался на тор­гу­ю­щих в Иеру­са­лим­ском храме. Гне­вался Иоанн Кре­сти­тель, когда назы­вал фари­сеев, при­хо­дя­щих к нему, порож­де­ни­ями ехидны, то есть зме­и­ными отро­дьями, и спра­ши­вал их: кто внушил вам бежать от буду­щего гнева? Это все при­знаки гнева, кото­рый без­гре­шен, гнева, кото­рый рожден чув­ством нена­ви­сти ко греху, но любви к согре­ша­ю­щему и жела­нием ему спа­се­ния.

Пра­во­слав­ное учение о чело­веке гово­рит, что гнев как при­род­ная спо­соб­ность души был дан чело­веку вместе с такими силами, как разум и любовь. Гнев подо­бен сто­ро­же­вому псу, постав­лен­ному охра­нять дом. Если он без всякой пощады грызет воров и гра­би­те­лей, такой пес достоин похвалы, как помощ­ник и защит­ник. Но если он начи­нает бро­саться на гостей и слу­чай­ных про­хо­жих, то зани­ма­ется вре­ди­тель­ством.

У святых отцов есть поня­тие «пра­вед­ного гнева», когда гнев направ­лен на борьбу со стра­стями и явля­ется иммун­ной силой души.

Поэтому, вся­че­ски предо­сте­ре­гая от непра­вед­ного гнева на людей, святые не отвер­гали сам гнев, а лишь при­зы­вали дать ему верное направ­ле­ние. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рил: «Ты гнев­лив? Будь таким по отно­ше­нию к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь стро­гим судьей и гроз­ным кара­те­лем своих соб­ствен­ных грехов — вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас».

«Раз­дра­жи­мость, или ярост­ная часть души, – гово­рил пр. Мака­рий Оптин­ский, – дана нам не для того, чтобы гне­ваться на ближ­него, а иметь рев­ность против греха».

Белая зависть

Зависть — это скорбь о бла­го­по­лу­чии ближ­него. Избе­гать зави­сти запо­ве­дано нам Богом через про­рока и Бого­видца Моисея в 10‑й запо­веди. Зависть не может быть белой. Зависть всегда оста­нется зави­стью, в какой бы цвет мы ее не рас­кра­ши­вали.

«Белой зави­стью» можно счи­тать тот её вид, кото­рый описан в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же. Итог этой сказки хорошо изве­стен.

То, что под­ра­зу­ме­вают под белой зави­стью в полной мере выра­жает заме­ча­тель­ное слово сора­до­ва­ние.

Источник

Православная Жизнь

Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного.

что такое праведный гнев. Смотреть фото что такое праведный гнев. Смотреть картинку что такое праведный гнев. Картинка про что такое праведный гнев. Фото что такое праведный гнев

В числе наиболее распространённых страстей нашего времени гнев занимает особое место. Не в последнюю очередь из-за того, что современный человек научился мастерски оправдывать гнев тысячей причин. Неудачно сложившиеся обстоятельства, суета, спешка, усталость, плохое самочувствие, стресс… Все мы, конечно, понимаем, что за подобными отговорками стоит банальное неумение себя вести и нежелание с этим что-либо делать. Однако, гневу подвержен каждый и всякий раз, оправдывая чуждой гнев, мы и для себя самих допускаем возможность разгневаться при любом удобном поводе.

К тому же в нашу жизнь прочно вошло убеждение, что гнев сдерживать нельзя, поскольку это якобы вредно для психики и даже оказывает на неё разрушительное влияние. И этот факт не стоит недооценивать: в юные годы я сам крутил пальцем у виска, когда кто-то при мне серьёзно говорил подобные вещи, но вот прошло всего четверть века – и теперь я на исповеди всё чаще слышу вопрос, как быть с гневом, когда, c одной стороны, это грех, а с другой, гнев сдерживать нельзя? Понятно, что в таких условиях даже самый адекватный человек, чувствующий или знающий, что на самом деле разрушительно на душу действует не сдерживание гнева, а сам гнев, имеет немного шансов устоять перед соблазном предпочесть борьбе с грехом поиск возможностей этот гнев оправдать.

А таких возможностей в нашем перекошенном мире нынче хватает. Причём даже для верующих есть свои, так сказать, эксклюзивные возможности. Например, знакомо ли вам понятие «праведный гнев»? Полагаю, знакомо. Правда, это словосочетание знают и неверующие. Коммунисты в своё время заёрзали его почти до дыр. Даже я, проживший при Союзе десятилетие с небольшим, хорошо помню, что «праведным гневом» сердца советских людей наполнялись регулярно и нередко по команде. Например, когда в газетах писали, что ОБХСС выявил очередных расхитителей социалистической собственности, или когда на партсобраниях клеймили позором тунеядцев и пьяниц, а также, когда в программе «Время» рассказывали про ужасы чилийской военщины или когда не уроках истории школьники проходили неумелую стрельбу Фанни Каплан и гражданскую войну в Испании. Естественно, это был никакой не праведный гнев, а, как некогда метко выразился Леонид Филатов, «политическая злость» (надо сказать, хорошо знакомая нам по событиям последних лет в нашей стране), но как раз это и важно. Впрочем, о злости позже.

Гнев действительно может быть праведным. Например, в праведном гневе, вызванном ревностью о доме Божием, Христос выгнал из храма торговцев и менял, превративших святое место в базар. Движимый праведным гневом, пророк Илия казнил жрецов Ваала после жертвоприношения на горе Кармил. С чувством праведного гнева один из новомучеников, расстрелянных в Петрограде с митрополитом Вениамином в 1918 году, «в свой смертный час издевался над палачами». При этом свойственный святым праведный гнев может быть присущ и обычным людям. Например, гнев, направленный не на ближнего, а на врага рода человеческого – прекрасный стимул для борьбы со страстями и для духовной жизни в целом. Трезвое и правдивое отношение к жизни рано или поздно приводит человека к пониманию того, что во всех своих проблемах, невзгодах и бедах виноват исключительно он сам. А потому гнев на кого бы то ни было и за что бы то ни было не только греховен, но безоснователен. Тот, кто до конца честен с собой, гневается только на себя, даже тогда, когда перед ним кто-то действительно виноват. И такой правдивый гнев в определённой мере тоже может быть назван праведным.

В то же время при всей ясности вопроса в гневе несложно обмануться. Попробуйте, гневаясь на грех, не прогневаться на человека, этот грех совершающего. Не спешите удивляться, такое возможно. Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного. И он нам знаком. Это уже упоминавшаяся здесь злость. Именно её отсутствие свидетельствует о гневе как о проявлении духовной ревности, а не как о грехе. И здесь уже неважен предмет гнева. Если в гневе присутствует злость, он греховен по определению и совершенно неважно, что этот гнев у нас вызвало: нанесённая нам обида, ущемление нашего самолюбия, явное преступление или даже кощунство.

Гневаясь со злобой, человек согрешает всегда, сколь бы ни был благовидным предлог: обман при продаже, халатность врача, оскорбление беззащитного, ограбление храма или бесчинство раскольников. И именно тогда, когда гнев, на первый взгляд, обоснован и справедлив, он наиболее опасен. Ведь вред, причиняемый гневом и злобой душе человека, имеет место независимо от того, справедливо ли гневается человек или нет. Но если гнев напрасный, пустой или несправедливый, осознаётся как грех быстрее, острее и чаще, то, обоснованный и оправданный ощущением собственной правоты, он нередко воспринимается как норма и незаметно становится постоянным душевным свойством, проявляясь с течением времени всё чаще, пока, в конце концов, не престаёт нуждаться в какой бы то ни было правоте для собственного оправдания. Стоит ли в итоге удивляться тому, что говорить о «праведном гневе» больше всего любят именно те, кому для преодоления в себе обычного гнева, того, который, по слову Писания, «не творит правды Божией» (Иак. 1:20), вечно недостаёт как не сил, так желания?

Вывод же, как водится, прост: с гневом необходимо бороться. С любым. В том числе и с тем, который, на первый взгляд, кажется правильным или даже праведным. Привычка гневаться вырабатывает в человеке злость, а злость и праведность – вещи несовместимые. Другими словами, на праведный гнев способен лишь тот, кто обычному гневу не оставляет ни единого шанса. В любом же другом случае «праведный гнев» не более чем неуклюжее оправдание привычки к гневу неправедному.

