что такое посадочная ширина диска
Что такое ширина колесного диска
Время на чтение: 4 минуты
Автомобильные диски не только улучшают внешний вид транспортного средства, но и повышают плавность хода. Благодаря своим уникальным свойствам, современные разработки обеспечивают максимально комфортную и безопасную езду при любых климатических условиях. Приобретая новые конструкции, автомобилисты неоднократно сталкиваются с проблемой, как их правильно выбрать. Этот вопрос актуален как среди новичков, так и опытных водителей. Существует множество параметров конструкций, которые нужно заранее определить, чтобы улучшить ходовые качества авто. Например, основным параметром служит ширина диска, отвечающая за безопасность водителя/пассажира.
Ширина диска
Как правило, диаметр и размещение отверстий являются далеко не самыми главными параметрами при выборе комплектующих. При этом маркировка, указанная на обратной стороне изделия, понятна далеко не всем автомобилистам. Подбирая конструкции для собственного автомобиля, нужно обязательно определить возможную ширину для данного размера шин.
Ширина конструкции
Выбирая автомобильные диски, нужно учитывать размерность покрышки. С диаметром обычно бывает все понятно, например, на колесо диаметром 15 должна быть установлена покрышка размерностью R15. В основном проблема возникает из-за определения ширины покрышки и диска.
Таблица: ширина колеса, высота профиля в мм
Расчет можно провести самостоятельно. Для этого можно рассмотреть пример для шины шириной 215 мм и диаметром 16.
Почему важно правильно определить ширину автомобильного диска
Чтобы узнать, на что особо влияет ширина колесного диска, каждый автовладелец должен понимать, что при любом отклонении от требований завода-производителя относительно технических параметров конструкций может произойти сбой в работе подвески. Этот неблагоприятный фактор способствует быстрому износу комплектующих, а также частей ходовой. Не учитывая каждый параметр, можно столкнуться с разрушением конструкций во время управления транспортным средством.
В чем измеряется ширина колесных литых изделий
Перед тем как выбрать соответствующую продукцию для автомобиля любой марки, необходимо рассмотреть пример маркировки конструкции: 6.5 14 4×100 ЕТ45 D54.1:
Низкопрофильные модели отличаются устойчивостью. Поэтому, перед тем как измерить ширину конструкции на автомобиль любой марки, лучше заранее проверить всю информацию, которая указана на этикетке. Для увеличения скоростных характеристик нужно учесть рекомендации завода-производителя.
Параметры диска 7J в сантиметрах
J является одним из важных параметров, который указывает на особенности конструкции бортовых закраин обода колесного изделия. Обычно на маркировке чаще всего указывают следующие комбинации: J, JJ, JK, K, B, D, P.
На что влияет ширина автодиска
Каждый литой или кованый диск нуждается в персональном варианте резины, которая подойдет по основным параметрам завода-производителя. При ошибочном выборе можно столкнуться с целым рядом проблем. С диаметром трудно прогадать, потому что установить неверный размер проблематично. Но ошибиться в показателях ширины довольно просто. Слишком узкие или широкие конструкции неблагоприятно повлияют на проектный профиль автошины. Это приведет к ухудшению характеристики, например, к снижению жесткости боковины.
Какое влияние оказывает ширина автоконструкции
Многие часто задаются вопросом, на что влияет ширина колесного диска. Специалисты утверждают, что размер обода изделия должен быть на 25 % меньше, чем ширина профиля резины. Для представленного типоразмера 195/65 R15 91 T ширину конструкции можно посчитать следующим образом:
Без замены резины ставить комплектующие увеличенной ширины нет смысла, поведение машины меняется лишь в пределах погрешности измерений. Если диск тяжелый, тогда он способствует ухудшению плавности хода и управляемости транспортного средства.
Как подобрать колесные диски для автомобиля
Говорят, что диски — это половина внешнего вида автомобиля. Но дело не только в красоте.
Колеса связывают автомобиль с дорогой и сильно влияют на его управляемость. Важны не только параметры шин и их качество, но и диски. Из этой статьи вы узнаете, какие бывают колесные диски, чем они отличаются, и научитесь разбираться в их параметрах. С этими знаниями будет проще подобрать диски для своего автомобиля.
Курс о больших делах
Типы колесных дисков
Названия типов дисков связаны с технологией их изготовления. У каждого из них свои свойства, преимущества и недостатки.
Штампованные диски делают из листовой стали с минимальным количеством отходов.
В любом случае лучше закрепить колпаки пластиковыми стяжками. Неоригинальные нужно фиксировать, чтобы они просто держались. Оригинальные — чтобы не потерять их в дороге, если колесо спустит и колпак открепится от диска.
Литые, они же легкосплавные, диски чаще всего делают из алюминия. Своим названием они обязаны технологии, при которой расплавленный металл заливают в специальную форму.
Производителей литых дисков очень много. Есть известные бренды с историей: их продукция крепче и легче, но дороже. Оригинальные диски для многих автомобилей делают как раз такие производители.
Немало литых дисков делают в Китае, качество может быть очень посредственным. Нередко это точные копии оригинальных дисков. Народное название — «реплика». Диск будет тяжелее, а еще он может не справиться с нагрузкой и треснуть. Не рекомендуем ставить китайские копии оригинальных дисков на кроссовер или на рамный внедорожник — это опасно.
Кованые диски делают из специальных заготовок, которые примерно на 95% состоят из алюминия и проходят несколько циклов термической обработки. Так алюминиевый сплав меняет свою структуру и становится максимально прочным. Форму диску придает фрезерный станок с ЧПУ: диск вырезают из заготовки по специально заданной программе.
Сборные диски — самый технологически сложный вид. Диск может состоять из двух или трех частей, которые соединяют высокопрочными болтами.
Характеристики дисков
У колесных дисков есть набор параметров, которые полностью описывают их свойства. Например, можно купить на Форд диски от Вольво или подобрать что-то неоригинальное на авторынке. Главное, чтобы характеристики были подходящими, тогда диск идеально встанет на место. Вот что нужно знать.
Самые распространенные PCD — 4 × 98; 4 × 100; 4 × 108; 4 × 114,3; 5 × 100; 5 × 112; 5 × 114,3; 5 × 120. У микроавтобусов и больших джипов у диска может быть 6 отверстий, у легковых автомобилей так почти не бывает.
Диаметр центрального отверстия — DIA, от английского Diameter. По-русски — центральное отверстие (ЦО). Измеряют в миллиметрах, единого стандарта нет. Если разболтовка универсальна для целого концерна, то диаметр центрального отверстия может быть разным даже у моделей одной марки, которые произвели в одно и то же время.
Отверстие должно идеально совпадать со специальным выступом на ступице: так диск идеально встает на свое место. Если отверстие больше выступа на ступице — можно поставить центровочное кольцо. Если меньше — не получится установить диск на ступицу.
Ширина диска — расстояние между посадочными местами под шину. Измеряют в дюймах, но в маркировке это просто число. Обычно обозначение есть на одной из спиц диска изнутри или на наклейке внутри обода.
Между шириной диска и шириной шины есть зависимость: нельзя ставить узкую покрышку на широкий диск и наоборот. Чтобы не ошибиться и сопоставить ширину диска с шириной шины, пользуйтесь шинно-дисковым калькулятором.
Профиль борта диска обозначают латинскими буквами J, JJ, K, JK, B, P и D.
Самый распространенный вариант — J, изредка можно встретить JJ, К и JK. В маркировке этот параметр пишут сразу после ширины диска: например, 7,5J.
Вылет диска — OFFSET или ET, измеряется в миллиметрах. Это расстояние от места крепления диска к ступице до осевой линии диска. Стандартный для модели автомобиля вылет позволяет обеспечить оптимальную нагрузку на ступичный подшипник и амортизатор. Диск с таким вылетом будет стоять в арке как положено: внутренняя часть диска ни за что не зацепится, внешняя будет немного утоплена относительно края крыла автомобиля.
Если существенно уменьшить вылет диска относительно стандартного, колесо либо поравняется с аркой, либо начнет из нее выступать. Автомобиль с такими дисками будет пачкаться гораздо быстрее: при более маленьком вылете на двери и боковые стекла полетит гораздо больше грязи, чем при стандартном. Но это в лучшем случае. В худшем шина начнет тереться о крыло. С таким недочетом опасно выезжать на дороги общего пользования.
Больший вылет еще сильнее утопит колесо в арке. В этом случае важно не допустить, чтобы диск начал задевать суппорт, а резина — подкрылки и детали подвески. С таким недочетом также опасно выезжать на дороги общего пользования.
Если отступать от рекомендованного производителем автомобиля вылета в пределах 5 мм — ничего страшного не случится: ресурс ступичного подшипника не сократится, суппорт не зацепится за диск с обратной стороны, резина ни обо что тереться не начнет. Существенных визуальных изменений тоже не будет.
Форма и размер крепежных отверстий — это может быть конус и полусфера. Второй вариант встречается реже, если будете сомневаться в выборе крепежа — обратитесь к специалистам. Форма не зависит от типа крепления диска: конус и полусфера могут быть и на болтах, и на гайках. Важно не ошибиться с крепежом, это влияет на безопасность.
У большинства машин колесные болты и шпильки с резьбой М12 и М14. Первый вариант — для колес с узкими отверстиями. Но, если отверстия стандартные, можно использовать оба варианта крепежа.
Маркировка полностью. Продавцы и производители колесных дисков пишут маркировку по-разному — единого стандарта нет, но разобраться несложно.
Примеры маркировки дисков и их расшифровка
Маркировка | Как читать |
---|---|
15 × 6,5 4 × 100 ET45 DIA 56,6 | Диаметр диска 15 дюймов, ширина 6,5 дюйма, 4 отверстия с диаметром расположения 100 мм, вылет 45 мм, центральное отверстие 56,6 мм |
7J × 17 ET40 5/112 DIA 57,1 | Диаметр диска 17 дюймов, ширина 7 дюймов, вылет 40 мм, 5 отверстий с диаметром расположения 112 мм, центральное отверстие 57,1 мм |
8,5 × 19 5 × 130 ET53 D71,6 | Ширина диска 8,5 дюйма, диаметр 19 дюймов, 5 отверстий с диаметром расположения 130 мм, вылет 53 мм, центральное отверстие 71,6 мм |
Примеры маркировки дисков и их расшифровка:
Как покупать колесные диски
Как выбирать параметры. Ищите диски с характеристиками, рекомендованными автопроизводителем. Их легко найти в интернете, но нужно быть внимательным. Важно учесть год выпуска машины и ее поколение. Гугл по запросу «параметры дисков для Фольксваген Гольф» покажет диски и для второго поколения Гольфа и для шестого, а вы искали для четвертого. У некоторых машин параметры дисков указаны в инструкции по эксплуатации.
Если хотите купить диски с другими параметрами, например поставить колеса шире, воспользуйтесь шинно-дисковым калькулятором. Почти всегда можно что-то подобрать, но такие решения не всегда надежны и не всегда положительно влияют на ходовые качества.
Как подобрать диски на авто, чтобы наверняка встали?
Автомобильные колеса влияют на комфорт и безопасность поездок, а также подчеркивают концепцию дизайна кузова машины. Первые приглянувшиеся колесные диски на авто не поставишь. В вопросе их подбора необходимо руководствоваться несколькими ключевыми критериями. Какими? Давайте разбираться вместе.
На полках автомагазинов можно встретить несколько разновидностей колесных дисков:
Наибольшее распространение получили литые колесные диски. Именно на них зачастую пересаживаются со «штамповок», что объясняется большим разнообразием форм и облегченным весом таких изделий. В чем выигрыш? Легкосплавные диски снижают общий вес машины, обеспечивают чуткие реакции на рулевые команды, да и попросту улучшают внешний вид автомобиля.
На литых дисках даже условный Daewoo Lanos выглядит совершенно по-другому. |
Какие диски ставить на авто по типу — решать вам. А чтобы они наверняка подошли, учитывайте следующие параметры:
Посадочный размер
Диаметр окружности диска в дюймах обозначают буквой R и цифрой после нее. Эта маркировка пришла из сегмента автомобильных шин. Допустимые диаметры дисков для конкретного автомобиля указываются в руководствах по эксплуатации и на наклейках в дверных проемах. Отклоняться от них не рекомендуется — геометрическая несовместимость колесных дисков изменяет параметры работы подвески и ускоряет износ узлов ходовой части. Впрочем, превышение допустимого диаметра на дюйм или два (при условии правильно подобранной низкопрофильной резины) обычно проходит безо всяческих последствий. В этом вопросе важно изучить отзывы других автовладельцев, которые уже опробовали диски большего диаметра на борту своего «железного коня».
Диаметр центрального отверстия (DIA)
Величина центрального отверстия колесного диска DIA указывается в миллиметрах. Она должна соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. Отклонение этого показателя в меньшую сторону не допускается, поскольку диск попросту не налезет на ступицу. Ежели несовпадение окажется в большую сторону, отцентрировать диск можно при помощи набора специальных проставочных колец.
Диаметр центрального отверстия колесного диска. |
Число и диаметр расположения крепежных отверстий (PCD)
Параметры «разболтовки» колесного диска необходимо строго соблюдать. Они описывают расстояние от болтов или шпилек до центральной точки колеса, а также количество отверстий или шпилек на ободе. Значение PCD определено заводом-изготовителем транспортного средства и записывается в виде цифры с множителем.
«Разболтовка» колесного диска — это количество крепежных элементов и расстояние между ними и центральной точкой колеса. |
Возьмем, к примеру, размер PCD 5х110. Он указывает, что на ободе диаметром 110 мм расположены 5 болтов, «рассаженные» на одинаковом расстоянии. Плюс-минус «поиграться» с неподходящими параметрами «разболтовки» можно при минимальнейшей разнице в диаметре окружности (1-2 мм), прибегнув к услугам болтов с «плавающим конусом». Рабочая коническая часть у них выполнена в виде отдельного кольца и смещается относительно продольной оси болта при затяжке.
Ширина диска (J)
Ширина обода колесного диска измеряется в дюймах и обозначается буквой J. Слишком широкие диски могут соприкасаться с крылом автомобиля или компонентами его подвески. К тому же именно параметр ширины диска влияет на подбор подходящей авторезины — он должен быть на 25 % меньше, чем ширина профиля шины.
Параметр ширины диска напрямую влияет на подбор подходящей авторезины. |
Использование слишком узких или чересчур широких дисков нежелательно, поскольку оно чревато нарушением проектного профиля шины. Однако небольшие отклонения в стороны все же допускаются: 0.5-1 дюймов для дисков с диаметром до 15″ и 1-1.5 дюйма для дисков с диаметром свыше 15″.
Вылет колесного диска (ET)
Вылет диска ET определяет отклонение центра колеса от точки крепежа к ступице. Он может быть нулевым, положительным (ступица диска выступает наружу относительно серединной оси обода) и отрицательным (ступица утоплена внутрь относительно оси).
Наглядная разница между нулевым, положительным и отрицательным вылетом. |
Диски с бóльшим вылетом, нежели прописано в техдокументации к авто, будут глубже располагаться внутри колесной арки, с меньшим — выступать наружу кузова машины. Колесные диски с неправильно подобранным вылетом увеличивают или уменьшают колею и могут послужить причиной ускоренного износа узлов подвески или ступичных подшипников из-за неравномерного распределения нагрузки.
Форма и размеры крепежных болтов
Как правило, рабочая часть болтов и гаек для колесных дисков штампованной «породы» имеет коническую форму плоскости. Для «литья» применяются болты увеличенной длины (из-за большей толщины диска) и крепежные элементы разнообразных форм (с конической, полусферической или плоской «головкой»). Дабы диски стали как полагается, этот момент нужно обязательно учитывать.
Лучше всего подбирать колесные диски по марке автомобиля — виртуальный подбор на площадках крупных интернет-ресурсов гарантированно найдет подходящие диски. Также обязательно найдутся рекомендуемые производителем транспортного средства параметры в развернутом руководстве по эксплуатации конкретного авто.
Маркировка колесных дисков
Диаметр диска и количество болтовых отверстий – это далеко не все характеристики колесного диска вашего автомобиля. На самом деле для уверенности в безопасности и сохранения подвески в рабочем состоянии соответствия колесного диска только по двум параметрам мало. Автомобилист должен пристально изучить маркировку на колесном диске и выбрать диски, которые будут совершенно точно подходить автомобилю по требуемым производителем характеристикам. В противном случае создается угроза гибели на дороге, поскольку неправильно подобранный диск не просто изнашивает шины и ходовую часть в разы быстрее, он также может внезапно оторваться на скорости. Предсказать последствия невозможно, поэтому выбирать колесные диски с подходящей маркировкой – святое правило для водителя.
Далее мы предлагаем вам небольшую шпаргалку по маркировкам колесных дисков – как их читать и понимать.
Расшифровка маркировки дисков
Возьмем для примера на разбор маркировку 6,5j 15 5/112 H2 ET45 d 57,1.
Почему посадочная ширина обода диска важна?
Если показатели ширины шины и диска не соответствуют, очень вероятно, что можно получить проблему при бортировании покрышки на данный автомобильный диск. Это значительно сократит срок ее жизни.
J (K, JJ, D, B, JK, P и др.) – шифр типа диска, информирующий о закраинах его обода (высота и форма, а также общая конструкция). Для моноприводных машин наиболее в ходу диски с шифром J, для полноприводных – JJ. Несмотря на близость значений и кажущуюся взаимозаменяемость, выбирать нужно только тот параметр, который рекомендует производитель транспортного средства. От параметров закраин обода диска зависит фиксация шины при экстремальной нагрузке, поскольку с их помощью отлаживается установка резины и компенсирующих грузиков.
5/112 – пресловутые значения «количество болтовых отверстий и диаметр диска, на котором размещены их центры». Миллиметровый диаметр диска (иногда он обозначается отдельной аббревиатурой PCD, англ. Pitch Circle Diameter) и количество крепежей, как мы уже говорили, считаются основными для выбора колесного диска. Важно учитывать, что у такого параметра как диаметр диска есть несколько стандартов, что может ввести в заблуждение. Например, визуально диск для ягуара с диаметром 120,65 мм подходит для BMW, требования к диаметру диска у которого – 120 мм. Однако разница в 0,65 мм говорит о риске. Та же ситуация с дисками 4/98 от «Жигулей», которые вроде бы можно ставить на иномарки, рассчитанные под 4/100 – мол, два миллиметра погоды не делают.
Однако разница в диаметре между диском и ступицей дает отклонение, из-за которого не удастся должным образом выполнить крепление болтами. В результате получается биение колеса (водитель отлично ощущает это через вибрацию на руле). Если крепежные болты не затянуты на 100% и не обеспечена идеальная центровка колесных дисков на ступицах, создаются условия для быстрого износа колес и угроза их внезапного разрушения, что может привести к аварии.
ET45 – габариты вылета диска в миллиметрах. Обозначает дистанцию от центральной оси колесного диска до плоскости его приложения к ступице. Важно соблюсти этот параметр, поскольку производители делают под него расчет ключевых показателей рулевого механизма автомобиля и его подвески. Характеристика вылета одинакова для всех топоразмеров колесных дисков и шин под определенную ступицу и обозначается DEPORT либо OFFSET.
d 57,1 (DIA) – традиционное обозначение диаметра центровочных отверстий на колесных дисках, который в непременно должен совпадать с диаметром посадочного цилиндра ступицы, поскольку помимо центровочной роли посадочный цилиндр испытывает нагрузку, приходящуюся на крепеж (шпильки и болты). Если вам понравился диск с центровочным отверстием большим, чем посадочный цилиндр, необходимо будет докупить центровочные кольца. Важно подобрать кольца с точным соответствием – припуски в 1-2 мм недопустимы, иначе смысл установки колец утрачивается.
Вылет диска. Параметры дисков. (ET, J, h, d)
Параметры дисков, маркировка
А — диаметр диска
В — ширина диска.
ET — вылет диска (Чем меньше вылет, тем больше диск будет выступать снаружи автомобиля. И наоборот, чем больше значения вылета, тем глубже будет «утоплен» диск внутрь автомобиля.)
HUMP (H) — хамп. Кольцевые выступы на ободе, которые предотвращают соскакивание бескамерной шины с колесного диска (рис. 1). Как правило, на колесе два хампа (Н2), но бывает и один (Н), либо же их может не быть вовсе. Хампы могут быть плоскими (FH — Flat Hump), асимметричные (AH — Asymmetric Hump) и комбинированные (CH — Combi Hump).
DIA — диаметр центрального отверстия.
PCD — диаметр окружности центров отверстий колесного диска. Другими словами, это диаметр, на котором расположены крепежные отверстия автодиска.
Пример маркировки диска
Рассмотрим в качестве примера маркировку обода колеса: 7.5 j x16 H2 5/112 ET 35 d 66.6
7,5 — ширина диска в дюймах. Для перевода дюймов в сантиметры, значение в дюймах необходимо умножить на 2,54 см.
J — символ указывает на определенные конструктивные особенности колеса (форму закраин у диска) и не несет смыслового значения для потребителей.
x — означает то, что данный диск нераздельный.
16 — посадочный диаметр колеса, в точности соответствует посадочному диаметру шины.
Н2 — указывает на наличие двух хампов (выступов) на полках обода.
5/112 — PCD (Pitch Circle Diameter). Здесь цифра 5 обозначает количество крепежных отверстий для болтов или гаек, а 112 — диаметр окружности (PCD) в миллиметрах, на которой они расположены.
ET 35 — обозначает, что вылет у данного диска положительный и составляет 35 мм.
d 66.6 — диаметр центрального отверстия (значение DIA). В идеальной ситуации d соответствует посадочному диаметру ступицы в миллиметрах. Если же посадочный диаметр ступицы меньше, чем d диска, то в таком случае используется специальное центрирующие посадочное кольцо (переходное кольцо).
Вылет диска – на самом деле один из самых важных его геометрических параметров. Причина такой важности в том, что если диск не соответствует по диаметру, количеству болтовых отверстий или расстоянию между ними – Вы скорее всего просто не сможете установить такой диск на ступицу, а вот диск с несоответствующим штатному вылетом (если отклонение небольшое) в большинстве случаев без проблем становится на ступицу и вроде бы нормально выполняет свои функции. Насколько можно доверять вот этому «вроде бы»?
Продавец-консультант в специализированном шинном магазине, скорее всего Вам скажет, что небольшое отклонение вылета от требований автопроизводителя вполне допустимо, и в том случае, если колесо в сборе нормально садится на ступицу и при вращении не цепляет за детали подвески и кузова – такой диск однозначно можно ставить на автомобиль. Продавец же колесных проставок вообще скажет Вам, что уменьшение вылета диска — это никакая не проблема, независимо от конкретных параметров. И это понятно — их цель — продать Вам диски, проставки под колесные диски и прочие товары. Ваша цель — купить то, что точно Вам подходит.
А на самом деле? Давайте разберемся во всем по порядку и не спеша.
Что такое вылет диска?
Вылет диска – это расстояние между вертикальной плоскостью симметрии колеса и плоскостью приложения диска к ступице в миллиметрах. Формула вычисления вылета диска крайне проста:
ET=a-b/2, где
a – расстояние между внутренней плоскостью диска, и плоскостью приложения диска к ступице
b – общая ширина диска
Исходя из формулы вычисления, нетрудно заметить, что вылет диска может быть положительным (чаще всего), нулевым и отрицательным. Кроме того, вылет дисков фактически непосредственно влияет на ширину колесной базы, ибо от этого параметра напрямую зависит расстояние между центрами симметрии (по ширине) колес на одной оси.
Кроме того, опять таки из формулы вычисления, можно сделать вывод о том, что на вылет диска не влияют ни ширина диска (и соответственно шины), ни диаметр диска. Для определения расчетных нагрузок на подвеску важно исключительно плечо приложения силы, т.е. расстояния от центра шины (по ширине) до ступицы. Таким образом, независимо от размерности шин и дисков, расчетный вылет, требуемый автопроизводителем для одной модели автомобиля будет всегда один.
В кодировке, которая нанесена на внутреннюю поверхность диска, вылет обозначается, как ЕТхх, где хх – это фактическое значение вылета в миллиметрах. Например: ЕТ45 (положительный), ЕТ0 (нулевой), ЕТ-15 (отрицательный)
Допустимы ли отклонения вылета диска?
Для ленивых и занятых: вылет диска должен точно соответствовать требованиям производителя автомобиля и никакое отклонение в никакую сторону не может считаться допустимым. Изменяя вылет диска (даже не «незначительные» 5 мм) Вы изменяете также существенные условия работы всех узлов подвески, создавая усилия (и векторы их приложения), на которые Ваша подвеска не рассчитана. Самое простое следствие – срок службы элементов подвески сокращается, но в условиях критических нагрузок последствия могут быть гораздо печальнее, вплоть до внезапного разрушения во время движения. Хотите знать почему – читайте дальше.
Почему продавцы заявляют обратное? Ответ прост – просто потому, что вариантов вылета диска существует очень много, и конкретно под «Ваш» вылет им достаточно сложно подобрать подходящие по другим параметрам диски для Вашего авто. Т.е. пренебрежение точностью соответствия вылета существенно расширяет ассортимент дисков, которые Вам смогут предложить, что существенно повышает шансы что-либо Вам продать.
Почему для разных комплектаций автомобилей делают разные запчасти?
Для начала, нужно понимать, что, во время разработки подвески каждого отдельно взятого автомобиля конструкторы просчитывают величайшее множество параметров, в зависимости от которых определяются, в том числе, и требования к отдельным элементам подвески.
Вы никогда не сталкивались, например, с такой ситуацией, когда для двух одинаковых автомобилей (модель, марка), отличающихся только двигателем, производитель делает разные детали подвески – шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, рычаги, а также все сайлентблоки, которые присутствуют в местах соединения этих узлов? Как думаете, почему так происходит?
Все очень просто: потому, что разные моторы имеют разный вес, соответственно, при его изменении меняется сила и (возможно) вектор приложения силы, действующая на отдельные узлы подвески. Соответственно, меняется и конструкция, которая должна обеспечивать максимальную надежность узла при сохранении управляемости и комфортности, ну и (что также немаловажно) минимальных затратах на производство.
И нужно отметить, что если раньше большинство автопроизводителей делали достаточно большой запас прочности в основных узлах автомобиля (в т.ч. касается подвески), то в последнее время наблюдается тенденция к более точным конструкторским расчетам и снижению себестоимости автомобиля именно за счет уменьшения вот этого запаса прочности. И тенденция эта, увы, существенно снижает какие-либо возможности для «гаражного» тюнинга, как подвески, так и двигателей.
Какие силы действуют на детали подвески?
Если разложить подвеску современного автомобиля по силам, которые действуют на отдельные ее элементы – получится многотомное издание, которое не под силу для понимания обычному автолюбителю. Поэтому для наглядности рассмотрим упрощенный вариант независимой подвески системы МакФерсона, где ступица крепится к кузову одним поперечным рычагом и стойкой с амортизатором.
Согласно Третьему закону Ньютона (сила действия равна силе противодействия), общая масса автомобиля распределена между четырьмя его колесами, при этом сила, действующая на каждое колесо, направлена от поверхности, на которой стоит (или двигается) автомобиль. Точкой приложения этой силы является при этом центр площади пятна контакта шины с дорожным покрытием. Если принять, что подвеска автомобиля исправна, колеса отбалансированы и углы развала-схождения соответствуют норме, то этот центр площади пятна контакта будет находиться на оси симметрии колеса по его ширине. Туда же должна опускаться и ось стойки амортизатора, на которой находятся крепления рулевых тяг (наконечников).
Таким образом, сила, равная доле массы автомобиля, приходящейся на любое из его колес, направлена от земли и точка приложения этой силы – центр симметрии колеса по ширине. Учитывая конструкцию подвески, указанная сила создает моменты на ступичный подшипник, рычаг (растяжение) и стойку с амортизатором (сжатие).
И конструктор, который разрабатывает узлы подвески автомобиля, тщательно просчитывает все эти моменты, учитывая в разработке, в частности ступицы, рычага, стойки амортизатора, шаровой опоры, наконечников рулевых тяг и т.д. Запас прочности, безусловно закладывается, но, как правило, этот запас имеет тенденцию к уменьшению, поскольку его увеличение ведет к увеличению себестоимости подвески в целом.
Что происходит при изменении расчетного вылета диска?
На рисунке выше хорошо видно, что единственное, на что по факту влияет вылет – это расположение центральной оси диска (колеса) относительно ступицы. При увеличении вылета колесо будет «садиться» глубже на ступицу, сужая колесную базу. Уменьшение вылета, соответственно, расширяет колесную базу и «выносит» колесо наружу.
Главное, что нужно понимать автолюбителю, это то, что в обоих случаях смещение центральной оси диска неизбежно смещает рулевую ось, изменяя при этом предусмотренные конструктором параметры выворота руля (это влияет и на управляемость автомобиля в целом и на износ резины в поворотах), и изменяет сами моменты сил, действующие на подвеску, а также векторы их приложения. Все это в комплексе заставляет подвеску работать в непредусмотренном автопроизводителем режиме, а потому срок ее службы и безопасность вождения (особенно в экстремальных условиях) в таком случае – лотерея с небольшими шансами.
Таким образом, даже если колесо с непредусмотренным вылетом без проблем садится на ступицу – это еще совершенно не означает, что этот диск подходит для безопасного использования. Если вылет понравившегося Вам диска больше штатного (предусмотренного производителем автомобиля), выходом из ситуации может быть использование колесных проставок, но найти подходящие Вам проставки под диски будет не так просто.
Внимание!
1. Диаметр отверстия под ступицу (DIA диска) на штампованном (стальном) диске, должен совпадать с рекомендуемым значением (+ — 0.1мм), поскольку на стальных дисках не применяются переходные кольца.
2. Диаметр отверстия под ступицу на литом или кованом дисках определяется пластиковой втулкой (переходным кольцом), которая подбирается непосредственно для вашего автомобиля, после выбора модели диска.
3. Оригинальные диски, которые устанавливаются на машину заводом-изготовителем автомобиля, обычно не предусмативают установку переходных колец, и изготавливаются сразу с необходимым диаметром центрального отверстия DIA.