что такое поведение и как оно формируется в онтогенезе человека
Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы
2.2. Психика, поведение и деятельность
Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении.
Поведение (англ. behavior, behaviour ) – внешне проявляющаяся активность живых существ; сложный комплекс реакций организма на различные раздражители (стимулы) окружающей среды. Реакции организма могут быть внутренними / внешними, сознательными / подсознательными, явными / скрытыми, вольными / невольными.
Сложность поведения живых существ определяется уровнем их психического развития. Основные стадии развития психики животных:
1. Стадия сенсорной психики.
Инстинктивное поведение – врожденная склонность живых организмов к определенному поведению, которая определяется биологической целесообразностью и обеспечивает выживание вида. Инстинктивное поведение осуществляется без опоры на предыдущий опыт (в отсутствие обучения), представляет последовательность действий короткой или средней длины, которая выполняется без изменений в соответствии с четко определенным сенсорным стимулом. Примеры инстинктивного поведения: строительство животными логовищ, птицами – гнезд, перелеты птиц, брачные игры. Инстинктивному типу поведения животных соответствует уровень психического развития, называемый сенсорной психикой.
2. Стадия перцептивной психики.
Индивидуально-изменчивое поведение – поведение, которое формируется с изменением условий окружающей среды; животное программирует свое поведение на основе восприятия (перцепции) сложной реальной ситуации и формирования ее субъективного образа. Индивидуально-изменчивому поведению соответствует уровень психического развития, называемый перцептивной психикой.
3. Стадия интеллекта.
Интеллектуальное поведение животных – действия, предпринимаемые для решения задачи в новых условиях, которые осуществляются в три этапа:
Интеллектуальные действия животных индивидуализированы, имеют примитивный характер и не доминируют в их поведении.
Поведение человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение человека является наиболее сложным, поскольку на него оказывает влияние широкий спектр факторов: генетика, социальные нормы, культура, эмоции, ценности, нравственность, мораль, убеждения, верования, взаимоотношения с другими людьми влияния, ограничения. Способность человека к мотивированному и целенаправленному поведению обусловлена наличием сознания.
Деятельность (англ. activity ) – это
Выделяют следующие отличия деятельности от поведения: деятельность всегда организована, систематична, активна и направлена на достижение некоторого результата; поведение может быть спонтанным, хаотичным, пассивным.
Субъект деятельности – человек, занимающийся деятельностью.
Психологами предложено большое число концептуальных схем деятельности ( рис. 2.3).
Основными структурными элементами деятельности являются мотивы деятельности, цель, предмет и средства.
Мотив (от лат. moveo – приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл.
Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.
Потребность (англ. need) – «состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности» (С.Д. Смирнов, [7, С.98]). Потребности имеют постоянный и актуальный объем, а также психическое отражение в эмоциях.
Цель – предвосхищаемый результат деятельности; реальный / идеальный предмет стремления субъекта, которое может быть как осознанным, так и неосознанным.
Целеполагание – постановка обоснованных и практически достижимых целей. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на ее достижение.
Средства достижения цели – инструменты или медиаторы (посредники), используемые субъектом деятельности. Средства оказывают влияние на структуру деятельности, субъектов деятельности и их взаимодействие, меняются с накоплением опыта.
2.3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Филогенез (др.-греч. племя, род, вид; происхождение) – «происхождение и в более широком смысле эволюция видов или другой формы животных или растений; эволюционная история» [2, С. 17].
Эволюция психики животных и человека осуществлялась одновременно с развитием их нервной системы. Основные этапы эволюции психики, отражающие порядок усложнения реакции живых организмов на воздействия окружения, показаны на рис. 2.4 и рис. 2.5.
В эволюции психики важную роль играют условные рефлексы 2 рода (инструментальные, оперантные рефлексы), которые порождаются внутренними потребностями и формируют поведение, выгодное для организма; они являются переходным звеном между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Рассудочная деятельность – усовершенствованная форма инструментальных рефлексов, в ходе которой новые действия возникают не только путем многократных проб, но и спонтанно.
Реакции животных на воздействия окружения находятся в рамках первой сигнальной системы – ощущений и представлений, возникающих в ответ на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения. В отличие от животных, которые и не способны оперировать обобщенными и абстрактными понятиями, человек обладает сознанием и мышлением.
Сознание (англ. consciousness ) – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.
Физиологической основой сознания является деятельность коры больших полушарий головного мозга, его моторных и сенсорных зон, и отдельных центров.
На основе сознания развивается самосознание, которое является основным свойством личности. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки.
Мышление (англ. thought, thinking) – психический процесс, в ходе которого человек формирует психологические ассоциации (связи) и модели мира путем манипулирования информацией при создании концептов, решении проблем, анализе и принятии решений.
Мышление связано с любой ментальной или интеллектуальной деятельностью, включающей субъективное сознание индивида. Мышление позволяет понимать и моделировать окружающую действительность, представлять и интерпретировать ее в соответствии с потребностями, желаниями, привязанностями, целями, задачами, планами.
Онтогенез (греч. сущее, существо; происхождение, развитие) – происхождение и развитие организма; процесс индивидуального развития, в ходе которого осуществляются последовательные морфологические, физиологические, биохимические и психофизиологические трансформации в течение всего жизненного цикла организма.
В более общем плане, онтогенез определяется как история структурных изменений в системе (клетка, организм, общество организмов) без потери системной организации.
На рис. 2.6 показаны основные этапы развития психики человека в процессе онтогенеза.
5.1. Поведение в онтогенезе
5.1. Поведение в онтогенезе
В ходе онтогенеза происходит взаимодействие генетической информации, заложенной в зиготе, и информации, поступающей из окружающей среды, Это, в конечном счете, и формирует конкретный тип поведения, механизм которого можно понять, только изучая онтогенез. При этом мы можем наблюдать резкое изменение моделей поведения животных, призванных обеспечить их приспособительную деятельность к конкретным условиям существования. Для реализации столь сложного механизма регуляции в процессе эволюции возникает нервная система, в рамках которой у позвоночных образуется такая уникальная структура, как головной мозг.
При развитии с метаморфозом у беспозвоночных фундаментальные различия структурной организации личинки и имаго сопровождаются не меньшими различиями в поведении. У позвоночных весьма наглядны и наиболее хорошо знакомы различия в поведении между детенышами и взрослыми у крупных млекопитающих, особенно у хищников. Веселые, общительные, игривые медвежата резко контрастируют с угрюмыми, агрессивными взрослыми медведями, ведущими одиночный образ жизни.
Мотивационные причины для одинаковых видов активности претерпевают не менее радикальные изменения.
У птиц клевание птенцов может быть не связано с процессом еды, элементы репродуктивного поведения не связаны с половым возбуждением, а беззлобные наскоки не являются агрессией. Все это отработка элементов взрослого поведения, которые будут запускаться совсем другими мотивационными факторами.
Рис. 5.1. Игра – незаменимое условие полноценного развития детенышей
У млекопитающих тренировка и шлифовка врожденных поведенческих программ происходит в детских играх, поэтому игра – необходимое и незаменимое условие полноценного физического и психического развития (рис. 5.1). Неудержимая тяга к игре принципиально отличает поведение взрослых и детенышей. Детеныши, лишенные в детстве общения и игр, вырастают трусливыми, неспособными к нормальным контактам, в том числе с половыми партнерами. Они будут плохо заботиться о своих детенышах. Все вышесказанное в полной мере относится и к человеку.
Исследования современной эпигенетики открывают перспективы ясного понимания механизмов подобных изменений. В основе фенотипической пластичности обычно лежит активация или инактивация различных сигнальных факторов, запускающих биохимические каскады. Такие изменения могут обусловливать эпигенетическую наследственность, что уже отмечалось в явлении длительных модификаций. У млекопитающих материнская забота, выражающаяся в вылизывании детенышей, изменяет характер метилирования генов глюкокортикоидного рецептора в гиппокампе мозга, что активирует их экспрессию и запускает длинный сигнальный каскад. В результате такие детеныши, по сравнению с детенышами «холодных» матерей, вырастают более стрессоустойчивыми, с лучшей памятью и способностями к научению (Шаталкин А. И., 2009). Противоположное, злобное поведение матери по отношению к детям программирует аналогичное поведение у них.
Таким образом, поведение матери влияет на экспрессию генов потомства, изменяя их фенотип. В этом и заключается суть программирования поведения, материальной основой которого служит эпигенетическая наследственность. Особенно четко подобный феномен проявляется у человека. В интересной и глубокой книге А. И. Шаталкина мы читаем: «Сейчас доказано, что на гены может влиять наш жизненный опыт. В частности, условия семейной жизни, так или иначе, определяют нашу уязвимость ко многим системным болезням: ожирение, болезни сердца, психические расстройства и др., которые подстерегают нас в зрелые и старческие годы» (Шаталкин А. И., 2009).
В применении терминов «научение» и «обучение» у разных авторов нет единства, поэтому остановимся на первом термине. Широко известно определение, которое дал научению английский зоолог и этолог У. Торп: «Научение – это проявление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта» (Thorpe W., 1963). Как и большинство определений, оно весьма неоднозначно: мы увидим дальше, что далеко не все изменения адаптивны. Поэтому можно принять более общее определение: научение – это относительно стойкие изменения в поведении, возникающие в результате опыта (Блум Ф. [и др.], 1988).
Существуют разнообразные классификации видов научения, что также указывает на неоднозначность этого понятия. Между выделяемыми разными авторами категориями нет четких границ, причем эти границы все более стираются по мере увеличения наших знаний о механизмах поведения. Этот вопрос мы подробно разберем в следующей главе.
В данной главе мы охарактеризуем обычно выделяемые типы научения, основными из которых являются неассоциативное, ассоциативное и когнитивное.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
11.4. Формирование индивидуальных различий в онтогенезе
11.4. Формирование индивидуальных различий в онтогенезе В последнее время в рамках психогенетики выделяется новый раздел – психогенетика развития – изучающий генетическую обусловленность психических особенностей человека в процессе онтогенеза.Общность
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФАРМАКОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СОБАК В ОНТОГЕНЕЗЕ
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФАРМАКОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СОБАК В ОНТОГЕНЕЗЕ Под онтогенезом понимается индивидуальное развитие организма, включающее все изменения, претерпеваемые им от момента его зарождения до смерти. Степень зрелости и функциональная активность
Материнское поведение
Материнское поведение Подготовка к родамМатеринское поведение суки развивается под воздействием специфических гормонов. Оно начинает проявляться незадолго до наступления родов, причем время его включения может значительно различаться в зависимости от породы и
Поведение
Поведение Умственное и социальное развитие щенков продолжает прогрессировать и к возрасту в три — четыре недели они начинают играть в простые игры, например, «салочки», бегая друг за другом. И уже в этом раннем возрасте обычно определяется лидер в стае. В возрасте пяти
Мутации и изменения, происходящие в онтогенезе
Мутации и изменения, происходящие в онтогенезе Если морфология представляет собой проявление сложного комплекса процессов развития, то эти процессы в свою очередь представляют собой проявление действия целого созвездия генов. Таково важное допущение, положенное в
Глава 8 Гомеозис в онтогенезе и филогенезе
Глава 8 Гомеозис в онтогенезе и филогенезе Смотри! Смотри! Что же я вижу? Лошадиную голову Там, где должен быть хвост! Руби Гольдберг
Поведение
Поведение В начальные сутки опытов у многих животных поведение было значительно изменено. Собаки почти все время находились в активных позах, много прыгали, вертелись, у них часто регистрировались продолжительные двигательные реакции большой интенсивности. Одна из них
Поведение
Поведение Позные состояния. В переходный период животные 68% времени по данным наблюдения находились в активных позах. Расслабленные положения тела регистрировались больше глубокой ночью. Иногда днем наблюдалось возникновение сидячих пассивных поз, что объяснялось
Поведение
Поведение Позные состояния, движения и голосовые реакции при удлинении опытов были чрезвычайно разнообразны и в большей степени, чем любые другие функции, носили на себе отпечаток индивидуальных особенностей отдельных животных. В первые 20 суток поведение изменялось в
1.3. Поведение
1.3. Поведение Если проблемы морфогенеза пугающе сложны, то еще более трудно разрешимы проблемы поведения. Во-первых, инстинкт. Обратите внимание, например, как пауки могут плести паутину, не учась этому у других пауков.[23] Или посмотрите, как ведут себя европейские кукушки.
Поведение
Поведение Умственное и социальное развитие щенков продолжает прогрессировать и к возрасту в три — четыре недели они начинают играть в простые игры, например, «салочки», бегая друг за другом. И уже в этом раннем возрасте обычно определяется лидер в стае. В возрасте пяти
Выделяющее поведение
Выделяющее поведение Вернемся опять к обезьянам. У молодых животных кроме программы расселения есть вторая — остаться и встроиться в общество взрослых животных. Эти молодые животные у многих видов тоже образуют свои агрегации. Программа встроиться требует вести себя
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Демонстрация вместо нападения. В своей изначальной форме агрессия предполагает нападение на объект, нанесение ему физического ущерба или даже убийство. Наблюдая развитие ребенка, вы могли видеть, что первые проявления агрессии у него
Поведение при стрессе
Поведение при стрессе Вспомним, как формируется поведенческий акт (см. главу 2). Изменения в среде вызывают определенную потребность, для удовлетворения которой человек или животное должны либо попытаться возвратить среду к прежнему состоянию, либо приспособиться к
Поведение типа А – «борьба или бегство», поведение типа Б – «затаивание»
Поведение типа А – «борьба или бегство», поведение типа Б – «затаивание» Два этих термина сначала были предложены для описания поведения животных, у которых значительная часть стрессорных событий связана с угрозой нападения хищников и неблагоприятными изменениями
PsyAndNeuro.ru
Развитие нервной системы
Уже не первый день голубым пламенем горит дискуссия о том, “происходит ли в мозге взрослого порядочного человека нейрогенез?”. Так, в исследовании, опубликованном в Nature, заявляется, что, вопреки данным множества научных открытий последних 20 лет, в мозге взрослого человека не образуются новые нейроны (об этом подробно уже написал Медач). Если это действительно так, то мечты о том, что нейрогенез поможет в лечении заболеваний мозга, останутся несбыточными. Однако если с нейрогенезом всё пока неоднозначно, то с развитием нервной системы всё более-менее понятно, к тому же имеет важное клиничсекое значение, в т.ч. для психиатрии. По этому поводу у нас есть хороший материал на данную тему.
Онтогенез делится на пренатальный и постнатальный периоды. Нервная система начинает закладываться уже со второй недели пренатального периода. Из внешнего зародышевого листка – эктодермы – формируется утолщение – первичная полоска. Под ней, между эктодермой и энтодермой мигрирует тяж клеток и образует нотохорд, который служит временным скелетом для зародыша. Эктодерма, окружающая нотохорд, утолщается и формирует нервную пластинку. Далее, клетки нервной пластинки делятся, образуя нервную бороздку и нервные валики. Со временем валики смыкаются над бороздкой, образуя нервную трубку – это процесс нейруляции.
Одновременно происходит погружение нервной трубки вовнутрь зародыша и формирование и нервных гребней по бокам вдоль нее. На головном конце нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря, из которых впоследствии формируется головной мозг, на каудальном же конце нервная трубка соединяется со спинным мозгом. Нервный гребень в последствии дает начало образованию периферической нервной системе. Ткани, образующие нервную бороздку, и, в последствии, нервную трубку, состоят из нейробластов и спонгиобластов, из первых образуются нейроны, из вторых — клетки глии.
На четвертой неделе беременности передний и задний первичные пузыри перешнуровываются, образуя в целом уже пять пузырей. Из заднего образуется продолговатый мозг, из четвертого — варолиев мост и мозжечок, из третьего – средний мозг, из второго — зрительные бугры, гипоталамическая область, паллидум (бледный шар), из переднего – полушария головного мозга и неостриатум (полосатое тело).
По завершении нейруляции часть клеток нервного гребня мигрируют в брюшную полость, формируя вегетативные узлы и мозговое вещество надпочечников. Другие клетки образуют ганглиозную пластинку, делящуюся на ганглиозные валики. Они дают начало спинальным ганглиям, периферическим ганглионарным нейронам симпатической нервной системы, шванновским клеткам, а также клеткам, образующим внутренние листки оболочек мозга. Клетки ганглиозных валиков дифференцируются сначала в биполярные, а затем в псевдоуниполярные чувствительные нервные клетки, центральный отросток которых уходит в ЦНС, а периферический — к рецепторам других тканей и органов, образуя афферентную часть периферической соматической нервной системы.
С пятого месяца пренатального развития начинается миелинизация нейронов, которая завершается в 5-7 лет.
Эмбриогенез головного мозга
Вскоре после формирования трех первичных пузырей начинают развиваться глаза.
В передней (ростральной) части мозговой трубки образуются два первичных мозговых пузыря – архэнцефалон и дейтерэнцефалон. В начале четвертой недели у зародыша дейтерэнцефалон делится на средний (mesencephalon) и ромбовидный (rhombencephalon) пузыри, а архэнцефалон превращается на этой (трехпузырной) стадии в передний мозговой пузырь (prosencephalon). В нижней части переднего мозга отрастают обонятельные лопасти, дающие начало обонятельному эпителию, луковицам и трактам. Из дорзолатеральных стенок образуется сетчатка, зрительные нервы и тракты.
На шестой неделе эмбрионального развития передний и ромбовидный пузыри делятся каждый на два.
Передний пузырь — конечный мозг — разделяется продольной щелью на два полушария, так же разделяется и полость, образуя желудочки. Из-за неравномерного разрастания мозгового вещества образуются извилины. Каждое полушарие делится на четыре доли, желудочки делятся также на 4 части: центральный отдел и три рога желудочка. Серое вещество, распложенное на периферии, образует кору полушарий, а в основании полушарий – подкорковые ядра.
1. olfactory 2. optic 3. oculomotor 4. trochlear 5. trigeminal sensory 6. trigeminal motor 7. abducens 8. facial 9. vestibulocochlear 10. glossopharyngeal 11. vagus 12. cranial accessory 13. spinal accessory 14. hypoglossal 15. cervical I, II, III and IV
Задняя часть переднего пузыря является теперь промежуточным мозгом. Боковые стенки его преобразуются в зоительные бугры – таламус. В вентральной бласти (гипоталамус) образуется выпячивание – воронка, из ее нижнего конца происходит нейрогипофиз.
Третий мозговой пузырь превращается в средний мозг. Его полость превращается в Сильвиев водопровод, который соединяет III и IV желудочки. Из дорзальной стенки развивается четверохолмие, из вентральной — ножки среднего мозга.
Ромбовидный мозг делится на задний и добавочный. Из заднего формируется мозжечок, а из добавочного – продолговатый мозг. Полость превращается в IV желудочек, который сообщается с Сильвиевым водопроводом и с центральным каналом спинного мозга.
Из клеток, расположенных в боковых частях мозговой трубки, образуется спинной мозг. Развивается он быстро и у трехмесячного зародыша почти сформирован. Полость мозговой трубки превращается в канал спинного мозга. Проходящая по боковым стенкам спинного мозга и стволового отдела головного мозга парная пограничная борозда (sulcus limitons) делит мозговую трубку на основную (вентральную) и крыловидную (дорзальную) пластинки. Из основной пластинки формируются моторные структуры (передние рога спинного мозга, двигательные ядра черепно-мозговых нервов). Над пограничной бороздой из крыловидной пластинки развиваются сенсорные структуры (задние рога спинного мозга, сенсорные ядра ствола мозга), в пределах самой пограничной борозды — центры вегетативной нервной системы.
Весь передний мозг развивается из крыловидной пластинки, поэтому в нем есть только сенсорные структуры.
После рождения ребенка начинается постнатальный онтогенез нервной системы. Головной мозг новорожденного весит 300—400 г. После рождения прекращается образование новых нейронов. К восьмому месяцу после рождения вес мозга удваивается, а к 4—5 годам утраивается. Масса мозга растет в основном за счет увеличения количества отростков и их миелинизации. После 50 лет мозг уплощается, вес его падает и в старости может уменьшиться на 100 г.
Значение и виды онтогенеза в психологии
Психологи на протяжении многих лет активно занимаются изучением человеческого мышления, а также того, как происходит развитие сознания. В психологии онтогенез подразумевает развитие человека, которое происходит в индивидуальном порядке. Если правильно понять данный процесс, то можно получить ответ на множество вопросов, часто задаваемых психологами.
Понятие и значение
Онтогенез — это развитие, реализация информации генетического характера, которая изначально закладывается непосредственно родителями. Дальше происходит ее усиление на протяжении жизни. На становление личности влияет не только онтогенез, но еще и другие многочисленные факторы. К числу основных можно отнести:
Развитие человека происходит по-разному под влиянием данных факторов. Иногда к ним добавляются другие важные моменты.
Классификация
Психологи выделяют непрямой и прямой онтогенез. Прямой — это развитие уже полностью взрослого организма, которое происходит без специального периода метаморфоза. Непрямой онтогенез представляет собой образование личинки, которая имеет огромное количество отличий от взрослой особи и способна превратиться в нее только после того, как пройдет этап метаморфоза.
В свою очередь прямой тип делится на несколько подвидов:
Непрямой онтогенез характерен для большей части существующих видов беспозвоночных организмов. В некоторых случаях может наблюдаться даже паразитический образ жизни, который нужен для того, чтобы поддерживать функционирование своего собственного организма.
Нарушения онтогенеза
Не всегда развитие организма может происходить так, как это заложено природой. В некоторых случаях могут возникать некоторые нарушения под влиянием самых разных причин:
Онтогенез представляет собой очень сложный процесс, во время которого происходит полноценное становление личности. Его особенностью является то, что он происходит на протяжении всей жизни. На онтогенез могут влиять самые разные факторы и важные моменты, которые могут заметно меняться по мере того, как происходит взросление личности. Если в данном вопросе разобраться достаточно хорошо, то это в дальнейшем позволит быстрее развить себя как личность и минимизировать влияние негативных факторов.
Любому человеку необходимо заниматься саморазвитием. И сейчас для этого есть огромные возможности. Например, курс «Секреты мозга» рассказывает об удивительных способностях мозга, зная о которых можно изменить жизнь к лучшему.