что такое поклонный крест и для чего его ставят
Крест поклонный
Поклонный крест – монументальное сооружение в виде креста, установленное вне здания, предназначенное для молитвы и поклонения распятому Спасителю.
Поклонный крест могут иметь как восьмиконечную так и четырехконечную форму. Иногда имеют «крышу» (т. н. голубец) и прикрепленные иконы. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север. Изготавливают кресты из дерева или камня, очень редко – из металла. Высота обычно около двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами.
Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофу – место распятия Господа Иисуса Христа. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции.
Поклонный крест возводится, как правило, на открытой часто возвышенной местности из камня или дерева и может достигать высоты нескольких метров (4–12 м).
Когда начали устанавливать поклонные кресты на Руси?
Традиция возведения поклонных крестов возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году и возводится ко временам апостола Андрея. Согласно «Повести временных лет» св. Нестора Летописца, во время своего пребывания «на Киевских горах» апостол «сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклонный крест на Руси, тогда еще языческой.
Традиция установления крестов на Русь пришла, по всей видимости, из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий. В целом, традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы – как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.
На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. Происходила война религиозных символов – кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.
Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна.
С какой целью устанавливаются поклонные кресты?
Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест – тем самым, освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых. Кроме того, поклонный крест мог являться знаком духовной войны с язычеством, так было, например, на Севере Руси.
Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий – от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам.
Часто поклонные кресты устанавливаются на месте уничтоженного или будущего храма и являются его своеобразным заместителем в деле маркировки сакрального пространства.
Ставились и охранные кресты – фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету – скажем, в благодарность за исцеление, по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан (-ина), за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.
Но были и внерелигиозные цели установки крестов – для ориентировки на местности. Например, многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.
Каково было отношение к поклонным крестам в советское время?
Советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам, в результате традиция установки крестов на несколько десятилетий прервалась. Кресты разбивались, сжигались, спиливались. Некоторым крестам повезло больше – они выставлялись в музеях как «символы религиозного мракобесия».
Какие молитвенные правила принято совершать около поклонных крестов?
Кресты всегда воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Поэтому возле крестов собирались люди, они устраивали молебны или панихиды — особенно там, где поблизости не было храмов. В случае отсутствия священнослужителя, верующие совершали (и нередко совершают в настоящее время) чтение канонов и акафистов. А, например, у некоторых валаамских паломников и трудников существует традиция читать у поклонных крестов утреннее и вечернее правила, каноны и Последование ко Святому Причащению.
По материалам: статьи Е.М. Гуреева «Поклонные кресты Русского Севера XVI–XVII вв.: обзор отечественной историографии»; статьи П.В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики»; статьи «Поклонные кресты в России: история вопроса» / Православный журнал ФОМА; свободной энциклопедии ВикипедиЯ; открытых источников.
Храм Святителя Николая Чудотворца, в поселке Светлый Яр
Русская Православная Церковь, Волгоградская митрополия, Калачевская епархия, Светлоярское благочиние
Установка поклонного креста
Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам.
Обычай устанавливать поклонные кресты на русской земле берет начало в глубокой древности. Наши православные предки, имея крепкую веру, знали о значении и важности установки поклонных крестов в сей временной жизни и для спасения в вечности душ своих и ближних. Поэтому поклонные кресты ставили на особых памятных местах, на перекрестках дорог, неподалеку от сел и деревень, дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек попросил милости и помощи или вознес благодарственную молитву Господу и небесным заступникам.
Такие кресты назывались придорожные, межевые, устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия. В наше время стало традицией освящать установкой поклонного креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы сельскохозяйственных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».
Иногда ставили крест по обету, например при рождении наследника или по случаю важного события в жизни семьи и такие кресты на Руси назывались обетными.
Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.
Обет поставить поклонный крест могли дать всем селом, например, по случаю Небесного заступничества при эпидемиях, падеже скота, засухе и прочих бедах и напастях. Кресты ставили также в честь почитаемых в данной местности святых, церковных праздников, знаменательных событий в жизни страны и царствующей семьи. С водружением креста пустынножители начинали свое отшельническое житие, и очень часто на этом месте позднее образовывалась обитель.
Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней деревянные и каменные поклонные кресты в России. Православные поклонные кресты чаще всего встречаются деревянные, реже — каменные четырехконечные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье Креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Участники события укладывали несомую с собой от своего порога горсть земли под основание Креста.
Для крестьянской культуры Северного Поволховья характерно наличие большого количества деревянных крестов XVII-XIX вв. Наиболее ранние из них — крест 1625 г. из д. Бор и крест 1626 г. из д. Неважа.
Эти памятники почти не привлекали внимания исследователей региона; в то же время они довольно информативны — и благодаря сохранившимся на них надписям, и в связи с их функциями в народной культуре. Так, многие деревянные кресты содержат надписи, предписывающие праздновать определенные праздники: «Празновать праздник Всемилостивому Господу Богу Спасу Иисусу Христу и святому великомученнику Христову Георгию» «Празновать преподобному отцу Сергию Радонежскому».
Кроме того, на большинстве крестов указано, чьим «повелением» они поставлены: «Поставлен сий Святый и Животворящий Крест Господень на поклонение православным христианом повелением раба Божия Василия Симановича и сына его Михаила Васильевича Желтухиных 7196 (1688) г августа в 5 день».
Крест ставится по какому-то случаю, имеющему привязку к исторической дате, событию духовной жизни, и необходимо отразить это не только текстом, но и накрестным изображением. Смысл поддерживается, наполняется и акцентируется иерархией имен, символическими знаками и так далее.
Почитаемы в России и кресты, поставленные в память каких-либо знаменательных событий, сыгравших в жизни православных христиан важную роль, такие кресты называются памятными. Перечислим наиболее известные из них.
К 1238 году относится Игнач крест — знак в виде креста, стоящий на поворотном пункте Батыева нашествия от Новгорода. В 1352 г князь Суздальский Борис Константинович ставит церковь Спасо-Ефимиева монастыря, и святитель Иоанн водружает здесь деревянный крест. Примерно в 1359 г сооружен и крест преподобного Стефана Махрищского.
В 1371 г при основании Прилуцкого монастыря у Вологды преподобный Димитрий ставит деревянный крест; около 1380 г святой Стефан Пермский поставил на месте первой своей проповеди зырянам деревянный крест и часовню.
Примечателен и еще один крест ХVII века, который был сделан и поставлен Петром I в Унской губе на побережье Белого моря в знак спасения во время бури 2 июня 1694 г при посещении им Соловецкого монастыря.
Петр I сам вырезал на кресте такую надпись: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». После этого уникальный памятник истории несколько раз менял свое местоположение: в 18 веке крест «за подгнитием» был перенесен в Успенскую церковь Пертоминского монастыря. По желанию архангелогородцев и с разрешения императора Александра I в 1805 г крест перевезли со всеми почестями в Троицкий кафедральный собор Архангельска.
В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Такие кресты назывались приметными и служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м.
Существует на Руси традиция устанавливать поминальные кресты, которые не всегда совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто в наше время их можно видеть вдоль дорог.
В России возрождается традиция установления поклонных крестов. Сегодня их ставят при въезде в города, на месте разрушенных храмов, на возвышенностях, в память о жертвах репрессий, вдоль автотрасс в местах аварий и даже в честь создателей танка Т-34.
В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды.
В мае 1994 года в память и в честь св. Кирилла и Мефодия, учителей славянских был установлен и освящен поклонный памятный четырехконечный каменный крест на постаменте на пересечении улицы Пушкинской и Университетского переулка в Ростове-на-Дону, в небольшом сквере. Автор этого памятника — московский скульптор Вячеслав Клыков. Ежегодно 24 мая Православная церковь и весь славянский мир чтит память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — создателей славянской письменности.
Поклонный крест — это духовный щит от всех врагов видимых и невидимых. Многие крупные города России огорожены с четырех сторон поклонными охранительными крестами.
Все поклонные кресты, имея разные памятные и знаменательные значения, прежде всего, служат верующим местом для молитвы и поклонения Господу и Богу нашему Иисусу Христу.
Что такое поклонный крест и для чего его ставят?
Наверное, каждый из нас, хоть раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город (иногда в его черте), да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Вот как раз с этим моментом и будем разбираться в этой статье.
Поклонные кресты. Что это такое?
Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.
Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.
Золотой стандарт ответственно устанавливает исторические размеры православного поклонного креста. Это руководство по его изготовлению и установке.
«Ранее кресты устанавливали по разным причинам: на въезде в деревню, обетные кресты в честь рождения первенца, охранные, перед строительством церкви. Смысл в том, что где считали нужным, там и ставили. Это и есть дар свободной воли, которую даёт Бог человеку. Есть навигационные кресты на побережье морей. Даже ставили межевые кресты для видимого определения границ. Сейчас большинство крестов устанавливают на въезде в город, селение и перед началом строительства храма. Также устанавливают кресты в памятных местах. В данном золотом стандарте приведен пример установки поклонного православного креста в сердце деревни на видном месте. Преимущества очевидны: из большинства домов видно крест. Безликая деревня, каких много, приобрела сокровище в сердце деревни. Будет на этом месте жизнь и благодать».
По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:
Вот как раз кресты, воздвигнутые Ольгой, и есть миссионерские. Своего рода символ победы христианства над язычеством.
Высота таких крестов достигала 14 метров, так как они служили ориентиром для путешественников, в том числе и моряков. Так что такая высота вполне оправдана, ведь приметить такой ориентир нужно было издалека.
Были весьма популярны в дореволюционной России. Ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог (как раз их мы и видим чаще всего). Делалось это для того, чтобы путник по прибытии в город(или село-деревню и тому подобное)мог воздать молитву Всевышнему за окончание трудного пути. Так же такими Поклонными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий.
У таких крестов даже своя особая конструкция: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец». Иногда такими крестами отмечались освобожденные от захватчиков селения и города. Места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно.
Это, пожалуй, самый распространенный вид Поклонных крестов, по ним буквально можно читать историю Руси. Устанавливались в качестве благодарности Всевышнему (за удачный исход войны, рождение наследника и тому подобное). Иван Грозный и Петр Первый устанавливали такие кресты. Первый за рождение сына, второй – как благодарность за спасение в шторм.
Само слово «обетный», говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, обещанию, и нередко в отдаленных местах, укромных уголках (лесах, полях и т.п.). Но чаще всего, на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим.
Ни для кого не секрет, что крест для православного человека – символ святости, чистоты. И силу он имеет немалую: охранят места, очищает их от скревны. Люди считали, что установив Поклонный крест при въезде в город, уберегут его жителей от болезней, разбойников и нечисти. Некоторые огорода отмечены аж с четырех сторон подобными символами.
. такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».
Такие кресты устанавливались на месте разрушенных(сгоревших) храмов и часовен, чтобы оставить верующим людям возможность воздать молитву в святом месте. Крест воздвигали именно в том месте, в котором когда-то стоял престол.
Иногда же, наоборот, сначала ставили крест, а потом на его месте воздвигали храм.
Такие кресты не всегда ставят в месте погребения человека, иногда Поминальный крест воздвигают на месте его гибели. В современном мире все чаще и чаще можно встретить такой крест: в месте, где произошел террористический акт, авто-или авиакатастрофа, и так далее.
Как воздвигали Поклонные кресты
Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.
Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.
Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.
Подытожим: зачем устанавливают Поклонные кресты?
Чуть выше мы с вами выяснили, что Поклонные кресты устанавливали в определенном месте:
И то, что функции у них тоже были различны, в зависимости от места установки, и целей, которые преследовали создатели «памятника». И то, что традиция эта очень и очень древняя, даже если не брать в расчет Русь, а заглянуть еще дальше – в Римскую Империю, во времена правления Константина (312 год). По легенде, накануне его сражения с Максенцием (заклятый враг, кстати), Константину приснился сон, в котором он увидел крест с посланием: «Сим победишь!». Действительно, победил, а после своей триумфальной победы установил на главной площади Рима памятник, изображающий, естественно, себя любимого с копьем, а копье это было увенчано, как раз, крестом и надписью: «Этим спасительным знамением я спас город от ига тирана».
Фото поклонных крестов
Вопрос-ответ
Друзья, мне частенько задают некоторые вопросы, касающиеся поклонных крестов, их установке и так далее. Чаще, конечно, про установку. Так вот, я решила на некоторые из них дать ответ. Ответы не с потолка беру, с различных сайтов (авторитетные источники, между прочим) православной тематики.
Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.
Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты — для верующих, а не вопреки неверующим.
Но я отвлеклась. Так вот, традиция эта древняя, но жива до сих пор(и даже больше, чем жива). Поклонные кресты до сих пор продолжают оберегать наши города, и напоминать о прошлом, иногда печальном, иногда нет. И думаю, что еще очень и очень долго мы будем встречать деревянные кресты, возвышающиеся вдоль дорог.
Крест у дороги: что такое поклонный крест?
Кому кланяются на Поклонной горе
Многие москвичи и гости столицы видели на Поклонной горе одиноко стоящий высокий деревянный крест. Именно здесь Наполеон ждал в 1812 году ключи от «поверженной» Москвы. Большинство опрошенных корреспондентом «НС» прохожих из тех, кто был в День города на Поклонной горе, связывают установку креста с памятью погибших в годы Великой Отечественной войны. Действительно, крест был поставлен в ночь на 22 июня 1991 года в память начала войны общиной расположенного неподалеку храма Живоначальной Троицы в Голенищеве. По мнению опрошенных, такой крест напоминает об исконной вере, многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Поэтому две трети респондентов против установки крестов в местах автокатастроф родственниками погибших («иначе вся страна превратится в виртуальное кладбище»), а «за» только 20 процентов («это повышает бдительность водителей»). Но откуда пошла традиция установки больших крестов на открытых местах и связаны ли они как-то с крестами на кладбищах?
Первые монументальные кресты появились в апостольские времена. Их водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса. Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам.
Во времена гонений стремление христиан к исповеданию своей веры нашло выход в изображениях на надгробных памятниках и их форме. И если в центральной части Римской империи христиане не решались изображать крест на надгробиях (там могилы христиан узнают по рисунку рыбы, виноградной лозы, голубя с оливковой ветвью, монограмме имени Христа:
то на окраинах, где власти были менее бдительными (например, в Карфагене), археологи обнаружили фрагменты мраморных плит с изображением креста. Известно, что святитель Григорий Армянский, ставил кресты над могилами христианок-мучениц и учил новообращенных почитать эти памятные знаки.
В 312 году римский императора Константин Великий у Мульвиева моста вблизи Рима одержал победу над своим главным конкурентом за власть Максенцием. По преданию, накануне этой битвы Константину было видение креста и глас: «Сим победишь!». Император-победитель распорядился поставить на римской площади свою статую с высоким копьем, заканчивающимся крестом, с надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана» (в 313 году Константин Великий совместно с восточным императором Лицинием эдиктом о веротерпимости отменил преследование христиан). Подражая императору, правители городов разрушили изображения местных богов, заменяя их крестом. Так, в Александрии в IV веке изображение Сераписа (египетского божества, чей культ был широко распространен в античном мире) на стенах, воротах, колоннах домов и площадях заменили крестом в знак падения язычества и утверждения христианства. Через два века по установленному на холме кресту можно было узнать о массовом поселении христиан. Так, в начале VI века в Аравии восставшие иудеи осадили город Награн и требовали от жителей под страхом смерти отречься от веры и уничтожить «стоящий на возвышенности крест». Христиан становилось все больше, и крестами начали отмечать те места на берегах рек и водоемов, где происходят массовые крещения. И даже когда крещальни перенесли в храмы, прежние кресты оставались и поддерживались как памятный знак.
Кресты в полях и у дорог часто напоминают и о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.
Знак благодарности или надежды
У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала.
У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты. В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам. Такие кресты стояли, например, на Новой Земле.
На илл.: «Изображение креста с предстоящими: царем Константином, царицей Еленой, царем Алексея Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном», 1849 г. |
Были случаи, когда кресты ставились просто в опасных и гиблых местах. Иван Малышевский приводит факт, когда такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».
В Литве, в городе Шауляй, есть Крестовая гора, на которой стоит около 3 тыс. обетных католических крестов. Ни о времени ее появления, ни о причинах возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы, которое произошло только в XIV веке, на этом холме находилось языческое капище
В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды
Поклонный крест соловецким узникам