что такое поклонение богу
Что такое поклонение богу
Что значит поклоняться Господу в духе и истине?
Идея поклонения Богу «в духе и истине» исходит из беседы Христа с женщиной-самаритянкой у колодца в Иоанна 4:6-30. В разговоре она обсуждала с Ним места поклонения, говоря, что евреи поклоняются в Иерусалиме, а самаряне – на горе Геризим. Иисус только что дал понять, что знает о ее многочисленных мужьях, а также о том, что мужчина, с которым она жила сейчас, не был ее мужем. Это поставило ее в неловкое положение, и она попыталась переключить Его внимание от своей личной жизни на вопросы о религии. Христос же продолжил Свой урок об истинном поклонении и дошел до сути вопроса: «Но наступит время, и уже наступило, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников ищет Себе Отец» (Иоанна 4:23; тут и далее – Новый Русский Перевод).
Общий урок о поклонении Господу в духе и истине заключается в том, что оно не должно ограничиваться одним географическим местом или регулироваться временными положениями ветхозаветного закона. С пришествием Христа разделение между иудеями и язычниками перестало быть актуальным, равно как и центральное место храма в богослужении. Все Божьи дети получили равный доступ к Отцу через Него. Поклонение стало делом сердца, а не внешних действий, и руководствовалось истиной, а не церемониальными законами.
Во Второзаконии 6:5 Моисей излагает израильтянам, как они должны любить своего Бога: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всей душой твоей и всеми силами твоими». Наше поклонение Богу руководствуется нашей любовью к Нему – как мы любим, так и поклоняемся. Поскольку «сила» на иврите подразумевает полноту, Иисус также включил в это выражение и «разум» (Марка 12:30; Луки 10:27). Чтобы поклоняться Богу в духе и истине, обязательно нужно любить Его сердцем, душой, разумом и силой.
Истинное поклонение должно быть «в духе», то есть полностью охватывать наше сердце. Если нет настоящей страсти к Богу, то нет и поклонения в духе. В то же время поклонение должно быть «в истине», то есть основанным на правильной информации. Если у нас нет знания о Господе, Которому мы поклоняемся, то нет и поклонения в истине. Оба эти элементы необходимы для богоугодного поклонения. Дух без истины ведет к поверхностному, чрезмерно эмоциональному переживанию, которое можно сравнить с состоянием опьянения. Как только проходят эмоции, остывает пыл, поклонение также заканчивается. Истина без духа может привести к сухой, бесстрастной встрече, которая может легко превратиться в безрадостное законничество. Сочетание этих двух аспектов поклонения приводит к радостной благодарности Богу, основанной на Писании. Чем больше мы знаем о Нем, тем больше ценим Его. Чем больше мы ценим Его, тем глубже наше поклонение. Чем глубже наше поклонение, тем больше Он прославляется.
Это слияние духа и истины в поклонении лучше всего подытожил Джонатан Эдвардс, американский пастор и богослов 18-го века. Он сказал: «Я должен думать о своем долге как можно выше поднимать эмоции своих слушателей при условии, что на них воздействует ничто кроме истины». Эдвардс признал, что истина и только истина может влиять на эмоции таким образом, чтобы приносить Богу честь. Его истина, будучи бесконечной ценностью, достойна бесконечной страсти.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Что такое поклонение Господу: сотворенные на радость Богу.
Вы были сотворены для того, чтобы доставлять Богу радость.
«Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).
Когда вы впервые появились на свет, Бог был незримым тому свидетелем и радостно улыбался, глядя на вас. Он хотел дать вам жизнь, и ваше прибытие в мир принесло Ему огромное удовлетворение. Богу вовсе не нужно было создавать нас, но Он решил сделать это ради собственного удовольствия. Вы существуете для Него, для Его славы, для исполнения Его целей и для того, чтобы приносить Ему радость.
Жить ради того, чтобы угождать Богу и приносить Ему радость — это первая цель нашего существования. Когда вы полностью осознаете эту истину, то уже никогда не будете чувствовать себя незначительным. Ведь это доказывает, как вы дороги для Него. Если вы настолько важны Богу и Он считает вас достаточно значимым, чтобы удерживать рядом с Собой в вечности, можно ли представить себе большую ценность? Вы — дитя Божие и приносите Богу такую радость, какой не может принести ему никакое иное Его творение. В Библии сказано: «Он нас предназначил через Иисуса Христа стать Его сыновьями. Вот Его цель и добрая воля!» (Еф. 1:5 [РВ]).
Один из величайших Божьих даров людям — это способность ощущать удовольствие. Для этого Бог наделил нас пятью чувствами и разнообразными эмоциями. Он хочет, чтобы мы радовались жизни, а не просто шли по ней, стиснув зубы. И этой способностью ощущать удовольствие мы обладаем потому, что Бог сотворил нас по Своему образу и подобию.
Мы часто забываем, что Богу тоже не чужды эмоции. Он обладает глубокими чувствами. В Библии можно увидеть, что Бог огорчается, ревнует, сердится, исполняется состраданием, жалостью, скорбью и сочувствием, а также счастьем, радостью и довольством. Бог любит, ликует, веселится, благоволит, утешается, получает удовольствие и даже смеётся! (Быт. 6:6, Исх. 20:5, Втор. 32:36, Суд. 2:20, 1 Пар. 16:27, 3 Цар. 10:9, Пс. 2:4, Пс. 5:5, Пс. 17:20, Пс. 34:27, Пс. 36:23, Пс. 102:13, Пс. 103:31, Иез. 5:13, 1 Ин. 4:16).
Именно угождение Богу и называется «поклонением». Это первая и главная цель нашей жизни. В Библии написано: «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс. 146:11). Любое наше дело, приносящее Богу удовольствие, является поклонением. Подобно дорогому бриллианту, поклонение многогранно. Понадобилась бы не одна книга, чтобы описать всё, что можно сказать и узнать о поклонении, и в этой главе мы посмотрим только на самые важные его аспекты.
Антропологи заметили, что люди любой культуры инстинктивно чему-то поклоняются. Это стремление универсально. Бог до основания пропитал все фибры нашей души врождённой потребностью общения с Ним. Для человека поклоняться — так же естественно, как есть или дышать. Если мы не поклоняемся Богу, то непременно находим Ему замену — даже если ею оказываемся мы сами. Бог сотворил нас с этим желанием потому, что ищет Себе поклонников! Об этом говорил Иисус: «Отец Себе ищет таких — тех, что так Ему поклоняются» (Ин. 4:23 [РВ]).
Возможно, в зависимости от своего религиозного воспитания и опыта, вам понадобится расширить своё понимание «поклонения». Может быть, слыша это слово, вы тут же представляете себе церковные служения с пением, молитвами и непременной проповедью. Или сразу вспоминаете торжественные ритуалы, свечи и таинство причащения. Или начинаете думать об исцелении, чудесах и экстатических переживаниях. Поклонение может включать в себя все эти элементы, но само по себе является чем-то гораздо большим, чем все они, вместе взятые.
Поклонение — это образ жизни.
Поклонение — это нечто гораздо большее, чем просто музыка. Для многих людей поклонение — это лишь ещё одно слово, обозначающее музыкальное служение. Они говорят: «У нас в церкви сначала идёт поклонение, а потом учение». Это признак того, что они совсем неверно представляют себе суть поклонения. Каждый элемент церковного служения является поклонением. Мы можем молиться, читать Писание, петь, повторять исповедание веры, каяться в грехах, молчать, слушать проповедь и записывать самые важные её моменты, приносить десятину и пожертвования, принимать крещение или причащение, брать на себя какое-то обещание перед Богом или даже приветствовать других верующих, и всё это — часть поклонения.
Вообще, поклонение существовало ещё до того, как появилась музыка. Адам поклонялся Богу в Эдемском саду, но музыка впервые упоминается только в 4 главе Книги Бытие (ст. 21), когда речь заходит о рождении Иувала. Если бы поклонение состояло только из музыки и пения, те из нас, кто лишён каких бы то ни было музыкальных способностей, вообще не могли бы поклоняться.
Бывает и еще хуже. Порой под «поклонением» подразумевается какой-то определённый стиль музыки: «Сначала мы спели гимн, а потом — песни хвалы и поклонения». Или: «Мне нравятся песни хвалы, но больше всего я люблю медленные песни поклонения». Если следовать этой логике, то песня, которая исполняется быстро, громко или с использованием духовых инструментов, считается песней хвалы. Но если она поётся медленно, негромко и задушевно, под одну гитару, то автоматически становится поклонением. Такое неверное употребление слова «поклонение» является сейчас довольно распространённым.
