что такое порог эмоции

Ощущения: что это такое и какими они бывают

что такое порог эмоции. Смотреть фото что такое порог эмоции. Смотреть картинку что такое порог эмоции. Картинка про что такое порог эмоции. Фото что такое порог эмоции

Ощущения, восприятие, чувства… – в научной психологии очень много похожих друг на друга понятий, разницу между которыми человеку, далекому от этой науки, увидеть очень сложно. Тем не менее каждое из этих понятий имеет свой уникальный смысл, знание которого позволяет лучше понять самого себя и познать свою природу.

В данной статье мы детально рассмотрим понятие ощущений, их основные виды, физиологические механизмы, свойства, функции и закономерности. А в заключение расскажем, как развивать свои ощущения, чтобы достичь успехов в профессиональной деятельности или же просто научиться воспринимать окружающий мир более тонко, наслаждаясь простыми вещами.

Если вы хотите узнать не только об ощущениях, но и о других областях психологического знания, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Самопознание», с помощью которой вы научитесь лучше понимать самого себя и обязательно найдете жизненный путь, который сделает вас поистине счастливым.

Понятие «ощущения»

Изначально ощущения рассматривались в философии: к ним относили все явления чувственного отражения мира, в том числе восприятие и память. В 18 веке В. Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, четко разграничил различия между ощущениями и другими смежными понятиями, что вслед за ним подтвердили и другие психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. А в 19 веке сформировалась наука психофизика, изучающая взаимодействие между физическими процессами и субъективными ощущениями, в рамках которой исследования ощущений происходят и по сей день.

В результате под ощущением стали подразумевать простейший психический процесс, который присущ абсолютно любому живому организму в ходе его познавательной деятельности.

Ощущения – это процесс отображения психикой отдельных свойств явлений и предметов окружающего мира, в котором задействованы все органы наших чувств.

Ощущения считаются первой ступенью познавательной деятельности человека, которая служит основой для протекания более сложных познавательных процессов (восприятие, речь, память, мышление и др.) Так, например, восприятие складывается из ощущений и является целостным отображением предметов и явлений, а не отдельных их свойств (в отличие от ощущений).

Для лучшего понимания приведем пример: если вы наслаждаетесь розой, то ваше целостное впечатление от нее «она прекрасна» – это восприятие, а ощущением будет называться то, что вы почувствуете ее чудесный аромат или колкие шипы, или подумаете о том, что у нее красивые лепестки. Таким образом, восприятие – это совокупность нескольких ощущений, благодаря которым складывается целостное преставление об объекте.

Чтобы лучше разобраться в том, что же такое ощущения, узнаем, каковы их физиологические механизмы и закономерности.

Физиологические механизмы и закономерности ощущений

В процессе возникновения ощущений задействованы две стороны: раздражитель, воздействующий на организм, и анализаторы, которые воспринимают это раздражение. Ощущение является не пассивным отражением, а активным процессом, в ходе которого происходит совместная работа всех частей анализатора.

Анализатор – это часть нервной системы, которая обладает способностью различать воздействие внешних раздражителей. Он состоит из трех частей:

Кратко этапы работы анализаторных систем можно продемонстрировать следующим образом:

Ощущения также подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся пороги ощущений, адаптация, синестезия и сенсибилизация.

Пороги ощущений

Ощущение может возникнуть только в том случае, если раздражитель имеет определенную величину. Если эта величина будет меньше или больше нормы, то человек ничего не почувствует (например, мы не способны ощутить пылинки на нашей одежде или услышать сверхвысокие частоты). Для обозначения этой величины в психофизике используется понятие «пороги чувствительности».

Нижний абсолютный порог – это то, какой минимально должна быть величина раздражителя для того, чтобы вызвать хотя бы самое слабое ощущение. Способность реагировать на самые слабые раздражители называется абсолютной чувствительностью.

Верхний абсолютный порог – это та величина воздействия раздражителя, при которой ощущение превращается в боль или вовсе исчезает.

Абсолютный порог и чувствительность анализатора характеризуются обратно пропорциональной зависимостью друг от друга: чем выше чувствительность, тем меньше величина порога (например, человеку с развитым обонянием потребуется гораздо менее насыщенный аромат кофе либо меньшая дистанция для того, чтобы почувствовать его запах, чем тому, у кого этот рецептор не развит).

Анализаторы людей обладают разной степенью чувствительности из-за того, что органы чувств непрерывно развиваются в процессе индивидуального развития человека. На них влияет множество факторов, главные из которых – это профессиональная принадлежность индивида и его интересы. Так, сомелье может различить самые тонкие нотки вина, в то время как другие люди их даже не почувствуют. Кроме того, возраст и здоровье человека также влияют на степень чувствительности анализаторов и величину индивидуальных порогов: при наличии заболеваний и с возрастом степень чувствительности анализаторов снижается.

Адаптация

Органы чувств могут приспосабливаться к раздражителю, изменяя чувствительность своих анализаторов путем ее повышения или понижения в разной степени.

Такая способность называется адаптацией и имеет три степени:

Наибольший диапазон адаптации характерен для зрительного анализатора, затем – для кожного, слуховой же анализатор практически не обладает способностью к адаптации (к шуму можно привыкнуть, но не перестать его слышать). Что касается скорости, то быстрее остальных адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы.

Синестезия

Иногда у человека могут возникнуть «фантомные» ощущения, не характерные для анализатора, под влиянием которого они появляются. Так, например, вид лимона способен заставить почувствовать кислый вкус во рту, а под воздействием звуков могут возникнуть зрительные образы.

Сенсибилизация

Сенсибилизация – это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних (психических) факторов.

Ряд причин, по которым может возникнуть сенсибилизация:

Интересен также феномен, получивший название «компенсаторная сенсибилизация», в рамках которого чувствительность анализатора повышается по причине недостаточной чувствительности в другом анализаторе. Например, у слепых людей зачастую наблюдается повышение слуховой чувствительности, что позволяет им достигать небывалых успехов, например, в музыкальной деятельности.

Уверены, что эти знания помогли вам в общих чертах понять природу ощущений. И теперь мы расскажем о том, зачем вообще человеку нужны ощущения.

Основные функции и базовые свойства ощущений

Как уже было сказано, ощущения являются основой нашего познания. С помощью ощущений живой организм обретает знания о действительности, которые помогают ему выжить.

Все ощущения, независимо от их вида, выполняют три основные функции:

Если у человека функционируют все органы чувств и на него непрерывно действуют внешние раздражители, он получает необходимое для здорового существования количество информации. А вот в случае нарушений в функционировании органов чувств или отсутствия внешних раздражителей может возникнуть ряд серьезных расстройств ощущений: анестезия (отсутствие ощущений), гипестезия (ослабевание ощущений), гиперестезия (усиление ощущений), парестезия (неприятные ощущения на коже при отсутствии какого-либо раздражения) и сенестопатия (неприятные ощущения внутри тела при отсутствии каких-либо недугов внутренних органов).

Однако самым опасным нарушением является «чувственный голод» или сенсорная депривация, которая приводит к снижению психической активности к нулю, т.е. погружает человека в состояние сна.

Помимо общих функций, существует также ряд свойств, присущих абсолютно каждому ощущению:

Однако наличие общих свойств не отменяет того, что существует множество абсолютно разных ощущений, каждое из которых возникает как реакция на отдельное раздражение и отражает конкретные свойства объектов. Чтобы лучше понять феномен ощущений, рассмотрим, какие они бывают.

Классификации ощущений

Существует несколько типологий ощущений, выведенных на разных основаниях, однако тесно взаимосвязанных между собой и в чем-то даже похожих.

Классификация по виду модальности

Базируется на разнообразии органов чувств, которые участвуют в формировании того или иного ощущения. Как мы уже узнали ранее, каждое ощущение отражает лишь свойство, соответствующее его модальности.

Есть пять основных типов ощущений, которые разделяются между собой в зависимости от анализаторных систем:

Мы рассмотрели основную классификацию видов ощущений в зависимости от органов чувств, которые отвечают за их возникновение. Однако внутри этих пяти основных модальностей можно выделить еще несколько подвидов ощущений по их качеству или субмодальности. Например, зрительные ощущения можно разделить на пространственные и цветовые.

Классификация по месту расположения рецепторов (Ч. Шеррингтон)

Вторая не менее известная типология ощущений базируется на анатомическом расположении рецепторов. Согласно этой классификации, выделяют три вида ощущений:

Кроме двух основных классификаций ощущений существует еще две, менее известные, но тоже довольно интересные типологии:

Теперь, когда вы лучше знаете о том, что такое ощущения, и какими они бывают, перейдем к завершающей части нашей статьи – развитию ощущений.

Развитие ощущений: зачем и как это делать?

Чувствительность является врожденной и безусловно-рефлекторной, однако она также является потенциальным свойством личности. Если вы не будете развивать свою сенсорную организацию, вы, безусловно, не потеряете способность видеть, чувствовать, слышать и т.д. Однако эти способности будут ограничены и не раскроют весь потенциал, заложенный в вас природой.

Но если вы научитесь тренировать свои ощущения, вы сможете открыть для себя совершенно новый мир, полный красок и многообразия, и наслаждаться поистине прекрасными вещами, которые являются довольно простыми, но вместе с тем недоступными тому, кто обладает недостаточно развитой чувствительностью: например, получать удовольствие от классической музыки или тончайших ноток вина.

Кроме того, чувствительность к внешним раздражителям играет огромную роль в некоторых профессиональных сферах. Например, она просто необходима музыкантам, художникам, парфюмерам, поварам и т.д. Только те люди, которые обладают развитой чувствительностью, способны достичь нетривиальных успехов в этих областях. Поэтому, если вы хотите обладать идеальным музыкальным слухом или непревзойденным художественным вкусом, вам потребуется развивать свою чувствительность.

Есть два основных способа усовершенствования своих ощущений – это развитие чувствительности анализаторов и улучшение своей способности различения, т.е. умения четко дифференцировать различные свойства предметов окружающего мира.

В основе развития ощущений лежит ограничение первоначальной генерализации возбуждений в корковых отделах анализаторов путем выработки специальных дифференцировок. Поэтому чтобы усовершенствовать свои ощущения, при выполнении какой-либо деятельности вам необходимо выделять в ней отдельные элементы и сосредотачивать свое внимание именно на них, а не на всем процессе в целом.

Например, если говорить о музыкальном слухе, то для его развития вы можете либо повысить порог своей слуховой чувствительности, либо научится различать в сложных звуковых раздражителях их составные части – музыкальные тоны. Оптимальным путем будет совершенствование двух этих составных частей одновременно – именно так вы сможете развить свои ощущения в максимальной степени.

С помощью регулярных упражнений вы сможете значительно улучшить свою чувствительность и научиться воспринимать мир на более высоком уровне. В психологическом методе, известном как «Инегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)» такие упражнения называются психотехниками. Вот некоторые из них:

Несмотря на то, что все предложенные упражнения имеют определенную направленность на развитие одного канала восприятия, они являются полифункциональными и позволяют усовершенствовать все виды чувств одновременно.

Кроме того, вы можете использовать следующие методы повышения чувствительности анализаторов:

Выполнение этих несложных упражнений и использование вышеупомянутых методов повышения чувствительности обязательно поможет вам сделать свои ощущения более ясными и отчетливыми. Однако перед применением витаминов и минералов обязательно проконсультируйте с врачом, ведь иногда даже самые полезные вещества могут не подходить конкретно вашему организму.

Желаем вам успехов в самопознании и саморазвитии и надеемся, что наша статья окажется для вас полезной!

Источник

Эмоциональный порог

Смотреть что такое «Эмоциональный порог» в других словарях:

Далеки — У этого термина существуют и другие значения, см. Далек. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Ощущение — Эта статья об отражении сигналов органов чувств. Об отражении эмоциональных процессов см. Переживание (психология). Ощущение, чувственный опыт простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение… … Википедия

Стресс — (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… … Википедия

Ощущение — отражение свойств реальности, построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними, в ходе их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭМОЦИИ — (от лат emoveo потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний… … Российская педагогическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

СОН — состояние, периодически возникающее у человека и других теплокровных животных, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы. Сон отличается… … Энциклопедия Кольера

ВАЙНБЕРГ Мечислав Самуилович — ( р. 8 XII 1919, Варшава) Имя М. Вайнберга широко известно в музыкальном мире. Д. Шостакович назвал его одним из выдающихся композиторов современности. Художник большого и самобытного таланта, глубокого интеллекта, Вайнберг поражает разнообразием … Музыкальный словарь

Список эпизодов телесериала «Закон и порядок» — В данной таблице представлен список эпизодов американского телесериала «Закон и порядок». Первая серия была показана 13 сентября 1990 года на канале NBC. На данный момент вышло 20 сезонов сериала. Всего снято 456 эпизода. В 2010 году сериал… … Википедия

Источник

Подавленные эмоции: почему они мешают жить и как с этим справиться

Первоначальная наша реакция на все происходящее вокруг подкреплена эмоциями, именно они провоцируют то или иное действие. Разумеется, с возрастом человек учится сначала обдумывать свои действия и не принимать решения «на эмоциях». Так мы начинаем их контролировать и в определенные моменты подавлять. Самый банальный пример — ответить «все хорошо» на вопрос о состоянии ваших дел, вы же не хотите загружать близких или друзей своими проблемами и переживаниями. С другой стороны, выговориться очень даже полезно для собственного здоровья.

Подавленные эмоции — это все те переживания, моменты радости, грусти, страха, которые вы оставили в себе. Вы не обсудили ситуацию с кем-то, не выпустили пар, не спросили совета, то есть не получили эмоциональной отдачи, которая играет большую роль для внутреннего состояния. И чем больше такой багаж, тем сильнее вы будете погружаться в себя, прокручивая ту или иную ситуацию в голове, что приводит к расстройствам и стрессу.

Именно поэтому многие люди не готовы делать работу, с которой они когда-то не справились, и их постоянно в этом обвиняли. Они не хотят испытать это еще раз, начинают избегать. Тогда, как правило, срабатывает автоматизм: когда им дают такое неугодное поручение, они перекладывают ответственность на других, стараются под любым предлогом отказаться или сразу придумывают причину будущей неудачи. Вариантов много, и все они — сценарии одной эмоции, одного чувства, которое лежит в корне всех этих проблем. Это вина, человек не хочет ее больше испытывать, а откуда она взялась и почему, он и думать не будет.

Реакция на подавленные эмоции может проявляться в трех разных вариантах:

Психосоматические заболевания. Не имеет значения, верите ли вы в то, что самочувствие зависит от ваших мыслей, чувств и внутреннего настроя или нет, различные недуги себя проявят. В такие моменты я всегда говорю, что кислороду совершенно все равно, верите ли вы в него, но без него вы умрете. Да и обратите внимание: счастливые люди — это, как правило, здоровые люди.

Побег от самого себя. Если вы думаете, что, забыв об эмоции, «закопав» поглубже или же признав, что она ушла сама собой, решите проблему, это не так. Пока вы не начнете эмоцию прорабатывать, она будет жить в вас и выйдет наружу в самый ответственный момент. Ваше состояние омрачится чувством постоянного напряжения и давления, нервозности и паники. Представьте, как на вас скажутся такие перепады — вчера вы были спокойны, эффективны и несгибаемы, сегодня невероятно нервничаете, срываетесь и не знаете, куда себя деть. В такие моменты срабатывают автоматизмы — звонки близким, прием антидепрессантов, поедание сладкого, посещение психолога. Но стоит этому состоянию утихнуть, вы возвращаетесь к привычному укладу, до следующего такого срыва. В подобном цикле многие живут всю жизнь.

Как прорабатывать подавленные эмоции

Подавленное чувство проявляется в самый неподходящий момент и полностью захватывает вас, притупив рациональность в пользу эмоций. Это вызывает цепную реакцию или, как говорят в строительстве, «динамическое разрушение» — ломается один элемент, рушится все остальное. Мозг начинает работать по принципу «лишь бы отбиться, тогда как-нибудь выживем». То ключевое мгновение, когда эта искра вспыхивает, подмечают за собой немногие. Но одного знания о триггере, провоцирующем реакцию, недостаточно, следует иметь навык проработки собственных эмоций и чувств.

что такое порог эмоции. Смотреть фото что такое порог эмоции. Смотреть картинку что такое порог эмоции. Картинка про что такое порог эмоции. Фото что такое порог эмоцииФото: Callum Skelton / Unsplash

Фрирайтинг

Цель состоит в том, чтобы выписать все то, что есть в вашей голове в данный момент. Не нужно думать, что писать, передавайте на бумагу абсолютно все, не стесняясь в выражениях. Вы таким образом не давите эту эмоцию, не фантазируете на тему мести, а выливаете то, что у вас происходит здесь и сейчас. Пишите до тех пор, пока это эмоциональное состояние и переживание полностью не выйдет из вас.

Прием замечательно работает в условиях, когда вам, например, захотелось послать начальника, коллег и вообще уволиться. Взяв небольшую паузу в пару минут, вы успокоитесь, не наговорите сгоряча и не перенервничаете. А сохранив эти записи, при будущей работе над эмоциями, вы увидите конкретную разницу между их проявлением и сможете наблюдать, меняется ли что-то вообще в вашей жизни.

Отпустите эмоцию

Данный способ описан в книге Дэвида Хокинса «Отпускание. Путь сдачи». Нетрудно догадаться, что нужно отпустить то, что вас терзает. Позвольте себе не бороться с эмоцией, сдайтесь ей на какой-то период времени. Вы должны принять ее как факт, а чем меньше сопротивление, тем быстрее это негативное состояние отступит.

Оба приема нацелены на избавление от излишков. Уберите то, что тянет вниз, не нужно пытаться победить это силовыми методами — борьба вызывает ответную борьбу. Мы почему-то всегда думаем, что если будем сражаться, то победим мысль, но она начинает подпитываться вашей энергией.

Поверьте, когда вы начнете разбирать этот ящик Пандоры, то поймете, как все непросто. Представьте себе, что происходит, когда у человека одновременно просыпается и страх, и ненависть, и вина, и зависть — от одного чувства избавиться сложно, а их всегда несколько. Работа над собой занимает не менее года, а зачастую даже до трех лет. Но, пройдя этот путь, вы станете другой, лучшей версией себя, жизнь станет счастливее — и, с большой вероятностью, длиннее.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Источник

Эмоциональные свойства человека (Е.П. Ильин)

Характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у данного человека, являются его эмоциональными свойствами. Их состав представлен на рис. 8.1.

8.1. Эмоциональная возбудимость

Р. И. Аллагулов (1971) не выявил достоверной связи между эмоциональной возбудимостью и силой нервной системы.

Вспыльчивость. Эмоциональная возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчизость, раздражительность. Именно в отношении вспыльчивости К. Изард считает целесообразным ввести понятие «эмоциональный порог». Человек с низким порогом эмоции гнева более вспыльчив и чаще находится в этом состоянии.

По данным П. А. Ковалева, изучавшего вспыльчивость по самооценкам школьников с 5-го по 11-й класс, она больше выражена в возрасте 13 лет и у девочек по сравнению с мальчиками (рис. 8.2).

В возрасте 11-13 лет П. А. Ковалевым выявлены достоверные корреляции между вспыльчивостью и склонностью к агрессивному поведению (табл. 8.1), причем связи были более тесными у девочек.

Отсутствие связи в старших возрастных группах объясняется, очевидно, более развитым самоконтролем учащихся.

А. Ф. Лазурский отмечал, что, строго говоря, о значительной эмоциональной возбудимости можно говорить лишь в тех случаях, когда все чувства, доступные данному человеку, возникают у него с одинаковой легкостью. Однако сюда нередко относят и случаи легкой отзывчивости какой-то одной эмоции, особенно при различных патологиях. Эти случаи, по мнению Лазурского, хотя и близки к эмоциональной возбудимости, но не полностью ей тождественны.

Очевидно, что эмоциональная возбудимость отражает общую возбудимость нервной системы, обусловленную уровнем активации покоя. О такой возможности в соответствующих концу XIX века физиологических терминах писал А. Фелье (Fouillee, 1895): в основе различной возбудимости чувствований лежит наклонность к быстрому возрастанию нервного вещества в соответствующих центрах (очевидно, автор имел в виду быстрое возрастание возбуждения). Подтверждение этому можно найти во многих работах. Так, А. А Коротаевым (1970), изучавшим влияние эмоций на трудовые операции учениц профтехучилищ, показано, что лица со слабой нервной системой (т. е. более высокоактивированные и легковозбудимые) в большей степени чувствительны к отрицательным эмоциогенным раздражителям, чем лица с сильной нервной системой. Однако у Р. И. Аллагулова (1971) связь между эмоциональной возбудимостью и слабостью нервной системы не достигла уровня достоверности.

Таблица 8.1 Связь вспыльчивости со склонностью к агрессивному поведению (по данным корреляционного анализа)

Эмоциональная возбудимость способствует эффективности некоторых видов профессиональной деятельности. По данным Н. Е. Высотской (1979), эмоциональная возбудимость способствует успешному обучению профессии артиста балета, положительно влияя на выразительность, артистичность, танцевальность, успеваемость по классическому и характерному танцам, а также актерское мастерство (табл. 8.2).

Таблица 8.2 Успешность учебно-профессиональной артистической деятельности (баллы) и эмоциональная возбудимость

Эмоциональная отзывчивость (восприимчивость, чувствительность). Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости является свойство, обозначаемое как эмоциональная отзывчивость.

По данным Ю. А Цагарелли (1981), эмоциональная отзывчивость музыкантов-исполнителей на музыку отрицательно связана с силой нервной системы (отзывчивость выше у лиц со слабой нервной системой) и положительно с лабильностью нервной системы.

Впечатлительность. К. К. Платонов определяет впечатлительность как свойство личности, выражающееся в доминировании впечатлений над познавательной функцией восприятия мира. При этом впечатление он понимает как психическое явление, в структуру которого входит нечеткое восприятие, усиленное его эмоциональной окраской, в силу чего переживание доминирует в нем над познанием.

8.2. Эмоциональная глубина

А. Ф. Лазурский писал: «Наблюдая в течение продолжительного времени нескольких индивидуумов, мы убеждаемся, что у некоторых из них чувства могут достигать, при известных условиях, такой интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот эту именно способность испытывать при некоторых наиболее благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно лишь немногим, мы и будем называть силой чувствований» (1995, с. 146). Это свойство равнозначно интенсивности, глубине переживаемой эмоции.

А. К. Толстой так описал человека, обладающего силой чувствований:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча.

По мнению Лазурского, чтобы выявить это эмоциональное свойство, необходимо наблюдать за проявлением тех именно аффектов и чувств, которые данному человеку особенно свойственны, так как именно на них сила его чувствований может обнаружиться с наибольшей яркостью. Кроме того, сила эмоциогенного раздражителя должна быть максимальной.

Объективными показателями интенсивности переживаемых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций. Однако Лазурский отмечает, что они не всегда достаточны, так как вегетативная возбудимость неодинакова у разных людей. Поэтому приходится прибегать к различным косвенным признакам, из которых самым важным является влияние эмоций и чувств на поступки и деятельность человека. Чем энергичнее действует человек, тем сильнее у него выражены чувства и эмоции. Кроме того, о силе эмоций, переживаемых человеком художественной натуры, можно судить и по рассказам самого человека. Фр. Полан приводит слова композитора Г. Берлиоза о его переживаниях во время дирижирования им исполнения одного из его произведений: «. Когда я узрел картину страшного суда, услышал воззвание, спетое шестью басами в унисон. эти крики ужаса толпы, изображаемой хором, когда все это было передано так, как я задумал, то мною овладел судорожный трепет. Правда, я с ним справился до конца пьесы, но затем я вынужден был присесть и дать отдохнуть оркестру несколько минут, ибо я не мог держаться на ногах и опасался, что дирижерская палочка выпадет у меня из рук» (Полан, 1896).

8.3. Эмоциональная ригидность-лабильность

Эмоциональная ригидность, которую А. Ф. Лазурский назвал устойчивостью эмоций, определялась им следующим образом: это тот наибольший для данного человека промежуток времени, в течение которого эмоция, раз возбужденная, продолжает еще обнаруживаться, несмотря на то что обстоятельства уже переменились и возбудитель перестал действовать.

Эмоционально ригидные отличаются «вязкостью» эмоций, их стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на каких-либо значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах (злопамятность), волнующих темах. По этому поводу в народе говорят: «У кого что болит, тот о том и говорит».

Лазурский подчеркивает одно важное обстоятельство: «. Долго длящееся чувство продолжает действовать даже и во время кажущихся перерывов. человеку кажется, что он развлекся и позабыл о своем горе, а между тем сам он чувствует, что не в состоянии заняться никаким посторонним делом: углы губ у него по-прежнему все время остаются опущенными, движения его все так же медленны и подавлены, словом, влияние данного чувства, хотя и вышедшего временно из поля его сознания, продолжает тем не менее сказываться на всем его поведении» (1995, с. 150).

Неустойчивость эмоции, по Лазурскому, проявляется в том, что несмотря на то что вначале она может быть интенсивной, но затем быстро ослабевает и, в конце концов, прекращается, переходя в состояние спокойного равнодушия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прежняя эмоция очень быстро сменяется у него другой, эта, в свою очередь, еще одной и т. д. Получается быстрая и резкая смена эмоций и настроений, характерная для людей истерического типа.

Таким образом, лабильность эмоций (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек быстро реагирует на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.

Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнять отношения с окружающими, так как личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой. Будучи резко выражено у человека, это свойство делает его неспособным выработать твердые взгляды и убеждения, симпатию или антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности.

Эмоциональная лабильность присуща лицам с высоким нейротизмом (тревожностью). Наоборот, низкому нейротизму сопутствует эмоциональная ригидность.

8.4. Эмоциональная устойчивость

В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л. М. Аболин (1987), М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».

Для Т. Рибо (1899), Е. А. Милеряна (1966,1974), С. М. Оя (1969), О. А. Черниковой (1980), Н. А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния.

Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд (Guilford, 1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фресс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию эмоциональной устойчивости-неустойчивости введенное, Р. Кеттеллом и др. (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970), понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.

Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Ольшанникова, 1974; Аболин, 1974). В. М. Писаренко (1986а), например, рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность сте-нических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров» (с. 63). Я полагаю, что это не самое лучшее определение эмоциональной устойчивости, поскольку эмоциональное возбуждение как раз и наблюдается при воздействии различных стрессоров. Гораздо точнее он определяет эмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку, хладнокровие.

Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О. А. Сиротин (1972) включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В. М. Смирнов и А. И. Трохачев (1974) пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский (1979) определяет эмоциональную устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская (1996) считают, что она проявляется в том, «насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых стрессовых ситуациях, насколько он умеет держать себя в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей» (с. 169). Н. А. Аминов (1988) приписывает высокую эмоциональную устойчивость тем лицам, которые «лучше осуществляют контроль своих собственных эмоциональных реакций» (с. 76).

В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности.

Не случайно К. К. Платонов (1984) подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П. Б. Зильбермана (1974), который под этим понятием понимает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (с. 152). Сходна и позиция Б. X. Варданяна (1983), который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» (с. 542).

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях. По мнению авторов, «такой подход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся в динамике психики, содержании эмоций, чувств, переживаний, а также диалектически устанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач» (с. 112).

Однако этот подход имеет и слабые стороны, которые отмечают М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко. По этому поводу они пишут: «Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем собственно эмоционального компонента. В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личными качествами и опытом человека» (с. 107).

Различия в выявленных связях объясняются, очевидно, тем, что и эмоциональная устойчивость и сила нервной системы измерялись разными способами

С моей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:

1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;

2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.

Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а о б устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости).

8.5. Экспрессивность

Проявление эмоций у людей индивидуально, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Экспрессивность является интегральной функцией двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением.

По степени проявления экспрессии (в частности, на лице) выделяют гипомимию и гипермимию.

Гипомимия (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств речи, монотонность интонации, потухший, ничего не выражающий взгляд.

Гипермимия связана с чрезмерным оживлением средств выражения эмоций, с обилием ярких и быстро сменяющихся экспрессивных актов. Она встречается в разных формах и обусловлена многими причинами.

Другим проявлением гипермимии является манерность поз и вычурность движений, особенно у детей с аутизмом.

8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека

Эмоциональность как свойство (черта) личности упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. В конце XIX века П. Малапер (Malapert, 1897) выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма (Heymans, Wiersma, 1908, 1909) выделили три главных фактора личности: эмоциональность, активность и реактивность. Об эмоциональности они судили по тому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу.

Такого же понимания эмоциональности придерживаются и другие психологи (Иванов, 1995; Ковалев, 1973). В то же время, характеризуя типы темперамента, Б. М. Теплов и А. Г. Ковалев отмечали присущие этим типам преобладающие эмоции: гневливость и агрессивность холерика, веселость и жизнерадостность сангвиника (замечу, что эти характеристики людей с разным типом темперамента явно устарели, как и понимание самих этих типов).

П. В. Симонов (1970) на основании соотношения различных эмоций предложил новую классификацию типов темперамента:

— соотношение гнев > радость > страх наиболее близко холерическому темпераменту;

— соотношение радость > гнев > страх более присуще сангвинику;

— соотношение страх > радость > гнев более присуще меланхолику.

Каково соотношение этих эмоций для флегматика, автор не указывает.

В. Д. Небылицын (1971) тоже рассматривал эмоциональность как одно из свойств темперамента. Уровень эмоциональности человека он определял как способность к эмоциональному переживанию (с учетом модальности этого переживания). В более ранней работе (1964) он дает развернутое определение эмоциональности как обширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

В качестве основных характеристик эмоциональности он выделяет впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональных реакций там, где для других такой почвы не существует. Речь, следовательно, идет об эмоциональной возбудимости. Импульсивность Небылицын рассматривает как быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их (замечу, что я не согласен с пониманием импульсивности как рефлекторной реакции на возникшее эмоциональное возбуждение). По эмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Теоретические и в значительной степени абстрактные положения, высказанные В. Д. Небылицыным, в конкретных исследованиях начала воплощать А. Е. Олынан-никова. Прежде всего, в основу эмоциональности она положила знак и модальность эмоций. Основываясь на физиологических данных, она первоначально выделила три основные эмоции: удовольствие-радость, гнев и страх. Позднее, в качестве самостоятельной эмоции к этой триаде, добавилась печаль. В словаре «Психология» (1990) Ольшанникова рассматривает эмоциональность значительно шире, как свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Из этого описания следует, что в зависимости от типа темперамента у людей могут различаться соотношения между свойствами эмоциональности. Однако этот вывод базируется на наблюдениях за эмоциональным поведением людей, а не на экспериментально полученных фактах. Поэтому особый интерес представляют работы, в которых эмоциональность и ее характеристики изучались с помощью экспериментальных методов.

А. Кепалайте (1982) выявлены связи между легкостью возникновения положительных эмоций и их устойчивостью (Кг = 0,598, р

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *