что такое полицейское государство приведите примеры
Полицейское государство
Полице́йское госуда́рство — образное выражение, используемое для общественного строя, при котором власть жёстко (в том числе, с помощью репрессий) стремится контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан.
В полицейском государстве законодательная и исполнительная власти слабо разделены; такое государство зачастую имеет признаки тоталитаризма или авторитаризма.
Признаки полицейских государств являются спорными; сами государства не называют себя так. Обычно термин «полицейское государство» используется внутренними и внешними противниками существующего режима.
Содержание
История происхождения термина
Примеры полицейских государств
К примерам полицейского государства можно отнести ЮАР в эпоху апартеида, или Германию времён Третьего рейха, а также любое государство, в котором действует военная хунта.
«„Является ли Америка полицейским государством?“ Мой ответ: „Может быть ещё нет, но она быстро к этому идёт“.» [7]
Вымышленные полицейские государства
В новелле Джорджа Оруэлла «1984» описывается Британия, находящаяся под властью тоталитарного социалистического режима и ведущая нескончаемую войну. Война является поводом для подавления всяческих прав и свобод, проведения полицейских операций. Вследствие такой политики в государстве подавлена не только свобода действия, но и свобода мысли.
Страна неизвестных отцов в романе «Обитаемый остров» представляло собой государство, в котором несколько анонимных правителей манипулировало общественным сознанием большинства граждан с помощью специальных башен. Излучение башен не манипулировало сознанием так называемых «выродков», которыми являлись все неизвестные отцы и некоторые немногочисленные граждане, которые сопротивлялись этим правителям. Однако при включении башен выродки испытывали ужасную головную боль. На землян башни не действовали никак.
Роман-антиутопия Евгения Замятина «Мы» рассказывает об обществе, находящемся под тотальным контролем государства. Люди живут в домах со стеклянными стенами, что позволяет контролировать даже интимную жизнь, имена и фамилии заменены номерами, единственный способ получать информацию — подцензурная правительственная газета.
Тема полицейского, тоталитарного государства была основной также в известных произведениях Синклера Льюиса «Это не может случиться здесь», Алана Мура «V — значит вендетта» (и одноимённом фильме).
Понятие и признаки полицейского государства, как одного из типов государств
Полицейское государство
Полицейское государство представляет собой один из самых распространенных типов государства. К его разновидностям вполне могут быть отнесены какие-либо восточные деспотии, абсолютные монархии европейских корней (XV-XVIII веков), государства тоталитарного характера XX века – в роли которых выступают Германия, Италия, Испания, Португалия, Япония, СССР.
Потребность в создании государства полицейской направленности была основана на идее неспособности людей самостоятельно заниматься организацией своей личной жизни для достижения счастья. В качестве такого организующего начала выступает специальное организационное государство в лице императора, монарха, вождя, основной целью которых является обеспечение блага народа.
«Французская нация, – как в свое время отмечал король Людовик XIV, – не составляет самостоятельного тела, она полностью заключается в особе короля». Тем не менее счастья всеобщего характера, а также благополучия можно достичь только благодаря жесткой регламентации всех сфер деятельности человека, четкому определению того, что тому или иному человеку вообще стоит делать, а чего не стоит, пониманием что является злом. «Народу, – по мнению императора немецкого происхождения Фридриха Великого (который родился в 1152, а умер 1190 году), – как ребенку, который болеет, следует указывать, что ему необходимо есть и, что потребуется пить».
В процессе осуществления такой достаточно благородной цели, как счастье народа, считалось, что любые средства, которые будут использоваться хороши. Для того чтобы достигнуть данную цель устанавливалась специальная всеобъемлющая опека чиновничества и полиции над всем населением. Осуществляя описание работы такого государства, историк из Франции А. Токе иль (1805-1859) отметил:
Для того чтобы осуществлять руководство всем в Париже. потребуется изобрести тысячи способов контроля. Переписка со своими размерами уже громадна, а медленность процедуры административного характера настолько велика, что я никогда ранее не встречал ситуации, когда приход получал бы конкретное разрешение починить какую-либо колокольню или дом священника раньше, чем через год после подачи данной просьбы.
Деятельность государства
Деятельность государства полицейского правопорядка не контролировалась правовыми нормами, она определялась свойственной ей целесообразностью, то есть тем, что было выгодно королю и его приближенным. Именно поэтому, уже при Людовике 14 достаточно широко применялись открытые бланки, которые содержали в себе определенный формальный приказ об аресте, подписанный самим королем. Распоряжались такими бланками высшие сановники. Стоило только написать на бланке фамилию конкретного человека, чтобы обречь его на бессрочное заключение в тюрьме.
Что же касается власти чиновничества, то она была настолько великой, а личность была настолько бесправна, что человек превращался в то, что позже Сталин назвал «винтиком государственного механизма», в его неотъемлемую часть и попросту не мог существовать самостоятельно. Из полицейского государства один из теоретиков – Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) предполагал: «В том случае, если какой либо гражданин отказывается подчиняться воле общего характера, то он будет к этому принужден всем организмом (в качестве организма в то время понималось именно государство), а это в свою очередь означало, что его силой принудят быть свободным.».
Отсюда можно сделать вывод, что государство полицейского характера можно описать определенным чрезмерным развитием конкретной карательной функции, которую в свое время осуществляет специальная система разветвленной направленности государственного насилия: армия, органы, которые занимаются защитой правопорядка и безопасности, тюрьмы.
Развитие полицейской теории
Самое большое развитие теория полицейского государства нашла в практике определенных тоталитарных режимов. Государство тоталитарной направленности является специальной разновидностью полицейского, оно появилось в далекие 30-е годы 20 века. Сущность данного государства можно показать словами лидера итальянских фашистов Муссолини (1883-1945): «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Другими словами, ничто человеческое не может существовать само по себе, еще в меньшей степени оно обладает какой-либо определенной ценностью за пределами данного государства.
Установление «государства тотального характера» (оно в свою очередь занимается полным контролем всего: мысли, чувства, какие-либо действия и различные поступки людей, организаций) возможно в обществе, которое в свое время раздирает вечная борьба, а также конфликты, экономические кризисы и нестабильность, где существует определенная угроза распада целостности государства, опасность его завоевания соседями. В данных условиях происходит концентрация всей полноты власти государственного характера в руках лидера (также его называют вождем), которого рассматривают в качестве спасителя нации.
Под данным предлогом запрещаются все партии политического порядка, кроме специальной правящей партии, распускается парламент, отменяются конкретные статьи, которые служат гарантией прав человека.
Но все таки несмотря на черты отрицательного характера, специальное полицейское государство создает конкретные предпосылки для осуществления процесса перехода к правовому, что особенно характерно для периода феодальной раздробленности. Прежде всего это выражается в утверждении целостности, а также единства государственной власти, в преодолении политической и, конечно, экономической нестабильности.
Теория полицейского государства
Признаки полицейского государства
В литературе справедливо подчеркивается, что отличительной чертой полицейского государства является исключительная многопредметность административной деятельности, регламентация мельчайших подробностей жизни общества, назойливая опека над подданными.
Идеологической основой полицейского государства явилась эвдемоническая философия. Наиболее выдающийся ее представитель X. Вольф усматривал цель государства в осуществлении народного благоденствия, народного счастья. Последнее понималось в безграничном и крайне неопределенном смысле. На первый план выдвигается, впрочем, его материальная сторона: имущественное благополучие и достаток абсолютно во всем. Признавая счастье целью личной и государственной жизни, Вольф и его школа средством достижения этой цели считали самосовершенствование личности и государства. Для Вольфа мораль являлась наукой о достижении индивидом своего счастья, политика являлась теоретическим обоснованием достижения счастья государством. Идеологи и практики полицейского государства полагали, что счастье можно достичь благодаря регламентации всего и вся, поскольку надеяться на то, что индивид может сам понимать, что для него, а следовательно, и для государства является хорошим, а что плохим, занятие тщетное. Такая посылка содержится в красноречивой сентенции Фридриха Великого: «Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить».
Из благих побуждений, стремясь осчастливить своих подданных, европейские монархи не останавливались ни перед какими жертвами, в данном случае цель оправдывала любые средства. Реалии полицейского государства не оставляли никакой надежды на проявление инициативы личности, свободы в самых различных аспектах: политическом, экономическом, духовном и т.п. Все, что важно для государства, входит в орбиту административной, управленческой деятельности и не может быть предоставлено свободному усмотрению и самостоятельности индивида. Творцы и практики полицейского государства в своих заблуждениях приходили к тому, что якобы сам Господь Бог поручил им охранять граждан даже от их собственных действий. Власть, зачастую в виде гротеска, в паутину своих инструкций вовлекала все и вся: брак, воспитание, религию, одежду, образование, ремесла, строительство, науку, качество продуктов, потребление пищи, чистоту воздуха и воды, здравоохранение, а кое-где и выражение лиц. Жизнь обывателей полицейского государства должна была следовать в фарватере, определяемом властью, и не покушаться на устои без санкции администрации. Для иллюстрации позволительно сослаться на соответствующие положения из Устава о предупреждении и пресечении преступлений Российской империи: «Полиция имеет надзор, дабы никто в противность должного послушания законным властям ничего не предпринимал, она преследует в самом начале всякую новизну, законам противную». Формально-казуистические правила и регламенты, по сути, стирали всякую границу между сферой индивидуальной свободы и компетенцией власти.
Источник власти
Разделение властей в полицейском государстве, скорее лозунг, чем реалия. Вся государственная власть «замыкается», как правило, на одном или немногих. Именно они, в конечном счете, осуществляют высшую законодательную, исполнительную и правительственную власть. Государство подобного типа при осуществлении своих многочисленных функций не особенно обременяется вопросом: законно то или иное действие или нет? Главное, чтобы это было «полезным и необходимым». Свобода от всяких правовых ограничений выражается в дискреционности полномочий административных (управленческих) органов.
Справедливости и объективности ради хотелось бы подвергнуть сомнению один поразительно живучий стереотип: говоря о законности, понимаемой как соответствие действий граждан и государственных органов существующему законодательству, следует отметить, что в полицейском государстве не меньше, чем в правовом, хотя бы в теории, заботились о соблюдении законности. Мировая история, в том числе и современная, как раз свидетельствует о том, что несвободные, тоталитарные государства отличаются усиленной охраной своих юридических установлении. Другое дело, что эти установления не имеют никаких связей ни с теорией естественного права, ни с категорией свободы и индивидуальности человеческой личности, ни с другими постулатами, имеющими непреходящее, гуманистическое значение. Именно поэтому в полицейском государстве стала возможной диффузия тоталитарных идей в положительное право, да и в доктрину тоже.
Полицейские государства всегда проявляли ярко выраженную тенденцию к самоизоляции, к враждебности по отношению к другим государствам и культурам. Отстаивание самобытности, непременно «особого пути» всегда имеет и плохо скрытый политический подтекст. Власти полицейского государства более всего озабочены тем, что будут заимствованы некие политические, правовые, экономические модели, которые обнаружат несостоятельность их собственных, поскольку они выдаются за истину в последней инстанции. Мощная пропагандистская машина призвана создавать иллюзии счастья и благоденствия, чего нет и не может быть при ином политическом и экономическом строе. И эта ложь рано или поздно становится слишком очевидной, о чем так красноречиво свидетельствует история XX в.
Формирование полицейского государства
Историческое развитие, в том числе и эволюция государственных форм, подчиняется внутренним, объективным закономерностям. В истории мало случайного, бессмысленного, нелепого. Любое большое явление, любой процесс исторически обусловлен. Они возникли потому, что не могли не возникнуть. Речь не идет о нашем оправдании фашизма, «казарменного социализма», наконец, полицейского государства. Однако, не случись в истории фашизма или, скажем, полицейщины, люди никогда бы не узнали, что это такое, и не смогли бы выработать соответствующих мер для того, чтобы избежать впредь подобных обстоятельств.
История любого государства, может быть, лишь за некоторым исключением попеременно включает в себя эпохи либеральные и авторитарные. При наличии определенных условий полицейское государство перерастает в свою противоположность, т.е. правовое государство, и наоборот.
Следует очертить комплекс факторов, при наличии которых в той или иной стране может сформироваться полицейское государство. Исторические судьбы индивидуальны и не укладываются в прокрустово ложе заранее определенных схем. Вместе с тем существуют некоторые закономерности, факты, при наличии которых можно прогнозировать развитие тех или иных политических сценариев. При всей условности они могут быть сведены к следующему.
По всей видимости, полицейское государство является следствием материализации определенний, как принято сейчас говорить, парадигмы. Оно прямой результат маргинальности, неуверенности, страха перед настоящим и будущим, нестабильностью и кризисом. Формальным признаком эскалации страхов в обществе является стремительный рост охранников, военизированных формирований, замкнутость и закрытость людей. Именно страх и неуверенность подпитывают потребность в «сверхгосударстве».
Тираны никогда не появлялись в истории вдруг, случайно, их всегда ждали, на них молились и воздавали им почести, словно богам. Полицейское государство всегда актуально там, где народная психология саму возможность позитивных перемен продолжает связывать с личностными качествами политического лидера или его главных оппонентов. Прежде всего, полицейское государство является следствием «психологии вождизма», а затем и других факторов.
Полицейское государство может стать фактором общественной и политической жизни при отсутствии стабильности в самом широком смысле этого слова. Прежде всего, существенную, определяющую роль в развитии общественного организма, играет экономическая стабильность, обеспечивающая приемлемый стандарт жизни. Политическая история, в том числе и совсем недавняя, свидетельствует, что гипертрофированная государственность, сосредоточение власти в руках немногих чаще всего имеет место там, где экономические, социальные проблемы принимают крайние формы. В таком обществе практически отсутствуют силы, способные активно противостоять диктатуре. Причем власть в таких случаях легко становится добычей различного рода популяров и демагогов, обещающих манну небесную. При таком сценарии общество легко жертвует институтами политической демократии во имя ликвидации кризисных явлений, полагая в данном случае, что они являются более мелкой потерей, чем экономическое и социальное благополучие. При таких условиях к власти приходит харизматический лидер, уверовавший в то, что сама нация вручила ему «мандат во спасение» и все, что бы он ни предпринял во имя достижения этой цели, будет с легкостью оправдано. При таких условиях правовые формы становятся излишними. Вожди XX в. совсем не похожи на тиранов, которых периодически призывали в античных городах-государствах, поскольку тиран оставался формально в рамках закона. Его звали на определенный срок, и, выполнив свою миссию, он удалялся часто с титулом «спасителя отечества». Жертвы тирана исчислялись десятками, вожди и фюреры не разменивались на мелочь и вели свой счет на миллионы. Они приходили всерьез и надолго, и их правление оказывалось, как правило, слишком дорогой ценой за иллюзии.
Экономически нестабильное общество, раздираемое социальными противоречиями, подверженное сильнейшей имущественной дифференциации, является идеальной почвой для полицейской диктатуры. Экономическая нестабильность порождает нестабильность политическую, и наоборот.
Полицейский режим возможен при угрозе целостности государства, прежде всего территориальной. В принципе первые полицейские государства (Франция, Германия) пытались собирать земли, установить стабильную политическую власть с единым центром. Центробежные тенденции, вспышки «суверенизации», которые делают проблематичным дальнейшее развитие, могут инициировать создание разного рода «чрезвычаек», которые ради сохранения единого государственного тела готовы пожертвовать устоявшимися политическими и правовыми нормами. Любые форс-мажорные обстоятельства как бы подталкивают власть пренебрегать правовыми условностями. В этом случае, как и во многих других, власть, скорее всего, будет опираться на поддержку большинства, жонглируя патриотической риторикой. Но опасность заключается в том, что любая власть как бы она себя ни называла, имеет тенденцию к бюрократизации и самоизоляции. Если политическая культура того или иного народа не выработала механизма, препятствующего этому процессу, то рано или поздно власть превращается в некоторую «самость», «вещь в себе», не имеющую никаких связей с населением.
Противостояние двух систем в эпоху холодной войны закончилось крушением одной из них. Безусловно, мир от этого много выиграл, но он кое-что потерял. Доминирование супердержавы, по своим ‘меркам пытающейся перекроить мир, объявляющей зоной своих интересов территории за тысячи миль от своих границ, реально привело к тому, что международно-правовые институты утрачивают свое былое положение и как бы уходят на второй план. «Супердержава», по сути, становится «международным полицейским».
Полицейское государство может сформироваться и как антитеза государству криминальному. Тоталитарные, полицейские режимы имеют одну особенность. Она выражается в том, что в таких государствах сравнительно мал удельный вес общеуголовной преступности. Маховик репрессий, рассчитанный прежде всего на «политически неблагонадежных», оказывается и на общем состоянии правопорядка. Версия о том, что рост преступности является своего рода платой за либеральные преобразования, является заслуживающей внимания. По всей видимости, криминальное государство имеет место тогда, когда власть на всех уровнях и преступные синдикаты образуют своеобразный государственно-криминальный симбиоз, нацеленный на получение сверхприбылей. Дело в том, что обычно в таких государствах властвующая элита состоит в основном из людей, чья деятельность построена на полулегальном и нелегальном соединении экономической, политической и криминальной власти. Следствием этого является полное или частичное разложение правоохранительной системы. Гражданин становится беззащитным и одиноким. Постоянный страх из-за реальной возможности стать жертвой насилия приводит к тому, что он готов вручить власть кому угодно, только бы установить «твердый порядок». Естественно, выполнение этой задачи потребует экстраординарных, внесудебных и неправовых методов. Политические лидеры, авансирующие обещания расстреливать на месте всякого рода насильников и воров, становятся наиболее популярными. Как правило, в этой ситуации появляется лидер-аскет, не отягощенный грузом компромата, создающий аппарат из себе подобных, а далее начинается сведение счетов, борьба с коррупцией, делание карьеры, наведение порядка железной рукой. Но и здесь финал можно предсказать во всех подробностях. «Очищение от скверны» почти неминуемо ведет к полицейщине. В некоторых современных, в том числе демократических, государствах преступность стала проблемой, отрицающей здоровое, нравственное государственное начало, достигнут тот рубеж, дистанцироваться от которого уже невозможно нормальными, обычными методами. Уже сейчас в отдельных, еще недавно казавшихся благополучными странах в арсенале методов работы правоохранительных структур встречаются такие, которые трудно совместить с демократическими политическими режимами.
Наибольшие шансы стать криминальным государством имеют те из них, где идут процессы перераспределения, дележа собственности, принадлежавшей ранее государству. Государство в данном случае просто не в состоянии эффективно противостоять криминализации прежде всего экономики, поскольку государственные чиновники сами участвуют в этом процессе, зачастую в завуалированной форме. Борьба с преступностью неизбежно принимает характер имитации, имеет поверхностный характер и обречена на провал. Исчезает вера в справедливость, и возникает проблема легитимности власти. Призывы последней к соблюдению законов выглядят как лицемерие и фарс. Общество, лишенное нравственных и правовых ориентиров, уставшее и измотанное от собственной свободы, рано или поздно само отдается во «власть сильной руки».
Полицейское государство может утвердиться и там, где существуют острые межнациональные проблемы, имеющие тенденции превратиться в этнические войны. Это, пожалуй, самые страшные войны, которые известны человечеству. В этнических войнах нет ни правых, ни виноватых. Они остаются в памяти многих поколений. Аргументы разума становятся жертвой национальной мести. Межнациональные конфликты до времени находятся под спудом сверхмощной, тоталитарной власти. Как только она ослабевает, все обиды, подобно вулкану, выплескиваются наружу и принимают форму расовой, слепой ненависти. В такие периоды можно наблюдать ностальгию по «старым порядкам», ибо это меньшее зло, чем война многих поколений.
Говоря о факторах, постулирующих полицейскую государственность, можно лишь строить какие-то версии, предположения. Нельзя однозначно сказать, что при наличии тех или иных условий, тоталитаризма, полицейщины не избежать. Все достаточно условно.
«Полицейское государство»: подпадает ли Россия под это определение?
Содержание статьи
Для того чтобы объективно разобраться в вопросе о степени принадлежности понятия «полицейское государство» к России, следует произвести некий последовательный анализ, который бы смог точно и по фактам доказать или опровергнуть данное суждение. Здесь важно определить основные черты и формы правления, подпадающие под эту категорию, а также понять каким образом достигается стабильность и долгосрочность данного режима на фоне мировых демократических процессов.
Формулировка «полицейское государство» появилась в 18-19 веках, и к ней стали относиться страны, где все управление консолидировалось в руках элитной группы людей, использующей для утверждения и контроля своей власти силовые структуры. Исторические примеры возникновения данной формы государственного правления свидетельствуют о том, что природа ее появления основана исключительно на всеобщем хаосе и анархии. Ведь максимальное расслоение общества в данном случае способствует возникновению желания у большинства людей создать сильную власть, способную установить порядок. Именно в это время и начинают пробиваться к вершине государственной иерархии недавние лидеры бандитских группировок под лозунгами «Стабильность и порядок».
Каким образом появляются государства с приставкой «полицейские»?
Как правило, страны, попадающие под понятие «полицейское государство», ярко декларируют уважение к правам человека и защите демократических свобод. Однако в риторике представителей власти регулярно звучат фразы о «жесткой вертикали управления», «дисциплине» и «наведении должного порядка». Естественно, в условиях дестабилизации общественного устройства большинство людей, уставшее от массовых бесчинств и анархии, соглашается на такие меры. Соответственно и роль силовых структур, включая в первую очередь полицию, становится главенствующей в этом процессе.
Поэтому представители полицейского ведомства, в служебные обязанности которых непосредственно входит защита правовых норм, регламентирующих общественный порядок, становятся важнейшим инструментом власти. Характерным явлением в данном случае становится тот факт, что со временем такого рода серьезный контроль начинает распространяться на все сферы жизнедеятельности общества. Причем задекларированная властью стабильность никак не может наступить.
А на злободневные тематические вопросы общественности, адресованные к власти, официальные представители элиты заявляют о наличии серьезной внешней и внутренней угрозы. Полицейское государство апеллирует к гражданам об установлении необходимых мер безопасности, которые связаны с бдительностью и сотрудничеством с силовыми структурами.
Исторические примеры
Мировая история знает достаточное количество классических примеров полицейских государств. Ведь любая смена режима власти подразумевает объективное ужесточение мер ее удержания. А в минувшем столетии таких событий на планете было немало.
К наиболее показательным случаям установления режима полицейского государства можно отнести Испанию при правлении Франко, Чили под гнетом Пиночета и Турцию при «кемализме». Мировая общественность тогда пребывала в шоке от тех деспотичных действий, которые происходили в этих странах. И самое печальное, что данные проявления тирании и попрания всех политических и социальных свобод были направлены не на установление порядка и дисциплины, а на воспитание в обществе страха и беспрекословного подчинения воле правителя.
Всем понятно, что современное гражданское общество должно всеми силами противодействовать таким формам государственного устройства. В данном контексте важно понимать, что страна не может фактически преобразиться на основании лишь провозглашенных лозунгов. Ведь политические и социальные свободы и приверженность к демократии зависят не от их декларирования, а исключительно от реализации, основанной на фактическом исполнении.
Получается, что за свою стабильность общество зачастую позволяет государственной власти жестко контролировать общественную и политическую сферы жизнедеятельности в стране. Причем правовые нормы, стоящие на защите граждан, начинают трактоваться настолько вольно, что создается упрощенная практика руководства судебной властью, выхолащиваются неугодные СМИ и подавляется оппозиция.
Понятие «полицейское государство» и Россия
Конечно же, для граждан России очень важно понять, что представляет собой современное государственное устройство в нашей стране. Ведь известные формы авторитаризма, олигархии и полицейского государства не могут считаться обоснованными и удовлетворительными в аспекте динамичного развития и установления демократических свобод.
Наиболее характерные примеры полицейских государств из международной жизни очень показательны. Обычно данные режимы направляют весь ресурс силовых ведомств на защиту интересов правящей элиты, куда, как правило, входят крупные монополисты и предприниматели (реже представители среднего класса). Таким образом, только эти слои населения могут ощущать себя защищенными и жить в комфортных условиях. Именно поэтому они всеми силами поддерживают данный полицейский режим.
Однако в нашей стране имеются показательные примеры, однозначно трактующие данную норму государственной власти, когда классовая принадлежность не является гарантией неприкосновенности. Судьба Ходорковского и Лебедева стала красноречивым свидетельством того, что экономическая элита российского общества не обладает статусом «небожителей». А с другой стороны граждане страны стали свидетелями ситуации, когда на уровне российской олигархии неугодные конкуренты устраняются руками силовых ведомств. В таком случае тематический опыт может свидетельствовать о том, что государственное управление начинает вмешиваться в фундаментальные основы экономики, которые не пошатнулись лишь по причине текущей лояльности общества.
Статистика и тематические выводы
Несмотря на многочисленные примеры попрания демократических свобод в России, нельзя однозначно применять понятие «полицейское государство» к нашей стране вне официально признанных фактов, которыми являются статистические данные. А согласно им в МВД РФ в настоящее время числится 914 500 человек. Такое количество полицейских делает Россию третьей в мире страной по абсолютному показателю. Только КНР (1,6 млн. чел.) и Индия (1,5 млн. чел.) опережают нашу страну по численности полицейского ведомства.
Однако данный статистический показатель не отражает полностью уровень жесткости государственного управления, ведь численность населения в приведенных странах значительно превосходят российские аналоги. Поэтому логично обратиться именно к числу полицейских, приходящемуся на 100 тысяч жителей страны. И здесь Россия оказывается в числе мировых лидеров, так как в Китае этот показатель равняется 120 чел., в Индии – 128 чел., в США – 256 чел., странах ЕС – 300-360 чел. Нашу страну опережают только некоторые карликовые государства, экзотические островные республики, Сербия, Белоруссия и Южный Судан. Даже во времена авторитарного режима в Советском Союзе данный показатель был почти в три раза меньше.
Учитывая, что МВД РФ является не единственной силовой структурой, которая защищает власть в стране (в Национальной гвардии насчитывается около 400 тыс. чел.), можно с уверенностью констатировать, что уровень «полицейскости» в нашей стране имеет очень существенные показатели. В этой связи следует понимать, что до настоящей демократии, основанной в первую очередь на менталитете граждан, России еще очень далеко. Так что, по всей видимости, нынешнее положение может измениться только благодаря эволюционированию всего общества, которое заставит и государство переоценить свои базовые ценности в пользу подавляющего большинства граждан нашей страны.