что такое позиционный мотив

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

что такое позиционный мотив. Смотреть фото что такое позиционный мотив. Смотреть картинку что такое позиционный мотив. Картинка про что такое позиционный мотив. Фото что такое позиционный мотив

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Маргарита ЛУКЬЯНОВА, заведующая лабораторией психолого-педагогической и социальной диагностики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т.д. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счете качество образования зависят от мотивации внутренней.

Статья, которую мы вам предлагаем, не решает всех проблем мотивированности школьников. Но она поможет учителям держать эти проблемы в поле внимания, работать в этом направлении. Публикация адресована в первую очередь завучам, школьным психологам и руководителям методических объединений.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. Определим мотивацию «как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека… его направленность и активность» (Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1995). Мотивация – это некий циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становиться то или иное поведение.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для различных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Мотивационная сфера человека достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики и разработки методики диагностики важно выделить определённые содержательные блоки, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации. Поскольку рекомендации эти адресованы учителям, им предстоит пользоваться методикой, она должна быть компактной, чтобы использоваться в любом образовательном учреждении для экспресс-диагностики. Назову пять таких блоков.

Личностный смысл учения. А.К.Маркова определяет его как внутреннее отношение школьника к учению, «прикладывание» его к себе, к своему опыту, своей жизни. Постижение смысла учения, его личностной значимости не происходит автоматически, его надо формировать в процессе усвоения знаний. Личностный смысл учения в разном школьном возрасте различен. Поэтому содержание обучения, его методы учителю полезно анализировать с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам школьников этого возраста.

Для ребят смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей, которые они усваивают из окружения – общества, семьи. Благодаря этому у многих детей ещё в дошкольном возрасте складывается определённое представление об учебной деятельности. Однако с приходом в школу оно может существенно меняться. Как сложное личностное качество, смысл учения включает: осознание объективной его значимости, нравственными ценностями, приятными в социальном окружении, и прежде всего в семье, уровень притязаний ребёнка, его самооценку. Поскольку всё это в ходе учебной деятельности находится в процессе развития, то и смысл учения может развиваться или угасать.

Особую роль в мотивации имеет успешность учебной деятельности – запас и качество знаний, способы, приёмы их приобретения. Всё, что легче усваивается, становиться более доступным – к тому и интерес не гаснет. Материал лучше запоминается, легче концентрируется внимание, возрастает работоспособность.

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения школьников ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательную систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели – отдельные учебные действия. Умение ставить цель – показать зрелости мотивационной сферы школьников, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им поведения придаёт человеку определенную нравственную устойчивость.

Виды мотивов учения. Расстроим две группы мотивов – познавательные и социальные.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям – к знаменитым фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также те, что свидетельствуют об интересе к способам добывания знаний – методам научного познания, саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда. Познавательные мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.

Социальные мотивы связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми. Например: стремление быть полезным обществу, чувство ответственности перед родителями, учителями. К социальным относятся и так называемые позиционные мотивы – стремление занять определенную позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д. Мотивы социального сотрудничества – в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их. Это мотив – основа самовоспитания, самосовершенствование.

Есть и другой вариант классификации мотивов, характеризующий отношение к самой деятельности. Здесь мы различаем внешние по отношению к ней (они не связаны с деятельностью). Если же мотивы связаны с ней, то это внутренние мотивы. Внутренние мотивы характеризуются интересом к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества. Внешние же проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей и т.д. Если ученики решают задачу, то внешними мотивами этой деятельности могут быть желание получить хорошую отметку, показать умение решать задачи, добиться похвалы учителей и т.д. Внутренними – интерес к процессу решения, поиску наиболее рационального способа, к результату и т.д. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то он является лишь внешним для ученика.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе, бояться критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Школьники со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснять объемом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те же ребята, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех – везением или легкостью задания. У них начинает развиваться так называемая выученная беспомощность: попытка что-то делать дальше, предпринимать усилия кажется им бессмысленной.

Отсюда вытекает основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

Все эти мотивы мы учитывали при составлении диагностической методики.

Реализация мотива в поведении. Следует отличать мотивы от мотивировки. Как правило, она является «социально-желательным» объяснением отдельных поступков и поведения школьников. Мотивировка поступка может быть результатом опасения негативной оценки со стороны учителя. Учитывая это, мы и ввели блок «Реализация мотива в поведении». В нем отражены такие аспекты мотивации: влияние на ход учебной деятельности и поведение, на разные виды деятельности, на выбор форм учебных заданий. Важно в данном случае определить устойчивость мотивов, частоту их проявления, актуализации во всех учебных ситуациях или в большинстве из них.

Школьник с внутренним мотивом, личностным смыслом с удовольствием работает над освоением учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает любознательность. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей, влияют на выбор профессии. Это большая ценность для человека.

И, наконец, 5-й блок – эмоциональный компонент мотивации учения.

Главная его характеристика – переживания школьников, эмоциональное отношение к учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение, и зависит от особенностей деятельности и её организации.

Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками: отсутствием конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом – всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательное отношение к предмету, увлеченность им. Ученик живет при этом в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения.

Всеми силами школе, учителю следует заботиться о создании, о восстановлении (если он утрачен) положительного эмоционального климата. Особенно в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю, а то и к школе, порождающая постоянную тревожность и беспокойство. Давайте задумаемся вот над чем: мы провозгласили личностно-ориентированную, гуманистическую пародигму. Но отказались ли от привычной угрозы «двойкой», вызовом родителей и т.д.? А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают подобные наши действия. Как часто у школьника возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть «плохим учеником», у которого ничего не получается. Поэтому будем всемерно заботиться о преобладании положительных эмоций на каждом нашем уроке. Право же, это и учителям полезно.

Как я уже говорила, мотивация в различных возрастных группах школьников проявляется по-разному. Чтобы понять возрастную специфику мотивов в каждом школьном периоде, надо соотнести их с особенностями возраста.

Анализ мотивации учения (качественную характеристику всех её показателей) считаю целесообразным проводить, начиная с подросткового возраста, с 7-го класса. Нами разработаны анкеты для учащихся 7-го, 9-го и 11-го классов.

Каждая из предлагаемых диагностических методик включает шесть содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами. Формулировки вопросов в анкетах для различных возрастов в большинстве совпадают, однако пилотажное исследование и апробация методик позволили выявить различия в формулировках ответов у учащихся различных возрастов, что мы и считали необходимым отразить при составлении анкет.

Источник

II. Мотивы учения школьников

Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ней .
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения — о социальных мотивах.
И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.
Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества — стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и в формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или повышенной трудности.

Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться

При оценке состояния учебной деятельности, умения учиться и мотивации учения у отдельных школьников учителю важно соотнести их с некоторыми возрастными эталонами.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладение видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.
Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже на середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования, представленные пока в самой простой форме — интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего дифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы присутствуют в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя. Удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняя действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности, у младшего школьника можно закладывать умения соотнесения цели своим возможностям.

В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида деятельности к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным), что является важной основой самоорганизации учебной деятельности.
Учебные действия объединяются в приемы, методы, в крупные блоки деятельности. Отдельные действия и операции совершаются, переходят в умственный план, что позволяет быстрее осуществлять учебную деятельность.
Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения, что переводит учебную деятельность с репродуктивного на продуктивный уровень.
Происходит становление прогнозирующих, планирующих норм контрольно-оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов” задач, способов и средств. Существенно укрепляются не только широкие познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.
Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы учения. Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные качественные сдвиги возникают и в позиционных мотивах учения, при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества в учебной среде.
К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости мотивов означает, что в этом возрасте складывается осознанная система. Существенно развиваются процессы целеполагания в учении. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

В старшем школьном возрасте возникает потребность и возможности совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Учебные действия могут перерастать в методы научного познания, способствуя сознанию учебной деятельности с элементами исследовательской. Ориентировочные и исполнительные учебные действия могут исполняться не только на репродуктивном но и на продуктивном уровне. Особую роль приобретает овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозируемой самооценки, планируемого самоконтроля своей учебной работы и на этой основе — приемов самообразования.
Ряд укрепленных учебных действий, действий контроля и оценки может продвинуться на уровень «автоматического» выполнения, перейти в привычки, являющиеся основой культуры умственного труда, залогом дальнейшего непрерывного самообразования.
В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знаний) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов на уроке). Мотивы самообразовательной деятельности в этом возрасте связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии.
Складывается четко выраженный интерес к рациональной организации умственного труда, а также стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение слабых и сильных сторон своей учебной работы.
В этом возрасте укрепляются широкие социальные мотивы гражданского долга, отдача обществу. Социально-позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными за счет расширения деловых контактов школьников со сверстниками и учителями. При благоприятных условиях воспитания упрочивается структура мотивационной сферы, возрастает сбалансированность между отдельными побуждениями.
Происходит побуждение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения. Развитие целеполагания в этом возрасте выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения, а также социальной значимости целей, предвидению социальных последствий своих поступков. Возрастает умение оценить реалистичность целей, складывается стремление к активному апробированию разных целей в ходе активных действий, что прямо связано с процессом жизненного самоопределения.

Изложенные этапы учебной деятельности и ее мотивации характеризуют тот высокий уровень, который может быть достигнут у школьников.
При существующем обучении проблема развития учащихся является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в работе. Что можно считать конечным результатом педагогической деятельности: полученный учеником набор знаний по предмету или формирование личности, способной к творчеству?
В первом случае ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем воспроизводит, т.е. наблюдается репродуктивная деятельность. Здесь также нужны определенные способности, но заметного влияния на психическое развитие детей такое обучение не оказывает.
Если же учитель ставит своей целью развитие ребенка, то конечный результат его педагогической деятельности — «психическое новообразование в личности учащегося» (22).
«Психическое развитие человека — это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов, эмоций и т.д.» (24).
Значит, развитие учащихся во многом зависит от деятельности, которую они выполняют в процессе обучения — репродуктивной или продуктивной (творческой).
Потенциальные возможности многих школьников высоки и главное — найти тот «рычаг», который приведет в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности учащихся. Под таким «рычагом» следует понимать рациональную организацию всего учебного процесса. Сюда включено и логико-содержательное построение курсов, и создание проблемных ситуаций, и частично-поисковый или исследовательский метод обучения. Но какой бы метод обучения мы ни избрали, успех в конечном итоге зависит от успешного протекания мыслительного процесса. Творческая деятельность ученика, направленная на творческое понимание усваиваемого материала и порождение новых способов действия, ее развитие зависит от наличия трех составляющих мышления:
1) высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации;
2) высокий уровень активности и плюралистичности мышления, проявляющихся в выдвижении множества гипотез, вариантов решений, нестандартных идей;
3) высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в выделении существенного в явлениях, осознание собственных способов мышления.
Сформированность названных качеств мышления позволит преодолеть трудности в овладении учебным материалом и приведет к развитию творческой личности учащегося. Это объясняется тем, что ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания может самостоятельно вырабатывать подобные способы в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем (22).
Таким образом, задача учителя сводится к формированию указанных компонентов мышления. При этом инструментом должна выступать творческая задача. Решение учащимися творческих задач обеспечивается формируемыми у них знаниями, умениями и навыками. В сохранении высокой активной мыслительной деятельности значительную роль играет мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает.
При изучении состояния мотивации каждого конкретного ученика учитель может соотносить его реальные достижения (в учебной деятельности и мотивации) с этими возрастными характеристиками и делать вывод о еще нереализованных особенностях этого ребенка, которые могут быть актуализированы в пределах возможностей его возраста.

При проведении практической работы по формированию мотивов учения и учебной деятельности учителю надо:

что такое позиционный мотив. Смотреть фото что такое позиционный мотив. Смотреть картинку что такое позиционный мотив. Картинка про что такое позиционный мотив. Фото что такое позиционный мотивопираться на достижения предыдущего возраста (например, работая с подростками, следует исходить из того, что широкие
познавательные и социальные мотивы у них должны быть уже сформированы); в ходе изучения учащихся выяснить, какие из
позитивных особенностей предыдущего возраста еще не сформированы и учесть это при планировании учебной работы;
что такое позиционный мотив. Смотреть фото что такое позиционный мотив. Смотреть картинку что такое позиционный мотив. Картинка про что такое позиционный мотив. Фото что такое позиционный мотивстремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста;
что такое позиционный мотив. Смотреть фото что такое позиционный мотив. Смотреть картинку что такое позиционный мотив. Картинка про что такое позиционный мотив. Фото что такое позиционный мотивприступив к работе с классом, определить для себя сформированы ли те уровни учебной деятельности и мотивации, которые
составляют резервы этого возраста, т.е. установить, соответствует ли развитие возрасту или отстает. Если у учеников
отсутствуют те особенности мотивации, которые присущи данному возрасту, то нужно запланировать специальную работу
(виды заданий, упражнения) чтобы мобилизовать эти возрастные возможности;
что такое позиционный мотив. Смотреть фото что такое позиционный мотив. Смотреть картинку что такое позиционный мотив. Картинка про что такое позиционный мотив. Фото что такое позиционный мотивв ходе работы с каждым возрастом подготавливать «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на
имеющийся уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов и учебной деятельности.

К концу начальной школы желательно закладывать черты мотивации подросткового возраста; расширять самостоятельность в учебной работе, отрабатывать сопоставления ими разных способов учебной работы, поощрять поиск новых способов своей работы и тем самым способствовать становлению основ учебно-познавательных мотивов, характерных для последующего возраста.
Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным » — сказал Б.Паскаль. Сделать математику немного занимательной помогает внеклассная работа: математические кружки, факультативные занятия, экскурсии, математические олимпиады, математические вечера и многое другое.
Инструментом для развития мышления являются занимательные задачи (задачи на «соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи). Их можно успешно использовать на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления и формирования элементов творческой деятельности. Такие задачи в большем количестве предлагаются для решения на внеклассных кружках, факультативных занятиях.
Занимательный материал многообразен, но его объединяет следующее:
1) способ решения занимательных задач неизвестен. Для их решения характерно применение метода проб и ошибок. Эти поисковые пробы могут закончиться догадкой, которая представляет собой нахождение пути искомого решения;
2) занимательные задачи способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся. Необычность сюжета, способа подачи задачи находят эмоциональный отклик у детей и ставят их в условия необходимости ее решения;
3) занимательные задачи составлены на основе знаний законов мышления.
Систематическое применение задач такого типа способствует развитию указанных мыслительных операций и формированию математических представлений детей.
Итак, для решения занимательных задач характерен процесс поисковых проб. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств, как смекалка и сообразительность. Смекалка — это особый вид проявления творчества. Она формируется в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к выводам и обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями. Из этого следует, что смекалка, сообразительность, влекущие за собой догадку как результат поиска решения занимательной задачи, не есть что-то данное свыше. Эти качества умственной деятельности можно и нужно развивать в процессе обучения.
В любом случае догадке как способу решения задачи предшествует тщательный анализ: выделение в задаче существенных признаков, установление связей между исходными данными, установление исходных свойств, попытки опереться на ранее решенные задачи и т.п.
Однако метод проб и ошибок нерационален, ненадежен. Гораздо важнее научить детей тем приемам умственной деятельности, которые более необходимы для решения задач: анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация.
Предлагая учащимся занимательные задачи, мы формируем у них способность выполнять эти операции и одновременно развиваем их.
Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

При решении занимательных задач преследуются следующие цели:
1) формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
2) развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
3) поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
4) развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;
5) подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *