что такое понимание речи

Восприятие и понимание речи

Восприятие речи и понимание тесно связаны и неотделимы друг от друга.

Понимание речи не может быть без ее восприятия на слух или зрительно, но и подлинного восприятия речи не может быть без ее понимания. Если человек слышит речь или видит текст на незнакомом языке, то никакого речевого общения с говорящим или пишущим не происходит.

Речевые звуки или знаки и их соединения в этом случае не несут второсигнальной функции, не являются сигналами сигналов.

Восприятие речи — один из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звукового состава слова, грамматических форм, интонации и других средств языка, выражающих определенное содержание мысли.

Восприятие речи начинается с выделения речевых звуков (фонем), что существенно зависит от уровня развития фонематического слуха человека.

Если воспринимающий не различает сходные фонемы, например твердые согласные звуки от мягких согласных, то он не поймет точно, о чем идет речь (ср. слова «кон» и «конь», «мыло» и «мило»).

Различение фонем усложняется тем, что они изменяются под влиянием соседства с другими звуками (звук с в слове «сдать» звучит иначе, чем в слове «стать») и под влиянием ударения (звук о звучит по-разному в словах «вода» и «воды»).

Поэтому очень важно уметь различать фонемы как в их раздельном, так и в слитном с другими фонемами звучании. Это умение необходимо для восприятия и устной и письменной речи.

Восприятие речи предполагает также умение выделять из потока речи отдельные слова. Членению фразы на слова помогают паузы.

Однако при быстром темпе речи паузы сокращаются, и слушатель производит членение по ряду других словоразличительных признаков. При быстром темпе речи разделение фраз на отдельные слова иногда затруднено своеобразным слиянием фонем между двумя соседними словами, что ведет к образованию нового слова, и смысл фразы меняется.

В этом легко убедиться, если сравнить фразы, состоящие из одних и тех же фонем с одинаковой их последовательностью: «девицу вели» — «девиц увели»; «где же ребенок?» — «где жеребенок?»; «там арка упала»— «та марка упала»-—«Тамарка упала». В словосочетании «двумя соседними…» можно услышать новое слово «мясо». Указанное явление затрудняет восприятие устной речи.

Понимание речи — процесс не менее сложный, чем восприятие ее. Чтобы понять речь говорящего человека, надо прежде всего отчетливо слышать и понимать каждое слово. Но смысл слова часто выясняется только в составе фразы, предложения.

Восприятие устной речи

В устной речи ударение выделяют интонацией голоса, на письме оно обычно не обозначено, и смысл слова можно понять только в составе предложения.

Известно также, что некоторые слова имеют несколько значений. Так, слово «корень» означает часть растения, часть зуба, знак математического действия, скрытый смысл чего-либо и пр. Какое из значений имеется в виду в каждом конкретном случае, можно узнать опять-таки лишь из целой фразы.

Понимание фразы, предложения в свою очередь зависит от понимания значения каждого составляющего ее слова. Если кто-либо не знает, что означает слово «Терпсихора», то он не поймет смысла фразы «Чудная Терпсихора вспорхнула и скрылась».

Смысл предложения несколько изменится, если изменить последовательность входящих в него слов. Так, фраза «Началась Великая социалистическая революция» имеет иной оттенок смысла, чем фраза «Великая социалистическая революция началась».

Понимание речи затрудняют сложные грамматические конструкции предложений: наличие многоступенчатых придаточных предложений, причастные и деепричастные обороты, большое количество однородных членов предложения, некоторые инверсии (необычный порядок слов) и т. п.

Поскольку сложное построение предложений чаще бывает в письменной речи, ее труднее понять, чем устную того же содержания. Правда, при чтении всегда есть возможность повторного и замедленного восприятия текста, тогда как при восприятии устной речи эта возможность не всегда имеется.

Интонации речи могут быть не только логическими, но также эмоциональными и волевыми. С помощью интонации говорящий выражает свое отношение к людям, к предмету мысли, к ситуации разговора и к самому себе. Голосом можно выразить безразличие, восторг, удивление, уныние, упрек, сожаление, приказ, просьбу и другие чувства и эмоциональные состояния. Значение интонации голоса велико в работе актера, диктора, педагога, оратора.

Одним из средств выразительности речи, помогающим ее пониманию, является выбор слов и выражений. Удачно подобранные эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы и поговорки, «меткие» слова не только украшают речь, но часто и облегчают проникновение в сущность того, о чем говорят и пишут.

Восприятие и понимание речи тесно связано с ее содержательностью.

Содержательной будет та речь, которая несет слушателям большой объем ценных мыслей, пригодных к практической и теоретической деятельности.

Однако содержательность информации, передаваемой с помощью речи, зависит не только от подготовленности говорящего или пишущего, но и от подготовленности лиц, воспринимающих ее.

В одном случае информация воспринимается как очень содержательная, новая, в другом — та же самая информация воспринимается как малосодержательная, потому что слушатель или читатель не находят в ней для себя ничего нового.

Малосодержательной для воспринимающего будет и та информация, для восприятия и понимания которой у него нет основы в виде минимума знаний: чтобы лекция по высшей математике была воспринята и понята, слушатели должны знать элементарную математику.

Источник

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Смотреть что такое «ПОНИМАНИЕ РЕЧИ» в других словарях:

понимание речи — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN speech understanding … Справочник технического переводчика

понимание речи — активный процесс, результат сложной деятельности слушающего, а не пассивное следствие принимаемого речевого стимула. В дополнение к входному акустическому сигналу слушающий в процессе восприятия и интерпретации речи использует различные источники … Толковый переводоведческий словарь

Понимание речи — (receptive language). В контексте языкового развития ребенка этим термином обозначается репертуар слов и команд, которые ребенок понимает, даже если не способен произнести их сам … Психология развития. Словарь по книге

понимание речи в коммуникации — См. статью герменевтика … Учебный словарь стилистических терминов

Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу. В психолингвистике понимание трактуется преимущественно как результат смыслового восприятия речевого сообщения.… … Википедия

ПОНИМАНИЕ — универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему… … Философская энциклопедия

ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ — ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ две взаимосвязанные процедуры герменевтики. Понимание процедура проникновения в другое сознание посредством внешнего обозначения, которая составляет, наряду с интерпретацией, основную функцию герменевтики. Понимание… … Философская энциклопедия

понимание — 1) способность постичь смысл и значение чего либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое … Большая психологическая энциклопедия

ПОНИМАНИЕ — ПОНИМАНИЕ, понимания, ср. 1. только ед. Способность, умение проникнуть в смысл чего нибудь, усвоить, сознать его; состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего нибудь. Обладать пониманием чего нибудь. Утратить понимание чего… … Толковый словарь Ушакова

Понимание — выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи … Психологический словарь

Источник

Что такое понимание речи

Семинар « Формирование понимания речи у детей с СНР тяжелой степени»

1. Уровни становления понимания речи (практическая работа).

2. Приемы обучения игре неговорящего ребенка.

3. Игры по формированию пассивного номинативного словаря.

4. Игры по формированию пассивного предикативного словаря.

Нулевой: ребенок с сохранным слухом не воспринимает речь окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

Ситуативный уровень становления понимания речи: понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать некоторые части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный уровень: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем? и т.п.).

Предикативный уровень развития понимания речи: знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообразных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов (сущ. ед. и мн. числа, уменьшительно-ласкательной формы существительных).

При нулевом уровне становления понимания речи в первую очередь необходимо развивать у ребенка умение реагировать на свое имя, на слова и интонации запрещения, поощрения. Умение соотносить предмет и его название формируем вначале с использованием игрушек и реальных предметов в процессе предметно – манипулятивных действий.

Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют.

С чего начать работу? Больше играйте с детьми! Помощь ребенку в его умственном и речевом развитии — это огромный повседневный труд. Ведущая роль здесь принадлежит игре. Это особенно важно для детей, значительно отстающих в развитии. Игру с такими детьми следует рассматривать педагогами не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которая должна проводиться регулярно и направленно.

Содержание и приемы проведения игры согласуются с возрастом ребенка, его умственными и физическими возможностями. Одних детей приходится учить правильно использовать игрушки; других — можно приучать к достаточно сложным действиям, включающим развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

Если неговорящий ребенок не умеет играть, не умеет сосредоточить свое внимание на какой-либо игрушке, а хватается за все или, наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие (например, часами заводит волчок или сосредоточенно и многократно открывает и закрывает кран с водой), то такого ребенка необходимо учить играть.

Примеры обучения детей, не умеющих играть.

1. Куда упал шарик (мячик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая на столе от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.

2. Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждая ребенка, чтобы он ее поймал, как только она (он) выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за передвижением игрушки.

3. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно. Ребенок сидит на полу, разведя ноги в сторону. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч: «Держи». И предлагает вернуть мяч обратно: «Кати мне». Мяч прокатывается несколько раз.

4. Подражание движениям с речевым проговариванием взрослым. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает движения кистями рук: «Птички полетели». Предлагает ребенку сделать то же самое: «Покажи, как птички полетели».

Пассивный номинативный словарь. Детям предлагается запомнить названия их игрушек, частей тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос), предметов одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.), предметов туалета (мыло, зубная щетка, гребешок, полотенце), предметов домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка), отдельных предметов и явлений окружающей его жизни (солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет), названия животных, которых ребенок часто видит.

Игра «Покажи, где мама»
Цель : уточнение и расширение пассивного словаря.

Оборудование: семейные фотографии.

Ход игры: Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку.

– Покажи, где мама. Найди и покажи, где папа.

Игра «Румяные щёчки»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица и их назначение.

Ход игры: Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

– Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.

Игра «Прятки»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».

Оборудование: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко, др.

Ход игры: Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.

– Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри на полу (плюс жест).

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.

Задание. Соотнесение предметов с их назначением. Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку. Задайте вопросы: «Покажи, чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?»

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, рисует, несет, везет, подает).

Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди (папа, мама, братья, сестры и т.д.), но этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, варит, моет, шьет, подметает, гладит, рубит, пилит и т.д.), или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, гудит; самолет летит; телефон звонит; листья падают).

Выяснение объема глагольной лексики.

Разложите перед ребенком сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия.

Предоставьте ребенку возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

Положите перед ребенком две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и д

Игра «Выполняйте команды!»

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

Оборудование: игрушка (кукольный театр).

Ход игры: Взрослый выполняет движение с помощью игрушки, сопровождая его собственным показом, одновременно называя словом-действием. Иногда петрушка может ошибаться; в этом случае дети замечают ошибку, и петрушка исправляется. Далее проводится подвижная игра на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив детей.

– Давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите! Стойте! Поднимите руки вверх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс!

Давать инструкцию следует одним словом, так как дополнительные слова создают контекст и облегчают понимание слова. Но если дети не понимают команды, можно помочь им – показать нужное действие или дать команду в виде словосочетания: «пой песенку» вместо «пой» и т. д.

Понимание названий признаков предметов.

Предложите ребенку сравнить предметы в комнате и показать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? «Какой кубик больше? Какой меньше? «Где красный (желтый, синий) мячик?».

Игра «Большой или маленький?»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря детей – знакомство с понятиями «большой» и «маленький»; обучение детей соотнесению слов «большой» и «маленький» с величиной предметов; обучение использованию соответствующих жестов.

Оборудование: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.

Ход игры: При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты. При этом жест всегда сопровождается словом, его обозначающим. Покажите детям большой и маленький мячики.

– Посмотрите, вот мяч, и вот тоже мяч. Мячи одинаковые? Нет, мячи разные. Этот мяч большой! (педагог делает соответствующий жест), а этот мяч маленький (соответствующий жест). Какой этот мяч – покажите (педагог побуждает детей сделать жест). Правильно маленький. А этот мяч какой? Покажите! Большой мяч.

В речевом сопровождении игры педагог выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

Как только ребенок овладевает минимальным пассивным номинативным и предикативным словарем, начинаем работу по формированию понимания вопросов косвенных падежей (задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? кому? откуда? для кого?).

Затем проводится работа по дифференциации элементарных грамматических форм.

Задание. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».

Задание. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов: «Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка)».

Задание. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения: «Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку)».

Задание. Выполнение инструкции: «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошку, принеси кубик)».

Задание. Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе: «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

Педагогу на данном этапе работы рекомендуется говорить короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Все слова проговариваются с естественными интонациями, без скандирования слов по слогам.

После того как ребенок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам (ел, пил, вставал и т.д.), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.

Итак, помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов – фразами. Фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: взрослый подводит ребенка к раковине и говорит: «Будем мыть руки», в раздевалке говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т. п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми шоколадку», хотя ребенок находится далеко от кухни и холодильника (в домашних условиях).

Особое внимание необходимо уделять развитию понимания сначала одноступенчатых, затем двух- и трехступенчатых словесных инструкций.

Приложение 1. С ловарик рекомендуемых для запоминания слов по темам

Игрушки : мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

Одежда и обувь : шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета : мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Мебель : стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Предметы домашнего обихода : телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда : хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты : капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения : дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит : собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни : улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни : вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Собственные действия ребенка : идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди : читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия : [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др.

Названия некоторых ощущений и состояний : сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий : большой, маленький; много, мало.

Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи. Это скорее фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова.

Источник

Понимание речи

Очень часто от родных и близких маленького, ещё не говорящего, ребёнка можно услышать: «Он всё понимает, только пока не говорит». Так ли это?

Понимание речи у ребенка

Действительно, довольно часто в рамках определённой ситуации ребёнок действует адекватно: показывает нужный предмет или игрушку, совершает необходимое действие. Однако при более глубоком обследовании можно обнаружить пробелы в знаниях малыша, который часто путает значения многих слов, постоянно использующихся в обиходе. Например, он может смешивать значения слов на основе сходства функционального назначения (миска – тарелка), по внешнему сходству (майка – рубашка), на основе сходства части и целого (локоть – рука). Кроме этого, часто маленький неговорящий ребёнок одним и тем же словом может обозначать разные предметы или действия.

Конечно, если малыш не пользуется активной речью, непросто объективно оценить уровень понимания обращённой к нему речи. Однако следует иметь в виду: если к 3-м годам ребёнок не заговорил, то имеет место задержка речевого развития, при которой отставание затрагивает все стороны речи – не только активную (процесс говорения), но и пассивную (процесс понимания).

Таким образом, можно утверждать, что работа над пониманием речи неговорящими детьми 1,5 – 3 лет не просто желательна, а необходима.

Создание речевой среды

Развитие у ребёнка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Создание речевой среды включает в себя:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *