что такое политические речи
Политическая речь. Приемы политической речи
Политическая речь и ее приемы
Приемы политической речи служат говорящему для ухода во вторую реальность и для перевода туда слушателей. В речи приемы обычно группируются в речевые тактики, которые, в свою очередь, могут выстраиваться в речевые стратегии, которые характерны для целых гностических цивилизаций и крупных мастеров политической речи.
Приемы политической речи являются практическими операциями, а не интеллектуальными актами, и в то же время служат гностическому познанию.
В своем использовании приемы политической речи отмечены автоматизмом, способностью работать вне сознательного применения и потребления. За счет этого они служат техническими средствами достижения утопических целей, как чисто речевых, так и политических.
Для массового человека приемы политической речи являются методами гностического познания. Поэтому мы включаем в политическую речь и гностическое искусство чтения, которое как бы находится по другую сторону речи: на поле познания, слушания, чтения.
С кем говорить?
В связи с приемами политической речи следует указать, что политическая речь иначе нежели речь разумная отвечает на основной вопрос всякой речи: «Кому говорить?».
Мы не назовем разумным человека, который обращается к русским по-китайски, или по-русски к неразумным животным. Тем более это правило является обязательным в Евангельской проповеди, которую слышат только имеющие слух. Разумная речь начинается с признания того факта, что не все люди готовы слышать учение о Боге, не все готовы принять Истину.
Политическая речь, напротив, обращена ко всем, а не только к достойным и имеющим уши, чтобы слышать. Тезисы современной политики, гностическое образование в его полноте, а также массовая религиозная проповедь доступны, или стремятся быть доступны, всем: хотящим и не хотящим, понимающим и не понимающим, верующим и не верующим.
Христианская проповедь сталкивается с одной существенной преградой, которую нельзя ни разрушить, ни обойти, ни уговорить ее исчезнуть. Эта преграда – человеческая глупость.
Приемы политической речи служат тому, чтобы обойти это препятствие, но преодолевают они не глупость, а целость души, заставляя принять ложь за истину, или принять Истину как ложь. Тем самым политическая речь нарушает запрет, заложенный в существо человека, запрет на знание без знания, без со-знания.
Классификация приемов
Приемы расположены иерархически, входят один в другой, противопоставляются друг другу. За счет такого внутреннего распорядка одни приемы автоматически вызывают другие.
Приемы можно классифицировать по простоте или сложности, по отношениям синонимии, антонимии, по количественному или качественному повреждению речи и т.д.
По сложности
Синонимия, антонимия
Классифицировать приемы можно также по принципам синонимии и антонимии.
Синонимические приемы концентрируются в том или ином тексте для приглушения внимания, оглупления. Чередование антонимических приемов применяется, чтобы опьянить собеседника, лишить его ровного расположения духа. И в том и в другом случае разговор удается перевести во вторую реальность.
Количественное и качественное повреждение речи
Еще один принцип классификации: по принципам «количества» и «качества». Например, слишком быстрая речь – это количественное повреждение речи, а гипербола – качественное повреждение, на уровне изменения смысла.
Политическая речь. История вопроса: Лингвистика
Лингвистика
Curt Querner. Агитатор. 1931
В нашем исследовании политической речи мы намерены учитывать труды Вильгельма Гумбольдта, Густава Шпета, Афанасия Селищева, Виктора Виноградова, Эдварда Сепира, Григория Винокура и др. Среди используемых трудов оказываются теоретические исследования, касающиеся природы языка и речи, а также исследования по частным вопросам, в том числе – советской речи, речи Третьего рейха и т.п.
Перечислим общие положения, относящиеся к избранной нами теме:
Искусство чтения, культура речи является для филолога одновременно инструментом и объектом анализа. В искусстве чтения:
Примеры
Афанасий Селищев
В 1917 – 1926 г. русский филолог Афанасий Селищев предпринял попытку исследования ранней советской речи, где объектом наблюдений стал прежде всего язык прессы. Результатом стала книга 1928 г. «Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917—1926)».
Селищев анализировал лозунги, штампы новой речи, новые приемы – аббревиатура, и старые – прием повторения. Его интересовал и генетический аспект нового языка, связь с языком дореволюционного подполья. Он разбирал примеры символического поведения, жанры патологической речи: выступления, дискуссии на съездах, пленумах, бюро, в ячейках и т.п.
В трудах Селищева мы находим проницательные наблюдения над процессами понимания/непонимания новой речи, и в том числе патологического понимания. Находим мы у А. М. Селищева и наблюдения за государственной политикой в области культуры речи.
Селищев документирует такое важное свойство патологической речи как эмоциональность и отмечает последующее угасание эмоциональности, когда стремление революционных ораторов создать новый живой и яркий язык рождает язык эмоционально стертый, серый.
Селищеву принадлежат глубокие размышления и широкие наблюдения над вопросами новых, советских имен и фамилий, новой топонимики (работы: «Смена фамилий и личных имен» и «Из старой и новой топонимии»).
Его внимание было обращено также на советский жаргон или, точнее, группу жаргонов: на канцеляризмы, архаизмы, вульгаризмы, стилистические ошибки. Селищев отмечает, например, что благодаря воздействию лиц духовного звания «проникали в широкие круги советской общественности некоторые черты языка этих деятелей — некоторые слова и сочетания церковнославянского происхождения. Необходимо также отметить, что употребление «славянизмов» связывалось у говорящего с особой значимостью, выразительностью, с той или иной эмоцией. В этом значении церковнославянизмы могли проникнуть в речь отдельных лиц и независимо от непосредственного воздействия представителей духовного сословия».
Виктор Клемперер
Другим выдающимся предприятием по анализу идеологической новой речи стала книга 1947 г. «LTI. Язык третьего рейха» (LTI – Lingua Tertii Imperii: Notizbuch eines Philologen), которая представляет собой избранные главы из дневника немецкого филолога Виктора Клемперера. В его книге мы находим ряд ценных общих замечаний относительно свойств и приемов политической речи.
Клемперер отмечает вначале, что язык, даже если он непонятен или намеренно скрывает мысли, тем не менее безошибочно свидетельствует о человеке и о его душе: «Человек может говорить одну лишь сплошную ложь, но его подлинная сущность видна из стиля его высказываний». Это связано с ролью языка, который, согласно замечанию В. Клемперера, питает нацистский образ мыслей и после поражения нацизма.
Клемперер подчеркивает тотальность языка Третьего рейха: это был язык не только политики, не только официальный язык. Речь Третьего рейха – это речь и простых граждан, в том числе принципиальных противников нацизма.
У Клемперера мы находим концептуально важное понятие о мастере патологической речи (Клемперер имеет в виду конкретно Геббельса). Автор указывает на одержимость патологическим языком, когда этот язык сам начинает говорить через человека; на гностическое опьянение, словесным выражением которого становится язык Третьего рейха. Как и Селищев, Клемперер отмечает эмоциональность патологической речи и последующее ослабление эмоциональности, тривиализацию.
Клемперер считает нацистские руны (СС, руна жизни) примером того, как политическая речь размывает границу между текстом и символом. Здесь, как верно замечает автор, нацисты оказались преемниками литературного авангарда, в частности, футуризма.
Клемперер говорит о наглядности, осязаемости патологического языка, которое диагностирует как «усиление чувственного элемента» в речи.
Торжественно убранную площадь перед ратушей или увешанные знаменами и транспарантами залы или стадионы, где политические деятели обращаются к массе, можно в известном смысле уподобить составной части самой речи, ее телу; речь в этих рамках изукрашивается и инсценируется, она — синкретическое произведение искусства, которое предназначено для восприятия слухом и зрением, причем слухом — вдвойне, поскольку шум толпы, ее рукоплескания, гул недовольства действуют на отдельного слушателя по меньшей мере с той же силой, что и сама речь. Нельзя забывать, что такая инсценировка безусловно влияет и на тональность самой речи, придает ей более чувственный оттенок. Звуковой фильм воспроизводит это синкретическое действо во всей полноте; радио возмещает отсутствие зрелища дикторским комментарием, роль которого соответствует роли вестника в античном театре, и верно передает заразительное акустическое двойное воздействие, спонтанную реакцию толпы.
К формам символического поведения Клемперер относит выборы, предвыборную кампанию, разного рода съезды, митинги и даже поджог Рейхстага.
Патологический язык служит организующим началом для светского культа нацистов, где шестнадцать боевиков, убитых во время Пивного путча в 1923 г., занимают место «мучеников», созерцание солнечного круга и свастики в день зимнего солнцестояния заменяет собой Рождество Христово, город Браунау, где родился Гитлер, приобретает статус «места паломничества немецкой молодежи», а «Майн Кампф» становится Библией национал-социализма. Клемперер далее отмечает, что «война за сохранение не только гитлеровского рейха в узком смысле, но и вообще пространства, где господствовало религиозное поклонение Гитлеру, превратилась в «крестовый поход», «священную войну», «священную народную войну»; а на этой религиозной войне гибли люди, храня «непоколебимую веру в своего фюрера»».
Наконец, Виктор Клемперер составил полезный словарь языка Третьего рейха, куда входят такие слова как «исторический», «фанатический», «фанатизм», «действие», «буря», «тотальность», «органический», «вечный» (вечная вахта) и др.
История политической речи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Большим искусством и большой загадкой во все времена была способность воздействовать на людей с помощью политического выступления, вплоть до изменения судеб нации. Высший образец политической риторики – это всегда соединение предугадывания политических ожиданий аудитории и создание принципиально нового направления движения общности.
Что такое политическая речь
Общественно-политическая речь – это сложное многомерное явление. Ее анализ вызывает сопряжение различных областей гуманитарных наук.
Специфика политической речи представлена целым рядом структурированных признаков. Речь, которая произнесена политическим оратором, рассматривается как один из видов социального воздействия и политического явления, а также как процесс коммуникации.
Поскольку политическая речь расценивается как некое политическое явление, за которым стоят партии, движения и организации, то предполагается высокая степень ее воздействия на общество. Выступление перед широкими массами людей имеет свои особенности и определенные правила. Публичная политическая речь осуществляется при четком соблюдении норм и правил, не соблюдая которые может нарушаться сила речевого воздействия.
Особенности публичной политической речи
В связи с массовостью распространения информации в настоящее время происходит становление системы активных публичных коммуникаций. Ее участниками являются общественные и государственные институты, также ими могут быть граждане как члены общества. Публичные коммуникации – это те, которые направлены на передачу информации, что затрагивает общий интерес, и одновременное придание ей публичного статуса.
Активные публичные коммуникации и формирование публичной сферы отражаются в речевой практике общества. В этот период меняется языковая и речевая ситуация, происходит структурирование и формирование огромного речевого массива, который лучше назвать устной политической речью.
Готовые работы на аналогичную тему
В сфере устной публичной речи формируется своя система речевых действий, свои типы речевых стратегий, а также новые разновидности текстов. Это провоцирует усиленное внимание российского общества к проблемам языка, и служит причиной возрождения риторики как активной общественной практики и науки.
Политическая речь любого оратора – это не только грамотное и поставленное произношение. Успешный политик при построении выступления должен иметь в своем арсенале особенности и секреты таких наук:
Знание этих основ и их гармоничное сочетание позволяет произвести правильную подготовку к публичной политической речи, достойно выступить и произвести желаемый эффект на аудиторию. Создавая текст политического выступления, необходимо уделить особое внимание лаконичности, точности и ясности текста.
Спичрайтеры – это особые люди, которые занимаются написанием текстов для официальных публичных выступлений политических деятелей.
Спичрайтер следит за тем, чтобы выступление было построено правильно. Он не только готовит текст для должностного лица, но и консультирует оратора по всем вопросам исполнения данного выступления, ведет контроль за правильностью данного процесса.
Поскольку политическая публичная речь является неотъемлемой частью ораторского искусства, она применяет множество средств языка с целью определенного влияния на аудиторию. Процесс подготовки политической речи обычно состоит из нескольких этапов: согласование написанного текста, внесение правок в случае необходимости и расставление необходимых акцентов.
Официальная политическая речь должна оставлять только приятные воспоминания и запоминаться надолго. Из-за этого используется огромное количество стилистических средств. Готовясь к любому выступлению, политик должен понимать, какие ключевые слова необходимо использовать. Если в речи постоянно применять около пяти ключевых слов, в которых заключен «образ политика», это выступление надолго запомнится избирателям.
Каковы основные критерии политической речи
Ключевые слова, которые используются во время политической публичной речи, имеют несколько отличительных критериев:
Политическая речь является типом политического выступления, наименее ограничивающим переводчика. Это объясняется вариативностью большинства признаков в инициальной и финальной позициях. При высокой вариативности обхема текста и входязщих в него частей, политическая речь допускает как уменьшение объемов текста за счет элиминации, так и увеличение за счет комментирования.
Политическая речь: основные понятия
Патологическая речь
Патологическая речь – это речь массового человека, находящегося в состоянии гностического опьянения. Это речь политическая в своем существе, если понимать политику как практическую деятельность по имманентному самоспасению. В определение патологической речи входит ее противоположность речи разумной.
Свойства
Патологическая речь – это речь 1) иррациональная, 2) духовно нездоровая, 3) поврежденная.
Иррациональная речь
Духовно нездоровая речь
Служит для демонстрации (по типу театрального представления) и общественного воплощения духовных болезней массового человека. Среди этих духовных болезней следует особо выделить многословие.
Патологическая речь свидетельствует о степени духовного разрушения личности.
Речь поврежденная
Патологическая речь разрушает пространство диалога, делает невозможным общение в обществе и образование.
Области применения
Патологическая речь служит для:
Объем понятия
Мы предлагаем исследовать патологическую речь в широких исторических рамках: в эпоху Нового времени (XVI – XXI вв.), делая особое ударение на эпохе Возрождения, Реформации, пуританской революции в Англии, Французской и Российской революции. Отдельному исследованию должна быть подвергнута советская речь как законченный комплекс патологической речи.
В синхронии патологическая речь заполняет всю область коммуникации во всех сторонах современного общества: в идеологии, массовой культуре и науке, массовой религии. Она пронизывает все стороны человеческой жизни: общественную и частную жизнь, СМИ, образовательную систему и внесистемное обучение, охватывает мысленные клише, символические действия и знаки.
Классификация
Патологическая речь существует в специфических для нее и неспецифических (общих с разумной речью) формах, жанрах, использует специфические приемы. В них отражаются свойства патологической речи, представляющие собой систему.
Окончательное определение патологической речи
Иррациональная, духовно нездоровая, нравственно и формально поврежденная речь массового человека, служащая для сообщения лжи и магического изменения действительности.
Вторая реальность
Как речь лишенная смысла, патологическая речь является симптомом разрыва человека с первой реальностью.
Вторая реальность защищает человека от контакта с Истиной, от предстояния пред Богом, создавая область неподлинного, почитаемого за подлинное или даже за единственно подлинное, и случайного, почитаемого за должное. Все вместе это означает, что вторая реальность является демонически замкнутой, такой, до которой невозможно дотронуться словом истины.
В то же время во второй реальности ничто не скрыто, все является внешним в той же мере, что и внутренним. Это мир бесстыдного самообнажения, дерзкого отказа от самопознания. Здесь все находится на грани воплощения в слово, действие или личность.
Патологическая речь служит невизуальной картой второй реальности.
Гностицизм
Гнозис мы определяем как способ познания через смешение, а не различение понятий. Гностицизму свойственно такое созерцание Бога и осмысление мира, которое претендует на абсолютное овладение познаваемой реальностью: через знание или через незнание (апофатику).
Гностическое созерцание ведет к абсолютной свободе, которая является «окончательным мифом» Нового времени. В этом мифе познающий субъект окончательно утверждает свою власть над предметом познания, сам восхищая свою абсолютную свободу. Такое созерцание более не подвержено критике, оно не может быть неверным, потому что воплощается гностиками-активистами на практике.
Патологическая речь есть средство гностического познания второй реальности и орудие для создания этой реальности.
Тавтология
Патологическая речь ничего не сообщает в собственном смысле слова, а только дает человеку ощущение полноты через мнимое самотождество с самим собой. Благодаря этому патологическая речь приобретает обобщающую силу, объясняя и обосновывая самое себя.
Патологическая речь – это в прямом смысле внутренняя речь, публичный разговор массового человека о себе с самим собой.
Патологическая речь занимает все пространство рассуждения и действия, в результате чего возникает тавтологическая полнота, мнимое общее. Создаваемая таким образом вторая реальность равна самой себе и понуждает человека мыслить и действовать так, как если бы он был равен самому себе.
Гностическое опьянение
Наиболее радикальным проявлением принадлежности ко второй реальности, прямым бунтом против первой реальности является гностическое опьянение во всех формах: гностическое безумие, дионисийство, гностический пыл, экстаз, энтузиазм, оргиазм.
В гностическом опьянении человек прибегает к патологической речи с ее неартикулированным бормотанием и бессмысленными и стереотипными криками.
Первым признаком гностического опьянения служит острое ощущение человеком разрыва между формой и содержанием в своей и чужой речи. Такой разрыв означает, что человек утратил связь с логосом и более не видит границу, отделяющую добро и зло. Этот разрыв, с одной стороны, мучает гностика, а с другой – успешно используется им в пропаганде, когда, например, средства массовой информации и коммуникации становятся средством анестезии, опьянения масс.
В состоянии опьянения гностик говорит несмотря на то, что он не должен говорить и сказать ему нечего. Патологическая речь начинает ощущаться им как произносящая сама себя через него как через орудие. С этой стороны патологическая речь есть воля к говорению, разновидность воли к власти и, следовательно, проявление демонизма, одержимости.
Гностическое опьянение чередуется с гностическим сном, который образует свои формы и приемы патологической речи, в том числе совпадающие с порождаемыми гностическим опьянением: невразумительное бормотание, псевдомногозначительное молчание, гномическая краткость, фрагментарность речи и т.п.
Светский мистицизм
Важное понятие о «светском мистицизме» понадобится для ответа на вопрос о том, чем опьяняется гностик. Мистика полноты, мистика времени, мистика пространства, антиномическая мистика, мистика процесса, мистика исцеления, – все они составляют внутреннюю мотивировку высказываний на патологическом языке.
Массовый человек
Указанный нами выше объем понятия патологической речи опосредованно вытекает из понятия о человеке и непосредственно из понятия о его противоположности – массовом (новом) человеке, который обладает ложным, тотально искаженным сознанием, фальсифицирующим все, что попадает в его сферу.
Новый человек действительно существует (существовал) как «социалистический человек» Маркса, «новый итальянец» Муссолини, но в то же время это не понятие в подлинном смысле, а миф о сверхчеловеке, всечеловеке, человекобоге.
В мифе о новом человеке человек абсолютно овладевает самим собой, вплоть до изменения своей природы. Новый человек сам совершает свое спасение и занимает в светской религии место посюстороннего бога.
С внутренней стороны, новый человек – это человек духовно больной, и, прежде всего, болезнью глупости.
Мастер патологической речи
Новый человек, отождествивший себя со своей волей к говорению, овладевший формами, жанрами и приемами патологической речи, является мастером патологической речи.
Духовные болезни
В группу болезней знания входят непонимание понятного, понимание непонятного и т.п.
Болезни нашего века воплощаются в трех фигурах: глупца, неграмотного и бесстыдного.
Глупец – это тот, кто следует зову глупости и в результате страдает пороками многознания, многоделания и многословия. В современном обществе глупец занимает место идеолога, учителя, транслирующего свою глупость. Он управляет своим и чужим сознанием. По преимуществу глупец и втягивает больных другими болезнями в соучастие во второй реальности, общей для всех гностиков одного рода. Мастер патологической речи – прежде всего глупец.
Неграмотный не способен понять и выразить проблемы смысла и духа, добра и зла, доброго и злого в действиях и личностях. Он не способен выразить и навязать другому абсурдность второй реальности, но за счет беспорядочного непонимающего воспроизведения и искажения он вносит значительный вклад в общий поток патологической речи. Основная масса патологической речи производится (воспроизводится) именно людьми неграмотными.
Многословие
Все три духовные болезни суммируются в одной, которая собственно совпадает с патологической речью – это болезнь многословия или иначе пустословия (др.-евр. hâbal; греч. μωρολογία, ματαιολογία, κενοφωνία, μακρολογία; лат. longiloquium; англ. prolixity of speech, tediousness in speech).
Многословие в техническом смысле – это речь пустая, то есть бедная содержанием, в которой продолжительность высказывания не соответствует предмету. Когда о маловажном предмете составляют много книг, то это многословие в смысле объема.
Когда говорят о несуществующем предмете, когда говорит тот, кто не должен говорить и кому нечего сказать, то проблема сразу приобретает социальное измерение. Обильное словоизлияние служит симптомом гностического опьянения, одержимости, когда человек забывает себя.
Многословие в гностическом обществе считается добродетелью.
Болезнь многоделания служит причиной того, почему патологическая речь воспринимается как дело, как слово действенное, в отличие от чисто теоретического слова Истины.
Болезнь многознания порождает разные формы ложного знания, псевдологий. Исследуя болезнь многознания, мы узнаем, как и какое гностическое знание образует для себя формы патологической речи.
Гностическая цивилизация
Рассмотренные выше понятия суммируются в понятии «гностическая цивилизация», которая является историческим воплощением второй реальности. Мы используем этот термин для обозначения всего Нового времени, а также конкретных цивилизаций внутри него: советской, национал-социалистической, американской и т.п.
В гностическом обществе запрещено публично вести диалог на разумном языке. Общение на разумном языке вытесняется в область речи частного человека. Внутри гностической цивилизации общественно санкционирован только один вид диалога, который мы предлагаем называть «гностическим диалогом».
В гностической цивилизации господствует гностическое образование, производится массовая интоксикация посредством развлечений, в том числе с помощью средств массовой информации и коммуникации.
Патологическая речь интегрируется в целостный светский культ, когда возникает общество радикальной внешности, где ничто не скрыто и ничто не открыто. Поведение массового человека является ритуальным – от его стереотипных мыслей до стереотипных действий. Речь “нового человечества” обращена к своему коллективному “я” на сцене огромного театра мироздания.
Пределом развития гностической цивилизации является создание единого религиозно-политического тела.