что такое поперечное v крыла
Что такое поперечное v крыла
1.6. Основные параметры,
характеризующие форму крыла
Существует бесчисленное множество форм крыльев. Это объясняется тем, что каждое крыло рассчитывается под совершенно определенные режимы полета, скорости, высоты. Поэтому выделить какую-то оптимальную или универсальную «наилучшую» форму невозможно. Каждое крыло хорошо работает в «своей» области применения. Обычно форму крыла определяют, задавая профиль, вид в плане, угол крутки и угол поперечного V.
Профиль крыла сечение крыла плоскостью, параллельной плоскости симметрии (на рисунке ниже сечение А-А). Иногда в самолетостроении под профилем понимают сечение, перпендикулярное передней или задней кромке крыла (на рисунке ниже сечение Б-Б).
Рис. 25. Вид крыла в плане.
Хорда профиля участок прямой, соединяющий наиболее удаленные точки профиля. Длину хорды обозначают через b.
Описывая форму профиля, применяют прямоугольную систему координат с началом в передней точке хорды. Ось X направляют по хорде от передней точки к задней, а ось Y вверх (от нижней границы профиля к верхней). Границы профиля задаются по точкам с помощью таблицы или формулами. Контур профиля строят также, задавая среднюю линию и распределение толщины профиля вдоль хорды.
Рис. 26. Профиль крыла.
Описывая форму крыла, используют следующие понятия:
Размах крыла расстояние между плоскостями, параллельными плоскости симметрии и касающимися концов крыла.
Местная хорда хорда профиля в сечении Z.
Центральная хорда местная хорда в плоскости симметрии.
Концевая хорда хорда в концевом сечении.
Если концы крыла закруглены, то концевая хорда определяется так, как это показано на рисунке ниже.
Рис. 27. Определение концевой хорды
у крыла с закругленной законцовкой.
Базовая плоскость крыла плоскость, содержащая центральную хорду и перпендикулярная плоскости симметрии крыла.
Площадь крыла площадь проекции крыла на его базовую плоскость.
Необходимо заметить, что фирмы-производители парапланов в технических паспортах в графе «площадь купола» часто указывают не аэродинамическую (то есть проекционную) площадь, а площадь кроя или площадь купола, аккуратно расстеленного на горизонтальной поверхности, которая немного больше проекционной площади. Посмотрите ниже на фотографию параплана Танго Московской фирмы Параавис, и вам сразу станет понятна разница между этими площадями.
Рис. 28. Сергей Шеленков с парапланом Танго Московской фирмы Параавис.
Удлинение крыла отношение квадрата размаха к площади крыла.
Сужение крыла отношение длин центральной и концевой хорд.
Местный угол крутки угол между местной хордой и базовой плоскостью крыла.
Крутка профиля считается положительной, если координата Y передней точки хорды профиля больше координаты Y задней точки хорды.
Наличие крутки приводит к тому, что отдельные участки крыла устанавливаются к воздушному потоку под разными углами атаки. Крутку несущего крыла невооруженным взглядом увидеть не всегда просто, но отрицательную крутку воздушных винтов или лопастей обычного бытового вентилятора вам наверняка видеть приходилось.
У парапланерных крыльев крутка положительная. То есть углы атаки на законцовках крыла больше чем в его средней части. Это повышает стабильность мягкого крыла в воздухе. Посмотрите еще раз на рисунок выше. Подъемная сила на опущенных законцовках (ушах) крыла не столько держит параплан в воздухе, сколько растягивает центральную часть крыла, делая ее более жесткой и аэродинамически чистой.
Местный угол поперечного V крыла угол между проекцией на плоскость, перпендикулярную центральной хорде, касательной к линии 1/4 хорд и базовой плоскостью крыла.
Рис. 29. Угол поперечного V крыла.
Угол стреловидности по передней кромке угол между касательной к линии передней кромки и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде.
Рис. 30. Формы трапециевидных крыльев с разными углами стреловидности.
1 стреловидное крыло. 2 обратной стреловидности.
3 треугольное. 4 нестреловидное.