что такое полезные ископаемые 4 класс
Полезные ископаемые
Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле объединены общим названием «полезные ископаемые». Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, а полезные — так как служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые предметы, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Все они необходимы для обеспечения комфортной жизни людей.
Какие бывают полезные ископаемые
Недра нашей планеты таят огромные запасы полезных ископаемых. Часть из них залегает около поверхности Земли, другие же — на большой глубине, под толщей «пустой» породы.
По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на:
По особенностям использования различают три группы:
Металлические полезные ископаемые служат для извлечения из них металлов. К неметаллическим полезным ископаемым относятся строительные материалы, рудоминеральное неметаллическое сырье — слюды, графит, алмазы и химическое минеральное сырье — калийные соли, фосфаты, сера.
Месторождение — это скопление полезных ископаемых. Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют «бассейна».
Горючие ископаемые
Особую группу полезных ископаемых образуют различные виды топлива. Это торф, уголь, горючие сланцы, нефть и горючие газы. Они содержат углерод и, соединяясь с кислородом при горении, выделяют тепло.
Горючие ископаемые используются не только как топливо. Они служат незаменимым сырьем для производства различных изделий. Угли, горючие сланцы, нефть и газ используют при выпуске пластмасс, синтетических тканей, взрывчатых веществ, лекарств, красок, технических масел, мыла и другой продукции.
Сгусток энергии
Нефть — горючая маслянистая жидкость темного цвета. Ее добывают в основном с помощью бурения скважин на суше, а также на дне морей и океанов. Нефть — это «сгусток энергии». Используя всего лишь 1 мл этого вещества, можно нагреть на 1 °С целое ведро воды.
Экологичное топливо
Природный газ, так же как нефть и уголь, образовался в земных недрах из органических веществ растительного и животного происхождения под действием высоких давлений и температур.
Природный газ является отличным топливом и обладает многими положительными свойствами — высокой теплотворной способностью, хорошей транспортабельностью, большей по сравнению с нефтью и углем экологичностью. Природный газ — самое чистое органическое топливо. При сгорании он образует намного меньше вредных веществ, чем уголь и нефть, поэтому и используется очень широко. По газопроводам топливо перекачивают на многие тысячи километров. Более того, разведанные запасы газа больше, чем разведанные запасы нефти.
Источник тепла
Уголь является одним из наиболее важных полезных ископаемых. Он используется в качестве твердого топлива, выделяя при горении много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Уголь образовался из погибших растений. Прожив свой век, деревья и другие растения отмирали, падали, заносились илом и песком, спрессовывались, а затем происходило их обугливание. Начинался этот процесс в присутствии кислорода, а продолжался в бескислородной среде. При этом остатки растений теряли кислород, водород, азот, а углерод сохранялся. Так образовались торф и уголь.
Уголь состоит из углерода, водорода, кислорода, азота и других второстепенных компонентов. По содержанию углеводорода угли подразделяются на бурые (65—70 % углерода), каменные (порядка 80 % углерода), антрациты (до 96 % углерода).
Каменный уголь залегает в земле пластами толщиной до 100 м. Его добычу ведут открытым или закрытым способами. Открытый способ добычи применяют на тех месторождениях угля, где он залегает близко к поверхности земли. Угольные пласты взрывают, а затем куски угля экскаваторами грузят в огромные грузовики или железнодорожные вагоны. При закрытом способе строят шахты, представляющие собой глубокие вертикальные колодцы с горизонтальными туннелями. В них трудятся шахтеры, которые с помощью мощных специальных комбайнов дробят большие пласты каменного угля и подают его наверх.
Наши подземные богатства
Урок 17. Окружающий мир 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Наши подземные богатства»
Человек широко использует в хозяйстве богатства земных кладовых — полезные ископаемые. Образовались они много миллионов лет назад. И создала их сама природа.
Те места, где залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Месторождения отыскивают геологи. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, техника.
Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Добывают полезные ископаемые по-разному: одни — в открытых котлованах — карьерах, другие — в шахтах. А для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или газ, строят буровые установки и бурят скважины.
Нефть — это густая маслянистая жидкость тёмного цвета. Имеет резкий запах. Горюча. Попадая в воду, не смешивается с ней, а растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Чтобы добыть нефть, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а затем её выкачивают с помощью очень мощных насосов.
Нефть — это очень ценное полезное ископаемое. Из неё получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей. Добытая нефть используется не только внутри нашей страны. Мы поставляем нефть и в другие государства. Потребителю это полезное ископаемое доставляется по нефтепроводам, таким длинным подземным магистралям из труб. Нефть также перевозят железнодорожным транспортом в специальных цистернах, а ещё на морских судах — нефтеналивных танкерах.
По мнению учёных, природный газ, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые в очень давние времена жили на нашей планете.
Природный газ не имеет цвета, он лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем.
Газ — очень хорошее топливо. Его повсеместно широко используют: на электростанциях, в котельных, на фабриках и заводах, в быту. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию. Из недр земли газ добывают с помощью скважин. В разные районы страны и за границу он поступает по газопроводам, которые проложены на тысячи километров от месторождений этого полезного ископаемого. В нашей стране запасы природного газа большие. Россия является одним из крупнейших в мире экспортёров газа. Но несмотря на большие запасы этого полезного ископаемого, нельзя его расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту.
Торф имеет красно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.
Образуется торф в условиях болот из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. Между тем, за год может образоваться только слой торфа всего в один миллиметр. Следовательно, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого. Добывают торф открытым способом, потому что все торфяные месторождения расположены на земной поверхности. Раньше торф добывали исключительно вручную, лопатами. В настоящее время добыча производится при помощи специальных механизированных агрегатов. Торф используется в качестве топлива в жилых домах. Его используют и на фермах в качестве подстилки для животных. Кроме того, торф является хорошим удобрением. Использовать торф нужно экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень сложно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за оставленного костра или брошенной спички…
Уголь образовался в недрах Земли из остатков древних растений. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении оно даёт много тепла.
В хозяйстве уголь используют как топливо. Он также служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Способы добычи угля зависят от глубины его залегания. Если глубина залегания угля небольшая, его разработка ведётся открытым способом. Для добычи угля с больших глубин используются шахты.
Железная руда — это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Железные руды очень отличаются друг от друга по своему составу, наличию вредных и полезных примесей.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. Чугун хрупок, поэтому идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали, начиная от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов.
Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды. Кроме железа, в железной руде содержатся ценные металлы: ванадий, кобальт, титан. Титан, например, используется при создании современных самолётов и космических ракет.
Гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.
Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и после этого становится очень красивым. Гранит имеет высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Поэтому его применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий. Залегает гранит глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.
Известняк — это довольно прочный камень белого или серого цвета.
Интересно, что люди, которые добывают известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (раньше моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ. Известняк с давних пор используют при строительстве зданий, дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни. Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.
Россия богата полезными ископаемыми. В нашей стране добывают нефть, природный газ, торф, уголь, гранит, известняк, железную руду и другие полезные ископаемые.
Запасы полезных ископаемых в недрах земли не безграничны, а уже использованные месторождения восстановить невозможно. Поэтому необходимо экономно расходовать подземные богатства.
Конспект урока на тему «Полезные ископаемые» (4 класс)
ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул
Предмет : Окружающий мир
Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»
Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»
Тип урока: Комбинированый
Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.
Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.
Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
Орешек знаний тверд,
Мы не привыкли отступать!
Ученику всегда поможет
На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.
-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
-Можно ли назвать водоемы богатством земли?
-Что еще относится к природным богатствам?
— Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
-Что же полезного есть в земле?
— Какова тема нашего сегодняшнего урока?
— Какая цель нашего урока?
Давайте составим план нашего урока
Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.
Разнообразие полезных ископаемых.
Полезные ископаемые нашего края.
Свойства полезных ископаемых.
— Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.
-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.
Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.
Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.
— Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.
-Что нового необычного увидели на карте?
-Кто знает, что они обозначают?
-Все ли значки одинаковые? Почему?
— Какие полезные ископаемые уже знаете?
-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?
— А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?
— Как вы думаете, как мы можем назвать место, где на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?
-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.
-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.
Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.
— А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.
-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.
-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.
Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем
— Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.
Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.
— Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?
— Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.
В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья,
И здоровью не вредить!
Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
Выступление детей 1 группа
1. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
Выступление 2 группы
2. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь )
Выступление 3 группы
3. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)
Выступление 4 группы
4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит )
Выступление 5 группы
5. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Выступление 6 группы
6.Белый камушек растаял.
На доске следы оставил. (Мел)
-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.
Работа в группах, заполнение таблиц.
-Какова была цель урока?
— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
— Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?
-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.
1 . Прочитать текст на с.149-159 учебника.
2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.
Придумать сказку о полезных ископаемых.
-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.
-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?
-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?
-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?
-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых
Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.
Полезные ископаемые 4 класс
Полезные ископаемые (2 часа)
Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.
— этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
— технику «русская мозаика».
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание
темы, термины и понятия
Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Освоение техники «русская мозаика». Выполнение шкатулки из пластилина.
Бронза, буровик, буровая вышка, геолог, золото, малахит, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, поделочный камень, пуд, русская мозаика, серебро, скважина, талисман, чёрное золото.
— интерес к изучению темы;
— бережное отношение к природным богатствам России;
— ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
— желание оформлять суждение о человеческих ценностях;
— понимание успешности при освоении темы.
— раскрывать значение понятий «бронза», «буровик», «буровая вышка», «геолог», «золото», «малахит», «месторождение», «нефть», «нефтепровод», «нефтехранилище», «полезные ископаемые», «поделочный камень», «пуд», «русская мозаика», «серебро», «скважина», «талисман», «чёрное золото» и использовать их в активном словаре;
— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;
— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;
— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
— определять материалы и их размеры для использования в технике «русская мозаика» и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.
— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
— распределять обязанности для выполнения учебного задания;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.
— формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
— согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно представлять результат собственной деятельности.
— месторождение нефти на карте России и обозначать его, используя условный знак;
— этапы операции по добыче и транспортировке нефти.
— модель буровой вышки;
— изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина в технике «русская мозаика».
· Оформлять суждение о человеческих ценностях.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Организация образовательного пространства
Тема «Полезные ископаемые и их обозначение на карте».
Тема «П. Бажов. Малахитовая шкатулка».
Учебник, рабочая тетрадь «Технология».
— образцы изделий из нефти.
— «Работа с пластичными материалами»;
— «Критерии оценки работы».
Презентации «Буровая вышка», «Поделочные камни».
индивидуальная — ;
парная — ;
I этап. Самоопределение в учебной деятельности
· Мотивировать к изучению темы.
· Стимулировать желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.
Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.
Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».
Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное — это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.
Ребята, кто из девочек прав?
Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить своё суждение.
Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?
— проявлять интерес к изученной теме;
— проявлять желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Блок А. Чёрное золото
— интерес к добыче полезных ископаемых;
— бережное отношение к природе.
· Актуализировать умение работать по плану.
· Ввести понятия «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «чёрное золото», «нефтепровод», «буровая вышка», «полезные ископаемые».
— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;
— рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;
— рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;
— определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;
— определять этапы операции по добыче и транспортировке нефти;
— выполнять модель буровой вышки;
— выполнять учебное действие, используя план;
— выполнять самооценку учебного задания;
— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. В зависимости от площади месторождения, его называют «район месторождения», «провинция месторождения» или «бассейн месторождения».
Месторождение нефти находится в осадочных породах — слоистых, пористых пластах земли.
Богаты нефтью Западная Сибирь, остров Сахалин, полуостров Ямал. Её месторождения встречаются на суше и в море. Существуют специальные значки для обозначения месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, например:
Сначала геологи ищут нефтяные месторождения и подготавливают их к разработке. Затем буровики бурят скважину и строят буровую вышку — сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. Специальными насосами из скважины нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающий завод.
Объясните значение слов «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «нефтепровод», «буровик», «геолог».
Объясните значение выражений «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы», «чёрное золото».
Назовите профессии, связанные с добычей нефти.
Расскажите о добыче нефти в древности.
Расскажите о добыче нефти в XXI веке.
Расскажите об использовании нефти древними и современными людьми.
Задание 2 (П)
Верно ли, что для добычи нефти достаточно пробурить скважину? Обоснуйте своё мнение.
Можно ли утверждать, что месторождения нефти встречаются только на территории России? Обоснуйте своё мнение.
Определите на карте России месторождения нефти и отметьте их общепринятым условным обозначением.
Оцените работу по пятибалльной системе.
Представьте свою работу.
Определите по фотографиям учебника технологическую операцию по добыче и транспортировке нефти. (Выкачивание нефти на буровой вышке, доставка нефти по нефтепроводу, доставка нефти в вагоне-цистерне.)
Выполните модель буровой вышки, используя план учебника.
Оцените работу по пятибалльной системе.
Представьте свою работу.
Диагностические задания:
1. Допишите предложения:
Чёрное золото — это…
2. Отметьте условный знак, которым обозначают на картах нефть:
¨ —
;
¨ — ;
¨ — ;
3. Определите и подчеркните названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:
— проявлять интерес к изучению природных богатств России;
— проявлять бережное отношение к природе.
— раскрывать значение понятий «нефть», «чёрное золото», «месторождение», «нефтепровод», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы» и использовать их в активном словаре;
— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;
— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение.
— выполнять учебное действие, используя план;
— выполнять самооценку учебного задания.
— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
— рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;
— рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;
— определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;
— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
— выполнять модель буровой вышки.
Блок Б. Малахитовая шкатулка
· Стимулировать интерес к работе с полудрагоценными камнями на примере малахита.
· Актуализировать знания о работе с пластичными материалами.
· Ввести понятия «малахит», «пуд», «поделочный камень», «русская мозаика», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».
— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
— определять размеры материалов, используемых в технике «русская мозаика», и обосновывать своё мнение;
— рассказывать об использовании малахита в России;
— рассказывать о процессе создания изделий из малахита способом «русская мозаика»;
— рассказывать правила работы с пластичными материалами;
— выполнять изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина;
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять взаимооценку учебного задания;
— адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
В природе существуют такие полезные ископаемые, которые человек использует для изготовления предметов искусства, например ваз, шкатулок, панно, украшений. Это поделочные камни: агат, яшма, малахит, оникс и др.
Изделия из полудрагоценных камней — это хороший подарок как женщинам, так и мужчинам. Выбор полудрагоценных и поделочных камней очень большой. Их стоимость вполне доступна.
Название «малахит» произошло от древнегреческого слова malakos — мягкий. Очень важно знать значение камня для его обладателя. Как амулет, приносящий здоровье, и красивый камень для украшений, малахит использовался ещё древними греками и египтянами. Узор на камне часто напоминает глаз, поэтому малахит применяли как амулет для защиты от сглаза. В Средние века малахит использовался для защиты детей от всяческих неприятностей, а также ведьм. На Руси малахит считался камнем исполнения желаний. Древние русичи вырезали из малахита «солнце» для защиты от ядовитых животных и злых духов.
Благодаря большому содержанию меди малахит помогает очищать тело от токсинов и загрязнений. Он поглощает отрицательную энергию, помогает укрепить нервную систему и устранить эмоциональный дисбаланс, освобождает сознание от обид и неурядиц прошлого. В старину носили перстень с малахитом как оберег от холеры и чумы.
Объясните значение слов «малахит», «пуд», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».
Объясните значение выражений «поделочный камень», «русская мозаика».
Назовите синонимы слова «талисман». (Амулет, оберег.)
Расскажите о значении малахита для его обладателя.
Расскажите об использовании малахита в России.
Представьте процесс создания изделия из малахита способом «русская мозаика».
Расскажите о правилах работы с пластичными материалами.
Задание 2 (П)
Могут ли в составе одного изделия использоваться поделочные камни и драгоценные металлы? Обоснуйте своё мнение.
Верно ли, что для выполнения изделия в технике «русская мозаика» используются поделочные камни только больших размеров? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3(У) Учебник, с. 26—27, с взаимооценкой.
Выполните изделие «Малахитовая шкатулка», используя план из учебника.
Оцените работу партнёра, используя пятибалльную систему и критерии: