что такое полета грузоперевозки
Что такое паллеты: виды грузовой тары и требования к ней
Эффективная упаковка груза решает сразу несколько задач. Она обеспечивает его сохранность, простоту перемещения, напрямую влияет на качество и скорость перевозки. Что такое паллеты, какими они бывают, какие стандарты разработаны для тары, расскажут специалисты компании «Калипсо».
О понятии паллет
Паллета – это транспортная жесткая конструкция, на которую фиксируют груз посредством ремней, термоусадки или стрейч-пленки. Поддоны были изобретены в Америке в начале XX века. Они настолько облегчили перемещение грузов, что вскоре стали использоваться в промышленных масштабах.
Современные виды паллет имеют унифицированный размер, что позволяет такелажной технике во всем мире работать с ними. Грузоподъемность конструкций варьируются от 700 кг до 2500 кг. Поддоны предназначены для многоразового использования, поэтому материалы и параметры должны соответствовать стандартам.
Для чего используют поддоны
С помощью паллеты формируется 1 грузовая единица. Строение поддона таково, что с ним максимально комфортно работает вилочный или ручной погрузчик. Такая организация грузов имеет следующие достоинства:
компактное и систематизированное хранение;
рациональное размещение на территории склада;
быстрые такелажные работы;
дополнительная защита груза.
Специально для поддонов разработаны схемы расположения в складских помещениях. Это позволяет наиболее эффективно использовать площадь, обеспечивать удобную транспортировку грузовым транспортом между рядами.
Чем отличается отечественная тара от евроаналогов
Исторически сложилось, что в Европе и Российской Федерации регламенты на производство поддонов разнятся.
Европоддон соответствует стандартам ISO 3676, ISO TK/22, ISPM 15. Контроль за их выполнением возложен на EPAL (Европейская ассоциация паллет). Подтверждением соответствия тары является клеймо. Стандартный европоддон имеет габариты 800*1200*145 мм.
Российская тара регламентируется двумя ГОСТами: 9557-87 и 9078-84. Первая норма предъявляет строгие требования, которые обеспечивают качество продукции, аналогичное европейскому стандарту. Отличие – отсутствие клейма, поэтому поддон получил название БК паллеты. Их используют на внутреннем рынке страны. Второй ГОСТ имеет общий характер, он устанавливает размеры изделия. Стандартные габариты паллет – 800*1200*145 и 1000*1200*145.
Важно знать! Существуют американские поддоны, их габариты – 1200*1200 или 1000*1200. Они соответствуют документу по стандартизации деревянных паллет, который начал действовать в Америке в 2012 году.
Виды поддонов
Виды поддонов или паллет различают по материалу изготовления. В числе вариантов – дерево, металл, пластик, вторсырье.
Деревянные паллеты. Материал перед производством проходит предварительную обработку, призванную уничтожить вредных насекомых, плесень и бактерии. Прочность паллет зависит от породы дерева. Для конструкции используются стандартизированная доска и брусья, между собой они соединяются металлическими крепежами. Производство незатратно, поэтому такие поддоны достаточно дешевы.
Пластмассовые аналоги изготавливают из полимерных материалов и смол различных типов. Важное преимущество таких паллет – небольшой вес и высокая гигиеничность. Конструкцию легко помыть и продезинфицировать. Благодаря решетчатой структуре поддоны быстро просыхают. Конструкция изготавливается методом литья, этим достигается высокая точность изделий. Пластмассовая тара востребована в самых разных сферах перевозок и торговли, ее недостатки – более высокая цена в сравнении с деревянными, сложность утилизации.
Металлические поддоны – чемпионы по грузоподъемности, они имеют большой запас прочности и применяются для перевозки большегрузных товаров. Из-за достаточно большого веса металлические паллеты редко используют для транспортировки, как правило, они актуальны для внутреннего перемещения на производстве.
Паллеты из картона. Наиболее дешевые и легкие конструкции. Артикул изготавливают из рифленого картона. За счет небольшого веса их часто применяют при транспортировке на длинные расстояния. Существенный недостаток – восприимчивость к влаге, поэтому данные изделия считаются одноразовыми и по окончании цикла доставки требуют утилизации.
По назначению выделяют следующие типы продукции:
плоские конструкции, не имеют дополнительных надстроек;
ящичный поддон, имеет большую высоту за счет решетчатой или сплошной надстройки;
универсальные, могут использоваться для грузов любых типов;
узкоспециализированные, применяются только для конкретных товаров.
По строению поддоны бывают однонастильными и двухнастильными. В первых расположение товара предусмотрено только с одной стороны. Во втором продукцию можно располагать с обеих сторон, штабелируя паллеты.
По способу транспортировки существует два типа паллет: двух- и четырехзаходные. В первую группа вилку захвата можно завести только с двух сторон, во второй – со всех четырех.
Есть ли отличия паллет для ВЭД и для внутреннего рынка?
Какие бывают паллеты для ВЭД, определяется нормами международных перевозок. В список разрешенных поддонов входит несколько вариантов.
Тара, сертифицированная для Европы, имеет клеймо. Верхняя площадка состоит из 5 досок, нижняя – из 3.
Финпаллеты также имеют клеймо, их верхняя часть сложена из 7 досок, нижняя – из 3.
Грузовые паллеты многоразового использования с размерами 800*1200*145 и 1000*1200*145, без клейма.
Евробокс с клеймом EUR в овале, представляет собой металлическое основание с надстройкой в виде металлической клети, размер – 800*1200*800 мм.
Для внутреннего рынка используют экземпляры без клейма. Это могут быть несертифицированные европаллеты, поддоны 1, 2, 3 сорта, другие виды пластиковой, деревянной или металлической тары.
Маркировка паллет и ее расшифровка
На поддоны, которые будут пересекать границу, обязательно наносится клеймо. Оно подтверждает соответствие стандартам и прохождение фитосанитарной обработки.
Важно знать! Маркировка паллет определяется регламентом ISPM 15. Его действие распространяется только на изделия из дерева.
Маркировка содержит подробные сведения о производителе поддона, пройденной дезинфекции, несет следующие сведения:
IPPC, название международной конвенции по защите растений;
сокращение латиницей, обозначает код страны изготовителя тары;
цифровой код, обозначающий регион производителя;
трехзначный цифровой код, идентифицирует предприятие, обрабатывающее древесину;
дата изготовления поддона, номер и наименование партии.
Древесина может проходить следующие виды обработки, о чем информирует маркировка на поддоне:
MB, обработка бромистым метилом ;
HT, термическое воздействие;
DB, древесина окорена;
KD, древесина прошла сушку в камере высокой температуры.
Поддельное клеймо
Многие не учитывают, что тара также проходит контроль при пересечении границы. Оригинальность клейма и информацию на нем обязательно проверяют. При обнаружении фальсификации груз могут задержать, что грозит собственнику товара финансовыми потерями. Именно поэтому оформление и контроль всех сопроводительных бумаг стоит доверить профессионалам. Таможенный брокер компании «Калипсо» подготовит груз для благополучного пересечения границы.
Советы специалиста
Для транспортировки груза за рубеж целесообразно выбирать европоддоны. Такая транспортировочная тара имеет следующие преимущества.
Высокая грузоподъемность до 2500 кг, в противовес стандартным паллетам на 750-1000 кг.
Надежность. Европоддон изготавливают из древесины с низкой влажностью.
Прочность и устойчивость к нагрузкам. В качестве крепежных элементов выступают ершенные гвозди, они толще и имеют витую нарезку, благодаря чему конструкция не разбалтывается.
Срок эксплуатации в среднем в два раза выше, конструкция реже требует ремонта.
Наличие дополнительной пропитки замедляет старение дерева, делает его устойчивым к механической деформации.
Благодаря конструкции европоддона его можно использовать на автоматизированных складах.
Перед прохождением границы отдельное внимание нужно уделить фитосанитарной обработке тары. Стандартными решениями являются камерная сушка, тепловая обработка и фумигация. На территории Российской Федерации актуальны первые два способа.
Выводы
Паллета – стандартизированная тара, которая широко используется при перемещении грузов как внутри страны так и за ее пределами. Соблюдение норм маркировки и обработки поддонов – обязательные составляющие успешного таможенного оформления.
Виды, размеры и классификация стандартных паллет и поддонов
Паллеты (поддоны) широко применяются в оптовой и розничной торговле, а также при транспортировке и хранении грузов. Паллеты обеспечивают сохранность товаров во время перевозки, иначе при движении по неровным дорогам они могут упасть, деформироваться и стать непригодными. Не обойтись без них и в складских помещениях, на стеллажах, поскольку они помогают организовать пространство и перемещать сразу несколько товаров с места на места.
Поддоны делятся на виды по множеству параметров. Ниже приведены классификации по материалу и размерам.
Обычные поддоны никак не маркированы, на них нет фирменного клейма. Конструкция полностью повторяет европаллет (такое же количество и расположение досок).
Предлагаем вам проверить свои знания:
Всем правильно ответившим подарок.
Классификация паллет по материалу
Паллеты и поддоны изготавливаются из различных материалов: пластика, дерева, металла или картона.
Деревянные поддоны
Для изготовления годится древесина любой породы, однако у каждой из них есть свои показатели прочности, что следует учитывать при перевозке грузов большого веса. Предварительно сырьё обрабатывается защитным средством, предотвращающим гниение и появление вредных микроорганизмов. Процесс производства довольно прост: продолговатые и узкие дощечки крепятся к основе.
Размеры деревянного поддона: 800х1200х 145мм
Пластиковые поддоны
Паллеты, изготовленные из пластмассы, легче и практичнее деревянных. Их проще мыть и обрабатывать дезинфицирующими средствами. Основа этих приспособлений – смола различных типов, которой придаётся нужная форма посредством литья.
Размеры пластикового поддона: 800х600х140мм
Металлические поддоны
Они предназначены для применения в условиях повышенной температуры, поскольку материал, из которого они изготовлены, тугоплавкий. Алюминиевые или стальные изделия гораздо прочнее и надёжнее деревянных и пластиковых аналогов, поэтому предпочитаются для хранения и транспортировки большегрузных товаров на большие расстояния.
Картонные поддоны
Изделия, выполненные из рифлёного картона, используются для перевозки грузов малых габаритов и веса для перевозки на большие расстояния. Из-за существенного недостатка (влагопроницаемости) такие паллеты преимущественно одноразовые: их утилизируют после первого же применения.
Классификация паллет по размеру
Теперь рассмотрим, как паллеты разделяются на виды на основе габаритов и особенностей конструкции.
Сертифицированные европаллеты (EUR-паллеты)
Размеры евпопаллета (EUR-паллета): 1200х800х145 мм.
Стандартная еврофура 82м3 вмещает 32 евпопаллета.
Эти изделия маркированы следующим образом. На правых опорных ножках выжжено клеймо, где буквы EUR заключены в овал. Маркировка на остальных ножках указывает производителя, серию и год выпуска.
Конструкция отличается тем, что верхнюю часть европоддона составляют пять досок разной ширины: 145 и 100 мм, элементы разной ширины чередуются. Нижнюю часть составляют три доски (две узкие по сторонам и широкая посередине). Фаски находятся на углах, а в нижней части они сняты.
Финский паллет (FIN-паллет, финпаллет)
Размеры финского паллета: 1200х1000х145 мм.
Маркировка на изделиях следующая. На правых опорных ножках нанесено фирменное клеймо: тёмные буквы FIN заключены в осветлённый прямоугольник. На центральных ножках указаны дата изготовления и код производителя.
Конструкция у финских поддонов такая. В верхней части 7 досок разной ширины (120 мм и 100 мм). Они чередуются следующим образом: одна широкая, две узкие, одна широкая, две узкие, одна широкая. В нижней части три доски, как у европаллета, и расположены они таким же образом. Расположение и наличие фасок у них также сходится.
Паллет американского стандарта (US-паллет, американец)
«Американцы» изготовлены в соответствии с положениями Международного комитета по защите растений, что означает возможность их применения для транспортировки товаров в другие страны.
Размеры американского (US) паллета: Форма – квадратная, длина грани составляет 1200 мм.
Грузовой паллет многоразового использования
Размеры стандартного грузового паллета: 1200х800х145 мм, толщина доски 20 мм.
Грузовой многоразовый паллет (поддон)
Еще бывает второй вид многоразового паллета, его размеры немного отличаются от первого.
Длина 1200 мм, ширина 1000 мм, высота борта 145 мм, доска толщиной 20-22 мм.
На изделиях нет фирменной маркировки, а конструкция полностью повторяет финский аналог.
Если транспортная компания занимается международными перевозками, рекомендуется применять европейские и финские паллеты: они сертифицированы и соответствуют самым жёстким требованиям, о чём свидетельствует маркировка.
Заказать транспорт для перевозки запаллеченного груза вы можете по телефону +7 (812) 317-55-18 или просто оставив запрос на обратный звонок.
Классификация паллет по конструкции
По типу конструкции поддоны делятся на 3 вида:
Классификация паллет по грузоподъёмности
Важно знать, на какой вес рассчитаны паллеты, чтобы они не рухнули под грузом. Различаются такие виды паллет по силе.
Классификация паллет по кратности использования
Паллеты годятся для использования или только один раз, или несколько.
Классификация б/у паллет
В Европе и России применяются не только новые паллеты, но и б/у, которые разделяются на три вида на основе их состояния.
Разница между обычными и европейскими поддонами
В России производство и свойства поддонов регулируют два документа:
Маркировка EUR сообщает, что паллеты были произведены в Европе, а EPAL – что продукция изготовлена в другой стране, но в полном соответствии со всеми положениями Европейской паллетной ассоциацией.
Загрузка паллет
По допустимому способу погрузки различаются такие виды:
В Газель загружаются поддоны по такой схеме:
В контейнер, рассчитанный на 20 футов, загружается в 1 ярус:
В контейнер на 40 футов загружается в 1 ярус:
Если паллеты выстраиваются в несколько ярусов, нижний ряд должен быть особенно прочным.
В контейнер паллеты загружаются следующим образом:
Заключение
Итак, паллеты (поддоны) это неотъемлемая составляющая хранения и транспортировки товаров. Нужно грамотно выбрать их вид: для международных перевозок требуются маркированные, сертифицированные тары, а для перевозок внутри страны годятся любые, и без маркировки.
Необходимо регулярно очищать паллеты, следить за их состоянием, ремонтировать или утилизировать и покупать новые. От качества поддонов зависит сохранность товаров, следовательно, и успех бизнеса.
Заказать транспорт для перевозки паллетного груза вы можете по телефону +7 (812) 317-55-18 или просто оставив запрос на обратный звонок.
© Копирование материалов с сайта СибАвтоТранс разрешается только с указанием ссылки на источник.
Ознакомьтесь с популярными услугами оказываемыми СибАвтоТранс:
Виды поддонов (паллет)
Коммерческие предприятия предусматривают перемещение продукции от компании-продавца покупателю. Основная задача при этом – не допустить потерь при транспортировке груза: правильно уложить, надежно закрепить и аккуратно довезти, чтобы во время пути товары не упали, деформировались или повредились. С этой целью используется унифицированная тара – так называемые поддоны (или паллеты), обеспечивающие сохранность товара при перевозке.
Что такое паллет?
Паллет – это вид крупной многооборотной тары для транспортировки, а также складирования и хранения продукции. Конструкция представляет собой жесткую плоскую прямоугольную площадку, на которую укладывается груз и прочно крепится ремнями, стретч-пленкой или с помощью термоусадочной ленты. Перемещение товара на поддонах происходит при помощи ручных или вилочных автопогрузчиков, поэтому на паллетах есть специальные выступы и выемки – для захвата груза и крепления строп.
На паллетах можно размещать любую продукцию, если это не противоречит правилам ее хранения и перевозки. Для разных объемов грузового транспорта используются поддоны различной вместимости. Кроме того, существуют несколько схем размещения товара, которые позволяют рационально использовать полезную площадь. Таким образом, применение поддонов для складирования и транспортировки грузов дает весомые преимущества:
Чем отечественный поддон отличается от евро?
Паллеты, благодаря своим очевидным достоинствам, широко используются по всему миру. Однако габариты и стандарты изготовления поддонов различаются. Так, например, многооборотная тара, используема при международных перевозках, обязательно сертифицируется. Называются у нас такие паллеты (EUR) «европоддонами».
Габариты такой тары – 800 мм х 1200 мм х 145 мм. Нормы и размеры регламентируются организацией EPAL (European Pallet Association), контролирующей производство европейских поддонов. ISO3676, ISPM 15, ISO TK/22, UIC 435-2/ 435-4 – стандарты производства европаллет. На таре международного образца есть клейма EUR в овале на правых ножках паллета, обозначающее принадлежность к европейскому типу, и EPAL, указывающее на соответствие стандартам организации.
Качество и габариты отечественных поддонов регулируют два основных документа – ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87.
Виды поддонов
Паллеты подразделяются на виды по многим параметрам – материалу, размерам, стандартам, грузоподъемности, конструкции и т.п. Выбирая тару, следует учитывать ее классификацию.
Материал
По материалу изготовления поддоны подразделяются на 4 типа: деревянные, пластмассовые, металлические, из вторсырья (например, картонные).
Тип конструкции
От конструкционных различий поддонов зависит специфика их использования и погрузки транспортируемого товара. По строению паллеты бывают таких типов.
Грузоподъемность
Выбирая паллеты для транспортировки продукции, важно знать, на какой вес рассчитана тара, чтобы она не рухнула под тяжестью груза и не погубила товар. По мощности различают такие типы поддонов.
Стандарты и размеры: какие паллеты используются для ВЭД?
Для ведения внешнеэкономической деятельности подходят сертифицированные европейские паллеты. Они имеют строгие стандарты, размеры и конструкция отличаются. Международные перевозки груза осуществляются в следующих видах поддонов.
Сертифицированный поддон (EUR), европаллет
Габариты: 800 х 1200 х 145 мм. Выдерживает до 1,5 тонны. Настил из 5 досок, где широкие(145 мм) чередуются с узкими (100 мм) в последовательности: Ш-У-Ш-У-Ш. Низ – из трех досок Ш-У-Ш со снятыми фасками. Обязательны фаски на углах. На правых несущих ножках выжжено клеймо в овале EUR. На других ножках – маркировка производителя, информация о серии поддона и годе изготовления. Перфорированные поддоны имеют вес до 5 кг, самые тяжелые – до 18-21 кг.
Сертифицированный FIN-паллет, финский поддон
Габариты: 1000 х 1200 х 145 мм. Настил состоит из 7 чередующихся досок: Ш-УУ-Ш-УУ-Ш, где широкая шириной 120 мм, узкая – 100 мм. Нижняя площадка – из 3-х со снятыми фасками Ш-У-Ш. На правых ножках – клеймо с прямоугольником и заключенной в него надписью FIN. На других – выжжены код производителя, серия, год изготовления. Углы паллета обязательно с фасками.
Грузовой поддон многооборотный 800 х 1000 мм
Грузовой паллет многооборотный 1000 х 1200 мм
Габариты: 1000 х 1200 х 145 мм. Конструкция повторяет строение FIN-паллета. Толщина используемой доски – 20-22 мм. Фирменное клеймо на таре отсутствует.
Евробокс (EUR-бокс)
Габариты: 800 х 1200 х 800 мм. Конструкционно представляет собой металлическую клетку с деревянным, металлическим или пластиковым поддоном в основании. Клеймо EUR в овале выдавлено на металле. Стандартизация ISO предъявляет такие требования к размерам поддонов, используемых для международных перевозок: 800 х 1000, 800 х 1200, 1000 х 1200, 1200 х 1600, 1200 х 1800 мм.
Американский паллет (US-паллет, «американец»)
Габариты: 1200 х 1200 мм, реже – 1000 х 1200 мм. Паллет-«американец», как его называют, обычно имеет квадратную форму, высота его не больше 180 мм. Вес – 15-20 кг. Стандарты разработаны в 2012 году Международным комитетом по защите растений. Поддон может использоваться для международных перевозок, однако применяется в ВЭД редко, чаще – для внутреннего рынка.
Поддоны для внутреннего рынка
На внутреннем отечественном рынке используются европоддоны, финские и американские паллеты. Кроме этой тары, в России применяют паллеты несертифицированные, соответствующие нормам ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87.
Сорта поддонов
При международных перевозках, а также на отечественном рынке допустимо использовать поддоны, бывшие в употреблении. Согласно требованиям, предъявляемым к этой таре, ее делят на три сорта.
Выбор сорта паллет для внутреннего рынка – дело самого производителя, требования к таре предъявляет сам коммерсант.
Клейма паллет
Кроме клейм о соответствии евростандартам, на паллеты, используемые для международных перевозок, наносится информация о фитосанитарной обработке. Маркировка осуществляется по стандарту ISPM 15 и применима только к деревянной таре. Клеймо может содержать такие сведения:
Кроме того, на клейме может указываться информация об изготовителе, дате производства тары и серии.
Что такое палета?
Палета – это часть системы упаковки груза, представляющая собой плоскую структуру, которая используется как база для унитизации (объединения мелких партий грузов в более крупные отгрузочные единицы) в цепочке поставок. Еще одно определение: палета – это портативная, горизонтальная, композитная платформа, которая используется как база для сборки, хранения, штабелирования, обработки и транспортировки грузов в виде единицы груза, часто также оборудованная дополнительной структурой, прикрепленной к опорной базе палеты.
Палеты используются для штабелирования, хранения, защиты и транспортировки материалов в процессе обработки грузоподъемным оборудованием, таким как вилочные погрузчики, тележки или конвейеры; палеты хранятся с использованием стеллажных конструкций или на полу и перевозятся разными видами транспорта. Палета – самая распространенная основа для формирования транспортной единицы, которая включает палету и груз, размещенный и закрепленный на ней при помощи упаковочной пленки, ремней и других средств стабилизации.
Краткая история палет
Палеты и обработка палетированных грузов вместе составляют один из ключевых инструментов логистики. Палеты появились и эволюционировали в 20м веке, внеся значительный вклад в развитие современной логистики. Роль палет в цепочке поставок крайне велика; их использование позволило достичь значительного роста эффективности при обработке и транспортировке грузов по сравнению со свободным ярусным складированием. Значительное развитие конструкция палет и система их обращения получили во время Второй Мировой Войны: были разработаны первые стандарты палет, в широкую практику вошел оборот палет в цепи поставок, появились опоры для палет, чтобы снизить нагрузку на хрупкие грузы при ярусном хранении; в то же время началась дискуссия о палетных фондах.
Что нужно учитывать при выборе палет
Расходные или многоразовые
С ростом экологической осознанности, важное различие делается между многоразовыми палетами и расходными, или одноразовыми палетами. Многоразовые палеты имеют более низкую стоимость в пересчете на одну операцию по транспортировке и оказывают меньшее негативное влияние на экологию по сравнению с палетами, которые используются только однократно. В приложениях с многократно используемыми палетами оправданы инвестиции в палеты лучшего качества, которые обычно служат дольше и имеют более низкую стоимость эксплуатации по сравнению с более дешевыми альтернативами.
Палеты производятся из разных материалов. Доминирующее место на рынке занимают деревянные палеты, имеющие отличное соотношение цены, допустимой нагрузки и срока службы. Они прочны, недороги и могут быть изготовлены в необходимых размерах. Палеты из других материалов также играют важную роль. Пластиковые палеты имеют свои достоинства, включая прочность, простоту очистки, соответствие строгим санитарным требованиям. Бумажные палеты популярны благодаря весу, чистоте и легкости переработки. Деревянные композитные палеты очень прочны, конкуренты по цене и также могут быть подвергнуты переработке. Используются также металлические палеты, особенно в приложениях с высокими требованиями к нагрузке и прочности.
Блок или стрингер, направления обработки
Паллеты можно классифицировать как блочные и стрингерные. Блочные палеты предоставляют больше вариантов обработки грузоподъемным оборудованием: их можно обрабатывать вилочным погрузчиком с любой стороны. Палеты с цельными стрингерами обычно предназначены для двусторонней обработки (с двух противоположных сторон); палеты с зубчатыми стрингерами можно обрабатывать с четырех сторон (вилами через окошки в стрингерах и с двух сторон без ограничений).
Тип палеты можно определить такой особенностью конструкции, как наличие настила с одной или двух сторон и возможностью использования обоих настилов для установки груза (палета может иметь два настила, но, например, для установки груза используется только верхний).
В разных странах распространены разные размеры палет. Международная организация по стандартизации ISO признает следующие размеры палет:
· 1219×1016мм (48×40 дюймов) – Северная Америка
· 1000×1200мм – Европа и Азия
· 1067×1067мм – Северная Америка, Европа и Азия
Фонды палет, в формате аренды или обмена, как в системе EPAL, приобрели популярность в годы после окончания Второй Мировой Войны. В случае аренды, пользователи имеют преимущества использования качественных палет, и платят только за их использование, не вкладывая средства в приобретение. Сегодня компании, управляющие фондами палет, стремятся получить синергетический эффект от объединения с операторами оборотных транспортных контейнеров для расширения совокупного предложения.
Тенденции развития палет связаны с уменьшением количества используемых материалов и веса палет при улучшении эксплуатационных качеств, а также с системами автоматической идентификации. Предполагается, что «Интернет Вещей» (The Internet of Things) приобретет значительную роль в обороте палет в будущем. Некоторое влияние на палеты оказывают также такие факторы, как безопасность пищевой продукции с акцентом на методы обработки и хранения, позволяющие сохранить чистоту и обеспечить легкую очистку. Другим трендом является развитие автоматизированных систем транспортировки грузов, например, на базе AGV, которые предъявляют высокие требования к качеству палет.
Для чего палетировать?
Палетирование грузов обеспечивает преимущества всем участникам цепочки поставок. Перемещать одну коробку за раз или до сотни сразу? Широко признано, что палеты стали одной из двух важнейших инноваций двадцатого века в логистике, наряду со штрих-кодами. Однажды использование палет и палетирование материалов было признано важной составляющей военной стратегии транспортировки грузов, а сегодня считается само собой разумеющейся практикой в промышленности, торговле и логистике.
Некоторые специалисты, изучающие вопросы дальнейшего развития цепочек поставок, рассматривают палеты как технологию, от которой необходимо отказаться с целью исключения затрат на их эксплуатацию и транспортировку их веса и объема. Но нужно отметить, что эта идея не нова и впервые появилась примерно в то же время, в 1950х годах, когда начал расти оборот палетированных грузов.
Концепция палетирования грузов оказала колоссальное влияние на эффективность грузооборота. Если раньше разгрузка железнодорожного вагона занимала до двух дней, то с введением палетирования это время сократилось до пары часов. Использование палет в качестве основы транспортной единицы груза имеет ряд преимуществ:
1. Палетированые грузы можно перемещать значительно быстрее по сравнению с ручной погрузкой индивидуальных штучных упаковок. Преимущества быстрого перемещения включают:
· Более быстрый оборот транспортных средств (автомобилей, вагонов, контейнеров), рост эффективности их эксплуатации;
· Более быстрый доступ к разгрузочным воротам для следующей отгрузки/доставки;
· Использование погрузочной техники и резкое сокращение ручного труда;
· Сниженный риск негативного температурного воздействия на скоропортящиеся продукты вне специальных рефрижераторных доков.
2. Так как обработка палетированных грузов требует меньше ручного труда, мы ожидаем:
· Снижения риска повреждения груза;
· Снижения риска производственных травм.
3. Палетированные грузы могут перемещаться и складироваться более эффективно:
· Стандартные размеры палет оптимизируют планирование и операции с палетными стелажами и другими складскими решениями.
4. Палеты обычно проще обрабатывать грузоподъемным оборудованием, чем другие типы упаковки, обработка которых может потребовать специального грузозахватного оборудования у отгружающей и получающей стороны.
5. Палеты обеспечивают вентиляцию и дренаж грузов, хранение которых этого требует, например, свежей плодоовощной продукции.
Существует три основных подхода к палетизации грузов: ручная, полуавтоматическая и автоматическая палетизация. Рассмотрев вопрос о важности палетизации, можно переходить к разговору о доступных вариантах палет и способах палетизации и находить лучшее решение для каждого приложения.
Стандартные размеры палет
Обзор стандартных размеров палет; почему стандартизация размеров в цепи поставок важна; доступные источники палет.
В разных странах в обращении распространены разные размеры палет. Отличия могут наблюдаться как между странами, так и между отраслями промышленности. Размеры могут быть одинаковыми для палет, выполненных из разных материалов, но могут иметься и различия.
Для многих профессионалов, задействованных в сфере логистики, типичный для их области размер и тип палет принимается как заданное условие и не изменяется, пока в этом не возникнет необходимость. Новый отличный размер палеты может потребоваться, исходя из специфических потребностей пользователя, нового формата торговой организации или, возможно, для оптимизации работы при внедрении автоматизированной системы обработки грузов. Операционные и торговые преимущества, которые характерны для половинчатых и четвертичных палет (рассмотрим ниже), сегодня мотивируют многие компании рассмотреть возможность использования таких размеров.
Стандартные размеры палет в Северной Америке
Чаще всего под стандартным размером палет, характерным для стран Северной Америки, пользователи понимают размер 48×40 дюймов (1219×1016мм), который стал популярен в 1960 годах. Размер 48×40 дюймов – один из шести стандартов, признанных организацией по стандартизации ISO. Палеты GMA с зубчатым стрингером долго считались неофициальным стандартом для товаров массового потребления (FMCG), хотя в их конструкции наблюдались значительные отличия по толщине, ширине, типу дерева и крепежа, допустимым повреждениям. Из-за этого разнообразия важно озвучивать точные требования к палетам для входящих потоков грузов. GMA палеты продаются новыми и восстановленными.
Блочные палеты размера 48х40 дюймов начали распространятся в цепочках поставок товаров FMCG в конце 1990х – начале 2000х годов, благодаря поставщикам арендных палет CHEP и PECO, которые предоставили их пользователям на территории США. Блочные палеты уже были к тому времени распространены в европейских цепочках поставок. Размер палет, предлагаемых операторами арендных фондов, обычно соответствует стандартам, сложившимся или появляющимся на рынке.
Сегодня около 30% палет, производимых в США, имеют размер 48×40 дюймов.