что такое полногласие и неполногласие
Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке
Знать современный русский язык досконально невозможно, если пренебрегать изучением его истории. Есть лингвистические конструкции, которые сейчас кажутся нам привычными или, напротив, выходят из активного словарного состава языка, и есть примеры таких необъяснимых языковых явлений, которые, на первый взгляд, не поддаются объяснению. Полногласные и неполногласные сочетания как раз из этого перечня. Что это за фонетические конструкции и какую роль эти слоги сыграли в становлении нашего языка? Какое правило поможет грамотно писать такие слова? Давайте разбираться….
Из глубины веков
Русский издревле считался говором славян с Востока, составляющих ветку индоевропейских наречий среди славянских племен.
Со временем язык древности разделился на русскую, украинскую и белорусскую языковую группу, знакомую нам сегодня. А тогда этот языковой обычай и дал нам слова с неполногласием в русском языке.
Полногласные и неполногласные сочетания – это особые фонетические исключения, представляющие собой слова и словоформы с единым корнем.
По сути, это означает, что в словоформе имеется слог, состоящий из трех звуков при полногласии или двух при неполногласном сочетании – два гласных и один сонорный. Самое известное сочетание – оро оло.
Для лучшего понимания стоит взглянуть на примеры.
Все слова, имеющие полногласие, делятся на несколько групп:
Развитие полногласных и неполногласных сочетаний
Данные словоформы остались от славянского говора – это «язык» духовных книг, изученный нашими предками.
Оттуда приходят и наиболее известные слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Например, вран – ворон, брег – берег, глас – голос и т.д.
Кроме этого, есть исключения.
Заглядывая в исторические процессы, протекающие в языке, можно отметить наиболее яркие чередования полногласных и неполногласных сочетаний:
Важно! В обычной речи, конечно же, чаще используются полногласные сочетания. Однако из оро оло есть исключения, например, ворог – враг. Наиболее употребительным вариантом является вторая словоформа, а первая стала историзмом.
Самые заметные полногласия и неполногласия в русском языке:
Однако не все слова относятся к полногласиям и неполногласиям у россиян, как приведенные выше. К примеру, слова воровка и сноровка. А слово поросль – это полногласие?
В отношении двух первых слов данный «диагноз» точно не верен! Ведь у данных слов нет пары неполногласия.
Полногласие воровки и сноровки только видимое. Для того чтобы это выяснить, нужно провести словообразовательный разбор.
Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».
Важно! Гласные в полногласии могут находиться только в корне.
Чередование
Такая орфограмма, как неполногласие, не требует заучивания правила, так как эти сочетания приветствуют слог под ударением, при котором гласный звук стоит в позиции силы и всегда слышен достаточно четко. Например: врЕмя, прАх, злАто и т.д.
В полногласном же варианте один из гласных звуков всегда будет стоять в слабой позиции, поэтому для правильного написания существует два пути:
Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи.
Например: Браду его посеребрила чреда прошедших лет. Здесь мы видим сразу два чередования – брада – борода и чреда – череда.
Для сравнения можно привести другую фразу: За неделю у него выросла настоящая борода. Видно, что первое предложение присуще больше книжному стилю и употребляется в стихотворении, а вот второе можно с легкостью встретить и в обычной разговорной речи.
Что такое полногласные сочетания в русском языке
Вывод
Теперь вы знаете, что такое полногласие. Чтобы разобраться с данными языковыми конструкциями, требуется лишь знать этимологию данного слова – его происхождение, и постоянно изучать древние исторические языковые процессы, благодаря которым наше русский язык стал таким современным и подвижным.
Презентация по русскому языку в 5 классе по теме «Полногласные и неполногласные чередования»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Этап первый Вспомним, что называется чередованием, подберем синонимы к этому слову: замена замещение
Рефлексия Что хочу узнать Что узнал Заполните сейчас Заполним в конце урока
Этап второй Составим таблицу Полногласие Неполногласие 1.Оро:сторона 2.Оло:голова 3.Ере:берег 4.Оло:молоко 1.Ра:страна 2.Ла:глава 3.Ре:брег 4.Ле:млекопитающиеся
Этап третий. Закрепим.
НЕПОЛНОГЛАСИЕ свойственно СТАРОСЛАВЯНскому языку ГЛАВА ЗДРАВИЕ ЗЛАТО ГРАД СТРАЖ МЛАДОЙ
Ере – ре Мало примеров беремя – бремя; середина – среда; бередить – бред дерево – древо
Оло – ле И уж совсем немного сохранилось слов молоко – млечный полощет – плещет волочит – влечёт
Четвертый лишний 1.ворон 2.голод 3.молодой 4.череп
Четвертый лишний. Какое слово не утратило полногласную пару? 1.драгоценность 2.пламя 3.благо 4.храбрость
Выпишите однокоренные слова-братья. Проверь себя… Огород, страна, платье, согласный, полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее
Этап четвертый. Подводим итоги. Рефлексия 1.Что нового узнали? Заполните таблицу 2.Что было особенно интересно? 3.Зачем это нужно знать?
Использованные ресурсы 1.Фотографии и рисунки поисковой системы Яндекс 2.Марина Светина. Полногласные и неполногласные сочетания. Примеры. http://fb.ru/article/267923/polnoglasnyie-i-nepolnoglasnyie-sochetaniya-primeryi
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1027009
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В русском языке существуют особые фонетические единицы, которые получили название полногласные и неполногласные сочетания.
Это правило изучается в программе еще в начальной школе в 3 классе и в 4-ом, а в 5 классе повторяется.
История возникновения
Данное явление берёт истоки в старославянском языке. Слова с неполногласным сочетанием пришли в русский язык оттуда и получили полногласные эквиваленты.
Полногласными и неполногласными могут быть корни (ере – ре) и приставки (перед – пред, через – чрез).
Важно запомнить, что у таких слов нет проверочных, орфограмму нужно запомнить.
Примеры сочетаний — посмотрите, как пишется каждое слово, и как оно изменяется:
город – град, борозда – бразды, ворота – вратарь, здоровый – здравствуй, короткий – краткость, оборотный – обратный
бередить – бред, деревья – древо, серединка – средний
молодые – младенец, волочить – влачил, золотой – злато, голова – главный, голосистый – глас
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний
Сочетания с признаком полногласия «оло», «оро» и «ере», находящиеся между двумя согласными буквами, чередуются с неполногласными «ла», «ра» и «ре», а сочетание «оло» имеет ещё один неполногласный вариант «ле».
молоко – млечный, волоку – влечёшь.
Три основные группы слов с полногласными и неполногласными сочетаниями
В русском языке выделяют три группы с сочетаемостью по признаку полногласия и неполногласия:
1. Однокоренные слова одинакового происхождения. К этой группе относятся словоформы:
значащие одно и то же, но употребляемые в разных стилях (борода – брадобрей, волос – власы);
потерявшие общность значения (оболочка – облачка).
2. Только полногласные варианты, слова с неполногласием утратили смысл: ворона, колодец, голод.
3. Только неполногласные слова, утерявшие полногласные эквиваленты: зрачки, время.
ГРУППЫ ПОЛНОГЛАСНЫХ И НЕПОЛНОГЛАСНЫХ СЛОВ
В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
1 группа. Исторически однокоренные полногласные и неполногласные формы, существующие в современном русском языке параллельно. Для этой группы слов характерны:
а) семантический распад одинаковых по происхождению корней;
б) разнородное стилистическое употребление.
Слова с полногласными звукосочетаниями
Слова с неполногласными звукосочетаниями
2 группа. Слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены).
береза, березняк, береста, берестяной, подберёзовик
болото, болотистый, болотный
борода, бородавка, бородатый, бородач, подбородок (сравните: устар. брадобрей в значении «парикмахер»)
борозда, бороздить, бороздчатый (сравните: бразды правления)
борона, боронить, бороновать
вереск (кустарник), вересковый
веретено
волос, волосатый, волосок, волосяной (сравните: устар. власяница — «грубая одежда из волос»)
воробей, воробьиный, воробушек (воробышек)
ворон, ворона, вороньё, вороний, воронёный, воронить, вороной
ворох, ворошить
голод, голодать, голодный, голодовка
горох, гороховый, горошек, горошина
долото, долотный
дорога, дорожка, бездорожье, дорожный, подорожник
жёлоб, желобок, желобчатый
жеребец, жеребёнок, жеребячий
колода, колодка, колодочный
колодец, колодезный
колокол, колокольный, колокольня, колокольчик
колос, колосистый, колоситься, колосья
колотить, колотушка
короб, коробейник, коробить, коробка, коробок
корова, коровий, коровник
коростель (м. р.) (птица)
мерёжа (рыболовная снасть), мерёжка (к мерёжа), мережка (род вышивки)
молот, молоток, молотобоец
молотить, молотый, молотьба
мороз, морозить, морозный, изморозь, мороженое
моросить, изморось
ожерелье, ожерельице
окорок, окорочный
папоротник, папоротниковый
перепел, перепелиный, перепёлка
переполох, всполошиться, чертополох
полозья
полоса, полосатый, полоска, полосовать, полосовой
полоскать, полоскательница
полоть, выполоть
порог, порожек, порожистый, запорожец
поросёнок, поросячий
сковорода, сковородник
соловей, соловьиный, соловеть, осоловеть
солома, соломенный, соломинка
сорочка, сорочий
стеречь, предостеречь, предостережение
тетерев, тетеревиный
толочь, толокно
торопить, оторопеть, оторопь, расторопный, торопыга
хворост, хворостина
холостой, холостяк, выхолощенный
3 группа. Слова, которые в русском литературном языке выступают только с неполногласными сочетаниями; соответствующие им полногласные варианты полностью отсутствуют.
благо, блаженство, блажь
(чаще в сложных словах: благодарить, благозвучный, благоразумный, благородный)
полногласие сохранилось лишь в названии станции Бологое, утерявшем смысловые связи с благо
влага, влажность, влажный
полногласие сохранилось лишь в названии города Вологда, не обнаруживающем смысловой связи с влага
владеть, владыка, власть, властный, обладать, область, Владимир (в уменьшительном образовании Володя сохраняется полногласие)
время, временный, времянка, современный, современник
глагол, глагольный, глагольность
зрачок, призрак, призрачный, прозрачный, невзрачный
пламя, пламенный, воспламенять
(сравните: из огня да в полымя — сохраняется видоизменённое древнерусское слово поломя)
Разработка урока «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями» (6 класс)
Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями «
Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.
предметные: познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;
научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;
метапредметные: отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;
личностные: вызвать интерес к истории развития русского языка.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что этот урок проведу вместе с вами. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Проверка наличия домашнего задания
И еще раз – здравствуйте! Как мне приятно произносить это слово, а еще более приятно слышать его каждый день.
— А еще я очень люблю, когда меня с чем-нибудь поздравляют.
— Посмотрите на эти два слова. Есть ли в них что-либо общее?
Читают, анализируют, осмысливают.
Вступительное слово учителя
Итак, эти три слова являются однокоренными. Но почему же корни их так не похожи друг на друга?
Действительно, в них происходит чередование. Это чередование очень интересное, так связано с историей нашего народа и с историей языка. Поэтому его называют историческим чередованием.
— Как вы думаете, какова цель нашего урока?
— Верно, главная цель – познакомиться с этими чередованиями, научиться видеть их в словах, правильно писать, знать, как применять в речи.
Разбираю часами подряд
«Человек некий имел два сына. »
Я прислушиваюсь к словам.
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян.
С. Крыжановский «Старославянский язык».
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Ребята, как называется:
— Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону (Дерево)
– Как называют разновидность угля (Древесный)
– Куда надевается шапка? (Голова)
– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)
– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)
– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)
— Что даёт корова? (Молоко)
— Как называется галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом. (Млечный путь)
(На доске запись, которая во время игры закрыта. Сначала открываю первый и второй столбики, потом третий и вопрос).
Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «град», а для древнерусского – «город». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.
Эти слова проникли в русский язык из древнеболгарского языка через церковные книги, которые привозили к нам из Болгарии после введения христианства.
Старославянский (древнеболгарский) – ГРАД
Сочетания оло, оро, ере между согласными (золото, короткий, бережливый) могут чередоваться с сочетаниями ла, ра, ре (злато, краткий, небрежный; сочетание оло может, кроме того, чередоваться и с сочетанием ле (полон – плен). Первые сочетания называются п о л н о г л а с н ы м и, вторые – н е п о л н о г л а с н ы м и.
Задание: придумай пару
град (старослав.) –город (русск.) здравие (старослав.) – здоровье (русск.)
глас (старослав.) –(русск.) злато (старослав.) – золото (русск.);
брег (старослав.) – берег (русск.) пред (старослав.) – перед (русск.);
шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.).
Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.
Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные «родственники». А у слова трава нет «родственника» «то-рова», значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть «родственники» брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет «родственников» «брет» или «чред» Значит, нет и полногласных сочетаний.
Учащиеся по очереди работают у доски.
Задание: выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.
Чья пара справиться быстрее и найдет все слова?
Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, млекопитающее, здоровье.
Голос – согласный (звук)
Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем. Как вы оцените работу класса на уроке? Тогда коснитесь друг друга ладошками и похвалите, пожелайте здоровья, поздравьте с успехом. Пройдите по классу к тому, кого хотели бы тоже похвалить или подбодрить. Садимся по своим местам и продолжим работу.
Задание: придумай пару
голова – глава, холод – охладить, голос – гласный, молодой – младенец;
ворота – привратник, здоровый – здравие, здравствуй, сторож – стража;
берег – безбрежный, дерево – древесный, через – чрезвычайно;
волоку – влеку, молочный – млечный (путь).
Самостоятельная работа комментирование по цепочке
Задание: найти старославянизм и придумай пару
1. Пирует с дружиной вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана. (голова)
2. И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей. (голос)
3. Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво. (город)
Устно воспринимают текст и определяют пару
Задание: объяснительный диктант: подбери соответствующие русские слова к данным старославянизмам.
Бразда, древо, млечный, чреда, единый, вращать.
(Борозда, дерево, молочный, очередь, один, ворочать).
Выдели орфограммы в исконно русских словах.
Обобщение и систематизация знаний по теме.
3. Слова глас и голос – братья, потому что.
5. Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.
6. Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают
— Что оказалось сложным?
— С чем легко справились?
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.
Дифференцировано по учебнику
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-075054
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.