что такое позотонические рефлексы

Что такое позотонические рефлексы

Среди позотонических рефлексов в оценке структуры дефекта у детей с церебральным параличом важнейшее значение имеют следующие: лабиринтный рефлекс, асимметричный и симметричный шейные тонические рефлексы.

а) Тонический лабиринтный рефлекс у детей с церебральным параличом проявляется в повышении тонуса мышц-разгибателей, когда ребенок лежит на спине, и мышц-сгибателей, когда он лежит на животе. При резкой выраженности разгибательного мышечного тонуса ребенок в положении на спине запрокидывает голову назад, его ноги разогнуты, напряжены, приведены и ротированы внутрь, стопы в подошвенном сгибании. Руки обычно разогнуты и пронированы, пальцы сжаты в кулаки.

При выраженности тонического лабиринтного рефлекса ребенок в положении на спине не может поднять и согнуть голову или делает это с большим трудом, т.е. у него отсутствуют важнейшие предпосылки для сидения, он не может схватить предмет, поднести его к лицу и рассмотреть.

В положении на животе при выраженности данного рефлекса у ребенка преобладает поза сгибания: согнуты голова и спина; руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; ноги также чаще согнуты в тазобедренных и коленных суставах, бедра и голени приведены. За счет выраженности тонического лабиринтного рефлекса ребенок и в положении на животе не может поднять голову, освободить руки и опереться на них, не может выпрямить ноги и спину, встать на колени, а затем принять вертикальное положение.

б) Симметричный тонический шейный рефлекс у детей с церебральным параличом проявляется во влиянии движений головы на мышечный тонус конечностей: опускание головы усиливает мышечный тонус в мышцах-сгибателях, разгибание (назад) головы повышает мышечный тонус в разгибателях. При опускании головы усиливается общее сгибание туловища, рук и ног, и ребенок наклоняется вперед; при разгибании головы усиливается разгибание рук и туловища, и ребенок запрокидывается назад. Когда у ребенка слабо развита функция удержания головы, и он ее сгибает в положении сидя, выраженность данного рефлекса может способствовать образованию сгибательных контрактур в коленных и локтевых суставах.

Источник

Что такое позотонические рефлексы

При ДЦП отмечается запаздывание в угасании врожденных двигательных автоматизмов, к которым и относятся позотонические рефлексы. Их центрами являются нижележащие спинальные и стволовые отделы головного мозга. Высшие интегративные двигательные центры при ДЦП не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга. Выраженность активного функционирования нижележащих мозговых структур проявляется в патологическом усилении позотонических рефлексов, задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольные движения, речь и другие корковые функции. Тонические рефлексы активизируются и сосуществуют с патологическим мышечным тонусом и другими двигательными нарушениями. Их выраженность препятствует последовательному развитию реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой для развития произвольных двигательных навыков и умений. Патологически усиленные позотонические рефлексы не только нарушают последовательный ход развития двигательных функций, но и являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций у детей с церебральным параличом.

Среди позотонических рефлексов в оценке структуры дефекта у детей с церебральным параличом важнейшее значение имеют следующие.

Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) зависит от положения головы в пространстве и проявляется в двух положениях: на спине и на животе. ЛТР у детей с церебральным параличом проявляется в повышении тонуса мышц-разгибателей, когда ребенок лежит на спине, и мышц-сгибателей, когда он лежит на животе.

Источник

Проблемы нарушения нейромоторной регуляции в раннем детском и младшем школьном возрасте в результате задержки нейросенсомоторного развития у детей на базе персистирующих рефлексов

что такое позотонические рефлексы. Смотреть фото что такое позотонические рефлексы. Смотреть картинку что такое позотонические рефлексы. Картинка про что такое позотонические рефлексы. Фото что такое позотонические рефлексы

Проблемы нарушения нейромоторной регуляции в раннем детском и младшем школьном возрасте в результате задержки нейросенсомоторного развития у детей на базе персистирующих рефлексов

Л. Хоппе кафедра аудиопедагогики, Институт реабилитационных наук, Университет им. Гумбольдта, Берлин

Каждый ребенок рождается с набором врожденных рефлексов, которые гарантируют ему выживание в первые дни и месяцы жизни. Это в основном множественные незрелые двигательных реакций, обусловленные нормальным постуральным мышечным тонусом. Эти двигательные «ответы» возникают автоматически при воздействии определенного раздражителя и называются рефлексами (или примитивными реакциями) новорожденных. Они составляют систему защитных рефлексов, и их развитие начинается уже во внеутробный период. В ходе созревания центральных отделов головного мозга во время беременности и на первом году жизни эти безусловные рефлексы должны подавляться и вытесняться более высокими нейрологические процессами. Одни из них, такие как рефлекс Моро, поисковый и хватательный рефлексы, исчезают в процессе развития, а другие видоизменяются и сохраняются на всю жизнь. Если это не происходит, то возникает нарушение неврологической регуляции в процессах возбуждения, и торможения и персистирующие (т. е. сохраняющиеся постоянно) патологические примитивные рефлексы ребенка препятствуют дальнейшему процессу миелизации нервов и становятся весомым длительным препятствием для развития процессов автоматизации различных высших жизненно важных способностей (пространственная ориентация, координация движения, концентрация, овладевание навыками чтения и письма, плавания и др. (Sally Goddard Blythe; 1990).

Изучением нарушения этого процесса нейросенсорного созревания и синдромом нейрофизиологической задержки раннего развития впервые занимались ученые из Института нейрофизиологической психологии (Institute for Neuro-Physiological Psychology – INNP) из Честера в Великобритании. На влияние персистирующих рефлексов на нейро- и сенсомоторное развитие ребенка, а также их влияние на процессы обучения и социального поведения детей раннего и младшего школьного возраста обратили свое внимание уже большое число ученых, медиков, физиотерапевтов, микробиологов, биомехаников и психологов (Bobath (1977); Aures (1979); Göllnitz (1980);Vojta (1988); Kesper/ Hottinger (1994); Sally Goddard Blythe (1996–2011); Nancy P. Finnie, (2005); Gündel / Reiter (2007);С. Масгутова (2007–2009). Еще раньше этим вопросом занимались и русские ученые И. Павлов и И. Сеченов, нейрофизиолог А. Ухтомский, Н. Бернштейн, П. Анохин, психолог Л. Выготский. Все эти ученые связывали рефлексы новорожденного как с высшей нервной деятельностью, так и с низшими нервными функциями. Они считали, что примитивные рефлексы не только выполняют защитную роль в ответ на стресс или опасность, но также являются основой для гармоничного физического, эмоционального и интеллектуального развития. Приведем цитату Льва Выготского (1930): «Самые первые рефлексы новорожденного никуда не исчезают, они продолжают работать, но уже функционируя в составе формаций высшей нервной деятельности».

Рефлексы – автоматические стереотипные бессознательные движения, управляемые стволом головного мозга. Они развиваются еще в утробе матери и необходимы для процесса рождения или сразу же в первые часы и дни после родов. Рефлексы должны постепенно в первые 2– 6 месяцев исчезнуть или интегрироваться в более сознательные функции головного мозга, способствующие развитию ребенка. Рефлекс исчезает (угасает) только после того, как он созрел и был вызван после рождения.

Может случиться, что рефлекс не сформировался до конца или не мог быть активирован (вызван) и поэтому не может угаснуть (остается на фазе несозревания).

Например, при кесаревом сечении многие рефлексы не вызываются, так как для их возникновения необходимы условия естественного прохождения плода через родовые пути матери. (В Германии сейчас 33 % родов с кесаревым сечением). Или если плод закручивается в пуповину еще в утробе матери, то не может развиваться и созревать рефлекс Моро (его защитное назначение раскидывать руки в сторону, когда к плоду приближается пуповина). Ребенок может родиться в асфексии со всеми из этого вытекающими последствиями.

Некоторые рефлексы, которые уже есть у новорожденного, сохраняются на всю жизнь (например, роговичный рефлекс, который проявляется миганием на любое прикосновение к роговице глаза). Или температурный рефлекс, который к счастью, не исчезает, не инабилитируется всю жизнь – мы сразу же отдергиваем руку от горячего, обжигающего предмета и не раздумываем сначала: «о, мне кажется, что я могу обжечь руку, если буду продолжать держаться за эту горячую, дымящуюся паром кастрюлю».

Иные рефлексы носят транзиторный характер и угасают через несколько месяцев. Уступая место созревающим сознательным действиям и двигательным механизмам, они впоследствии переходят в автоматизмы и управляются уже из кортекса при участии сознания растущего ребенка.

Так как кора головного мозга у новорожденного еще не функционирует в полном объеме, то существуют безусловные рефлексы (автоматизмы), которые контролируются более примитивными центрами головного и спинного мозга. Здоровый ребенок должен к рождению иметь определенный набор физиологических автоматизмов, которые исчезают к 3–4 месяцам. Отсутствие врожденных рефлексов считается патологией, так же как и их несвоевременное угасание.

Основные жизненно важные безусловные рефлексы новорожденных: дыхательный; сосательный; глотательный; рефлекс кляпа; поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля; хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха); ладонно-ротовой рефлекс Бабкина; верхний хватательный рефлекс (Янишевского); рефлекс подвешивания Робинсона.

Далее: нижний хватательный рефлекс (подошвенный рефлекс), рефлекс Бабинского, пяточный рефлекс Аршавского, рефлекс Галанта, рефлекс Переса, рефлекс опоры, рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс, рефлекс ползания по Бауэру.

Очень большое значение имеет рефлекс охватывания Моро!

Следующую группу врожденных рефлексов представляют защитные рефлексы:

а) верхний защитный рефлекс;

б) «утиный» рефлекс – при попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание;

в) зрачковый рефлекс – яркий свет вызовет сужение зрачка;

г ) мигательный рефлекс – если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки;

д) рефлекс отдергивания ноги и др.

Очень важны шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы:

 асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР);

 симметричные тонические шейные рефлексы (СШТР);

 лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР);

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2–3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

Всего отмечается 24 врожденных рефлекса и в дополнение к ним рефлекс плавания.

Проблемы с рефлексами – первые симптомы патологии центральной нервной системы, поэтому необходимо сразу обращаться к врачу педиатру или неонатологу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время – оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии – от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или при необходимости провести своевременное лечение. Ребенок меняется каждый день, и проявление рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем!

Рефлексы имеют двойное назначение – защищать и развивать.

Как автоматический непроизвольный бессознательный ответ на стресс или опасность, они служат для защиты и выживания. Благодаря их наличию новорожденный ребенок может адаптироваться в новых условиях вне утробы матери: познакомиться с силой притяжения и реагировать на всевозможные внешние раздражители. Но также важно и то, что рефлексы являются неврологической базой для двигательного и интеллектуального развития. В рефлекторных двигательных паттернах мы можем распознать зарождение контролируемого, осознанного и умелого поведения. В ходе созревания мозговых центров ребенок приобретает новые возможности для движения, и врожденные рефлексы должны угасать и уступать место новыми сознательным навыкам, например целенаправленное хватание предметов. Если эти рефлексы по какой-то причине остаются, то они влияют на дальнейшее развитие ребенка.

Возникновение и угасание (подавление) некоторых основных врожденных рефлексов

РефлексВозникновениеПодавление
FPR – подавляющий страх5 Н.Б.Через МОРО
МОРО9 Н.Б.2–4 мес.
Хватательный11 Н.Б.2–3 мес.
ЛТР12 Н.Б.3–4 мес.
АШТР18 Н.Б.6 мес.
ГАЛАНТА20 Н.Б.3–9 мес.
Поисковый и сосательный25 Н.Б.3–4 мес.
СШТР20 Н.Б.9–11 мес.
Реакции хватания и стояния6–9 мес.c 6 мес.

 Примечание. Н.Б. – неделя беременности

 Адаптировано по Gabriele Gehauf, 2010.

Но не всегда все идет так гладко. На будущее развитие ребенка оказывают большое влияние протекание беременности и родов матери, его окружающий мир и детские болезни. Часто дети могут сами компенсировать некоторые трудности и отклонения в развитии. Но часто не все проблемы могут быть решены сами собой. Это проявляется позже всего в младшем школьном возрасте, когда ребенок начинает писать и читать и должен выполнять сложнейшие движения мелкой моторики и осуществлять сложнейшие познавательные процессы в ходе обучения.

В это время выявляется, смог ли ребенок хорошо интегрировать свои врожденные рефлексы и приобрести высшие навыки и механизмы восприятия, мышления и координации всей моторики (общей, мелкой и речевой). Что происходит, eсли этот механиз вытеснения примитивных рефлексов не сменился их интеграцией в сенсорно-моторную систему?

Далее речь пойдет не о детях с потребностями, а о детях, которых до сих пор никто не мог соотнести к какой-либо определенной группе нарушений, поскольку они:

 имеют трудности в равновесии;

 часто спотыкаются и часто о что-то задевают;

 постоянно в движении, «они бесятся»;

 имеют проблемы при чтении и письме;

 делают много ошибок при переписывании;

 держат ручку с сильным напряжением;

 не могут считать и не имеют представления о количестве предметов;

 имеют при этом полностью сохранный или даже высокоразвитый интеллект;

 слышат, но не все понимают;

 видят, но не находят (не замечают) предметы перед собой (внизу);

 принимают странную позу при сидении;

 характеризуются взрывами эмоций;

 имеют ограниченные социальные контакты;

 очень сенсибельные и одинокие;

 страдают от приступов гнева;

 беспокойны и не могут сконцентрироваться;

 не могут определить время по часам;

 плохо ориентируются в пространстве и времени (по Gabriele Gehauf, 2010).

Причиной этого являются персистирующие, не исчезнувшие или не преобразованные врожденные рефлексы.

Можно привести еще очень много примеров в отклонии в развитии по этой причине:

 нарушение саморегуляции, развитие грубой и мелкой моторики, переход от рефлекторных двигательных паттернов к осознанным и целенаправленным движениям, совершенствованию осознанных и целенаправленных движений;

 нарушение памяти, внимания, фокусировки, настойчивости, мотивации и уверенности;

 нарушение развития социальных и когнитивных навыков;

 нарушение формирования навыков к обучению.

Некоторым таким детям даже уже был поставлен диагноз AD(H)S! По последним статистическим данным в Германии выявлено, что 40 % детей в массовой школе и 95 % учащихся в специальных школах имеют персистирующие рефлексы!

Какие последствия влекут за собой персистирующие рефлексы? Остаточные врожденные рефлексы могут привести к психическим и физическим нарушениям поведения и или частичных способностей. Наиболее яркий пример агрессивного поведения дает персистирующий рефлекс Моро. Oн имеет сигнальную функцию при опасности: внезапное изменение положения тела, внезапный яркий свет или громкий звук, сильное тактильное ощущение при сжимании вызывает сильный выброс адреналина и интенсивную ответную двигательную реакцию удара, гнева, убегания, крика, слез, оскорбления неприличными слова или ребенок наоборот не может сказать ни слова.

Может быть также реакция страха, например высоты или боязнь животных, а также вегетативная pеакция: багровения в лице или наоборот побледнения и замирания всем телом. У маленьких детей наблюдается повышенный мускульный тонус, выгибание всем телом, сильная раздражительность, агрессивность, приступы непослушания, внутреннее беспокойство. Они тогда грызут ногти или прибегают к другой стимуляции. У них неприятие критики и замечаний. Фазы двигательной сверхактивности сменяются фазами быстрого уставания, истощения. Ребенок не любит изменений, cпонтанныx, незапланированных ситуаций и нуждается лучше всего в ритуалах.

Это усугубляется еще больше в школьном возрасте. Tакие дети находятся постоянно «под напряжением», быть готовым к опасности и отразить ее. Они отвлекаются на малейший раздражитель: изменение света, тихий шепот, шелест в классной комнате, например от решения математической задачи.

Последствия для общей моторики.

Дети с персистирующим симметричным шейно-тоническим рефлексом имеют проблемы в играх с мячом: ловить, бросать, целиться

С персистирующим ассимметричным шейно-тоническим рефлексом не любят плавать и учатся этому дольше. Но могут научиться ездить на велосипеде.

Последствия для мелкой моторики.

Например, причиной нарушения чтения и письма может быть персистирующий симетричный шейный тонический рефлекс.

Неинтегрированный хватательный рефлекс, например, может впоследствии быть причиной неправильного захвата карандаша (ручки).

Гиперактивный ассиметричный шейно-тонический рефлекс заставляет человека напрягать мышцы кисти и плеча, чтобы не дать руке выпрямляться при написании на правой стороне листа, и создает трудности при выполнении действий с пересечением средней линии тела, а также затрудняет формирование центрального зрения и слуха. В результате тройная затрата времени на написание простого текста. Ребенку с неинтегрированным симметричным шейно-тоническим рефлексом трудно сидеть, и он подчас «обхватывает» своими ногами ножки стула, на котором сидит, чтобы не дать коленям выпрямляться, когда его руки согнуты. Все эти компенсаторные механизмы не только энергозатратны, но и препятствуют нормальному двигательному развитию. Дети живут «на постоянно поставленном ручном тормозe» (W. Gündel, E. Reiter, 2007).

Причины персистирующих рефлексов.

Любой стресс может спровоцировать «негативную» защиту (С. Масгутова, 2009): низкий уровень двигательного развития, вызванный длительным ограничением естественного движения (слишком много времени в автокреслах или других ограничивающих движение приспособлениях, медицинские вмешательства, такие как накладка стремян при дисплазии тазобедренного сустава), трудная беременность или рождение, болезнь, физические и эмоциональные травмы и даже хронический стресс в повседневной жизни. «Негативная» защита проявляется в излишнем мышечном напряжении, импульсивности и примитивных реакциях, которые блокируют функцию саморегуляции и формирования навыка. Следствием дисфункционального или патологического рефлекса будет появление более грубых симптомов, таких как стереотипные или хаотичные движения, спастика / гипертонус в конечностях или наоборот развивается хроническая гипотония / атония. Развития не происходит, а процессы мышления в корковых отделах мозга оказываются блокированными рефлексами, которые управляются стволом мозга, и поведение в этом случае контролируется рефлексами. (Мary Rentchler, 2010, S. 2).

Как с этим «бороться»?

Существует несколько подходов к этой проблеме. За последние годы было создано достаточное количество методов как в Германии и Англии, так и в России:

1. Рефлексонорализирующая гимнастика по Мастюковой, 1994– 2010.

2. Метод Institute for Neuro-Physiological Psychology in Chester, 1990– 2011.

3. Метод сенсорно-моторной интеграции рефлексов по С. Масгутовой 1998–2011.

4. Сенсорное воспитание методом мототерапии – «Greizer» Modell по W.Gündel / E. Reiter, 2007.

5. FLEXI – Программа по W. Scholtz, 2005.

И более ранние методы: концепции по B. C. BOBATH (1977), CASTILLO – MORALES (1978), MILLNER (1998), W. VOJTA (1988), KESPER – HOTTINGER (1994). GODDARD / BEIN – WIERBINSKI (1999), RALF WARNKE (1998–2009), PETÖ-метод по (MILLNER (1998), Лечение по методу DOMAN-DELACATO (1980), метод сенсорной интеграции по AURES (1984), метод «BRAIN GYM» по Gail E. Dennison und Paul E. Dennison (2009).

Список литературы

1. Gail E. Dennison und Paul E. Dennison (2006). BRAIN GYM, VAK Verlag – GmbH; Kirchzarten bei Freiburg.

2. Gabriele Genauf (2010). Die Entwicklung des Kindes und der Einfluss persistierender frühkindlicher Reflexe.

3. Мary Rentchler (2008). The Method of neiro-sensory-motor and reflex integration: Key to Helth, Development and Learning.

4. Sally Goddard Blythe (2011). Greifen und BeGreifen, VAK Verlag – GmbH; Kirchzarten bei Freiburg.

5. W. Gündel /E. Reiter (2007). Neuromotorische Regulationsstörungen im Kindesalter, MediTECH Elektronik – GmbH.

6. W. Scholtz (2005). FLEXI – Programm, MediTECH Elektronik – GmbH.

Источник

Публикации в СМИ

Нарушения двигательные при заболеваниях НС

Двигательные нарушения могут возникать как при центральном, так и при периферическом повреждении нервной системы.

Терминология • Паралич — нарушение двигательной функции, возникающее вследствие патологии иннервации соответствующих мышц и характеризующееся полным отсутствием произвольных движений • Парез — нарушение двигательной функции, возникающее вследствие патологии иннервации соответствующих мышц и характеризующееся уменьшением силы и/или амплитуды произвольных движений • Моноплегия и монопарез — паралич или парез мышц одной конечности • Гемиплегия или гемипарез — паралич и парез обеих конечностей, иногда и лица с одной стороны тела • Параплегия (парапарез) — паралич (парез) обеих конечностей (либо верхних, либо нижних) • Тетраплегия, тетрапарез (также квадриплегия, квадрипарез) — паралич или парез всех четырёх конечностей • Гипертонус — повышение мышечного тонуса. Различают 2 вида: •• Мышечная спастичность — повышение тонуса мышц (преимущественно сгибателей руки и разгибателей ноги), характеризующееся неравномерностью их сопротивления в различные фазы пассивного движения; возникает при поражении пирамидной системы •• Экстрапирамидная ригидность — диффузное равномерное воскоподобное повышение мышечного тонуса, одинаково выраженное во всех фазах активных и пассивных движений (поражаются мышцы агонисты и антагонисты), обусловлено поражением экстрапирамидной системы • Гипотония (мышечная вялость) — снижение тонуса мышц, характеризующееся чрезмерной их податливостью при пассивных движениях; обычно связана с поражением периферического двигательного нейрона • Арефлексия — отсутствие одного или нескольких рефлексов, обусловленное нарушением целостности рефлекторной дуги или тормозящим влиянием вышестоящих отделов нервной системы • Гиперрефлексия — повышение сегментарных рефлексов вследствие ослабления тормозящих влияний коры головного мозга на сегментарный рефлекторный аппарат; возникает, например, при поражении пирамидных путей • Патологические рефлексы — общее название рефлексов, обнаруживаемых у взрослого человека при поражении пирамидных путей (у детей раннего возраста такие рефлексы считают нормальным явлением) • Клонус — крайняя степень повышения сухожильных рефлексов, проявляющаяся серией быстрых ритмичных сокращений мышцы или группы мышц, например, в ответ на их однократное растяжение.

Этиология • Спастичность — поражение центрального мотонейрона на всём его протяжении (кора мозга, подкорковые образования, стволовая часть головного, спинного мозга), например, при инсульте с вовлечением двигательной зоны коры больших полушарий или кортикоспинального тракта • Ригидность — свидетельствует о дисфункции экстрапирамидной системы и обусловлена повреждением базальных ядер: медиальной части бледного шара и чёрной субстанции (например, при паркинсонизме) • Гипотония возникает при первично-мышечных заболеваниях, поражениях мозжечка и некоторых экстрапирамидных расстройствах (болезнь Хантингтона), а также в острой стадии пирамидного синдрома • Координация двигательной активности может быть нарушена за счёт слабости мышц, чувствительных расстройств или поражения мозжечка • Рефлексы снижаются при поражении нижнего мотонейрона (клеток передних рогов, спинальных корешков, двигательных нервов) и усиливаются при поражении верхнего мотонейрона (на любом уровне выше передних рогов, за исключением базальных ганглиев).

Клиническая картина
Анамнез • Жалобы: слабость, потеря мышечной силы, тяжесть, тугоподвижность, неуклюжесть, нарушение мышечного чувства (контроля) или трудность исполнения движения • Начало заболевания: острое начало предполагает сосудистые нарушения (инсульт, токсические или метаболические нарушения), слабость, нарастающая медленно в течение месяцев или лет, часто имеет наследственную, дегенеративную, эндокринную, или паранеопластическую природу.

Другие патологические рефлексы разгибательного типа также выражаются разгибанием I пальца; различаются они характером и местом приложения раздражителя: рефлексы Оппенхайма, Гордона, Шефера, Чаддока, Гроссмана и др. Сгибательные патологические рефлексы на нижних конечностях • Рефлекс Россолимо — быстрое подошвенное сгибание всех пальцев стопы в ответ на отрывистые удары по дистальным фалангам пальцев с подошвенной стороны • Рефлекс Бехтерева–Менделя — быстрое подошвенное сгибание II–V пальцев при постукивании молоточком по тылу стопы в области III–IV плюсневых костей.• Рефлекс Жуковского–Корнилова — быстрое подошвенное сгибание II–V пальцев стопы при ударе молоточком по подошвенной стороне стопы ближе к пальцам.

На верхних конечностях патологические рефлексы возникают при поражении центрального мотонейрона ••• Рефлекс Тромнера (также называемый кистевым аналогом рефлекса Россолимо), возникают наиболее часто ••• Рефлекс Бехтерева — быстрое кивательное движение II–V пальцев при ударе молоточком по тылу кисти в области II–IV пястных костей ••• Рефлекс Жуковского — сгибание II–V пальцев при ударе молоточком по ладонной поверхности кисти в области III–IV пястных костей ••• Рефлекс Хоффманна — сгибательное движение пальцев в ответ на щипковое раздражение ногтевой пластинки III пальца пассивно свисающей кисти •• Для центральных параличей характерны защитные рефлексы (рефлексы спинального автоматизма) — непроизвольные тонические синергические движения в парализованной конечности, возникающие в ответ на интенсивные раздражения рецепторов кожи и подлежащих тканей ••• Защитный (укоротительный) рефлекс Бехтерева–Мари–Фуа заключается в синергичном тройном сгибании нижней конечности в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах (тыльное сгибание стопы) ••• Защитный бедренный рефлекс Ремака, защитный укоротительный (удлинительный) рефлекс верхней конечности, укоротительный рефлекс Давиденкова и т.д. • Походка •• Больные с мозжечковой атаксией для поддержания равновесия шире расставляют ноги при ходьбе •• При парезе разгибателей стопы больные вынуждены выше поднимать ноги (степпаж) •• При парезе мышц тазового пояса может появиться переваливающаяся («утиная») походка •• В случае спастического пареза нога описывает полукруг (циркумдукция, косящая походка) •• При нарушении проприоцепции больному приходится постоянно контролировать положение своих ног зрением, ухудшение походки в темноте.

Основные клинические синдромы
Синдром центрального спастического паралича (поражение центрального двигательного нейрона) •• Снижение силы в сочетании с утратой способности к тонким движениям •• Спастическое повышение мышечного тонуса •• Повышение проприоцептивных рефлексов с клонусом или без него •• Появление патологических рефлексов Бабински, Оппенхайма, Гордона и др. •• Снижение или выпадение экстероцептивных рефлексов (брюшных, кремастерного, подошвенного) •• Отсутствие мышечной атрофии или минимальная её выраженность.

Синдром вялого паралича (поражение периферической части двигательного нейрона) •• Снижение силы •• Гипотония или атония мышц •• Гипорефлексия или арефлексия •• Неврогенная мышечная дегенерация •• Атрофия мышц и фасцикулярные подёргивания.

Синдром мозжечковой недостаточности •• Гипотония •• Атаксия •• Нарушение походки •• Нарушение функций глазодвигательных мышц •• Дизартрия.

Нарушение нервно-мышечной передачи •• Нормальный или пониженный мышечный тонус •• Нормальные или сниженные сухожильные рефлексы •• Отсутствие чувствительных расстройств •• Слабость часто в разных группах мышц; часто вовлекает мимическую мускулатуру и колеблется в течение короткого периода, особенно в зависимости от активности.

Миопатические расстройства •• Слабость обычно более выражена в проксимальных отделах •• Мышечная гипотрофия может отсутствовать, в некоторых случаях возникает псевдогипертрофия мышц •• Сухожильные рефлексы могут быть сниженными или нормальными •• Отсутствие чувствительных или сфинктерных нарушений.

Специальные исследования • Рентгенография позвоночника • Миелография • КТ, МРТ • Поясничная пункция • Электромиография • Ферментная активность (КФК, альдолаза, ЛДГ, трансаминазы) • Гистологическое исследование — биопсия мышц.

Лечение симптоматическое.
Течение
• Прогрессивное нарастание двигательного дефицита свидетельствует о продолжающейся активности первичного процесса • Эпизодическое нарастание — при сосудистом или воспалительном процессе • Постепенное нарастание характерно для паранеопластического процесса или дегенеративного состояния • Быстрая смена симптомов за короткий период характерна для миастении.

МКБ-10 • G81 Гемиплегия • G82 Параплегия и тетраплегия • G83 Другие паралитические синдромы

ПРИЛОЖЕНИЕ
Параплегия спастическая семейная — наследственная миелопатия (заболевание спинного мозга), проявляющаяся прогрессирующими слабостью и спастичностью ног, в ряде случаев дисфункцией сфинктеров и нарушениями вибрационной чувствительности; начало в любом возрасте; гистологически — дегенерация аксонов спинного мозга и утрата толстых миелиновых волокон в икроножном нерве; электрофизиологически — сенсорная полиневропатия. Синонимы • Болезнь Штрюмпелля • Параплегия спастическая Штрюмпелля • Эрба–Шарко–Штрюмпелля болезнь.

Другие формы. Известно не менее 19 отдельных типов спастической параплегии, а также десятки сочетаний с другими заболеваниями. Примеры: параплегия спастическая 2; • также Мерцбахера Пелицеуса болезнь, 312920, PLP, PMD (протеолипидный белок миелина липофилин, 312080, Xq22); • 3A, SPG3A, 182600, 14q11.2 q24.3; • 4, SPG4 (спастин) 182601, 2p24 p21; • 5A, SPG5A, 270800, 8p12 q13; • 6, SPG6, 600363, 15q11.1; • 312900, L1CAM, CAML1, HSAS1 (молекула адгезии клеток L1, 308840, Xq28).

Код вставки на сайт

Нарушения двигательные при заболеваниях НС

Двигательные нарушения могут возникать как при центральном, так и при периферическом повреждении нервной системы.

Терминология • Паралич — нарушение двигательной функции, возникающее вследствие патологии иннервации соответствующих мышц и характеризующееся полным отсутствием произвольных движений • Парез — нарушение двигательной функции, возникающее вследствие патологии иннервации соответствующих мышц и характеризующееся уменьшением силы и/или амплитуды произвольных движений • Моноплегия и монопарез — паралич или парез мышц одной конечности • Гемиплегия или гемипарез — паралич и парез обеих конечностей, иногда и лица с одной стороны тела • Параплегия (парапарез) — паралич (парез) обеих конечностей (либо верхних, либо нижних) • Тетраплегия, тетрапарез (также квадриплегия, квадрипарез) — паралич или парез всех четырёх конечностей • Гипертонус — повышение мышечного тонуса. Различают 2 вида: •• Мышечная спастичность — повышение тонуса мышц (преимущественно сгибателей руки и разгибателей ноги), характеризующееся неравномерностью их сопротивления в различные фазы пассивного движения; возникает при поражении пирамидной системы •• Экстрапирамидная ригидность — диффузное равномерное воскоподобное повышение мышечного тонуса, одинаково выраженное во всех фазах активных и пассивных движений (поражаются мышцы агонисты и антагонисты), обусловлено поражением экстрапирамидной системы • Гипотония (мышечная вялость) — снижение тонуса мышц, характеризующееся чрезмерной их податливостью при пассивных движениях; обычно связана с поражением периферического двигательного нейрона • Арефлексия — отсутствие одного или нескольких рефлексов, обусловленное нарушением целостности рефлекторной дуги или тормозящим влиянием вышестоящих отделов нервной системы • Гиперрефлексия — повышение сегментарных рефлексов вследствие ослабления тормозящих влияний коры головного мозга на сегментарный рефлекторный аппарат; возникает, например, при поражении пирамидных путей • Патологические рефлексы — общее название рефлексов, обнаруживаемых у взрослого человека при поражении пирамидных путей (у детей раннего возраста такие рефлексы считают нормальным явлением) • Клонус — крайняя степень повышения сухожильных рефлексов, проявляющаяся серией быстрых ритмичных сокращений мышцы или группы мышц, например, в ответ на их однократное растяжение.

Этиология • Спастичность — поражение центрального мотонейрона на всём его протяжении (кора мозга, подкорковые образования, стволовая часть головного, спинного мозга), например, при инсульте с вовлечением двигательной зоны коры больших полушарий или кортикоспинального тракта • Ригидность — свидетельствует о дисфункции экстрапирамидной системы и обусловлена повреждением базальных ядер: медиальной части бледного шара и чёрной субстанции (например, при паркинсонизме) • Гипотония возникает при первично-мышечных заболеваниях, поражениях мозжечка и некоторых экстрапирамидных расстройствах (болезнь Хантингтона), а также в острой стадии пирамидного синдрома • Координация двигательной активности может быть нарушена за счёт слабости мышц, чувствительных расстройств или поражения мозжечка • Рефлексы снижаются при поражении нижнего мотонейрона (клеток передних рогов, спинальных корешков, двигательных нервов) и усиливаются при поражении верхнего мотонейрона (на любом уровне выше передних рогов, за исключением базальных ганглиев).

Клиническая картина
Анамнез • Жалобы: слабость, потеря мышечной силы, тяжесть, тугоподвижность, неуклюжесть, нарушение мышечного чувства (контроля) или трудность исполнения движения • Начало заболевания: острое начало предполагает сосудистые нарушения (инсульт, токсические или метаболические нарушения), слабость, нарастающая медленно в течение месяцев или лет, часто имеет наследственную, дегенеративную, эндокринную, или паранеопластическую природу.

Другие патологические рефлексы разгибательного типа также выражаются разгибанием I пальца; различаются они характером и местом приложения раздражителя: рефлексы Оппенхайма, Гордона, Шефера, Чаддока, Гроссмана и др. Сгибательные патологические рефлексы на нижних конечностях • Рефлекс Россолимо — быстрое подошвенное сгибание всех пальцев стопы в ответ на отрывистые удары по дистальным фалангам пальцев с подошвенной стороны • Рефлекс Бехтерева–Менделя — быстрое подошвенное сгибание II–V пальцев при постукивании молоточком по тылу стопы в области III–IV плюсневых костей.• Рефлекс Жуковского–Корнилова — быстрое подошвенное сгибание II–V пальцев стопы при ударе молоточком по подошвенной стороне стопы ближе к пальцам.

На верхних конечностях патологические рефлексы возникают при поражении центрального мотонейрона ••• Рефлекс Тромнера (также называемый кистевым аналогом рефлекса Россолимо), возникают наиболее часто ••• Рефлекс Бехтерева — быстрое кивательное движение II–V пальцев при ударе молоточком по тылу кисти в области II–IV пястных костей ••• Рефлекс Жуковского — сгибание II–V пальцев при ударе молоточком по ладонной поверхности кисти в области III–IV пястных костей ••• Рефлекс Хоффманна — сгибательное движение пальцев в ответ на щипковое раздражение ногтевой пластинки III пальца пассивно свисающей кисти •• Для центральных параличей характерны защитные рефлексы (рефлексы спинального автоматизма) — непроизвольные тонические синергические движения в парализованной конечности, возникающие в ответ на интенсивные раздражения рецепторов кожи и подлежащих тканей ••• Защитный (укоротительный) рефлекс Бехтерева–Мари–Фуа заключается в синергичном тройном сгибании нижней конечности в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах (тыльное сгибание стопы) ••• Защитный бедренный рефлекс Ремака, защитный укоротительный (удлинительный) рефлекс верхней конечности, укоротительный рефлекс Давиденкова и т.д. • Походка •• Больные с мозжечковой атаксией для поддержания равновесия шире расставляют ноги при ходьбе •• При парезе разгибателей стопы больные вынуждены выше поднимать ноги (степпаж) •• При парезе мышц тазового пояса может появиться переваливающаяся («утиная») походка •• В случае спастического пареза нога описывает полукруг (циркумдукция, косящая походка) •• При нарушении проприоцепции больному приходится постоянно контролировать положение своих ног зрением, ухудшение походки в темноте.

Основные клинические синдромы
Синдром центрального спастического паралича (поражение центрального двигательного нейрона) •• Снижение силы в сочетании с утратой способности к тонким движениям •• Спастическое повышение мышечного тонуса •• Повышение проприоцептивных рефлексов с клонусом или без него •• Появление патологических рефлексов Бабински, Оппенхайма, Гордона и др. •• Снижение или выпадение экстероцептивных рефлексов (брюшных, кремастерного, подошвенного) •• Отсутствие мышечной атрофии или минимальная её выраженность.

Синдром вялого паралича (поражение периферической части двигательного нейрона) •• Снижение силы •• Гипотония или атония мышц •• Гипорефлексия или арефлексия •• Неврогенная мышечная дегенерация •• Атрофия мышц и фасцикулярные подёргивания.

Синдром мозжечковой недостаточности •• Гипотония •• Атаксия •• Нарушение походки •• Нарушение функций глазодвигательных мышц •• Дизартрия.

Нарушение нервно-мышечной передачи •• Нормальный или пониженный мышечный тонус •• Нормальные или сниженные сухожильные рефлексы •• Отсутствие чувствительных расстройств •• Слабость часто в разных группах мышц; часто вовлекает мимическую мускулатуру и колеблется в течение короткого периода, особенно в зависимости от активности.

Миопатические расстройства •• Слабость обычно более выражена в проксимальных отделах •• Мышечная гипотрофия может отсутствовать, в некоторых случаях возникает псевдогипертрофия мышц •• Сухожильные рефлексы могут быть сниженными или нормальными •• Отсутствие чувствительных или сфинктерных нарушений.

Специальные исследования • Рентгенография позвоночника • Миелография • КТ, МРТ • Поясничная пункция • Электромиография • Ферментная активность (КФК, альдолаза, ЛДГ, трансаминазы) • Гистологическое исследование — биопсия мышц.

Лечение симптоматическое.
Течение
• Прогрессивное нарастание двигательного дефицита свидетельствует о продолжающейся активности первичного процесса • Эпизодическое нарастание — при сосудистом или воспалительном процессе • Постепенное нарастание характерно для паранеопластического процесса или дегенеративного состояния • Быстрая смена симптомов за короткий период характерна для миастении.

МКБ-10 • G81 Гемиплегия • G82 Параплегия и тетраплегия • G83 Другие паралитические синдромы

ПРИЛОЖЕНИЕ
Параплегия спастическая семейная — наследственная миелопатия (заболевание спинного мозга), проявляющаяся прогрессирующими слабостью и спастичностью ног, в ряде случаев дисфункцией сфинктеров и нарушениями вибрационной чувствительности; начало в любом возрасте; гистологически — дегенерация аксонов спинного мозга и утрата толстых миелиновых волокон в икроножном нерве; электрофизиологически — сенсорная полиневропатия. Синонимы • Болезнь Штрюмпелля • Параплегия спастическая Штрюмпелля • Эрба–Шарко–Штрюмпелля болезнь.

Другие формы. Известно не менее 19 отдельных типов спастической параплегии, а также десятки сочетаний с другими заболеваниями. Примеры: параплегия спастическая 2; • также Мерцбахера Пелицеуса болезнь, 312920, PLP, PMD (протеолипидный белок миелина липофилин, 312080, Xq22); • 3A, SPG3A, 182600, 14q11.2 q24.3; • 4, SPG4 (спастин) 182601, 2p24 p21; • 5A, SPG5A, 270800, 8p12 q13; • 6, SPG6, 600363, 15q11.1; • 312900, L1CAM, CAML1, HSAS1 (молекула адгезии клеток L1, 308840, Xq28).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *