что такое политический ресурс
Ресурсы и источники политической власти
Полезное
Смотреть что такое «Ресурсы и источники политической власти» в других словарях:
Грузинская Советская Социалистическая республика — (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика) Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия
Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
Ближний и Средний Восток — обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного к Каспийского … Географическая энциклопедия
Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора
Ресурсы политической системы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность власти и политической системы
В современном научном знании укоренилось как обыденное определение понятия «власть», так и его научная трактовка. Связано это не только с многозначностью данного слова, но и с широким диапазоном его употребления. Среди многочисленных трактовок понятия «власть» мы выделим следующие:
Также многие авторы подразумевают под властью особый тип социального действия, который основан на осознании возможностей изменить поведение других людей, направить его в выгодных для человека позициях. Тем не менее, в общем виде власть представляет собой основной элемент жизни любой социальной системы, который выражается в специфическом отношении между двумя субъектами (как минимум).
Власть эквивалентна политической системе. Политическая система обязана быть конструктивной, основываться на принципе созидательности. Это значит, что она должна быть реализована путем гармонизации отношений между людьми, их потребностей и интересов как большинства населения. Тем не менее, политическая система и власть может нести разрушительные последствия, поскольку нередко реализуются вопреки интересам большинства жителей государства. Это ведет к плачевным последствиям, к разделению общества на тех, кто поддерживает текущий политический режим и тех, кто выступает против него.
Основания власти и политической системы
При исследовании власти, политической системы и ее оснований, необходимо иметь в виду социальную сущность власти. Она определяется следующими аспектами: во-первых, политическая система исходит из интересов общества, возникает в нем. Люди осознают, что без контроля за их деятельностью, без властного начала наступит хаос, которую приведет к саморазрушению социальных связей. Во-вторых, политическая система, если она принята большей частью общества, обеспечивает упорядочение интересов населения, регулирует его целостность, а также отношения между отдельными людьми или более широкими социальными группами.
Готовые работы на аналогичную тему
Структура политической системы включает в себя следующие компоненты:
Ресурсы власти и политической системы
Осуществление власти и устойчивость политической системы определяется использованными при этом методами, а также ресурсами. Все ресурсы могут подразделяться по отдельным особым критериям. Одна из первых классификаций ресурсов была предложена Н. Макиавелли. В ее основе лежат мотивы, которые двигают человеком при совершении каких-либо действий и поступков в рамках осуществления своей власти.
Ресурсы, относящиеся конкретно к реализации власти, могут подразделяться по характеру воздействия, а также по своим сферам, на которые они могут беспрепятственно оказать влияние. Соответственно, авторами выделяются нормативные, утилитарные и принудительные ресурсы политической системы.
При использовании нормативных ресурсов политической системы власть и человек, который обладает ею, оказывает особое влияние на мировосприятие личности, на его поведение. Регулируется она посредством социальных норм, которые способны постоянно меняться. Также важную роль играют правила взаимодействия индивидов, поскольку в разных условиях они пользуются совершенно разными средствами для общения и достижения поставленных целей. К ценностям и нормативным ресурсам относятся свобода личности, автономность ее деятельности от деятельности государства, ответственность за совершенные поступки или сказанные слова.
Власть и политическая система могут оказывать влияние на условия существования и жизнедеятельности людей. При этом полностью удовлетворяются их запросы и требования (повышение зарплаты, снижение налогов). Также появляется возможность улучшить условия труда, бытовые условия. Ресурсы такой группы называются утилитарными, направленными на создание благоприятных условий для человека и членов его семьи.
Третий вид ресурсов – принудительные (авторитарные). Человек боится за свою жизнь и жизнь близких, поэтому готов выполнять все условия, которые ставит перед ним политическая система. Сюда входит боязнь насилия, угрозы увольнения или потери собственного имущества.
РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Полезное
Смотреть что такое «РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ» в других словарях:
Ресурсы и источники политической власти — Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником… … Политология. Словарь.
Ресурсы — Ресурс Ресурс средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Ресурс (техника) объём работы, на который рассчитывается машина, здание и т. д. После исчерпания ресурса не гарантируется безопасная работа,… … Википедия
Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
Ближний и Средний Восток — обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного к Каспийского … Географическая энциклопедия
Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора
Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — государство в Западной Европе, конституционная монархия. Расположено на Британских о вах и отделено от материковой Европы Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш. Обособленное положение повлияло на историческое развитие страны. В ее состав … Географическая энциклопедия
Грузинская Советская Социалистическая республика — (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика) Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия
Субъекты и ресурсы власти. Ресурсы политической власти
Человечество регулярно создает себе определенные схемы жизни, согласно которым потом существует столетиями. К примеру, возьмем власть. Все к этому понятию настолько привыкли, что не пытаются его анализировать. Однако оно не относится к разряду естественных, как род или семья. Его придумали и внедрили в общество, так сказать, искусственно. Для этого какие-то умные головы изучили ресурсы власти. Сами воспользовались этими знаниями и потомкам их оставили. Давайте и мы приобщимся к этой «тайне».
Что такое власть?
Источники власти
В Конституции записано, что право распоряжаться страной принадлежит народу. Кстати, таковой пункт внесен в основные законы многих стран. Фактически же решения принимают вполне конкретные лица, а не народ в целом. Значит, общество делегирует свои права этим людям. Вот здесь и начинаются ресурсы власти. Они вполне конкретны и строго определены. Специалисты предлагают несколько методов их классификации. К примеру, в некоторых источниках к ресурсам власти относятся финансовые и принудительные, социальные и информационные. Давайте остановимся на этой классификации и постараемся расшифровать простым языком, то, что включено в каждый пункт. Пожалуй, можно добавить, что ресурсы власти включают в себя еще и персональные характеристики личности. Так говорил В. Крюгер. Наверняка спорить с этим сложно. Давайте далее остановимся на этом подробнее.
Финансовые ресурсы власти
Некоторые из источников, дающие право управляющего воздействия, расположены в сугубо материальной сфере. Если рассматривать ресурсы государственной власти, то к ним относятся финансовые потоки, за которые отвечает правительство. Оно осуществляет сбор и распределение налогов. С одной стороны, это является обязанностью государства по отношению к гражданам. С другой – властным ресурсом. Ведь финансы сами по себе дают возможность влиять как на группы населения, так и на каждую конкретную личность. А раз есть определенная зависимость, следовательно, появляется возможность склонить на свою сторону, принять мнение, выраженное власть предержащими. Это можно рассмотреть на примере работы предприятия. Люди чаще всего прислушиваются к тому, кто имеет возможность влиять на начальство по вопросам распределения денег. Тот, кто держит в руках фонд заработной платы, тот и властью обладает. Так и в масштабах страны происходит. Пусть в политическом пространстве появится хоть святой философ, знающий как осчастливить каждого смертного, без денег он не сможет завоевать доверие людей. У него просто не будет возможности поговорить с каждым, то есть о нем никто не узнает. Ресурсы политической власти сродни тем, которыми пользуются руководители предприятий. Финансы занимают среди них первое место. Они позволяют донести свои идеи до каждого гражданина.
Из чего складываются финансовые ресурсы органов власти
Вот здесь обычно возникает путаница. Дело в том, что люди подменяют понятия. Общие ресурсы власти они перекидывают на государственные структуры. Смысл, естественно, искажается. Получается, что работники государственных органов обладают властью. Хотя, это не совсем так. Ею наделено государство, а не отдельные чиновники. Последним же предоставляются финансы для выполнения конкретных функций. Деньги эти выделяются из бюджета. Значит, они являются государственными. Целью их использования не может быть личная выгода. Законы, во всяком случае, говорят именно об этом. Финансовые ресурсы органов государственной власти складываются из тех средств, которые платятся в бюджет предприятиями и гражданами. Кроме налогов в них входят штрафы и иные денежные наказания. Эти деньги государственные органы обязаны использовать для развития территорий. Есть еще специальные источники доходов страны. К ним относятся государственные предприятия. Их прибыли также поступают в бюджет и используются для развития общества.
Социальные источники власти
Объекты управления – это простые люди. У них много собственных проблем. Решением некоторых из них призвано заниматься государство. Для этого у него есть средства и специальные органы. Люди, получающие блага от государства, будут его поддерживать. Они же не захотят остаться без дополнительных (а иногда и основных) источников доходов. Получается, что финансовые и социальные ресурсы власти в некотором роде пересекаются. Но не полностью. Здесь ресурсы политической власти перетекают в иную плоскость.
Об информации
Это, пожалуй, основной ресурс власти. Дело в том, что в настоящее время информация приобретает первостепенное значение. Ее правильное использование, направление и перераспределение потоков дают возможность влиять на все общество в целом. Люди сами стремятся быть в центре событий, стараются иметь представление о наиболее важных из них. С информацией работают в разных направлениях. Какую-то стараются сделать общедоступной, донести до каждого жителя страны. Иную скрывают, чтобы не вызвать волнений или социальных взрывов. Владение информацией является серьезным ресурсом властных структур.
Принудительные средства
Конечно, нельзя полностью описать ресурсы и средства власти, не коснувшись силового механизма государства.
Ставить его предпочтительно на последнее место. Во всяком случае, в демократическом обществе не приветствуется его приоритетное использование. Силовые структуры применяются для того, чтобы предотвратить возможность перехвата власти элементами, не имеющими отношения к государству. То есть для его защиты. В идеале этот механизм должен действовать в прямой связке с субъектом власти – обществом. Такое положение вещей делает государство устойчивым. Еще этот механизм необходим, чтобы «поправлять» некоторых членов общества, ведущих антисоциальный образ жизни. Когда их действия или намерения ставят под угрозу права других, приходит время действовать силовым структурам. То есть они не только власть защищают, но и всех граждан.
О роли личностных качеств
В демократическом обществе считается, что любой человек может достичь вершин власти. То есть нет людей, рожденных для того, чтобы руководить. Относиться к этому можно как угодно. Однако всемирная история говорит о том, что роль личности нельзя совсем отрицать. Человек, ведущий за собой общество, должен обладать определенным набором качеств, чтобы люди к нему тянулись, уважали, желали подражать. Нынче говорят, что такие способности можно воспитать. А без них власть становится шаткой, ее можно легко перехватить. Получается, что хоть в классификацию данный ресурс не входит, его значение признано. Публичный представитель власти должен обладать харизмой. И хотя бы вызывать уважение, если не восхищение народа.
Общественный контроль
Очень часто возникают споры по поводу использования некоторыми недобросовестными чиновниками (руководителями) власти в корыстных интересах. Таковое, как мы с вами знаем, происходит. Но не является нормой. Чаще всего негативные явления становятся возможными из-за равнодушия и «попустительства» субъекта власти. А таковым являются все люди. Даже маленький чиновник руководит определенной группой. Раз народ терпит его произвол, значит, он не желает иметь нормальную власть над собой. Для недопущения таких явлений необходим общественный контроль. Народ и сам может забрать себе часть власти. Вы скажете, что ничего люди против произвола не сделают? А вы еще раз изучите ресурсы власти. Один из них, а именно информационный, не так просто отнять у людей.
А зачем обществу власть?
Начали мы с того, что управление является искусственно внедренным в массы инструментом. Но это не отрицает его пользы. Мы живем в постоянном взаимодействии друг с другом. Если каждый станет поступать по своему разумению и прихоти, то возникнут неизбежные проблемы, может, драки. Для того чтобы структурировать и упорядочить общественную жизнь, нужна власть. Осознавая это, люди стараются ее поддержать. Конечно, когда ее представители не впадают в коррупционные крайности. Власть необходима для того, чтобы сделать жизнь людей простой, понятной и комфортной.
Ресурсы политической власти
Одна из сторон взаимоотношения субъекта и объекта власти – это осуществление субъектом своей властной воли в отношении объекта. Осуществление властной воли достигается посредством использования ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является неравномерное распределение ресурсов власти.
Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе властных взаимоотношений.
Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
Социальные ресурсы – это возможность понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.
Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.