что такое политический процесс
Политический процесс
Содержание:
Политический процесс – процесс, в ходе которого изменяется политическая власть, представляя целую систему с изменяющимся состоянием и стадиями развития в политической системе. Политический прогресс также выражается в борьбе за власть, конкурентность, использовании коллективных или индивидуальных интересов. Процесс можно представить в виде цепи, где каждый элемент взаимосвязан, состоит из политических явлений и различных действий субъектов политической власти, направленный на захват, удержание власти.
Типология политических процессов
Согласно сравнительной концепции в политологии, разработанной Л. Пайем, различия в политических системах западных и «незападных» стран, обладающих своей культурой, которая определяет модель развития и нормы поведения в них, обладают некой связью.
Из-за неоднородности культуры западных государств создается база иных двух вариантов политического прогресс:
Максимальное достижение равновесия в политической сфере в ходе изменения всей системы:
Основные виды политических процессов
Считаясь 3 компонента обеспечивают постоянство политической жизни и её отношений, постоянное изменение и динамику.
Экстремальные виды политического процесса разделяются по социальным характеристикам, уровню интенсивности, длительности по времени, уровню достигнутого, организованности мероприятий, которые заинтересуют участников действий:
Восстание | |
Мятеж | – по свойствам имеет схожесть с бунтом, но ключевая отличительная черта – меньшее количество участников. Мятеж возникает с спланированных условиях, чаще всего носящий вооруженный характер, где ключевым звеном представлена армия. |
Путч | – вооруженные действия, не находящие поддержки в массах, идеях, ценностях. |
Основные компоненты политического процесса: деятельность социальных и политических институтов, которые представлены государством, правоохранительными органами, организациями и т.д.; действия, носящие как спланированный, так и стихийный характер, т.е. регулируются органами власти и стихийными акциями со стороны социальных групп.
Политическое решение – действия, имеющие спланированные цели, задачи, методы достижения запланированного, осуществимо в форме коллективного или индивидуального процесса, связанное с реализацией власти.
Функции политического процесса:
Планирование политического процесса
Политический порядок – совокупность действий, направленных на функционирование системы общества.
4.11 Политический процесс
Основные понятия: политический процесс, особенности политического процесса, стадии политического процесса, классификации политических процессов
Политический процесс — это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.
Особенности политического процесса
Цель (объект) политического процесса — политическая проблема
Субъекты — участники политического процесса:
Классификации политических процессов
Основа классификации
Виды политических процессов
Значимость для общества
Базовый (характеризует действие всей политической системы как механизма формирования и реализации политической власти); частный (экономико-политический, политико-правовой, культурно-политический и др.)
Внутриполитический; внешнеполитический (международный)
Публичность принятия политико-управленческих решений
Открытый (явный) (учёт общественного мнения, интересов граждан через голосование на выборах и т. д.); скрытый (теневой) (закрытость и бесконтрольность государственных решений)
Способ достижения цели
Консенсусный (ориентация на сотрудничество); конфликтный (ориентация на соперничество)
Стадии политического процесса
Создание в ходе выигранной политической борьбы качественно новой (по своей сути, целям развития, режиму функционирования, влиянию на общество) государственности, политической системы в целом. Конструирование — это и постоянный процесс. Он систематически возобновляется, идёт непрерывно, представляя собой выражение согласия людей с установившейся политической системой, её принципами, институтами, нормами и т. п. Методы осуществления: вооружённое восстание, победа на выборах и т. д.
Это и повторение всех установившихся элементов политической системы, а также их видоизменение, обновление (в рамках одного общественного строя). Методы осуществления: свободные, тайные и прямые выборы, избрание, назначение, конкурсы и др.
Политико-управленческое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.
Эффективность этого решения зависит от следующих факторов:
Возможность выхода политического процесса из-под контроля ставит проблему ответственности за принятие политического решения. От рациональности и эффективности принимаемых решений во многом зависит устойчивость политической системы общества
Осуществляется корректировка движения политической системы в соответствии с её собственными принципами, с интересами (волей) самих участников политического процесса.
Методы осуществления: выборы, референдумы, отчётно-перевыборные кампании, выявление общественного мнения и др. (т. е. используются методы, выработанные на других стадиях политического процесса), а также деятельность институтов, которые создаются специально для осуществления контролирующей деятельности:
Стадия контроля над функционированием политической системы общества завершает определённый цикл политического процесса. Однако сам процесс на этом не кончается. Вслед за ним (а вернее, не дожидаясь его окончания) начинается другой цикл политического процесса, затем третий и т. д. — пока длится существование самой политической системы.
Политический процесс
Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.
Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.
Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с её конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.
Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:
Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь:
Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.
Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.
Типология политического процесса
По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.
Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.
С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.
При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.
Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, чёрный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьёзное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.
Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, «тройки», органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.
С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.
Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.
Типы политических процессов
Политический процесс – внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий политических субъектов, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование публичной власти в обществе. Движущей силой политического процесса является политическая активность граждан. В зависимости от ее характера и содержания формируются те или иные типы политического процесса.
Что такое политический процесс?
Термин «политический процесс» трактуют в широком и узком смысле. В первом случае понятие обозначает совокупную деятельность субъектов политики, результатом которой становится формирование, преобразование и функционирование политической системы общества. Во втором – характеризует отдельные субпроцессы:
Слово «процесс» означает постепенное, длительное развитие, последовательную смену явлений, состояний. Политический процесс носит циклический характер, представляет собой последовательную смену 4-х основных стадий:
Динамика политического процесса определяется изменениями – приобретением системой новых свойств, ее переходом в другое состояние. В зависимости от характера политических изменений выделяют 3 режима протекания политического процесса:
Формирование каждого из этих режимов обусловлено внутренними процессами, зависящими от окружающих обстоятельств, решений правящей группы и настроений общества. Выделяют 2 основных способа протекания политического процесса:
Политический процесс лишен определенности и устойчивости, поскольку складывается из множества обособленных действий субъектов, не подлежащих точному прогнозу и контролю. На политический процесс влияет множество факторов:
Содержание политического процесса зависит от режима. В демократических обществах он характеризуется наличием у граждан широких прав и возможностей активного участия в нем, в тоталитарных – отстраненностью населения от решения политических вопросов.
Политический процесс – сложное явление, представленное различными типами. Для их типологии выделяют различные основания. По объектам политического воздействия и его охвату различают процессы:
По устойчивости взаимосвязей политических структур и взаимоотношений политических субъектов выделяют процессы:
С точки зрения значимости для общества политические процессы делятся на:
По продолжительности, протяженности во времени политические процессы могут быть:
С точки зрения публичности осуществления властью и гражданами своих функций политические процессы делят на:
По характеру преобразования власти политические процессы разделяют на:
По способам взаимодействия политических акторов различают процессы:
По степени внедрения новых отношений и технологий политические процессы могут быть:
По принципу организации политической власти выделяют процессы:
С точки зрения социокультурного контекста, влияющего на политическую традицию, выделяют следующие типы процессов:
Политические процессы могут протекать как в рамках правового поля, так и за его пределами. Если они инициируются субъектами, не разделяющими общепринятые стандарты соперничества политических сил, то могут принимать экстремальные формы. Политический экстремизм – идеология крайних, насильственных форм политической деятельности, основанная на непримиримости по отношению к оппонентам и применением насилия в политической борьбе. Экстремальные виды политических процессов:
Заключение
Процессуальный подход к исследованию политики выявляет важнейшие ее свойства – динамизм и изменчивость. Эти изменения могут протекать как с сохранением базовых структур политической системы, так и с полной их перестройкой. Темп, глубина и характер изменений обусловлены политическим поведением и действиями масс, социальных групп, индивидов, а также экономическими, культурными, социальными, международными условиями. Все эти факторы определяют тип политического процесса в каждом отдельном случае.
План ответа по теме «Типы политических процессов»
1. Понятие политического процесса в широком и узком смысле.
2. Стадии политического процесса.
3. Режимы протекания политического процесса:
4. Способы протекания политического процесса:
5. Факторы, влияющие на политический процесс.
6. Виды политических процессов. Основания для классификации:
8. Факторы, определяющие тип политического процесса.
Особенности политического процесса
Политический процесс — определение и содержание
Политический процесс — это совокупность политических событий и явлений, изменяющихся в результате взаимодействия политических субъектов. Выступает как способ функционирования политической системы, обеспечивает ее развитие и существование.
Содержание каждого процесса зависит от черт отдельной системы и национального режима. В демократиях гражданам предоставляют широкие права, и они активно влияют на процесс. В тоталитарном государстве процесс протекает без участия населения, и все функции полностью принадлежат верховной власти.
Характерные черты процесса:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Структура:
Объектом является политическая проблема.
Субъекты:
Также существует еще одна классификация участников по уровню вовлеченности:
Виды процессов
По значимости для общества:
По масштабу действия и территории:
По публичности:
По способу достижения результата:
По степени правовой культуры и легитимности выделяют демократический и недемократический.
Признаки демократического:
Особенности недемократического:
По длительности существования различают долговременные и кратковременные.
По типу изменений различают избирательный механизм, революцию, контрреволюцию, восстание, реформы, прямые действия.
Относительно устойчивости протекания классифицируют стабильный и нестабильный политические процессы.
Для стабильного характерны устойчивые формы политических структур и определенность отношений между субъектами.
Нестабильный существует в условиях кризиса, когда прежний режим оказывается не в состоянии реагировать на потребности населения. Не поддается планированию.