Но поклонение никак не зависит от стиля, громкости или темпа той или иной песни. Богу нравится любая музыка, потому что Он Сам является автором всех её видов и стилей — быстрых и медленных, громких и тихих, старых и новых. Быть может, вам лично не нравятся все её разновидности, но Бог не таков. Если человек приносит свою музыку Богу в духе и истине, это и есть поклонение.
Христиане часто спорят о том, какой именно стиль музыки следует использовать для поклонения, страстно отстаивая то, что предпочитают сами, как самое что ни на есть библейское поклонение, более других угодное Богу. Однако такого понятия, как библейский музыкальный стиль, просто не существует! В Библии нет нотных записей, да и многих инструментов, на которых люди играли в библейские времена, уже не существует.
Сказать по правде, тот стиль музыки, который вы предпочитаете, больше говорит не о Боге, а о вас самих, об особенностях вашей личности и воспитания. Излюбленная музыка одного народа может показаться бессмысленным шумом людям другой национальности. Но Богу нравится разнообразие, и любая музыка приносит Ему радость. «Христианской музыки» вообще не существует. Бывают только христианские слова к песням. Именно слова, а не мелодия делают то или иное музыкальное произведение духовным. Изначально духовных мелодий просто нет. Если бы я сыграл вам песню без слов, вы никак не смогли бы определить, «христианская» она или нет.
Поклонение предназначено не для нас.
Будучи пастором, я периодически получаю вот такие записки: «Мне очень понравилось сегодняшнее поклонение. Я очень много из него получил». Это ещё одно ошибочное представление о поклонении. Ведь поклонение предназначено не для нас! Мы поклоняемся Богу и, поклоняясь, стремимся принести радость не самим себе, а Ему. Если вы когда-нибудь говорили: «Сегодня я ничего не получил от поклонения», то знайте, что в тот день вы поклонялись из неверных побуждений. Поклонение предназначено не для вас, а для Бога. Конечно, большая часть воскресных служений включает в себя элементы общения, назидания и благовестия, и поклонение действительно приносит нам немало пользы, но поклоняемся мы вовсе не для того, чтобы угодить себе. Нашим главным побуждением должно быть стремление прославить и порадовать Творца.
В 29 главе Книги пророка Исайи Бог сетует на то, что люди поклоняются Ему лицемерно и равнодушно. Израильтяне приходили к Нему с избитыми молитвами, неискренней хвалой, пустыми словами и самодеятельными церемониями, даже не помышляя о глубинном смысле происходящего. В нашем поклонении Богу важны не вековые традиции, а пылкость и посвящение. В Библии сказано: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13).
Поклонение — это не часть нашей жизни, это сама жизнь. Мы поклоняемся не только на церковных богослужениях. Нам заповедано «искать лица Его всегда» (Пс. 104:4) и прославлять имя Господне «от восхода солнца до запада» (Пс. 112:3). В Библии люди славили Бога за работой, дома, в битве, в темнице и даже в постели! Хвала должна начинаться с того момента, когда мы утром открываем глаза, и заканчиваться тогда, когда вечером мы снова закрываем их, чтобы заснуть (Пс. 118:147, Пс. 5:4, Пс. 62:7, Пс. 118:62). «Благословлю Господа во всякое время (Пс. 33:2), — сказал однажды Давид.
Любое дело может превратиться в поклонение, если мы занимаемся им ради похвалы, славы и радости Господней. В Библии написано: «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31). Как говорил Мартин Лютер, «доярка может доить коров во славу Господа».
Как же нам совершать все свои дела во славу Бога? Мы добьёмся этого, если начнём делать всё, как для Самого Иисуса Христа, и при этом будем поддерживать с Ним постоянный разговор. В Библии сказано: «Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23).
Вот в чём заключается тайна жизни, исполненной поклонения: делать всё, как для Господа. Работа становится поклонением, когда мы посвящаем ее Богу и исполняем её, постоянно ощущая Его присутствие. Изложение стиха Рим. 12:1 в современном английском переводе Библии «The Message» звучит следующим образом: «Возьмите свою повседневную, обычную жизнь — ежедневные дела, то, как вы спите, едите, ходите на работу, — и вознесите это как жертву перед Богом».
Когда я только-только влюбился в свою будущую жену, я не переставал о ней думать. Всё время, что бы я ни делал — завтракал, ехал в колледж, сидел на уроках, стоял в очереди в магазине, заправлял машину, — я постоянно думал об этой удивительной женщине! Я часто разговаривал о ней сам с собой, мысленно перебирая всё, что мне в ней нравилось. Благодаря этому я ощущал её близость, хотя мы жили за сотни миль друг от друга и учились в разных колледжах. Постоянно думая о ней, я пребывал в её любви. Жизнь, которая сама по себе является поклонением, — это просто влюблённость в Иисуса Христа.
Истина для обдумывания: Я сотворен на радость Богу.
Стих для заучивания наизусть: «Благоволит Господь к народу Своему» (Пс. 149:4)
Вопрос для размышления: Какое из своих повседневных дел я могу начать исполнять таким образом, словно делаю это непосредственно для Иисуса? Какое из своих повседневных дел я могу начать исполнять таким образом, словно делаю это непосредственно для Иисуса?
Продолжение: начало в номерах с 31.03.2016, см. в категории Вертикальный контекст, Духовное рядом.
«Целеустремленная жизнь»: Перевод: Лукманова О. Редактор: Борчевская А., Издательство: Агапе, 2014 г.
Поклонение в Духе и истине
В беседе с самарянкой Иисус относительно поклонения Богу сказал знаменательные слова:
«Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе этой, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, чему поклоняемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21–24).
Было время, говорит Христос, когда место для поклонения Богу было в Иерусалиме, но не всегда так будет – придет час, когда Богу будут поклоняться на любом месте. Что имел в виду Иисус Христос? О какой перемене Он говорил? Почему Он сказал этой женщине, что самаряне не знают, чему кланяются, а иудеи знают, и что спасение от иудеев?
Чтобы понять значение этих слов Иисуса Христа, нам необходимо иметь ясное понятие о двух периодах времени, на которые Христос тут ссылается, – на периоды Ветхого и Нового Заветов. Однако, как и во времена закона и пророков Бог определил условия для поклонения, так и в период благодати Бог определил, каким должно быть поклонение – в духе и истине.
Почему поклонение самарян было неугодно Богу? Потому что религия их была выдумана людьми. Религию, основанную на человеческих идеях, Бог ни в коем случае не может одобрить. Христос сказал самарянке, что спасение от иудеев. Ибо только их религия основывалась на вере в живого Бога, Который обещал Спасителя через иудеев.
Мы никогда не должны забывать истину, что не человек решает, как ему приближаться к Богу, а Бог. Есть только один путь к Богу, и этот путь установил Он Сам.
Почему самаряне не знали, чему кланялись? Как началось у них это ложное поклонение? Религия самарян была смесью язычества и иудаизма. Господь сказал израильтянам о язычниках: «Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнем; ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7:5–6).
Итак, причиной появления ложной религии самарян было непослушание ясному повелению Божьему. Они нарушили Его слово, вошли в союз с нечестивыми – поступили по обычаю народа, не знавшего Господа Бога. Да, они чтили Господа и в то же время служили своим истуканам. А такое поклонение – мерзость перед Богом.
Этот принцип ничуть не изменился и в период Нового Завета, период благодати, в который мы сегодня живем. Христос сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному будет усердствовать, а другим – пренебрегать. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6:24).
А апостол Павел пишет верующим в Коринфе: «Не склоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6:14–15).
Не потому ли у нас нет пробуждения, что мы идем на компромисс? Мы чтим Господа, но в то же время служим и нашим истуканам, обманывая себя, что наше служение якобы угодно Богу. Какая совместимость храма Божьего с идолами? Ответ может быть только один. Она невозможна. Бог никогда не пойдет с дьяволом на какие-либо соглашения.
Посмотрите, как лукав враг. Он не говорит, что вовсе не надо поклоняться Богу. Нет, но чтобы вы имели успех в деле Божьем, говорит он, и могли привлечь людей из мира, нужно пойти им навстречу, показать, что вы готовы им сочувствовать и не ставить невозможных требований.
Помните, как царь Езекия попал под натиск врага, когда ему осталось выбрать одно из двух: или отречься от своей надежды на Бога и сдаться врагу, или остаться верным Богу и ожидать от Него избавления от врага? Он решился на путь, который в конце концов должен был привести человека Божьего к поражению. Да, царь Езекия был одним из самых праведных преемников царя Давида. Но когда он оказался в тяжелом положении, окруженный врагами, что он делает? Он предлагает своему противнику выкупную цену за свою свободу: «Виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу» (4 Цар. 18:14). Коротко и просто: назови цену, и я заплачу! Возлюбленные, разве это не позор? Какое унижение для человека Божьего торговаться с врагом из-за своей свободы!
И разве подобное не делается сегодня ради желания видеть успех в деле Божьем? Посмотрите, как церковь обеднела. Убрали из наших богослужений золотую простоту евангельского учения, внесли учения, выдуманные людьми, которые не соответствуют поклонению Богу в духе и истине. Мы допустили в нашу среду людей невозрожденных, дав им руку общения. И уже не проповедуем всю истину ради одобрения тех мирских людей, с которыми мы вошли в позорный союз!
Не пора ли выйти из среды их? Отделиться раз и навсегда от наших вымогателей! Страсть и жадность врага не знает предела, его ничем не удовлетворить. Езекия заплатил выкупную плату, но освободился ли он этим от врага? Отошел ли враг от Езекии? Да он и не намеревался! У него была одна цель – покорить Езекию, взять святой город и раз и навсегда его уничтожить. Меньшее врага не удовлетворит. Как он ответил Езекии после того, как тот внес плату? Он дерзит: «Пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей» (4 Цар. 18:29).
Поворотным пунктом в этой истории стала молитва Езекии. Это было поклонение Богу в духе и истине. Он вошел в дом Господен, пал пред лицом Божьим и смирился пред Ним. В скорби своей он воззвал к Богу, и Господь услышал и помиловал его. Эта молитва была угодна Богу, и Господь дал ему великую победу. Итак, только поклонение в духе и истине принимается Богом.
Не думайте, что поклонение в духе и истине – это две разные категории поклонения. Поклоняться духовно значит поклоняться согласно истине Божьей. Многое, что называется сегодня поклонением, вовсе не таковое, а человеческая выдумка. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Поклонение – это действие новой природы, которую дает Бог верующему в Иисуса Христа. Христос, говоривший, что должно поклоняться в духе и истине, сказал также, что должно людям родиться свыше. Невозрожденному человеку поклонение Богу в духе и истине невозможно.
Христос сказал самарянке, что «настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23). Этим Он предсказывает перемену, которая должна произойти вскоре. Он Сам ее произведет. В Нем будут исполнены все требования закона. Иисус Сам совершит искупление за весь род человеческий. И хотя спасение от иудеев, так как Бог решил дать Спасителя через иудейский народ, оно предназначено для всех народов. Тогда место поклонения не будет играть роли, но Богу будут угождать те (будь они иудеи или язычники), которые будут служить Ему в духе и истине.
Вот почему апостол Павел говорит, что обрезание – это мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся. Из этих слов апостола Павла ясно и определенно, кто является истинным поклонником. Обрезание – мы, дети Божьи, те, о которых апостол Павел пишет: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Обрезание сердца внутреннее. Это не внешний обряд. Это предсказал пророк Иезекииль в Ветхом Завете, говоря: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26–27). Таких поклонников Отец ищет Себе!
Главное условие для поклонения в духе и истине, угодного Богу, – стать новым творением во Христе Иисусе. Итак, мы видим признаки подлинного духовного обрезания, то есть возрожденного человека: он служит Богу духом, хвалится одним Иисусом Христом и на свою плоть не надеется.
Первый признак служения Богу в духе и истине – возрожденный человеческий дух. Человек, который не пережил рождения свыше, тоже способен молиться и даже может получить ответ на свои молитвы. Он может призвать Бога на помощь, когда он в нужде, но, как Иов говорит: «Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время?» (Иов, 27:10). Возрожденный дух чада Божьего отличается от духа неспасенного человека тем, что он молится. Если ты чадо Божье, принявшее духа усыновления, которым взываешь «Авва Отче», – это дух молитвы.
Второй признак истинного, духовного поклонника – он хвалится Иисусом Христом. Это как раз про-тивоположно тому духу, который хвалится своими достижениями, своими добрыми делами, своей религией, своими идеями и мнениями о том, как быть принятым Богом и оправданным перед Ним. Истинный поклонник Божий хвалится Его Сыном, он хвалится крестом Христовым – как единственным средством спасения.
И если мы надеемся на что-либо другое: будь это церковь или какой-нибудь религиозный обряд, – то мы на ложном пути. Бог примет нас только в Сыне Своем. Если мы хотим быть истинными поклонниками Отца, тогда мы должны прийти к Нему на Его условиях. А у Него одно условие, один путь – Его Сын, Иисус Христос. Сам Господь Иисус говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).
Приди такой, какой ты есть, без дел и без заслуг, надеясь лишь на Христа и на Его голгофский подвиг.
Третий верный признак человека, поклоняющегося Богу в духе и истине: он не надеется на свою плоть. Он не находит ничего в своей ветхой природе, чем он мог бы угодить Богу. Он знает, что его плотская природа закону Божьему не покоряется, да и не может, и что живущий по плоти не может поклоняться Богу в духе и истине.
Мой друг, являешься ли ты поклонником, которого Отец ищет Себе? Помни, Бог есть Дух, и поклоняющийся Ему должен поклоняться в духе и истине.
Сегодня ты можешь стать таким поклонником. Но ты должен прийти к Богу на Его условии. Иисус Христос сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Таких поклонников Отец ищет Себе. Он ждет, чтобы ты пришел к Нему сейчас. Сделай это, пока у тебя есть возможность. Да поможет тебе Сам Дух Божий!
Опубликовано в журнале «Вера и жизнь», 3/2009
Что значит христианское поклонение?
Греческое слово «проскунео», которое чаще всего переводится в Новом Завете как «поклонение», значит «падать или склоняться перед кем-то/чем-то». Поклонение является выражением внутреннего, духовного состояния. Так как это внутреннее, индивидуальное действие, христиане поклоняются все время, семь дней в неделю. Когда христиане формально собираются для поклонения, ударение все равно должно ставиться на индивидуальном поклонении Господу. Даже в рамках собрания, каждый участник должны осознавать, что он поклоняется Богу на индивидуальной основе.
Характер христианского поклонения исходит изнутри человека и имеет два одинаково важных качества. Мы должны поклоняться «в духе и истине» (Иоанна 4:23-24). Поклонение в духе не имеет ничего общего с нашим физическим положением. Оно связано с нашей внутренней сущностью и требует нескольких моментов. Во-первых, мы должны родиться свыше. Без Святого Духа, пребывающего в нас, мы не можем поклоняться Богу, потому что не знаем Его. «Так и помыслы Бога может познать только Дух Божий» (1 Коринфянам 2:11, тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Дух Святой в нас является Тем, Кто побуждает к истинному поклонению, ведь по сути Он прославляет Себя, а всякое истинное поклонение прославляет Бога.
Во-вторых, поклонение в духе требует, чтобы наш разум был сосредоточен на Боге и обновлен истиной. Павел призывает нас: «Отдайте себя, свое тело Богу как живую жертву, освященную и угодную Ему. Только такое служение истинно духовно. Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум» (Римлянам 12:1-2). Лишь когда наш разум «переключается» от мирских вещей на Бога, мы можем поклоняться в духе. Тем не менее, отвлекающие факторы разных видов могут заполонять наши умы, когда мы пытаемся хвалить и прославлять Бога, препятствуя нашему истинному поклонению.
В-третьих, поклоняться в духе можно имея лишь чистое, открытое и раскаявшееся сердце. Когда сердце царя Давида был наполнено чувством вины за свой грех с Вирсавией (2 Царств 11), то он обнаружил, что не может поклоняться. Он чувствовал, что Бог был далеко от него, и воскликнул: «Весь день я кричу. Днем и ночью я чувствую руку Твою – как она тяжела!» (Псалом 31:3-4). Но когда Давид исповедал свой грех, общение с Господом было восстановлено, и он смог хвалить Господа и поклоняться Ему. Он понял, что «жертва Богу – сокрушенный дух, сокрушенного сердца не отвергнет Бог» (Псалтирь 50:19). Хвала и поклонение Господу не могут исходить из сердца, наполненного неисповеданным грехом.
Поскольку внешнее поведение является вторичным фактором в христианском поклонении, нет каких-то определенных правил относительно того, должны ли мы сидеть, стоять, падать, соблюдать тишину или громко петь во время общего служения поклонения. Эти вещи должны решаться в зависимости от особенностей общины. Самым главным является то, что мы должны поклоняться Богу в духе (в наших сердцах) и истине (в нашем сознании).
Что значит христианское поклонение?