что такое поле в расстановках

Что такое поле в расстановках

Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>

Рекламно-информационная статья для барнаульского портала «Самопознание».

Метод системных расстановок (метод Берта Хеллингера) уже хорошо знаком многим клиентам, психологам, целителям и просто интересующимся. С помощью системной расстановки человек может почувствовать свою взаимосвязь с членами своего рода, даже с теми, кто уже умер или о ком ничего не известно. Эта взаимосвязь иной раз носит болезненный характер, мы связаны с прошлым своей семьи и как будто несем боль за тех (или в честь тех), кто ее испытал в прошлом. Эта связь остается неосознанной, и мы живем не свою жизнь. Расстановка помогает увидеть эту связь и во многих случаях завершить ее.

Расстановщики используют в своей работе феномен, который назвали заместительским восприятием. Этот феномен пока еще не имеет объяснения, признанного научными академическими кругами. Случайно оказалось, и теперь используется способность человека воспринимать, чувствовать в общих чертах то, что чувствует другой человек, даже если они не знакомы и даже, как выяснилось, если тот, другой человек уже умер (тогда можно почувствовать, как он жил). Иногда это внешне напоминает то, что называют «ясновидением», настолько точным может быть восприятие заместителя.

Пространство или место, откуда заместители черпают информацию и чувства других людей, стали называть Поле (морфическое поле, морфогенетическое поле). Наверное, можно сказать, что в Поле хранится весь человеческий опыт (а возможно и не только человеческий, но также и опыт природных явлений).

Получая возможность узнавать и проживать в расстановке (в символической форме, но не поверхностно) опыт людей из прошлого, мы можем завершать влияние этого опыта на нас сегодняшних. Процесс восприятия Поля мы назовем «чтением».

Расстановщики стали изучать, каким образом устроена наша способность читать Поле, является ли она безграничной или, если нет, как она ограничена, насколько эти ограничения объективны и непреодолимы, а насколько субъективны. Также интересен вопрос, можно ли развивать, тренировать способность читать Поле и насколько эта способность «врожденная», либо приобретается со временем.

Как сделать себя более чутким инструментом?

В России одним из исследователей всех этих вопросов является Елена Веселаго, директор Центра Современных системных расстановок в Москве, автор этой статьи.

Какие существуют объективные и субъективные ограничения в чтении Поля? Перечислим лишь некоторые из них.

Наши ограничения ведут свое происхождение из наших личных травм, из наших убеждений, из усвоенных нами социальных конструкций, из постулатов систем верований, которым мы следуем. А также это могут быть неосознанно унаследованные нами убеждения, ограничения и травмы наших родителей и членов семьи.

А к восприятию некоторых историй мы просто не способны физиологически. Например, мужчина всегда будет ограничен в чувствовании историй беременности и родов, нерожавшая женщина тоже, и всякая женщина органичена в том, чтобы чувствовать мужские сексуальные импульсы. Это не полное ограничение, опытный заместитель и расстановщик способен переводить совершенно не знакомые ему (в том числе и связанные с полом) состояния в область восприятия, узнавать их и называть. Многие даже находят этот опыт очень глубоким, расширяющим наш внутренний мир, делающим его богаче и целостнее.

В расстановках есть способы прикасаться к такого масштаба боли бережно, без отрицания, но и без перегруза, а также без мании величия. Читать и узнавать такие истории мы можем тоже, несмотря на несопоставимые масштабы.

Елена Веселаго разработала подход к изучению и развитию чувствительности к Полю, который предлагает на своих семинарах «Чтение поля в системных расстановках: возможности и ограничения». Участники семинаров будут «знакомиться» со своей полевой чувствительностью, узнают о том, как реагирует наше тело на те или иные воспринимаемые из поля состояния. Будут рассмотрены и некоторые распространенные схемы чтения. Но основное внимание будет уделено свободному чтению живого Поля, творческому диалогу с ним, установлению контакта и умению следовать за движением Поля, завершая прошлое и возвращая себе авторство своей сегодняшней жизни.

В семинаре могут участвовать расстановщики, а также опытные заместители, знакомые с теоретическими основами метода. Участники получают сертификат Центра Современных системных расстановок и могут продолжать обучение на длительной программе.

Источник

Чтение поля в Расстановках

Я пишу эту статью с благодарностью к своему планшету, который позволяет мне писать в отсутствии электричества, почти в полной темноте, и я не знаю, как долго еще хватит его батареи, надеюсь, когда он предупредит меня о своей скорой кончине, я успею сохранить написанное в его памяти. Как я уже сказал, света нет и электричества тоже нет, и зарядить планшет мне не удастся. Никто не побеспокоит, потому что ни телефонной, ни мобильной связи тоже нет….

Нет, я не за полярным кругом и мой дом не засыпало снегом по крышу в районе Оймякона. Просто это ночной рейс Москва – Алматы и впереди четыре часа свободного времени.

Мое собственное знакомство с расстановками началось в 2004 году в рамках обучения на курсе «Системная семейная психотерапия» у Александра Викторовича Черникова, потом была учеба в РГГУ, работа в Институте психотерапии и клинической психологии, затем учеба и преподавание в ИКСР. С января 2016 года я «свободный» психолог с частной консультационной практикой, и это имеет свои плюсы, например: не слушать то, к чему ты не предрасположен, говорить о том, к чему предрасположен и заниматься тем, к чему стремится душа (в общем по Сян-Цзы). И все эти годы у меня была постоянная практика работы семейного психотерапевта, как в индивидуальном, так и в групповом формате. Опираясь на этот «послужной список» я хочу предложить вам свой взгляд на модель (метод) «прочтения» информации которую несет поле расстановки.

Расстановка — это, инструмент системно-феноменологического метода. Инструмент, который в какие-то моменты идеально подходит для работы, а в какие-то нет, и когда кто-то говорит «я расстановщик» он словно сужает свое поле от метода до инструмента. Расширение – если коллега говорит о себе, что он психолог (психотерапевт) работающий в системно-феноменологическом подходе. К тому же это название, надеюсь, никому не придет в голову присвоить себе лично, как это произошло с термином – расстановка (хотя с нашим законодательством мы вероятно и не такое еще увидим).

Кажется, Льву Ландау, принадлежит фраза: «Науки бывают естественные, неестественные и противоестественные». Я бы добавил еще – сверхестественные. Интересно, что произойдет, если заменить в названии метода слово «феномен» на «чудо»? А ничего не произойдет по существу. Системно-феноменологический, он же разумно – сердечный, он же разумно – чудесный подход в естественнонаучные рамки не втискивается? Так что смело можете писать на визитке не кан.псих.наук (ненужное зачеркнуть), а «кандидат чудес»? Звучит!

Но этим разделением мы словно уходим от целостности, от того, к чему собственно и стремимся в своей работе. Как передать неделимое системно-феноменологическое? Целостность психотерапии и есть ее сила. Целостность не может рассматриваться в отрыве от большего, иначе это будет «кусок от целостности». Пытаясь понять, как помочь человеку, мы должны понять не только его личный мир, но и целостность, в которую его мир вписан, а это вся вселенная.

Альфред Коржибский, создатель постулатов Общей семантики, предложил сравнить феномен описания с «картой» и «территорией». То, что описывается, например, вселенная, не может быть охвачена во всей ее сложности, и поэтому мы создаем «карты» – модели того, что мы описываем. Мы настолько привыкаем пользоваться картами, которые предлагают нам родители, социум и т.д., что перестаем видеть за ними территорию. Карты это символы и возникает ощущение, что мы перестаем и забываем, как это «жить по жизни», мы умеем «жить по карте». Символы могут быть вербальные и невербальные, но они всегда будут дискретны, в отличие от целостности мира. Привыкая выстраивать карту, символ за символом, как и речь, слово за словом, мы начинаем думать, что и вселенная образована из отдельных частей. Присваивание явлениям и предметам, «имен – символов» позволило, с одной стороны, упростить для понимания, накапливать и передавать знания. С другой стороны – расчленило мир на кусочки и этим «разрушила» целостность мира. Слова оказались и главным инструментом для передачи знаний, и главной ловушкой, способной спрятать реальность мира от реальности клиента, и в том числе, от реальности терапевта. Глубина психотерапии от слов не зависит, а зачастую, в словах и не нуждается. Но без слов-символов становится сложно передать знания, вот и приходится в начале, разделять мир словами (системность), а потом вновь собирать его в душе, как целостность(феномен).

На семинаре мы попробуем найти баланс между словами и душой. О чем же пойдет речь? Начинать придется издалека, с представлений Александра Романовича Лурии (о триединстве в человеке тела, эмоций и разума) и добавлении в этот «коктейль» представлений о Душе.

Тело, эмоции и разум, с одной стороны (в норме) не существуют друг без друга, с другой стороны, очень часто, не сотрудничают, а соперничают.

Например: время к полуночи, «разум» о чем-то там глубоко задумался, а «тело», поддерживаемое «эмоциями», уже что-то «жрет» из холодильника. Именно «жрет», так как понимает, что первый сейчас очнется и вырвет кусок из рук, а изо рта плевать уж не будет. Но, если мы говорим о сотрудничестве и гармонии, все, что происходит в мире вокруг нас (и внутри нас), должно находить «понимание», и на уровне тела, и на уровне эмоций и на уровне разума.

Поле расстановки представляет символически родовую совесть, где все уже упорядоченно, где каждому есть свое место, где у ребенка всегда есть мама и папа, где есть место для дедушек и бабушек, прадедов и т.д. Индивидуальная совесть это то, как я вхожу в это поле, то, какое место я хочу занять, осознанно или неосознанно, т.е. совесть осознанная, на уровне сознания (разум), и не осознанная, на уровне сердца (душа). Первые расстановки Берта Хеллингера и его учеников сводились, по сути, к упорядочению членов рода и их мест. Баланс в этом случае возникал тогда, когда каждый занимал «предназначенное» для него место. В идеале баланс, когда клиент в середине, как центр мандалы или шаманского круга. Там, где его сущность.

Так и расстановочное пространство имеет свой язык, который можно изучать, только важно помнить, что «карта не территория» и то, что расстановка «говорит» с нами сразу на нескольких языках. И особенно важно, хоть и читаем мы их раздельно, видеть их целостность.


Первый язык – человеческая фигура и ее место в пространстве. Первой фигурой, появившейся в поле, клиент неосознанно расскажет нам про свою нужду, а поставив вторую, расскажет – как он её удовлетворяет, реализует (динамика центральных отношений). Вопрос – это его нужда или нужда того, с кем он находится в переплетении?

Центральная линия (сагиталь), особенно её дальний от расстановщика конец, как правило, занимает предок который хочет чтобы его увидели или фигуры, имеющие важное отношение и влияние в системе, но на прямую к ней не относящиеся. Параллели сагитали – тождественность, «я как ты», для решения достаточно бывает просто организовать «встречу». «Дедушка здравствуй!» Под углом к сагитали – «я не как ты», линии конфликта. Диагональ, направленная из будущего в прошлое – как правило, претензии к родителю. Причем, направление претензии будет диагонально обращенное к одному из них, в не зависимости, что на словах говорит клиент, а переплетение или принадлежность будет скорее относится к другому из родителей. Диагональ, направленная из прошлого в будущее, не так однозначна, как предыдущая. Это может быть, например, забота о ребенке, но это может быть движением, когда ребенка исключили, и у него есть тенденция уйти. Заместители, стоящие на одной линии, даже если это диагональ, часто представляют собой как бы одно лицо, но в разных состояниях. Возникает вопрос, кто кого ищет и что их разорвало?

При постановке второй фигуры (например, симптома) ближе к центру поля, чем стоит первая, можно высказать предположение, о переносе представления «Я» на вторую фигуру (я и есть симптом). Терапевтической работой будет уже то, если поменять фигуры местами.

Это всего лишь часть примеров второго языка.

Третий язык – характер движения. Существуют два вида движения – прямая и круг, и конечно их комбинации – например, спираль. К этому необходимо добавить три формы свободы движения элементов: фиксированные позиции, «переставляемые», свободные элементы. Кстати, в ранних работах Берта Хеллингера фигуры не получали свободы движения, их «переставляли», а если у фигур возникало напряжение или сопротивление, использовались «разрешающие» фразы, как освобождение для движения на «свое» место и комфортного ощущения на нем. Пример такого языка: застыл в полушаге – так встает заместитель клиента, когда тот переплетен с кем-то, кому «не дали» места.

Седьмой язык – язык души. Я считаю этот уровень работы мета-уровнем расстановочной практики, ее омегой. Если терапевт работает с открытым сердцем, этот язык доступен ему и без обучения и тогда предыдущие языки становятся «вспомогательным» инструментом. Но и изучать этот язык так же вполне возможно. Здесь вполне уместно изучение биодинамики, системы Кинслоу (квантовое смещение), тета-хилинга, рейки, космоэнергетики или любых других практик связанных с духовным и энергетическим развитием человека. В своей работе я использую авторский метод, который получил название «Работа в мета-чувствах», в котором интегрировал инструменты биодинамики, остеопатии и квантового смещения, но это уже другой формат работы, не относящийся к данному семинару.

Вот обо все вышесказанным (шесть языков из семи) и будет семинар «Искусство чтения поля».

С уважением ко всем тем, у кого хватило сил дочитать эту статью. Ваш Андрей Васильев.

Рейс SU1946 Москва – Алматы 27 октября 2016 г. И если на то будет Божья воля, то мы приземлимся в аэропорту города Алматы по расписанию, а если не будет, то этот текст так и останется в поле, но без публикации.

Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.

Источник

Что такое «поле» в системных расстановках, и как мы его читаем

Одно из самых таинственных явлений в расстановках — это восприятие информации из источника, который называют Полем.

Метод системных расстановок (метод Берта Хеллингера) уже хорошо знаком многим клиентам, психологам, целителям и просто интересующимся. С помощью системной расстановки человек может почувствовать свою взаимосвязь с членами своего рода, даже с теми, кто уже умер или о ком ничего не известно. Эта взаимосвязь иной раз носит болезненный характер, мы связаны с прошлым своей семьи и как будто несём боль за тех (или в честь тех), кто её испытал в прошлом. Эта связь остаётся неосознанной, и мы живём не своею жизнью. Расстановка помогает увидеть эту связь и во многих случаях завершить ее.

Расстановщики используют в своей работе феномен, который назвали заместительским восприятием. Этот феномен пока ещё не имеет объяснения, признанного научными академическими кругами. Случайно оказалось, и теперь используется способность человека воспринимать, чувствовать в общих чертах то, что чувствует другой человек, даже если они не знакомы и даже, как выяснилось, если тот, другой человек уже умер (тогда можно почувствовать, как он жил). Иногда это внешне напоминает то, что называют «ясновидением», настолько точным может быть восприятие заместителя.

Тем не менее, природа этого явления, видимо, другая. Во-первых, способность к заместительскому восприятию имеют практически все люди. Можно даже сказать, что её имеют все люди, которые хотят ею пользоваться. В моей практике «нечувствительные» заместители — это те заместители, которые просто не хотели участвовать в работе (например, они пришли потому, что «подруга привела» или «жена настояла»). Заместительское восприятие возможно только по желанию, свободно и добровольно. Во-вторых, для того, чтобы заместительское восприятие возникло, требуется основание. А также требуется просьба, запрос. Обычно и основание и запрос сводятся к тому, что человек говорит: мне больно, моя жизнь идёт не так, как я хочу, у меня не получается что-то, что я желаю для себя. Согласие клиента открывает, прежде всего, доступ к исследованию этой боли. Первым с нею встречается расстановщик. Если эта встреча удаётся, они оба почувствуют состояние клиента (расстановщик становится заместителем клиента на некоторое время). Затем из этого совместного чувствования боли клиента можно пройти к прошлому — к тем людям в роду клиента, кто испытывал похожие состояния, похожую (обычно многократно боле тяжёлую) боль. Мы можем «отделить» события тех лет от событий сегодняшних, предложив заместителям встать в роли тех людей.

Пространство или место, откуда заместители черпают информацию и чувства других людей, стали называть Поле (морфическое поле, морфогенетическое поле). Наверное, можно сказать, что в Поле хранится весь человеческий опыт (а возможно и не только человеческий, но также и опыт природных явлений).

Получая возможность узнавать и проживать в расстановке (в символической форме, но не поверхностно) опыт людей из прошлого, мы можем завершать влияние этого опыта на нас сегодняшних. Процесс восприятия Поля мы назовём «чтением».

Расстановщики стали изучать, каким образом устроена наша способность читать Поле, является ли она безграничной или, если нет, как она ограничена, насколько эти ограничения объективны и непреодолимы, а насколько субъективны. Также интересен вопрос, можно ли развивать, тренировать способность читать Поле и насколько эта способность «врождённая», либо приобретается со временем.

Системные расстановки — молодой метод, и исследование Поля находится ещё в самом начале. Было сделано несколько шагов в разработке схем чтения поля, когда телесные сигналы заместителей или их геометрическое взаимное расположение давали основания делать выводы о том, какая ситуация или история была в прошлом. Действительно, многие позиции заместителей повторяются и нередко одинаковые позиции отсылают нас к похожим историям. Например, если заместитель смотрит вниз, в пол, то довольно часто речь идёт о том, что он (т.е. человек, которого он замещает) связан с умершим, его горе не завершено. Или, если заместительница смотрит направо и как будто хочет взять кого-то за руку, то речь нередко идёт о мужчине, партнере.

Позднее, когда таких схем и трактовок было создано несколько (в том числе и основателем метода Бертом Хеллингером) оказалось, что самые разные, даже противоположные схемы… работают одинаково! Но только у того, кто в них верит.

Похоже, что Поле открывается нам в той форме, в какой мы готовы его воспринимать. Мы сообщаем ему нашу систему координат и символов — и оно приходит, чтобы мы читали его на понятном нам языке.

Сейчас некоторые расстановщики стали отходить от разработки новых «языков» диалога с Полем. Этот «язык» скорее похож на музыку или игру света — бесконечное разнообразие звуков и цветов, симфония, не нуждающаяся в нотах и палитрах. Без нас эта симфония не звучит, она возникает только через людей и только с их согласия.

Как сделать себя более чутким инструментом?

Берт Хеллингер говорит, что расстановщик должен открыть внутри себя «пустую середину» (сродни медитативному состоянию), чтобы стать проводником Поля без искажений. Но многие ли из нас могут достичь этой Пустоты? И должны ли? Ведь заместители — это обычные люди и способность к восприятию есть у всех, а расстановщик будет работать с теми, кто пришёл на группу, и это не «просветлённые».

В России одним из исследователей всех этих вопросов является Елена Веселаго, директор Центра Современных системных расстановок в Москве, автор этой статьи.

Какие существуют объективные и субъективные ограничения в чтении Поля? Перечислим лишь некоторые из них.

Первое и главное — наши собственные ограничения в восприятии действительности. Если мы не признаем, отвергаем какие-либо стороны жизни, то мы не сможем их прочитать и из поля. Например, если заместитель не может выдержать историю, когда умирает ребёнок — он её не узнает в поле даже в роли матери такого ребёнка. Если заместитель считает, что аборт — это тяжкий грех, он будет «переигрывать» историю об аборте так, чтобы это выглядело как грех (и не прочтёт многих деталей этой истории, не соответствующих его представлениям). Кто-то не видит историй про супружескую измену, кто-то — про однополые отношения, кто-то — про одиночество старика, и у каждого из нас есть такие «слепые зоны». Мы никогда не можем быть совершенными заместителями, открытыми для любой истории.

Наши ограничения ведут своё происхождение из наших личных травм, из наших убеждений, из усвоенных нами социальных конструкций, из постулатов систем верований, которым мы следуем. А также это могут быть неосознанно унаследованные нами убеждения, ограничения и травмы наших родителей и членов семьи.

А к восприятию некоторых историй мы просто не способны физиологически. Например, мужчина всегда будет ограничен в чувствовании историй беременности и родов, нерожавшая женщина тоже, и всякая женщина ограничена в том, чтобы чувствовать мужские сексуальные импульсы. Это не полное ограничение, опытный заместитель и расстановщик способен переводить совершенно не знакомые ему (в том числе и связанные с полом) состояния в область восприятия, узнавать их и называть. Многие даже находят этот опыт очень глубоким, расширяющим наш внутренний мир, делающим его богаче и целостнее.

Ещё одно ограничение — размер, масштаб происходивших когда-то событий. История нашей страны, к сожалению, была очень тяжёлой в ХХ веке, нелегка она и сейчас. В исторических катаклизмах люди переживали опыт поистине нечеловеческих страданий и боли. И этот опыт остался незакрытым, он влияет и сейчас, мы находимся с ним во взаимосвязи. Но в событиях, которые затрагивали сотни и тысячи людей (а иногда и миллионы), образуется массив боли, который больше, чем может почувствовать один человек сейчас. В те события мы не можем адекватно поставить заместителя и предложить ему «почувствовать». Там нет опыта «для одного», там есть опыт «для тысяч», но у нас нет тысяч. Было бы манией величия «разруливать» нашу связь с такими грандиозными по масштабу историями.

В расстановках есть способы прикасаться к такого масштаба боли бережно, без отрицания, но и без перегруза, а также без мании величия. Читать и узнавать такие истории мы можем тоже, несмотря на несопоставимые масштабы.

Это основные ограничения в восприятии поля. Среди других ограничений — сложные, запутанные, переплетённые истории, которые «не укладываются» в человеческое восприятие в сколько-то узнаваемом виде. Это также тайные истории, узнавание которых приносит в систему больше боли, чем сохранение вне области восприятия. И ещё многое.

Елена Веселаго разработала подход к изучению и развитию чувствительности к Полю, который предлагает на своих семинарах «Чтение поля в системных расстановках: возможности и ограничения». Участники семинаров будут «знакомиться» со своей полевой чувствительностью, узнают о том, как реагирует наше тело на те или иные воспринимаемые из поля состояния. Будут рассмотрены и некоторые распространённые схемы чтения. Но основное внимание будет уделено свободному чтению живого Поля, творческому диалогу с ним, установлению контакта и умению следовать за движением Поля, завершая прошлое и возвращая себе авторство своей сегодняшней жизни.

В семинаре могут участвовать расстановщики, а также опытные заместители, знакомые с теоретическими основами метода. Участники получают сертификат Центра Современных системных расстановок и могут продолжать обучение на длительной программе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *