что такое поражение в правах при сталине
Почему в СССР лишенцы становились изгоями общества
Первая Конституция РСФСР давала гражданам новой страны множество прав и свобод. Но вместе с тем она ограничивала права отдельных категорий, превращая их в практически мёртвых для общества людей.
В 1926 году число людей, пораженных в правах, достигло одного миллиона. А уже в следующем году увеличилось втрое. Так кто становился лишенцами и чего они лишались вместе с избирательным правом?
Долой любые контрреволюционные элементы
В первой Конституции РСФСР, написанной в 1918 году, была статья под номером 65. В ней указывались отдельные категории граждан, к которым применялись поражения в правах. Так, не могли избирать и не могли быть избранными кулаки, бывшие офицеры царской армии, полицейские, жандармы и охранники царской семьи. К лишенцам причислили и тех, кто использовал труд наёмных работников или жил на нетрудовые доходы, например, проценты от вклада в банке. Лишились прав и священнослужители, в том числе и монахи. Наравне с ними в категорию лишенцев входили и душевнобольные, и находящиеся под опекой, и преступники, совершившие тяжкие преступления. Попадали под 65 статью и те, кто открыто не поддерживал новый строй. Словом, в СССР пытались избавиться от всех контрреволюционных элементов, угрожающих новой власти.
Через два года после принятия Конституции СССР в категории юридически мёртвых оказались более миллиона человек. А в 1927 году их количество возросло втрое и достигло трёх с лишним миллионов. При этом к лишенцам причислялись и члены их семей, не учтённые в переписи. Так что фактически эта цифра была в несколько раз больше. Этим миллионам людей жилось несладко. Мало того, что их лишили избирательного права, так и остальные их права существенно ограничили. Единственным способом вернуть себе права была подача апелляции в избирательную комиссию. Но делать это надо было быстро. Подать заявление можно было только в течение недели со дня публикации списка лиц, лишённых избирательного права. Конечно, мало у кого это получалось, поэтому число несчастных лишенцев постоянно росло.
«Лишенцы». И. Владимиров
Лишение политических прав гражданина накладывало отпечаток на всю его жизнь и карьеру. Можно сказать, что лишенцы в СССР становились сродни париям в Индии, к которым запрещено было приближаться. Лишённые избирательных прав не могли участвовать в партийных собраниях и выдвигать свою кандидатуру на пост. Не могли они и получить повышение на работе, подав заявление о переводе на более высокую должность. Лишенцы утрачивали право состоять в профсоюзах, следовательно, теряли множество льгот. Вместе с тем они не могли получать пособия, в том числе и по безработице, и даже пенсии. Ощущая острую нехватку денег, лишенцы и их семьи часто голодали. Но особенно туго им пришлось после 1928 года.
Миллионы людей оказались на улице, лишь немногих приютили сердобольные родственники. Кровную связь с лишенцами предпочитали скрывать всеми способами, чтобы не попасть в эту же категорию. Но, например, дети избежать этой участи никак не могли.
Нелёгкая участь детей лишенцев
Вся семья человека, попавшего под лишение избирательного права, также становилась лишенцами. Дети не могли получить нормального среднего и специального образования. Редко когда им разрешали доучиться до пятого класса. А в двадцатые детей лишенцев и вовсе исключали из школ. Вообще формально им не запрещалось получать образование, в том числе и высшее. Просто вначале в техникумы и вузы принимали детей трудящихся, а детей из семьи лишенцев — в последнюю очередь. Разумеется, мест для всех не хватало. А куда мог податься молодой парень, не принятый в учебное заведение? Правильно, в армию. Но в хорошие отряды лишенцам путь был заказан. Как правило, сыновья юридически мёртвых родителей попадали в тыловое ополчение.
Во время гражданской войны служащие тылового ополчения занимались строительством военных и гражданских объектов. А после окончания войны «тыловики» фактически стали невоенизированными командами обслуживания. Все служившие в тыловом ополчении получали не красный билет, а белый. К тому же, они обязаны были платить военный налог, съедавший практически всю сумму жалования. Кстати, налоги с лишенцев тоже взимались и были существенно выше, чем для обычных граждан. Прочие платежи тоже были значительно выше. Одним словом, лишенцы были голодны, бедны и порицаемы обществом.
А в разгар Большого террора многие лишенцы, попадавшие под определение «бывших людей» (аристократы, священники, царские офицеры, кулаки) и вовсе лишились жизни. Но в то же время оставшиеся в живых юридически мёртвые граждане были восстановлены в правах.
Как лишенцы стали нормальными гражданами в СССР
Конституция СССР 1936 года, а следом и за ней Конституция РСФСР 1937 года предоставила всем гражданам избирательные права. В том числе и лишенцам. Однако фактически все их права, кроме избирательного, так и остались ущемлены. Дети не могли поступить в вузы, родители — занимать должности, вступать в профсоюзы и так далее. Более того, ещё тридцать лет в анкетах, заполняемых при приёме на работу, был унизительный для лишённых юридических прав пункт. В анкете обязательно нужно было ответить на вопрос: «Лишались ли вы права голоса, когда и за что?» Включали в анкеты этот пункт не случайно.
23. ПОРАЖЕНИЕ ПРАВ
Уголовным законодательством РСФСР предусматривается поражение политических и отдельных гражданских прав (п. «д» ст. 20 УК РСФСР). В соответствии со ст. 31 УК РСФСР установлены следующие виды поражения прав: а) избирательного права, б) права занимать выборные должности в общественных организациях, в) права занимать государственные должности, г) права носить почетные звания, д) родительских прав, е) права па пенсию, выдаваемую в порядке социального страхования и государственного обеспечения.
Поражение прав может назначаться и как самостоятельная, и как дополнительная мера наказания.
Приговаривая осужденного к лишению свободы на срок свыше года, суд обязан рассмотреть вопрос о поражении его в правах (ст. 34 УК РСФСР). Поэтому в приговоре к лишению свободы свыше одного года должно быть обязательно указано: «лишить прав на такой-то срок» или «без поражения в правах». Когда по обстоятельствам дела необходимо было лишить осужденного избирательных прав, но суд этого не сделал, это неизбежно повлечет за собой отмену приговора и новое рассмотрение дела.
Поражение прав может назначаться полностью (все перечисленные в ст. 31 УК РСФСР права) или по отдельным предусмотренным в ст. 31 УК категориям.
Лишать родительских прав суд может, только установив злоупотребление этими правами со стороны осужденного. Следует иметь в виду, что в соответствии с Кодексом законов о браке, семье и опеке (ст.
Поражение прав, предусмотренных п. п. «а», «б» и «в» ст. 31 УК РСФСР, сопровождается лишением орденов, и в этих случаях суд обязан по вступлении приговора в законную силу войти с соответствующим представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Лишение прочих знаков отличия и почетных званий производится приговором суда (к числу почетных,
согласно ст. 33 УК РСФСР, относятся звания: заслуженного деятеля науки, искусства и техники, народного артиста, заслуженного артиста и т. д.). Общим положением об орденах СССР предусмотрено, что лица, «награжденные орденами СССР, лишаются этих орденов лишь по специальным постановлениям. на основании судебных приговоров за порочащие данного гражданина. поступки» (ст. 25).
Лишение права на пенсию, предусмотренное ст. 31 УК РСФСР, может иметь место только при осуждении: а) за государственные преступления (контрреволюционные и особо опасные для Союза ССР преступления против порядка управления), б) за корыстные преступления, если в качестве наказания было назначено лишение свободы или ссылка, в) если в качестве дополнительной меры наказания была применена конфискация всего имущества и г) при осуждении за воинские преступления (в мирное время только за преступления, предусмотренные ст. ст. 1933, 1934, 1937, 1939, 19312, 19313, 19317, 19320, 19328, а в военное время — при осуждении за все воинские преступления).
Срок поражения прав не может превышать пяти лет.
Срок поражения прав может быть сокращен в порядке, предусмотренном ст. 461 УПК РСФСР, в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РСФСР от 9 июля 1924 г.
Судебная практика в условиях военного времени показала, что в ряде случаев лица, отбывшие основную меру наказания и подлежащие по возрасту призыву или мобилизации в Красную Армию или в Военно-Морской Флот, не могут быть призваны или мобилизованы в связи с тем, что остается в силе дополнительная мера наказания в виде поражения в правах. Пленум Верховного суда СССР в своем постановлении от 7 января 1943 г. «О порядке досрочного снятия поражения в правах в отношении лиц, отбывших основную меру наказания и подлежащих по своему, возрасту призыву или мобилизации» указал, что в условиях военного времени было бы явно нецелесообразно лишать возможности выполнить свой воинский долг тех лиц, которые отбыли наказания за преступления, не представляющие исключительной общественной опасности, тем более что, как правило, эти лица сами выражают желание отправиться на фронт и там загладить свою вину перед родиной; поэтому суду, вынесшему приговор, а также соответствующим ему но компетенции судам по местонахождению лица, отбывшего наказание, предоставлено право выносить, применительно к ст. 461 УПК РСФСР, определение о досрочном снятии поражения в правах. Такое определение может быть вынесено по представлению военкомата, по заявлению самого осужденного или по представлению администрации мест лишения свободы с заключением военкомата. Это постановление Пленума Верховного суда СССР не распространяется на лиц, отбывших наказание за контрреволюционные преступления (кроме недоносительства) и за бандитизм.
Хронология репрессивного законодательства в СССР
|
Кровавая вакханалия гражданской войны, унесшая жизни миллионов россиян, была стихией лишь формально управляемой какими-то законодательными актами. Поэтому период 1919-1922 гг. является слишком специфическим для того, чтобы уверенно выделить основные направления формирования законодательных основ Советской власти. Обратимся к времени мирному.
В 1922 г. наступает второй этап кодификации советского права: создаются гражданский, земельный, и уголовный кодексы РСФСР, кодекс законов о труде. КЗОТ 1922 г., в отличие от Кодекса 1918 г., отменил всеобщую трудовую повинность и ввел свободный наем рабочих. Однако уголовное и иные виды законодательства сохранили целенаправленный классовый характер. Это подтверждает ст.40 УК РСФСР 1922 г., дающая разъяснение о поражении в гражданских правах. Согласно Исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1924 г. особо суровый режим содержания устанавливался для «классово враждебных» преступников[2]. Первый советский уголовный кодекс 1922 г. подтвердил необходимость террора и сохранил внесудебное преследование[3].
Новый уголовный кодекс РСФСР был принят в 1926 г. и введен в действие 1 января 1927 г. (формально действовал до 1960 г.). В УК 1926 гг. против врагов советской власти направлен целый ряд статей и, в первую очередь, знаменитая 58-я статья с четырнадцатью подпунктами. В феврале 1927 г. вступило в силу общесоюзное положение о государственных преступлениях, куда включены «контрреволюционные и особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления»[4]. Следует отметить, что УК 1926 г. довел нижний предел возраста уголовно наказуемых до 12 лет. В результате тюрьмы были заполнены «малолетками». Например, в 1927 г. з/к в возрасте от 16 до 24 лет было 48% от всех з/к. [5]
В 1930-х годах выходит целая серия постановлений, указов инструкций и законов ужесточающих репрессивную политику советского государства. Попытаемся расположить их в хронологическом порядке.
10 ноября 1934 г. по Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР исправительно-трудовые учреждения НКЮ РСФСР переданы в ведение НКВД СССР[10].
10 февраля 1940 г. «О запрещении продажи, обмена, отпуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по суду за эти незаконные действия».
10 июля 1940 г. «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». Срок наказания по этому указу от 5 до 8 лет. Учитывая качество продукции и дисциплину в нашем социалистическом производстве, можно понять, что этот указ грозил многим и многим тысячам организаторов и исполнителей в промышленности[15].
17 июля 1940 года «О запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работающих в машинно-тракторных станциях». 26 июля 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» (отменен 25 апреля 1956 г.)[16].
2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах СССР», по которому молодежь, фактически, насильно мобилизовывалась в систему ФЗО. По более позднему указу, за побег из школ ФЗО детям давали 6 месяцев заключения. Пострадали очень многие. Только 18 марта 1955 г. вышел указ ПВС СССР «Об отмене призыва (мобилизации) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища»[18].
19 октября 1940 г. «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие». 28 декабря 1949 г. «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)». Как пишет Кнышевский: «Совокупность этих законов являла собой законченную систему казарменной экономики с механизмом тотальной мобилизации. Лишь за полгода, с 26 июня 1940 г., за самовольный уход, прогулы и опоздания на работу было осуждено более 2,09 млн. человек, из них свыше 1,7 млн. отбывали 6-месячный исправительно-трудовой срок по месту работы. С начала 1941 г. показатели карательной политики упали, ибо меры принуждения возымели действие и система прижилась, да так, что и в военное время она не потребовала радикального изменения. »[19].
Теперь от предвоенного времени перейдем к войне 1941-1945 гг. Весьма характерно, что законодательство 1930-х годов плавно переходит в годы 40-е и новые жесткие законы военного времени не очень сильно отличаются от законов мирного времени. Складывается такое впечатление, что война для советского народа началась уже в 1929 году. Вот хронологический ряд законов периода войны.
П.Н. Кнышевский приходит к выводу: «Крупные поражения советских войск летом и осенью 1944 г. повлекли за собой дестабилизацию местного и военного управления во многих районах и вызвали социально-экономическую напряженность в тылу. Для преодоления нарастающего кризиса власти Сталин пошел по пути ужесточения репрессивных мер. Таков приказ Ставки ВГК № 270 от 26 августа 1941 г. Не менее жестким было постановление ГКО за № 903 «со» от 17 ноября 1941 г., состоявшее всего из двух пунктов: «1. Привести в исполнение все приговоры о ВМН без утверждения их в высших инстанциях; 2. Особому Совещанию НКВД дано право выносить наказания вплоть до ВМН по ст. 58/1-58/14,59/2, 59/3,59/За, 59/36,59/4,59/7-59/10,59/12, 59/13 УК РСФСР и СССР. Тотчас прокатилась волна массовых расстрелов.»[20].
26 декабря 1941 г. вышел указ ПВС СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» (отменен 13 января 1953 г.). Этот указ установил, что самовольный уход с предприятий, в том числе эвакуированных, «рассматривать как дезертирство, а лиц виновных в самовольном уходе, карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет, дела же о виновных передавать в военные трибуналы»[21].
Наряду со всеми этими указами и постановлениями следует помнить о следующих видах репрессивной практики мобилизации трудовых ресурсов в годы войны: чистка войсками НКВД, органами милиции, госбезопасности и народными дружинами прифронтовой полосы и бывших оккупированных территорий, с целью осуждения за уклонение от трудовой мобилизации; формирование рабочих колонн из представителей репрессированных народов и других категорий «врагов народа»; использование труда узников ГУЛАГа; использование труда военнопленных и такого спецконтингента, как бывшие советские военнопленные и интернированные лица не прошедшие проверки; с конца 1944 г. интернирование гражданского населения Германии количеством более 140 тыс. человек.
15 февраля 1947 года принимается нелепо-жестокий указ Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» (отменен 26 апреля 1954 г.)[25].
Только в июле 1954 г. восстановили практику условно-досрочного освобождения, прерванную в 1939 году. За это время многие десятки тысяч людей стали закоренелыми преступниками, пройдя воспитание лагерями и тюрьмой.
17 сентября 1955 г. вышел указ «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.», который наряду с подлинными коллаборационистами, освободил и тех, кто по вине Сталина попал в плен в первые годы войны.20 сентября 1956 г. этот указ был распространен на военнослужащих, побывавших в плену и осужденных по статьям 193 /22 и 58/.
Закон Верховного Совета СССР «Об отмене лишения избирательных прав по суду» вышел только 25 декабря 1958 г., хотя еще в марте 1937 г. было принято Постановление ЦИК СССР «О прекращении производством дел о лишении избирательных прав граждан СССР по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. »[27]
В декабре 1956 г. приняты новые (после 1924 г.) Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик. Здесь в статье 3, впервые в советской практике, провозглашено, что наказание может даваться только по решению суда. Кроме того, уголовная ответственность начиналась теперь с 16 лет. Из перечня видов наказаний в Основах исключили такие меры, как: объявление врагом трудящихся с изгнанием из СССР навсегда; удаление из СССР на неопределенный срок и поражение политических прав по суду, в том числе избирательных прав. 27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый УК РСФСР[28].
Однако это отнюдь не означало, что советское право рассталось с прошлым. 25 декабря 1958 г. был принят новый закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», в котором присутствовали: ст. 1 «Измена Родине..;», ст. 6 «Вредительство)..», ст. 7 «Антисоветская агитация и пропаганда (срок от 3 до 10 лет). », ст.9 «Организационная деятельность, направленная на совершение особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации. »[29].
* Опубликовано: Карта: Российский независимый исторический и правозащитный журнал. Рязань, 1995.№5. С.82-84
[1] История государства и права в СССР. ч. 2, М., 1981. С.132, 115.
[2] Там же, сс.178, 188,259.
[3] Уголовный кодекс РСФСР. М., 1929.
[4] История государства и права в СССР. ч. 2, М., 1981. С. 259.
[5] Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. т. 2, М., 1990. С. 84.
[6] Книга памяти. Екатеринбург, 1994, С. 31,32. и Базаров А. Кулак и Агрогулаг. Челябинск, 1991. С. 129.
[7] Сборник документов и материалов по истории СССР советского периода. М., 1966. С. 300-301 (полный текст постановления); Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. т. 2, М., 1990. С. 86.
[8] Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1953-1991 гг.). Казань, 1992. С. 17.
[9] История государства и права СССР. ч. 2, М., 1981. С. 261,262; История советского уголовного права. 1917-1947 гг. М., 1948. С. 412.
[10] История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. Сб. док./ М., 1955. С. 551-552.
[11] Там же. С. 466-470,553.
[12] История государства и права СССР. ч. 2, М., 1981. С. 323,324.
[13] История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. Сб. док./ М., 1955. С 471-473,574.
[14] История советского государства и права. т. 3, М., 1985. С. 183.
[15] История советского уголовного права. 1917-1947 гг. М., 1948. С. 323.
[16] Сборник документов и материалов по истории СССР советского периода. М., 1966. С. 361; Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1953-1991 гг.). Казань, 1992. С. 29
[17] История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. Сб. док. М., 1955. С. 84.
[18] Сборник документов и материалов по истории СССР советского периода. М., 1966. С. 362
[19] Вопросы истории. № 2.1994. С.54
[20]Вопросы истории. № 2.1994. С.55
[21]Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1953-1991 гг.). Казань, 1992. С. 323
[23] Вопросы истории. № 2.1994. С. 60
[24] История советской конституции. 1917-1956. М., 1957. С.840-841
[26] Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1953-1991 гг.). Казань, 1992. С. 15-17, 22; Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. т. 2, М., 1990. С. 97
[27] Сборник законов и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1958 гг. // М., 1959. С. 23,27,30; История советской конституции. 1917-1956. М., 1957. С. 773
[28] История государства и права СССР. ч. 2, М., 1981. С. 417,420
[29] Сборник законов и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1958 гг. // М., 1959. С. 52-58
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Поражение в правах
Содержание
История
В своем историческом развитии наказание лишением прав прошло две существенно различные ступени.
С развитием общества и смягчением суровости наказаний такого рода поражения в правах были существенно ограничены. В российском праве аналогом данного института являлись положения Воинского устава Петра Великого о шельмовании. Ошельмованный, как говорилось в указах того времени, почитался «яко же умре». Похожие меры встречались и в кодексах других стран: это, например, mort civile (гражданская смерть) во Французском кодексе 1810 г. Она производила те же юридические последствия, что и физическая смерть: брак разрушался, рождённые после этого дети считались незаконными; имущество осужденного поступало в казну; но так как осужденный оставался живым, то его личность все-таки пользовалась охраной, а потому такое состояние приводило к бесконечным противоречиям.
Взамен фикции юридической смерти доктрина выдвинула теорию ограничения юридических прав и дееспособности. Совершение преступлений (особенно тяжких), указывая на опасность преступника для общества, на отсутствие в нем нравственных принципов, уважения к праву и т. д., лишает виновного доверия государства и, следовательно, лишает его права занимать такие должности, заниматься такой деятельностью, которая предполагает особое доверие к исполнителю. Преступник может быть лишён почестей и прерогатив или особого положения, которое он занимал.
В современном праве
В России
Ст. 47 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Данное наказание состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Оно может устанавливаться на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. За половые преступления против несовершеннолетних лишение права устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.
Во Франции
Французское уголовное право предусматривает широкий перечень наказаний, связанных с ограничением личных, гражданских и политических прав и свобод осуждённого. Это запрещение пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами (права избирать и быть избранным, занимать должность в суде или выступать в качестве эксперта, оказывать юридическую помощь, быть опекуном или попечителем), запрет осуществлять профессиональную или общественную деятельность, запрещение пребывания в местах, определённых судом, или на территории Франции (для иностранцев), запрет на участие в договорах и т. д. [2]
См. также
Источники
В статье использован текст «Поражение в правах» (Таганцев Н. С. Уголовное право (Общая часть). Часть 2. По изданию 1902 года), перешедший в общественное достояние.
23. ПОРАЖЕНИЕ ПРАВ
Уголовным законодательством РСФСР предусматривается поражение политических и отдельных гражданских прав (п. «д» ст. 20 УК РСФСР). В соответствии со ст. 31 УК РСФСР установлены следующие виды поражения прав: а) избирательного права, б) права занимать выборные должности в общественных организациях, в) права занимать государственные должности, г) права носить почетные звания, д) родительских прав, е) права па пенсию, выдаваемую в порядке социального страхования и государственного обеспечения.
Поражение прав может назначаться и как самостоятельная, и как дополнительная мера наказания. Хотя Уголовным кодексом РСФСР и предусматривается, что с условным осуждением и общественным порицанием не может соединяться поражение прав, однако, в соответствии с постановлением 20-го Пленума Верховного суда СССР от 8 мая 1928 г., которое было утверждено Президиумом ЦИК СССР 26—31 октября 1928 г., «вполне допустимо правопоражение в качестве дополнительной меры к условному лишению свободы». Исходя из общих принципов советского законодательства, следует считать, таким образом, что условное осуждение может быть соединяемо с правопоражением.
Приговаривая осужденного к лишению свободы на срок свыше года, суд обязан рассмотреть вопрос о поражении его в правах (ст. 34 УК РСФСР). Поэтому в приговоре к лишению свободы свыше одного года должно быть обязательно указано: «лишить прав на такой-то срок» или «без поражения в правах». Когда по обстоятельствам дела необходимо было лишить осужденного избирательных прав, но суд этого не сделал, это неизбежно повлечет за собой отмену приговора и новое рассмотрение дела.
Поражение прав может назначаться полностью (все перечисленные в ст. 31 УК РСФСР права) или по отдельным предусмотренным в ст. 31 УК категориям.
Лишать родительских прав суд может, только установив злоупотребление этими правами со стороны осужденного. Следует иметь в виду, что в соответствии с Кодексом законов о браке, семье и опеке (ст. 33), независимо от применения судом основной меры наказания, суду предоставляется право лишать родителей их прав. Это может иметь место в случаях невыполнения родителями своих обязанностей или неправомерного осуществления ими своих прав по отношению к детям, а также в случаях жестокого обращения с детьми. При этом суд выносит решение об отобрании детей у родителей и о передаче их на попечение органам опеки и т. д. (ст. 46). Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей (ст. 51). Лица, лишенные родительских прав, не могут назначаться опекунами.
Поражение прав, предусмотренных п. п. «а», «б» и «в» ст. 31 УК РСФСР, сопровождается лишением орденов, и в этих случаях суд обязан по вступлении приговора в законную силу войти с соответствующим представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Лишение прочих знаков отличия и почетных званий производится приговором суда (к числу почетных,
согласно ст. 33 УК РСФСР, относятся звания: заслуженного деятеля науки, искусства и техники, народного артиста, заслуженного артиста и т. д.). Общим положением об орденах СССР предусмотрено, что лица, «награжденные орденами СССР, лишаются этих орденов лишь по специальным постановлениям. на основании судебных приговоров за порочащие данного гражданина. поступки» (ст. 25).
Лишение права на пенсию, предусмотренное ст. 31 УК РСФСР, может иметь место только при осуждении: а) за государственные преступления (контрреволюционные и особо опасные для Союза ССР преступления против порядка управления), б) за корыстные преступления, если в качестве наказания было назначено лишение свободы или ссылка, в) если в качестве дополнительной меры наказания была применена конфискация всего имущества и г) при осуждении за воинские преступления (в мирное время только за преступления, предусмотренные ст. ст. 1933, 1934, 1937, 1939, 19312, 19313, 19317, 19320, 19328, а в военное время — при осуждении за все воинские преступления).
Срок поражения прав не может превышать пяти лет. При назначении в качестве основного наказания лишения свободы поражение прав согласно ст. 32 УК РСФСР имеет силу на все время нахождения в заключении и сверх того в течение срока, определенного приговором.
Срок поражения прав может быть сокращен в порядке, предусмотренном ст. 461 УПК РСФСР, в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РСФСР от 9 июля 1924 г.
Судебная практика в условиях военного времени показала, что в ряде случаев лица, отбывшие основную меру наказания и подлежащие по возрасту призыву или мобилизации в Красную Армию или в Военно-Морской Флот, не могут быть призваны или мобилизованы в связи с тем, что остается в силе дополнительная мера наказания в виде поражения в правах. Пленум Верховного суда СССР в своем постановлении от 7 января 1943 г. «О порядке досрочного снятия поражения в правах в отношении лиц, отбывших основную меру наказания и подлежащих по своему, возрасту призыву или мобилизации» указал, что в условиях военного времени было бы явно нецелесообразно лишать возможности выполнить свой воинский долг тех лиц, которые отбыли наказания за преступления, не представляющие исключительной общественной опасности, тем более что, как правило, эти лица сами выражают желание отправиться на фронт и там загладить свою вину перед родиной; поэтому суду, вынесшему приговор, а также соответствующим ему но компетенции судам по местонахождению лица, отбывшего наказание, предоставлено право выносить, применительно к ст. 461 УПК РСФСР, определение о досрочном снятии поражения в правах. Такое определение может быть вынесено по представлению военкомата, по заявлению самого осужденного или по представлению администрации мест лишения свободы с заключением военкомата. Это постановление Пленума Верховного суда СССР не распространяется на лиц, отбывших наказание за контрреволюционные преступления (кроме недоносительства) и за бандитизм.