что такое постмодерн в философии
Постмодернизм: философия и характерные особенности
Что такое постмодернизм
Постмодернизм — мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры современного общества. Постмодернизм как комплексное идейное течение определяет время неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствовавших ранее представлений о мире и человеке.
Отличительной чертой постмодернизма считается уверенность в невозможности объяснения устройства мира, как чего-то полноценного, развивающегося по определенным законам и доступного для теоретического изучения.
Еще одной чертой постмодернистского учения является инновационная направленность. Представители постмодернизма считают, что он — важный этап развития европейской культуры, периода позднего капитализма, постиндустриального общества. Это связано со становлением эпохи постмодерна в развитых странах во второй половине 60-х гг., то есть стремительным переходом от индустриального общества к информационному. Именно тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые и составили базис культуры постмодерна.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Пафос инновационности и радикальный антитрадиционализм постмодернизма объясняется тем, что еще в самом начале мирового постмодернистского движения неоднократно высказывалась мысль, что нынешний этап (XX в.) принципиально отличается от всего, что ранее знала история. Современная культура мыслилась не как новая фаза эволюции, а как нечто уникальное, ни с чем не сопоставимое. Постмодернизм еще более усилил, обострил этот радикализм, в результате чего получила распространение характеристика современной реальности как «посткультуры».
История происхождения термина
Понятие постмодернизм произошло от французского postmodernisme, что означает «после модернизма».
Термины «постмодерн» и «постмодернизм» образуются с помощью приставки «пост». Такой способ образования философских и находящихся за пределами философии понятий получил распространение в конце ХХ в. Термины, образованные таким образом (постпозитивизм, постиндустриализм, посткоммунизм), не указывают напрямую на свою сущность и свой предмет, а фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия. Это говорит о том, что постмодернизм подразумевает не отрицание модернизма, а переход на новый качественный уровень с сохранением достижений минувшего, причем последний уже теряет свое право на всеобъемлемость и исключительность.
Постмодернизм как философское течение отражает структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и начала XXI века и интерпретируется как «то, что пришло на смену модернизму».
Философское течение стало распространяться по всему миру после выхода в свет в 1979 году книги Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании», где впервые были обозначены в обобщенном виде многие существенные черты постмодернизма.
Причины появления
Возникновение постмодернизма обычно связывается с усталостью от прогресса, который ассоциировался с целенаправленным развитием науки и техники, повышением благосостояния народа, веры в социальное развитие и рациональное планирование. Постмодернизм зародился из глубокого разочарования в ценностях и идеалах, сложившихся на протяжении предшествующих двух столетий. Философское течение подвергает сомнению неоспариваемый авторитет объективности и способность науки завершить свой «модернистский проект».
Это объясняется временем возникновения постмодернизма как массового умонастроения в конце 60-х гг., когда происходит окончательное разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно «великим историческим проектам». Переломным моментом такого разочарования стали социально-политические события, произошедшие в 1968 г. Например, майские волнения во Франции, когда леворадикальные силы столкнулись с механизмами власти и оказались неспособны претворить свои требования в реальность.
Идейные источники
Влияние Ницше
Ницше считал, что реальность представляет собой не упорядоченную, объективную и законосообразную сущность, а непрерывный поток бытия в процессе становления. Человек не способен познать ее, а те законы, которые помогают описывать причинно-следственные связи в мире — не более чем фикция, всегда имеющая целью сферу практических интересов.
Для постмодернистов важным трудом Ницше, где он вводит систематическое собрание философских понятий, является трактат «Об истине и лжи во вненравственном смысле». В этом тексте философ выдвигает гипотезу, что научные понятия — это цепочки метафор, застывшие в общепринятых истинах.
Философ считал, что люди постоянно видят мир в его динамичном изменении, что не подразумевает наличие каких-то постоянных законов его развития, как раньше считали другие мыслители. Ницше говорил, что мир динамичен сам по себе: «Все материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: все сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного».
Познание такого мира заключается в попытке упорядочить хаос для удовлетворения прагматических интересов человека. Стремление к истине и поиск объективности и определенности свидетельствует, по Ницше, о слабости духа. Если человек недостаточно устойчив, он страдает от бессмысленности жизни, что побуждает искать другой, метафизический мир. Повинуясь предустановленным идеалам как чему-то данному свыше, индивид признает их полную власть над cобой. Философ говорил о необходимости развенчивать высшие ценности и переносить их из сознания общества в свой внутренний мир, личный опыт. Таким образом, власть переходит к отдельному человеку, не обремененного общепризнанными нормами и мнением авторитета.
Эти взгляды стали особенно актуальны после Второй мировой войны, как реакция на очевидные недостатки модернизма, радикальные проекты которого стали ассоциироваться с тоталитаризмом.
Страх «диктатуры разума» заставил отказаться от стремления к истине, веры во власть и авторитет как источник развития науки и повышения уровня жизни людей.
Влияние Хайдеггера
Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на изучение разума, который со временем вырождается в рассудок. Такое мышление философ считал «исчисляющим», высшей формой которого становится техника, развивающаяся против гуманизма. Гуманизм, как полагал Хайдеггер, неизменно становится варварством, в котором «множатся вызванные техникой пустыни».
Хайдеггер, как и Ницше, исходил из отрицания идеального, потустороннего мира, то есть из понимания реальности как бытия. Он также признавал единство разума и тела, отмечая, что именно биологическое и животное, а не рациональное, является фундаментом этого единства. Хайдеггер считал, что хотя человек и свободен, но «заброшен» в мир, вынужден балансировать между свободной волей и внешними обстоятельствами. Человек в его понимании не является центром мира, он участник бытия, которое ему «открывается».
Важной составляющей влияния Хайдеггера на философию постмодернизма было изучение нигилизма. Осмыслению нигилизма Хайдеггер придает ключевое значение: он становится судьбой сущего, судьбой онтологии. В традиции Хайдеггера, точнее в ницшеанскохайдеггеровской традиции, нигилизм неизбежен. Главным его аспектом в онтологии является утрата построения познания: платонизм и аристотелизм исходят из анагогии, поэтапного познания.
С точки зрения Хайдеггера, истину, о которой говорят платонизм и метафизика, вообще познать невозможно; можно лишь пребывать при ее историческом свершении, каждый этап которого открывает только одно исторически обусловленное явление истины бытия. Философ считал, что вне онто-исторического измерения истина, как таковая, просто не существует. Людям может быть доступна только некая историческая редакция истины в «послании» бытия.
В результате деятельности Хайдеггера и Ницше (относительно модерна и постмодерна) выделились два типа современности, разделяемых своим отношением к истории. В модерне очень сильна связь современности и истории.
Постмодернизм считает, что история двигается динамично, не подчиняясь каким-либо законам развития и линейности. Философское течение смешивает разные исторические пласты, допускает обратимость исторической герменевтики, возможность начинать историю с любого места. Это помогает преодолеть позицию модернизма об абсолютности начала и необходимости возвращения к нему.
Основные идеи учения
Принцип плюрализма и релятивизма
Постмодернистское направление философии опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», не подлежащая иерархической систематизации.
Плюрализм является главной отличительной особенностью философского течения. Он допускает одновременное сосуществование разнообразных точек зрения. Принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма и его влияния на идентичность постмодерного человека.
Из идеи всеобщей плюралистичности вытекают такие производные характеристики постмодернистского мировоззрения, как:
Релятивизм в постмодернизме (от лат. relativus — относительный) — это философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура.
Постмодернизм придерживается того, что любое знание и любые ценности — относительны, обусловлены ситуацией. Отрицание абсолютной истины или абсолютных ценностей проявляется в философском течении отрицанием «больших нарративов» («великих проектов»), недоверием к любым идеологиям; постмодернизм все ставит под сомнение.
Антионтология
В противовес традиционной онтологии, подлинной основой мира постмодернисты признают множественность, радикальное разнообразие, причем в особенно свободной, ничем не скованной форме «хаоса». Мир для постмодернистов не есть целостность, но множество фрагментов, между которыми не всегда установимы связи. Для характеристики этого положения существует категория «ризома», которая трактует способ бытия целостности, как принципиально внеструктурный.
Множественность и хаотичность для представителей течения — синоним жизненности, верное свидетельство подлинности, неподтасованности. Единство у них ассоциируется с насильственным усреднением, нивелированием различий, рационалистическим сведением к «общему знаменателю».
Скептическое отношение к истине
С точки зрения постмодернизма, поиск реального и истинного не имеет смысла. Специфика течения заключается в отрицании возможности рационального объяснения и преобразования общества. Постмодернизм заявляет, что нет и не может быть трансцендентального (то есть выходящего за пределы чувственного опыта) разума; то, что люди называют разумом или рассудком, является лишь эффектом дискурса.
Постмодернисты считают, что не существует непосредственных или бесспорных характеристик жизни сознания. Ощущения, идеи, понятия и восприятия возникают в среде разнообразных дискурсивных практик и отображают их.
Представители учения считают, что человеческое сознание не обладает определенными универсальными категориями или концепциями, которые формируют восприятие одинаковым образом.
В модернизме постижение истины возможно посредством интерпретации смысла символов в конструируемой субъектом реальности; смысл обнаруживается в опыте. Постмодернистская деконструкция призвана обеспечить возможность «разрыва» границ опыта, стремится выйти за границы возможности и приблизиться к обнаружению способа сделать невозможное возможным. Понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст в своем активном функционировании должно обеспечить трансгрессию — одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы между возможным и невозможным, которая в свою очередь дает надежду на случайное обнаружение смысла и постижение истины бытия.
Отличия от модернизма
Отношение к науке
Модернизм видит исторический процесс, как динамично развивающиеся объективные отношения людей в пределах экономической системы. Развитие в данную эпоху представляет собой восхождение от одной общественной формации к другой.
Общественное устройство модерна основано на марксистской теории, поэтому наиболее эффективной экономической системой эпохи модернизма становится плановое регулирование. Экономика данного периода характеризуется стремительным ростом результативности труда благодаря вовлечению людей в научную сферу, развитию техники и прогрессу в отраслях производства.
Мировоззрение модерна — это вера в то, что с помощью научного познания (т.е. через накопление упорядоченного набора научных знаний, которые определяют способ функционирования мира) можно построить общество, основанное на справедливости и взаимной поддержке, высоком уровне жизни граждан и равенстве в правах и возможностях для личной реализации.
Многие ученые периода модерна встретили наступление постмодернизма негативно, испытав психологический шок переживания смены парадигм. Угроза социальному престижу науки обусловила остроту реакции тех, кто выступал за систематизированный общественный уклад, нацеленный на прогресс, и стремление к разумному преобразованию себя и действительности. То поколение ученых, которое завоевало ведущее положение в научном сообществе на рубеже 1960–70-х гг., тяжело переживало крушение привычного мира.
В эпоху модерна считалось, что накопление все большего знания (получение все большей истины) должно приводить одновременно к росту объективности и к прогрессу. Степень прогрессивности власти, таким образом, связывалась с ее опорой на расширяющееся знание: она прогрессивна по мере обретения ею все большей рациональности и расширения свободы и саморазвития всех тех, кто ей подвластен. Однако разочарование во власти, говорящей о стремлении к истине, стало началом возникновения постмодернизма.
Если рассматривать науку как особый тип знания, то постмодернистские представления об этом предмете в самом общем виде сводятся к следующему:
При определении науки как социальной структуры постмодернизм рассматривает ее как объект современных общественных мифологий — в том смысле, что наука в качестве дискурса, направленного на формирование у людей тех или иных взглядов и представлений (поскольку любой дискурс обладает определенным горизонтом бытования и определенной сферой социального действия), склонна к идеологизации собственного языка и превращению в миф.
Также постмодернизм в современных условиях относится к науке как к процессу производства знания, так как оно все в большей степени выступает товаром, который продается и покупается, производится как вещь. Знание постепенно превращается в одну из основных общественных сил, что сводит на нет этическую размерность науки, превращая ее в экономический феномен.
Ученые выступают, с точки зрения постмодерна, с одной стороны, как торговцы, а с другой стороны, как механизмы в экономической системе. В результате происходит отчуждение познающего субъекта от самого себя через рычаги экономической науки и формирование механизмов воспроизводства нужных социуму способов самореализации. Таким образом, многие постмодернистские представления о науке основываются на идее критики контекстов ее существования.
Отрицание возможности достоверности, объективности
Постмодернисты критикуют веру в объективность, которая становится для них мифом. Однако без осмысленной цели и перспективы невозможно строить аргументацию, интерпретировать события и даже просто собирать данные, поэтому подобием объективности, ее заменой в постмодернизме оказывается интерсубъективность, то есть совокупность интерпретаций, точек зрения, дающих максимально объективную, насколько это возможно, картину.
В эпоху модернизма любое обучение основывалось на принципе объективности и стремления к истине. Субъективность мешала взглянуть на проблему беспристрастно и рассмотреть вопрос во всех его аспектах. Но постмодернисты считают, что быть объективным и достоверным невозможно; попытки приблизиться к истине в любом случае будут пронизаны предрассудками модернистского типа мышления.
Характерная антирациональность
У постмодернистов критика рационализма оборачивается антиисторичностью. Пытаясь выявить и обобщить специфические черты современной эпохи, постмодернизм противопоставляет их логике истории, историзму
культуры.
С точки зрения постмодернизма, рационализм эпохи модерна — это доведение до крайности идеи преобразовательной активности субъекта, который вступил в непримиримый конфликт с природой, искусственно ограничил ее эволюцию, как и историю социума, пространство человеческой свободы.
Рациональность, с точки зрения постмодернистов, противопоставляется идее человечности, то есть приоритетности гуманизма, использования всех ресурсов для того, чтобы сделать жизнь людей максимально комфортной и безопасной. Абсолютизация рационализма способствует дегуманизации личности и является источником глобальных опасностей, рисков, угроз человечеству.
Постмодернизм указывает на многообразие типов рационализма, игнорируя их закономерное существование. Данное многообразие действительно существует, но представляется качественно различными связями ввиду перехода человеческого сознания из одного состояние в другое. Постмодернисты игнорируют историческое развитие культуры, как преемственно сменяющие друг друга типы рациональности.
Принцип рациональности постмодернисты рассматривают как проявление «империализма рассудка». Это ярко проявляется в творчестве писателей-постмодернистов, которые не стремятся найти во всем порядок и смысл, а стараются следовать «свободной игре активной интерпретации».
Философия постмодернизма кратко
Философию постмодернизма довольно сложно описать вкратце. Постмодерн не представляет собой единой философской системы. Чтобы понять философию постмодернизма, необходимо совершить краткий экскурс в историю и разобраться с значением самого слова «постмодерн».
Что есть «постмодерн»?
Современная реальность в философии характеризуется как постмодерн (или постмодернизм). Постмодерн есть наша современная эпоха, пришедшая на смену «модерну» (модерн – значит «новый»; Новая история сменилась Новейшей). Если в эпоху Нового времени (модерна) для многих философов была характерна вера в разум, прогресс и силу человека, то в эпоху постмодерна наступает разочарования в этих прежних ценностях.
Прогресс также не несет в себе исключительного блага, что видно на примере истории XX века (мировые войны и др. проблемы).
В Средние века центром мировоззрения был Бог, в Новое время – человек, в эпоху Постмодерна – уже и не Бог и не человек. Современные люди сами решают, во что верить и верить ли вообще. Общество и человек как будто сами конструируют для себя свою реальность (так в эпоху постмодерна формируется такое философское направление как конструктивизм).
Поэтому постмодерн не представляет из себя какой-то единой цельной философской системы. Он представляет из себя скорее некую «разочарованность» в предыдущих ценностях. Наиболее яркие представители постмодерна: М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида и др.
Основные идеи постмодернизма
Важной составляющей философии постмодернизма являются конструктивизм и эпистемологический (познавательный) релятивизм. Это означает наличие в философии постмодернизма следующих ключевых «установок»:
Интересно отметить, что подобный нигилизм постмодернизма чем-то напоминает восточную философию, дзен-буддизм, например. На Востоке еще за 1000 лет до постмодернистов провозглашался подобный релятивизм и неоднозначность истины. Однако, если Запад оказался «разочарованным», то Восток наоборот – по истине наслаждается идеей многогранности и непостижимости истины в словах.
Постмодерн проявил себя во многих сферах, а не только в философии: в литературе, искусстве, кино и т.п. Сегодня постмодерн представляет собой особое мировоззрение, характеризующееся в общем виде недоверием к традиционным реалистическим концепциям.
Философия постмодернизма — Значение и основные трактовки понятия постмодернизма
Постмодернизму около 30-40 лет. Это, прежде всего, культура постиндустриального общества. Однако она выходит за рамки культуры и проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Таким образом, общество оказывается не только постиндустриальным, но и постмодернистским. В 70-е годы XX века произошло окончательное признание постмодернизма как особого явления. В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой. В 1990-е годы постмодернистское безумие спадает.
Постмодернизм — это комплекс философских, научно-теоретических, эмоциональных и эстетических идей, которые имеют множество значений и динамично меняются в зависимости от исторических, социальных и национальных контекстов. Прежде всего, постмодернизм возникает как характеристика определенного менталитета, специфического способа восприятия мира, мировоззрения и оценки познавательных способностей человека, его места и роли в окружающем мире. Постмодернизм прошел длительный период первоначального латентного формирования, начиная примерно с конца Второй мировой войны (в различных областях искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре и т.д.), и только с начала 1980-х годов был признан как эстетический феномен западной культуры и осмыслен теоретически как специфическое явление в философии, эстетике и литературоведении.
Значение и основные трактовки понятия постмодернизма
Сам факт его существования. Ю. Хабермас считает, что утверждения о начале постмодернизма необоснованны. Некоторые сторонники постмодернизма считают его особым духовным и интеллектуальным состоянием, характерным для различных эпох в их завершающей стадии. Этой точки зрения придерживается У. Эко, который считает, что постмодернизм — это трансисторическое явление, проходящее через все или многие исторические эпохи. Другие определяют постмодернизм именно как определенную эпоху. Некоторые противники постмодернизма видят в нем конец истории, начало разрушения западного общества и призывают вернуться к состоянию «премодернизма», к аскетизму протестантской этики. В то же время Ф. Фукуяма, который также рассматривает постмодернизм как конец истории, видит в нем торжество ценностей западного либерализма в глобальном масштабе. Для американского социолога Дж. Фридмана она представляется как «эпоха растущего беспорядка глобального характера». Французский философ Ж.-Ф. Лихтар определяет его как «неуправляемый рост сложности». Польский социолог 3. Бауман связывает самое главное в постмодернизме с кризисом социального статуса интеллектуалов.
Во многих концепциях постмодернизм рассматривается через призму дезинтеграции единого и однородного мира на множество разнородных фрагментов и частей, между которыми нет объединяющей основы. В этом случае постмодернизм представляется как отсутствие системы, единства, универсальности и целостности, торжество фрагментарности, эклектики, хаоса, пустоты и т.д.
Некоторые представители и сторонники постмодернизма обращают внимание на его положительные стороны и часто считают желаемое реальным. Этот подход частично выражен Э. Гидденсом, который определяет постмодернизм как «систему после бедности», характеризующуюся гуманизацией технологий, демократическим участием на разных уровнях и демилитаризацией. Преждевременно говорить об этих особенностях как о фактически присущих постмодернизму.
Модерн и постмодерн
Эпоха модерна (Нового времени) — с середины XVII века до середины XX века. Это время потрясений в истории Запада. Новое время стало первой эпохой, которая провозгласила полный разрыв с прошлым и стремление к будущему. Западный мир находится в ускоренном режиме развития. Все сферы жизни — политика, экономика, культура — подвергаются революционной модернизации. Научные революции приобрели особое значение.
В 18 веке философы эпохи Просвещения завершают проект нового общества. Модернизм становится доминирующей идеологией. В основе этой идеологии лежат идеалы и ценности гуманизма: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и так далее. Конечной целью провозглашалось «светлое будущее», в котором будут преобладать эти идеалы и ценности. Его основной смысл и содержание — освобождение и счастье человека. Разум и прогресс играют решающую роль. Западный человек отказался от старой веры и обрел новую веру в разум и прогресс. Он не стал ждать божественного спасения и наступления небесного рая, а решил сам устроить свою судьбу.
Это период классического капитализма и в то же время период классического рационализма. В XVII веке происходит научная революция, в результате которой появляется естествознание нового времени, сочетающее в себе доказательность и формализм античной науки, абсолютный разум Средневековья, практицизм и эмпиризм Реформации. Физика начинается с ньютоновской механики, первой научной теории. Затем происходит распространение механики на всю физику и экспериментального метода на химию, а также развитие методов наблюдения и классификации в биологии, геологии и других описательных науках. Наука, разум и реализм становятся идеологией Просвещения. Это происходит не только в науке и философии. Это происходит и в искусстве — на первый план выходит реализм как конец рефлексивного традиционализма. То же самое мы видим в политике, праве и морали, где преобладают утилитаризм, прагматизм и эмпиризм.
Наконец, появляется личность Нового времени, автономная и суверенная, независимая от религии и власти. Лицо, чья автономия гарантирована законом. В то же время это ведет (с дальнейшим развитием капитализма) к вечному порабощению, к «предвзятости» (в отличие от универсализма человека эпохи Возрождения), к формальной, а не содержательной свободе. (Сравните высказывание Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено!») Эта духовная вседозволенность в правовых рамках, по сути, ведет к деградации морали; «мораль без нравственности» предстает как формальная индивидуальная автономная воля или желание.
Формализм и модернизм предстают как кризис классических форм и духовно-практическое осмысление формы этих классических форм духовной жизни. Нечто подобное происходит: в искусстве, в науке, в философии и даже в религии на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Классические формы духовной жизни, которые уже не соответствовали новой субъективности и новым социальным условиям, начали изживать себя.
В начале двадцатого века стало ясно, что вместо ожидаемого рая на земле все более явной становится картина настоящего ада. Из понимания изменений в обществе и культуре родился постмодернизм. Это означает, прежде всего, глубокий кризис модернистского сознания, прогрессивного. Это также означает потерю веры в разум, прогресс, гуманизм. Постмодернизм признал острую необходимость поиска нового пути развития, поскольку прежний путь исчерпал себя. Как утверждает американский философ Д. Гриффин, «продолжение современности представляет значительную угрозу для жизни человека на планете», поэтому он «может и должен выйти за пределы «современности»». Постмодернизм критикует проект современности, но он не разрабатывает и не предлагает новый проект. Поэтому постмодернизм не выступает как антимодернизм, поскольку он не полностью отрекается от современности. Она отрицает свои монопольные притязания и тем самым ставит себя в один ряд с другими.
Его методологическими принципами являются плюрализм и релятивизм. Поэтому постмодернизм предстает как чрезвычайно сложное, неоднородное и неопределенное явление. Постмодернизм ведет расследование и пишет бесконечные обвинительные акты против современности, но он не доведет это дело до суда и, главное, до окончательного вердикта.
Основные течения постмодернизма
Постмодернизм соучаствует во всех разрывах современности, ибо вступает в права наследства, которое должно быть не завершено, а скорее отменено и преодолено. Постмодернизм должен найти новый синтез по другую сторону оппозиции между рационализмом и иррационализмом. Речь идет о новом присвоении утраченной общей ментальной конституции и о человеческих формах знания, которые выходят за рамки коммуникативной компетентности и аналитического разума.
На сегодняшний день постмодернизм в философии и искусстве представляется открытой ареной противостояния конкурирующих сил.
Тем не менее, среди них можно выделить три основных течения:
Поздний модернизм представляет постмодернизм как продолжение модернизма, эстетику будущей эпохи и превзошедший идеал модернизма. Примат нового требует, чтобы современность, которой грозит опасность стать классической, преодолела себя, превзошла себя. Демон модернизации требует, чтобы новое, которое грозит стать старым, укрепляло новое. Инновации в поздней современности имеют значение нового в новом.
Анархическая версия постмодернизма следует лозунгу Пола Фейерабенда («все идет») с его потенциалом эстетического и методологического анархизма и опасностью вседозволенности и эклектики, присущей анархическому плюрализму. Вседозволенность — это опасность для художника и философа. В недрах анархистского постмодернизма эссенциалистский постмодернизм имеет шанс противопоставить жаргону и эстетике аллегорического новые содержательные формы. Постмодернистский эссенциализм в искусстве, философии и экономике видит в древнем и современном наследии прежде всего то, что может служить образцом, эталоном. Он делает это, оставляя позади современность с ее принципом субъективности и индивидуальной свободы.
Некоторые идеи постмодернизма были успешно развиты в рамках структурализма. Работы Лакана стали значительным шагом в развитии структурализма, при этом некоторые его идеи выходят за рамки этого направления, что делает его в некотором смысле предшественником постмодернизма. Например, понятие субъекта, критика классической формулы Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» и переосмысление знаменитого фрейдовского выражения «Где было ид, там должно быть и эго». Лакан как будто расщепляет субъекта и различает в нем «истинное Я» и «воображаемое Я». Для Лакана «истинный субъект» — это субъект бессознательного, существование которого обнаруживается не в языке, а в прерывистости языка. Индивид является «децентрированным субъектом» в той мере, в какой он вовлечен в игру символов, символический мир языка. Идея децентрации, примененная Лаканом в его анализе субъекта, занимает видное место в постструктуралистской мысли.
От структурализма к постмодернизму Мишель Фуко
Французский философ, историк и теоретик культуры Мишель Фуко внес свой вклад в развитие структурализма, расширив его горизонты. В работе Фуко можно выделить три периода, или, скорее, слоя: изучение «археологии знания» (1960-е годы), изучение генеалогии власти (1970-е годы) и разработка «эстетики существования». По мере развития его научной карьеры менялись не только темы, но и его взгляды. Что мы должны сделать из Фуко: структуралиста или «постмодерниста», современного или «постмодернистского» мыслителя? Сам он в своей статье «Что такое Просвещение?» рассматривает современность как некое отношение, которому всегда есть контрастное «контрмодернистское отношение». С этой точки зрения любая периодизация является «модернистским инструментом» — периоды всегда относятся к прошлому, а настоящее не может представить себя как период, поэтому попытки периодизации постмодернизма, как и использование этого принципа самими авторами, являются не более чем риторической фигурой.
Фуко создал специальную дисциплину, которую он назвал «археологией знания», к которой относятся работы: «Рождение клиники». Археология глаза врача» (1963), «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» (1966) и «Археология знания» (1969), которая подводит итог многолетним исследованиям Фуко в области истории идей. Фуко выделяет три эпистемы или «поля знания» в истории европейского знания. Эта концепция была воспринята как фундаментальное выражение структурализма в истории идей.
Эпистема — это общее пространство знания, сеть отношений между «словами» и «вещами»; она определяет специфический язык различных культурных эпох. С изменением порядка вещей меняется эпистема, способ бытия как вещей, так и идей, а вместе с этим меняется и положение человека в мире; в наше время человек утратил свое особое положение в центре вселенной через свое особое «положение в сфере знания». Отсюда следует тезис Фуко о смерти человека: «Человек умирает, структуры остаются» — тезис, вызвавший много споров. Концепция эпистемы лучше всего представлена в книгах «Слова и вещи» и «Археология знания». Согласно Фуко, то, что считается девиантным, преследуемым и подавляемым властью, исторически изменчиво. Из этого неизбежно следует, что девиантные группы исторически неустойчивы и могут перейти в категорию социально приемлемых групп. Фуко, однако, выступает против либерального понимания личности, которое рассматривает человека как изначально свободного, но подверженного некоторой форме угнетения, и поэтому он должен быть освобожден либо кем-то, либо самим собой.
На протяжении всей своей археологии Фуко анализирует проблему власти и угнетения. Отправной точкой исследования можно считать переход телесных наказаний во многих европейских государствах к длительным срокам лишения свободы. Отмена телесных наказаний происходит потому, что появляются новые формы контроля, а значит, по мнению Фуко, и новый тип личности. Он делает большой акцент на «дисциплине».
Для Фуко дисциплина — это проявление и существование власти, направленной на формирование тех, кто ей подчиняется, отношения субъекта и объекта дисциплины, которые гораздо более интимны, чем те или иные формы реализации «правильного» поведения. Дисциплинирование обязательно предполагает осмотр, контроль, наблюдение за телом и поведением тех, кого нужно дисциплинировать. И чем более индивидуален субъект, тем более он восприимчив к дисциплине. «Организованный человек» — такой же продукт власти, как и «механически обученный». Выделение индивида, по мнению Фуко, является результатом определенного вида власти. Таким образом, индивиды не угнетаются властью, но они созданы структурами «власти» и не могут существовать вне их. Дисциплинарная власть также производит «дисциплинарных индивидов». Из этого анализа, однако, не следует, что Фуко ограничивает рассмотрение человека проблемой господства и подчинения. Анализируя человека во многих проекциях, он показывает его, так сказать, с разных точек зрения. Упомянутый выше тезис Фуко о смерти человека, таким образом, не является однозначным. Внешне как бы исключая человека из философствования, он одновременно стремится объяснить человека в его уникальности.
Основными работами «генеалогического периода» являются «Наблюдение и наказание» (1975), «Воля к знанию» и первый том «Истории сексуальности» (1976). В рамках этого направления исследований Фуко пытается показать формирующее влияние властных структур, которые не сосредоточены в фигуре короля или правителя, но присутствуют в каждой точке поля социального взаимодействия, в самых повседневных местах социального пространства.
Во введении к «Истории сексуальности» он ставит вопрос о причинах угнетения в области секса и о взаимоотношениях между властью и сексом, но его вопрос специфичен и связан прежде всего с дискурсом. «Почему сексуальность так много обсуждают и говорят о ней? Каковы были влияния силы, порожденные тем, что было сказано? Какова связь между этими дискурсами, этими влияниями власти и удовольствиями, которые они приносят? Какие знания были получены благодаря этой связи? Задача состоит в том, чтобы определить режим власти-знания-наслаждения, который поддерживает дискурс человеческой сексуальности в нашей части мира», — утверждает Фуко в книге «История сексуальности». Речь идет не об отношении к сексу, а о том, что о сексе говорят, о том, кто говорит и с каких позиций, «о том, какие институты побуждают людей говорить об этом и оставаться в разговоре».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института