что такое полутон в музыке определение для детей
Полутон
Рис. 1. Основные и производные ступени на клавиатуре форепиано
Этот рисунок необходимо зрительно очень хорошо запомнить, так как это таблица умножения в музыке, при помощи которой вы всегда сможете вспомнить подзабытую информацию и восстановить её при помощи рассчетов на основе этой таблицы.
Для лучшего запоминания обратите внимание на то, что группа двух белых клавиш с чёрной клавишей между ними похожа на символ ^ или горы. Тогда октаву можно представить как две горы + три горы или так:
Вершины галочек (гор) – чёрные клавиши, а точки их оснований – белые. Для простоты можно сказать, что это 2 + 3. Есть ещё такой замечательный советский фильм «три плюс два». А у нас наоборот «два плюс три»
Из рисунка видно, что, например, до-диез и ре-бемоль – это одна и та же клавиша. Зачем одну и туже клавишу называть двумя разными названиями? Об этом будет рассказано позже при изучения понятия лада.
Двенадцать полутонов, которые делят октаву, показаны на рис. 2.
Рис. 2. Равномерно-темперированный строй с 12-ю полутонами
Основные ступени и интервалы между ними показаны на рис. 3.
Рис. 3. Основные ступени
На рис. 2 видно, что между ступенями ми и фа, си и до образуется полутон. Если посмотреть на рис. 3, то догадаться о том, что между этими ступенями находится полутон невозможно, потому что ноты располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Посмотрите теперь на гитару, баян, флейту. Вы можете показать на них основные ступени с такой же лёгкостью, как на клавиатуре фортепиано. Нет! Из этого следует то, что большая часть построений в равномерно-темперированном строе наиболее наглядно демонстрируются с использованием клавиатуры фортепиано. Отсюда следует вывод о том, что, если вы хотите уверенно использовать теорию музыки на практике, то необходимо уверенно знать и помнить построения на клавиатуре фортепиано.
В пространстве расстояние между объектами измеряется в сантиметрах, метрах и других величинах. В музыке расстояния между ступенями измеряется в полутонах. Полутон имеет значение 1/2 (0.5). Два полутона образуют тон, 1/2 + 1/2 = 1 или 2 * 1/2 = 1. Посмотрите на рис. 2. Расстояние между ступенями до и ре равно одному тону, между ми и соль – полтора тона, а между соль и до – два с половиной тона. Красным цветом на этом рисунке показана ломаная линия, каждый отрезок которой можно условно принять за полутон. Для определения расстояния между ступенями нужно посчитать количество отрезков ломаной линии между интересующими клавишами. Между клавишами до и ре два отрезка, значит между ними два полутона или один тон. Между клавиши ми и соль три отрезка или 3 * 1/2 = 1,5 тона и т.д. Данная ломаная линия поможет начинающим музыкантам не запутаться в расчётах. Чёрные клавиши короче, и явно не видно то, что у большинства белых клавиш соседними являются чёрные клавиши, а не белые, как может показаться, если смотреть на широкие части белых клавиш.
Зачем нужно уметь вычислять расстояния между ступенями? Существует несколько подходов к изучению музыки:
Первый подход во многом напоминает метод «тыка». Благодаря слуху можно найти гармоничные сочетания звуков и использовать их при игре на музыкальном инструменте. Без знания теории музыки можно даже стать виртуозным исполнителем. Однако отсутствие или пробелы в знании теории часто сильно ограничивает возможности человека в практике..
Второй подход часто используется учащимися, когда они пытаются не понять, а запомнить материал. Результат такого подхода один – теория музыки быстро становится непонятным и ненавистным предметом, так как запомнить всё невозможно.
Третий подход является наиболее эффективным, так как при его использовании требуется запомнить относительно небольшой объем информации, на основе которой можно производить большое количество различных построений. Мы же не старамся запомнить то, как производить математические операции над всеми возможными числами. Это просто невозможно сделать. Достаточно выучить таблицу умножения и запомнить правила действия и выполнений математических операций. Аналогичный подход используется и для выполнений построений в музыке.
Разработка урока «Тон и полутон» (1 класс)
Тон и полутон
Ася старательно играла по нотам песенку и все время прислушивалась, чтобы звуки получались певучие и не «кричали» Песенка была ей знакома. Она состояла всего из трех нот: ДО РЕ и МИ.
Нечаянно сбившись и рассердившись на себя, девочка сама не заметила, как резко нажала на клавиши.
И вдруг ДО и РЕ перестали звучать! Ася ничего не могла понять и страшно забеспокоилась: «Что-то случилось с моим инструментом! Ну что ж, попробую поиграть на других клавишах».
Тогда она сыграла так:
ФА — СОЛЬ — ЛЯ. «Вот здорово, на этих клавишах песенка получилась не хуже, чем раньше.Кот опять был веселый.».
Найди и исполни теперь от ноты фа песенку.
«Странно, почему так происходит?»- подумала Ася. Надо у Сольмины спросить про эти странные превращения кота. То он грустный маленький и робкий, а то он беззаботный, веселый и важный! Только три ноты, а какая разница Стоило ей подумать про фею, как та сразу появилась.
«Ну вот ты сама и услышала, как может измениться характер у твоего кота. А знаешь кто так меняет настроение в музыке? Сейчас ты их увидишь»
Фея провела палочкой по клавишам и вдруг на клавишах появились вот такие человечки.
-«Ты совершенно права Ася»- ответила Фея «Посмотри, на клавиши. Видишь, расстояние между всеми белыми клавишами одинаковое и между черными, тоже одинаковое. А вот на слух, ты сразу услышишь, что где-то они ближе, а где-то дальше друг от друга. Вот это расстояние между звуками и называется Тон или Полутон.
А теперь попробуй повторить и запомнить:
Между двух соседних клавиш расстояние — полутон.
Два соседних полутона вместе составляют тон.
Тон Полутон Тон Полутон
-«Я поняла клавиши МИ и ФА Между ними нет черной клавиши! И между СИ и ДО тоже черной клавиши нет, значит это владения Полутона.
-«Молодец!, ты все правильно поняла!»
Попробуй теперь сама найти на клавиатуре Тон и Полутон
Волшебные клавиши
Тон и Полутон
Здравствуйте, дорогие любители клавиш! Сегодня наше внимание направлено на — Тон и Полутон. Давайте с ними познакомимся! И узнаем, зачем нам они нужны? А без них никак?
Тон и Полутон — это музыкальные интервалы. Самое маленькое расстояние между двумя клавишами (черные, белые) — это ПОЛУТОН.
Сразу наглядный пример на клавишах:
Если нажать ноту ДО и посмотреть, какая нота будет ближе всего справа, то мы увидим, что это черная нота между ДО и РЕ. ( Название этой и других таинственной черных нот смотрите в статье — Диез, бемоль, бекар)
И расстояние между До и близлежащей черной нотой — это ПОЛУТОН.
Теперь определим полутон от ноты Ре. Нажмите ноту Ре и черную клавишу, которая ближе всех к ноте Ре справа. Это тоже Полутон.
А Тон — это два Полутона. (Полутон + Полутон)
Значит от ноты ДО Тон это — интервал от ДО до РЕ (белые клавиши).
До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си — образуют Тон.
Но, обратите внимание, что не между всеми белыми клавишами есть посередине черная.
Это Ми-Фа и Си-До. Между этими клавишами черных нет. Они составляют интервал — Полутон.
Забегая вперед отвечу на вопрос, который у вас может возникнуть… а зачем нужно знать Тон и Полутон?
Нужно знать! Поверьте! Чтобы понять следующие темы — Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и Построение аккордов.
На этом рисунке красные стрелки — это Тон, синяя — Полутон.
Вопрос к вам — можете ли вы различить теперь Тон и Полутон? Если возникли трудности, задавайте вопросы в комментариях.
Тон и полутон. Знаки альтерации
В музыкальной грамоте используются следующие понятия: тон и полутон, а также знаки альтерации. Эти понятия взаимосвязаны.
В данной статье я постараюсь простым языком изложить, что означают эти понятия и как их применяют на практике. Начнем с полутона и тона.
ТОН И ПОЛУТОН
Полутон – это наименьшее расстояние между двумя ближайшими по высоте звучания нотами в современной музыкальной системе. Тон, соответственно, это расстояние между звуками, которое слагается из двух полутонов.
Для наглядности давайте взглянем на клавиатуру пианино, то расстояние между двумя ближайшими клавишами будет составлять полтона.
Расстояние от ноты до до до диез (она же ре бемоль) – составляет полтона. От до диез (она же ре бемоль) до ноты ре – тоже полтона. Соответственно, от ноты до до ноты ре – будет один тон. Кстати, обратите особое внимание на то, что расстояние от ноты ми до ноты фа – полтона, т.к. между этими белыми клавишами нет черной. Такая же история относится к расстоянию между нотами си и до – расстояние между ними всего полтона, потому что между ними нет черной клавиши. Вспомните определение: расстояние между двумя ближайшими клавишами на фортепиано составляет полтона.
Теперь обратимся к гитаре. Расстояние между двумя ближайшими ладами на грифе гитары составляет полтона.
К примеру, возьмем первую струну МИ. Если мы зажмем струну ми на первом ладу – у нас получится нота фа, на втором ладу – фа диез, на третьем ладу – соль, на четвертом – соль диез и т.д. Аналогично со всеми остальными струнами.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
Теперь несколько слов о знаках альтерации. Существует шесть знаков альтерации:
На нотном письме знаки диез и бемоль изображаются следующим образом:
Функция диеза (#) заключается в том, что он обозначает повышение ноты на полтона.
Функция бемоля (b) заключается в понижении звучания ноты на полтона.
Помимо диеза и бемоля существует знак бекар:
Бекар отменяет значение диеза и бемоля, а также дубль диеза и дубль бемоля.
Дубль диез, дубль бемоль и дубль бекар встречаются в нотах значительно реже диеза, бемоля и бекара.
Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса : 90 минут!
Правила по сольфеджио за 1 класс
ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС.
КЛАВИАТУРА – это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.
РЕГИСТР – это группа звуков, объединённых общим характером звучания. Всего 3 регистра: нижний, средний, верхний (высокий).
НОТА – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
НОТОНОСЕЦ (нотный стан) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы
пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в
среднем и высоком регистрах. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.
РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ (ноты I октавы):
До – на нижней добавочной линейке нотоносца.
Ре – под первой линейкой.
Ми – на первой линейке.
Фа – между 1 и 2 линейками.
Соль – на 2 линейке.
Ля – между 2 и 3 линейками.
ДЛИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.
Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки); считается 1и 2и 3и 4и
Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой); считается 1и 2и
В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка); считается 1и
В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)
Палочки которые ставятся у нот называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.
ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:
Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.
Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.
Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»
Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»
ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).
Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».
В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI, VII ступени – неустойчивые.
МАЖОР И МИНОР – это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.
МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон).
ПОЛУТОН (0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.
ЦЕЛЫЙ ТОН (1т) – составляют два полутона.
ЗВУКОРЯД – это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.
Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков).
Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой: До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например: До мажор).
ТОНИКА – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.
ВВОДНЫЕ ЗВУКИ – это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.
УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это I, III и V ступени.
НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I.
СИЛЬНАЯ ДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).
СЛАБАЯ ДОЛЯ – это нота, не имеющая акцента (ударения).
ТАКТ – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.
РАЗМЕР – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного или басового ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли.
каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная,
остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и
ЗАТАКТ – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.
АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.
ДИЕЗ – повышает звук на полтона.
БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона.
БЕКАР – отменяет диез и бемоль.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального произведения.
НЕКЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся перед нотой и действуют только на протяжении одного такта.
ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.
СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.
РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.
РЕПРИЗА – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения
БАСОВЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты фа) – это знак, показывающий, что нота фа
малой октавы пишется на 4 линейке нотоносца. Басовый ключ указывает,
что музыка будет звучать в нижнем регистре.
МЕТР – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
РИТМ (с греческого «течение») – это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности.
ТЕМП. Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:
Fortissimo – ƒƒ – очень громко
Mezzo forte – mf – средне громко
Pianissimo – pp – очень тихо.
Mezzo piano – mp – средне тихо
Crescendo – усиливая звук. Diminuendo – ослабляя звук.