что такое позиция в вокале

Урок-3. Вокальная позиция

что такое позиция в вокале. Смотреть фото что такое позиция в вокале. Смотреть картинку что такое позиция в вокале. Картинка про что такое позиция в вокале. Фото что такое позиция в вокале
Вокальная позиция
это точка во рту, в которую стремиться звуковой поток. И правильно будет, если эта точка находится впереди, когда звук формируется перед губами, а не позади (это уже неправильный — «заваленный» звук).

Для правильного формирования звучания есть вот такое – очень эффективное упражнение:

1.Берем дыхание в диафрагму ( этому научились на первом уроке), и с сомкнутыми губами опускаем нижнюю челюсть и произносим продолжительное «м-м-м» на любой ноте. Воздух при этом выходит только через нос (логично).

ВАЖНО:
Проделывая данное упражнение вы должны добиться ощущения вибрации зубов, губ и даже носа. Это и будет верная вокальная позиция.

2. После того, как вы ощутили все вышесказанное, настает момент развить в себе способность сохранить правильный извлекаемый вами звук и ощущения, но уже с открытым ртом:
Не прекращая воспроизводить звук «м-м-м» приоткрываем рот и выходим на звучание продолжительного «о-о-о»:

Представьте, что ваш рот – это пожарный брандспойт через который проходит большое количество воды, и чем ближе к узкому окончанию брандспойта, тем лучше сфокусирован и максимально собран поток воды. Давление соответственно нарастает именно в этом месте. Так должно быть и с нашим ртом при извлечении продолжительных звуков.

При заваленном звуке поток воздуха все время «рассыпается» и звучание получается «замыленное» и нечеткое.

3. Для быстрого формирования правильного звука лучше всего воспроизводить букву «о» плавно переходящую в «у». То есть сначала начинаем с «м», затем не прекращая переходим в «о» и после в «у»:

После успешных тренировок переходим к артикуляции других гласных : «а», «и»,»ы» «э» (на любой ноте), также стараясь не терять ощущения вибрации передней части рта (звука впереди).

Источник

Опора в пении. Вокальная позиция. Теория и практика

Итак, ещё раз об опоре

«Опора» — это, скорее, образное выражение, наиболее ярко описывающее физическое ощущение в области торса (и даже всего тела) во время пения. Одно из значений слова «опора» — «место, на которое можно встать, твёрдо опереться». Самая главная опора для всего нашего тела — земля: попробуйте сейчас встать и почувствовать, как ваши ноги крепко и уверенно держат вас. Покачайтесь при этом вперёд-назад, влево-вправо. При этом осознайте, что вы не падаете, сохраняя уверенную вертикаль, всегда стремящуюся вверх. С помощью опоры, в которой участвуют ноги, вы управляете энергией физического тела. Вы его хорошо ощущаете, знаете, вы привыкли легко перемещаться из пункта в пункт. При усиленных тренировках на гибкость или силу, растяжку, вы приобретаете другие навыки тела, в которых вы также уверенно можете им управлять, сохраняя при этом общую вертикаль. Один из Законов Мира гласит: «Всё, что существует снаружи, существует у вас внутри». Внутри нас существует диафрагма — основная мышца, при работе которой в пении и создаётся опора. Звук при этом как будто стоит «на ногах», опираясь на неё уверенно и свободно. Любые перемещения звука внутри вас сохраняют общую вертикаль, при которой звук не рассыпается, не «гуляет» частями, как точно также не «гуляет» частями тело, когда вы перемещаетесь в пространстве. При работающей опоре во время пения певец чувствует себя уверенно и свободно, управляя потоком воздуха внутри себя. И это также некое ощущение давления в области брюшины и поясницы, создаваемое певцом для удержания дыхания (удержания воздуха). Такое давление может создаваться и удерживаться при свободной работе диафрагмы.

Во время пения огромную роль играют лёгкие и их работа. Но в связи с этим, это не значит, что чем сильнее вы напрягаете и сжимаете лёгкие и гортань, чем сильнее пытаетесь послать воздушную струю, тем выше и громче выйдет нота. Но, нет! Вокал — это, действительно, труд, требующий особых усилий, но трудиться необходимо в другом направлении.

Во время пения, на протяжении всей фразы лёгкие не должны сокращаться, а даже, наоборот, расширяться — как бы ни парадоксально это звучало. Для этого диафрагму надо не «втягивать» в себя, а наоборот — «выдавливать» из себя для того, чтобы воздух медленно, без усилий, выходил через голосовую щель. При этом при вдохе диафрагма сокращается, а при выдохе диафрагма расслабляется. Все эти кажущиеся парадоксальными вещи надо соединить в своём сознании. Данный метод позволяет избежать проблемы излишнего подсвязочного давления. А значит, звук уже будет лёгким, не напряжённым, гибким и способным на любые ноты. В начале обучения, после первых попыток это может показаться трудным и даже невозможным, но именно этим методом пользовались и пользуются великие мастера вокала.

И ещё: постоянное переживание о том, поднята гортань или опущена, как правило, связано с психологическими зажимами. Поэтому ваша задача — расслабляться перед пением, делать упражнения на расслабления (мы это и делали на уроках) и не думать о том, поднята или зажата гортань, а стараться просто всё делать правильно!

Но хотелось бы отметить, что если вы всё сделали правильно, то лёгкого головокружения (а иногда и боли в области боков, живота, поясницы) вам не избежать.

В случае неудач не стоит бросать заниматься по этой системе, не ищите лёгких путей. Это трудно, но это самая природная школа пения, и, следуя ей, вы будете петь долгие годы, брать любые ноты, иметь огромный диапазон голоса, полётность голоса, возможность петь сутками, не переутомляясь, иметь крепкое здоровье. И помните: правильное понимание опоры — это уже 70% вокала.

2-я часть

При таком способе, тренируясь, необходимо звук переводить в переднюю часть носогубной территории.

Вокальная позиция — это точка во рту, в которую стремится звуковой поток. И правильно будет, если эта точка находится впереди, когда звук формируется перед губами, а не позади (это уже неправильный — «заваленный» звук). То есть формируем переднюю высокую вокальную позицию. Посылание звука в переднюю часть твёрдого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук становится чище, легче, разреженней. И чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественней будет тембр голоса.

Фокус в высокой передней позиции ощущается в середине лба, чуть выше бровей, в точках по краям крыльев носа и и в губах.

Стараемся упереться звуком в переднее небо.

3-я часть

И помните: пение — это удовольствие!

Чем больше удовольствия вы испытываете при работе со звуком, тем отчётливее будут проявляться результаты!

А результаты приходят при последовательном движении в упражнениях, не ускоряясь и не замедляясь в своём темпоритме работы.

Источник

Уроки вокала: советы по самостоятельным занятиям

что такое позиция в вокале. Смотреть фото что такое позиция в вокале. Смотреть картинку что такое позиция в вокале. Картинка про что такое позиция в вокале. Фото что такое позиция в вокале

Многие из нас хотели бы улучшить свои вокальные данные. Красивый выразительный голос превращает своего обладателя в звезду караоке, делает его желанным гостем на вечеринке, помогает привлечь внимание противоположного пола. Что же делать, если слух и голос пока оставляют желать лучшего, а на полноценные занятия с преподавателем у вас нет времени или денег?

Ничего страшного, азы вокального мастерства вполне можно постичь и самостоятельно. Конечно, овладеть с первого урока завораживающим вокалом не получится даже у самых одаренных самоучек, однако правильно подобранные упражнения и настойчивость наверняка с течением времени дадут результат, который впечатлит слушателей и станет законным поводом для гордости самого вокалиста.

Основные правила

На начальном этапе, даже с самыми легкими упражнениями, урок вокала не должен продолжаться более 30 минут. Чтобы разогреть связки, начинать любое занятие нужно с вокальной разминки-распевки. Лучше всего использовать для этого простенькую мелодию на нескольких нотах: спойте ее в самой удобной тональности, затем повторяйте, поднимая на один тон вверх, пока не достигнете верхних нот своего диапазона, а после – опускайте на тон вниз в том же порядке.

При возникновении жжения, боли, першения в горле следует немедленно остановиться и дать голосовым связкам отдохнуть не менее часа или до полного исчезновения дискомфорта. Нарушение этого правила может привести к самым неприятным последствиям вплоть до травмы связок.

Дыхание

Дыхание является основой вокального искусства. Нет ничего удивительного, что правильная техника дыхания и осанка певца совокупно называются «опора дыхания». При этом вокалист стоит, немного развернув плечи, ноги на ширине плеч. Мышцы тела в целом расслаблены за исключением брюшного пресса. При вдохе вы должны чувствовать, как брюшные мышцы выдвигают живот вперед (работает диафрагма), грудная клетка расширяется. Плечи должны оставаться на месте. Вдыхать нужно через нос, быстро и энергично, выдыхать – через рот, медленно и плавно. Чтобы контролировать правильность дыхания, руки во время занятий рекомендуется держать на нижней части ребер.

Вокальная позиция

Вокальная позиция – это такое положение гортани и мягкого неба, при котором достигается нужное качество звука. В академической традиции вокальная позиция называется «вокальным зевком». Дело в том, что для поиска нужной позиции, рекомендуется имитировать зевок с закрытым ртом – при этом мягкое небо приподнимается, возле горла образуется как бы купол. Зафиксировав это положение, попробуйте негромко пропеть несколько нот в восходящей и нисходящей последовательности, не разжимая губ. Если вокальная позиция верна, вы почувствуете, что звук рождается легко и свободно.

Хорошим признаком является ощущение вибрации или щекотки в голове – это значит, что резонирующие пустоты головы заполняются звуком, который тем самым обретает большую силу. Познакомившись с этим ощущением, попробуйте пропеть те же ноты, разомкнув губы на верхнем звуке, но сохраняя вокальную позицию. В дальнейшем позиция «вокального зевка» должна стать привычной для пения.

Вокальные упражнения

Гаммы – это самое простое и доступное вокальное упражнение. Гаммы нужно петь от опорного звука (тоники), по пять или семь (октава) звуков в восходящей и нисходящей последовательности. Пение гамм тренирует слух и ладовое мышление, помогает познакомиться со своим диапазоном, развивает «длинное» дыхание. Гаммы можно петь слитно, связывая звуки (легато), и отрывисто (стаккато).

Гаммы также используются для освоения важного певческого приема вибрато – изменения колебаний голоса в пределах одной ноты. Для этого нужно пропеть восходящий отрезок гаммы из пяти нот и повторить самый высокий тон пять раз, но не отрывисто, а слитно, с мягким понижением тона, после чего пропеть те же ноты вниз. Частоту вибрато нужно контролировать – она должна быть достаточно высокой, но не слишком, чтобы ваш голос не начал напоминать блеяние.

Вокальные композиции

Вокальные композиции можно исполнять как под собственный аккомпанемент (если вы владеете хотя бы азами игры на фортепьяно или гитаре), так и под «минусовки» используя небольшую караоке-систему. Однако если вы планируете заниматься вокалом серьезно, стоит выбрать профессиональное оборудование для караоке, а также приобрести усилитель – например, в ассортименте MadBoy есть модели, которые позволяют менять тональность, чтобы «подогнать» выбранную песню под свой голос.

Источник

Позиция звука

Классическая трактовка.

Позиция звука – термин, употребляемый в вокальной педагогике для выражения влияния тембра на восприятие высоты звука. Различают высокую и низкую позиции.

Наличие в тембре достаточного количества высокочастотных обертонов делает звук более ярким, звонким, светлым, полетным, то есть высоким по позиции. При недостатке высокочастотных обертонов он при той же абсолютной высоте воспринимается как более глухой, низкий.

Обычно певец не слышит этих отклонений, а скорее ощущает их по неточности работы голосового аппарата. Позиционную нечистоту можно исправить, обратив внимание на точность и правильность техники голосообразования.

Стереотипные заблуждения.

Позиция звука связана с его высотой. Низкий звук всегда будет низким по позиции, а высокий – всегда высоким. Если нужно изменить позицию звука, спеть его нужно выше (как правило – октавой выше).

Наше дополнение.

Позиция звука – слуховое ощущение восприятия не высоты, а тембра голоса, возникающее вследствие происходящих в голосовом аппарате поющего резонансных процессов.

Так, например, низкая позиция звука характеризуется относительно малым количеством высоких обертонов, но, учитывая неоднородность восприятия звука слуховым аппаратом человека, говорить нужно скорее не о высоких, а о средне-высоких частотах (2-4 кГц) где формируется высокая певческая форманта (или в англоязычной терминологии – twang).

Умение певца создавать и регулировать степень этой форманты в общем спектре своего голоса позволяет ему произвольно менять позицию звука в зависимости от художественной задачи.

Высокая форманта нужна и в том случае, если позиция звука обеспечивается за счет естественных способов работы голосообразующего генератора – голосовых складок.

Так, например, при пении в высоком регистре аттракторное состояние голосовых складок – тонкое (или жесткое). Если вокалист не владеет техническими методами создания высокой форманты, голос будет звучать хоть и высоко по позиции, но «пустозвонно», «неполётно». Хотя, при жестком состоянии смыкания получить высокую форманту в голосе в принципе невозможно. Только при тонком.

В данном случае высокая форманта сыграет роль обогащения тембра более низкими обертонами, и в целом голос будет восприниматься на слух, как богатый.

Вокалист, понимающий и знающий свой тембр, может научиться и самостоятельно получать или не получать необходимую степень присутствия высокой форманты (twang), ориентируясь на запись голоса. Впоследствии управление структурой вокального тракта, создающей twang, переходит на уровень аттрактора, и голос звучит полетно и качественно всегда. Хотя при желании можно и «убрать» из тембра данное качество.

Источник

Урок 7. Пение и вокальное искусство

что такое позиция в вокале. Смотреть фото что такое позиция в вокале. Смотреть картинку что такое позиция в вокале. Картинка про что такое позиция в вокале. Фото что такое позиция в вокалеЧто общего между арией из оперы и рок-концертом? Что общего между зажигательной попсой и грустным блюзом? Что объединяет интеллектуальный джаз и простейший рэп? Конечно же, голос исполнителя! Музыкальное произведение любого жанра способно покорить сердце и тронуть душу, если голос исполнителя донес до слушателя каждую ноту произведения, смысл и настроение композиции, красоту звучания и богатство эмоций.

Вы можете к ней приблизиться, если поработаете над развитием певческого голоса, хотя бы в рамках нашего курса. Разумеется, мы не обещаем, что через пару занятий вы соберете стадион (если только не идете к этому последние 10 лет).

Однако вы вполне сможете сформировать свой собственный репертуар, адекватный вашему голосовому диапазону, силе и тембру голоса, с которым вполне сможете выступить в караоке, на корпоративе, концерте к вашему профессиональному празднику или принять участие в концертной самодеятельности вашей школы или вуза.

Цель урока – дать представление о вокале, вокальных техниках, вокальных приемах и вокальных украшениях, познакомить с основными способами отработки приемов пения. На этом уроке мы рассмотрим виды вокала, техники и приемы вокала, вокальные украшения, а также попробуем освоить некоторые из них.

Содержание:

Итак, мы определили наш путь от теории к практике. Давайте же приступим к делу!

Виды, техники и приемы вокала, вокальные украшения: общее понятие

Первое, с чего хотелось бы начать, – это с пояснения разницы между вокальной техникой, приемом, украшением и видами вокала. А также с объяснения разницы в употреблении этих терминов, с которой вы можете столкнуться в специальной литературе или на специализированных онлайн-курсах вокала.

Во-вторых, хотелось бы напомнить, что работу над вокалом следует начать с развития музыкального слуха, который позволит попадать в ноты. Без попадания в ноты никакая вокальная техника не сделает ваше пение красивым, а вокальные украшения уместны только тогда, когда есть что украшать. Это относится ко всем видам вокала без исключения.

Виды вокала

Каждый певец по-своему индивидуален, каждый голос по-своему уникален. И каждый, кто вышел на сцену, привносит в искусство вокала что-то свое. Но при всем многообразии вокальных стилей и направлений вокальное искусство можно классифицировать по нескольким основным видам.

Виды вокала:

Уточним два момента. Момент первый: многие классификации не выделяют рок- и экстрим-вокал в отдельное направление, а относят его к эстрадному вокалу.

Момент второй: знак равенства между рок- и экстрим-вокалом относится исключительно к западной музыке. В русском роке приемы экстремального вокала используются редко, поэтому отнесение русского рока к эстрадному вокалу вполне справедливо. Просто потому, что большой разницы в технических приемах исполнения русского рока или русской поп-музыки не наблюдается, а разница звучания достигается за счет других компонентов – мелодии, текста и т.д.

Вокальные приемы и техники

Вокальная техника – это то, без чего никак нельзя, потому что без нее пение как таковое невозможно. Можно, конечно, душевно декламировать стихи под музыку или что-то там пропищать на высоких нотах, но к пению как таковому это не будет иметь отношения.

Вокальные приемы – это то, как достигается та или иная техника пения, как формируется тот или иной вид вокала. Так, для оперного вокала присущи свои приемы, для народных песен – другие, для попсы – третьи. Хотя и в опере, и народных песнях, и даже в попсе мы слышим высокие и низкие ноты, встречаем медленные и быстрые произведения и т.д.

Вокальная техника и вокальные приемы тесно взаимосвязаны, и одно без другого невозможно. Поэтому термины «вокальная техника» и «вокальные приемы» почти всегда употребляются как синонимы. Иногда к этой же категории относят и так называемые вокальные украшения.

Вокальные украшения

Вокальные украшения (иногда их называют расширенные вокальные техники) – это то, без чего, в принципе, можно обойтись, но лучше все-таки, освоить, если вы желаете развиваться на вокальном поприще.

Некоторые преподаватели вокала (особенно девушки) искренне полагают, что без украшений обойтись никак нельзя, поэтому вокальные украшения называют вокальными приемами. Это никак не умаляет их квалификации как преподавателей, а разделение приемов и украшений, по большому счету, нужно лишь для определения последовательности изучения: сначала – приемы и техники, потом – украшения.

Другими словами, это примерно такая же условность, как принять за основу наличие у человека 4 резонаторов: головного, грудного, носового и ротового, как мы это сделали ранее. Некоторые педагоги не считают ротовую полость самостоятельным резонатором, т.к. она может быть задействована только вместе с еще каким-либо из резонаторов. Формально это так, однако для более эффективной работы над красивым голосом лучше сначала поработать над резонансом звука в каждой из резонирующих полостей.

Продолжим тему вокальных украшений. Украшения в вокале – это как украшения в любой другой сфере, будь то мода или дизайн интерьера. Можно отказаться от цепочек, кулонов и браслетов, но такой образ будет слишком банальным. Можно не задумываться, какую вазу или картину приобрести для гостиной, однако такая гостиная будет совсем уж неуютной.

Если же вы поклонник минимализма во всем, одежду, интерьер и репертуар нужно подбирать в соответствующем стиле, который не предполагает избытка украшений. И помнить, что отсутствие украшений нужно будет компенсировать другими вещами.

К примеру, авторская песня под гитару не предполагает особых украшений в вокале, однако там повышенные требования к дикции. Так, для кавера на известную композицию некоторые прегрешения в произношении допустимы ввиду того что слушатели прекрасно знают текст. А вот в авторской песне зрительская аудитория слушает текст композиции в первый раз. И, возможно, последний, если вы поете неразборчиво и что вы хотели донести до аудитории – непонятно.

Минимум вокальных украшений используют рэперы, однако там очень высокие требования к дыханию. Произнести речитатив в быстром темпе под быструю мелодию без тренированной «дыхалки» практически невозможно, в чем легко может убедиться каждый, кто попробует это сделать.

Теперь, когда мы разобрались с теорией и терминами, можно перейти к практике.

Техники и приемы вокала, вокальные украшения: как научиться

Сразу уточним, что все советы и упражнения, которые будут в этом разделе, относятся исключительно к эстрадному вокалу. Просто потому, что за один урок невозможно научить оперному академическому вокалу, который изучают 5 лет в консерватории и потом совершенствуют всю жизнь. А прочие виды вокала – джазовый и особенно экстрим – можно начинать изучать только после того как вы освоили чистое пение и у вас начало что-то получаться в обычном эстрадном вокале.

В то же время, приблизиться к пониманию основ эстрадного вокала и улучшить свое пение в караоке или кругу близких людей вполне реально даже за наш курс, если вы тщательно занимались и делали все упражнения. Более того, если вы освоили все упражнения из урока 2, вы уже сможете спеть лучше, чем пели раньше. И сможете совершенствоваться дальше, когда освоите базовые вокальные техники, приемы и украшения.

Базовые вокальные приемы и техники:

Популярные вокальные украшения:

И прежде чем мы перейдем к их освоению, следует вспомнить анатомию голосового аппарата и освоить положение органов звукоизвлечения для пения.

Положение голосового аппарата при пении

Вы уже начали осваивать положение органов звукоизвлечения, когда отрабатывали четкость дикции, артикуляции, соединение резонаторов для красивого звучания речи. Разница в том, что для красивого вокала контроль положения органов звукоизвлечения еще актуальнее, чем для речи.

Для наглядности мы дадим ссылки на открытые бесплатные уроки и мастер-классы действующих вокалистов и преподавателей вокала. Из всего океана знаний, бушующего на просторах Интернета, мы выбрали материалы, изложенные наиболее доступным и понятным для начинающих вокалистов языком. Кроме того, мы отдаем предпочтение преподавателям, которые уважительно относятся к коллегам по цеху, популярным певцам и исполнителям и своим ученикам. Итак, приступим.

Вы уже знаете, что для красивого голоса очень важно давать простор звуку, широко открывая рот. Так вы можете добраться до высоких нот, добиться его полетности. В то же время, для более сдержанного звука рот не стоит открывать слишком широко. Более наглядно смотрите в уроке Ольги Афанасьевой, посвященном положению ротовой полости:

Челюсть

Следующий важный момент – положение челюсти. На нем следует остановиться более подробно, особенно после того как мы рассмотрели положение ротовой полости. В целом, нужно запомнить два главных момента:

Как это контролировать, можно наглядно посмотреть в уроке, который записал Иван Радьков. Все изложено максимально кратко и доступно. И обязательно вымойте руки перед отработкой рекомендуемых действий:

Примерно те же мысли, но более подробно и без необходимости засовывать палец в рот для контроля положения челюсти – у Ольги Афанасьевой:

Гортань

Следующий элемент звукоизвлечения – гортань. Оптимальное положение гортани для красивого звукоизвлечения на большей части голосового диапазона – обычное среднее, не приподнятое и не опущенное. Для достижения самых низких нот вашего диапазона гортань можно слегка опустить. При пении на высоких нотах гортань естественным образом может уйти вверх, поэтому важно следить, чтобы она не поднималась слишком сильно, не сдавливала звук и не превращала его в писк. Более наглядно смотрите в уроке Ольги Афанасьевой, посвященном положению гортани:

Мягкое небо

Следующий элемент голосового аппарата, позволяющий контролировать звук – мягкое небо, иногда его называют небной занавеской. Это там, где у вас во рту свисает «язычок». Оно потому и называется мягким, что мы можем менять его положение. Подняв небо, можно дать дополнительное место для движения выдыхаемого воздуха и легче выйти на высокие ноты, а также избавиться от гнусавого призвука в голосе, если он у вас есть. Опустив небо, мы можем заглушить звук или добиться назальности (носового джазового призвука), если нам это нужно в ходе исполнения песни. Подробнее в специальном уроке Ольги Афанасьевой:

Язык

И, наконец, положение языка. Его тоже следует контролировать отдельно, иначе все ваши предыдущие усилия пойдут насмарку. Для красивого звукоизвлечения нужно, в первую очередь, освоить базовое положение, когда кончик языка находится у нижних зубов, а полотно языка плоское. Для высоких нот полезно вогнутое положение языка, когда на верхней части языка образуется как бы вмятинка или ложбинка. Для достижения красивого назального звучания спинка языка чуть приподнимается, перенаправляя поток воздуха в нужном направлении. Подробнее – у Ольги Афанасьевой:

Теперь, когда мы изучили положение всех органов голосообразования, мы вплотную подошли к тому, чтобы понять, что такое вокальная или певческая позиция.

Вокальная или певческая позиция

Как уже ясно из названия, вокальная или певческая позиция – это позиция, которая нужна для пения. Другими словами, это позиция всех составляющих голосового аппарата, начиная от диафрагмы и брюшной полости и заканчивая кончиком языка.

Для разных способов пения нужна разная вокальная позиция. В общем и целом различают два основные певческие позиции: высокую и низкую. Высокая позиция нужна для высоких нот, низкая – для низких нот и назального джазового призвука.

Высокая певческая позиция:

Все вышеперечисленные манипуляции, проделанные синхронно, дают специфический эффект, называемый в среде вокалистов «вокальной маской».

что такое позиция в вокале. Смотреть фото что такое позиция в вокале. Смотреть картинку что такое позиция в вокале. Картинка про что такое позиция в вокале. Фото что такое позиция в вокале

Важный момент: вокальная маска – это не какой-то единый для всех образец. Вокальная маска может иметь разный вид даже у одного и того же человека в пределах одного выступления. Также на приведенной выше картинке вы можете заметить, что для удержания вокальной маски и нужного для высоких нот напора воздуха вокалисты могут помогать себе телом.

Например, сжимать кулак (картинка слева сверху), как бы «поднимать» рукой свой голос на нужную высоту (справа сверху) или «опираться» рукой на воздух (картинка справа внизу). В профессиональной среде вокалистов это называется анкеровка (от английского anchor – якорь), т.е. использование мышц тела для поддержания (якорения) звукового потока.

Теперь пару слов о так называемой «низкой» певческой позиции, которая нужна для пения более низких нот вашего диапазона.

Низкая певческая позиция:

Как видите, даже в пределах одной певческой позиции возможны вариации положения органов звукоизвлечения. Поиск оптимального положения органов голосообразования для конкретной песни – это дело работы над собой и постоянной практики. Эта работа включает в себя, в том числе, освоение базовых вокальных техник и приемов.

Микст

Начнем с микста. Микст – это базовая вокальная техника, которая обеспечивает яркое и качественное совместное звучание грудного и головного резонаторов. Само собой, ротовой и носовой резонаторы должны в этот момент тоже работать. Без ротового резонатора невозможен качественный звук, а носовой резонатор нужен для соединения всех резонаторов.

С работы над микстом начинается работа над вокальными техниками в большинстве школ вокала. Более того, многие преподаватели вокала и действующие вокалисты считают, что именно тут проходит рубикон между певцом-любителем и профессиональным вокалистом. Другими словами, если вы научились смешивать головной и грудной резонаторы, вас можно считать начинающим профессионалом. Если вы можете звучать либо только «грудью», либо только «головой», вы пока что любитель.

Итак, вы помните, что соединение резонаторов происходит с помощью носового резонатора, но для начала нужно поработать над раскрытием каждого резонатора в отдельности. Если вы тщательно проработали все упражнения урока 2, вы уже готовы работать над микстом. Как вы поймете, что нашли микст в своем голосе? Вы должны ощутить одновременную работу всех резонаторов. Напомним, как это сделать.

Как почувствовать работу резонаторов:

Как работать над микстом? Сегодня можно найти множество рекомендаций, как найти в голосе микст, как научиться петь микстом и т.д. Среди них есть несколько наиболее действенных упражнений.

Как искать микст:

Последнюю технику Иван Радьков называет еще «интонацией вежливости» и подробно рассказывает, как с этим работать и как это поможет найти микст, в своем видео:

Как тянуть звук «н-н-н» по всему своему диапазону снизу вверх и сверху вниз, показывает Александра Стройцева. Кстати, Александра демонстрирует универсальный вариант упражнения, который поможет не только разработать носовой резонатор для достижения микста, но сделать шаг к расширению диапазона голоса:

И еще несколько более сложных упражнений на микст от Ивана Радькова. Рекомендуется делать тогда, когда стали получаться более простые упражнения:

Если вы ранее не занимались пением, у вас вряд ли получится найти микст за одно занятие. Скорее всего, вам потребуется несколько недель ежедневных тренировок. Тренируйтесь, а заодно обращайте внимание на плаксивые и мяукающие интонации певцов в различных эстрадных песнях. По сути, это и есть микст.

Белтинг

Еще одна важная для красивого пения техника – это белтинг. Если в двух словах, белтинг – это пение высоких нот грудным голосом без примеси или с минимальной примесью головного голоса.

Сразу скажем, что сегодня можно встретить множество определений белтинга и массу споров относительно того, считать ли легкую примесь «головы» в грудном звучании еще белтингом или уже микстом. А также не массовое, но имеющее место быть мнение, что белтинг – это основа микста, и начинать изучение вокальных техник нужно именно с него. Мы не будем спорить ни с кем, а просто пойдем по намеченному нами плану и разберемся, как тренировать белтинг.

Как тренировать белтинг:

Не забывайте про вдох в нижнюю часть легких, не выдыхайте резко воздух во время упражнений. Более подробно про белтинг, а также демонстрацию того, как петь гласные сверху вниз для развития белтинга, можно посмотреть в уроке Ольги Афанасьевой:

«Проходку» голосом снизу вверх и сверху вниз, а также технику крика без напряжения можно увидеть в уроке Ивана Радькова:

Напоминаем, что упражнения для голоса не должны вызывать напряжения в голосовых связках, в шее, плечах, челюсти. Если при выполнении упражнений вы ощущаете дискомфорт, немедленно прекратите их выполнять и сделайте любое упражнение на расслабление верхней части туловища из предыдущих уроков.

Тванг

Тванг – это еще одна из базовых техник пения. Если обобщить все встречающиеся определения, тванг – это специфический звук «в нос», который образуется при сужении гортани. Достигается этот эффект путем сужения надгортанника и приподнятой спинки языка. Для тех, кто подзабыл материал урока 1, напомним в общих чертах строение голосового аппарата:

что такое позиция в вокале. Смотреть фото что такое позиция в вокале. Смотреть картинку что такое позиция в вокале. Картинка про что такое позиция в вокале. Фото что такое позиция в вокале

Важный момент: гортань не нужно поднимать, гортань нужно сужать! На этапе наработки тванга важно достичь максимально гнусавого противного звука, как у капризного ребенка или вредного истошно орущего кота. Это не значит, что нам нужно петь в песнях таким образом 1 к 1. Это значит, что так мы обучаемся управлять органами звукоизвлечения, и нарабатываем острый резкий звук, который украшает эстрадный вокал.

Как тренировать тванг:

Упражнения подобного рода можно найти в книге Сета Риггса «Как стать звездой» [С. Риггс, 2000]. В аудиосборнике упражнений к этой книге есть аккомпанемент для всех основных диапазонов голосов, под который можно делать упражнения [С. Риггс, 2000].

Можно также воспользоваться сокращенным вариантом тренировки, адаптированным для людей, привыкших общаться преимущественно на русском языке. Адаптированный вариант позволит русскоговорящим людям быстрее найти носовой призвук, свойственный носителям английского языка, для которых эта назальность является естественной:

Также можно тренировать уже знакомые нам звуки мяуканья или нытья, которые мы тренировали при работе над микстом, но уже с гнусавым призвуком. И другие звуки, которые советует Иван Радьков, считающий, что тванг – это даже не техника или прием вокала, а намного проще – наша анатомическая способность, которую нужно поставить на службу пению:

К слову, наработка тванга помогает со временем проще перейти к изучению экстрим вокала и расширенных вокальных техник расщепления. Как именно – смотрите в специальном видео:

И теперь мы подошли к теме вокальных украшений или дополнительных вокальных техник.

Основные вокальные украшения

Еще раз напомним, что переходить к изучению вокальных украшений или дополнительных вокальных техник можно лишь тогда, когда вы научились попадать в ноты, освоили чистое пение и у вас начали получаться базовые вокальные техники. В случае если данные параметры пока находятся в стадии проработки, этот раздел будет иметь для вас ознакомительный характер с тем, чтобы вы имели общее представление о том, над чем вам работать дальше, когда наработаете вокальную базу.

Вибратто

Вибратто – это периодические изменения высоты, силы или тембра мелодии или пения. Это одно из самых востребованных украшений в пении. Мало у кого есть в голосе врожденная способность вибрировать красиво; обычно у нетренированного певца получается что-то среднее между козлиным блеяньем и болтающимся звуком.

Как наработать вибрато:

Движение голосом по полутонам лучше контролировать с помощью приложения, скачав Pano Tuner и разрешив ему доступ к микрофону. Или же любого другого с аналогичным функционалом. Берете любую удобную для вас ноту – например, «ре» 1-й октавы – и двигаетесь голосом в сторону «ре-диез» или «ре-бемоль». Для не знакомых с музыкальной грамотой уточним, что диез – это полтона вверх, бемоль – полтона вниз.

Постепенно пытайтесь делать все более мелкие шаги голосом – на ½, а затем на ¼ полутона. Это очень легко контролировать: если вы всмотритесь в интерфейс приложения, то увидите, что расстояния между нотами поделены как раз на 4 части. По умолчанию тюнер предустановлен на 440 Гц, что равно высоте ноты ля 1-й октавы, но принцип одинаков для любой выбранной вами ноты:

что такое позиция в вокале. Смотреть фото что такое позиция в вокале. Смотреть картинку что такое позиция в вокале. Картинка про что такое позиция в вокале. Фото что такое позиция в вокале

Так вот, ваша задача – контролировать голос так, чтобы опевать ноту (периодически менять высоту ноты) на четверть полутона вверх и четверть полутона вниз в темпе мелодии. Это и будет ваше идеальное вибратто в абсолютном большинстве песен.

Своим опытом, как двигаться по полутонам и как тренировать вибратто, поделился Иван Радьков. Возможно, вам его опыт тоже пригодится:

Более сложные упражнения можно увидеть в мастерской вокала Ольги Афанасьевой:

Глиссандо

Глиссандо – это вариант звучания, когда певец непрерывно пропевает несколько нот подряд, не фиксируя голос и не останавливаясь ни на одной из них. Образно это можно представить так, будто певец «проскальзывает» по всем нотам, находящимся между начальной и конечной нотой. Специальных упражнений для глиссандо нет. Это просто умение держать ровный звук, который вы уже отработали на дыхательных упражнениях, и музыкальный слух, позволяющий провести голос по нужным нотам.

Мелизмы

С точки зрения теории музыки, мелизмы – это высокотехничные опевания, не меняющие темп песни. В классической музыке и оперном пении различают множество разновидностей мелизмов: форшлаги, морденты, трели и т.д. Ввиду того, что мы изначально договорились обсуждать только эстрадный вокал, представим вам упрощенное понимание мелизмов.

Мелизм – это четкое обозначение голосом каждой ноты в отличие от глиссандо, когда голос скользит по всем нотам, не задерживаясь ни на одной. Внятного объяснения, что такое мелизмы в пении, в бесплатном сегменте Интернета пока нет, поэтому попытаемся объяснить сами.

Как сделать мелизм:

Рисунок мелизма может быть любым: только вверх, только вниз, вверх-вниз. Важный момент: мелизм вниз делается всегда без воздуха, при движении к верхним нотам допустимо выдать чуть-чуть воздуха. Мелизмы широко используются и в западной, и в отечественной музыке.

Нетренированному слуху зачастую тяжело уловить мелизм в пении, особенно если песня быстрая. Чтобы облегчить вам задачу, приведем пример, где мелизм слышен очень четко, а именно песню Полины Гагариной «Меланхолия». Обратите внимание на слово «края», которое звучит с 01:11. Там есть сначала скачок вверх на ноту до 2-й октавы, которую Полина искусно тянет пару секунд, и затем на звуке «а-а-а» четкий спуск по нотам «си бемоль», «ля», «соль»:

Если у вас есть настойчивое желание украсить свое пение мелизмами, нужно, во-первых, натренировать общую схему исполнения мелизмов. Во-вторых, нужно далее развивать музыкальный слух, чтобы точно слышать движение по нотам в песне, которая вам понравилась, и которую вы хотели бы спеть. Далее вам останется записать для себя рисунок мелизма с нотами и тренировать попадание в ноты и красивый звук, контролируя себя через Pano Tuner.

Расширенные вокальные техники расщепления

И, наконец, расширенные вокальные техники расщепления. Под ними подразумевается присоединение к чистому звуку других дополнительных звуков, в том числе немузыкального характера. Например, таких как треск, сип, рык, хрип и прочие. Другими словами, звук получается из двух ранее расщепленных потоков дыхания.

Такое расщепление возможно за счет ложных голосовых связок. Они находятся над голосовыми складками (связками), участвующими в обычном звукоизвлечении. В обычном режиме мы ложные связки не задействуем, поэтому мы не затрагивали их устройство, когда изучали строение голосового аппарата и звукоизвлечение в обычном режиме.

Итак, что же такое ложные связки? Это две складки слизистой оболочки, которые покрывают подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок. Эти складки не подходят друг к другу, поэтому звуковой поток, формируемый с их участием, получается расщепленным. Именно поэтому вокальные украшения, выполненные с их участием, называются расширенными вокальными техниками расщепления:

что такое позиция в вокале. Смотреть фото что такое позиция в вокале. Смотреть картинку что такое позиция в вокале. Картинка про что такое позиция в вокале. Фото что такое позиция в вокале

Для справки: помимо названия «ложные связки» можно встретить термины «вестибулярные складки» или «складки преддверия». Это одно и то же.

Еще раз напомним, что переходить к вокалу, связанному с расщеплением, можно только после того как вы освоили чистое пение и научились пользоваться дыханием так, чтобы вообще не нагружать связки. Вопреки принятому заблуждению, экстрим-вокал, для которого свойственно расщепление, получается вовсе не за счет напряжения голосовых связок, ложных или истинных. Мощный звук получается за счет мощного потока воздуха и правильного звукоизвлечения с участием ложных связок.

Если вам кажется, что вы уже готовы к этому, начните с относительно простых, но весьма популярных в современном эстрадном вокале вариантов. Не забывайте вдыхать воздух в нижнюю часть легких, следите, чтобы бока и живот были раздуты.

Основные расширенные техники расщепления:

К слову, любимое многими пение с хрипотцой тоже относится к расщеплению. Важно при этом не давить на связки, а четко держать опору для голоса. Прочие вокальные украшения, практикуемые на основе расщепления, намного сложнее и требуют достаточно серьезной предварительной подготовки. Лучше, если вы будете их осваивать под присмотром опытного педагога по вокалу, поэтому здесь мы о них говорить не будем. Это наилучшая гарантия того, что вы не сорвете себе голос. К слову, что делать, если у вас возникли проблемы с голосом, мы расскажем на следующем уроке.

А пока подведем итоги. На этом уроке вы получили представление о видах вокала, вокальных техниках, вокальных приемах и вокальных украшениях, познакомились с основными способами отработки приемов пения. Самые смелые даже попробовали подступиться к вокальным украшениям, и мы уверены, что у многих кое-что получилось. А теперь – традиционный проверочный тест в конце урока!

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

И, наконец, пришло время рассмотреть тему проблем с голосом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *