что такое повечерие в православии
Какие службы есть в Церкви и что они означают?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.
Что такое богослужебный круг?
Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.
Какие службы входят в суточный круг?
В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.
Вечерня
Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.
Утреня
Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.
Всенощное бдение
Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
Часы
Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.
Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.
Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.
Литургия
Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:
Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.
Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.
Повечерие
Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).
Полунощница
Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.
Как все выглядит на практике?
Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.
О православном богослужении
Повечерие
Повечерие бывает двух видов: малое и великое.
Великое повечерие
Великое повечерие служится в седмичные дни Великого поста, а также в составе всенощной праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Состоит Великое повечерие из трех частей.
После чтения шести псалмов поется песнопение «С нами Бог, разумейте, языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем чтец возглашает стихи из книги пророка Исайи, после каждого из которых поется припев «Яко с нами Бог». И в завершение опять повторяется полностью «С нами Бог. «
Затем поются тропари в честь Пресвятой Троицы: «День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, славословлю Тя, Владыко, вечер прошу с нощию безсоблазнство подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, песнословлю Тя, Святые, вечер прошу с нощию ненаветен подаждь ми, Спасе, и спаси мя» и «Безплотное естество херувимское немолчными песньми Тя славословят. «
Читается Символ веры.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», славословие Пресвятой Богородице «Честнейшую Херувим. «, «Молитвами святых отец наших. » и молитва, в которой кратко излагаются моления, содержавшиеся в первой части повечерия: «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни, избави нас от всякия вещи, во тьме преходящия. «
Затем поются покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас. » На повечерии, которое бывает на бдении под праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения или на храмовые праздники, случившиеся в седмичные дни Великого поста, здесь поется кондак праздника.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим. «, «Молитвами святых отец наших. » и молитва, завершающая вторую часть повечерия, в которой мы просим помилования и спасения: «Владыко Боже Отче Вседержителю. «
Третья часть более торжественная, она главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го(в первые четыре дня Великго поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие.
Если Великое повечерие совершается в составе всенощного бдения, то после Великого славословия следует лития и далее последование не отличается от вечерни в составе всенощной.
Если повечерие служится не на бдении, то после этого поется канон (исключение составляют первые четыре дня Великого поста, когда Великий покаянный канон читается сразу после 69-го псалма в начале повечерия, поскольку этот канон настраивает душу к покаянию). Обычно читается один или два канона, иногда еще прибавляются стихиры.
Затем поется «Достойно есть» и читается Трисвятое.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время и на всякий час. «, в которой мы просим освящения и избавления от всякого искушения, «Честнейшую Херувим. «, «Молитвами святых отец наших. «
В седмичные дни Великого поста, кроме пятницы, здесь полагается молитва прп.Ефрема Сирина с поклонами и затем читается Трисвятое.
Далее читаются завершающие молитвы. Ко Пресвятой Богородице: «Нескверная «Нескверная, неблазная, нетленная. «, в которой мы просим заступничества Матери Божией в час исхода из этой жизни и дабы Пречистая Богородица избавила нас от осуждения на Страшном Суде. И молитва ко Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души. «. Затем краткие молитвы: «Преславная Приснодево. «, «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе». И отпуст.
В седмичные дни Великого поста (кроме пятницы) отпуст повечерия содержит коленопреклоненную молитву: «Владыко многомилостиве. «
Малое повечерие
Код для блогов / сайтов |
Вечерня совершается днем во все седмичные дни, кроме субботы, после часов. Вечерня, указанная в графе «Суббота», служится вечером под воскресенье. КАФИЗМЫ, ЧИТАЕМЫЕ В 5 СЕДМИЦУ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ Великопостные часы совершаются: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). 1 час читается в конце утрени, сразу после молитвы святого Ефрема Сирина. Чтец: «Приидите, поклонимся» (3). Обычные псалмы: 5, 89,100. Затем чтец читает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа «(3), «Господи, помилуй» (3). «Слава», затем читается рядовая кафизма. В середине кафизмы бывает обычное пение «Славы». По прочтении 3 «Славы» кафизмы чтец заканчивает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3). Священник произносит тропарь (великопостного) часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Хор повторяет тропарь. Священник – первый стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Хор поет тропарь. Священник – второй стих: «Яко к Тебе помолюся, Господи». Хор поет тропарь. На праздник Благовещения, храмовый праздник и праздник великого святого тропарь часа оставляется, чтец читает только тропарь праздника. В сыропустные среду и пятницу – тропарь часа читается, а не поется. Священник: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец: «И ныне. Что Тя наречем, о, Благодатная». Хор: «Стопы моя направи по словеси Твоему» и прочие тропари. В праздник Благовещения, храмовый праздник и праздник великому святому (а также в сыропустные среду и пятницу) тропарь «Стопы моя» читается, а не поется. На Крестопоклонной седмице в понедельник и среду после «Что Тя наречем» на середине храма перед Крестом совершается поклонение Кресту. Священник после крестообразного каждения аналоя с Крестом вместо «Стопы моя направи» поет «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Затем, даже если в эти дни случится Благовещение или храмовый праздник, поются стихиры на поклонение Кресту: «Приидите, вернии». Чтец: Трисвятое по «Отче наш», Богородичен дневной (см. Часослов), «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время», «Честнейшую Херувим». В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на всех часах по Трисвятом и «Отче наш» читается кондак Кресту. Священник: «Боже, ущедри ны» (чтец: «Аминь») и молитву святого Ефрема Сирина. Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12). Священник: «Христе, Свете Истинный». Хор: «Взбранной Воеводе». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже» и прочее. Отпуст великий. 3, 6 и 9 часы. Служба 3 часа имеет полное (обычное) начало, то есть после возгласа священника чтец читает: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и прочее. Часы 6 и 9 начинаются с «Приидите, поклонимся». Затем на каждом часе следует чтение 3 обычных псалмов: на 6 часе – 53, 54, 90. на 9 часе – 83, 84, 85. И бывает стихословие кафизмы (кафизма стихословится так же, как и на 1 часе). На девятом часе во все пятницы Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы кафизмы не положены. После стихословия кафизмы поется тропарь часа (великопостный) со стихами: Тропарь 3 часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся». Стих 1: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Стих 2: «Не отвержи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Тропарь 6 часа: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвожден в рай дерзновенный адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Стих 1: «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего». Стих 2: «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя» В среду и пяток сырные эти тропари не поются, а читаются. В праздники Благовещения, храмовый и великого святого читается тропарь праздника (великопостный тропарь часа оставляется). После произнесения священником: «Слава», чтец: «И ныне»: Богородичен часа. В Великие Понедельник, Вторник и Среду после Богородична часа на часах – чтение Евангелия. На 6 часе после Богородична: «Яко не имамы дерзновения» произносится тропарь пророчества, затем поется прокимен. Священник: «Вонмем». Чтец: «Глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя» (или другой прокимен, указанный наряду в Триоди). Слово «прокимен» чтец не произносит. Хор поет прокимен. Священник: «Премудрость». И читается паремия из Книги пророка Исайи. Затем поется второй прокимен, после чего (на 6 часе) чтец читает: «Скоро да предварят ны». Трисвятое по «Отче наш», тропари дня по Часослову и далее, как на первом часе, только отпуста после 3 и 6 часов не бывает. Перед молитвой святого Ефрема Сирина возглас на всех часах: «Боже, ущедри ны». На 9 часе молитва святого Ефрема Сирина читается только один раз с 3 великими поклонами, на других часах и изобразительных: поклонов великих – 4, малых – 12. В праздники на часах – только по 3 великих поклона. На 3, 6 и 9 часах после молитвы святого Ефрема Сирина читается молитва часа. ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧИНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ Непосредственно за 9 часом совершается последование изобразительных (завеса царских врат открывается). Хор: «Во Царствии Твоем», с припевом «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (псалмы «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали душе моя» – не поются). В среду и пятницу сырной седмицы, на праздники Благовещения, храмовый и великого святого, а также в Великий Четверг и Субботу – «Блаженны» не поются, а читаются; поклонов не бывает. Чтец: «Лик небесный поет Тя» («Слава, и ныне», указанные перед тем, не читаются). «Верую», «Ослаби, остави», «Отче наш». Кондак дневной, «Слава: Со святыми упокой». «И ныне: Богородичен» (в праздники же здесь – только один кондак праздника), «Господи, помилуй (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Боже, ущедри ны» и молитва святого Ефрема Сирина (в праздники полиелейные, Благовещения, храмовые – совершаются только 3 великих поклона). В дни, когда не служится Литургия Преждеосвященных Даров, после молитвы святого Ефрема Сирина сразу же начинается вечерня с чтения «Приидите, поклонимся». Таким образом, вседневная вечерня в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы не имеет начального возгласа. Если же Литургия Преждеосвященных Даров в такой день служится, то изобразительны заканчиваются полным отпустом. В этом случае, после молитвы святого Ефрема Сирина читаются Трисвятое по „Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице». Священник: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» (до «Честнейшую Херувим»). Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3). «Благослови». Священник творит малый отпуст. Далее следует начало Литургии Преждеосвященных Даров. См. об этом: Розанов Н. Богослужебный Устав. М., 1902. Ч. II, гл. 31. Эти окончания напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, гл. 58, Октоихе и Следованной Псалтири в последовании утрени. См. подробное указание чтения канонов на великопостной утрени: Н. Розанов Богослужебный Устав, а также в Богослужебных указаниях. Изд. Московской Патриархии за 1950 и 1951 гг. Вам может быть интересно:Поделиться ссылкой на выделенное Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
|