что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Что такое фрустрация и нужно ли с ней бороться

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Что такое фрустрация

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия. Обычно состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Термин был введен психологами во второй половине XX века для изучения стресса, вызванного фрустрирующими условиями — условиями, в которых человек не может удовлетворить свои потребности, поставленные перед ним задачи.

«Должны были вечером отправить отчет по работе, а во всем доме отключили интернет — вы находитесь в состоянии фрустрации. Планировали получить повышение на работе, а вам его не дали — это тоже фрустрация», — приводит примеры психотерапевт сервиса онлайн психотерапии Zigmund.Online Мирослав Ясин. По его словам, человек в течение жизни неизбежно время от времени пребывает в состоянии фрустрации; а впервые это случается в детском возрасте — например, когда ребенок не получает ожидаемую похвалу от родителей или рассчитывает на покупку чего-то, а ему это не дают.

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Трудностей и преград в получении желаемого не избежать, а вот реакцию на фрустрационные условия человек может контролировать. То, как мы реагируем на неудачи, определяет последствия фрустрации — кого-то они закаляют и приводят к новым открытиям, а кто-то всю жизнь страдает, чувствуя себя неполноценным. Рассмотрим подробнее, что влияет на нашу реакцию и к чему она может привести.

Типы фрустрации

Фрустрация может проявляется во множестве разных вариантов. Некоторые из них описывает психолог Дэн Бреннан:

Фрустрирующие ситуации могут вызвать разные эмоции, отмечает директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова: «Мы можем чувствовать все вариации злости, от легкого раздражения до ярости и ненависти, это могут быть чувства бессилия, подавленности, разочарованности, обиды и сильного расстройства». По ее словам, ситуации ограничений, неудач и препятствий могут вызвать сильный стресс, апатию и ощущение бессмысленности, но одновременно с этим они могут стать мощными мотиваторами поиска выхода, преобразования.

Впрочем, человеку бывает довольно сложно осознать это состояние, говорит завкафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимир Шляпников: «Фрустрация часто переживается как смутный и неясный дискомфорт: со мной что-то не так, мне чего-то не хватает, но чего именно, я не понимаю. Не понимаю, как с этим справиться. В результате это состояние негативно влияет на жизнь человека, мешает жить, эффективно работать, получать удовольствие от общения с близкими».

Причины возникновения фрустрации

Внешние и внутренние источники

Фрустрация может исходить как изнутри, так и снаружи.

Под внутренней фрустрацией мы понимаем состояние, когда человек сам является фрустратором (тем, кто провоцирует такое состояние). То есть он становится несчастным, потому что сам отреагировал на ситуацию негативными эмоциями.

Внешняя фрустрация предполагает, что есть другой человек или предмет, которые мешают вам удовлетворить свои потребности. Например, в ситуации, когда человек опаздывает на важную встречу из-за того, что стоит в пробке.

Причины фрустрации индивидуальны для каждого человека. Среди наиболее частых фрустраторов психолог Дэн Бреннан называет:

Социальные фрустраторы

В наши дни значимым источником фрустрации является наше социальное окружение, которое порождает, как называют это в психологии, социальную фрустрацию. Владимир Шляпников поясняет: для человека важно быть не хуже, чем другие люди. Но так как понятия «хуже — лучше» — относительные, это сравнение часто вызывает чувство фрустрации. «Порой мы испытываем чувство неудовлетворенности даже тогда, когда объективно потребность удовлетворена. Например, я выбираю в ресторане популярное дорогое блюдо, но, когда его приносят, мне кажется, за соседним столом заказали что-то более вкусное и интересное. Такова природа человека», — приводит пример психолог.

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Последствия фрустрации

Какие бывают реакции

Ученые за последний век провели ряд экспериментов, чтобы выяснить, как человек может реагировать на фрустрирующие условия. Один из них, рассказывает Мирослав Ясин, — эксперимент Дембо, в котором перед людьми ставились заведомо невыполнимые задачи. Например, исследователи устанавливали стул в 2–3 м от человека, затем проводили перед ним белую линию, за которую нельзя заступать, и просили его руками достать со стула предметы. Сделать это были физически невозможно.

В ходе таких экспериментов выяснилось, что человек по-разному справляется с фрустрацией. «Выявлено несколько типов реакции на фрустрирующие условия. Кто-то, сталкиваясь с препятствием, сразу же расстраивается и не может его преодолеть; кто-то ищет выход и его находит; а кто-то может обесценить свое поражение: не получилось решить задачу — ну и ладно, займусь чем-нибудь другим», — говорит Ясин.

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

От чего зависят реакции

Реакция человека на фрустирующие условия определяет то, как фрустрация в целом сказывается на качестве его жизни. То, насколько сильны будут наши переживания, как долго мы будем их чувствовать и насколько быстро сможем с этим справиться, зависит от многих факторов: от силы желания и значимости цели, от ожидаемости и предсказуемости результата, говорит Ирина Макарова. Но самое большое влияние имеет то, как человек справлялся с ситуациями неудовлетворения и отказов в раннем детстве. «Мы говорим о самых ранних годах жизни ребенка, когда происходят первые соприкосновения с окружающим миром, именно тогда формируются то, что будет нам помогать в дальнейшей жизни справляться с тем, что мы называем фрустрацией», — считает эксперт.

Фрустрация и агрессия

В нормальной ситуации фрустрация придает нашей жизни «драйв», необходимый для достижения желаемой цели. Но если время идет, а цель все так же далека, фрустрация может вызвать негативные состояния: истощение, депрессию, повышенную агрессивность. По словам Владимира Шляпникова, в таких ситуациях человек направляет свою агрессию на людей, которые не являются причиной фрустрации, а просто «попались под руку». «Часто родители, неудовлетворенные жизнью, срываются на своих детей. Потом эти дети в ситуации, когда надо решить сложную задачу, используют такую же неконструктивную модель поведения — начинают обижать более слабых одноклассников или грубо обращаться с животными», — отмечает эксперт. По его словам, иногда фрустрация приводит к тому, что человек направляет агрессию на себя. В состоянии аутоагрессии он рискует жизнью, не думает о здоровье и последствиях, а его поведение становится саморазрушительным. Иногда это может привести к употреблению алкоголя в больших количествах и наркомании.

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Положительный эффект

Как мы упоминали, состояние фрустрации может иметь положительный эффект. Психологи отмечают, что чувство неудовлетворенности побуждает нас двигаться дальше, что-то делать и создавать. Оно может служить не только мощным источником развития — как отдельной личности, так и общества. Опрошенные РБК Трендами эксперты утверждают: человечество достигает прогресса в том числе благодаря ситуациям, когда в моменте было невозможно решить стоявшую перед человеком задачу, для чего были придуманы новые способы ее решения. Поэтому неизбежные состояния фрустрации при конструктивном поведении не мешают, но даже помогают строить карьеру. «Например, человек много работал ради повышения, но начальник ему объяснил, что повышения не будет. Конечно, сотрудник расстроится, но это чувство может быстро перерасти в желание открыть свой бизнес и организовать себе новое рабочее место. Вокруг нас много людей с позитивным опытом в адаптации фрустрирующих обстоятельств», — говорит Мирослав Ясин.

Как себе помочь

Тем не менее, затянувшееся состояние фрустрации в конечном итоге приводит к истощению. Как отмечает доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Дмитрий Ковпак, если в удовлетворении физиологических потребностей есть четкие сроки, сколько человек не может прожить без еды, воды, сна; то в удовлетворении социальных потребностей сроки зависят от многих факторов и, в первую очередь, от субъективной значимости для самого человека неудовлетворенной потребности. По его словам, когда фрустрация причиняет физический или моральный дискомфорт, человек должен взяться за разрешение этой проблемы.

Схема для выхода из состояния фрустрации на первый взгляд выглядит понятно: нужно разобраться, какая потребность была не реализована, и понять, каким образом ее можно реализовать. «Другой вопрос, умеет ли человек осознанно, последовательно и качественно проделывать эту работу. Шаблона к решению возникшей проблемы не существует, маршрут к удовлетворению потребности строится персонализировано. Плюс в том, что каждый человек — эксперт по самому себе, и у каждого есть ресурс заглянуть в себя, в свой опыт, в свое прошлое. Они могут подсказать, каким образом раньше решались подобные проблемы», — говорит Ковпак. При этом он напоминает: если человек не может сам решить жизненную задачу — это тоже нормальная ситуация; в таком случае ему необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

В Сети есть различные тесты и методики, которые помогают определить, к какой реакции на фрустрирующие условия склонен человек. Один из распространенных — тест рисуночной фрустрации Саула Розенцвейга. Он определяет, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации, и к какому типу агрессии относится его реакция.

Источник

Публичный отчет ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с Кинель-Черкассы за учебный год (стр. 5 )

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностейИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Второй год в нашей школе работает лагерь дневного пребывания, где основные направления воспитательной работы направлены на укрепление здоровья детей.

3.2.2.Обеспечение психо-физиологической безопасности учащихся

Доля кабинетов, оборудованных мебелью, соответствующей по параметрам возрастам учащихся – 41 кабинет (100%).

Меры по обеспечению пожарной и общей безопасности учащихся: в школе установлена АПС; тревожная кнопка, имеется необходимое количество огнетушителей и другого противопожарного инвентаря и оборудования.

Характеристика состояния здания и пришкольной территории: находятся в удовлетворительном состоянии.

Значения показателей психологической диагностики:

На протяжении учебного года, в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на создание психологически комфортной, безопасной образовательной среды, сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса, психологической службой школы проводились следующие виды работ: психодиагностика, психопрофилактика, психопросвещение, коррекционно-развивающая работа, консультирование.

В качестве материала использовался бланк методики, содержащий инструкцию и задания.

Результаты по данной методике обрабатываются по трем шкалам:

Оцениваются как индивидуальные показатели, так и всего класса в целом.

I.Уровень – продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению.

II.Уровень – позитивное эмоциональное отношение к учению (соответствует социальному нормативу)

III.Уровень – переживание «школьной скуки»

IV.Уровень – диффузное эмоциональное отношение (средние показатели по трем шкалам – неопределенное отношение)

V.Уровень – диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей – неблагоприятный психический фон, вынужденный отказ (на неосознанном уровне), когда личность сталкивается с каким-либо препятствием на пути к достижению своих целей.

VI.Уровень – негативное отношение к учению. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

VIII.Уровень – чрезмерно повышенная эмоциональность, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей.

Неудовлетворение социальным положением может быть вызвано 2 причинами:

1) Подросток чувствует, что не пользуется авторитетом, а стремиться к этому;

2) Учащийся считает, что его недостаточно оценивает сам учитель. Думает, что способен на большее, а получает меньшее.

X. Уровень – школьная тревожность (страх самовыражения, негативные эмоциональные переживания, сопряженные с необходимостью самораскрытия, страх ситуации проверки знаний, страх в отношении с учителем)

XI.Уровень – позитивное отношение при фрустрированности значимых потребностей.

Фрустрация – острое переживание неудовлетворенной потребности (познавательной, межличностной, собственным трудом). Возможно ощущение, что тратит силы по пустякам или большое количество запросов, которые не всегда возможно удовлетворить. Неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развить свои потребности в достижении высокого результата.

Анализируя результаты проведенной диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, мы можем сделать следующие выводы, что наиболее благоприятный эмоциональный фон с преобладанием продуктивной мотивации наблюдается у учащихся 9 «В» класса-32%, 9 «Б» класса-20%, а учащиеся 9 «А» класса испытывают диффузное эмоциональное отношение (т. е у них выявляются средние показатели уровня познавательной активности, тревожности; негативных эмоций).

3.2.3. Работа школы по реализацию проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО: образование в интересах устойчивого будущего».

— воспитания молодого поколения в духе культуры мира и ненасилия;

— изучения всемирного культурного наследия других народов, стран, культур;

— воспитания толерантности и уважительного отношения ко всем людям;

— участие в акциях в поддержку культуры мира и по защите прав человека;

— налаживание международных связей и развитие межкультурной коммуникации.

Обществу требуется не послушный исполнитель, а гражданин, с одной стороны, способный отстаивать интересы своей Родины, демократическое, правовое государство, с другой – «умеющий жить в мире непохожих людей и идей» ()

Современная педагогика, откликаясь на требования общества, должна обучить ценностям и навыкам «жизни сообща», основам человеческого общежития, научить детей и взрослых быть открытыми, относиться с пониманием и уважением к другим народам, умению отказываться от насилия и поиску мирных путей разрешения споров и конфликтов.

Содействовать такому участию призвана данная программа.

— способствовать миру и безопасности на Земле через участие в международных образовательных интернет-проектах, воспитание толерантного и уважительного отношения ко всем людям, изучение всемирного культурного наследия и традиций других народов, стран, культур.

— укреплять гуманистические, культурные и международные направления в образовании;

— создавать условия для воспитания детей в духе мира, сотрудничества между народами с тем, чтобы обеспечить всеобщее уважение справедливости, прав человека и основных свобод всех, независимо от расы, пола, языка и вероисповедания;

— принимать участие в международном телекоммуникационном проекте в целях изучения культуры мира и воспитания терпимости и взаимопонимания;

— принимать участие в сохранении универсальных ценностей для нынешнего и будущего поколения.

Содержание программы имеет миросозидающую сущность, многовекторная направленность способствует развитию творческих возможностей и потребностей детей и взрослых, способов адаптации в современном мире. Программа помогает восстановить систему обмена опытом, организовать совместный научный поиск и творческое общение педагогов-кураторов проекта.

Участие в международном телекоммуникационном образовательном проекте сети образовательных ресурсов IEARN “Learning Circles” является приоритетным направлением деятельности Клуба ЮНЕСКО.

Участие в проекте включает в себя развитие международных контактов, школьники получают возможность познакомиться со своими зарубежными сверстниками из школ во всем мире, рассказать о себе, своей школе, своем селе.

Проект динамичен и демократичен, открыт и понятен каждому. Работа по проекту отличается большой активностью всех участников.

Этапы работы над проектом Learning Circles сети IEARN

4 этап (6 недель) – создание проектов по всем темам, предложенным школами-участницами, размещение их в галерее сети IEARN, знакомство с проектами других школ-участниц, их обсуждение и оценка.

5 этап (4 недели) – оценка проектов, создание и размещение финального проекта на основе всех проектов группы школ-участниц. Подготовка сообщений для СМИ о результатах проекта.

Проект осуществляется международной сетью образовательных ресурсов IEARN по адресу: http://www. iearn. org/circles/

Помимо работы над проектом Learning Circles проводятся занятия Лекторской группы Клуба ЮНЕСКО, цель которой – распространение информации о деятельности ООН и ЮНЕСКО, а также проведение различных мероприятий, посвященных международным и всемирным дням, отмеченным в календаре ООН и ЮНЕСКО

3.3.Описание системы управления качеством образовательного процесса

Перечень используемых технологий и процедур оценки достижений учащихся:

· Мониторинг уровня обученности и качества обучения.

· Итоговая аттестация выпускников школы в форме ЕГЭ и ГИА предусматривает участие общественных наблюдателей.

Учащиеся школы имеют возможность получения образовательных сертификатов российского и международного уровня через дистанционное обучение.

4.Ресурсы образовательного процесса

4.1. Описание кадрового ресурса образовательного процесса

Источник

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Выявление дезадаптированных учащихся и дальнейшая работа с ними являются важной частью работы школьного психолога. В этой статье мы рассмотрим одну из методик, которая может помочь педагогу-психологу старшего звена изучать и решать проблемы школьной адаптации у обучающихся средней и старшей школы. Немного об особенностях разных возрастов вы можете прочитать тут.

Чтобы понимать, о чем идет речь, давайте вспомним определение термина школьная адаптация. В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Выявить дазадаптированных обучающихся можно с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в модификации А.Д. Андреевой.

Содержание

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг.

Цель методики: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 10- 16 лет (средние и старшие классы)

Количество вопросов: 40

Шкалы: познавательная активность, мотивация достижения, тревожность, гнев

Время заполнения: 10–15 мин.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Стимульный материал методики диагностики адаптации

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Инструкция

Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете. Что означает каждая цифра написано вверху страницы.

ПримерПочти никогдаИногдаЧастоПочти всегда
Мне весело1234

Вопросы методики

Почти
никогда
ИногдаЧастоПочти
всегда
1.Я спокоен1234
2.Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути1234
3.Я разъярен1234
4.Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе1234
5.Я напряжен1234
6.Я испытываю любопытство1234
7.Мне хочется стукнуть кулаком по столу1234
8.Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки1234
9.Я раскован1234
10.Мне интересно1234
11.Я рассержен1234
12.Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе1234
13.Меня волнуют возможные неудачи1234
14.Мне кажется, что урок никогда не кончится1234
15.Мне хочется на кого-нибудь накричать1234
16.Я стараюсь все делать правильно1234
17.Я чувствую себя неудачником1234
18.Я чувствую себя исследователем1234
19.Мне хочется что-нибудь сломать1234
20.Я чувствую, что не справлюсь с заданиями1234
21.Я взвинчен1234
22.Я энергичен1234
23.Я взбешен1234
24.Я горжусь своими школьными успехами1234
25.Я чувствую себя совершенно свободно1234
26.Я чувствую, что у меня хорошо работает голова1234
27.Я раздражен1234
28.Я решаю самые трудные задачи1234
29.Мне не хватает уверенности в себе1234
30.Мне скучно1234
31.Мне хочется что-нибудь сломать1234
32.Я стараюсь не получить двойку1234
33.Я уравновешен1234
34.Мне нравится думать, решать1234
35.Я чувствую себя обманутым1234
36.Я стремлюсь показать свои способности и ум1234
37.Я боюсь1234
38.Я чувствую уныние и тоску1234
39.Меня многое приводит в ярость1234
40.Я хочу быть среди лучших1234

Ключ

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке

ШкалаПункты, номер
Познавательная
активность
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
Мотивация
достижения
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
Тревожность1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
Гнев3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, значит вес для подсчета: 1 2 3 4 (Т.е. цифра, выбранная ребенком, является баллом)

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, вес для подсчета: 4 3 2 1 (Т.е. выбранная ребенком цифра 1 означает 4 балла, цифра 2 – 3 балла и т.д.)

Такими «обратными» пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле (уровень мотивации):

ПА — балл по шкале познавательной активности;
МД — балл по шкале мотивации достижения;
Т — балл по шкале тревожности;
Г — балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень — резко отрицательное отношение к учению

УровеньСуммарный балл
I45 — 60
II29 — 44
III13 — 28
IV(–2) — (+12)
V(–3) — (–60)

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя.

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Интерпретация результатов диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.

что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Смотреть картинку что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Картинка про что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей. Фото что такое позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Гнев и тревога – базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д.Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.

Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены ниже.

Шкала / Познавательная
активность
Шкала / ТревожностьШкала / ГневИнтерпретация
ВысокийНизкий,
средний
НизкийПродуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
СреднийНизкий,
средний
НизкийПозитивное отношение к учению
НизкийНизкий,
средний
Низкий, среднийПереживание
“школьной скуки”
СреднийНизкий,
средний
Низкий, среднийДиффузное эмоциональное отношение
СреднийНизкий,
средний
ВысокийДиффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
НизкийНизкий,
средний
ВысокийНегативное эмоциональное отношение
НизкийНизкийВысокийРезко отрицательное отношение к школе и учению
ВысокийВысокийВысокийЧрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
ВысокийВысокийСреднийПовышенная эмоциональность
на уроке
Средний,
низкий
ВысокийСредний, низкийШкольная тревожность
ВысокийСредний,
низкий
ВысокийПозитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий,
средний
ВысокийНизкий, среднийПозитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения 1

1 Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.

Бесплатно скачать текст методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению и бланк

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *