что такое показ работ при поступлении
Что такое показ работ при поступлении
Факультет политологии МГУ запись закреплена
ДВИ ПРОШЛИ, ЧТО ДАЛЬШЕ?
Все (или почти все) абитуриенты факультета политологии сдали ДВИ: 10 августа прошел последний экзамен по истории, 12 августа – по обществознанию. Следующая дата – 15 августа – резервный день, и сдают в тот день единицы.
Что после экзамена?
Ваши работы шифруют и проверяют. Когда появятся результаты проверки, пока неясно: работ очень много. Но наши экзаменаторы работают усердно.
Что после проверки работ?
Публикация технических баллов – это неокончательные баллы, и их можно оспорить, подав апелляцию. Все баллы будут доступны на сайте Центральной приемной комиссии (ЦПК) МГУ cpk.msu.ru, а баллы по истории и обществознанию мы запостим в этой группе и опубликуем на сайте polit.msu.ru.
Что после публикации технических баллов?
Показ работ – вы сможете увидеть ваши работы с оценками и задать экзаменаторам вопросы, почему работа оценена так, а не иначе. На показ работ нужно записываться: ЦПК вышлет ссылки на показ только тем, кто записался. Как записываться – расскажем, когда узнаем сами. Следите за обновлениями в группе.
Что после показа работ?
Подача апелляций. Для того, чтобы оспорить поставленный балл, нужно подать апелляцию. В ней – подробно описать, почему вы не согласны с оценкой. Чтобы поднять оценку, нужно аргументированно доказать, почему работа должна быть оценена выше – будьте готовы показать свои знания.
Что после апелляций?
Публикация итоговых баллов за ДВИ. Это баллы, которые уже нельзя будут оспорить. Если ЦПК не будет успевать с публикацией итоговых баллов за ДВИ, этот этап совместится со следующем – публикацией ранжированных списков.
Что после публикации итоговых баллов за ДВИ?
Публикация ранжированных списков – это списки, в которых просуммированы баллы за ЕГЭ, ДВИ и дополнительные достижения. Эти списки будут отражать конкурсную ситуацию. ЦПК опубликует их 19 августа.
Что после публикации ранжированных списков?
Первая волна зачислений абитуриентов на бюджет. Во время первой волны зачислят на 80% мест от общего числа оставшихся после целевиков, квотников и всероссников* бюджетных мест. Первая волна закроется в 18:00 23 августа.
Что после первой волны?
Вторая волна зачислений абитуриентов на бюджет. Во время второй волны зачислят остальные места – то есть 20% оставшихся. Вторая волна закроется в 18:00 25 августа. Сколько именно мест будет выделено на первую и вторую волну на факультете политологии напишем позже.
Что после второй волны?
Зачисление абитуриентов на контрактной основе. Когда и как это пройдет расскажем позже: в группе, на сайте и во время обзвонов.
А что еще дальше – расскажем позже. Следите за обновлениями в группе?
*Целевики и квотники идут по отдельному конкурсу, всероссники – вообще без конкурса, поэтому приказы об их зачислении будут раньше. Когда – расскажем, но позже: точной информации пока нет.
Человек-паук не поможет сдать экзамен. О том, как не стоит обманывать прокторинг
В 2021 году студенты продолжат обманывать автоматические системы проверки экзаменов. Рассказываем, как они прокололись в разгар пандемии.
Системы онлайн-прокторинга в России начали развиваться ещё во второй половине 2010-х. Их подключили передовые университеты, такие как ВШЭ и РАНХиГС, а также компании, которые с их помощью проводили удалённые тестирования сотрудников. Во время пандемии спрос на прокторинг вырос в несколько раз — вузам пришлось проводить в онлайне выпускные экзамены и сессии. После победы над COVID-19 потребность в нём неизбежно снизится, однако сервисам есть куда расти: спрос на качественные онлайн-экзамены сохранится и в образовании, и в бизнесе.
Недовольные студенты, столкнувшиеся с прокторингом во время пандемии, рисуют страшные картины дегуманизации образования, в которых их судьбу решают бездушные машины. Однако пока прокторинговые системы далеки от совершенства и за ними присматривают обычные люди, не лишённые сострадания и чувства юмора. Мы попросили сотрудников крупнейшей по выручке российской прокторинговой компании «Экзамус» рассказать о курьёзных случаях из их работы.
Журналист с широким кругом интересов, пишет про бизнес, культуру и международную политику. Сотрудничает с РБК, Republic и «Ножом».
Что такое прокторинг
Сам по себе термин «проктор» очень старый. Должность проктора появилась в английских университетах ещё в позднем Средневековье. В обязанности прокторов входил контроль за дисциплиной студентов — причём не только на экзаменах, но и во время всего обучения.
Сегодня прокторингом называют технологии, которые позволяют контролировать проведение испытания. В основном это понятие касается онлайн-экзаменов.
На российском рынке прокторинговых систем всего два крупных частных игрока — ProctorEdu и «Экзамус». Кроме того, существуют прокторинговые системы, которые вузы разработали для себя. По оценке РБК, «Экзамус» крупнее — в 2020 году его выручка составила 83 млн, в то время как у главного конкурента — 51 млн. Во время пандемии около 20 российских вузов ввели прокторинг на экзаменах — большинство таких заказов получил именно «Экзамус».
В 2020 году сотрудники «Экзамуса» провели более миллиона экзаменов в России и ещё полмиллиона за рубежом. Выручка выросла в пять раз, но и штат пришлось увеличить в четыре раза.
«Сказать, что мы озолотились во время пандемии, мы не можем. Но мы выросли, вышли на новый уровень, и теперь у нас есть ресурсы для уверенного выхода на международные рынки, на что мы и сделаем акцент в 2021 году», — рассказывает Skillbox Media директор «Экзамуса» по маркетингу Марина Новосёлова.
По словам Новосёловой, вузы, которые заключили с «Экзамусом» контракты ещё до пандемии, продолжают пользоваться его услугами. Новые клиенты, которые пришли в 2020 году, тоже пока остаются с «Экзамусом», однако некоторые из них поговаривают о возвращении к очным формам аттестаций.
В компании уверены, что вступительные экзамены и олимпиады в вузах точно останутся удалёнными. Возможность проводить приёмную кампанию дистанционно позволяет отбирать абитуриентов, которые в других условиях не могли бы приехать на очный экзамен, из разных уголков страны и мира.
Как работает прокторинг и кому он сегодня нужен
У «Экзамуса» есть три прокторинговых режима. В автоматическом система контролирует всё сама, без участия человека; есть опция, когда проктор присутствует только при идентификации сдающих. В асинхронном режиме запись экзамена целиком отсматривает проктор после его завершения. В синхронном он следит за сдачей вместе с системой.
Прокторинговый сервис работает через браузер. Сначала система проверяет камеру, микрофон и рабочий стол пользователя — не ведётся ли запись экрана, а затем идентифицирует сдающего с помощью системы распознавания лиц.
Во время экзамена программа следит за лицом и глазами сдающего — не смотрит ли он куда-то не туда, наблюдает за комнатой — не появится ли там кто-то лишний, ищет посторонние голоса, а также контролирует экран компьютера. Все данные записываются, система регистрирует каждое событие, выбивающееся из протокола, а по итогам экзамена рассчитывает общую вероятность нарушений.
По словам Марины Новосёловой, автоматический прокторинг заказывают крайне редко, а самый востребованный режим — асинхронный. В таком режиме корпорации проводят оценку кандидатов, аттестацию действующих сотрудников, отбор на программы обучения или итоговую оценку знаний после их прохождения.
Основные клиенты «Экзамуса» — крупные университеты. Как правило, они работают по годовой подписке, в которую входит пакет экзаменов. Более мелкие клиенты чаще платят за отдельный экзамен.
Баги вместо злых прокторов: студенты о своём опыте взаимодействия с «Экзамусом»
Весной 2020 года многие студенты опасались прокторинговых систем. Ходили слухи о том, что они действуют очень жёстко — например, считают нарушением даже продолжительный взгляд в сторону. Многим, особенно первокурсникам, эта паника сильно потрепала нервы.
Студенты вузов рассказали Skillbox Media, что боялись сдавать с прокторингом, однако в итоге панические слухи оказались преувеличением — с несправедливым отношением со стороны прокторов никто не сталкивался. В то же время многие пожаловались на то, что система часто сбоила, — однако такие ситуации решались в пользу студентов.
По словам студента магистратуры ВШЭ, у него и многих однокурсников возникли проблемы с проверкой компьютера и подключением к прокторинговой системе, однако сам экзамен прошёл нормально. В следующий раз система не отправила ответы, и пришлось вмешаться учебному офису.
У студента бакалавриата ВШЭ, который сдавал в «Экзамусе» сессию, не возникло никаких претензий к прокторингу.
«Даже те, у кого появлялись технические сложности, говорили, что университет быстро решил проблему: их просто переводили в Zoom, и они сдавали там».
Другая студентка бакалавриата ВШЭ рассказала, что проблемы у многих её одногруппников и у неё самой начались ещё при регистрации в системе. Во время экзамена у некоторых сервис просто вылетел, и им пришлось пересдавать в резервный день. Те, у кого прокторинг работал нормально, очень переживали из-за того, что и у них он тоже будет сбоить. По словам девушки, это привело к тому, что многие сдали гораздо хуже, чем могли бы.
Студентке СПбГУ ошибки прокторинговой системы изрядно помотали нервы — программа увидела нарушения, которых не было.
«Я сидела не шелохнувшись и смотрела исключительно в монитор, чтобы точно было не к чему придраться, но мне за день до пересдачи пришло сообщение о том, что я что-то нарушила, — рассказывает девушка. — Такие же сообщения получили и однокурсники. В итоге учебному отделу пришлось разбираться — но ему удалось решить проблему».
По словам студентки, которая в 2020 году сдавала через «Экзамус» вступительный экзамен в МГЮА, списать было бы не так уж и сложно, так как прокторы тогда ещё не просили показывать комнату (а теперь просят). Действий рук не видно, камера снимала только по грудь. «Если правильно подобрать свет, то твои зрачки и видно не будет, проктор не сможет оценить, куда ты смотришь», — говорит студентка. Главной технической проблемой стало то, что длинную юридическую задачу программа вывела в крошечном окошке и сдающим приходилось много раз прокручивать текст вверх и вниз.
Прокторы о неудачном списывании и курьёзных случаях на экзамене
Мы попросили прокторов «Экзамуса» рассказать нам о забавных и курьёзных случаях на своей работе, а также о том, как сдающие пытаются их провести.
Их рассказы производят двойственное впечатление. С одной стороны, некоторых онлайн-формат будто бы раскрепощает, снимает дисциплинарные условности, которые сопутствуют очным экзаменам в строгих кабинетах и аудиториях. С другой стороны, некоторые истории звучат так, будто бы они могли случиться и на обычном экзамене: многие студенческие уловки, ошибки и трагедии кажутся вечными и универсальными.
Взятки, подложные ноутбуки и крем на веб-камере — самые частые случаи
Чаще всего сдающие пытаются ухудшить качество видеосъёмки, наклеивая скотч или намазывая крем на камеру, сажают рядом с собой людей, которые тихонько (но всё же заметно) нашёптывают ответы. За такое прокторы банят сразу.
Также нередко сдающие пытаются договориться с проктором — например, предложить ему взятку. Они почему-то забывают, что и эти разговоры тоже записываются. В таких случаях прокторы вежливо рекомендуют вернуться к решению теста.
Сотрудники корпораций во время экзаменов нередко подменяют ноутбуки. Запись рабочего стола ведётся с MacOS, а при демонстрации рабочего места сдающий показывает стационарный компьютер или вообще красный ноутбук Lenovo на Windows. Этот момент вычисляется сразу.
Студент утёр нос системе
Однажды студент сдал часовой экзамен за 40 минут, ничем не выделяясь. Но в конце экзамена ему, по словам сотрудника «Экзамуса», захотелось утереть нос системе. Он отклеил шпаргалку от монитора и победоносно продемонстрировал её проктору, сообщив, что списал. Проктор отклонил всю сессию — видимо, сдающий не знал, что это можно сделать в любой момент, пока идёт запись.
Проктор в центрифуге
Прокторы жалуются, что очень часто сдающие, когда их просят показать комнату, начинают яростно вращать камеру вокруг себя. «Почему-то многим кажется, что это лучший способ показать стол и комнату, хотя для этого совершенно не обязательно разворачивать ноутбук вверх ногами» — говорит проктор.
Мастер над шептунами
Студент, который сдавал в общежитии, рассадил вокруг себя сразу нескольких помощников, которые спрятались от камеры. На все замечания проктора он отвечал, что вокруг никого нет. Когда проктор попросил показать комнату, сдающий подождал, пока все помощники выйдут, и только потом повертел камерой вокруг себя. Затем помощники вновь незаметно проскользнули в комнату и заняли свои позиции. История повторилась дважды — в итоге проктор всё-таки отклонил сессию.
Хитрая схема списывания, которая раскрылась до начала теста
Однажды сдающий и три его помощника разработали целую схему для помощи в решении теста. Проктор рассказал, что они построили хитрую систему передачи сигналов, которая работала с помощью зеркала: спрятавшиеся помощники могли видеть экран и при этом не попадать в камеру. Их план мог сработать, однако они почему-то решили ещё раз обговорить свои действия уже после того, как началась сессия, и сами раскрыли проктору свой замысел.
По словам прокторов, им часто приходится успокаивать расплакавшихся сдающих, которые получили плохую оценку или перенервничали во время экзамена. В таких случаях прокторы рекомендуют сдающему вернуться к решению теста. «В наши обязанности это не входит, но по-человечески их жалко», — говорит сотрудник «Экзамуса».
Несколько раз прокторам удавалось заметить хитрое и аккуратное списывание благодаря тому, что в одной аудитории сдавали сразу несколько человек. Сдающие виртуозно прятались от своей камеры, но их уловки были видны в камерах их соседей. Наблюдал за ними один-единственный проктор, который замечал эти нарушения.
Это любимая история прокторов. Сперва сдающая девушка довольно ловко прятала на столе второй ноутбук. Через некоторое время проктор всё же заметил его и потребовал убрать.
Ещё во время показа рабочего места проктор увидел под столом у девушки лишние ноги. Сдающая сказала, что ему показалось. Её допустили к сдаче экзамена, но через десять минут в кадре вновь появились эти ноги — при этом камера смотрела на лицо и грудь сдающей. Оказалось, что помощник пытался незаметно подобраться к девушке, но двигался по стульям, опираясь на стены руками. Почему он выбрал именно такой путь, а не попытался проскользнуть по полу, где его точно никто бы не увидел, прокторы так и не поняли.
Студент, уснувший на экзамене
Однажды студент уснул прямо во время сдачи теста, и камеры записали его получасовой сон. Прокторы решили, что бедняга слишком сильно вымотался, сдавая сессию, и не стали его будить.
Опекающие родители и миссия проктора
«Когда мы смотрим на прилежных студентов с особыми возможностями здоровья, — говорит проктор, — но с огромным желанием учиться, или, к примеру, на третьеклассника, который пришёл писать олимпиаду по физике, мы понимаем, зачем всё это и какую важную миссию мы выполняем».
Andrea Piacquadio / Photomix-company / Shuttesrtock / Polina Vari для Skillbox
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.