что такое полонез и этюд

Полонез. Фредерик Шопен и искусство танца

ПОЛОНЕЗ. ФРЕДЕРИК ШОПЕН И ИСКУССТВО ТАНЦА

Полонез – торжественный танец-шествие. Его называют королём маршей за подчёркнутую грациозность и торжественность. Историки утверждают, что полонез попал в Париж ещё в XVI в. Французский принц Генрих Валуа в 1573 г. был приглашён на польский престол, однако через несколько месяцев вернулся на родину, чтобы стать королём Франции. На его коронации, в 1574 г. и был исполнен танец-шествие под названием полонез (франц. Polonaise – польский).

Именно полонезом обычно открывались балы в Российской империи (он также носил название «польский»). Изначально в Польше он был свадебным танцем (с него начинались и им заканчивались свадьбы польской знати) и лишь со временем благодаря своей величественности стал дворцовым танцем, танцем-открытием балов. Французские хореографы и церемониймейстеры привнесли в него элементы куранты и менуэта, наполнили изысканными элементами.

Именно полонез стал первым танцем, который научился танцевать Петр I. И это первый европейский танец, который стал бытовать на Руси. Этот танец особенно любили русские офицеры. Мужские наряды были не менее богаты и изысканы, нежели женские: золочёная парча, венецианский бархат, атлас, пушистые соболя, сабли с золотой насечкой, блестящие драгоценности, инкрустированная арабесками бирюза, кроваво-красная или золотистая обувь. При Екатерине II балы открывал менуэт, а полонез наряду с контрдансом был представлен в середине бала. В XIX столетии, начиная с эпохи правления Павла I, полонез вытеснил менуэт как танец-открытие балов.

Ференц Лист так характеризовал полонез: «Он абсолютно лишён быстрых движений, подлинных па в хореографическом смысле слова, трудных и единообразных поз; он создан скорее в целях дать образ кичливости, чем обольщения, он имел своим назначением отметить мужчину, выставить напоказ его красоту, его щегольской вид, его воинственную и вместе с тем учтивую осанку… Длинной змеёй с отливающими всеми цветами кольцами весёлая толпа, скользя по паркету, то вытягивалась во всю длину, то свёртывалась, играя в своих извивах разнообразнейшими цветами; глухо звенели золотые цепочки, волочащиеся по полу сабли, шуршали великолепные шелка, вышитые жемчугом, сияющие алмазами, украшенные бантами и лентами. Издали доносился весёлый говор, подобный шуму вод этого пламенеющего потока… Что он выражает? – Нечто патетически праздничное в связи рыцарственной и тонкой вежливостью. Никогда не носившим этой блестящей и пышной одежды трудно было бы усвоить манеру держать себя, медленно склоняться, вдруг выпрямляться, усвоить все тонкости немой пантомимы, обычной у их предков, пока они во время полонеза проходили вереницей, как на военном параде, не оставляя никогда праздными руки, то покручивая ими свои длинные усы, то играя эфесом сабли. Усы и сабля были неотъемлемой частью их убора, предметом гордости для всех без различия возрастов, будь усы белокуры или седы, а сабля девственно чиста и богата возможностями или зазубрена и покрыта кровью в битвах. Нередко рубины, гиацинты, сапфиры сверкали на оружии, подвешенном к поясу из кашемира, шёлка, расшитого золотом или серебром; пояс, замыкавшийся пряжкой с изображением Богородицы, короля или национального герба… Кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые он заставлял проделывать; в границах одного зала они могли рисовать изящные арабески и даже вензеля. Он показывал своё искусство, оправдывая взятую на себя роль, придумывал фигуры тесные, сложные, запутанные, однако выполнял их так точно и уверенно, что живая лента, на все лады извиваясь, никогда не разрывалась на скрещениях и не происходило никакого замешательства или толкотни. Дамам же и остальным кавалерам, которым надлежало следовать данным указаниям, никоим образом не разрешалось вяло волочиться по паркету. Поступь требовалась ритмичная, мерная, плавная; она должна была придавать всему кортежу гармоничное равновесие. Нельзя было двигаться торопливо, внезапно менять место, казаться утомлённым. Скользили подобно лебедям, плывущим по течению, гибкие тела которых как бы вздымались и опускались невидимыми волнами. Кавалер предлагал своей даме то одну руку, то другую, то едва касаясь кончиков её пальцев, то крепко держа их в своей ладони; он переходил, не оставляя её, то по левую её руку, то по правую, и все эти движения, подхватываемые каждой парой, легкой дрожью пробегали по всему телу гигантского змея. В эти минуты прекращались разговоры, слышен был только стук каблуков, отбивавших такт, шелест шёлка, звук ожерелий, подобный звону чуть затронутых маленьких колокольчиков. Затем все прерванные звучания возобновлялись, раздавались лёгкие и тяжёлые шаги, браслеты задевали кольца, веера слегка касались цветов, вновь начинался смех, а звуки музыки покрывали все перешёптывания… Полонез вовсе не был банальной и бессмысленной прогулкой; он был дефилированием, во время которого всё общество приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения».

Несмотря на кажущуюся простоту движений ни один придворный танец не был исполнен такого глубокого смысла и не требовал от кавалеров и дам такой утончённости манер и строгой осанки, как полонез. В полонезе XIX века первая пара задавала фигуры, которые должны были повторять остальные. Так длилось несколько кругов (а танец мог продолжаться более 20 минут), затем происходила смена партнеров. При этом право выбора предоставлялось именно даме (белый танец). Смена танцующих в первой паре вела к постоянным вариациям танцевальных фигур. Полонез в Российской империи XIX столетия стал церемониальным танцем и служил торжественно-величественной увертюрой бала. Именно Петербургский Двор задавал тогда моду всей Европе в организации и проведении балов.

Знаменитый французский поэт и прозаик Теофиль Готье («Путешествие в Россию», Voyage en Russie, 1867) был поражён пышностью и великолепием торжественных русских танцевальных церемоний: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный особый колорит. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме и процессия начинается. Её ведёт император, дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать честь. За императорской семьёй шли офицеры высшего состава армии и охраны дворца, высшие должностные лица, каждый из которых подавал руку даме. Процессия продвигается, и к ней присоединяются новые пары,– какой-нибудь господин отделяется от ряда зрителей, подаёт руку даме, стоящей напротив, и новая пара пускается в путь, замедляя или убыстряя шаги, в ногу с теми, кто идёт впереди. Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнём тысячи глаз, с такой лёгкостью становящихся ироничными: здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движениях, самая лёгкая неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт. Военная выправка спасает многих, но какая трудность для дам! Однако большинство превосходно выходят из положения, и о многих из них можно сказать: «Et vera incessu patuit dea» (Слова римского поэта Вергилия: «Богиню видно по походке»). Женщины шествуют под перьями, цветами, бриллиантами, скромно опустив глаза или блуждая ими с видом совершенной невинности, лёгким движением тела или пристукиванием каблука управляя волнами шёлка и кружев своих платьев, обмахиваясь веерами так же непринужденно, как если бы они прогуливались в одиночестве по аллее парка. Пройти с благородством, изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас смотрят! Даже большим актрисам не всегда это удавалось!»

Музыка танца играла в творчестве Фредерика Шопена огромную, если не центральную роль. Первыми он создал полонезы, последними – мазурки. Что интересно, в Российской империи в XIX веке балы открывались именно полонезами, а завершались мазурками.

1. Op. 3 C-dur, до мажор [В.41/52] (1833) / Париж
2. Op. 22 Es-dur, ми-бемоль мажор [B.58/88], Большой блестящий полонез (1830-1832) / Париж
3. Op. 26 № 1 cis-moll, до-диез минор [B.90/1] (1833-1835) / Париж
4. Op. 26 № 2 es-moll, ми-бемоль минор [В.90/2] (1833-1835) / Париж
5. Op. 40 № 1 A-dur, ля мажор [В.120] (1838) / Париж
6. Op. 40 № 2 c-moll, до минор [В.121] (1836-1839) / Париж
7. Op. 44 fis-moll, фа-диез минор [В.135] (1840-1841) / Париж
8. Op. 53 As-dur, ля-бемоль мажор, Героический [В.147] (1842) / Париж
9. Op. 61 As-dur, ля-бемоль мажор, «Полонез-фантазия» [В.159] (1845-1846) / Париж

10. Op. posth. 71 d-moll, ре минор [В.11] (1825) / Варшава
11. Op. posth. 71 B-dur, си-бемоль мажор [В.24] (1828) / Варшава
12. Op. posth. 71 f-moll, фа минор [В.30] (1828) / Варшава
13. KK IIa No. 1 g-moll, соль минор [В.1] (1817) / Варшава
14. KK Iva. B-dur, си-бемоль мажор [B.3] (1817) / Варшава
15. KK Iva. As-dur, ля-бемоль мажор [B.5] (1821) / Варшава
16. KK Iva. gis-moll, соль-диез минор [B.6] (1824) / Варшава
17. KK Iva. b-moll, си-бемоль минор [B.13] (1826) / Варшава
18. KK Iva. Ges-dur, соль-бемоль мажор [B.36] (1829) / Варшава

При жизни Шопена не были изданы девять его варшавских полонеза (#10-18). Полонезы 1817-1821 гг. (#13-15) написаны в детском возрасте (7-11 лет) как чисто танцевальные, в подражательной манере (Кароль Курпиньский, Михал Огинский).

В юношеских полонезах (#10-12, 16-18) прослеживается более насыщенный орнамент танцевальной мелодии с налётом сентиментальности. В варшавских полонезах (#10-12) Op. 71 и в полонезе Ges-dur видна виртуозность вошедшего в моду стиля brillant.

Полонезы этого периода уже используют танцевальную основу для построения более сложных инструментальных миниатюр: лирических и героических.

Два как бы перетекающих друг в друга полонеза (#3-4) Op. 26 сам Шопен называл меланхолическими (polonaises melancoliques). Их вполне можно отнести к инструментальным романсам. Полонезы #5-6 (Op. 40) носят характер триумфальный и трагический. Это т.н. героические полонезы, овеянные духом рыцарской доблести. Здесь ритмический рисунок доминирует над мелодическим.

Следующие три полонеза (#7-9) получили название поэм – фортепианных и танцевальных. В полонезе фа-диез минор (Op. 44) центральную часть занимает мазурка, а две крайние принадлежат полонезу. Ференц Лист воспринимал его как сновидения в стиле Байрона. Монументальный Героический полонез (Op. 53) считается вершиной полонезов Шопена и даже самым совершенным произведением в истории этого жанра. Полонез-фантазия (Op. 61), наполненная поэтическим духом романтизма, напоминает сонату, которая путем инкрустации полонезом превращена в фантазию.

Помимо этих семи фортепианных полонезов к парижскому периоду относятся и два полонеза, в которых фортепиано – лишь один из инструментов. Полонез до мажор (Op. 3) написан для фортепиано и виолончели, а Большой блестящий полонез (Op. 22) – для фортепиано с оркестром.

В инструментальной музыке полонез ещё до Шопена нередко встречался в классических произведениях. В каталоге С.Бурхардта (1976) значатся несколько сотен полонезов, сочинённых до Шопена. Среди них произведения И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Г.Ф.Телемана В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, К.М.Вебера, Ф.Шуберта. В польской музыке он был представлен в творчестве Ю.Стефани, Ю.Дамсе, Ю.Эльснера, К.Курпиньского, Ю.Дещиньского, Ф.Островского, М.Огинского, М.Шимановской.

Вот что писал Ференц Лист о полонезах Шопена («Шопен», 1851): «Его полонезы, исполняемые в силу их трудности реже, чем они того заслуживают, принадлежат к прекраснейшим его вдохновениям. Они нисколько не напоминают жеманные и подгримированные а la Помпадур полонезы, разыгрываемые бальными оркестрами, исполняемые концертными виртуозами,– избитый репертуар манерной и безвкусной салонной музыки. Энергические ритмы полонезов Шопена заставляют трепетать и электризуют самых бесчувственных и безучастных. Здесь собраны наиболее благородные, исконные чувства древней Польши. Большая часть полонезов носит воинственный характер, в них храбрость и доблесть сочетаются с простотой – отличительная черта достоинств этой воинственной нации. Они дышат спокойной, сознательной силой, чувством твёрдой решимости, которая, как говорят, была достоянием знатных людей польской старины. Перед нашим умственным взором в полонезах как бы встают образы древних поляков, какими рисуют их летописи: крепкого сложения, ясного ума, глубокого и трогательного, хотя и рассудительного благочестия, необузданной храбрости, в сочетании с рыцарством, не покидавшим сынов Польши ни на поле сражения, ни накануне, ни на следующий день после – битвы… Бесспорно, превосходство Шопена сказалось в том, что он последовательно охватил все виды, какие могла принимать эта тема, заставил её бить сверкающим ключом, насытил её пафосом. Фазы, пройденные его собственными чувствами, подсказали это многообразие точек зрения. Можно проследить их трансформации, его склонность к печали в серии произведений этого рода и изумляться плодовитости его творческого духа даже в случаях, когда плоды его были лишены лучших черт вдохновения. Не всегда его внимание привлекала совокупность картин, рисуемых его воображением или памятью: не раз, созерцая блестящую толпу, плавно шествующую мимо, он увлекался какой-либо одинокой фигурой, завороженный её взглядом, стараясь разгадать её тайну, и пел только для неё одной».

Источник

Что такое полонез и этюд

Создание поэзии под воздействием музыки

1.Музыка Ф.Шопена в стихах

Многие поэты создавали свои стихи под воздействием музыки, благодаря творчеству русских и зарубежных композиторов.

Наш урок посвящён поэзии, связанной с музыкальным творчеством

что такое полонез и этюд. Смотреть фото что такое полонез и этюд. Смотреть картинку что такое полонез и этюд. Картинка про что такое полонез и этюд. Фото что такое полонез и этюд

Фриде рика Шопена (1810—1849), и музыке, в которой воплощена

его горячая любовь к родине, его гордая душа и его понима­ ние красоты.

Польский композитор Фридерик Шопен был прекрасным пианистом. О нём говорили, что «клавиши под его пальцами начинают петь». Ноктюрны и прелюдии, вальсы и мазурки, полонезы и баллады – вот далеко не полный перечень жанров, в которых композитор оставил свой яркий след.

Шопен писал музыку только для фортепиано, но этот инструмент, благодаря Фридерику Шопену зазвучал как симфонический оркестр. Известно, что Шопен написал всего лишь два произведения, где звучал симфонический оркестр – это два концерта для фортепиано с оркестром.

Судьба распорядилась так, что он жил и творил на чужбине. Шопен покоится вдали от родины, в Париже.

что такое полонез и этюд. Смотреть фото что такое полонез и этюд. Смотреть картинку что такое полонез и этюд. Картинка про что такое полонез и этюд. Фото что такое полонез и этюд

Музей Шопена в Варшаве

Сердце Шопена согласно его

последней воле, захоронено в Варшаве. Но творчество Шопена принадлежит всем народам Земли.

Прочитай стихотворение Л.Озерова «Вальс».

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Ещё звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву.

Как весть о том. что я живу

С природою в родстве.

что такое полонез и этюд. Смотреть фото что такое полонез и этюд. Смотреть картинку что такое полонез и этюд. Картинка про что такое полонез и этюд. Фото что такое полонез и этюд

Творчество Шопена как композитора теснейшим образом связано с его исполнительским творчеством. Будучи прекрас­ ным пианистом, Шопен явился новатором в создании
лири­ ческих фортепианных миниатюр — в искусстве немногослов­ ного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства,
не всегда поддающиеся слову.

Именно Шопен утвердил пре­ людию как самостоятельный вид творчества.

Прочитай лирическое стихотворение А.Граши «Горсть Земли».

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт.

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах

Как ты думаешь, почему композитор Ф.Шопен назван в стихотворении «Горсть земли» поэтом?

3. Революционный этюд Шопена

Шопен открыл новое направление в развитии жанра этюда , никогда не отделяя тех ническую сторону исполнения от художественной.

Содержа­ тельность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шо­пена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Сам факт появления этюда с такой тематикой еще одно свидетельство подчиненности технической задачи художественной.
Все ми­ ниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как не посредственный отклик на события, происходившие
в стране. Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема — аккорды с их пунктир­ ным (острым) ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымаю­ щиеся и стремительно падающие пассажи (технические исполнительские) приёмы в левой.

Этот этюд не оставляет равнодушными людей и в наше время. «Революционный этюд» включают в свою танцевальную программу

что такое полонез и этюд. Смотреть фото что такое полонез и этюд. Смотреть картинку что такое полонез и этюд. Картинка про что такое полонез и этюд. Фото что такое полонез и этюд

фигуристы всего мира.

1. Как воспринимается
заключительный мажорный аккорд на
фоне общего минорного звучания этюда?

2. Какой смысл композитор вкладывает в этот контраст, подобный ослепитель­ ной вспышке света?

4. Особенности фортепианной музыки Ф.Шопена

Обрати внимание, его мелодия звучит, как пламенная речь оратора, аккордовый склад мелодии(одновременное звучание всех голосов), упругий ритм наполняют эту музыку решимостью и волей, мажорный лад придаёт ощущение праздничности.

В фортепианной музыки Шопена естественно сплетаются различные типы мелодических интонаций: одни – мягкие и плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие – декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь – то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи – подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструментальными.

что такое полонез и этюд. Смотреть фото что такое полонез и этюд. Смотреть картинку что такое полонез и этюд. Картинка про что такое полонез и этюд. Фото что такое полонез и этюд

Выбери слова, характеризующие образный строй и настроение музыки.

На музыку Ф.Шопена, которая написана для фортепиано, поставлен балет «Шопениана» в исполнении симфонического оркестра.

Вальс Шопена из сюиты «Шопениана»

Прочитай ещё раз стихотворения: «Горсть земли» и «Вальс», но уже под музыку Ф.Шопена.

Представь себя режиссером музыкально-литературной композиции, в основе которой – стихотворения «Горсть земли» и «Вальс».

Какими фрагментами музыки Ф.Шопена можно озвучить эту композицию?

Обрати внимание, насколько контрастны эти поэтические и музыкальные образы.

1.Какими фрагментами музыки Ф.Шопена ты озвучил литературную композицию?

2. Напиши, какие ты знаешь жанры фортепианной музыки.

Прочитай стихи о музыке и музыкантах, которые написаны благодаря музыки.

Для этого по ссылке зайди на мой БЛОГ «Искусство».

Каким композиторам посвящены эти стихи?

7. Музыкальная Викторина

Откроется Анкета, в которой ты напишешь свои ответы на задания музыкальной викторины.

В конце задания не забудь нажать окошечко ГОТОВО.

Источник

Полонез

что такое полонез и этюд. Смотреть фото что такое полонез и этюд. Смотреть картинку что такое полонез и этюд. Картинка про что такое полонез и этюд. Фото что такое полонез и этюд

что такое полонез и этюд. Смотреть фото что такое полонез и этюд. Смотреть картинку что такое полонез и этюд. Картинка про что такое полонез и этюд. Фото что такое полонез и этюд

Содержание

Происхождение

Возникший в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony ) сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.

Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.

Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI—XVII веках девушки танцевали ходзоный в венках. Идя одна за другой, девушки тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или вдовами.

Региональные варианты

Ходзоный в каждой местности Польши имел свои отличительные черты.

Краковский вариант

В краковском или малопольском варианте ходзоный исполнялся несколько напряжённым шагом, с «голубцами» — особыми задержками в танце, напоминающими церемониальный шаг. При этом танцующие в паре не держались за руки. Другой особенностью краковского полонеза было то, что партнёр, вооружённый саблей, как бы «расчищал» ею дорогу своей даме.

Куявский вариант

В Куявии шаг полонеза был более мягким и скользящим, а темп исполнения — более медленным. Партнёр и партнёрша держались за два конца платка, затем, не отпуская его, проходили под ним. После этого партнёр отпускал платок, а партнёрша перекладывала последний в свободную руку и плавно проводила им по воздуху. Во время исполнения допускались импровизации.

Шлёнский вариант

В Шлёнске (Силезии) ходзоный танцевали медленно и строго. Здесь он походил на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.

Название

Народный полонез был известен под разными названиями, в основном отражающими его торжественный, праздничный характер, неспешность и плавность движений. Эти названия можно условно разделить на следующие группы:

До сих пор в Польше танцуют свадебный полонез с кружками пива или со свечами, а то и с факелами.

Часто полонез называли также «польским танцем» (польск. taniec polski ) или просто «польским».

Распространение

В конце XV — начале XVI веков ходзоный начал распространяться и в среде мелкой шляхты. Однако в замки магнатов полонез проник только к концу в XVI века, где превратился в пышный дворцовый танец.

В 1573 году польским королём был избран Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III). Вероятно, к этому времени относится и первое знакомство Западной Европы с полонезом. Французские балетмейстеры несколько переработали ходзоный, приспособив для придворных торжеств, в результате чего при дворе польских королей он стал элементом придворного церемониала, своеобразным парадом шляхты перед монархом.

В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и замысловатым, стал танцем привилегированных классов.

Полонез в России

В России полонез был известен еще в допетровское время, однако само слово «полонез» в русскоязычной литературе до начала XIX века не встречается. В России этот танец получил имя «польский», под каковым и существовал.

Именно польский был первым европейским танцем, бытующим в боярской Руси. О «степенных польских танцах» при дворе Алексея Михайловича (1650—1670 гг.) сообщал Я. Штелин. Он же стал первым танцем, какому научился Петр I в немецкой слободе. Одно из наиболее ранних упоминаний о танцах в русcкой среде — это польский в исполнении членов Великого посольства 29 июля 1697 г, из описания приема в Коппенбрюгге у курфюрстины Бранденбургской.

Отмечается, что русский вариант польского отличался от общеевропейского в плане усиления сдержанности, степенности, которая более соответствовала «длинным в ту пору одеждам русских». Оригинальная трактовка польского вероятно сохранялась в 20-х гг., так что некоторые иностранцы бывшие в 1720-х гг. при русском дворе, со сравнительно простым «польским никак не могут совладать.»

Особую разновидность польского танца составлял церемониальный свадебный танец петровского времени, сочетающий поклоны, степенное шествие пар, и собственно танец. С него начинались и им заканчивались дворянские свадьбы. Первое из обнаруженных сообщений такого рода о свадьбе в Москве 29 января 1710 г. Далее следуют сообщения о свадьбах П. Мусина-Пушкина, Матюшкина, Шумахера, Ю. Ю. Трубецкого и др.

Наиболее полное описание церемониальных танцев — первого и прощального дает Ф. В. Берхгольц: «Дамы, как и в английских танцах становятся по одну, а кавалеры по другую сторону; музыканты играют род погребального марша, в продолжении которого кавалер и дама первой пары сперва кланяются (делают реверансы) своим соседям и друг другу, потом… делают круг влево и становятся опять на свое место. Такта они не соблюдают при том никакого, а только… ходят и отвешивают зрителям поклоны. Прочие пары, одна за другою делают тоже самое. Но когда эти туры заканчиваются, начинают играть польский, и тогда уже все танцуют как следует, и тем кончают». И таких танцев бывало по шесть подряд. Прощальный танец несколько отличается там, что танцуют его «во-первых, не три, а пять пар; во-вторых, что маршал со своим жезлом танцует впереди и все должны следовать за ним, и, наконец, в-третьих, тем, что польский начинается тотчас же. Во время этого танца все шаферы держат в руках восковые свечи, с которыми обыкновенно провожают танцующих в спальню невесты…»

Церемониальные танцы предполагали особый порядок танцующих. Обычно они открывались тремя парами: маршалом с невестою и двумя старшими шаферами с посаженной матерью и сестрой невесты. За первым танцем следовал цикл регламентированных чередований.

Церемониальные танцы не являются исключительно русским явлением. То же наблюдается на свадебных торжествах иностранцев. Например, в 1723 г. в Ревеле, где ритуал несколько отличается от русского, но в основе — то же польский танец. В Москве церемониальные танцы отмечаются в 1722 г. 1 марта и 7 апреля. О подобных танцах после середины 1720-х гг. информации не имеется.

Польский танец существовал, разумеется, не только в пределах сугубо свадебных ритуалов. На балах, маскарадах, ассамблеях Петербурга петровского времени этому танцу уделялось немало места: на вечере у гр. Г. И. Головкина, на праздновании мира со Швецией, на дне рождения Елизаветы Петровны и др.

В послепетровские времена значение польского несколько снижается. Польский вытесняется менуэтом, хотя его значение и не угасает совсем. Польский отмечен в 1740-е на балу в честь принцессы Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины II), а также год спустя в день ее свадьбы. Последний бал примечателен тем, что продолжался не более часа и танцевали на нем «только полонезы» (здесь неточность переводчика, правильно — «польский»). 1760-е довольно часто на балах и маскарадах, в том числе и такие виды, как «польский в четыре пары с шеном» (то есть, цепью).

С середины правления Екатерины II, популярность польского увеличивается. Он получает повсеместное распространение. Здесь и собрания «малого Эрмитажа» в Зимнем дворце, парадные придворные балы и небольшие балы в своем обществе и мн. др.

В зависимости от ситуации в польском принимали участие различное число танцующих. В церемониальном танце, например, по три пары в начале свадьбы и по пять в конце. Танцы в три пары характерны и для не ритуального польского. Но это было необязательно уже в Петровские времена. И в случаях, когда балы происходили в просторных залах число танцующих доходило до 12 пар, а в более поздние времена и больше, причем любого возраста и звания. Так в Туле в 1796 г. на дворянском балу начался большой польский танец, в котором все почти до единого из бывших тогда в редуте восприяли участие».

Приверженность молодых людей польскому объясняется вероятно тем, что этот танец предоставлял возможность легко вести любовную интригу, то есть увеличивал прелесть общения, способствовал сближению, затрудненному вне рамок светского бала.

По замечанию И. М. Дологорукова этим отличался особенно «круглый польский, который, кажется, был выдуман для интриг: он продолжался по нескольку часов, все в свою очередь, отделав, по условию фигуру, стояли на своих местах, и каждая пара о чем-нибудь перебивала; разумеется, что разговоры такие были не философские: тут скромная и благородная любовь искала торжества чувствительного и нежного». И действительно польский порой использовался как возможность приватного и благопристойного общения полов.

«Золотым веком» польского в России являются 90-е гг. XVIII века, связанные с успехами завоевательной политики правительства и следующими за этими событиями пышными празднествами, атмосферу которых отразил в своем творчестве с особой помпезностью О. А. Козловский. Его знаменитый польский на текст Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся!» был одно время официальным русским гимном. Он сочинен в 1791 г. для праздника даваемого светлейшим князем Г. А. Потемкиным в Таврическом дворце в честь взятия Измаила и замирения с Турцией.

Были популярны и неоднократно издавались в России польские Михаила Огиньского, сначала графа, а после его приезда в Петербург в начала XIX века, князя и сенатора. «Кто же не знает полонеза Огинского?» — справедливо замечает Фаддей Булгарин. К середине XIX в. польский откровенно устаревает и вытесняется новыми танцами. Впрочем, его жизнь в России не исчерпывается XVIII и выходит далеко за рамки столетия.

Полонез в музыке

Музыкальная форма полонеза получила широкое распространение. Образцы полонеза встречаются в сюитах и партитах И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, в произведениях В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Шуберта; широкое развитие этот музыкальный жанр получил в творчестве Ф. Шопена. Полонезы писали М. К. Огинский (им, в частности, создан один из самых известных полонезов — «Прощание с Родиной»), О. А. Козловский, К. Курпинский, Г. Венявский, З. Носковский, Л. Ружицкий и др. В опере полонез использован М. И. Глинкой («Жизнь за царя»), Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским («Евгений Онегин»), М. П. Мусоргским («Борис Годунов») и др.

Известны многочисленные торжественные инструментально-хоровые композиции-полонезы. Большое количество полонезов на стихи Г. Р. Державина было написано О. А. Козловским, в том числе знаменитый полонез «Гром победы, раздавайся».

В Польше полонез получил распространение и в духовной музыке. Многие популярные польские колядки, исполняемые в костёлах на Рождество, имеют форму полонеза, например: «В яслях лежит» (польск. «W żłobie leży» ), «Ныне в Вифлееме» (польск. «Dzisaj w Betlejem» ), «Рождается Бог» (польск. «Bóg się rodzi» ). Среди музыковедов встречается мнение, что религиозные тексты этих колядок были положены на музыку существовавших задолго до того народных танцев.

Шаги полонеза

Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа.

При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *