что такое портфолио для фотографа
Как фотографу собрать портфолио
Вы начинающий фотограф и считаете, что для успешного портфолио достаточно собрать лучшие снимки, а там уже заказчик сам разберется и разглядит ваш талант и способности? К сожалению, всё совсем не так просто. Если вы хотите узнать, как составить достойное фотопортфолио, которое привлечет внимание клиентов, то эта статья для вас. Рассказываем, где взять материал, какие изображения лучше отобрать для портфолио и как его оформить.
Где взять снимки для портфолио
Снимайте бесплатно
Перед тем как начать собирать портфолио, необходимо иметь достаточное количество фотографий, подходящих по тематике и жанру. Маловероятно, что просто так, без примеров ваших работ, клиенты обратят на вас внимание. Поэтому начинать стоит с бесплатных съемок. Если это студийная фотография, воспользуйтесь «сценарием» TFP (Time for print): вы фотографируете модель бесплатно и отдаете ей снимки, тоже для портфолио. Вариант для будущих свадебных фотографов: на торжествах друзей вы можете снимать как второй (запасной) фотограф. Мало кто откажется от дополнительных кадров со своего праздника.
Найдите подработку по специальности
Есть жанры съемки, для которых потребуется особый доступ или аккредитация на мероприятия. Например, концертная или репортажная фотография. Но портфолио нужно составлять так или иначе. Чтобы набрать багаж в этой сфере, попробуйте устроиться в небольшие некоммерческие издания, например онлайн-журналы или порталы. Постепенно вы сможете набрать необходимое количество снимков, развить навык съемки в определенном жанре, а заодно и обрасти полезными контактами, которые помогут вам в будущем находить работу.
Делайте серии, участвуйте в челленджах
Природу, архитектуру, предметы вы можете фотографировать для себя. Главное преимущество в том, что для таких снимков не нужны затраты на съемку. Практически все объекты вы можете найти под рукой или во время прогулок, путешествий, а самими съемками заниматься в свободное время. В этих жанрах вы сможете научиться делать серии кадров и создавать собственные проекты. Практика не повредит в любом случае, но помимо нее вы получите большое количество фотографий, которые можно будет включить в портфолио.
Какие фото использовать в портфолио
Покажите свой диапазон
В портфолио нужно представить разнообразные снимки. Но обязательно сначала убедитесь в том, что они подходят по стилю и жанру. Например, заказчику, который хочет, чтобы вы снимали свадьбу, не будут интересны фотографии природы и городов. Для такого портфолио лучше всего использовать снимки с мероприятий и парные фотосессии. Но при этом хорошо показать различные форматы: макро, групповые снимки, портреты и т. д. Фотографии, сделанные в разные времена года, здесь тоже будут только плюсом.
Если вы имеете дело с предметной фотографией, сфокусируйтесь именно на ней. Нужно точно понимать, что хочет видеть заказчик, тогда ваше портфолио сможет по-настоящему запомниться.
Не используйте слишком много фотографий
Гигабайты разных фото и огромные альбомы заказчиков не интересуют. Ни у кого нет времени изучать карьеру фотографа с ее начала. Поэтому используйте новые снимки — желательно, сделанные за последний год. Постарайтесь выбрать только самые говорящие. Нескольких фотографий будет достаточно, чтобы показать, что вы умеете. Цените и свое время, и время вашего потенциального клиента.
Не берите одинаковые фотографии
Пусть они и получились хорошо, одинаковые или даже схожие фото не несут новой информации. По одному снимку уже понятно, что фотограф умеет работать в жанре, ставить свет или подбирать лучший угол съемки. Включайте в портфолио не то, что нравится вам, а то, что лучше всего вас представляет как профессионального фотографа.
Не используйте снимки, которые нуждаются в пояснении
Портфолио — это не выставка. Каждое фото должно говорить само за себя. Так что здесь не место для абстрактных кадров. Если фотография нуждается в пояснении или дополнительной истории, ее лучше в портфолио не включать. Она будет отвлекать внимание от того, что вы умеете, а это может серьезно повлиять на решение о заключении контракта с вами.
Как разместить фотографии
Расположите кадры грамотно
Портфолио — презентация работ фотографа, поэтому оформление не менее важно, чем сам контент. Можно, конечно, использовать обычную папку с распечатанными фотографиями, упакованными в файлы, но лучше подойти к задаче креативно. Например, создайте фотоальбом или сайт и подберите к каждому кадру фон, составляя подходящую композицию. Это поможет визуально усовершенствовать снимок, хотя для зрителя уловка будет незаметна.
Делайте коллажи
Фотография не всегда просто один кадр. Многие используют коллажи, особенно в портфолио свадебного фотографа. Как правило, они составляются по принципу от общего к частному: одна половина — это общий план, а вторая — элемент. Часто фотографы размещают рядом со снимком свадебной пары фото колец крупным планом. Это прекрасно выглядит и придется по душе многим заказчикам. Такой прием можно использовать и в других жанрах.
Начните и закончите сильно
Как и в публичных выступлениях, в портфолио лучше всего запоминается первая и последняя фотографии. Поэтому постарайтесь подобрать самые впечатляющие и качественные кадры в начало и конец. Будет отлично, если обе фотографии смогут вызвать у зрителя положительный эмоциональный отклик, поскольку именно он будет ассоциироваться в дальнейшем с вашим портфолио. Это незначительный трюк, который, на самом деле, окажется очень полезен.
Портфолио фотографа: рекомендации по составлению и обновлению
Портфолио фотографа — мир автора.
Портфолио бизнесмена — трудовая книжка.
Подробное руководство для фотографов, которые хотят составить свое портфолио грамотно и самостоятельно. В основе заметки: базовые знания, частные случаи, мелкие отличия, которые необходимо учитывать, если работаешь с заказчиком. Свободные фотографы тоже найдут для себя полезную информацию, потому-что базовые принципы не зависят от жанра, географии и других, внешних отличий. Признаться, по мере развития в профессии, я все меньше замечаю, что роль портфолио дизайнера или архитектора, к примеру, чем-то отличается от фотографа и это неудивительно, как и то, что авторов, как и профессии, отличает специфика, которую кто-то игнорирует, и создает штамп, а другой подмечает, и находит своего зрителя.
Переучивать никого не стремлюсь, но и вводить в заблуждение не стану. В составлении или в обновлении портфолио нет приемов, но есть метод, который нужно освоить раз, и далее идти самостоятельно, как веришь и чувствуешь: свое творчество, своего зрителя. Прошу заметить, что портфолио:
С помощью портфолио, фотограф решает задачи:
Составление портфолио — не безумный эмоциональный порыв, по принципу «как у всех, так и у меня», а осмысленное решение — создать инструмент, который поможет уйти от массы, и донести свое послание до аудитории, с которой у автора общие взгляды на жизнь и ценности, которые отражены в портфолио; именно поэтому, я считаю, что составление портфолио — не прихоть, и не процесс, «оставленный на завтра», а первостепенная задача, которую фотограф, если он прочитает эти строки, должен решить в первую очередь, потому-что:
Фототехника вторична, портфолио — вот главный актив фотографа.
Оглавление
Базовые знания — объем текста. Конечно, постараюсь писать сжато, где это возможно, но все же, для удобства, составлю перечень глав:
Оглавление поможет быстрее найти ответ на вопрос, а если такого не случится — есть другая заметка, в которой я отвечаю на часто задаваемые вопросы (которые приходят на почту, или в личные сообщения Вконтакте).
Общие рекомендации по составлению портфолио
Первое, на что я хотел бы обратить внимание читателя, — самокритичность. Только трезвый, отстраненный взгляд на свое творчество, поможет составить портфолио, которое понравится, привлечет внимание зрителя. Понимаю, сложно. Но первое впечатление можно произвести (и не надо удивляться) только один раз. Необходимо исключить случайные работы: проходные и те, которые пробуждают наши воспоминания, которых лишен зритель. Если этого не сделать, то можно самостоятельно убедиться в том, что терпение человека заканчивается быстрее, чем нам кажется.
Второе, что необходимо запомнить, портфолио — не статичный продукт. Как бы гениально и, не исключаю, профессионально не было оформлено портфолио, однажды придется все вновь собирать заново, потому-что взрослеет творчество, меняется клиент, или место жительства, и тех работ, которые раньше гарантировали сотрудничество, уже недостаточно, чтобы заказчик, его взгляд и мысли, могли понять фотографа. Отсюда следует и другой совет, комбинируйте и постоянно пересматривайте портфолио, и если вам перестал нравится кадр — уберите его; не бойтесь лаконичных серий, бойтесь скучных.
Составление
Если у вас нет портфолио — вам нечего продавать.
С какими мыслями подойти к составлению портфолио? Портфолио — инструмент фотографа и без него нельзя найти клиента? Нет, хотя они и полезны, но лучше задуматься о другом — в какой последовательности работать над портфолио, кто первым увидит его, какие ощущения, мысли и желания должны пробудиться в человеке, с которым фотограф хотел бы работать. Во многих руководствах по составлению портфолио, видна общая проблема — они призывают к тому, чтобы автор отобрал лучшие снимки и презентовал. Я же предлагаю поступить немного иначе: подумать, определиться, произвести отбор, снова подумать, оформить и показать.
Создание портфолио — время, силы, финансовые издержки. Именно поэтому, я предлагаю не торопиться, и составлять с учетом зрителя, а не своих возможностей, которые будут расти:
Важнее другое: тематика, которая объединит работы; стиль, пусть и самобытный. Чтобы вам, да и мне, было легче, опишу последовательность:
А теперь рассмотрим все этапы.
Изучение целевой аудитории
Хорошее портфолио не у всех вызывает восторг и это нормально, потому-что среди зрителей, и это тоже нормально, не так много наших клиентов:
Поэтому нужно искать тех, кто поймет наши работы и скажет: «Это мое! Скажите, когда у вас будет время, чтобы мы смогли обсудить условия сотрудничества?» Портфолио должно убрать зрителя из информационного поля фотографа и привлечь заказчика. Как это сделать? Сначала изучить все действующие лица, но первым делом — составить портрет своего клиента.
Необходимо учитывать возраст, профессию, социальный статус, если важно — материальные и эмоциональные данные; увлечения, привычки, проблемы и желания (иногда скрытые, когда и сам заказчик в них не сознается); иногда приходится учитывать внешность, рацион, музыку и косметику (отношение к ней), предпочитаемый гардероб, способ передвижения; праздники, семейные и национальные традиции. Критериев много, но они, как конструктор, помогают не только составить портрет ЦА, но и верно подобрать количество, тематику, стиль, оформление (о котором не стоит забывать) своего портфолио.
Отбор снимков
Свой сегмент рынка выбрали, главные действующие лица обозначили, пора отбирать снимки, но какие и сколько? Единого мнения нет, но есть важные замечания:
Когда самостоятельно отбираешь фотографии, важно не думать о цифрах. Важнее другое — в чем потенциальный клиент найдет свое отражение (ведь как известно, мы видим его в работе автора), какой он представит себе душу фотографа. Вопреки коллективному мнению, клиенту нужна уверенность, поэтому он и смотрит портфолио; кому нужна эмоция, тот спрашивает — сколько стоит?
Подбор формата
«Цифровое портфолио или традиционное, оформленные отпечатки?» — вопрос, который мне часто пишут, в электронных письмах, или в личных сообщениях ВК. Понимаю, актуально, но мнение мое неизменно — компромисс. Ищите его. Учитывайте преимущества того или иного решения. Портфолио в интернете — удобно, отпечатки — весомо. Предлагаю комбинировать и находить оптимальные, для себя, сочетания. Мне, к примеру, удобно размещать отпечатки в папке, фотокниги не люблю, и не рассматриваю, совсем; но это удобно для встречи, интернет — сайт (личный выбор), но вариантов существенно больше:
Рассмотрим преимущества и недостатки каждого решения.
Цифровое портфолио
Фотографии в электронном виде — отсутствие зависимости от географии, экономия времени, сил и возможность демонстрации портфолио в пассивном режиме, поскольку оно доступно, и работает на автора, круглые сутки. Но есть проблема — технология. Все устройства разные, а их экраны, в большинстве своем, не проходят колориметрическую настройку, и что самое для нас неприятное, фотография в электронном виде — свечение на экране, тогда как отпечатки и фотокниги — отраженный свет, как и вся информация из реального мира. Смиряемся, читаем и выбираем одно (или несколько) решений для себя, которые дополнят отпечатки.
Персональный сайт
Персональный сайт, на мой взгляд, — это самый удобный и качественный вариант для своего портфолио в интернете.
Социальные сети
Социальные сети — бесплатная площадка, которую рассматривает каждый фотограф. Один в ней видит возможности, другой — ограничения: неудобную навигацию (длинный путь к цели увеличивает доходы владельцев), искажение цветопередачи (за 10 лет ничего не изменилось в этом вопросе), отсутствие кастомизации (дизайнерские решения можно оставить при себе, их никто не рассматривает); соцмедиа можно рассматривать как самостоятельное решение, так и в качестве рекламного канала, для притока дополнительного трафика на персональный сайт.
Фотосайты
Фотосайты наиболее близки к обычному сайту — позволяют разместить портфолио автора и, что радует, не испортить изображение. Предоставляют удобную навигацию и демонстрируют мнение профессиональной коллегии: редакторов и фотографов; конечно, это возможный, и во многом спорный, аргумент — общественное мнение, но учитывайте его, если выбираете путь свободного фотографа.
Слайд-шоу
Еще лет 10 назад этот способ демонстрации портфолио был удобен, но сейчас, люди не хотят, или не могут, тратить время на просмотр слайд-шоу. Статистика, пользовательский опыт и новая парадигма web-разработки, убеждают нас в этом.
Фотоархив
Отправить снимки по почте, чтобы заказчик оценил уровень работ, — наверное, когда-то был в этом смысл, вот только к портфолио это не имеет никакого отношения. Рассматривать такой вариант демонстрации своих работ нельзя, необходимо учиться отбирать работы и составлять тематические подборки; чтобы оформить их и предоставить зрителю завершенный продукт, а не ворох фрагментов.
Электронное портфолио — часть стратегии интернет-маркетинга, которую фотограф должен, если не сказать обязан, разработать прежде, чем возьмет в руки фотоаппарат (который лежит на полке в магазине); с этой позиции лучше оценить перспективы того или иного решения, и причем не в глобальном, а в более узком направлении — для себя.
Отпечатанное портфолио
Традиционное портфолио, отпечатки в папке или фотокнига — изящное и солидное решение, которое подходит для персональных встреч с заказчиком, поиска наставника и визита к другу по ремеслу, с которым лучше общаться за пределами виртуального мира.
Классическое печатное портфолио, в отличии от электронного, — тактильные ощущения, без которых, иной раз, трудно осознать реальную стоимость произведения. Если фотограф решит работать с агентствами или журналами, то без отпечатков он не сможет заявить о себе.
Отпечатки
Традиционные отпечатки, оформленные в папку-альбом, — не пережиток прошлого, а скорее наоборот — базовое портфолио фотографа. Иная, более дорогостоящая и защищенная версия — снимки оформленные по музейным стандартам, рассмотрим их подробно.
Отпечатки в паспарту
Снимки, оформленные в классическое паспарту, дополненное багетом и музейным стеклом, и отмеченное личной печатью автора — дорогостоящий вид портфолио, которое не удобно или, что вернее, непригодно для встреч за пределами фотостудии.
Фотокниги
Фотокнига — странное явление. Стоит дорого и выглядит красиво, но свою основную задачу, если быть «придирчивым», выполняет скверно. Конечно, она вмещает большое количество и, что не удивительно, компактна, но то ли это, когда работаешь над фотографией вне времени?
Отпечатанное портфолио — качественно, солидно и долговечно, но есть у него одна общая, и неприятная, по-началу, проблема — куда девать устаревшие фотографии? Электронные фото, файлики на диске, легко удалить, а как быть с печатью? Предлагаю дарить: тем, кто в кадре и тем, кому интересны эти кадры. С фотографа не убудет.
Понимаю, жанры и стили у всех разные, но старайтесь комбинировать разные форматы, виды и версии портфолио; учитывайте портрет вашей целевой аудитории, чтобы не ошибиться или вовремя исключить внимание тех, кто отнимет время, но не оплатит труда. Будут вопросы — пишите письма, постараюсь помочь.
Выбор оформления
Оформление начинается с выбора формата. Оптимальный, для просмотра с рук, 20х30 (А4), и это, естественно, касается отпечатанного портфолио. Базовое оформление — паспарту, но его не везде уместно использовать, в большинстве случаев — папка (из кожзаменителя или кожи) и в ней прозрачные файлы для хранения фотографий. Есть готовые решения (в интернете и за его пределами), но лучше ручная работа, которая не ограничивает полет фантазии; главное — не забыть, что аляповатое оформление — плохо, и не потому-что вокруг невежды — не могут оценить «красоту», просто фотограф должен показывать фотографии, для того и портфолио.
Насчет оформления книг ничего сказать не могу, мне с самого начала они не понравились, и я использую папки, в скором будущем — ручной работы, т. к. появилась возможность и почему бы не уйти от обезличенного формата.
Электронное портфолио не нуждается в оформлении (в том его прелесть) и, скорее наоборот, — требует очистки: в социальных сетях отвлекает реклама; на фотосайтах — лишние кнопки и объявления; персональные сайты мы портим самостоятельно. Вновь посмотрите на снимки и на портрет целевой аудитории, подумайте — что портит впечатление от просмотра снимков и можно ли это исправить; оформление портфолио, как и его составление, — не показать все, что умеешь, а показать то, что хотел бы видеть клиент; то, что хотел бы воспроизвести снова, но уже на более высоком уровне; да, оформление портфолио — демонстрация вкуса.
Обновление
Портфолио — не статичный продукт. Фотограф оттачивает навыки, ищет новые решения — в средствах выразительности, и неизбежно приходит к пониманию: «Надо что-то менять!». Вот тут-то и пригодится самокритичность, умение свое черкать (как говорил Ф. М. Достоевский); но просто удалить «старое», чтобы дать дорогу «новому» — ошибка. «Дата изготовления» — не критерий отбора; фотограф должен понять — каких снимков не хватает в его портфолио, и что изменится в его работе, если внести «правки».
Как часто обновлять портфолио
Мнений много, но я считаю, что составлять портфолио необходимо раз и на долгие годы. Нет, я не против мелких правок, но если актуальность портфолио стремительно падает, к примеру, от сезона к сезону, то лучше составить портфолио заново (и хорошо его разрекламировать). В списке ниже, перечислю все мысли по данному вопросу:
Грамотные обновления выделяют «костяк», основу, — фотографии вне времени; показывают, притягивают внимание, подтверждают достижения, навыки и опыт автора. Такие фотографии приводят «своего зрителя», заказчика, которому нужен автор, а не его ценник.
Как отбирать снимки для обновлений
Мнение не догма, но может кому-то пригодится:
Вместо заключения
Надеюсь, содержание заметки поможет вам составить портфолио и понять, что эпиграф:
Портфолио фотографа — мир автора.
Портфолио бизнесмена — трудовая книжка.
не громкие слова, а кроткая правда.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Рекомендую к прочтению:
Андрей Бондарь
Свободный фотограф. Живу в провинции, снимаю портреты, изучаю светопись и визуальную культуру. Придерживаюсь традиционных методов печати и оформления фотографий. Заметки пишу для читателей, себя не прославляю. Над фотографиями работаю для заказчика, а деньги считаю благодарностью за проделанную работу. По духу — странник, по природе — человек.
Портфолио фотографа
Портфолио для фотографа – один из важнейших активов, но его значение часто недооценивается. И скажу даже больше – очень многие не понимают, что это такое на самом деле, каким оно должно быть и для чего использоваться. Попробуем устранить эти пробелы. Викисловарь даёт следующее определение: Портфолио – собрание, совокупность работ, осуществлённых проектов и т. п. (фотографа, дизайнера и т. п.) В большинстве…
Портфолио для фотографа – один из важнейших активов, но его значение часто недооценивается. И скажу даже больше – очень многие не понимают, что это такое на самом деле, каким оно должно быть и для чего использоваться. Попробуем устранить эти пробелы.
Викисловарь даёт следующее определение:
Портфолио – собрание, совокупность работ, осуществлённых проектов и т. п. (фотографа, дизайнера и т. п.)
В большинстве случаев начинающий фотограф ограничивается этим определением и начинает делать подборку самых разных своих работ.
Но давайте попробуем зайти с другой стороны – со стороны потенциального клиента. Какую функцию будет выполнять наше портфолио в этом случае?
Заказчику, конечно, интересно посмотреть на работы фотографа, прежде чем выбрать его исполнителем. По большей части их интересует общий уровень работ фотографа и совпадение художественного вкуса фотографа со своим собственным.
По части общего уровня работ рекомендация очень простая – он определяется по самой слабой работе. Логика тут простая – хорошие работы можно найти у каждого фотографа, но если в портфолио есть и слабые работы, значит фотограф считает их своими удачами. Следовательно, они куда в большей степени будут отражать его уровень.
Пускай в вашем портфолио будет меньше работ, но зато это будет подборка действительно сильных работ.
Со вторым аспектом всё куда более запутано. Фотограф при составлении портфолио чаще всего склонен объединить в нём все свои лучшие работы, что вполне понятно – ими хочется делиться и гордиться. Но такой подход может ввести потенциального заказчика в заблуждение. Да-да! Я хочу сказать, что не надо собирать портфолио из всех своих лучших фотографий.
Фотограф за свою карьеру может пробовать разные жанры, разные техники, приемы и стили. И понятно его желание продемонстрировать это. Но важно помнить, что заказчик, ориентируясь на ваше портфолио, пытается понять, как будет выглядеть съемка, закажи он её у вас. Если у вас подобраны фотографии в едином стиле, то сделать ему это будет проще. А вот если фотографии сильно разнятся по стилю съемки и по стилю обработки, то спрогнозировать результат будет сложнее.
Так что вторая важная характеристика вашего портфолио – постоянство стиля. Если вам сложно сразу свыкнуться с мыслью невключения некоторых своих работ в портфолио, сделайте не одно портфолио, а несколько. Одно основное, а второе можно назвать творческими съемками или личными проектами. Таким образом можно продолжать экспериментировать с манерой съемки, не вводя заказчиков в заблуждение. Также это даст возможность всегда показать то, что вы не являетесь заложником одного стиля, но чётко способно их разграничить.
Ещё один важный аспект при составлении портфолио – тематика или жанры. Опять же посмотрим со стороны клиента. Если клиенту нужен фотограф на свадьбу, клиент будет в первую очередь искать свадебных фотографов, то есть тех, кто специализируется на нужном жанре. Если же вы снимаете всё подряд, то о вас вспомнят точно не в первую очередь.
Тем фотографам, которые снимают в разных жанрах и которые не готовы жертвовать никаким из них, также рекомендуется разнести разные жанры в разные подборки, а ещё лучше разнести их на разные площадки.
И пара слов про то, где размещать портфолио. Если портфолио соответствует обозначенным критериям и делает ваши работы понятными для заказчика, то не так важно, на какой именно площадке они выложены. Это могут быть любые фотосайты. Но все же больший вес в глазах заказчика будут при условно равном уровне работ будут иметь фотографы со своим собственным сайтом. Это все же некая демонстрация серьезности отношения фотографа к своему ремеслу – что он в фотографии не случайный пассажир, а машинист своего поезда. Какая бы ни была площадка, её интерфейс обязан быть минималистичным, желательно в монохромной гамме, чтобы сам интерфейс не влиял на восприятие фотографий.
Также имеет смысл делать отдельные подборки фотографий под конкретных клиентов или под конкретные запросы, предоставляя их в формате pdf или онлайн. Так вам будет легче показать клиенту только те фотографии, которые близки его тематике и которые отражают ваше видение по стилю.
И хоть все эти советы относятся в первую очередь к коммерческим фотографам, для которых портфолио – не менее важный рабочий инструмент, чем камера или прямые руки, эти советы применимы вообще к любому фотографу, цель которого донести фотографии до своего зрителя и найти свою аудиторию.
Другие статьи
Самые пытливые из нас может быть знают дату рождения фотографии. Как это часто бывает со многими вел.