что такое пост пзм на судне
Нормативная документация по ПЗМ на судне и её заполнение.
2. Международное свидетельство по форме 2.4.4. по нефти с дополнением для судов, не имеющих
Конвенционную сепарационную установку и 2.4.4. без дополнения для судов, имеющих Конвенционную
сепарационную установку (т.е. со степенью очистки менее 15 мг/л).
3. Международное свидетельство по форме 2.4,8. для сточных вод.
5. Конструктивный акт Квалификационного общества по форме 6.3.10.
8. Журнал операций со сточными водами и мусором (ведётся ст. пом. капитана).
9. Журнал замеров воды в льялах, сточных колодцах и балластных цистернах, ведётся на всех судах с
валовой вместимостью 200 per. тонн и более.
10. Коносаменты, накладные, грузовые квитанции на сданные нефтесодержащие, сточные воды и
мусор.
11. Схема балластно-осушительной и сточных систем с указанием точного места указания
пломбируемых отливных клапанов (1 экз. схемы должен висеть в МКО и 1 экз. должен быть в папке по
ПЗМ). На отливных клапанах должны висеть таблички «Пломба! Не открывать!»
12. На шланге выдачи сточных и нефтесодержаших вод должен иметься сертификат и составляться акт
на испытание этих шлангов на самом судне.
13. Инструкция по бункеровке судов ГСМ.
14. Инструкция по сбору, хранению и сдачи нефтесодержащих, сточных вод и мусора с судов.
15. Проектная документация на оборудование системами и механизмами по ПЗМ. (чертежи, схемы,
паспорта на механизмы и оборудование).
16. Результаты лабораторных анализов на испытания СТВ.
Обязанности и полномочия инспекторов PSC
Проверки иностранных судов на соответствие их конвенционным требованиям производятся инспекторами государства порта самостоятельно, либо с помощью привлекаемых ими лиц; инспектор и привлекаемые лица наделены официальным статусом, определяемым в п. 1.6.6 «Процедур контроля
Полномочия инспектора на право проведения инспекций иностранных судов обычно подтверждаются
специальным удостоверением, которое выдается государством порта и которое инспектор предъявляет
капитану судна по прибытии на борт. Таким образом, с формальной точки зрения, командование
проверяемого судна должно четко знать, что оно имеет дело с официальным правительственным
чиновником, наделенный государством порта необходимыми полномочиями. Поэтому со стороны судна
проявлять какие-либо сомнения в отношении полномочий инспектора не следует, для этого, как правило,
нет серьезных оснований :
Компетентность инспекторов
Капитан и офицеры проверяемого судна всегда должны помнить, что в лице инспектора они имеют дело с высококвалифицированным специалистом. Компетентность инспекторов основывается, во-первых, на их общем квалификационном уровне и, во-вторых, на базе специальной подготовки и специальных знаниях.
Таким образом, инспектор государства порта является также специалистом и в области применения к судам конкретных конвенционных требований и положений. Знания инспектора в этом отношении практически всегда глубже и обширнее аналогичных знаний даже весьма опытных офицеров проверяемых судов и это обстоятельство следует учитывать при инспекциях.
Объективность инспекторов
порта; необходимость соблюдения объективности многократно подчеркивается и в ‘Процедурах контроля и
«Инспектора и оказывающие им помощь лица не должны иметь коммерческого интереса ни в отношении порта, в котором проводится проверка, ни в отношении проверяемых судов, а также инспектора не должны наниматься признанными организациями или выполнять работу от их имени. »
Общие положения Протоколов № I и II конвенции МАРПОЛ 73/78
Предусматривает, что капитан или иное лицо, несущее ответственность за любое судно, вовлеченное в какой-либо инцидент, сообщает сведения о таком инциденте без задержки и в возмо>жо полном объеме в соответствии с положениями настоящего Протокола.
сброс выше разрешенного уровня или сброс нефти или вредных жидких веществ по любой причине, включая сброс с целью обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море;
сброс или вероятный сброс опасного вещества в упаковке, включая вещества в грузовых контейнерах, съемных танках, автомобильных и железнодорожных транспортных средствах, морских баржах;
повреждения,поломки или аварии судна длиной 15м или более, которые:
ведут к ухудшению безопасности мореплавания, включая, но, не ограничивая повреждение или разрушение рулевого механизма, силовой установки, системы электрообеспечения и необходимости дополнительной помощи другого судна для обеспечения плавания;
осуществленный в ходе эксплуатации сброс нефти или вредных жидких веществ, количество или мгновенная интенсивность сброса которых превышает пределы, разрешенные в соответствии с настоящей Конвенцией.
ПРОТОКОЛ II, АРБИТРАЖ
Статья I-Арбитражная процедура при условии, что спорящие Стороны не примут иного решения, осуществляется в соответствии с положениями настоящего Протокола.
Статья П— Третейский суд создается по просьбе одной из Сторон Конвенции, адресованной другой, на основании статьи 10 настоящей Конвенции. Просьба об арбитраже должна содержать изложение существа дела с приложением подтверждающих документов.
Статья III— Третейский суд состоит из трех членов: двух арбитров, назначаемых соответственно каждой из спорящих сторон, и третьего арбитра, который назначается по соглашению между двумя первыми арбитрами и действует в качестве Председателя Суда.
Статья IV— Если по истечении шестидесяти дней со дня назначения второго арбитра не будет назначен Председатель Суда, то Генеральный секретарь Организации по просьбе любой из Сторон в течение дополнительного шестидесятидневного срока назначает Председателя Суда из числа квалифицированных лиц, список которых был предварительно составлен Советом Организации.
Председатель Суда, назначенный в соответствии с положениями настоящей статьи, не должен быть лицом, имеющим или имевшим гражданство одной из заинтересованных Сторон, если только на это не дала согласие другая Сторона.
Статья V— Суд может рассматривать встречные требования, непосредственно связанные с предметом спора, и принимать по ним решения.
Статья VI— Каждая Сторона несет обязательства по вознаграждению своего арбитра, связанные с Судом расходы и расходы по подготовке своего дела. Расходы по вознаграждению Председателя Суда и все общие расходы, связанные с разбирательством, распределяются поровну между Сторонами. Суд ведет учет всех своих расходов и представляет по ним окончательный счет.
Статья VII— Любая Сторона Конвенции, чьи интересы правового характера могут быть затронуты решением по делу, может после письменного уведомления Сторон, первоначально прибегнувших к арбитражной процедуре, присоединиться к участию в ней с согласия Суда.
Статья VIII— Каждый третейский суд, созданный в соответствии с положениями настоящего Протокола, устанавливает свои собственные правила процедуры.
Статья IX— Решения Суда как в отношении его правил процедуры и места заседания, так и по любому вопросу, переданному на его рассмотрение, принимаются большинством голосов его членов. Статья X— Суд выносит решение в течение пяти месяцев со дня своего создания, если не решит в случае необходимости продлить этот период на срок, не превышающий трех месяцев. К решению суда прилагается изложение его мотивов. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно направляется Генеральному секретарю Организации. Стороны должны исполнить решение без промедления.
Предотвращение загрязнения мусором с судов.
«Мусор» означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов (Исключая свежую рыбу и ее остатки), которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях Конвенции МАРПОЛ-73/78.
Для целей Приложения V каждое судно должно иметь на борту следующее оборудование:
Суда с большим количеством людей на борту могут оборудоваться устройствами для обработки мусора:
-максимальное содержание СО в топочном газе — 200 мг/мДж;
-содержание несгоревших остатков в золе не более 10% по весу;
-температура в камере сгорания должна достигнуть 600°С в течение 5 мин после пуска.
Кроме обязательных для всех судов емкостей для сбора и хранения мусора, остальным оборудованием судно может снабжаться по желанию судовладельца.
Категорически запрещен сброс в любой точке Мирового океана всех видов пластмасс и изделий из синтетики. Они должны собираться строго раздельно от другого мусора и сдаваться на берег в портах захода.
При наличии на судне инсинератора, соответствующего «Стандартным техническим требованиям ИМО», пластик можно сжигать при одновременном соблюдении следующих условий:
За 12-мильной зоной, на ходу судна, отдельно от другого мусора, при благоприятном направлении ветра, чтобы токсичные отходящие газы не попадали в жилую зону судна.
Зола от сжигания пластика запрещена к сбросу в любой точке Мирового океана. Она имеет специфический вид и подлежит сбору, хранению и сдаче в порту захода.
Вне особых районов разрешается сброс в море:
На расстоянии более 25 миль от берега — обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов.
На расстоянии более 12 миль от берега — пищевых отходов и бытового мусора (бумага, картон, ветошь, стекло, бутылки, черепки и др.).
На расстоянии более 3-х миль от берега — измельченных до размеров не более 25 мм пищевых отходов и бытового мусора.
Для целей Приложения V особыми районами являются: Средиземное, Балтийское, Черное, Красное моря, Северное море с Ирландским и Кельтским морями и Английским каналом, Карибское море с Мексиканским заливом, Район заливов (Персидский, Оманский), район Антарктики. Координаты, ограничивающие особые районы, приведены в тексте Конвенции МАРПОЛ-73/78.
В особых районах разрешается сброс в море:
На расстоянии более 12 миль от берега — пищевых отходов.
На расстоянии более 3 миль от берега в Карибском море — пищевых отходов, измельченных до размеров не более 25 мм.
Сброс других категорий мусора в особых районах категорически запрещен.
Все операции с мусором с указанием координат сброса, порта сдачи и количества мусора заносятся в журнал операций с мусором.
Мусор в нем подразделяется на 6 категорий:
-обладающие плавучестью сепарационные, обшивочные, упаковочные материалы;
-измельченные изделия из бумаги, ветоши, стекло, бутылки, черепки, металл;
-неизмельченные изделия из бумаги, ветоши, стекло, бутылки, черепки, металл;
-зола инсинераторов, за исключением золы, образующейся при сжигании изделий из пластмассы, которые могут содержать токсичные остатки тяжелых металлов.
В соответствии с требованиями Приложения V к Конвенции МАРПОЛ-73/78 каждое судно должно иметь на борту:
«Свидетельство о типовом одобрении судового инсинератора». Выдается заводом-изготовителем в ксерокопии с оригинала акта испытаний головного образца классификационным обществом.
«Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором» Регистра судоходства (для судов, работающих под надзором Регистра). Это Свидетельство не является конвенционным, оно создано Регистром.
«План обращения с мусором» (GMP). Разрабатывается для каждого судна, в зависимости от его оборудования, назначения судна, экипажа, на рабочем языке команды и английском, должен быть утвержден судовладельцем. В одобрении классификационным обществом не нуждается.
«Журнал операций с мусором». Каждая выполненная операция по сбросу или сжиганию мусора регистрируется в Журнале операций с мусором и подписывается в день сжигания или сброса ответственным лицом командного состава. Каждая заполненная страница Журнала операций с мусором подписывается капитаном судна.
Записи в Журнале операций с мусором производятся на английском, испанском или французском языках.
Запись каждого сжигания или сброса должна включать дату и время, местоположение судна, описание мусора и предполагаемое количество сброшенного или сожженного мусора.
Журнал операций с мусором должен находиться на борту судна в таком месте, чтобы быть в кратчайшее время доступным для инспекции.
Журнал операций с мусором следует хранить в течение 2-х лет после последней записи.
В случае сброса, удаления или аварийной потери веществ, указанных в правшах настоящего. Приложения, следует делать запись в Журнале операций с мусором с указанием условий и причин потери.
Суда, не оборудованные установками
для утилизации мусора (печами-инсинераторами)
Мусор и пищевые отходы, образующиеся на судне, должны собираться и складироваться в специальных баках-контейнерах для последующей передачи на внесудовые водоохранные технические средства.
Сухой мусор и пищевые отходы складируются раздельно, и баки-контейнеры должны иметь надписи: «Для сухого мусора», «Для пищевых отходов».
Баки-контейнеры для сбора мусора и пищевых отходов должны быть окрашены антикоррозийной краской, иметь плотно закрывающиеся крышки, быть удобными для транспортировки и выгрузки, а также для очистки и дезинфекции.
На судах длиной менее 25 м, с суммарной мощностью двигателей внутреннего сгорания менее 220 кВт, а также на СДПП и СВС допускается вместо баков-контейнеров для сбора мусора применять плотные полиэтиленовые мешки одноразового пользования.
Для каждого судна необходимо выполнить расчет автономности плавания по мусору (АПм) в соответствии с Методикой, приведенной в приложении 2 к ПЭБ РРР. АПм должна быть не менее автономности плавания по сточным водам (АПсв).
На основании выполненного расчета устанавливается необходимое количество баков-контейнеров для мусора и пищевых отходов.
Заявка на передачу мусора и пищевых отходов на внесудовые водоохранные технические средства подается, как правило, одновременно с заявкой о передаче сточных вод согласно п. 2.1.3.
Все операции по передаче мусора и пищевых отходов в пунктах приема загрязнений должны быть зафиксированы согласно п. 1.5.2.
Судну, сдавшему мусор и пищевые отходы на внесудовое водоохранное техническое средство, последним выдается справка. В справке указывается дата, время передачи и суммарное количество мусора и пищевых отходов. Справка о сдаче мусора и пищевых отходов хранится на судах до следующей навигации и предъявляется органам государственного надзора по их требованию.
Суда, оборудованные установками
для утилизации мусора (печами-инсинераторами)
Печь-инсинератор, установленная на судне внутреннего и смешанного плавания, должна соответствовать техническим условиям (ТУ), согласованным с органами государственного и технического надзора, сжигать горючий мусор, пищевые отходы, нефтепродукты, образующиеся при очистке нефтесодержащих вод и сепарации топлива, масла, а также шлам, выделенный при очистке сточных вод. На судах смешанного плавания, выполняющих рейсы в международных водах с заходом в иностранные порты, печь-инсинератор должна иметь «Свидетельство о типовом испытании (одобрении)» Российского Морского Регистра Судоходства.
Негорючий мусор (металл, стекло) по мере накопления должен передаваться на внесудовые водоохранные технические средства для последующего вывоза в места санкционированного размещения отходов.
Контроль за техническим состоянием печи-инсинератора должен быть возложен распоряжением капитана на ответственное лицо из числа комсостава.
После сжигания горючего мусора и пищевых отходов баки-контейнеры должны быть промыты и продезинфицированы, как указано в п. 5.1.10.
Требования Российского речного регистра к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения нефтью.
Освидетельствование оборудования по ПЗМ производится на основании общих положений по техническому надзору за судами в эксплуатации. На вновь установленное на судне оборудование по ПЗМ и его элементы, а также при их замене должны быть предъявлены соответствующие документы. После ремонта или установки на судне новых устройств по ПЗМ должны быть проведены их испытания. При освидетельствовании должны быть обеспечены доступ, вскрытие и демонтаж узлов и деталей, предъявлены запасные части и необходимые документы (чертежи, описания, схемы, формуляры или паспорта, журналы нефтяных операций, операций со сточными водами и мусором и т.п.).
На судах в эксплуатации проводятся следующие виды освидетельствований: первоначальное, ежегодное, промежуточное, очередное и внеочередное.
Первоначальное освидетельствование заключается в детальном осмотре, проверках, замерах, испытаниях оборудования в соответствии с требованиями Правил по предотвращению загрязнения с судов (ПЗС). На основании первоначального освидетельствования выдаются Международные свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором.
Ежегодные освидетельствования проводятся в промежутке времени в пределах трех месяцев до и после истечения каждого годичного срока, считая от даты последнего освидетельствования. При ежегодном освидетельствовании должно быть проверено сохранение соответствия требованиям Правил по предотвращению загрязнения с судов оборудования по ПЗМ, его конструкции, расположения, а также его техническое состояние.
Определение технического состояния оборудования по ПЗМ производится по результатам освидетельствования с использованием актов предыдущего освидетельствования и сведений об обнаруженных в эксплуатации повреждениях, неисправностях, произведенных ремонтах и заменах по судовой документации (судовые акты, журналы нефтяных операций со сточными водами и мусором и т.п.).
При ежегодных освидетельствованиях производится наружный осмотр и проверка в действии сепарационного и фильтрующего оборудования, приборов автоматического контроля за сбросом нефти, прибора в отстойном танке для определения раздела сред нефть — вода. Стандартное сливное соединение для выдачи нефтесодержащих вод во внесудовое приемное устройство и сборный танк подвергаются наружному осмотру. В случае замены оборудования производится его испытание по одобренной Регистром методике.
По результатам ежегодных освидетельствований подтверждаются свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором.
Очередные освидетельствования проводятся, как правило, через четырехлетние периоды, отсчитываемые от даты предыдущего очередного первоначального) освидетельствования. При очередном освидетельствовании проверяется сохранение соответствия требованиям Правил по ПЗС
оборудования по ПЗМ, его конструкции, расположения, регламентированные характеристики, а также его техническое состояние. По итогам очередного освидетельствования возобновляется годность Международных свидетельств о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и Свидетельства о предотвращении загрязнения мусором.
При очередном освидетельствовании элементы оборудования по ПЗМ подвергаются:
танки и цистерны — внутреннему осмотру, гидравлическому испытанию и замерам остаточной толщины конструкции (при наступлении установленных сроков);
системы мойки танков сырой нефтью — детальному осмотру и гидравлическому испытанию (при наступлении установленных сроков), а также наружному осмотру с проверкой в действии;
сепарационное и фильтрующее оборудование, а также установки для обработки сточных вод, их измельчения и обеззараживания и инсинерато-ры с необходимым вскрытием и разработкой узлов — детальному осмотру, замерам износов и зазоров по узлам и деталям, а также проверке в действии и наружному осмотру.
системы автоматического замера нефтесодержания, регистрации и управления сбросом — детальному осмотру, проверке износов и зазоров, наружному осмотру с проверкой в действии и отбором проб для анализов;
системы и трубопроводы — детальному осмотру и проверке в действии.
Промежуточное освидетельствование по срокам проведения совпадает со вторым ежегодным и является более углубленным и обширным по сравнению с ежегодным (дополнительно проверяются насосы, трубопроводы, САЗРИУС, система мойки сырой нефтью, ручное и дистанционное управление отдельными клапанами, приборы определения границы нефть — вода и др.). По результатам промежуточного освидетельствования подтверждается годность свидетельств.
Внеочередное освидетельствование проводится в случаях, связанных с особыми обстоятельствами: при аварийных случаях, по заявке судовладельца, при существенных заменах элементов оборудования, при подтверждении рекламационных актов и др.
Особенности испытаний оборудования по ПЗМ на судне
При всех видах освидетельствования оборудования по ПЗМ производится его проверка в действии (испытание) по программам и методикам, одобренным Регистром.
Испытания, проводимые при первоначальных и очередных освидетельствованиях, принято называть сдаточными (швартовными) при ежегодных и промежуточных — контрольными. Сдаточные испытания производятся заводом-изготовителем или судовладельцем в присутствии инспектора Регистра, контрольные — в присутствии представителя признанной лаборатории. Испытания проводятся на штатном оборудовании и приборах.
Перед испытаниями сепарационного или фильтрующего оборудования необходимо проверить: комплектность оборудования и технических средств, их соответствие принципиальным схемам; качество монтажных работ, удобство обслуживания; пробоотборные устройства, их соответствие предъявляемым требованиям и работоспособность; наличие устройств и приспособлений (мерный бак для дозирования нефтепродуктов во вса-сывающую полость насоса, кран для прохвата воздуха и т.п.); контрольно-измерительные приборы и сроки их проверки; клеймо и маркировку; наличие посуды в требуемых количествах для отбора проб; достаточность нефтепродуктов для проведения испытаний; предусматриваемые меры по предотвращению загрязнения акватории порта во время испытаний и соблюдению требований техники безопасности.
Испытания сепарационной или фильтрующей установки производятся на чистой забортной воде с дозированием во всасывающую полость прокачивающего насоса смеси нефтепродуктов, состоящих из 70% топлива для главного двигателя, 20 % циркуляционного масла главного двигателя и 10 % топлива вспомогательных дизелей или из 25 % масла циркуляционной системы главного двигателя и 75 % топлива, если на судне для дизелей используется единая марка топлива.
При наличии в составе сепарационного или фильтрующего оборудования штатного прибора котроля нефтесодержания в сбросе очистная спо-способность установки оценивается по данным анализа проб и показаниям прибора.
Программа и методика сдаточных испытаний включает в себя подготовку сепараторов к испытаниям и сами испытания. Подготовка к испытаниям заключается в приготовлении к работе согласно инструкции по обслуживанию сепарационной установки и ее предварительное загрязнение, а именно: сепаратор заполняется водой, затем при полной производительности прокачивающего насоса подаются чистые нефтепродукты не менее 5 мин до заполнения нефтью нефтесборника. При этом клапан слива очищенной воды должен быть закрыт, а клапаны слива нефти из нефте-сборников открыты. Испытания после предварительного загрязнения сепаратора проводятся в три этапа.
На втором этапе проверяется эффективность действия системы слива/ отсепарированной нефти и работа установки при изменении режима про* качки чистой (100 %) нефти на режим прокачки чистой воды. В установку подается нефть до срабатывания автоматического клапана нефтеслива первой ступени, после чего прокачка нефти насосом продолжается еще в течение 5 мин для проверки эффективности действия системы слива нефти, затем в течение 15 мин производится лрокачка чистой забортной воды. В момент перехода от прокачки нефти к прокачке воды и в конце подачи чистой воды производится отбор проб на выходе из сепаратора по 3 пробы в серии, всего 6 проб.
На третьем этапе производится испытание установки в режиме непрерывной (не менее 3 ч) и автоматической работы с целью проверки действия всех элементов автоматики. Испытание производится циклами по 15 мин: сначала подается чистая вода, затем нефтеводяная смесь с содержанием примерно 25 % нефтепродуктов, дальше циклы повторяются. В процессе данного этапа отбираются 2-3 пробы отсепарированных нефтепродуктов для определения их обводненности.
Испытания установок на очистную способность проводятся также путем приготовления нефтеводяной смеси в льялах, а в остальном порядок испытаний сохраняется.
При проведении контрольных испытаний нефтеводяной сепаратор подвергается проверке только на очистную способность, т. е. по первому этапу.
Применительно к конкретному типу нефтеводяного сепаратора программа и методика испытаний может быть по согласованию с Регистром изменена, учитывая особенности того или иного сепаратора.
Одновременно с испытаниями нефтеводяного сепаратора испытываются приборы контроля, при этом погрешность прибора по его показаниям во время испытаний и по результатам лабораторного анализа одобренным методом (инфракрасным спектрофотометрированием) не должна превышать ±20% при очистной способности сепаратора 15 млн-1 и ±30% — при степени очистки 100 млн-1.
Испытания оборудования по предотвращению загрязнения сточными водами могут проводиться как на забортной воде, так и на сточных водах, образуемых на судне.
Испытания оборудования по предотвращению загрязнения мусором производятся на режимах и видах отходов согласно инструкции. При этом обводненность нефтепродуктов должна быть не ниже паспортной, а испы-тания должны предусматривать, как правило, одновременное сжигание твердых и жидких отходов.
Программа испытаний установок для сжигания мусора при периодических освидетельствованиях предусматривает проверку установки в действии на эксплуатационных режимах, а также проверку обслуживающих ее механизмов, приборов контроля, сигнализации и защиты (см.табл. 10.10).
Во время работы установки проверяется газонепроницаемость дымохода, состояние тепловой изоляции установки и трубопроводов, достаточность водяного охлаждения, если оно предусмотрено, а также сопротивление и заземление изоляции электрооборудования.
Автономность плавания судов по условиям
18.1. Общие требования к судам по обеспечению автономности
плавания по условиям экологической безопасности
В целях обеспечения экологической безопасности судоходства, начиная с этапа проектирования конкретного типа судна, определяется автономность плавания его по условиям экологической безопасности по каждому виду образующихся на судне загрязнений.
Автономность плавания по условиям экологической безопасности— это длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи СВ, НВ, мусора, включая пищевые отходы.
Одним из важнейших условий обеспечения автономности плавания судов по условиям экологической безопасности является наличие на них сборных цистерн сточных и нефтесодержащих вод.
Полезные объемы этих сборных цистерн устанавливаются в соответствии с основными требованиями «Правил экологической безопасности» Российского Речного Регистра и СанПиН 2.5.2.-703-98 «Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы».
Так, сборные цистерны сточных вод на судах, работающих на ВВП, должны иметь следующие полезные объемы.
На судах, где не предусматривается установка станции очистки и обеззараживания сточных вод (ООСВ), должна быть обеспечена возможность накопления СВ в течение времени прохождения судна между пунктами сбора СВ при расчетном водопотреблении.
Объем сборной цистерны СВ должен быть не менее рассчитываемого по следующей формуле:
где n— число людей (экипаж, пассажиры) на борту судна, чел.
t — время прохождения между пунктами сбора, сут.
g — расчетное значение водопотребления для данного типа судна, л/чел/сут. (табл. 18.1).
Группа судна определяется в зависимости от времени пребывания человека на судне в соответствии с СанПиН 2.5.2-703-98 и«Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота», т.е. продолжительностью воздействия на организм человека факторов судовой среды.
Все суда с экипажем должны быть оборудованы:
— сборной цистерной для хозяйственно-бытовых сточных вод;
— стандартными сливными соединениями для сдачи сточных вод в приемные устройства.
Для судов с количеством людей на борту менее 10 человек и скоростных судов (или с принципом динамического поддержания) допускается сброс необработанных сточных вод в открытые водоемы при условии, что этот сброс не будет носить «залповый» характер.
На судах, где предусмотрены станции ООСВ, объем цистерн должен обеспечить прием СВ в часы пиковых расходов, а также возможность остановки станции ООСВ на период профилактики, ремонта и т.д.; его следует определять следующим образом:
— на пассажирских судах — не менее полусуточного накопления СВ;
— на специализированных судах — не менее суточной производительности станций ООСВ, установленных на судах.
Допускается применение специализированных судов, имеющих меньшие объемы сборных цистерн СВ и НВ, в том случае, если технологией обработки СВ и НВ данного судна предусмотрена работа от специальных накопительных емкостей, установленных в конкретном пункте сбора.
Пропускная способность станций ООСВ и ОНВ на пассажирских, грузовых судах, буксирах-толкачах, вспомогательных судахвыбирается из следующего расчета:
— обработка суточного накопления СВ не более, чем за 20 часов;
— обработка суточного накопления НВ не более чем за 8–12 часов (в течение вахт механика, в ведении которого находится станция ОНВ).
Пропускная способность станций ООСВ и ОНВ на специализированных судахвыбирается из расчета обработки максимального суточного накопления СВ и НВ в пункте сбора, для которого предназначены эти суда.
Технологические схемы и конструктивные решения, принятые в станциях ООСВ и ОНВ, предназначенные для судов, работающих на внутренних водных путях должны обеспечивать:
— очистку и обеззараживание СВ и очистку НВ до установленных норм;
— возможность контроля за эффективностью обработки СВ и НВ;
— возможность доступа ко всем агрегатам, узлам и приборам для наблюдения, обслуживания и ремонта; надежную работу в автоматическом и ручном режимах.
При установке станций ООСВ и ОНВ на судах, в центральном или местном посту управления должна быть предусмотрена световая и звуковая сигнализация, срабатывающая в случаях отключения станции, предусмотренных схемой автоматики (неисправность насосов, озонатора, отсутствие реагента и т.д.)
Для визуального наблюдения за процессами очистки и с целью отбора проб для лабораторного анализа, на трубопроводах перед станциями ООСВ и ОНВ и после них, должны быть установлены пробоотборные устройства.
При ежегодном и классификационном освидетельствовании судна инспектор Российского Речного Регистра проверяет расчеты автономности судна по условиям экологической безопасности.
Автономность плавания определяется по следующим видам загрязнений: нефтесодержащие воды, сточные воды, мусор (включая пищевые отходы).
Расчет АП производится с учетом состава судового оборудования экологической безопасности, под которым понимается совокупность судовых устройств и систем, обеспечивающих экологическую безопасность в соответствии с Правилами классификации судов и водных объектов.
Автономность плавания для судов, имеющих на борту фильтрующее оборудование и установки для обработки сточных вод, принимается неограниченной по этим видам загрязнений.
Автономность плавания по мусору для судов, имеющих на борту инсинераторы, принимается неограниченной в части отходов, подлежащих уничтожению в инсинераторе.
Конкретный расчет автономности плавания по каждому из перечисленных видов загрязнений осуществляется следующим образом.
Автономность плавания по сточным водам определяется для всех типов судов с количеством людей на борту 10 и более человек
Полученные в результате выполненных расчетов значения АП по каждому виду судовых загрязнения сопоставляются с соответствующей экологической характеристикой водного пути (ЭХВП, т. е. минимально допустимой автономности плавания судна, определяемое количеством и дислокацией приемных устройств в районе предполагаемой эксплуатации судна) бассейна, в котором предполагается эксплуатация судна. ЭХВП устанавливается в начале каждой навигации Российским Речным Регистром или признанной им организацией.