Протоиерей Владимир Пучков

Источник

Что такое праведный гнев

Гнев – 1) гнев Божий — Боже­ствен­ное дей­ствие; образно выра­жа­е­мая реак­ция Бога на грех; 2) силь­ная сте­пень воз­буж­де­ния есте­ствен­ной для чело­века раз­дра­жи­тель­ной силы души, обу­слов­лен­ная недо­воль­ством по отно­ше­нию к кому-либо, чему-либо; 3) гре­хов­ная страсть, свя­зан­ная с силь­ной под­вер­жен­но­стью чело­века гнев­ли­вому чув­ству (согласно рас­про­стра­нен­ному в аске­ти­че­ской лите­ра­туре утвер­жде­нию, гнев входит в состав восьми наи­бо­лее пагуб­ных стра­стей).

Как тако­вой, гнев не явля­ется заве­домо бого­про­тив­ным: он может слу­жить к совер­ше­нию добрых дел, но также может вести и к худым целям. Гос­подь запре­щал не всякий гнев, но – «напрас­ный» гнев ( Мф.5:22 ). И апо­стол гово­рит: «гне­ва­ясь не согре­шайте» ( Еф.4:26 ), – ука­зы­вая таким обра­зом на то, что гнев может и не быть обу­слов­лен грехом.

По соглас­ному мнению Святых отцов, выра­же­ния Свя­щен­ного Писа­ния о гневе Божием имеют пере­нос­ный, антро­по­морф­ный смысл.

…Вы слы­шали, что ска­зано: люби ближ­него твоего и нена­видь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного, ибо Он пове­ле­вает солнцу Своему вос­хо­дить над злыми и доб­рыми и посы­лает дождь на пра­вед­ных и непра­вед­ных ( Мф.5:43-45 ).

От глупых и неве­же­ствен­ных состя­за­ний укло­няйся, зная, что они рож­дают ссоры; рабу же Гос­пода не должно ссо­риться, но быть при­вет­ли­вым ко всем, учи­тель­ным, незло­би­вым, с кро­то­стью настав­лять про­тив­ни­ков, не даст ли им Бог пока­я­ния к позна­нию истины, чтобы они осво­бо­ди­лись от сети диа­вола, кото­рый уловил их в свою волю ( 2Тим.2:23-26 ).

про­то­и­е­рей Вале­риан Кре­че­тов:
Перед тем, как что-нибудь ска­зать, говори всегда про себя: «Гос­поди, бла­го­слови!» Даже если у тебя все внутри заки­пело, прежде чем все выска­зать, скажи: «Гос­поди, бла­го­слови!» Ну смо­жешь ли ты ругаться после этого? Да навер­няка не смо­жешь. Рот сам собой закро­ется.

схи­и­гу­мен Савва (Оста­пенко):
Ни с кем нельзя гово­рить повы­шен­ным тоном. Если вдруг заки­пел в сердце гнев, надо знать, что это от дья­вола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой.

бла­жен­ный Диадох Фоти­кий­ский:
Иногда гнев при­но­сит вели­чай­шую пользу… когда мы невоз­му­тимо поль­зу­емся им против нече­сти­вых или каким бы то ни было обра­зом нагло посту­па­ю­щих, дабы они или были спа­сены или при­сты­жены.

св. Иоанн Дамас­кин:
Суще­ствует три вида гнева: раз­дра­же­ние, злоба и мсти­тель­ность. Раз­дра­же­нием назы­ва­ется гнев, начи­на­ю­щийся и воз­буж­да­ю­щийся. Злобою – гнев дли­тель­ный, или зло­па­мят­ство; мсти­тель­ность есть гнев, выжи­да­ю­щий случай для мщения.

прп. авва Доро­фей:
Невоз­можно кому-либо раз­гне­ваться на ближ­него, если сердце его сперва не воз­не­сётся над ним, если он не уни­чи­жит его, и не сочтёт себя высшим его.

свт. Иоанн Зла­то­уст:
Когда кто-нибудь оскорб­ляет тебя, смотри не на обид­чика, а на дви­жу­щего им демона и весь свой гнев излей на этого послед­него, а того, кто воз­буж­да­ется им, пожа­лей.

свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов:
Когда тебя охва­тит чув­ство злобы к кому-либо, то пред­ставь себе, что и ты и он должны уме­реть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права фор­мально.

свя­ти­тель Феофан, затвор­ник Вышен­ский:
Гнев и обид­чи­вость от само­лю­бия, по кото­рому мы при­знаем себя сто­я­щими немало; потому, когда кто дерз­нет не воз­дать нам долж­ного, кипя­тимся и замыш­ляем отмще­ние… Поста­рай­тесь делать так, чтобы, и минуты не про­пус­кая, взяться за себя и разо­рить свой само­цен. Поло­жите зако­ном:

преп. Иосиф Исих­аст:
Когда найдёт на тебя гнев – крепко закрой рот и не говори с оскорб­ля­ю­щим, или позо­ря­щим, или обли­ча­ю­щим, или вся­че­ски тебя иску­ша­ю­щим без при­чины. И этот змей взо­вьется в сердце, под­ни­мется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задох­нется и лопнет. И когда это повто­рится несколько раз – станет слабее и пре­кра­тится совсем. Это я нашел во многих и вели­ких испы­та­ниях.

Неко­то­рые счи­тают, что гнев, в отли­чие от других стра­стей, не дает даже иллю­зор­ного насла­жде­ния. Но нам кажется, что это не так. В состо­я­нии ярости чело­век пере­жи­вает темное зве­ри­ное насла­жде­ние, будто он поедает свою добычу и отда­ется этому чув­ству как сла­до­стра­стию.

Гнев имеет много раз­но­вид­но­стей. Это змей, кото­рый порож­дает дете­ны­шей, более ядо­ви­тых и опас­ных, чем он. Эти зме­е­ныши: ярость, нена­висть, зависть, рев­ность, зло­па­мят­ство, кото­рые делают несчаст­ным как самого чело­века, так и его близ­ких.

Гнев легко соче­та­ется с дру­гими стра­стями и тогда появ­ля­ется целый спектр цветов и оттен­ков, как при пре­лом­ле­нии луча через кри­сталл.

Соче­та­ние гнева со ску­по­стью порож­дает нена­висть к нищим. Скупец смот­рит на них как на агрес­со­ров, кото­рые поку­ша­ются на его иму­ще­ство и бла­го­по­лу­чие. Он назы­вает их без­дель­ни­ками, лице­ме­рами, обман­щи­ками, туне­яд­цами, пара­зи­тами обще­ства, пияв­ками, при­со­сав­шимся к телу чест­ных тру­же­ни­ков и пьющим их кровь. В душе он готов, чтобы всех нищих сослали бы на какой нибудь необи­та­е­мый остров, или пере­стре­ляли бы как бро­дя­чих собак, из-за кото­рых люди боятся ходить по улице. Когда он слышит о воров­стве и гра­бе­жах, то первая мысль – что его могут обо­красть и лишить денег, и он зара­нее пере­жи­вает воз­мож­ную про­пажу, как жрец, у кото­рого воры похи­тили идолов из капища. Он воз­му­ща­ется, почему законы снис­хо­ди­тельны к ворам и думает: как было бы хорошо, если у нас, как в неко­то­рых мусуль­ман­ских стра­нах, рубили бы руки и резали уши, а раз­бой­ни­ков, как в старой Англии, сжи­гали бы живьем. В незна­ко­мом чело­веке, кото­рый слу­чайно оста­но­вился у ворот, он, подо­зре­вает зло­умыш­лен­ника.

Гнев, соеди­нен­ный с печа­лью, порож­дает раз­дра­жи­тель­ность, досаду, ропот и хро­ни­че­ское недо­воль­ство всем и всеми.

Гнев, соеди­нен­ный с уны­нием, порож­дает нена­висть и пре­зре­ние к самой жизни, про­тест против про­мысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрес­сив­ный атеизм. Такое состо­я­ние явля­ется пред­вест­ни­ком отча­я­ния и бывает одной из причин само­убий­ства.

Гнев, соеди­нен­ный с тще­сла­вием, порож­дает зависть, зло­па­мят­ство и мсти­тель­ность. Для такого чело­века враг уже тот, кто в чем-то пре­взо­шел или опе­ре­дил его. Он готов упо­тре­бить против своего «сопер­ника» самые низкие сред­ства: язви­тель­ные насмешки, сплетни, кле­вету и донос.

Гнев, соеди­нен­ный с гор­ды­ней порож­дает нена­висть к чело­ве­че­ству, фана­тизм и бес­по­щад­ность. Эти две стра­сти звучат в пафосе три­бу­нов рево­лю­ций. Когда такие люди захва­ты­вают власть, то они ста­но­вятся пер­ма­нент­ными убий­цами и мани­а­каль­ными некро­ма­нами, осо­бенно, если к этому еще при­бав­ля­ется пара­но­и­че­ский страх за соде­ян­ные пре­ступ­ле­ния. По пре­да­нию, таким стра­хом был обу­ре­ваем Каин после убий­ства Авеля. Он дрожал как лист и посто­янно пере­хо­дил с места на место, словно пре­сле­ду­е­мый неви­ди­мыми мсти­те­лями, как при­зра­ком уби­того брата: то он пря­тался за сте­нами постро­ен­ного им города, то блуж­дал в горах и скры­вался в чащах лесов, пока не был убит слу­чай­ной стре­лой Ламеха, при­няв­шего его за зверя.

Рим­ский импе­ра­тор Кали­гула – садист и пара­ноик на троне рим­ских цеза­рей – гово­рил, что жалеет о том, что у чело­ве­че­ства нет единой шеи, чтобы отру­бить ему голову одним ударом меча.

Из других порож­де­ний гнева упо­мя­нем сле­ду­ю­щие стра­сти:

Зло­па­мят­ство – ока­ме­нев­ший гнев; он таится в глу­би­нах сердца и в любое время может вспых­нуть, как тле­ю­щие под пеплом угли, если на них бро­сить хво­рост.

Зависть – это скорбь о чужой радо­сти и радость о чужой скорби.

Есть еще один вид гнева – холод­ное рав­но­ду­шие, это огонь, пре­вра­тив­шийся в лед. Хри­сти­а­нам запо­ве­дано забы­вать обиды, а в этом случае чело­век ста­ра­ется забыть не обиду, а обид­чика, изгнать его из своего сердца, вычерк­нуть имя его из памяти. Это без­раз­ли­чие похоже на холод клинка, а не на хри­сти­ан­ское про­ще­ние, когда враг ста­но­вится другом; оно скорее напо­ми­нает буд­дий­ское рав­но­ду­шие и пре­зре­ние сто­и­ков, для кото­рых мстить это уни­зить себя: муд­рецу срав­няться с невеж­дой, ари­сто­крату духа – с воню­чим пле­беем.

К греху гнева при­над­ле­жит также жесто­кое отно­ше­ние к живот­ным: жела­ние мучить и при­чи­нять боль без­за­щит­ным суще­ствам. Напри­мер, ребе­нок отры­вает голову у куклы, затем мучает кошку, бро­сает кам­нями в собаку, отры­вает крылья у бабо­чек. Он начи­нает испы­ты­вать насла­жде­ния, при­чи­няя боль другим. Из таких людей часто вырас­тают маньяки и сади­сты, кото­рые не только уби­вают, но под­вер­гают пыткам свои жертвы.

Как бороться со стра­стью гнева? Прежде всего, мол­ча­нием. Если гнев под­сту­пил к твоему горлу, то оста­нови его, запри как пой­ман­ного скор­пи­она в банке, не всту­пай в это время в раз­го­вор, хотя бы это было так трудно, как не вскрик­нуть при ожоге. В страст­ном состо­я­нии нельзя ни ска­зать, ни сде­лать ничего доб­рого, кроме одного: успо­ко­ить самого себя. Правда, ска­зан­ная с раз­дра­же­нием и злобой, звучит как ложь. Если чело­век сумел про­мол­чать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не уда­лось обма­нуть его. Успо­ко­ив­шись, он найдет другие слова, чтобы ска­зать чело­веку то, что хотел. […]

Для борьбы с гневом необ­хо­дима пере­мена нрав­ствен­ных ори­ен­ти­ров чело­века. Одной из причин гнева явля­ется разрыв между жела­нием и воз­мож­но­стью. Поэтому в борьбе с гневом надо рас­смот­реть наши жела­ния и стрем­ле­ния – пра­вильны ли они. Ложное жела­ние, осно­ван­ное на стра­сти, вызы­вает ложные пред­став­ле­ния. Чело­век попа­дает в область иллю­зий, обра­зами кото­рой пита­ются ум и сердце. Неис­пол­нен­ное жела­ние порож­дает про­тест, как волна, уда­рив­ша­яся о камень – обрат­ную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необ­хо­димо опре­де­лить глав­ную цель жизни и под­чи­нить ей свои душев­ные силы. Для этого надо очи­щать ум от фан­та­зий и вооб­ра­же­ний, кото­рые порож­дают иллю­зию мысли, а сердце – от гор­до­сти и при­тя­за­ний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправ­ле­нием мыс­лен­ной силы – ума, затем – жела­тель­ной силы (область эмоций), а потом – раз­дра­жи­тель­ной силы (реак­тив­ной силы души).

Для борьбы с гневом, также как с дру­гими стра­стями, необ­хо­дима внут­рен­няя молитва. Если невоз­можно отло­жить спор на время, когда пол­но­стью успо­ко­ится сердце, то надо поло­жить себе пра­вило: 33 раза ска­зать Иису­сову молитву, прежде чем отве­тить чело­веку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Гос­поди, хра­не­ние устом моим, и дверь ограж­де­ния о устах моих».

Суще­ствуют два вида гнева: есте­ствен­ный и гре­хов­ный. Есте­ствен­ный гнев явля­ется необ­хо­ди­мым свой­ством чело­ве­че­ской души, защи­ща­ю­щим ее от втор­же­ния неви­ди­мых духов­ных змей – как иммун­ная система защи­щает орга­низм чело­века от болез­не­твор­ных начал. Это гнев против демона и греха. Он явля­ется стра­жем души; без него невоз­можна чистота сердца, стя­жа­ние бла­го­дати и любовь к Богу. О таком гневе напи­сано в Библии: «Гне­вай­тесь и не согре­шайте».

Без гнева невоз­можно очи­щать душу от стра­стей и изго­нять нечи­стые помысли во время молитвы. Без свя­того гнева сама любовь дегра­ди­рует в рав­но­ду­шие и попу­ще­ние греху. Многие объ­яс­няют свое без­раз­ли­чие снис­хо­ди­тель­но­стью и мило­сер­дием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе суще­ствует прием: обра­щать силу про­тив­ника против него самого. В духов­ной борьбе надо научиться обра­щать святой гнев против страст­ного, извра­щен­ного гнева. Вели­кое искус­ство гне­ваться на гнев. Вна­чале это пока­жется пара­док­саль­ным: как можно огнем тушить огонь, ветром оста­нав­ли­вать ветер и рекой пре­граж­дать поток другой реки? Но упраж­не­ния в этом искус­стве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гне­ваться на гнев, как на позор­ное состо­я­ние бого­по­доб­ной души.

При этом обна­жа­ется при­чина греха, кото­рая ранее было скрыта от чело­века. Если можно упо­тре­бить такое срав­не­ние, то гнев, под­чи­нен­ный разуму, подо­бен при­ру­чен­ному льву, кото­рый защи­щает своего хозя­ина от хищных зверей.

В насто­я­щее время стали рас­про­стра­няться восточ­ные учения, где борьба со стра­стями, в том числе с гневом, осно­вана на пороч­ных антро­по­ло­ги­че­ских пред­по­сыл­ках, а именно, что само тело чело­века будто явля­ется злом и поэтому эмо­ци­о­наль­ную сферу сле­дует не очи­щать от стра­стей, а уни­что­жать. При уни­что­же­нии есте­ствен­ного гнева насту­пает состо­я­ние эмо­ци­о­наль­ного без­раз­ли­чия, при­туп­ля­ется отвра­ще­ние к греху и посте­пенно сти­ра­ется гра­ница между добром и злом.

Борьба с гневом явля­ется в тоже время про­буж­де­нием, осво­бож­де­нием и вос­ста­нов­ле­нием есте­ствен­ного гнева в его в преж­них закон­ных гра­ни­цах. Это необ­хо­димо для исце­ле­ния и воз­рож­де­ния всей три­ме­рии чело­века. Чело­век, овла­дев­ший искус­ством гне­ваться на гнев, сможет подав­лять вспышки этой стра­сти вна­чале, как тушат водой заго­ра­ю­щийся огонь.

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник пишет, что есть люди от при­роды незло­би­вые и гнев­ли­вые, но он больше убла­жает вторых, если они через труды и подвиги побе­дили свою страсть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *