что такое показатели цур
Что такое Цели в области устойчивого развития (ЦУР)?
В сентябре 2015 года в ходе встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшейся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, 193 государства – члены ООН и глобальное гражданское общество – официально приняли новую программу в области устойчивого развития, озаглавленную «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Эта повестка дня включает 17 целей и 169 задач.
Цели устойчивого развития (ЦУР) основываются на принципах, согласованных в резолюции A/RES/66/288, озаглавленной «Будущее, которого мы хотим». Это необязательный документ, выпущенный по итогам конференции «Рио+20», проведенной в 2012 году.
Реализация ЦУР позволит перейти на более устойчивый путь экономического развития, создать справедливую систему распределения благ в обществе, существенно снизить риски для будущих поколений в дальнейшем существовании и развитии.
Каждая цель направлена на разрешение определенной мировой проблемы.
Все цели взаимосвязаны, как и задачи внутри них: достижение одной, невозможно без достижения некоторых других. Для их оценки выведены 232 критерия.
ЦЕЛЬ 1: Ликвидация нищеты
10% населения мира (более 700 млн человек) сегодня живут в условиях нищеты, пытаясь удовлетворить основные потребности: доступ к здравоохранению, образованию, воде и санитарии. Во всем мире уровень нищеты в сельских районах составляет 17,2%, что более чем в три раза выше, чем в городских районах.
Для работающего населения наличие работы не гарантирует достойный уровень жизни. 8% трудящихся и их семей во всем мире, каждый пятый ребенок, живут в условиях крайней нищеты. Обеспечение социальной защиты для всех детей и других уязвимых групп имеет решающее значение для сокращения нищеты.
Экономический рост должен носить инклюзивный характер с тем, чтобы обеспечивать устойчивые рабочие места и равенство.
ЦЕЛЬ 2: Ликвидация голода
По текущим оценкам, в мире голодают 8,9 % населения (почти 690 млн человек). В последние годы наблюдается неуклонный рост числа голодающих. Основные причины – антропогенные конфликты, изменение климата и экономический спад. Если тенденции сохранятся, то к 2030 году число людей, страдающих от голода, превысит 840 млн.
Необходимо принимать меры для обеспечения продовольственной и гуманитарной помощи районам, подвергающимся наибольшему риску, а также коренным образом изменить глобальную продовольственную и сельскохозяйственную систему.
Повышение производительности сельского хозяйства и устойчивое производство продовольствия имеют решающее значение для сокращения опасности голода.
Продовольственный и сельскохозяйственный сектор предлагают ключевые решения для развития и являются центральным элементом борьбы с голодом и бедностью.
ЦЕЛЬ 3: Хорошее здоровье и благополучие
За последние десятилетия был достигнут значительный прогресс в плане улучшения здоровья миллионов людей: увеличение ожидаемой продолжительности жизни и сокращение некоторых распространенных причин смерти, связанных с детской и материнской смертностью.
Необходимы дополнительные усилия для полной ликвидации широкого спектра болезней и решения проблем здравоохранения. Обеспечение эффективного финансирования систем здравоохранения, улучшении санитарии и гигиены, расширение доступа к врачам позволит добиться значительного прогресса.
Ключевой элемент устойчивого развития — обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.
ЦЕЛЬ 4: Качественное образование
За последнее десятилетие достигнуты значительные успехи в сфере расширения доступа к образованию и увеличения охвата школьным обучением на всех уровнях. Несмотря на это, почти 1/5 часть детей всего мира (около 260 млн) не посещает школу, более половины детей и подростков мира не соответствуют минимальным стандартам знаний.
Качественное образование — основа достойной жизни и устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 5: Гендерное равенство
За последние десятилетия был достигнут прогресс: все больше девочек ходят в школу, меньше девочек принуждают заключать ранние браки, все больше женщин работают в парламенте и занимают руководящие должности, а также проводится реформа законов для обеспечения гендерного равенства.
Гендерное равенство – это не только одно из основных прав человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 6: Чистая вода и санитария
Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в плане расширения доступа к чистой питьевой воде и санитарии, миллиарды людей по-прежнему лишены этих основных услуг. Во всем мире каждый третий человек не имеет доступа к безопасной питьевой воде, двое из пяти человек не располагают базовыми приспособлениями для мытья рук с мылом и водой.
Чистые и доступные водные ресурсы для всех — залог устойчивого мира.
ЦЕЛЬ 7: Недорогостоящая и чистая энергия
Энергия становится все более устойчивой и широкодоступной, ускоряется процесс обеспечения доступа к электричеству в бедных странах, улучшается энергоэффективность, расширяется использование возобновляемых источников энергии.
Тем не менее необходимо уделять более пристальное внимание расширению доступа к чистым и безопасным видам топлива и технологиям, повышению уровня электрификации в бедных странах.
Энергетика является ключевым фактором, способствующим решению современных проблем.
ЦЕЛЬ 8: Достойная работа и экономический рост
Устойчивый и всеохватный экономический рост может способствовать прогрессу, создавать достойные рабочие места для всех и улучшать уровень жизни.
Еще даже до вспышки COVID-19 в каждой пятой стране из всех стран, где проживают миллиарды людей, живущих в нищете, могли наблюдаться стагнация или сокращение доходов на душу населения в 2020 году. В настоящий момент экономические и финансовые потрясения, такие как нарушения процесса промышленного производства, падение цен на сырье, неустойчивость финансового рынка и растущая нестабильность, сводят на нет и без того умеренный экономический рост и усугубляют повышенные риски, вызываемые другими факторами.
Для ликвидации нищеты необходим пересмотр экономической и социальной политики.
ЦЕЛЬ 9: Индустриализация, инновации и инфраструктура
Устойчивая индустриализация наряду с инновациями и инфраструктурой может высвободить экономические силы, которые создают занятость и доход.
Инновации и технический прогресс имеют ключевое значение для поиска долгосрочных решений как экономических, так и экологических проблем, таких как повышение эффективности использования ресурсов и энергоэффективности. Более половины населения мира подключено к интернету, и почти все население мира живет в зоне действия той или иной мобильной сети.
Для достижения устойчивого развития крайне важны инвестиции в инфраструктуру.
ЦЕЛЬ 10: Уменьшение неравенства
Сокращение неравенства является неотъемлемой частью процесса достижения целей в области устойчивого развития.
Несмотря на признаки сокращения неравенства, такие как уменьшение относительного неравенства доходов в некоторых странах и преференциальный торговый статус в интересах стран с низким уровнем дохода, неравенство по-прежнему сохраняется.
Неравенство особенно ощутимо для уязвимых групп населения в странах с более слабыми системами здравоохранения и в тех странах, которые страдают от текущих гуманитарных кризисов. Беженцы и мигранты, а также коренные народы, пожилые люди, инвалиды и дети особенно подвержены риску остаться без внимания. Усиливаются ненавистнические высказывания в адрес уязвимых групп населения.
Необходимо уменьшать неравенство среди людей и стран.
ЦЕЛЬ 11: Устойчивые города и населенные пункты
Мир становится все более урбанизированным. Более половины населения мира живет в городах, и, по прогнозам, эта доля вырастет до 60% к 2030 году.
Города и мегаполисы являются центрами экономического роста, обеспечивая около 60% глобального ВВП. Однако на них также приходится и около 70% глобальных выбросов углерода и более 60% использования ресурсов.
Урбанизация приводит к росту числа обитателей трущоб, неадекватности и перегруженности инфраструктуры и услуг (сбор отходов, системы водоснабжения и канализации, дороги и транспорт), ухудшению ситуации с загрязнением воздуха и незапланированному разрастанию городов.
Голод и смертность могут значительно вырасти в городских районах, если не будут приняты меры по обеспечению доступа к продовольствию для бедных и уязвимых жителей.
Инвестиции в развитие инфраструктуры помогут в достижении устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 12: Ответственное потребление и производство
Потребление и производство во всем мире по-прежнему оказывает разрушительное воздействие на планету.
Социально-экономический прогресс сопровождался ухудшением состояния окружающей среды, которое ставит под угрозу развитие в будущем, а по сути, и самоивыживание.
Устойчивое потребление и производство могут внести существенный вклад в сокращение масштабов нищеты и переход к низкоуглеродной и «зеленой» экономике, позволят «делать больше и лучше меньшими средствами».
ЦЕЛЬ 13: Борьба с изменением климата
2019 год стал вторым самым теплым годом и окончанием самого теплого десятилетия (2010–2019 годы) за всю историю наблюдений. Зафиксированы новые рекордные уровни CO2 и других парниковых газов в атмосфере.
Изменение климата оказывает влияние на все страны на всех континентах, разрушает экономику и влияет на жизни людей. Меняются погодные условия, поднимается уровень моря, погодные явления становятся все более суровыми.
Для спасения жизней и средств к существованию необходимы неотложные меры по борьбе с чрезвычайной ситуацией в области климата.
Проблема изменения климата не знает границ и требует глобального решения.
ЦЕЛЬ 14: Сохранение морских экосистем
Океан определяет действие глобальных систем, которые делают Землю пригодной для жизни.
Дождевая и питьевая вода, погода, климат, береговые линии, большая часть пищи и кислород в воздухе предоставляются и регулируются морем. Рациональное использование этого глобального ресурса является залогом устойчивого будущего.
В настоящее время происходит постоянное ухудшение состояния прибрежных вод и закисление океана. Спасение океана должно оставаться приоритетной задачей. Биологическое разнообразие морской среды имеет решающее значение для здоровья людей и нашей планеты.
Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов — элемент устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 15: Сохранение экосистем суши
Природа имеет решающее значение для выживания человечества. Однако человеческая деятельность изменила почти 75% поверхности Земли, вытеснив животный мир и природу.
Около 1 млн видов животных и растений находятся под угрозой исчезновения, и многие из них – под угрозой исчезновения в течение ближайших десятилетий.
Здоровье экосистем, от которых зависит человек и все другие виды, ухудшается быстрее, чем когда-либо, что сказывается на основах экономики, средствах к существованию, продовольственной безопасности, здоровье и качестве жизни во всем мире.
Обезлесение и опустынивание представляют собой серьезное препятствие к достижению устойчивого развития и влияют на жизнь миллионов людей. Леса играют важную роль в борьбе с изменением климата. Инвестиции в восстановление земель имеют решающее значение для повышения уровня жизни, уменьшения уязвимости и сокращения рисков для экономики.
Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию помогут в достижении устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 16: Мир, правосудие и эффективные институты
Военные конфликты, отсутствие безопасности, слабость институтов власти и ограниченность доступа к правосудию остаются серьезной угрозой для устойчивого развития.
Число людей, спасающихся бегством от войны, преследований и конфликтов, превысило 70 млн. ООН отмечает большое количество убийств, исчезновений правозащитников, журналистов и членов профсоюзов в 47 странах мира. В мире официально не регистрируется факт рождения примерно каждого четвертого ребенка в возрасте до 5 лет, что лишает таких детей документов, удостоверяющих личность, а значит доступа к правосудию и социальным услугам.
Необходимо содействовать построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 17: Партнерство в интересах устойчивого развития
Работа по достижению устойчивого развития невозможна без налаживания партнерских отношений на глобальном, региональном и местном уровнях.
Успешная реализация повестки дня в области устойчивого развития невозможна без налаживания на глобальном, региональном и местном уровнях всеохватывающих партнерских отношений, построенных на принципах и ценностях, общем видении и общих целях, ориентированных на удовлетворение интересов людей и планеты.
Цели ООН в области устойчивого развития и роль чистой энергетики в них
В 2015 году Организация Объединенных Наций приняла повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Программа состоит из 17 глобальных целей (ЦУР), направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия. Каждая цель содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Для их достижения 193 страны согласились приложить совместные усилия правительств, гражданского общества и бизнеса. По определению ООН, устойчивое развитие заключается в том, чтобы развитие нынешнего поколения не шло вразрез с интересами будущих поколений.
Для обеспечения устойчивого развития решающее значение имеет согласованная реализация трех ключевых компонентов: экономического роста, социальной интеграции и охраны окружающей среды.
Рассмотрим какой вклад в охрану окружающей среды принесет переход от сжигания углеводородного топлива к использованию энергии атома.
Переход к чистой атомной энергии взаимосвязан с четырьмя целями устойчивого развития:
№ 7 Недорогостоящая и чистая энергия;
№ 12 Ответственное потребление и производство;
№ 13 Борьба с изменением климата;
№ 15 Сохранение экосистем суши.
Глобальный экономический рост предусмотренный ЦУР № 8 напрямую зависит от роста энергопроизводства в мире, однако обеспечить такое производство в масштабах планеты, при реализации ЦУР № 7, 13 и 15, к 2030 году представляется в настоящее время недостижимым.
Чистые возобновляемые источники энергии за последние годы получили бурное развитие, однако масштабы такого развития недостаточны для перевода крупных промышленных объектов, авиа и автотранспорта, систем теплоэнергетики исключительно на данные виды энергогенерации. В мире не менее 80% получаемой энергии производится за счет сжигания углеводородов, что приводит к выбросу парниковых газов и изменению климата входя в противоречия с ЦУР № 13. Ежегодные выбросы в атмосферу достигают 33,1 млрд. тонн СО2.
Россия единственная страна в мире, где работают два промышленных реактора на быстрых нейтронах БН-600 и БН-800 в г. Заречный Свердловской области, в данном типе реакторов топливом является уран-238, запасы которого исчисляются миллионами тонн. Часть запасов хранится на предприятиях по обогащению урана в виде обедненного гексафторида урана. Правовой статус таких запасов не позволяет отнести их к промышленным отходам, так как имеется гипотетический потенциал их дальнейшего использования, но масштабы накопленных запасов таковы, что их реальное масштабное вовлечение в энергетический цикл возможно лишь при реализации крупнейших целевых программ государственного или даже мирового уровня.
Химически чистый уран-238, входящий в состав обедненного гексафторида урана, может служить идеальным исходным сырьем для реакторов на быстрых нейтронах. Накопленный в разных странах в значительном количестве, порядка 2 млн. тонн, в результате военных программ и развития энергетики на тепловых нейтронах обедненный гексафторид урана содержит колоссальные запасы энергии.
Оценим запасы энергии заключенные в накопленном в мире 2 млн. тоннах ОГФУ:
в 1 акте деления урана-238 выделяется 176 МэВ энергии
238 грамм урана-238 содержит NA число атомов = 6,02*10 23
при делении 238 грамм урана-238 выделяется 1,7*10 13 Дж
нормируем на 1 грамм урана-238 = 7,1*10 10 Дж
2 млн. тонн ОГФУ = 2*10 6 *10 3 *10 3 грамм * 7,1*10 10 Дж = 1,4*10 23 Дж
Производство электроэнергии в мире в 2019 году составило 27*10 15 Вт/ч
Запаса энергии в накопленном ОГФУ хватит на 1440 лет генерации электроэнергии на текущих уровнях.
Проведенные расчеты качественны, не учтено КПД установки, неполное выгорание топлива, замкнутый топливный цикл, наработка и использование плутония, и прочие допущения, однако общий вывод позволяет утверждать, что переход на атомную энергетику на быстрых нейтронах позволит обеспечить человечество генерацией чистой энергии на тысячи лет, при отсутствии выбросов парниковых газов. Переход на замкнутый топливный цикл сократит до минимума объем образования радиоактивных отходов, что полностью соответствует вышеопределенным целям устойчивого развития ООН.
Вовлечение в энергогенерацию накопленных объемов урана-238, в настоящий момент частью населения, воспринимаемого как промышленные отходы, будет способствовать улучшению климата, за счет отсутствия выбросов парниковых газов и продуктов сгорания углеводородов, сохранению экосистемы суши, так как отпадет необходимость разработки новых месторождений углеводородов. Энергетика будущего на быстрых реакторах позволит создать устойчивую сеть мощных источников энергии в таких странах как Китай и Индия переживающих резкий рост населения, но не имеющих достаточных энергоресурсов, все это будет способствовать устойчивому развитию в соответствии с целями и задачами ООН.
Территориальный подход к реализации целей в области устойчивого развития
По оценкам доклада ОЭСР, по крайней мере 105 из 169 целей ЦУР не будут достигнуты без должного участия местных правительств. В нем анализируется то, как города и регионы все чаще используют ЦУР для разработки и реализации своих стратегий, политики и планов, а также описывается система индикаторов достижения ЦУР для городов и рекомендации по дальнейшим действиям.
Перед лицом таких мегатенденций, как глобализация, климатические и демографические изменения, цифровизация и урбанизация, многие города и регионы сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с сохранением социальной интеграции, стимулированием экономического роста и переходом к низкоуглеродной экономике.
Территориальный подход к целям в области устойчивого развития утверждает, что города и регионы играют критически важную роль в реализации ЦУР и должны использовать весь потенциал ЦУР в качестве инструмента политики для улучшения жизни людей.
Этот доклад является результатом 18-месячного политического диалога с 1000+ заинтересованными сторонами в рамках Программы ОЭСР Территориальный подход к ЦУР, в работу были активно вовлечены главы городов стран ОЭСР и стран-партнеров.
Основные выводы и рекомендации были основаны на конкретных идеях пилотных городов и регионов десяти стран (Германия, Аргентина, Бельгия, Япония, Исландия, Российская Федерация, Бразилия, Дания, Норвегия), где было проведено несколько интервью и семинаров в течение 2018-2019 гг. От РФ документ был подписан мэром Москвы С.С. Собяниным.
В докладе также предлагается система локализованных индикаторов ОЭСР, которая измеряет расстояние до ЦУР для более чем 600 регионов и 600 городов в ОЭСР и странах-партнерах.
Доклад завершается контрольным списком для общественных действий, чтобы облегчить внедрение и реализацию ЦУР как инструмента улучшения политики и жизни.
Стоять на своем
Еще в 1996 году президент Российской Федерации утвердил Концепцию перехода страны к устойчивому развитию, которая была направлена на обеспечение баланса в решении социально-экономических задач и задач по сохранению благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей людей.
В настоящее время меры, направленные на достижение целей устойчивого развития (ЦУР) в Российской Федерации, интегрированы в национальные проекты и другие стратегические и программные документы, в том числе в доктрины, государственные программы, концепции. Эти документы по своему содержанию обобщают все цели устойчивого развития.
Анализ, который проводился Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации весной 2020 года, 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры прямо или косвенно затрагивали 107 из 169 задач, определенных в документе ООН.
Сейчас идет процесс корректировки нацпроектов с учетом национальных целей развития до 2030 года, которые были утверждены указом президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года. Новые национальные цели развития напрямую перекликаются с ЦУР, в том числе в части сохранения населения, здоровья и благополучия людей, обеспечения достойного эффективного труда и успешного предпринимательства.
Что касается иных программных и стратегических документов, которые напрямую влияют на решение задач устойчивого развития, помимо национальных проектов можно отметить, в частности, следующие: доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, государственные программы «Развитие образования», «Доступная среда», «Содействие занятости населения», «Комплексное развитие сельских территорий».
Пандемия коронавируса и вводимые вследствие нее карантинные ограничения оказали влияние не только на ЦУР «Хорошее здоровье и благополучие», но и на показатели доходов и занятости населения, динамику ВВП. Тем самым пандемия влияет и на достижение ЦУР «Ликвидация нищеты» и «Достойная работа и экономический рост».
По данным Росстата, за II квартал 2020 года среднедушевые доходы населения сократились на 4,8 процента по сравнению с тем же периодом 2019 года; за первое полугодие падение составило 0,4 процента. Реальные денежные доходы населения за первое полугодие сократились на 3,1 процента в сравнении с тем же периодом 2019 года.
Одним из перспективных трендов развития после пандемии является и урегулирование трудовых отношений при удаленной работе сотрудников.
В последние годы Россия демонстрировала значительные успехи по достижению таких ЦУР, как «Ликвидация нищеты», «Качественное образование», «Достойная работа и экономический рост». Пандемия коронавира, конечно, внесла свои коррективы в эти результаты, а значит, потребуются дополнительные усилия и меры для возврата на заданные ранее траектории роста.
Правительство РФ предложило и реализовало целый ряд мер господдержки для минимизации ущерба от пандемии в основных отраслях индустрии и социальной сфере. В марте 2020 года был утвержден План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Он был направлен в том числе на:
— мониторинг и обеспечение населения товарами первой необходимости и поддержки населения (в том числе это механизмы поддержки достаточности запасов социально значимой продукции в торговых организациях, поддержка занятости путем проведения переобучения и повышения квалификации населения, разрешение дистанционной торговли безрецептурными лекарствами и медизделиями);
— поддержку отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска (в том числе финансовая поддержка организаций транспорта, предоставление отсрочки по налоговым платежам);
— поддержку малого и среднего предпринимательства (мораторий на проверки, увеличение капитализации региональных микрофинансовых организаций для охвата льготными микрозаймами субъектов МСП).
Кроме того, был разработан проект Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Он предусматривает реализацию большого спектра мер:
— по социальной поддержке населения (адресные денежные выплаты, помощь потерявшим работу, в том числе в части переобучения и переквалификации);
— по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (например, снижение тарифов страховых взносов);
— по поддержке отраслей промышленности, транспорта, связи и телекоммуникаций, ТЭК, строительства, туризма.
Согласно Плану восстановления в 2020-2021 годах предполагается направить на поддержку национальной экономики и населения около пяти триллионов рублей. 14 июля 2020 года состоялась презентация первого российского Добровольного национального обзора хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. На ней министр экономического развития РФ Максим Решетников проинформировал, что из этой суммы 3,26 триллиона рублей предусмотрено для социальной поддержки населения; поддержки малого и среднего бизнеса, а также системообразующих компаний и предприятий из наиболее пострадавших отраслей экономики; для предоставления государственных гарантий; для поддержки и балансирования бюджетов субъектов РФ.