что такое полетная программа
ТЕЗ ТУР поиск тура. Туры и путевки из Санкт-Петербурга в Россию, на Кипр, Тунис
Горящие туры и путевки от Тез Тур в Египет, ОАЭ, Тунис, Россию, на Кубу, Мексику 2021
BE LIVE COLLECTION PUNTA CANA 5*, все включено, 91 061 р, 11 ночей OCEAN BLUE &.
MEMORIES CARIBE BEACH RESORT 4*, все включено, 56 010 р, 10 ночей MEMORIES FLAM.
LD SUITES PUNTA PLAYA 3*, все включено, 77 356 р, 11 ночей LD PALM BEACH 4*, вс.
ROYAL PHARAOHS MAKADI BAY (EX. HARMONY MAKADI BAY) 5*, все включено, 29 691 р, 7.
Куда можно сейчас поехать из Санкт-Петербурга
Дорогие друзья! Мы каждый день получаем от вас вопросы по поводу тех стран, куда можно отправиться на отдых в связи с ситуацией с COVID-19.
Поэтому для вашего удобства здесь мы будем публиковать самые свежие новости, связанные с открытием направлений, а также различных формальностей, которые необходимо осуществить для вашего отдыха.
1. Сербия
Если вы соскучились по атмосфере старой Европы, а также по прогулкам и европейским городам, тогда Белград станет отличным местом для отдыха.
Мы предлагаем вам не только отдых в формате перелет+проживание, но и многочисленные экскурсионные программы по стране с уникальной культурой и многовековой историей.
Имеются и регулярные рейсы.
Для граждан России действует безвизовый режим (пребывание до 30 дней).
Также с 20 декабря 2020 года туристам необходимо предоставить справку с отрицательным результатам теста на коронавирус (не ранее, чем за 48 часов до пересечения границы Сербии). Справка выдается аккредитованным медицинским учреждением только в распечатанном формате на английском языке (с печатью).
2. Турция
Далее выбор направлений, конечно, представлен Турцией.
На анталийское побережье Турции можно поехать прямо сейчас по очень доступным ценам (отели 5 звезд, питание «Все включено»). Эгейское побережье также пользуется спросом (Мармарис, Бодрум, Фетхие).
С 30 декабря 2020 года для въезда в Турцию необходим также отрицательный ПЦР-тест на COVID-19 (за 72 часа до въезда в Турцию).
Также подойдет сертификат о вакцинации или о перенесенном заболевании (6 последних месяцев). Не забудьте также получить HES-код для въезда.
3. ОАЭ
Беспроигрышным вариантом также являются и ОАЭ. Это круглогодичное направление, и если вы хотите на море, да еще и с прямым вылетом из Санкт-Петербурга, тогда можно рассмотреть его.
Окунитесь в волшебный мир Арабских Эмиратов вместе с нами. Вы не только можете насладиться морем, но и посетить много интересных мест, тем более все экскурсии работают в полном формате.
Туристам необходимо предоставить отрицательный ПЦР-тест, действующий в течение 72 часов. Также потребуется сдать второй ПЦР-тест по прибытии в Дубай. Транзитным пассажирам справка не требуется, если она не нужна в пункте назначения.
Также необходимо установить на мобильный телефон приложение DXB Smart App для отслеживания перемещений и определения нахождения туриста. Виза в ОАЭ не требуется.
4. Египет
С 28 сентября возобновлено прямое авиасообщение с Египтом из Санкт-Петербурга.
С 1 сентября 2020 года необходима справка об отрицательном ПЦР-тесте на КОВИД не ранее, чем за 72 часа до прибытия. В справке должны быть точная дата и время сдачи теста, оформление в официальной лаборатории, наличие печати. Также справка должна быть на арабском и английском языках.
5. Куба
Туры на Кубу также открыты и представлены турами на Кайо-Коко и Варадеро с перелетами из Москвы.
На остров Свободы не нужна виза, если планируете пребывать там до 90 дней. Также требуется и отрицательный анализ на коронавирус, проведенный за 72 часа до путешествия. Тест нужен на английском языке.
Повторный тест придется пройти и в аэропорту Кубы. В течение 24 часов нельзя будет покидать территорию отеля до получения отрицательных результатов теста. Турист, получивший положительный тест, будет госпитализирован. Его попутчики будут изолированы на 5 дней.
Белоснежный песок и лазурные воды океана стоят того, чтобы побывать на курортах Кубы. Здесь жизнь как будто замедляется, и все располагает к спокойному отдыху.
6. Мальдивы
Для любителей романтического отдыха имеются и Мальдивы на чартерном рейсе из Москвы или на регулярных рейсах.
Чистейшая воды, роскошные пляжи, богатый подводный мир и романтика: все это Мальдивы. Они являются безвизовым направлением. Необходим ПЦР-тест за 72 часа до прилета.
Тем, кто получает положительный тест на COVID, необходимо будет провести 5 дней в изоляции.
7. Россия, Абхазия, Беларусь
Пользуются большой популярностью туры по России. В первую очередь это туры по раннему бронированию на лето c предоплатой 399 р. Самыми популярными направлениями по России являются Сочи, Крым, Калиниград, озеро Байкал, Казань, Карелия, Шерегеш и Урал. На курорты Краснодарского края необходим сертификат о вакцинации.
Не забываем и об открытых Беларуси (отрицательный ПЦР-тест за 72 часа) и Абхазии (тест не требуется).
По всем интересующим вопросам вы можете обратиться в любой из наших офисов по номеру телефона 339-33-11 или оставить заявку в форме обратной связи ниже.
8. Сейшелы
Въезд российским туристам разрешен с 25 марта. Необходим отрицательный ПЦР-тест, сделанный за 72 часа до вылета. Сертификат о тесте должен быть предоставлен на английском языке с оригинальной печатью. Также требуется заявление в департамент туризма Сейшел https://seychelles.govtas.com/
Имеется прямой перелет из Москвы на а/к «Аэрофлот».
Ищете уединения и гармонии с миром? Вам сюда!
9. Кипр
C 1 апреля Кипр открыт для граждан РФ. Понадобится отрицательный ПЦР-тест, сделанный за 72 часа до вылета. За 24 часа до прибытия необходимо зарегистрироваться на портале CyprusFlightPass. Повторный тест необходимо будет сделать в аэропорту Ларнаки. Стоит данная услуга 15 евро (аэропорт Ларнаки), 19 евро (аэропорт Пафоса).
Как и прежде, въезд для российских граждан безвизовый и осуществляется по провизе.
Добро пожаловать на остров Афродиты!
10. Венесуэла
С 16 августа открыто прямое чартерное сообщение со сказочным карибским островом Маргарита. Для посещения страны необходим ПЦР-тест за 48 часов, либо сертификат о вакцинации. При этом необходимо повторное тестирование в аэропорту (стоимость тестирования 20 долларов).
Также перед вылетом необходимо заполнить специальную форму https://pasedesalud.casalab.com.ve/
11. Доминиканская республика
Восхитительное и долгожданное направление Карибского бассейна.
С 9 августа Доминиканская республика открыта для граждан РФ официально.
Доступны следующие рейсы:
ПЦР тест не требуется. Необходимо заполнить только анкету о здоровье.
Забронироваться можно уже с сентября.
12. Хорватия
Еще одна открытая Европейская страна.
Для въезда в Хорватию требуется отрицательный тест на коронавирус за 72 часа, либо сертификат о вакцинации (Спутник).
Также требуется национальная хорватская виза, либо шенген (мульти).
13. Греция
Требуется ПЦР за 72 часа до прибытия в Грецию, а также анкета для въезда https://travel.gov.gr
Бронирование осуществляется на островную часть Греции (Крит, Родос, Корфу), а также на материковую.
14. Мексика
В Мексику требуется только визовое разрешение (оформляется за один день). ПЦР- тест для въезда не требуется. Необходимо заполнить анкету здоровья.
15. Албания
16. Венгрия
Практически единственная страна материкового шенгена, открытая для российских туристов. Для въезда необходим сертификат о вакцинации «Спутник V» или ПЦР-тест не старше 72 часов. Во втором случае понадобится пройти 10-дневный карантин в Венгрии.
17. Болгария
Прямые рейсы из Санкт-Петербурга в Бургас запускаются с 31 июля. Самолеты летают 4 раза в неделю.
Турция: важная информация для российских граждан, планирующих пребывание в стране*
Авиаперелет:
В соответствии с требованиями Роспотребнадзора и правилами авиакомпаний пассажиры без масок к перевозке не принимаются. Пассажиры должны носить маску в течение всего времени нахождения на борту самолета и иметь достаточное количество масок на весь период полета из расчета 1 маска на 3 часа полета.
Требования для перелетов внутри Турции:
Пассажиры, вылетающие в Турецкую республику обязаны иметь заполненную электронную форму, на основе которой будет автоматически создан индивидуальный HES код.**
* примеры заполнения формы
** Уточнить расположение отеля Вы можете на сайте отеля в разделе Контакты.
С января 2021 года в Анталье для проезда в муниципальном общественном транспорте ввели обязательную привязку HES-кода (из электронной анкеты) к платежным средствам: транспортной карте Antalyakart (Антальякарт) или банковским картам. В транспорте на время пандемии нельзя платить ни разовыми билетами ни наличными.
Привязать HES-код можно самостоятельно на сайте https://hes.antalyakart.com.tr/. Также с 15 марта при входе в любые государственные учреждения провинции Стамбул, банки, больницы, а также места общественного досуга, такие как кофейни, парки, театры, салоны красоты, спортзалы, хаммамы и т. д. все посетители обязаны предъявлять HES-код.
Правила въезда в Турцию для невакцинированных и не переболевших коронавирусом туристов
Управление Народного Здравоохранения
При министерстве Здравоохранения Турецкой республики
Относительно требования о предъявления ПЦР теста при пересечении границы.
Номер: 13588366-149
Данные условия действительны до дальнейшего распоряжения.
Прошу проинформировать о проведенной работе и принятых мерах.
И.О Генерального директора Управления народного здравоохранения при Министерстве Здравоохранения.
Врач-специалист Мухаммед Чёмче
Правила въезда в Турцию для вакцинированных и переболевших коронавирусом туристов:
При въезде в Турцию пассажиры могут быть подвергнуты выборочным ПЦР-тестам (например, при наличии симптомов заболевания). Таким пассажирам будет разрешено отправиться в конечный пункт назначения только после получения результатов теста. Если он будет положительным, их отправят в медицинское учреждение. Контактных с ними лиц изолируют в их отелях.
Пассажиры из Афганистана, Бангладеш, Бразилии, ЮАР, Индии, Непала, Пакистана, Шри-Ланки и пассажиры, бывавшие в этих государствах в последние 14 дней, помимо предоставления справки с отрицательным результатом ПЦР-теста на COVID-19, сделанного не ранее чем за 72 часа до прибытия в Турцию, будут подвергнуты обязательному карантину в течение 14 дней в местах, определенных властями.
Пассажирам, следующим в Турцию из Великобритании, Ирана, Египта и Сингапура в любом случае нужна справка с отрицательным результатом ПЦР-теста на COVID-19, сделанного не ранее чем за 72 часа до прибытия в Турцию.
Аэропорт прибытия
Перед паспортным контролем осуществляется термометрия. При показаниях свыше 37,8 градусов пассажир приглашается в отдельное специально предназначенное для этих целей помещение. Через полчаса проводится повторное измерение температуры тела и первичный осмотр врача.
Если температура сохраняется, делается забор материала на ПЦР (бесплатно). Если результат отрицательный, пассажир покидает аэропорт в сопровождении гида принимающей компании и направляется в отель по месту отдыха.
Пассажиры с положительным результатом на тесты (вместе с семьей, если таковая имеется), будут доставлены в больницу на специальном транспорте. Необходимо будет связаться с сервисной компанией ERV (по телефонам, указанным в полисе). Дальнейшее решение об изоляции или госпитализации пассажира будет приниматься врачами сервисной компании (персонал русскоговорящий) в зависимости от протокола лечения или письменного согласия пациента. При наличии тяжелых симптомов заболевания пациента будут госпитализировать, а при наличии легкой формы заболевания, пациент должен находится в режиме карантина (изоляции) в специально выделенном номере забронированного отеля.
В случае установления у пассажира диагноза COVID-19 в кратчайшие сроки информация о лицах, в соответствии с информационными формами пассажира находившихся с ним в контакте в самолёте (лица, сидевшие в креслах на расстоянии двух метров от кресла лица с выявленным случаем, то есть по два кресла спереди, сзади и по бокам от кресла заболевшего, а в случае, если больной сидел у прохода – лица, сидевшие по диагонали спереди и сзади от него), их личные данные, данные для связи и адрес будут сообщены в Управление здравоохранения. В случае, если станет известно о наличии зараженного COVID-19 в период после полёта, контактировавшие с больным в самолёте будут установлены по их формам пассажиров.
С теми, кто находился в контакте с пассажирами, имеющими положительный ПЦР-тест, будет устанавливаться связь через Туроператора и будет проводиться тестирование.
Трансфер
Представитель туроператора выдает всем туристам индивидуальный пакет с санитарно-гигиеническими принадлежностями (маски, дезинфицирующие средства), информирует о мерах по соблюдению режима в отеле и в городе.
Необходимо также учитывать, что власти Турции на регулярной основе призывают граждан соблюдать социальную дистанцию и правила личной гигиены, стараться максимально минимизировать контакты. Ношение медицинских масок остаётся обязательным, как в общественных местах, так и на улице в большинстве городов. За несоблюдение правил ношения маски действует штраф в 900 турецких лир (около 9300 рублей).
Отель
В отеле на входе и выходе, а также на территории на постоянной основе проводится термометрия. Несмотря на сохраняющиеся предписания по обязательному ношению масок в закрытых помещениях, режим их использования для клиентов внутри отелей не регламентирован и носит уведомительный характер.
При выявлении у гостя повышенной температуры (от 37,8) либо при возникновении у клиента жалоб, ему необходимо звонить в Сервисный центр по номеру телефона, указанному в страховом полисе, и следовать инструкциям оператора. При выявлении COVİD-19 у одного из членов семьи, анализы берутся у всей семьи отдыхающих.
Конкретного алгоритма действий по поголовной проверке и принудительной госпитализации всех постояльцев или проверке их на наличие заражения не существует. Если во время отдыха выяснится, что кто-то из них контактировал с заболевшим пассажиром (сидел в определённом радиусе от него), то туриста помещают на изоляцию в специально выделенные номера/корпуса на территории отеля и делают тест на COVID-19. В случае отрицательного результата турист может продолжить свой отдых без ограничений. В этом случае все расходы за проведение теста турист оплачивает за свой счет. В случае положительного результата теста и выявленного заболевания COVID-19 турист направляется в клинику для дальнейшего амбулаторного или стационарного лечения. Нахождение на карантине при выявленном заболевании является страховым событием по правилам ERV.
Больница
В больнице решение о госпитализации, изоляции по месту отдыха или о карантине по месту жительства принимает врач медучреждения. Он определяет степень риска потенциально осложненного течения болезни. При наличии симптомов (температура, кашель) и сопутствующих хронических заболеваний (сахарный диабет, почечная или сердечная недостаточность, астма, бронхит и т. п.) проводится дополнительное тестирование, включая лабораторные анализы крови, исследование легких на МРТ, КТ и т. п.
На основании углубленных лабораторных данных врачами принимается решение о госпитализации особо сложных пациентов в больнице. Если турист не имеет симптоматики, он помещается в специально выделенном номере забронированного отеля под наблюдение лечащего врача. При этом предполагается, что через 5–7 дней проводится дополнительное тестирование.
При наличии положительного теста наблюдение и лечение продолжаются. При отрицательном результате пациент по заключению врача выписывается из больницы, помещается в обычный номер для дальнейшего отдыха.
Оплата медицинских услуг
Если во время отдыха Застрахованный вдруг обнаружит у себя схожие симптомы заболевания (высокая температура, кашель, насморк и т.п.), то ему необходимо звонить в Сервисный центр по номеру телефона, указанному в страховом полисе, и следовать инструкциям оператор. Все расходы по лечению будут покрываться полисом ERV.
По итогам лечения, если период пребывания в Турции превышает количество дней отдыха по оплаченной путевке, перелет в Россию оплачивает страховая компания ERV или туроператор PEGAS Touristik.
Если турист захочет по собственной инициативе провериться на COVİD-19, то он должен будет это сделать за свой счет. При этом если результат окажется положительным, расходы будут покрыты за счет страхового полиса.
По возвращении домой все понесенные расходы будут возмещаться в рамках полиса медицинского страхования ERV, в т.ч. на лекарства, необходимые анализы по назначению врача, проживание в отеле (300 у.е.) и обратные билеты. Поэтому необходимо быть готовым к дополнительным тратам и сохранять все чеки и квитанции об оплате оказанных услуг.
Если турист оказался в сложной ситуации, связанной в том числе с заболеванием короновирусной инфекцией, туроператор PEGAS Touristik окажет содействие в решении вопросов и необходимую поддержку.
Правила действия страхового полиса ERV в Турции: ссылка на правила
Для обратного вылета в Россию:
Важно! Граждане Российской Федерации, прибывающие на территорию Российской Федерации воздушным транспортом, должны обеспечить заполнение электронной формы на Едином портале государственных и муниципальных услуг (обязательно для всех аэропортов с 21.10.21 ) до вылета в Российскую Федерацию (заполненную форму Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию необходимо распечатать или показать с экрана смартфона при регистрации не рейс).
В соответствии с требованиями Роспотребнадзора и правилами авиакомпаний авиапассажиры без масок к перевозке не принимаются. Пассажиры должны носить маску в течение всего времени нахождения на борту и иметь достаточный запас на весь период полета из расчета 1 маска на 3 часа полета.
В случае невозможности представить медицинский документ на русском или английском языках допускается его представление на официальном языке государства регистрации организации, выдавшей такой медицинский документ, с переводом на русский язык, верность которого засвидетельствована консульским должностным лицом Российской Федерации.
До прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации пассажирам необходимо заполнить анкету прибывающего на территорию Российской Федерации.
В связи с возобновлением регулярного воздушного сообщения между Российской Федерацией и иностранными государствами, согласно перечню см. Приложение N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 635-р въезд в Российскую Федерацию возможен для граждан указанных государств и лиц, имеющих вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в перечисленных государствах, въезжающих в Российскую Федерацию из любого перечисленного государства через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации при условии предъявления действительных документов, удостоверяющих их личность, и визы либо в безвизовом порядке в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Обращаем внимание пассажиров, что результаты тестирования на антитела, результаты других видов тестов, за исключением тестов, выполненных методом ПЦР, не могут быть использованы для подтверждения отсутствия заражения COVID-19 в указанных целях.
Напоминаем, что пассажиры допускаются на борт воздушного судна только в средствах индивидуальной защиты, в которых они должны находиться на протяжении всего полета.
Источник:
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 (ред. от 28.07.2021) «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»
«Где карта, Билли?» — или как соотносятся план полёта и гроза по курсу
Поделиться
VHF omnidirectional range в естественной среде обитания.
Михаил
Разберём вопрос в гражданской авиации: каким образом строится маршрут для полётов из аэропорта А в аэропорт Б. Что влияет на «прокладку» маршрута полёта, кто и как может повлиять на уже составленный маршрут и каким образом диспетчера узнают об всем этом безобразии.
Обсудим, как летит самолёт, на что ориентируется, что из полёта планируется на земле, а что нет. Например, если впереди гроза, то нужно же как-то обходить очаг. Флайтплан можно подать с воздуха прямо диспетчеру ОрВД. Мало кто про это знает, кто такое делал у нас в стране — единицы. На деле для этого есть другие процедуры.
Но для начала давайте совершим краткий исторический экскурс по опредёленным авиадисциплинам для лучшего понимания всей этой авиационной legacy, накопленной поколениями. Опять же, напомню вам — гражданская (да и в принципе вся) авиация — это одна из самых консервативных областей деятельности, что продиктовано в первую очередь фокусом на безопасности полётов (не путать с авиационной безопасностью — всякие САБ и иже с ними).
Времена пионеров авиации, к сожалению, давно прошли.
А вот здесь классный материал про то, как посадить самолёт.
Дисклеймер: я действующий пилот Airbus семейства 320. Соответственно, некоторые моменты, описываемые далее, будут привязаны именно к данному типу самолетов. И да, я не имею отношения к инженерно-авиационной службе и службе ОрВД (организации воздушного движения), поэтому уж простите возможные огрехи в описании матчасти.
1.1 Небольшой экскурс в географию
Как всем прекрасно известно, Земля в приближении похожа на слегка сплюснутый с полюсов шар (если говорить более сухим языком, то это эллипсоид вращения, но вообще, если уж говорить совсем правильно то земля — это геоид). Исходя из данного упрощенного предположения давным-давно была придумана геодезическая система координат, которая позволяет задать координаты произвольной точки на земной поверхности через долготу и широту места в градусах относительного нулевого меридиана.
Михаил
Но как обычно, legacy и здесь не подкачало и в зависимости от выбранных параметров эллипсоида вращения мы имеем небольшой зоопарк, состоящий из:
СК 42, она же референц-эллипсоид Красовского. Изобретение как не трудно догадаться 1942 года, основная ее идея — минимальные искажения при картографических измерениях на 1/6 части суши. Были косметические апгрейды в виде СК 63, но суть происходящего (референц-эллипсоид) осталась прежней.
WGS 84, здесь все просто: используется в спутниковой системе GPS, и является «единой системой для всей планеты».
ПЗ 90, основное предназначение которой — обеспечения орбитальных полётов и решения навигационных задач. По сути, российский аналог WGS 84.
Весь мир сейчас использует систему WGS 84, авионика на всех современных самолетах рассчитана именно на внесение координат в данной системе. Повторюсь, что система координат ПЗ 90 почти не отличается от WGS 84 (скажем так, отличается некритично для самолётной навигации) и периодически встречается в Российских сборниках аэронавигационной информации (AIP, Aeronautical Information Publication). В конце 90х в нашем AIPе была каша из координат в системах СК 42, WGS 84 и ПЗ 90, что придавало особую пикантность при выполнении полета.
Теперь, когда мы умеем определять координаты точки А и точки Б на поверхности Земли, нам необходимо найти линию кратчайшего расстояние между ними. Для этого в навигации существуют два понятия:
Интересные факты:
Одной из причин катастрофы Ту-134 под Петрозаводском в 2011 году стало то, что штурман в сложных метеоусловиях использовал GPS-навигатор, введя в него координаты торца полосы с аэронавигационного сборника в системе СК 42, что довольно прилично отличалось от координат в системе WGS 84. Результат к сожалению предсказуем.
Например, при трансатлантических полётах, часто задают вопрос: почему самолёт вылетая из Москвы в тот же Нью-Йорк летит через Англию, Гренландию и север Канады, ведь так же дольше? Краткий ответ: это потому, что самолёт летит по ортодромии. Развернутый ответ: самолёт летит по кратчайшему пути между точками. Проверить это, кстати, очень просто: взять глобус и приложить нитку от Москвы до Нью-Йорка, при этом кратчайший маршрут пройдёт именно по описанным выше местам. А то, что мы видим на экранах в салоне самолёта — это проекция эллипсоида вращения на плоскую поверхность, которая вызывает существенные искажения размеров около полюсов. Сравните, например, площади Гренландии и Австралии на такой карте и в Википедии.
1.2 Переходим непосредственно к воздушным трассам
Теперь, когда мы научились определять координаты произвольной точки на поверхности земного шара и строить между ними линии кратчайшего пути и линии, при полёте по которым угол между осью самолёта и меридианом будет постоянным, попробуем построить воздушную трассу. Но есть один нюанс — для того, чтобы самолёт мог лететь по этой трассе, всегда необходимо знать текущее местоположение самолёта с заданной точностью. По мере развития науки и техники были внедрены различные способы решения данной проблемы, по которым мы пробежимся чуть дальше.
Опять же, на заре авиации полёты были визуальными, а знание координат аэропортов на карте не сильно помогало в вопросах навигации. Летали примерно так: «после взлёта на юг идем вдоль автомобильной дороги, увидев железную дорогу уходим налево и выдерживаем курс ххх градусов 5 минут. Далее, над озером поворачиваем направо…». Где-то в годах 30-40-х из-за бурного развития техники появилось понятие радионавигации и как результат стали появляться наземные радиомаяки (они же приводные радиостанции, NDB — Non directional beacon), которые устанавливались например на аэродромах или отдельных точках пути. Да, по сути, NDB — это передатчик с круговой диаграммой направленности. В сочетании с АРК (автоматический радиокомпас), установленном на самолёте, это позволяло выполнять полёты либо на, либо от привода. Поэтому именно первые приводы легли в основу первых воздушных трасс в классическом их понимании. Но из-за особенностей данного оборудования, местоположение самолёта можно было определить только по двум и более приводам с довольно большой погрешностью.
Вторым этапом развития систем радионавигации стало изобретение VOR (VHF omnidirectional range) устанавливаемых обычно в комплекте с DME (Distance measuring equipment). VOR-маяк позволял определить с довольно высокой точностью радиал — угол между направлением на магнитный север, проходящим через VOR и направлением на самолёт. DME — определить дальность от самолёта до маяка. Теперь уже по одному VOR/DME, зная радиал и удаление, можно было более точно определить местоположение самолёта. Особенно бурный рост VOR’ов был в США в 1970-1980-х, когда почти вся территория США была покрыта сетью VOR’ов. При этом маяки устанавливались в отдельных точках воздушной трассы и всегда была возможность контролировать одновременно два радиала от одного VOR’a к другому. До сих пор, при полётах в США в нижнем воздушном пространстве актуален как никогда термин Victor airway — полёт по трассе, заданной двумя VOR’ами.
Всё это позволило сильно упростить задачи навигации, позволяя осуществлять полностью приборные (без визуальной ориентировки) полёты на довольно большой территории. Но в тоже время поддержание всей наземной инфраструктуры регулярно вставало «в копеечку».
Дальнейшее появление GPS (или правильнее говорить GNSS — Global Navigation Satellite System), позволило определять местоположение самолёта независимо от наличия наземных радиосредств. Как результат — появление нового класса воздушных трасс, которые задавались произвольными координатами в пространстве. В авиации появился термин RNAV (Area NAVigation, она же зональная навигация), описывающий всё происходящее, требования к точности и т.д. и т.п.
При этом, самолёт может самостоятельно при помощи FMGC (Flight Management Guidance Computer) как отслеживать своё местоположение, так и осуществлять навигацию из точки А в точку Б по любой воздушной трассе с требуемой точностью.
Вывод: если говорить упрощённо, то воздушная трасса — это две произвольные точки на поверхности Земли, соединённые линией кратчайшего пути. При этом в данных точках могут находиться (но не обязаны) радиосредства (VOR/VOR-DME/NDB/NDB-DME).
Интересные факты:
1.3 Что такое SID/STAR и Flightplan
Данное повествование было бы неполным, если бы я не затронул еще несколько терминов, влияющих непосредственно на то, как самолёты покидают район аэродрома и каким образом попадают на него, пролетая до точки, из которой начинается конечный заход на посадку. В общем случае с точки зрения воздушной навигации полет самолёта выглядит следующим образом:
А теперь попробуем собрать всё это вместе на примере маршрута Шереметьево-Пулково:
UUEE 24C AR24E OBL1E B239 DB B160 OKULO R961 GENP1B 28L ULLI
То, что мы получили, — это маршрут полёта. После добавления всей служебной информации (бортовой номер, дата и время вылета и т.д.) мы получаем готовый флайт-план (план полёта), который получают пилоты в бумажном и электронном виде виде, он так же уходит в систему ОрВД через AFTN (Aeronautical Fixed Telecommunications Network) — эдакий «авиаинтернет».
Интересные факты:
1.4 И на десерт — немного воздушного законодательства
Как вам теперь известно, самолёты в гражданской авиации летают от аэропорта к аэропорту не как хочется пилотам, а строго по определённым правилам. Правила эти изначально формировались каждой страной по отдельности, но с дальнейшим бурным развитием авиации стало ясно, что сопутствующий этому бардак растёт в геометрической прогрессии. Как результат — под эгидой ООН в 1944 году была создана Международная организация гражданской авиации (ICAO — International Civil Aviation Organization).
В первом собрании в Чикаго участвовали 54 государства, в результате чего была подписана “Чикагская Конвенция” — устав ICAO (так называемый ICAO Doc 7300). В данном документе были описаны основные принципы работы международной гражданской авиации, в частности, правила полётов над территорией стран-участниц, принцип национальной принадлежности воздушного судна и т.д. Кроме этого, было введено понятие международных стандартов и рекомендуемых практик (SARPs) — то, на чём сейчас базируется авиационное законодательство любой страны — члена ICAO. Кстати, СССР стал членом ICAO только в 1970 году, но это уже совсем другая история.
Далее, есть понятие Приложений (Annexes) ICAO, в которых описываются SARPs для основных областей гражданской авиации. Например, в ICAO Annex за номером 2, который называется «Rules of the Air» можно найти описание формата флайт-плана.
К чему я всё это рассказал: правила полётов во всем мире очень сильно гармонизированы, так как ICAO включает в себя почти все страны мира. Благодаря повсеместному использованию SARPs разрабатываются местные правила полётов, гармонизированные с нормами ICAO. Опять же, каждая страна — член ICAO должна обязательно публиковать AIP в открытом доступе, а пилоты и штурманы — использовать его в работе. На самом деле всё гораздо хитрее — такие коммерческие гиганты как Jeppesen или Lufthansa стали консолидировать информацию из AIP разных стран и предоставлять её авиакомпаниям в едином формате за отдельные деньги. В итоге, есть два программных продукта которые используются во всём мире: Jeppesen Flitedeck Pro и Lufthansa LIDO. При этом обе конторы так же выпустили свои приложения для EFB (Electronic Flight Bag) — айпадов/винпадов, сертифицированных для использования на борту самолёта и прибитых к форточкам в кабине самолёта. EFB как раз и используются в процессе всего полёта пилотами — там есть вся информация по маршруту, схемам аэропортов, рулению и т.д. и т.п.
Интересные факты:
Надеюсь, я достаточно запудрил вам голову базовыми понятиями. Ну что ж, теперь давайте перейдём к практике, без которой теория, как известно, мертва.
2.1 Что видят пилоты перед вылетом
Пилоты, придя в комнату для брифингов в аэропорту, получают комплект полётной документации.
Командир создает видимость работы в брифинге.
Состав данного пакета четко регламентирован (см. выше тему авиационного законодательства), но для нас самое интересное это:
В CFP/OFP всегда уже указан полный маршрут полёта, с SID/STAR/ENROUTE частью. Обычно сам маршрут — это RPL (Repetitive Flight Plan, повторяющийся план полёта), который повторяется каждый раз. Обычно штурманская группа авиакомпании прорабатывает несколько вариантов одного и того же маршрута и закладывает их в планировщик, и поэтому в зависимости, например, от струйных течений по эшелонам программа может выбрать сама наиболее оптимальный (экономичный, но исходя из заданных критериев) маршрут. Для понимания: струйные течения в верхней части атмосферы могут достигать 200 узлов (сам был свидетелем подобного и не раз). Типичная скорость струйного течения — около 100 узлов. Так же ветер может меняться по эшелонам, поэтому выбор оптимального (рекомендованного) эшелона тоже всегда за программой. Кроме этого в процессе расчёта OFP/CFP учитываются минимально безопасные высоты в случае отказа двигателя/разгерметизации, наличие запасных аэродромов по маршруту и много, много другой (бес)полезной информации.
В общем случае, пилоты не меняют маршрут, изначально заложенный в CFP/OFP, но возможны исключения:
В случае несогласия с маршрутом, обозначенном в CFP/OFP, вопрос почти всегда можно решить звонком в штурманскую службу, но надо понимать, что подача нового флайт-плана чревата задержками рейса. Поэтому задача командира — аргументированно донести (с ссылками на конкретные пункты РПП) свою позицию.
После получения нового/или согласия с текущим CFP/OFP задача командира определиться с количеством топлива, заправляемого в самолёт (а это — как минимум тема для отдельной статьи, как и принятие решения на вылет), подать данные по заправке/маршруту аэродромным службам и службе центровки и с гордым видом в окружении экипажа проследовать на борт для выполнения предполётных процедур.
Интересные факты:
2.2 В процессе выполнения полёта
Вот здесь начинается самое интересное: план полёта давно согласован, подан и находится «внутри» системы ОрВД. После заправки, загрузки пассажиров и груза и получения информации от старшего бортпроводника задраиваются двери и экипаж начинает готовиться к полёту. Один из первых этапов — это запрос у диспетчера delivery clearance (тут я затрудняюсь привести корректный русский термин, но пусть будет «диспетчерское разрешение на полёт по маршруту»). При этом диспетчер ОрВД контролирует для запрашиваемого рейса наличие флайт-плана в системе и выдаёт squawk (код бортового ответчика, состоящий из 4 цифр) вместе с условиями выхода — рабочая полоса, SID и transition. Как я писал ранее, факт отсутствия флайт-плана в системе ОрВД чреват невозможностью вылета и задержкой рейса (очень редко, но такое случается, в основном для чартерных рейсов). Далее — процедуры и запрос на запуск двигателей. Кстати, запрос о запуске двигателей говорит о том, что командир принял решение на выполнение полёта.
Запуск, руление, взлёт и… гроза по курсу. Самолёты в грозовых очагах не летают, поэтому самый правильный (единственно правильный) способ обойти грозовой очаг — запросить у диспетчера пролёт с определённым курсом для обхода засветок. При этом вы покидаете SID и летите с новым курсом, набирая высоту по указаниям. Флайт-план при этом не меняется, но диспетчеры, работающие на аэродромном кругу/подходе, постараются максимально быстро «выпнуть» вас из зоны аэродрома (а у них ещё под контролем весь прибывающий трафик). Как показывает практика, при наличии сложной погодной обстановки в районе аэродрома начинается «свалка» из прилетающих и вылетающих бортов, задача диспетчеров — всё это разрулить. При этом топливо ограничено, а самолёты, как известно, без него не летают. Начинаются зоны ожидания, уходы на запасные аэродромы… Но мы отвлеклись — благополучно обойдя засветки, диспетчер отправляет нас на одну из точек маршрутной части, с разрешением набора крейсерского эшелона.
Набрали крейсерский, летим, тишь да гладь. Вдруг начинается прогнозируемая в CFP/OFP болтанка из-за входа в струйное течение. Пристёгиваем всех, летим дальше, «болтанка» не стихает. Вверх уйти не можем — самолёт тяжёлый, или кто-то сверху над нами и диспетчер не даёт набор. Просимся вниз, диспетчер дает снижение, занимаем высоту на пару эшелонов ниже. При этом опять же основная часть маршрута остаётся без изменений, в процессе полета диспетчеры могут поднимать/снижать самолёты исходя из воздушной обстановки. Но вот тут и кроется тот самый дьявол из воздушного законодательства, о котором я писал ранее, так как спрямление воздушных трасс у нас в стране официально запрещено, а лететь на более низком эшелоне мы не можем, так как в этом случае не хватает топлива. И тут через час-другой начинаются игры «в пятнашки» с диспетчером и другими бортами вокруг, в попытке занять более высокий эшелон полёта для экономии топлива. И опять же, очень редко можно услышать слова от диспетчера: «следуйте на точку ххх по воздушной обстановке», эдакий вариант спрямления маршрута.
При подлёте к аэродрому назначения диспетчер подхода обязан обозначить STAR, по которому будет выполняться заход. А далее как обычно: грозы, векторение, уход со STAR заход на точку, с которой непосредственно начинается конечный этап захода на посадку. Что интересно, сейчас в нормальных (с точки зрения организации схем SID/STAR) аэропортах STAR представляет из себя «змейку», выполняемую на одной высоте. Это очень удобно для диспетчеров (да и пилотов тоже) — вас «загоняют» туда, гасят скорость («минимальная на чистом крыле» или что то в районе 230-200 узлов) и далее по мере захода самолётов на посадку «выдёргивают» из середины «змейки» и отправляют прямо на посадку. В этом случае обеспечивается максимально возможное количество взлётно-посадочных операций в час (эдакий KPI диспетчеров круга/подхода) с минимально возможными интервалами между заходящими на посадку самолётами. Влияния на флайт-план все подобные операции совершенно не оказывают.